COVID-19: РИСКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КАЗАХСТАНЕ
COVID-19: RISKS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN KAZAKHSTAN
Бекболатова Зерде Сакенкызы, Магистрант, Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби
Бекенова Жулдыз Турарбеккызы, Магистрант, Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби
Научный руководитель: Смагулова Гулжихан Советбековна. к.э.н., доцент Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби
Bekbolatova Zerde Sakenkyzy, Master student, Kazakh National University named after Al-Farabi, [email protected]
Bekenova Zhuldyz Turarbekkyzy, Master student, Kazakh National University named after Al-Farabi, [email protected]
Scientific adviser: Smagulova Gulzhikhan Sovetbekovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kazakh National University named after Al-Farabi
Шок на рынке труда Казахстана, вызванный как пандемией, так и мерами по смягчению последствий, имеет серьезные последствия для занятости, особенно в секторах, в которых работают низкоквалифицированные рабочие. Неравный доступ к качественному образованию, особенно во время изоляции, может негативно сказаться на развитии человеческого капитала для бедных. Обновленная информация об экономике страны включает в себя тщательный анализ экономических показателей страны, макроэкономической политики, воздействия пандемии COVID-19 и прогнозов о том, как крупнейшая экономика
УДК 33
Аннотация
Центральной Азии будет смягчать потенциальные долгосрочные экономические последствия, связанные с пандемией.
Summary
The shock to the labor market in Kazakhstan, caused by both the pandemic and the mitigation measures, has serious implications for employment, especially in sectors in which low-skilled workers are employed. Unequal access to quality education, especially during periods of isolation, can negatively impact the development of human capital for the poor.
The country's economic update includes a thorough analysis of the country's economic performance, macroeconomic policies, the impact of the COVID-19 pandemic and projections of how Central Asia's largest economy will mitigate the potential long-term economic impact associated with the pandemic.
Ключевые слова: Пандемия, инновации, экономика, GII, инвестиции, кризис. Key words: Pandemic, innovation, economy, GII, investment, crisis.
Пандемия COVID-19 стала самым большим потрясением для экономики Казахстана почти за два десятилетия и уже оказывает крайне негативное влияние на рост. В то время как обвал цен на нефть в 2009 и 2015 годах привел к сокращению совокупного спроса и потрясению стабильности финансового сектора, нынешний кризис означает, что на сторону предложения в экономике также повлияла серия локдаунов. Эти меры, которые были необходимы для сдерживания пандемии, особенно разрушительны для предприятий, которые полагаются на физическое присутствие и личные транзакции. Правительство Казахстана быстро приняло меры по сдерживанию распространения COVID-19. После объявления чрезвычайного положения была создана государственная комиссия для координации усилий по борьбе с пандемией, введения карантинного контроля и оказания поддержки тем людям, чьи средства к существованию пострадали от коронавируса или чрезвычайных ограничений.
Официальные органы также представили пакет налоговых мер для оказания поддержки компаниям и домашним хозяйствам, пострадавшим от кризиса. Этот эффективный подход к борьбе с пандемией и улучшению доступа к услугам здравоохранения следует продолжать и укреплять. Но Казахстану также необходимы развертывание ресурсов и реформы для выхода из кризиса. Пакет стимулов может восстановить экономический рост только после того, как пандемия отступит. Таким образом, прогнозируется, что ВВП восстановится лишь на 2,5 процента в 2021 году [1].
Ожидается, что инфляционное давление сохранится до конца 2021 года, но замедлится по мере постепенного исчезновения эффекта снижения обменного курса. Инфляция в этом году останется выше целевого показателя центрального банка в 6 процентов после обесценивания тенге.
Затяжной кризис может привести к увеличению бедности и неравенства в Казахстане. По предварительным оценкам, уровень бедности за последние годы может вырасти с прогнозируемых 8,3 до 12,7 процента, что означает, что более 800 000 человек будут жить в бедности.
Рисунок-1: Уровень бедности в Казахстане
Несмотря на экономический рост на 2,3 процента в первом квартале 2020 года, нашей стране пришлось пережить спад экономической активности из-за падения
цен на сырьевые товары и торговли, а также мер по COVID-19. Экономический спад стал крупнейшим для Казахстана за последние два десятилетия. Потребительский спрос показал умеренный рост на 1,2 процента, что отражает растущую обеспокоенность по поводу COVID-19 и ограничительных мер. Ожидается, что инвестиции снизятся до 1,0 процента в год, в основном за счет текущих прямых иностранных инвестиций в нефтегазовую промышленность и жилищное строительство.
Почти 4 миллиона человек, потерявших работу из-за блокировки, из 18 миллионов населения страны дважды получали финансовую помощь в размере 42 500 тенге (100 долларов США), пока действовало чрезвычайное положение, и получат ее снова в условиях новых ограничений. Почти миллион человек, малообеспеченных и социально уязвимых людей с ограниченными возможностями, получат продуктовые корзины и предметы первой необходимости.
Правительство Казахстана быстро приняло меры по сдерживанию распространения COVID-19. После объявления чрезвычайного положения была создана государственная комиссия для координации усилий по борьбе с пандемией, введения карантинного контроля и оказания поддержки тем, чьи средства к существованию пострадали от коронавируса или чрезвычайных ограничений. Власти внедрили пакет налоговых льгот для оказания поддержки компаниям и домохозяйствам, пострадавшим от кризиса.
Эксперты Всемирного банка отметили, что такой эффективный и целостный подход следует продолжать и укреплять, и заявили, что трудно предсказать, в какой степени эти меры помогут защитить экономику. А также, необходимо выделить больше ресурсов для улучшения доступа и качества образования и здравоохранения.
Наличие среднесрочной программы реформ также может помочь мобилизовать ресурсы частного сектора и дать ему возможность лучше адаптироваться и реагировать на новые возможности.
В первом квартале 2020 года Казахстан продолжал получать положительный чистый приток капитала. Чистый приток прямых иностранных инвестиций составил 2,5 миллиарда долларов, или около 8 процентов ВВП, в течение первого квартала 2020 года, но несколько более медленными темпами по сравнению с тем же кварталом прошлого года. ПИИ в первом квартале 2020 года были в основном обусловлены осуществлением деятельности и реинвестированием доходов в горнодобывающий сектор. По мере того как казахстанские фирмы и правительство сокращали свои иностранные активы, на финансовом счете был зафиксирован чистый приток портфельного капитала в размере 0,5 миллиарда долларов [2].
Несмотря на то, что риск длительного глобального экономического спада сохраняется, Казахстану может быть выгодно потратить время на повышение эффективности государственного управления и услуг, включая более широкую оцифровку государственных услуг, улучшение налогового администрирования и механизм для обзора и перераспределения бюджетных ресурсов в сторону более эффективных государственных программ. Реформы в логистике, цифровых телекоммуникациях и финансовом секторе могут стимулировать рост частного сектора.
Инновации - это процесс, который начинается с идеи и приводит к трансформирующим тенденциям и созданию новых предприятий, которые могут стимулировать экономическое развитие страны. Для Казахстана инновации могут дать толчок развитию частного сектора, поскольку страна стремится к построению более диверсифицированной и конкурентоспособной экономики. Запущенный Министерством образования и науки Казахстана и Всемирным банком и основанный на впечатляющих достижениях Проекта коммерциализации технологий Банка за последние 12 лет, Проект стимулирования производственных инноваций (FPIP) способствует продвижению и развитию коммерческих инноваций в Казахстане путем
предоставления грантов предпринимателям и стартапам, стремящимся улучшить качество жизни людей.
Основная цель FPIP для Казахстана - продвижение высококачественных, актуальных для страны исследований и коммерциализация новых технологий. Хотя воздействие пандемии на научные и инновационные системы проявится со временем, есть положительные признаки расширения международного сотрудничества в области науки. В то же время существуют опасения по поводу срыва крупных исследовательских проектов и закрытия международных компаний в поисках инноваций.
Кризис СОУГО-19 уже стимулировал инновации во многих новых и традиционных секторах, таких как здравоохранение, образование, туризм и розничная торговля.
«Сейчас существуют реальные риски для международной открытости и сотрудничества в области инноваций. Сталкиваясь с беспрецедентными проблемами, будь то санитарные, экологические, экономические или социальные, миру необходимо объединить усилия и ресурсы для обеспечения непрерывного финансирования инноваций», - говорит исполнительный директор ШЗЕАО по глобальным индексам Бруно Ланвин [3]. Ключевой вопрос заключается в том, как экономические последствия кризиса COVID-19 повлияют на стартапы, венчурный капитал и другие традиционные источники финансирования инноваций. Многие правительства создают пакеты чрезвычайной помощи, чтобы смягчить последствия блокировки и столкнуться с надвигающейся рецессией. Но в GП 2020 рекомендуется, чтобы в последующих раундах поддержки были расставлены приоритеты, а затем расширена поддержка инноваций, особенно для небольших предприятий и стартапов, которые сталкиваются с препятствиями при доступе к пакетам спасательных услуг. Что такое GП?
Глобальный индекс инноваций 2020 (GII), 13-е издание в 2020 году, публикуется совместно Корнельским университетом, INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС, специализированное учреждение Организации Объединенных Наций) [4].
GII, публикуемый ежегодно с 2007 года, в настоящее время является ведущим инструментом сравнительного анализа для руководителей предприятий, политиков и других лиц, стремящихся получить представление о состоянии инноваций во всем мире. Политики, руководители предприятий и другие заинтересованные стороны используют GII для постоянной оценки прогресса. Исследование основано на опыте своих партнеров по знаниям: Конфедерации индийской промышленности, Dassault Systèmes - компании 3DEXPERIENCE и Национальной конфедерации промышленности (CNI) - Бразилия, а также Консультативного совета международных экспертов.
Ядро Отчета GII состоит из рейтинга инновационных возможностей и результатов мировой экономики. Признавая ключевую роль инноваций как движущей силы экономического роста и процветания, а также необходимость широкого видения инноваций, применимого к развитым и развивающимся экономикам, GII включает показатели, которые выходят за рамки традиционных показателей инноваций, такие как уровень исследований и развитие. Чтобы поддержать глобальную дискуссию об инновациях, направить политику и выявить передовой опыт, необходимы показатели для оценки инноваций и связанных с ними результатов политики. GII создает среду, в которой факторы инноваций постоянно оцениваются, включая следующие особенности: • 131 профиль экономики страны , включая данные, рейтинги, сильные и слабые стороны, 80 таблиц данных для показателей из более чем 30 международных государственных и частных источников, из которых 58 являются достоверными данными, 18 составных показателей и 4 вопроса для опросов.
• Прозрачная и воспроизводимая методология вычислений, включая 90% доверительные интервалы для каждого рейтинга индекса ^П, выходные и входные субиндексы), а также анализ факторов, влияющих на годовые изменения рейтингов
• GII 2020 рассчитывается как среднее значение двух субиндексов. Субиндекс затрат на инновации измеряет элементы национальной экономики, которые воплощают инновационную деятельность, сгруппированные по пяти компонентам: (1) институты, (2) человеческий капитал и исследования, (3) инфраструктура, (4) развитость рынка (5) бизнес. Субиндекс результатов инновационной деятельности отражает фактические свидетельства результатов инноваций, разделенных на два компонента: (6) результаты в области знаний и технологий и (7) результаты творчества.
Индекс подвергается независимой статистической проверке Объединенным исследовательским центром Европейской комиссии.
«Быстрое распространение коронавируса во всем мире требует свежего мышления, чтобы обеспечить общую победу над этой основной глобальной проблемой», - говорит Генеральный директор ВОИС Фрэнсис Гарри [5]. «Даже сейчас, когда мы все сталкиваемся с непосредственными человеческими и экономическими последствиями пандемии СОУГО-19, правительствам необходимо обеспечить, чтобы пакеты спасательных работ были ориентированы на будущее и поддерживали людей, исследовательские институты, компании и других лиц с инновационными и совместными новыми идеями для сообщения. В соответствующем ежегодном рейтинге мировых экономик по инновационному потенциалу и объему производства GП показывает годовую стабильность на вершине, но постепенное смещение на восток локуса инноваций как группы азиатских экономик, особенно Китая, Индии, Филиппины и Вьетнам -значительно продвинулись в рейтинге инноваций за эти годы. Швейцария, Швеция, США, Великобритания и Нидерланды возглавляют рейтинг инноваций, а вторая азиатская экономика - Республика Корея - впервые вошла в первую
десятку (Сингапур находится на 8-м месте). В топ-10 доминируют страны с высоким уровнем дохода.
Рисунок-2: рейтинг инноваций.
Ландшафт инноваций меняется. GII 2020 показывает, что география инноваций продолжает меняться. За прошедшие годы Индия, Китай, Филиппины и Вьетнам стали странами, добившимися наиболее значительного прогресса в рейтинге инноваций в GII с течением времени. Все четверо сейчас в топ-50. Страны с лучшими показателями в GII по-прежнему почти полностью принадлежат к группе с высоким уровнем дохода, при этом Китай (14-е место) остается единственной страной со средним уровнем дохода в 30-м рейтинге GII. За ним следует Малайзия (33-е место). Индия (48-е) и Филиппины (50-е) впервые попали в топ-50. Филиппины достигли своего лучшего рейтинга - в 2014 году они заняли 100-е место. Возглавляя группу с доходом ниже среднего, Вьетнам второй год подряд занимает 42-е место - с 71-го места в 2014 году. Индонезия (85-е место) присоединяется к первой десятке этой группы. Танзания возглавляет группу с низким доходом (88-е место) [6].
Страны с лучшими показателями в GII
2020 2014
0 20 40 60 80 100 120
■ Танзания ■ Вьетнам ■ Индия ■ Малайзия ■ Филиппины ■ Индонезия ■ Китай
Рисунок-3: Страны с лучшими показателями в GП
«Как показали Китай, Индия и Вьетнам, настойчивое стремление к инновациям со временем окупается», - говорит бывший декан и профессор менеджмента Корнельского университета Сумитра Датта [7]. GП использовался правительствами этих стран и другими мире, чтобы улучшить свои инновационные показатели. Каковы результаты GII 2020?
Кризис COVID-19 поразил инновационную среду в то время, когда инновации процветали. В 2018 году расходы на исследования и разработки (НИОКР) выросли на 5,2%, то есть значительно быстрее, чем рост мирового валового внутреннего продукта (ВВП), после сильного восстановления после финансового кризиса 2008-2009 годов. Венчурный капитал (ВК) и использование интеллектуальной собственности (ИС) были на рекордно высоком уровне.
В заключении статьи, у нас возникает вопрос «кто будет финансировать инновации?» Один из выводов GП заключается в том, что деньги для финансирования инновационных предприятий истощаются. Сделки венчурного капитала резко сокращаются в Северной Америке, Азии и Европе. Воздействие этого дефицита в финансировании инноваций будет неравномерным, при этом
негативные последствия будут сильнее ощущаться венчурными капиталистами на ранних стадиях, стартапами, интенсивно использующими НИОКР, и в странах, которые обычно не являются горячими точками венчурного капитала. Ниже указанные элементы инновационной инфраструктуры обеспечат интегрированную систему поддержки инноваций на всех этапах внедрения, что позволит:
Рисунок-4: элементы инновационной инфраструктуры которые обеспечивают систему поддержки инноваций.
Интеграционные процессы дают Казахстану возможность расширить свои рынки и увеличить свой инновационный потенциал. Конкурентное давление создает для казахстанских предприятий огромный стимул к инновациям. Чтобы в полной мере воспользоваться этими возможностями, необходимо принять эффективные меры политики для поддержки дальнейшей модернизации и диверсификации экономики.
Ученые верят в роль инноваций в повышении конкурентоспособности наций, обеспечении экономического роста, стимулировании социальных изменений и создании основы для будущего страны.
Литература
1. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. [Электронный ресурс-Режим доступа: https://stat.gov.kz/
2. Приток прямых иностранных инвестиций. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://ranking.kz/
3. Горячая линия министерства здравоохранения РК [Электронный ресурс] -Режим доступа: https: //www.coronavirus2020.kz/
4. GII 2020: COVID-19 Pandemic's Expected Impact on Global Innovation; Annual Ranking Topped by Switzerland, Sweden, U.S., U.K. and Netherlands September 2, 2020
5. Ответ ВОИС на COVID-19 [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //www.wipo .int/
6. GII 2020: COVID-19 Pandemic's Expected Impact on Global Innovation;
7. Глобальный индекс инноваций 2020. Корнельский университет, INSEAD и Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO). Сумитра Дутта [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://ru.qaz.wiki/wiki/Soumitra_Dutta
Literature
1. Bureau of National Statistics of the Agency for Strategic Planning and Reforms of the Republic of Kazakhstan. [Electronic resource] - Access mode: https: //stat.gov.kz/
2. Inflow of foreign direct investment. [Electronic resource] - Access mode: http://ranking.kz/
3. Hotline of the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan [Electronic resource] - Access mode: https://www.coronavirus2020.kz/
4. GII 2020: COVID-19 Pandemic's Expected Impact on Global Innovation; Annual Ranking Topped by Switzerland, Sweden, U.S., U.K. and Netherlands September 2, 2020
5. WIPO's response to COVID-19 [Electronic resource] - Access mode: https: //www.wipo .int/
6. GII 2020: COVID-19 Pandemic's Expected Impact on Global Innovation;
7. Global Innovation Index 2020. Cornell University, INSEAD and the World Intellectual Property Organization (WIPO). Sumitra Dutta [Electronic resource] -Access mode: https://ru.qaz.wiki/wiki/Soumitra_Dutta