Б.К. ОМАРОВА,
начальник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства Института законодательства РК,
кандидат юридических наук
СТАНОВЛЕНИЕ ГРАФОЛОГИИ И ЕЕ РОЛЬ В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Графология - это отрасль криминалистического знания, изучающая характер человека по его почерку. Это определение носит условный характер и отражает нынгшнге состояние графологического учения.
Энциклопедические словари дают следующее определение графологии: Графология (от греч. grapho — пишу, logos — учение) — учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающих психологические свойства и психические состояния пишущего1.
«Графология - это учение об определении характера человека по его почерку...». Сама идея о том, что по почерку можно определить свойства личности, не нова. С тех пор, как человечество освоило письменность, его отдельные любознательные представители догадывались, что почерк (письменный код) может содержать не только информацию о предмете письма, но и невольно «рассказывать» о внутреннем мире человека, исполнившего данный рукописный текст.
История графологии восходит к античным временам, и первые высказывания о связи почерка и личности можно найти в трудах Аристотеля, Дионисия Галикарнасского, Теофраста и др. Одним из первых, кто обратил внимание на графологические особенности почерка, был римский историк Светоний. Отмечая скупость императора Августа, он заметил, что последний «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками». Данную характеристику можно считать первым, дошедшим до нас фрагментом графологического исследования.
Начало «преднаучного», эмпирического этапа развития графологии обычно связывают с появлением в 1622 году работы итальянца К. Бальдо «Рассуждения о способе узнавать обычай и качества писавшего по его письму».
В 18-19 вв. во Франции, Италии, Германии и России возрастает интерес к вопросам зависимости между почерком и психологическими особенностями человека. Графология интересует И. Гете и В. Шекспира, Ч. Дарвина, В. Гумбольдта, А. Дюма-сына и Ж. Санд, В. Скотта и Эдгара По, В. Соловьева и А.П. Чехова. Гете писал о том, что почерк нгпосредствен-но связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем нам приходится соприкасаться.
Основателем графологии как науки считается Ж.И. Мишон2. В 1871 г. им были предприняты
первые попытки систематизировать характерные черты почерка. Он же ввел термин «графология».
Мишон считал, что почерк содержит признаки, каждый из которых имеет основнге значение, указывающее на свойство личности. Он был убежден, что графически выраженный и графологический оцененный признак приводит непосредственно и однозначно к тому или иному свойству личности. В книге «Тайны письма» Мишон отмечал необходимость широко использовать графологию при экспертизе письма. Он полагал, что графология должна привлечь внимание судебных работников для суждения о натуре обвиняемого, и сам привлекался в качестве эксперта для установления авторства.
Дальнейшее развитие и обоснование взгляды Мишона получили в трудах Фландрина, К. Жамена,
A. Веринара и др. В работе «Почерк и характер» Жамен попытался обобщить и систематизировать графологические наблюдения, дать вполне научное изложение графологических законов. Он отмечал, что человек не может изменить свой почерк ввиду «индивидуальности характера», изменению поддаются только некоторые детали. «Если графолог избегает показать какую-нибудь выразительную черту своего почерка, он, скрывая ее, обнаружит другую». По его мнению, есть и национальный почерк, а каждге поколение имеет специальный почерк. Йн-дивидуальность же почерка зависит как от психологических особенностей пишущего, так и от физиологических и многих других причин.
Освещались вопросы графологии и в трудах Ч. Ломброзо. Он считал, что почерку прирожденного преступника свойственны особые графологические признаки, свидетельствующие о наследственных криминальных наклонностях их обладателя. В советской криминалистике антропологическое направление Ломброзо считалось реакционным.
Воззрения графологов рассматриваемого периода страдают односторонностью и несистематизиро-ванностью, в их основу были положены случайные и малозначительные признаки. При этом некоторые из графологических признаков, установленных Мишо-ном и его современниками, не потеряли актуальности и сегодня, однако отсутствие измерительного инструментария и статистической обработки заметно снижало значимость графологического анализа.
В конце 19 - начале 20 в. в истории развития графологии наступает период, названный позднее классическим. Он связан с деятельностью немецких графологов В.Л. Лангенбруха, Г. Буссе,
B. Прейера, Г. Майера и особенно Л. Клягеса.
1 Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М., 1990.
2 Криминалистика: Криминалистическая техника: С.Ю. Алесковский и др. /Под ред. A. Ф. Аубакирова. - Алматы, 2002.
Уголовное право и уголовный процесс
ГЙП
В. Лангенбрухом в основу толкования признаков был положен так называемый «компас» почерка, в котором определенное направление движений в почерке связывается с конкретными чертами характера. Так, поднимающаяся строка, на его взгляд, означает душевный подъем, падающая - упадок духа; большой разгон - показатель расточительности, малый -жадности. Начиная с Лангенбруха, графологи стали осознавать необходимость вероятностной оценки признаков почерка.
Основы так называемой судебной графологии разрабатывал с 1899 года Г. Буссе, согласно которому судебная графология занимается установлением исполнителя рукописи и вносит свой вклад в получение данных о характере подсудимых, истцов и свидетелей.
В это же время вопросами графологии занимались и представители естественных наук. Биолог В. Прейер изучал вопросы физиологии, психологии и патологии письма, экспериментировал над письмом под гипнозом. Он внушал человеку, находящемуся под гипнозом, что он хитрый, скрытный и т.п., и в то же время заставлял его писать под диктовку. В результате почерки в каждом случае получались разные, совсем не похожие на почерк данного лица в обычном для него состоянии и содержали признаки, интерпретируемые графологами как признаки скрытности, хитрости и др. Например, свойство скупости в почерке характеризуется сжатым письмом, поля почти отсутствуют или очень малы и т.д.
Г. Майер приписывал характеру и почерку свойства врожденности и установил, что особенности характера проявляются не столько в конфигурации букв, сколько во второстепенных деталях почерка, к которым относятся «линия в себе». Им установлено значение для графологического анализа второстепенных деталей почерка.
Особая роль в графологической науке принадлежит Л. Клягесу, который исходил из того, что характер человека отражается в любых его движениях. Письмо есть проекция сознания в форме различных фиксированных движений, а почерк представляет собой фиксированный след движений и в нем должен отображаться индивидуальный характер человека, предопределяющий и индивидуальность почерка. Движения при письме автоматизированы, поэтому в них закономерно находят свое выражение внутренние импульсы пишущего, которые могут быть распознаны по таким параметрам движений, как скорость, сила, ритм и т.п. Клягес считал, что природа каждого признака почерка двойственна (позднее графологи признали ее многозначной), а каждый признак имеет негативное значение.
К трактовке почерка Клягес шел от свойства характера, рассматривая их с точки зрения силы и слабости воли, чувства, активности и пассивности энергии, самосознания и т.п. Он ввел понятие «уровень форм», в основе которого лежит общий ритм. Уровень форм является общим критерием для определения содержания индивидуального характера, к которым он относил силу воли и внутреннюю
энергию. Ритм им определялся как принцип организации мира, а такт - как подавление ритма, подчинение его собственным законам. При выборе и оценке почерковых признаков исследователи и сейчас во многом отталкиваются от данных представлений, не потерявших своей актуальности.
Однако и Клягес и другие ученые того времени преувеличивали значение внешних движений, не учитывали, что они обусловлены целым рядом причин: психофизиологическими особенностями личности, условиями формирования и закрепления навыка письма, ситуацией, в которой проходит сам процесс письма.
В начале 20 в. центр графологических исследований переместился из Франции в Германию. Вильгельм Прейер, профессор физиологии из Йены, обнаружил, что пациенты, из-за травмы лишившиеся рук, при письме с помощью рта или пальцев ног выводят буквы так же, как ранее писали рукой; таким образом, «почерк руки» оказался на самом деле «почерком мозга». К сходному заключению пришел Георг Мейер, психиатр, утверждавший, что «сила» почерка определяется психомоторной энергией. Другие графологи этого периода - швейцарский врач и писатель Макс Пулвер, связавший анализ почерка с символизмом бессознательного, и психолог, и философ Людвиг Клагес, ставший ведущим авторитетом в этой области. На протяжении 20 в. графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования. Наиболее сильные позиции она имеет в Германии, где преподается в ряде университетов.
В Соединенных Штатах интенсивное изучение почерка и выразительных движений руки при письме предприняли в 1939 Гордон Олпорт и Филип Вер-нон в Гарвардской психологической клинике. Они нашли, что движениям индивида свойственно внутреннее постоянство. Если человек склонен к ригидному, заторможенному поведению, это проявляется в его почерке так же, как в позах, походке, выражении лица и жестах. В 1942 Теа Левинсон и Джозеф Зубин предприняли попытку придать графологии объективный характер, используя подробные таблицы для выявления графических особенностей, названных ими «напряжением и расслаблением»1.
С классическим этапом развития графологической науки связаны также имена русских ученых: И.Ф. Моргенштерна, Н.Д. Ашхарумова, Ф.Ф. Германа, Г.Е. Рыбинского, Е.Ф. Буринского, Ю.К. Глининой и Д.М. Зуева-Инсарова, чьи исследования позволили сформировать массив графологических признаков, основанных на кириллице2.
Используя данные об анатомии и физиологии мозга, Моргенштерн пытался подвести научную базу под графологическую теорию. По его мнению, психографологический закон может выражаться порой в каком-нибудь единственном штрихе, а простой почерк дает больше материала для изучения, чем усложненный. Практическое применение графологии Мор-генштерн видел в розыске преступников, в медицине, особенно в психиатрии и в профориентации.
Маяцкий В. Графология. - М., 1990.
2 Криминалистика: Криминалистическая техника: С.Ю. Алесковский и др. /Под ред. А. Ф. Аубакирова. - Алматы, 2002.
В СССР связь почерка с личностью исследовал Д.М. Зуэв-Йнсаров. Применяя корреляционно-статистический метод и систему формальных признаков почерка, он установил связь между графологическими признаками и характеристиками эмоционально-волевой сферы, а также сферы отношений человека с социальной средой. Зуев-Йн-саров исследовал, кроме того, письмо под гипнозом, во время которого были проверены многие графологические законы. Его работы послужили основой, на которой строили в последствии свои исследования современные графологи на постсоветском пространстве.
Несмотря на то, что о насущной потребности научного изучения графологии высказывалась в свое время Государственная психоневрологическая академия, в Советском Союзе, за исключением трудов Д.М. Зуэва-Йнсарова, комплексные исследования в области графологии практически не проводились. Это было вызвано тем, что в годы сталинизма графологическое учение было объявлено ненаучным, реакционным направлением буржуазной теории. Графологию, как идеалистическое по сущности и реакционное по политической направленности буржуазное течение, отвергали отдельные советские криминалисты.
Таким образом, в графологии были сделаны попытки связать графику письма с некоторыми психическими отклонениями личности пишущего. Стремления эти намного опережали научно обоснование подобной связи, превращая графологию в технику толкования психических особенностей пишущего по почерку, чрезвычайно произвольную и субъективную. Графология 19 - первой половины 20 в. характеризуется субъективным и эмпирическим подходом к анализу письма, отягощенным методологией механицизма и идеализма как в плане метода, так и в теории. Данный подход в конечном счете привел к психологизации непсихологических явлений, а в самом крайнем выражении (например, Ч. Ломброзо) - к мистификации реальных психологических феноменов (в частности, сенсомоторного компонента письменного навыка). Йгнорируя опосредствованную связь между графикой письма и индивидуально-психологическими особенностями исполнителя, графологи к тому же относили своеобразие, неповторяемость индивидуального почерка к врожденным феноменам. Это послужило основанием для формирования произвольных толкований различных связей -между признаками почерка и свойствами личности, проявление признака с какой-либо одной причиной. В результате один и тот же признак у разных авторов соответствует разным чертам личности: например, крупный почерк - тщеславие (Зуев-Йнсаров), истерия (Тайлард), внушаемость, нерешительность (Афанасин).
Отсутствие серьезных разработок в дифференциальной психологии того времени и невозможность использования стандартных личностных тестов для проведения корреляционно-ста-
тистического анализа связей между переменными почерка и переменными личности, а также низкий уровень развития судебного почерковедения приводили к субъективности и ненадежности графологических результатов и, в целом, к механистичности графологических исследований. Вместе с тем представляет интерес эмпирический и экспериментальный материал, которым располагает графология: о возможностях установления по почерку особенностей интеллекта, коммуникабельности, мотивационно-аффективной сферы, о группах признаков почерка, отображающих различные аспекты навыка письма и т.д. Ймен-но графология, начиная с Мишона, способствовала отказу от каллиграфического подхода при сравнении почерков, когда признаки рассматривались как застывшие формы, и предложила взгляд на почерк как графически объективизированный письменно-двигательный процесс. Графология внесла существенный вклад в изучение психофизиологической природы признаков и их систематизацию. Графологи-экспериментаторы изучали влияние многочисленных внешних и внутренних факторов на почерк. Знания, разработанные в графологии, можно использовать для обоснования исходных гипотез при решении научно-экспериментальных и прикладных задач психо-лого-почерковедческих исследований, например для определения психологических особенностей исполнителей анонимных документов террористической направленности.
В последние годы все большее число преступлений совершается с использованием компьютерной техники, причем эта тенденция явно набирает все новые обороты. Все чаще в качестве объектов криминалистических исследований выступают системы, включающие, во-первых, технологическую подсистему - компьютер и, во-вторых, человека, как оператора этого компьютера. Необходимо отметить, что с развитием телекоммуникационных систем, расширением сферы информационных услуг, угроза компьютерной преступности будет затрагивать интересы безопасности Республики Казахстан. К ней относится компьютерный терроризм, государственный и промышленный шпионаж, осуществляемый с использованием современных информационных технологий, разрушение и уничтожение массивов стратегически важной информации. От степени разработанности криминалистикой эффективных мер по противодействию компьютерной преступности, будет зависеть и степень информационной безопасности Казахстана.
Научные достижения в области психофизиологии и совершенствование технических средств получения, обработки и передачи информации привели к созданию - полиграфа, прибора, фиксирующего изменения состояния физиологических реакций человека в результате воздействия внешних раздражителей. Психофизиологическое состояние человека и его эмоциональные реак-
Уголовное право и уголовный процесс
пт
ции на попытки следователя получить существенную для допрашиваемого информацию, издавна привлекали внимание ученых-процессуалистов и юристов-практиков. Уже в глубокой древности была подмечена закономерность психофизиологического состояния человека от ситуации, реально угрожающей ему разоблачением. На этой зависимости основывались различные испытания, которые позволяли сделать вывод о виновности или лжесвидетельстве испытуемого.
Реализация этих и других криминалистических идей, естественно, будет формироваться, развиваться, изменяться и дополняться.
Без сомнения, криминалистика развивается по общим законам развития науки, к которым, в частности, относятся: закон непрерывности накопления научного знания; закон интеграции и дифференциации научного знания; закон связи и взаимного влияния науки и практики. Этим общим законам развития науки соответствуют закон связи и преемственности между существующими и возникающими криминалистическими концепциями.
Сегодня графологией интересуется весь современный мир. Многие фирмы имеют в своем штате экспертов-графологов, составляющих характеристику на специалистов, принимаемых на работу. Графология также с успехом применяется в бизнесе, медицине, спорте, педагогике и в других областях. Ученые установили, что психомоторные движения руки при письме направляются электромагнитными импульсами из головного мозга.
Графологию преподают в американских университетах. Более трех тысяч американских, 80% немецких, более половины крупных швейцарских фирм и компаний проводят графологический анализ почерка при приеме на работу или назначении на ответственные посты. Опытный графолог может рассказать о предполагаемом кандидате многое: его склонность к риску и способности к управленческой работе; оценить его психологическое здоровье и коммуникативные функции.
В самое последнее время, используя наработки классической графологии и находясь под ее непосредственным влиянием, происходят формирование совершенно нового, невозможного еще несколько лет назад, криминалистического направления. Сегодня известно, что использование компьютерных технологий при изготовлении документов приводит к некоторой потере криминалистический значимой информации об авторе и исполнителе таких документов. Однако одновременно с исчезновением ряда криминалистических признаков появляются новые. При работе за компьютером в индивидуальной манере исполнения документа проявляется человеческая индивидуальность, то есть «компьютерный почерк», или как ее еще называют, «компьютерная графология».
Использование компьютерных технологий при изготовлении документов приводит к некоторой потере криминалистический значимой информации об авторе и исполнителе таких документов.
Одновременно с исчезновением ряда криминалистических признаков появляются новые.
При работе за компьютером в специфической манере исполнения документа проявляется человеческая индивидуальность, т.е «компьютерный почерк» конкретного лица. По индивидуальной манере выполнения документов на компьютере можно определить отдельные личностные особенности исполнителя, выражающиеся в стиле программирования, в предпочтительных настройках параметров «компьютерного клавиатурного почерка», позволяющих идентифицировать исполнителя документа, в том числе в целях обеспечения своевременного расследования преступлений.
К таким параметрам относятся: скорость ввода символов, характеризуемая временными интервалами, затраченными на ввод отдельных букв; изменение скорости набора, т. е. различие временных интервалов между последовательными нажатиями на клавиши клавиатуры и кнопки «мыши»; анализ альтернативных вариантов набора, т.е уяснение, нажатие каких клавиш предшествовало нажатию реально выбранной; использование основной или дополнительной частей клавиатуры для набора; предпочтение в применении функциональных, или «горячих» клавиш.
Наука не стоит на месте. Ведь если у человека нет под рукой авторучки с чернилами, он все же волен, выбирать, каким шрифтом он наберет то или иное послание. Английский психолог Арик Сигман решил использовать это обстоятельство для оценки черт характера авторов посланий. Психолог утверждает, что размер и начертание шрифта, используемого при написании писем, говорит об авторе письма больше, чем многие полагают. По мнению Сигмена, между шрифтом, который предпочитает человек и его характером вполне можно проследить связь.
Например, шрифт Courier, как правило, используют журналисты старой школы, немолодые администраторы или секретари, ностальгирующие по временам пишущих машинок и копирок.
Шрифты с засечками, такие как Times New Roman или Palatino демонстрирует компромисс между старым и новым, вызывая большее доверие к письму, что делает его особенно любимым в среде юристов и традиционных бизнесменов.
Рубленые шрифты, например, Arial или Modern, как полагает психолог, являются безопасным выбором.
Comic Sans и иные замысловатые и округлые шрифты демонстрируют, что автор письма желал привлечь к себе внимание.
Наихудшим выбором для написания письма являются рукописные шрифты: Сигмен утверждает, что они кажутся фамильярными. Еще более наглядным материалом для анализа выступает послание, отправленное в разного рода чатах и конференциях. То есть там, где в отличие от официальных и полуофициальных документов, человек может выбирать не только шрифт своего послания, но и использовать для его выделения цвет, жирность, кур-
сив и другие «особенности» компьютерной речи.
Советские психологи и криминалисты столько десятилетий заученно твердили, что графология - это реакционное лженаучное направление буржуазной теории, что пришло время расставить все точки. Не одна только графология подвергалась дискредитации и искусственному забвению. Но генетика и кибернетика, педология и космогония, в одном ряду с которыми стояла в сталинских списках графология, уже давно вернули себе законное право на существование как отраслей научного знания. Поэтому назрела настоятельная необходимость проведения детального анализа и графологического метода.
Положительное решение вопроса о предполагаемом облике авторов и исполнителей документов экстремистской и противоправной направленности может помочь в установлении личности писавшего и дать информацию, необходимую для предотвращения и раскрытия преступлений.
В целом проблеме установления личности преступника уделялось определенное внимание еще дореволюционными юристами, а начиная с 2030-х годов прошлого века, - советскими криминалистами и процессуалистами (Н.С. Бокариус, В.Й. Громов, А.Г. Йгнатовский, А.Ф. Лазурский, П.М. Шавер, Й.Й. Якимов и др.). Между тем практика борьбы с преступностью настойчиво требовала более глубоких и расширенных исследований по этой проблеме. На это указывали в своих трудах Р.С. Белкин, А.Й. Винберг, Й.М. Лузгин, В.А. Снетков и др.
Установление облика исполнителя рукописного текста по почерку является составной частью комплекса автороведческих и почерковедческих методов исследования и предназначено в сочетании с ними для определения характеристик автора и исполнителя. Однако данная проблема практически не изучена в отечественной науке, несмотря на то, что еще в начале прошлого века известный русский криминалист Е.Ф. Буринский подчеркивал, что «.поиск связей между свойствами личности и почерком должен быть центральной задачей почерковедения». Поэтому использование методов графологического анализа диктуется настоятельной необходимостью повышения эффективности борьбы с преступностью, охраны прав и свобод личности.
Несмотря на то, что проблема установления психологических свойств личности по почерку в комплексе всех ее аспектов имеет важное значение, она до сих пор не получила достаточного освещения в научных разработках.
Установление свойств личности важно не только при расследовании дел в уголовном судопроизводстве, но и для своевременного и полного разрешения многих гражданско-правовых вопросов, возникающих в отношении физических и юридических лиц. Графологический метод может найти применение в сфере государственно-правовых и гражданско-правовых отношений. Существенный эффект психолого-почерковедческая методика может иметь при исследовании подложных и сомнительных документов.
Список использованной литературы
1. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М., 1990.
2. Криминалистика: Криминалистическая техника: С.Ю. Алесковский и др. / Под ред. А.Ф. Ауба-кирова. - Алматы, 2002.
3. Маяцкий В. Графология. - М., 1990.
4. Криминалистика: Криминалистическая техника: С.Ю. Алесковский и др. / Под ред. А.Ф. Ауба-кирова. - Алматы, 2002.
Осы мацала шытырман, курделг жэне 6ip магына бЫд1рмейтт мэселелерд1 mycindipy, сот-тыц цолтацба жург1зуде жэне дифференциалдыц психологияныц тогыспасында - цужатты орындаушы тулганыц психологиялыц ерекшелттерт жылдам жазу цолтацбасыныц арасын-дагы белгiлеpiнiц байланыстылыгын аныцтау.
Данная статья посвящена одной из самых запутанных, сложных и неоднозначно интерпретируемых проблем, находящихся на стыке судебного почерковедения и дифференциальной психологии - установлению взаимосвязи между признаками скорописного почерка и психологическими особенностями личности исполнителя документа.
Given article is devoted one of the most confused, difficult and ambiguously interpreted problems which are on a joint judicial handwriting and differential psychology - to an interrelation establishment between signs cursive handwriting and psychological features of the person of the executor of the document.