Ю.И. Лосев, О.И. Макарчук
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ГЕРМАНИИ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Промышленность Японии в предвоенный период развивалась сравнительно высокими темпами, хотя страна еще оставалась аграрно-индустриальной. Продолжался процесс концентрации производства и централизации капитала, росла доля монополистических объединений 1. В 1910 году японский экспорт в среднем составлял 606 миллионов иен в год, что равнялось 14,8 процента внутреннего национального продукта Японии. В 1913 году японский торговый флот имел водоизмещение 1,5 миллиона тонн и обслуживал 50 процентов внешней торговли Японии 2. Однако экономическое развитие страны существенно тормозили большие военные расходы и бремя внешних долгов, отвлекавшие крупный капитал. Иностранная задолженность Японии в 1913 году составляла 1970 миллионов иен 3.
Но, несмотря на финансовую зависимость от Британии, Франции и США, роль Японии в международных отношениях на Дальнем Востоке продолжала возрастать. Подобное положение объяснялось прежде всего тем, что Япония располагала в этом регионе наиболее крупными военноморскими и сухопутными силы. Международная обстановка складывалась для Японии благоприятно, так как великие державы готовились к мировой войне и стремились поддерживать хорошие отношения с япон-
4
ским правительством .
Отношения с Великобританией и соглашения с Россией и Францией косвенным путем ввели Японию в блок Антанты. Британия и ее союзники не смогли бы сконцентрировать свои силы в Европе, если бы Япония при поддержке Германии попыталась силой изменить положение, сложившееся на Дальнем Востоке. Японская дипломатия воспользовалась этим в своих интересах.
В 1912 году Япония была вынуждена вступить в консорциум, ставивший своей целью согласованное финансирование и эксплуатацию Китая великими державами. Подобное решение не удовлетворяло экспансионистски настроенную часть политической и бизнес-элиты Японии, поскольку от консорциума наибольшую выгоду получали как в политическом, так и в экономическом отношении западные державы. Создание консорциума явилось толчком к подъему националистической и милитаристской кампании в японских средствах массовой информа-
ции, которая развивалась под лозунгами установления японского господства в Азии 5.
Возросло влияние и активность обществ, занимавшихся пропагандой паназиатизма - идеи создания «великой восточно-азиатской сферы со-процветания», положенной впоследствии в основу официальной государственной доктрины. В этих обществах («Азия-гикай», «Тайхей») принимали участие политические деятели, профессура, генералитет 6.
Так, председатель «Тайхей» («Тихоокеанское общество») Хасегава, выступая на собрании членов общества в мае 1911 года, призвал правительство укрепить позиции Японии в странах Дальнего Востока и указывал, что США «стремятся усилить свое влияние в Китае и Маньчжурии за счет Японии» .
Лидеры паназиатских организаций создали отделения своих обществ в Китае, Таиланде, Индии и других странах Азии . Идеологи паназиатизма доказывали, что Япония, как наиболее развитая из азиатских стран, должна объединить и возглавить азиатские народы и бороться за их освобождение от господства белых колонизаторов 9. Проводилась идея, согласно которой все народы желтой расы должны поддерживать Японию, так как от ее успехов на международной арене зависит судьба этносов Азии в целом. Журнал «The Japan Magazine», например, писал, что Китай может избежать полного порабощения со стороны западных держав, только будучи в экономической и политической зависимости от Японии 10
Японский паназиатизм, зародившийся как следствие японского стремления к лидерству в Азии, как реакция на расовую дискриминацию, практикуемую Западом 11, изначально имел весьма агрессивный настрой. Один из его «отцов-основателей», японский мыслитель, идеолог либеральной буржуазии Фукудзава Юкити (1834—1901) еще по поводу японо-китайской войны 1894—1895 годов сформулировал базовые положения нового взгляда на мир: «Япония должна дать своим соседям пример цивилизованного и независимого государства и затем основать конфедерации всех азиатских наций на основании международного права, сообразуясь с теми началами, которыми руководствуются Соединенные Штаты для проведения в жизнь доктрины Монро... Только Япония сможет передать Китаю современную цивилизацию... Лишь укрепившись в Китае, Япония может стать подлинной великой державой и освободиться от опеки Англии.» 12.
В политической элите Японии не было, однако, единства взглядов по вопросу о том, в каком направлении должна развиваться экспансия. Круги торгово-промышленной буржуазии, связанной с судостроительными и пароходными монополиями, считали, что Японии после аннексии Кори следует в первую очередь укрепить свои позиции в Юго-Восточной Азии, то есть в Индокитае, Индонезии и на Филиппинах, и с этой целью воз-
можно быстрее увеличивать военно-морской флот 13. Подобное направление могло бы, несомненно, обострить до предела отношения Японии с Великобританией, Францией и США, которые видели эти территории в своих сферах влияния.
Японские монополисты, имевшие значительные капиталовложения в Китае и Корее, а также военно-бюрократические круги выступали за дальнейшее укрепление позиций Японии в Китае и на русском Дальнем Востоке, для чего, по их мнению, следовало увеличить сухопутную армию Японии 14. В Китае японские интересы приходили в столкновение с интересами Британии и США. Пытаясь примирить сторонников противоположных взглядов относительно путей экспансии, журнал «Тайо», связанный с паназиатскими обществами, писал, что Япония должна активно действовать в Маньчжурии и на островах Тихого океана 15. Но Япония не обладала достаточными средствами, для того чтобы одновременно форсировать рост военно-морского флота и сухопутной армии. Поэтому в предвоенные годы шла довольно острая борьба по вопросам увеличения сухопутных сил и флота, в которой участие принимали судостроительные компании и монополии, связанные с производством оружия и снаряжения для армии 16.
Второй кабинет лидера военно-бюрократических кругов Кацура тратил значительные суммы на повышение боеспособности армии и строительство флота 17. Однако эти расходы существенно увеличивали социальную напряженность в стране. Русский посол в Токио Малевский-Малевич писал, что население Японии изнемогало «при общем вздорожании жизни и застое в делах, под тяжестью военных налогов, а государственный долг увеличивался ежегодно с тревожной быстротой» 18. Попытка правительства Кацура реализовать крупный четырехпроцентный заем на внутреннем рынке с целью выкупа облигаций внешних займов успеха не имела 19. После того как нижняя палата японского парламента отказалась утвердить предложенный правительством заем в 450 миллионов иен, предназначенный для строительства стратегических железных дорог, кабинет Кацура в августе 1911 года ушел в отставку 20.
Новый кабинет возглавил Киммоти Сайондзи, президент партии
«Риккен Сэйюкай», представлявшей интересы крупной буржуазии и ори-
21
ентированной в основном на концерны Мицуи и Ясуда . Правительство нового кабинета проводило в принципе ту же политику, но гораздо более осторожно. Отмечая этот факт, аналитики «The Peking Daily News» писали: «Военная партия во главе с князем Кацура проповедует самое широкое вмешательство Японии в дела Китая с целью его раздела. Консервативная во главе с маркизом Сайондзи преследует более мирные цели
в Китае, ограничиваясь только влиянием на дела Китая... но обе партии стремятся к тому, чтобы Япония развивалась за счет Китая» 22.
Правительство Сайондзи сделало попытку улучшить финансовое положение страны за счет некоторого ограничения военных затрат, прекращения государственного субсидирования промышленности, сокращения административных расходов и т.д. Проект бюджета, составленный на 1913 год, предусматривал сокращение государственных расходов на
23
26 миллионов иен . В ответ на это военная партия под предлогом роста вооруженных сил России внесла в парламент предложение дополнительно сформировать две дивизии и разместить их в Корее 24. Вопрос об их формировании был поднят еще Кацура в 1911 году 25.
Увеличение сухопутной армии Японии могло быть направлено прежде всего против России и Китая. По вопросу об увеличении сухопутных сил в Японии развернулась острая политическая борьба. В силу достаточно тяжелых социально-экономических условий и низкого уровня жизни, население страны было негативно настроено по отношению к империалистическим амбициям военного лобби. Используя эти настроения, лидеры «Сэйюкай» на митингах и в прессе выступали против увеличения сухопутной армии. Их поддерживали представители военно-морских кругов и судостроительных компаний, опасавшиеся сокращения расходов на флот и уменьшения правительственных заказов на строительство военных кораблей 26.
Для того чтобы не допустить сокращения военных расходов, лидеры «военной партии» добились отставки военного министра Уэхара и воспрепятствовали назначению на эту должность главы Генерального штаба Аримото Ямагата 27. В такой обстановке в декабре 1912 года правительство Сайондзи ушло в отставку, а во главе его вновь стал Кацура, который предпринял попытку укрепить положение правительства путем создания собственной партии «Досикай» и роспуска парламента. Однако после массовых социальных недовольств и волнений в феврале 1913 года третий кабинет Кацура также ушел в отставку 28.
Новое правительство возглавил адмирал Гоннохеэ Ямамото. Соответственно попытка добиться увеличения сухопутных вооруженных сил потерпела провал, но значительно увеличены были ассигнования на строительство военно-морского флота 29. В начале 1914 года в прессу проникли сведения о коррупции в высшем эшелоне военно-морского флота (о незаконных сделках японского адмиралтейства с немецкой компанией Siemens) 30. Это стало поводом для мощных антиправительственных выступлений. В Токио народ окружил здание парламента и министры были вынуждены тайно выбираться оттуда. Правительство Ямамото подавило беспорядки военной силой, но все же вынуждено было в марте 1914 года уйти в отставку.
В период работы перечисленных выше кабинетов интересы Японии в Южной Маньчжурии только возрастали. В 1911/12 финансовом году только на Фушуньских каменноугольных копях было добыто 1,343 миллиона тонн угля. Южно-Маньчжурская железная дорога за 1913 год вы-
31
платила держателям акций 7 процентов дивидендов . Используя ЮжноМанчжурскую железную дорогу и Дайренский порт, японские монополии уже контролировали подавляющую часть внешней торговли Китая, которая велась через порты Гуаньдунского (Квантунского) полуострова. По данным газеты «Дзи-дзи Симпо», в 1910 году через порты этого полуострова было ввезено иностранных товаров на 50 миллионов иен, из которых
32
36 приходилось на долю Японии . Как уже отмечалось, попытки Японии достигнуть соглашения с Россией об аннексии Северо-Восточного Китая не получили поддержки российского правительства. Тогда Япония навязала Китаю новые неравноправные соглашения, направленные на укрепление своих позиций в Южной Маньчжурии. Поверенный в делах Франции Клосс сообщал в декабре 1912 года, что военно-бюрократическая партия, возглавляемая Кацура, считает необходимым немедленно предпринять решительные шаги для дальнейших захватов в Маньчжурии.
В мае 1913 года было подписано японо-китайское соглашение, по которому на 1/3 понижались пошлины на товары, ввозившиеся в Китай и вывозившиеся из Китая по Южно-Маньчжурской и корейским железным дорогам. Но в основном этот путь использовали японские предприниматели, которые, кроме того, добились сокращения транзитных пошлин для морских и железнодорожных перевозок от Осака до Аньдуня. Используя эту и другие льготы, японские коммерсанты успешно конкурировали с предпринимателями других государств, особенно в области сбыта хлопчатобумажных тканей 33.
Во время взятия Нанкина 1 сентября 1913 года войсками Юань Шикая были убиты три японца. Япония использовала этот факт для нового нажима на Китай и потребовала за убитых денежную компенсацию в 800 тысяч иен, одновременно увеличив свои гарнизоны на железной дороге Пекин -Тяньцзинь и в Ханькоу. Правительство Китая вынуждено было принять японский ультиматум. Кроме того, Япония 5 октября 1913 года, используя методы военного и политического давления, в частности дав обещание признать правительство Юань Шикая, навязала Китаю соглашение, по которому последний обязался построить на займы, полученные от Японии, три железные дороги в Маньчжурии и Восточной Монголии: от Сыпина через Чженцзятун к границам Внутренней Монголии до Таонаня; от Кайюня на восток до Хайлуна; от Чаньчуня до Таонаня. Кроме того, китайское правительство обязывалось использовать японские средства
при постройке железных дорог от Таонаня на юго-запад до Чандэ и от Хайлуна на северо-запад до Цзилиня.
Все пять линий должны были соединиться с Южно-Маньчжурской железной дорогой и в дальнейшем составить единую сеть, которая должна была связать воедино японскую сферу влияния в Северо-Восточном Китае. Соглашение было оформлено в виде обмена нотами, и детали его дальнейшего осуществления должны были являться предметом последующих переговоров. Тем не менее, подписание этого соглашения оценивалось как большое достижение японской внешней политики 34. В дальнейшем японские политики, ссылаясь на соглашение от 5 октября 1913 года, отстаивали
35
свое право на полное господство в Южной Маньчжурии .
Однако в Японии не было единого мнения о дальнейшей тактике относительно Китая. Так, газета «Нироку» требовала, чтобы японское правительство ввело войска в Южную Маньчжурию и Внутреннюю Монголию и добилось утверждения японского влияния в долине реки Янцзы 36.
В то же время Великобритания имела наиболее крупные капиталовложения в Китае и сохраняла преобладающие экономические и политические позиции на Дальнем Востоке, хотя конкуренция со стороны японских, германских и американских компаний приводила к тому, что доля Британии и ее флота во внешней торговле Китая постепенно уменьшалась. Если в 1899 году 3/5 внешней торговли Китая обслуживалось британскими кораблями, то к 1913 году только 2/5 осуществлялось англий-
37
скими судами .
В связи с приближением Первой мировой войны и революционными событиями в Китае, правительство Великобритании в дальневосточных делах в целях укрепления своих позиций в Тибете и сохранения Японии как союзника в борьбе против Германии первостепенное внимание стало уделять политическим вопросам.
Стремясь изолировать Индию от Китая, британские официальные лица заявляли, что в Тибете Англия преследует лишь оборонительные цели. Объективно же Китай был слишком слаб, чтобы угрожать безопасности английских владений в Индии, и добивался только осуществления собственных законных прав в Тибете. В декабре 1912 года Великобритания ввела свои войска в Лхасу для отторжения Тибета от Китая. Используя меры военного и политического давления, английское правительство, игнорируя протесты Китая, в июле 1914 года заключило с Тибетом соглашение, по которому Британия получала чрезвычайно широкие экономические привилегии в этой части Китая.
В дальневосточной политике Великобритания продолжала опираться на союз с Японией. Вопрос о досрочном изменении англо-японского союзного договора 1905 года и о замене его договором 1911 года доста-
точно глубоко освещен в мировой историографии 38. Основной причиной этого пересмотра явилось ухудшение японо-американских отношений и недовольство правительства США тем, что Япония на Дальнем Востоке опиралась на Великобританию. Поводом же послужило предложение правительства США, сделанное Британии, о заключении арбитражного договора. Подписание подобного договора означало бы отказ Англии от своих обязательств перед Японией в случае японо-американской войны. В то же время правительство Великобритании не могло отвергнуть американское предложение, так как сама Британия искала пути для сближения с США в свете предстоящей войны. Что касается Японии, то при активной поддержке Англии она стала великой державой и стремилась выйти из-под английской опеки, для того чтобы получить большую роль в дальневосточных делах, и в то же время не меньше Британии нуждалась в сохранении союзного договора и в финансовом отношении продолжала зависеть от Англии (британские капиталовложения в Японии в 1913 году составляли 603 миллиона иен) 39. Разрыв союза с Англией лишил бы Японию финансовой поддержки Альбиона, ухудшил отношения со странами Антанты, что, несомненно, ослабило бы ее в борьбе с США. В период англо-японских переговоров о пересмотре союзного договора в прессе появились сообщения о том, что Япония форсирует строительство военно-морского флота, опасаясь разрыва с Англией 40.
В июле 1911 года был подписан третий англо-японский союзный договор, в который была включена статья, освобождавшая обе стороны от союзнических обязательств против третьей державы, с которой одна из них вступила бы в договорные отношения о третейском суде. Кроме того, в новый договор не были включены две статьи из договора 1905 года (ст. 3 и 4), одна из которых предусматривала свободу действий Японии по охране ее интересов в Корее, а вторая - свободу действий Великобритании по вопросам «безопасности индийской границы» 41. Статья о Корее была исключена в связи с аннексией последней Японией, а исключение статьи о безопасности индийской границы стало возможным в результате улучшения русско-английских отношений.
Новый договор лишал Японию поддержки Великобритании в случае ее войны с США, но в то же время предоставлял японским дипломатам большую свободу для различных комбинаций на Дальнем Востоке. Члены английского правительства и лондонская пресса подчеркивали, что Великобритания придает большое значение новому договору. Постоянный заместитель министра иностранных дел А. Николсон в беседе с российским послом Бенкендорфом заявил, что договор дает Британии возможность смягчить
трения в связи с ограничениями относительно японских иммигрантов в Австралии и сократить военно-морские силы на Тихом океане.
Министр иностранных дел Э. Грей считал, что если бы договор с Японией не был заключен, то Англии пришлось бы держать на Дальнем Востоке 12 тяжелых крейсеров. Подписав договор 1911 года, Великобритания известным образом гарантировала себя от того, что Япония может вступить во враждебную для нее коалицию.
Союз с Англией давал Японии возможность играть большую роль в делах Дальнего Востока. Летом 1912 года князь Кацура в беседе с германским послом в Токио Рексом заявил, что англо-японский союз является базой для взаимоотношений держав в восточно-азиатских вопросах, и заметил, что в случае разрыва мы немедленно вошли бы в конфликт с англичанами, которые имеют в Восточной Азии наибольшую заинтересованность.
Значительная часть японской прессы выражала недовольство ослаблени-
42
ем англо-японского союза . В то же время в Японии подчеркивали, что причиной для возобновления англо-японского союза является нестабильность в Китае 43. Благодаря наличию такого договора, писал граф Окума, «ни одна из держав не могла действовать независимо» 44 в период Синьхайской революции. В январе 1914 года глава Министерства иностранных дел Японии Макино, выступая на заседании японского парламента, говорил о том, что стабилизировать ситуацию в Китае (и сохранить присутствие иностранного капитала в стране) удалось благодаря именно этому союзу 45.
Представители японского правительства и проправительственная пресса не раз напоминали, что Япония будет поддерживать британское господство в Индии и других странах Азии лишь при условии, что Англия не будет конкурировать с Японией в Китае. Существование серьезных противоречий между странами не устраняло и наличие союзного договора. Япония стремилась добиться преобладающего политического и экономического влияния в Китае, но не имела для этого достаточно материальных ресурсов и встречала ожидаемое противодействие других держав, в том числе Великобритании. Весной 1913 года «The Times» опубликовала статью, в которой критиковалась японская политика в Китае. В связи с подобным выступлением официальной прессы советник японского Министерства иностранных дел Ямадзэ Ендзиро вынужден был отметить охлаждение англо-японских отношений по сравнению с тем временем, «когда обе державы имели общего врага в лице России», и довольно резко заметил, что, хотя «Россия и Англия стали теперь друзьями», правительству Великобритании не следует забывать, что «именно благодаря союзу с Японией Англия может отозвать свой флот с Тихого океана» 46.
Недостаток свободных капиталов сдерживал японскую экспансию в Китае. Полученные Японией от Китая концессии на строительство железных дорог не реализовались из-за отсутствия денежных вливаний. В связи с предвоенным наращиванием вооружений сократили свободные капиталы и в Европе. Япония столкнулась со значительными трудностями при размещении внешних займов. В мае 1914 года премьер-министр Окума в беседе с корреспондентом «The Times» говорил о необходимости экономического сближения между Англией и Японией и выдвинул следующую «формулу» их сотрудничества в Китае: английские деньги -японский ум. Это означало осуществление совместной деятельности в Китае на английские деньги с привлечением японских специалистов. Но это экстравагантное предложение, разумеется, не было поддержано в Великобритании. В результате в некоторых японских газетах были опубликованы антианглийские статьи, в которых указывалось, что всю выгоду от англо-японского союза якобы получает Британия, а в английских газетах в свою очередь появились высказывания о необоснованных претензиях Японии на установление гегемонии в Китае, поскольку именно британские банки имеют наибольшие вложения в Китае. Так, например, англичане вложили громадные деньги в промышленность и железные дороги Китая, а у Японии, за исключением Южной Маньчжурии, имелись лишь
47
незначительные правительственные предприятия .
Усиливалось англо-японское торговое и политическое соперничество и в других странах Азии, в том числе в британских колониях и доминионах. Например, в 1913 году начались трения в связи с тем, что японская пароходная компания «Ниппон-Юсен-Кайся» открыла регулярные рейсы в Калькутту и другие порты Индии. Англо-индийская пароходная компания, которая до этого времени сохраняла монополию в осуществлении торгового мореплавания вдоль побережья Индии, стала терпеть убытки. Попытки представителей английской корпорации договориться с японской компанией о прекращении конкуренции потерпела неудачу. После этого английский посол в Токио официально обратился за помощью в японское Министерство иностранных дел, но достичь соглашения по этому вопросу не удалось 48. Чтобы сгладить остроту противоречий в начале 1914 года первый лорд адмиралтейства У. Черчилль, выступая в парламенте по вопросу о морском бюджете, говорил о дружественных отношениях между Англией и Японией и подчеркнул при этом, что увеличение военно-морских сил Британии направлено не против Японии 49.
В то же время увеличивалась и роль Германии в мировой политике, в том числе и на Дальнем Востоке. Главным объектом приложения германских усилий продолжал оставаться Китай. Как уже отмечалось, по
сумме капиталовложений в Китае Г ермания занимала третье место (после Британии и России). При этом объем инвестиций и торговый оборот с Китаем постоянно росли. По статистике китайских морских таможен, Германия по сумме прямого товарооборота с Китаем стояла на пятом месте, но это было связано с тем, что «национальная принадлежность» товара определялась китайскими таможнями не страной-производителем, а тем, из какого порта он был ввезен в Китай, поэтому германские товары, доставленные через порты Британии и Гонконга, учитывались китайской
50
статистикой как английские .
Возрастала и роль германской колонии Циндао как экономической и политической базы Г ермании в Китае. Этот порт посредством железной дороги, построенной на германские инвестиции, был соединен с крупнейшими центрами Китая - Пекином, Тяньцзином, Нанкином и др. За период с 1904 по 1913 год ввоз товаров через этот порт увеличился в 5 раз и составил в 1913 году 15,5 миллиона лян 51. В Шаньдунской провинции германские монополии, помимо крупных торговых фирм и железной дороги, производили инвестиции в быстро развивавшиеся железорудные и каменноугольные предприятия и приступили к постройке большого металлургического завода 52. Огромное стратегическое значение этого порта для продвижения Германии на Дальнем Востоке подчеркивал и А. Тирпиц, отмечая, что германизм все более укрепляет свои позиции в огромной империи.
Тем не менее, военно-политические позиции Германии на Дальнем Востоке продолжали оставаться слабыми, так как она не имела возможности держать значительные силы флота в водах Тихого океана. Попытки германской дипломатии сблизиться с США результата не давали. В силу названных причин правительство Германии добивалось улучшения отношений с Японией, чтобы разбить (в идеале) или ослабить англо-японский союз и обеспечить нейтралитет Японии на случай англо-германского военного конфликта. В германской прессе начиная с 1908 года периодически помещались статьи
о росте англо-японских противоречий и возможности разрыва англояпонского союза. Отмечая причины подобных публикаций, русский представитель в Берлине писал, что «все шаги германской политики направлены в настоящее время к одной цели - раздробить по возможности морские силы Англии и парализовать ее преобладающее влияние на решение
53
международных вопросов» .
В свою очередь в японской политической элите были деятели, тяготевшие к союзу с Германией, особенно в военно-бюрократических кругах. Так, поверенный в делах Франции в Токио Клосс в декабре 1911 года отмечал, что князь Кацура, генерал Тэраути и некоторые другие политические «тяжеловесы» настроены определенно пронемецки и недовольны
позицией Великобритании в связи с японской экспансией в Маньчжурии, в то время как Германия, по их мнению, могла отнестись положительно к этой военной политике укрепления в Китае. В этом же году при содействии Кацура было создано японо-германское общество, имевшее целью содействие экономическому и культурному сотрудничеству. В 1912 году тот же Кацура в беседе с послом Г ермании назвал себя «учеником Г ермании» в отношении идеологии и эстетики государственного строительства.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Takeda, T. The financial policy of the Meiji government // The Developing Economies. - 1965. - N 3; Ohkawa, K. Capital formation in Japan / K. Ohkawa, H. Rosovsky // The Cambridge economic history of Europe. - Cambridge UP, 1978. -Vol. 7. - P. 2; Halliday, J. A political history of Japanese capitalism. - N.Y., 1975; Landes, D.S. Japan and Europe: contrasts in industrialization // The State and economic enterprise in Japan. - Princeton UP, 1965; Goldsmith, R.W. The financial development of Japan, 1868-1977. - Yale UP, 1983; Crawcour, E.S. Industrialization and technological change in Japan, 1885--1920 // CHJ. - 1989. -N 6 ; etc.
2 См.: Borton, H. Japan’s Modern Century. - N.Y., 1995. - P. 23-24.
3 См.: Landes, D.S. Op. cit. - P. 324-328.
4 См.: Beasley, W.C. Japanese imperialism, 1894-1945. - Oxford, 1987. - P. 172.
5 См.: Conroy, H. Japan in transition: thought and action in the Meiji era, 18681912 / H. Conroy, S.T.W. Davis, W. Patterson. - L., 1984. - Р. 167-169.
6 См.: Lone, S. Army, empire and politics in Meiji Japan: the three careers of General Katsura Taro. - N.Y., 2000. - Р. 435.
7 Малевский-Малевич - Нератову, 23/10 мая 1911 г. // АВПРИ. Ф. Японский стол. - Д. 918. - Л. 194.
8 См.: Верисоцкая, Е.В. Идеология японского экспансионизма в Азии в конце XIX - начале ХХ в. - М., 1990. - Ч. 2. - С. 199-200.
9 См. там же. - С. 203; Conroy, H. Op. cit. - P. 175-178.
10 См.: The Japan Magazine. - 1913. - N 2. - P. 100.
11 См.: Ida Yumiko. Fleeing the West, making Asia home: Transpositions of otherness in Japanese Pan-Asianism, 1905-1930 // Alternatives. - Delhi, 1997.
12 Китай и Япония. - 1912. - № 78. - С. 30-31. (В публикации фамилия философа транслитерируется как Укита.)
13 См.: Ramseyer, J.M. The politics of oligarchy: instiutional choice in imperial Japan / J.M. Ramseyer, F.M. Rosenbluth. - Cambridge UP, 1996. - Р. 189.
14 См.: Beasley, W.C. Op. cit. - P. 224.
15 См.: Peattie, M.R. Nan'yo: the rise and fall of the Japanese in Micronesia, 18851945. - Honolulu : University of Hawaii Press, 1988. - Р. 48.
16 См.: Ramseyer, J.M. Op. cit. - P. 260.
17 См.: Lone, S. Op. cit. - Р. 291-304.
18 Малевский-Малевич - Нератову, 14/01 октября 1913 г. // АВПРИ. Ф. Японский стол. - Д. 921. - Л. 339.
19 См.: Lone, S. Op. cit. - P. 305-308.
20 См. Ibid. - P. 310.
21 См.: Ramseyer, J. M. Op. cit. - P. 285.
22 The Peking Daily News. - 1912. - 28 Oct.
23 См.: Halliday, J. Op. cit. - Р. 151.
24 См.: Patterson, W. Japanese imperialism in Korea: a study of immigration and foreign policy // Japan in transition: thought and action in the Meiji era. - L., 1988. -Р. 505.
25 См.: Lone, S. Op. cit. - P. 277.
26 См.: Ramseyer, J.M. Op. cit. - P. 290; Китай и Япония. - 1912. - № 109. -С. 3-4.
27 См.: Mitani, T. The establishment of party cabinets, 1898-1932 // CHJ. - 1990. -N 6. - Р. 37.
28 См.: Lone, S. Op. cit. - P. 322-348.
29 См.: Beasley, W.C. Op. cit. - P. 240-245.
30 См.: Lone, S. Op. cit. - P. 360.
31 См.: Willcock, H. Meiji Japan and the late Qing political novel // Journal of Oriental Studies 33. - 1995. - Р. 419.
32 См.: Китай и Япония. - 1912. - № 105. - С. 25.
33 См.: Ramseyer, J.M. Op. cit. - P. 318-319.
34 См.: Akagi, H. Japan’s Foreign Relations 1542-1936. - Tokio, 1936. - P. 295.
35 См.: Peattie, M.R. The Japanese colonial empire, 1895-1945 // CHJ. - 1988. -N 6. - Р. 14-15.
36 См.: Вестник Азии. - 1914. - № 25-26. - С. 128.
37 См.: Dimbledy, D. An ocean apart: The relationship between Britain a. America in the twentieth century / D. Dimbledy, D. Reynolds. - L., 1988. - Р. 95.
38 См.: O’Brien, P. The Anglo-Japanese alliance. - L., 2003. - Р. 8-34 (историографический обзор).
39 См.: Goldsmith, R.W. The financial development of Japan, 1868-1977. - Yale UP, 1983. - Р. 41.
40 См.: The Japan Financial and Economic Monthly. - 1911. - N 7. - P. 2.
41 O’Brien, P. Op. cit. - Р. 428-431.
42 См.: Депеша Броневского Нератову, 28/15 июля 1911 г. // АВПРИ. Ф. Японский стол. - Д. 918. - Л. 279-280.
43 См.: Китай и Япония. - 1912. - № 69. - С. 58.
44 The Japan Magazine. - 1913. - N 2. - P. 74.
45 См.: Китай и Япония. - 1914. - № 176. - С. 39.
46 The Japan Chronicle. - 1913. - 3 Apr.
47 См.: Вестник Азии. - 1916. - Кн. 1. - С. 173-174.
48 См.: Дальний Восток. - 1914. - № 24. - С. 40-43.
49 См. там же. - С. 31.
50 См.: Бюллетень справочной части во внешней торговле Министерства торговли и промышленности. - 1915. - № 2.
51 См.: Китай и Япония. - 1914. - № 216. - С. 44.
52 См.: Remer, C. Op. cit. - Р. 708.
53 Булацель - Извольскому, 16/03 апреля 1909 г. // АВПРИ. Ф. Канцелярия МИД., 1909. - Д. 20. - Л. 123.