ВОСТОКОВЕДЕНИЕ
Н.А, Буль
ДАЛАЙ-ЛАМА XIII. ПОИСК ПЕРЕРОЖДЕНИЯ И ПРИЗНАНИЕ ЕГО ИСТИННОСТИ КИТАЙСКОЙ СТОРОНОЙ
События, связанные с поисками Далай-ламы XIII и признанием истинности его перерождения китайской стороной - малоисследованный эпизод истории Тибета, который как нельзя лучше иллюстрирует ослабление власти Китая в Тибете в конце XIX в.
Далай-лама XIII родился 5 мая 1876 г. в Дагпо, южной части центрального Тибета, и был наречен при рождении Лозанг Табкхе Гьямцо (В1о-га1^ ТИгЬв-тИгав Л^а-тЛво). Весной 1876 г. истек год с момента смерти Далай-ламы XII и, согласно традиции, Панчен-лама VIII отдал распоряжение о начале поисков перерожденца. Согласно источникам, Панчен-лама VIII, проведя ночь в молитвах и медитации, на рассвете приказал вести поиски на юго-востоке от Лхасы. После этого был приглашен знаменитый прорицатель по имени Дорчже Джагден (11с1о-де Бга£-Мап), который, проведя несколько дней в медитации и совершив необходимые ритуалы, подтвердил слова Панчен-ламы VIII о том, что поиски надо вести на юго-востоке от Лхасы. Когда, в связи с вышеуказанными событиями, регент созвал правительство (кашаг), прибыл эмиссар от настоятеля монастыря Чокхоргьял (С1ю8-к1юг-^уа1), находившийся как раз в округе Дагпо. Эмиссар, исполняя поручение настоятеля, поведал о чудесах, творящихся в округе. Кашаг принял решение направить Лозанга Даргье (В1о-Ьгап§ Баг-^уаз), одного из мастеров школы странствующих монахов тантристов Гьютод (К^уи^ос!), к Озеру Душ (Вк-т^Ьо). Лозанг Даргье увидел в водах озера местность, где появился на свет перерожденец. Уснув на берегу, он еще трижды видел эту местность во сне. Вернувшись в Лхасу, Лозанг тут же доложил о произошедшем. Немедленно в округ Дагпо с богатыми дарами были направлены два представителя тибетского правительства - секретарь кашага Лхаванг Норбу (Ыш-сШаг^ Иог-Ьи) и Чанчуб Намджол (Вуагщ-сИиЬ Кпат-§го1), носивший титул кучаркхенчена (духовного лица, все время находящегося при далай-ламе). Встретившись с мальчиком и его семьей и, проведя необходимые процедуры, посланники кашага окончательно убедились, что перед ними действительно перерождение Далай-ламы XII. После того как посланники, вернувшись в Лхасу, доложили о том, что мальчик в Дагпо является Далай-ламой, был собран большой совет, на котором присутствовали все министры (калоны), представители трех главных монастырей (Гадена, Дрипунга и Сера), светские и церковные чиновники, а так же амбань, объявивший волю императора Гуансюя: признавать мальчика перерожденцем и освободить его от церемонии жеребьевки. Речь шла о статье № 1 императорского указа 1793 г., в соответствие с которой среди претендентов на титул далай-ламы должна была проводиться жеребьевка. Имена основных претендентов писались на клочках бумаги, которые затем
©Н.А. Буль, 2007
помещали в золотой кувшин. Ребенок, чье имя значилось на бумаге, которую выттаскивал амбань, становился далай-ламой.
По окончании совета был собран пышный караван с еще более богатыми дарами, чем в предыдущий раз, который возглавил калон Лхаванг Дорчже (Lha-dbang Rdo-rje). Караван направился в Дагпо1.
20 октября 1877 г., в день, который астрологи сочли наиболее благоприятным, караван из Лхасы вошел в округ Дагпо. Родителям и мальчику были поднесены богатые дары, после чего делегация вместе с перерожденцем отбыла в Лхасу. Родителям было суждено снова увидеть своего сына только через 12 лет в 1900 г.2
14 ноября 1877 г. была проведена церемония, на которой присутствовали кашаг, представители от трех крупнейших монастырей и регент. На этой церемонии амбань объявил о том, что император признает мальчика перерождением Далай-ламы3.
Амбань лукавил. Эдикт императора о признании Далай-ламы был издан только в 1879 г., т. е. спустя как минимум полтора года с момента заседания совета, иными словами, амбань объявлял о воле императора, которую сам император еще не успел изъявить. Помимо этой неувязки, в эдикте императора есть еще одно место, заслуживающее особого внимания. Как мы помним, на заседании кашага амбань объявил о том, что император освобождает ребенка от процедуры жеребьевки. Императорский эдикт рисует перед нами иную картину событий:
. «На днях был получен доклад главы Нашего представительства в Тибете, в котором сказано следующее: “С того момента как перерожденец Далай-ламы появился на свет, было явлено много счастливых знамений. Характером и внешним видом он благопристоен, ведет себя незаносчиво, сведущ в Каноне, и узнает предметы, которыми пользовался предыдущий Далай-лама, когда поклонялся Будде. Все монахи и миряне Тибета, узнав и увидев это, полностью подчинились новому воплощению Далай-ламы. Затем глава Нашего представительства в Тибете написал имя мальчика, являющегося перерождением Далай-ламы, и поместил его в золотой сосуд, освобождая его от необходимости тянуть жребий”. Все вышеперечисленное явилось основанием признать мальчика истинным перерождением Далай-ламы»4.
Из эдикта следует, что император вовсе не освобождал мальчика от обряда жеребьевки. Более того, судя по указу императора, в докладе, который амбань ему направил, формально обряд жеребьевки проводился. Пусть лишь формально, но слово представителя императорской власти было решающим. Амбань, помещая единственный клочок бумаги в кувшин, символически от имени императора благословлял Далай-ламу на правление Тибетом. Однако, нам нигде больше не удалось найти никаких сведений о том, что подобный, пусть символический, обряд вообще проводился. Конец XIX в. ознаменовался закатом цинской империи, поэтому амбаню, представителю власти императора, приходилось лавировать, спасая авторитет императора. Наверняка еще до заседания кашага, на котором обсуждалось возможность приглашения маленького Далай-ламы в Лхасу, амбань узнал о том, тибетцы не будут проводить жеребьевку, поэтому он и объявил о воле императора, которой, скорее всего, не было. Однако в отчете императору амбаню пришлось снова солгать о символической жеребьевке, которая, скорее всего, никогда и не была проведена.
1 'JigsmedBsamgrub. Gon-sa talai-lama sku-phren rim-byon-gyi chos-srid mdzad-mam (История теократического
правления далай-лам). Пекин, 2000. С. 706-708.
Schulematm G. Geschichle den Dalai-Lamas, Leipzig, 1958. S. 363 'Jigsmed Bsamgntb. Op. cit. C. 709.
Xizang lishi dang-an huicui (Коллекция тибетских исторических архивов). Пекин, 1995. С. 66.
Статья принята к печати 26 февраля 2007 г.