References
1. Artemov A.A., Istomina N.B. Teoreticheskie osnovy metodiki obucheniya matematiki v nachal'nyh klassah. Moskva - Voronezh, 1996.
2. Podhodova N.S., Fefilova E.F. Osobennosti formirovaniya poznavatel'nyh universal'nyh uchebnyh dejstvij. Vestnik Severnogo (Arkiicheskogo) Federal'nogo Universiteta. Seriya: Gumanitarnyh i social'nyh nauk. 2013; 4: 139 - 146.
3. Careva S.E. Metodika prepodavaniya matematiki v nachal'noj shkole. Moskva, 2014.
4. Talyzina N.F. Formirovanie poznavatel'noj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov. Moskva, 1988.
5. Shadrina I.V. Matematicheskoerazvitie mladshih shkol'nikov: monografiya. Moskva, 2009.
Статья поступила в редакцию 22.10.18
УДК 378
Omarova Е.М., Senior Lecturer, Department of Education Management, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Bagirova Z.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Education Management, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), E-mail: [email protected]
DAGESTAN FAMILY TRADITIONS AS OPTIMUM CONDITION OF FORMATION OF POSITIVE IMAGE OF TEENAGERS. The article studies problems of formation of positive image of teenagers in modern conditions, influence of family traditions on formation of positive image reveal, the short analysis of a condition of this problem is given, the attention is focused on expediency of formation of positive image of teenagers on the Dagestan family traditions, the role of family in formation of positive image of teenagers is staticized. A Dagestan family pays great attention to the education of the younger generation of physical and moral and volitional, ethical qualities necessary for life. It is concluded that the observance of family traditions and customs contributes to the revival and preservation of national culture and the formation of spiritual qualities and moral health of adolescents.
Key words: positive image, family, family traditions, ideal, values, moral qualities.
Э.М. Омарова, ст. преп. каф. управления образованием, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
З.К. Багирова, канд. пед. наук, доц. каф. управления образованием, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ДАГЕСТАНСКИЕ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ОПТИМАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ПОДРОСТКОВ
В статье раскрываются проблемы формирования позитивного имиджа подростков в современных условиях, влияние семейных традиций на формирование позитивного имиджа, дается краткий анализ состояния данной проблемы, акцентируется внимание на целесообразности формирования позитивного имиджа подростков на дагестанских семейных традициях, актуализируется роль семьи в формировании позитивного имиджа подростков. В дагестанской семье уделяется большое внимание воспитанию у подрастающего поколения физических и нравственно - волевых, этических качеств, необходимых для жизнедеятельности. Сделан вывод о том, что соблюдение семейных традиций и обычаев способствует возрождению и сохранению национальной культуры и формированию духовных качеств и нравственного здоровья подростков.
Ключевые слова: позитивный имидж, семья, семейные традиции, идеал, ценности, морально-нравственные качества.
Формирование совершенного человека является лейтмотивом народного воспитания и целью государства и в связи с этим формирование позитивного имиджа подростка является наиболее актуальным на современном этапе.
В настоящее время немногие дагестанцы могут рассказать подробно о традициях и семейных ценностях народов Дагестана. Поэтому есть настоятельная необходимость возродить то, что ценили наши предки и ныне ценят в семьях, где сохраняются дагестанские традиции. Это важно, т.к. именно в семье формируются, выращиваются сакральные и культурные ценности подрастающего поколения, которые передаются старшими младшим. В этой связи возникает необходимость осознания важности участия семьи в становлении и формировании личности подростка, его самосовершенствования.
Анализ многочисленных исследований по данной проблеме показывает, народный идеал совершенного человека - это суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться. Одно из центральных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».
Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности.
В кандидатской диссертации С.А. Аминтаевой под руководством Ш.А. Мир-зоева на тему: «Формирование у студентов имиджа современного руководителя образования» было раскрыто понятие имиджа, направленного на формирование эмоционально окрашенного социально востребованного образа [1].
В дагестанской семье уделяется большое внимание воспитанию у подрастающего поколения физических и нравственно-волевых, этических качеств, необходимых для жизнедеятельности. Построение позитивного имиджа подростка необходимо начинать в школе, с учетом традиций семьи, так как формирование личности происходит в первую очередь в семье.
«Добрыми народными традициями и обычаями дагестанцев являются почитание старших в семье, уважительное отношение к родителям. Проявлять уважение - это значит ценить тех, кому ты обязан своим появлением на свет,
дорожить добрым человеческим отношением, ценить положительные качества в людях, соблюдать правила общественной жизни» [2, с. 69].
Несмотря на обилие научно-методической литературы по данной проблеме, остаётся актуальным противоречие между необходимостью формирования позитивного имиджа подростков и отсутствием эффективных методик его формирования. Одним из способов формирования позитивного имиджа подростка была разработанная нами программа воспитания на основе семейных и народных традиций и обычаев.
Семейные традиции, народные обычаи, общепринятые нормы и правила поведения, порядок действий людей играют важную роль в формировании самосознания подростков, способствуют сохранению национальной культуры и воспитанию у них нравственно - этических качеств. Дагестанские народы имеют богатые семейные традиции, что сегодня имеет исключительно большое значение в формировании позитивного имиджа подростков. Лучшие народные традиции, обычаи, семейные обряды, горский этикет формируют имидж подростка. С древнейших времен горцы придавали большое значение формированию брач-но-семейных отношений и подготовке подростков к взрослой жизни. Дагестанская семья строилась на патриархальных взаимоотношениях. Тогда не существовало понятия «имидж», но он всегда подразумевался в оценке подростка среди окружающих, его личность считалась позитивной при наличии нравственно-волевых качеств, у юношей: мужество, смелость, решительность, сдержанность, благородство в повседневной жизни, у девушек: добропорядочность, аккуратность, вежливость и т. д.
В соответствии с традиционными представлениями дагестанцев мужчина должен обладать мужественностью, благородством, трудолюбием, благочестием, честностью, щедростью, уважением к старшим, чувством чести и собственного достоинства, великодушием, смелостью, отвагой. Идеалу современной дагестанки, воспитанной на традиционных представлениях наших народов, отвечает понятие «умность», отчасти адекватное русскому «целомудрие», которое и подразумевалось в первую очередь.
Дагестанцы всегда дружили с другими народами, проявляли честность, открытость, мягкость и доброжелательность, отстаивали свою правоту, свободу. На этих нравственно-этических качествах, которая при правильном её использовании формирует позитивный имидж [3, с. 78].
К числу наиболее древних семейных традиций народов Дагестана относятся обычай уважения к старшим и обычай гостеприимства. Родители в семье и пожилые люди в обществе вели себя исключительно правильно, подавая примеры достойного поведения. Семья объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников, которые оказывают воздействие на формирование определённых ценностей и норм у подростков.
Наше исследование показывает, что дагестанский народ в вопросах воспитания детей достаточно консервативен, скорее всего, это объясняется склонностью к патриархальности в семье, потому особенности дагестанских народных воспитательных традиций заключаются в том, что в них отражены собственные представления об идеале женщин и мужчин [4].
Проведенный опрос среди подростков (было охвачено 200 учащихся) школ г Махачкала подтвердило наше представление.
На базе изученного материала нами был разработан и проведен социально-психологический тренинг по формированию позитивного имиджа подростка.
До проведения социально-психологического тренинга по формированию позитивного имиджа были изучены особенности поведения, нравственные качества и воспитанность подростков в контрольной и экспериментальной группе. Предварительно было проведено тестирование и анкетирование.
Ранее в экспериментальной группе нами была сформировано понятие о позитивном имидже, а в контрольной группе это понятие не знакомо.
Библиографический список
По данным тестирования и анкетирования было выявлено, то, что дети из полных семей имеют большую склонность к формированию позитивного имиджа. У детей из неполных семей нет четкого понятия о позитивном имидже.
Для проведения тренинга были выбраны классы, 7 «а» и 7 «б», 7 «в», 7 «г» школы № 37 города Махачкала, и 7 «а» и 7 «б», 7 «в», 7 «г» школы № 1 г. Махачкала.
Контрольная группа - все 7 классы школы № 37 г Махачкала, экспериментальная группа - все 7 классы школы № 1 г Махачкала.
В благополучных семьях дети понимают, что такое позитивный имидж, а в неблагополучных нет понятия о позитивном имидже. После проведенного тренинга в экспериментальной группе состоялась повторная проверка, по результатам которого оказалось, что у большинства подростков при решении наиболее важных вопросов основную роль играл семейный совет, где активное участие принимали все члены семьи. Однако, даже у подростков из неполных и неблагополучных семей появилось понятие о необходимости создания у себя позитивного имиджа. Конечно, современная жизнь благодаря телевидению, интернету вносит свои коррективы в быт дагестанской семьи, поэтому считаем необходимым формировать и воспитывать основные нравственные ценности своего народа, сохранять и передавать от одного поколения другому, у которого до сих пор считается имидж подростка должен быть позитивным и никаким другим. Сегодня соблюдение семейных традиций и обычаев способствует возрождению и сохранению национальной культуры и формированию духовных качеств и нравственного здоровья подростков.
1. Аминтаева С.А., Мирзоев Ш.А. Формирование у студентов имиджа современного руководителя образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2003.
2. Омарова Э.М. Патриотизм как нравственная категория позитивного имиджа подростка. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2015.
3. Магомедов А.М., Дендиева РУ. Традиции кавказских горцев в нравственно-эстетическом воспитании. Махачкала, 2012.
4. Мирзоев Ш.А., Абуталимова А.А. Социально-педагогическая направленность этнокультурных традиций народов Дагестана и их роль в социализации личности. Сибирский педагогический журнал. 2009; 4: 252 - 262.
References
1. Amintaeva S.A., Mirzoev Sh.A. Formirovanie u studentov imidzha sovremennogo rukovoditelya obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2003.
2. Omarova 'E.M. Patriotizm kak nravstvennaya kategoriya pozitivnogo imidzha podrostka. Materialy II Vserossijskojnauchno-prakticheskojkonferencii. Mahachkala, 2015.
3. Magomedov A.M., Dendieva R.U. Tradicii kavkazskih gorcev v nravstvenno-'esteticheskom vospitanii. Mahachkala, 2012.
4. Mirzoev Sh.A., Abutalimova A.A. Social'no-pedagogicheskaya napravlennost' 'etnokul'turnyh tradicij narodov Dagestana i ih rol' v socializacii lichnosti. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2009; 4: 252 - 262.
Статья поступила в редакцию 22.10.18
УДК 37.017:75
Orlova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Fine Arts, Institute of Arts, Adyghe State University (Maikop, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF ARTISTIC PERCEPTIONS IN THE PROCESS OF TEACHING ADOLESCENTS. The article substantiates the relevance of a problem of development of artistic perception in the process of teaching adolescents, describes the criteria for the effectiveness of this process. The criteria include: imagery, adequacy, meaningfulness, integrity, emotionality. The author's model of the development of artistic perception of adolescents in the learning process is given. The model is represented by the following components: target, motivational, substantive-procedural, criteria-diagnostic and effective. The results of an empirical study confirming the effectiveness of the proposed model are characterized. The scientific novelty of the obtained results is noted, their theoretical and practical significance is determined.
Key words: artistic perception, model of development of artistic perception, pedagogical conditions.
М.А. Орлова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. изобразительного искусства Института искусств Адыгейского государственного университета,
г. Майкоп, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В статье обоснована актуальность проблемы развития художественного восприятия в процессе обучения подростков, охарактеризованы критерии эффективности данного процесса. В число критериев включены: образность, адекватность, осмысленность, целостность, эмоциональность. Приведена авторская модель развития художественного восприятия подростков в процессе обучения. Модель представлена следующими компонентами: целевой, мотивационный, содержательно-процессуальный, критериально-диагностический и результативный. Охарактеризованы результаты эмпирического исследования, подтверждающие эффективность предложенной модели. Отмечена научная новизна полученных результатов, определены их теоретическая и практическая значимость.
Ключевые слова: художественное восприятие, модель развития художественного восприятия, педагогические условия.
В настоящее время интенсивные обменные процессы между искусством и образованием выступают в качестве одной из важных доминант цивилизованного развития общества, позволяя каждой из этих сфер обогащать свое содержание, углублять и расширять символику своего языка. Одним из факторов, обеспечивающих возможность этого взаимообмена, является художественное восприятие - творческий процесс интерпретации художественного образа, как
процесс диалога и одновременно бытия людей прошлых, настоящих и будущих культур (М.М. Бахтин, Н.Н. Бердяев, В.С. Библер, А.Ф. Лосев и др.).
Феномен «Художественное восприятие» многогранен по своим проявлениям, в связи с чем выступает предметом исследования в различных сферах гуманитарных наук. Концептуальные и теоретические положения о психологической сущности художественного восприятия содержат исследования Р Ар-