УДК: 659 ББК: 760 ГРНТИ: 19.01 ВАК 13.00.02
Смольская Е. П.
Москва, Россия
COVID-19 как многофакторный кризис и КСО
Аннотация. Статья посвящена пандемии Covid-19, ее влиянию на жизнь современного общества. Пандемия рассматривается как многофакторный кризис, затрагивающий все сферы жизни и влияющий на экономику, здравоохранение, культуру, искусство, потребление, образование, морально-психологическое состояние людей. В статье приводится определение кризисных ситуаций, дается типология кризисов, анализируются основные сектора, наиболее пострадавшие от пандемии, а также его воздействие на морально-психологическое состояние людей. Обозначается понятие корпоративной социальной ответственности, определяется роль КСО компаний во время пандемии, приводятся примеры реализации политики КСО российскими и зарубежными корпорациями.
Ключевые слова: пандемия, Covid-19, кризисы, коронакризис, многофакторность, корпоративная социальная ответственность, репутация.
COVID-19 as a multi-factor crisis and CSR
Abstract. The article deals with the Covid-19 pandemic and its impact on the life of modern society. The pandemic is considered as a multifactorial crisis having its negative impact on all spheres of life and affecting the economy, health, culture, art, consumption, education, and the moral and psychological state of people. The author provides a definition of crisis situations, a typology of crises, analyses the main sectors most affected by the pandemic, as well as its impact on the moral and
111
psychological state of people. The concept of corporate social responsibility is outlined, the role of CSR of companies during the pandemic is defined, and examples of the implementation of CSR policies by Russian and foreign corporations are given.
Keywords: Pandemic, Covid-19, crises, multi-factor, coronacrisis, corporate social responsibility, reputation.
Постановка проблемы
В настоящее время мир переживает потрясения, которые затрагивают практически всех и каждого. Нет смысла перечислять их все, так как многие драматичные изменения, которые происходят сегодня, затрагивают отдельные страны или регионы. И хотя они имеют значительное влияние на пересмотр некоторых аспектов общественной жизни, взаимоотношений между различными социальными, национальными, расовыми группами (например, движение BLM), переоценку отношения к культурным ценностям, возникла глобальная опасность, которая оказала воздействие на все страны, на всех людей, живущих на Земле - пандемия коронавируса Covid-19.
Распространение эпидемии привело к изменениям во всех сферах жизни - в экономике, политике, государственном управлении, науке, культуре и искусстве, образовании, в повседневной жизни людей и многих других. Привычное течение жизни было нарушено и на сегодняшний день не восстановилось в полном объеме. В этой связи можно смело утверждать, что мир охвачен кризисом, который имеет воздействие на все стороны жизни стран, государств, обществ.
Любая кризисная ситуация требует не только быстрого осмысления, но и грамотно выстроенной коммуникации, так как именно адекватная коммуникационная политика во время кризиса демонстрирует способность органов государственной власти различного уровня, политических и общественных движений, бизнес-структур, корпораций сохранить
репутацию, успешно преодолеть сложности и в дальнейшем продолжить эффективную деятельность. Кроме того, в нынешних условиях еще больше возрастает роль корпоративной социальной ответственности, которая «представляет собой целостный подход, при котором используется широкий набор стратегических, практических и программных инструментов и мероприятий. Они основаны на принципе обеспечения устойчивого развития и интегрированы в процесс бизнеса и принятия решений в компании» [Соловей (ред.), 2016].
История вопроса
Прежде чем более подробно остановиться на КСО крупных компаний во время пандемии и понять их роль в той помощи, которую они оказывают всем, кто в ней нуждается, хотелось бы определить те кризисные составляющие, которые проявились в полной мере во время пандемии.
Кризисом можно назвать ситуацию, когда:
- в результате функционирования имеет место ущерб;
- невозможно продолжение функционирования в рамках прежней модели;
- неотлагательно требуется принятие решения;
- появляется шанс на обновление.
А также к чертам кризисной ситуации можно отнести
- нарушение привычных законов взаимодействия;
- существенное ускорение изменений ситуационных состояний [Чумиков, 2013: 10].
На сегодняшний день можно обозначить различные подходы к классификации кризисов. Они могут быть локальными и глобальными, природными и технологическими, объективными и субъективными, экономическими и политическими, финансовыми и демографическими, репутационными, а также связанными с неправильным менеджментом, с человеческим фактором. В.М. Горохов и Т.Э. Гринберг в монографии «Связи с общественностью: теория, практика, коммуникативные стратегии»
выделяют также макро- и микрокризисы, «по структуре отношений в социально-экономической системе ... отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов». Также ученые выделяют такое понятие, как «сферы протекания кризисных процессов», к которым они относят «природные, экологические, общественные» [Горохов, Гринберг, 2017: 116 - 117].
В монографии также приводится классификация, согласно которой выделяются три основных типа кризисов: «- технологические кризисы;
- конфронтационные кризисы (обусловленные антимаркетинговыми мероприятиями конкурентов, либо критикой определенных групп, влекущей за собой, например, бойкот продукции фирмы);
- кризисы злонамеренного поведения (в том числе террористические акты)» [Горохов, Гринберг, 2017: 118].
Полученные в ходе анализа результаты исследования
Какой бы ни была типология кризисов, очевидно, что пандемию можно отнести и к глобальным кризисным ситуациям, и к экономическим, и кризисам в системе здравоохранения, и к сильнейшим психологическим потрясениям, и к кризису в социальной, культурной, образовательной сферах. Многие бизнес-структуры и предприятия столкнулись с репутационными потерями, связанными с невозможностью быстро сориентироваться в сложившейся трудной ситуации и наладить эффективную коммуникацию с потребителями и партнерами. А цифровые технологии, которые показали свою необходимость и эффективность, для многих стали еще и вызовом, который надо принять для обеспечения бесперебойной работы. Ведь при возросшей в разы нагрузки на Интернет не всем и не всегда удавалось выстроить бесперебойную коммуникацию с клиентами и контрагентами, наладить горячую линию для решения постоянно возникающих спорных и проблемных вопросов. Учитывая все эти факторы, пандемию можно смело назвать многофакторным кризисом.
Коронавирус больно ударил по миру и, в первую очередь, по самому ценному ресурсу на Земле - по людям, их здоровью и жизням. Не будем приводить цифры зараженных и умерших, все трагические данные есть в открытом доступе.
На какие отрасли и сферы общественной жизни кризис оказал наибольшее негативное воздействие? Во-первых, это бизнес в целом. Правительства практически всех стран вынуждены были прибегнуть к локдауну, чтобы не допустить дальнейшего распространения вируса. Как отмечается в европейском бизнес-обозрении, ведущем европейском деловом журнале, «за первые полгода пандемия полностью изменила мир и то, как он функционирует. Особенно заметно, что предприниматели ищут способы перевести цепи поставок на местные рынки. Почему? Потому что коронавирус значительно повлиял на мировой товарооборот, который связывает промышленность и производства в разных странах. В качестве примера можно привести Китай, торговля между которым и США, Европейским союзом за первые месяцы 2020 года значительно упала по сравнению с тем же периодом 2019». «Являясь эпицентром пандемии, Китай демонстрирует реакцию мировых рынков на распространение вируса. Экспорт из Китая упал на 17% в первые месяцы 2020 года, а импорт в страну показал замедление в 4% [Яирр, 2020].
И это действительно показатель, ведь эта страна за последние десятилетия и вплоть до пандемии коронавируса превратилась в одну из сильнейших экономических держав и оказывала огромное влияние на мировые рынки. «Когда что-то происходит в Китае, что меняет производственные и торговые процессы, это влияет, в конечном итоге, на деятельность торговых партнеров по всему миру» [Яирр, 2020].
Потрясения на фондовых рынках негативно сказались не только на бизнесе, но и на стоимости пенсий или индивидуальных сберегательных счетов. В ответ центральные банки многих стран снизили процентные ставки. Аналитики, в свою очередь обеспокоены возможностью локдауна и
задержками с программами вакцинации, что может стать причиной большей волатильности рынков [Jones, Palumbo and Brown, 2021].
От ограничений, связанных с коронакризисом (термин, который на сегодняшний день прочно устоялся в западной терминологии) сильно пострадали практически все сферы, но особенно ощутимый удар был нанесен по среднему и малому бизнесу. Во многих странах представителям этой сферы была оказана государственная поддержка, чтобы помочь остаться на плаву, стимулировать к продолжению деятельности. Но общее снижение покупательской способности не могло не сказаться на проблемах некрупных игроков рынка.
Пострадали предприятия розничной торговли, опустели магазины и торговые центры, резко упали продажи товаров - от продуктов до одежды и бытовой техники. У людей, вынужденных по большей мере находиться дома, кардинально изменилось потребительской поведение - они лишились возможности, да и необходимости, ходить в магазины, посещать торгово-развлекательные центры, что не могло не сказаться на товарооборотах этих «точек притяжения» для огромного числа потребителей. Кроме того, наблюдалось, да и сейчас ситуация не исправилась, снижение доходов значительной части населения по всему миру, многие люди потеряли работу, крупнейшие мировые экономики показали значительный рост безработицы. По данным МВФ, в США процент безработных в 2020 году достиг 8.9%, а во многих странах, например, во Франции, Испании, Великобритании возможность создания новых рабочих мест остается крайне низкой [Jones, Palumbo, Brown, 2021]. Значительно сократились железнодорожные и авиаперевозки из-за введения удаленного режима работы, а также необходимости соблюдения строгих карантинных мер. Сотрудники различных фирм и учреждений были вынуждены отменять деловые поездки, люди перестали проводить отпуск в зарубежных странах. Закрытие границ вызвало глубокий кризис в туристическом и гостиничном бизнесе. Так, по данным агентства РБК на октябрь 2020 года, «Российская туристическая
отрасль потеряла в 2020 году 600 млрд руб. из-за отсутствия иностранных туристов в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Об этом сообщила глава Ростуризма Зарина Догузова в интервью телеканалу РБК» [Догузова, 2020 ].
Что касается гостиничного бизнеса, то в этой отрасли потери также огромны, причем пострадали практически все отели, как небольшие, так и сетевые. Из-за отсутствия постояльцев отельеры не только терпят колоссальные убытки, но и вынуждены увольнять обслуживающий персонал, что, опять же, ведет к росту безработицы как внутри отрасли, так и общей. Справедливости ради надо отметить, что в связи со снятием многих ограничений, в частности, в России, поворот был сделан в сторону развития внутреннего туризма, что помогло в определенной мере выживанию отрасли.
Коронакризис коснулся и сферы культуры, искусства, кинематографа, шоу-бизнеса. Закрытие театров, музеев, выставок, библиотек, кинотеатров, концертных площадок лишило огромное количество людей возможности приобщения к произведениям культуры и искусства, вынудило их отказаться от привычного досуга, того времяпрепровождения, которое для очень и очень многих давно стало неотъемлемой частью их жизни. Сами представители этих отраслей также оказались в трудном положении -падение доходов, связанное с практически полным прекращением деятельности, не могло не сказаться на финансовом и моральном положении представителей сферы культуры и искусства (в данном случае речь не идет о тех представителях российского шоу-бизнеса, которые взывали к государству с просьбами о финансовой поддержке. Пусть это останется на их совести). Справедливости ради надо отметить, что многие представители культуры и искусства нашли способ не прекращать взаимодействие со своими целевыми аудиториями и всеми заинтересованными людьми. Используя возможности, которые предоставляют новые технологии, они в период вынужденной изоляции активно использовали различные цифровые платформы: это и активная деятельность в социальных сетях, и ведение
собственных сайтов, организация опНпе-трансляций выставок, спектаклей, концертов, проведение мастер-классов - всего того, что помогает многим не чувствовать себя оторванными от жизни и лишенными привычного культурного контента. Тем не менее все понимают, что в таком формате отсутствует самое главное - эффект присутствия, ощущение вовлеченности в театральное или музыкальное действо, погружение в атмосферу спектакля, возможность личного общения с художником и посетителями выставки, обмен мнениями и впечатлениями, магия непосредственного приобщения к произведениям как классического, так и современного искусства.
С новыми вызовами столкнулась и сфера образования, как школьного, так и высшего. Учителям и школьникам, преподавателям и студентам, аспирантам, слушателям образовательных программ различного уровня пришлось осваивать обучение в дистанционном режиме. И хотя использование цифровых форм обучения уже стало неотъемлемой частью образовательного процесса, полный переход на дистанционный формат стал настоящим потрясением для всех, включая родственников обучающихся. Отсутствие личного контакта, прямой вовлеченности в процесс обучения, технические сбои - вот далеко неполный перечень тех проблем, с которыми столкнулись все участники образовательной среды. Безусловно, развитие современных технологий позволило сохранить образовательный процесс на плаву, однако отсутствие живого человеческого общения, реальной, живой межличностной коммуникации, такого необходимого всем эмоционального контакта (ни один, даже самый современный гаджет не в состоянии его заменить) явилось для большинства сильным потрясением и привело, в конечном итоге, к падению уровня обучения, к возможности заниматься вполсилы. А возникшие пробелы могут восполняться долго и трудно.
И, конечно же, нельзя не сказать о сильнейшем психологическом кризисе, который охватил огромное число людей по всему миру. Страх за свою жизнь, жизнь родных, близких и друзей был связан с неизвестностью, непониманием природы болезни и темпов ее распространения. Информация,
появлявшаяся во всех мировых СМК о заболевших и умерших, о темпах разрастания эпидемии, была похожа на сводки с полей боевых действий. «Здесь возникает то информационное поле, в котором каждый конкретный индивидуум отыскивает в числе предлагаемых аргументов именно те, которые соответствуют его образу жизни и системе ценностей.» [Федотова, 2016: 88] Явно проявился кризис здравоохранения, так как стало ясно, что современная медицина, даже в самых развитых странах, не в состоянии справиться с пандемией. Противоречивая, постоянно изменяющаяся информация о ношении масок и перчаток, о необходимости постоянной дезинфекции не добавляла оптимизма и уверенности, а, наоборот, сеяла еще большую панику среди людей. Ощущение изменившегося далеко не в лучшую сторону мира подкреплялось необходимостью постоянно находиться дома, строгими мерами контроля со стороны властей. Закрытые рестораны, опустевшие дворы, улицы и парки, напоминавшие кадры из фильмов ужасов, способствовали нагнетанию паники и депрессии у людей с неустойчивой психикой. Даже неисправимые оптимисты терялись, видя знакомые улицы, переулки и бульвары без людей и машин. В России негативному психологическому и эмоциональному состоянию способствовали также запреты людям старше 65 лет и гражданам с хроническими заболеваниями выходить из дома, введение пропусков для поездок на работу или на дачу. А страшные кадры с длинными очередями из карет скорой помощи, которые транслировались на телевизионных каналах и Интернет-сайтах заставляли усомниться в способности отечественной медицины справиться с пандемией, что также не добавляло психологического комфорта.
Однако были отрасли, которые, в силу своей специфики, оказались в выигрышном положении. Это, в первую очередь, службы доставки, Интернет-торговля и, конечно же, фармацевтический бизнес. Государства по все миру вложили миллиарды долларов в разработку вакцины от Соу1ё-19 и способов его лечения. Стоимость акций компаний, занимающихся
разработкой вакцины, резко взлетели. Moderna, Novavax и AstraZeneca продемонстрировали значительный рост. И только компания Pfizer столкнулась с падением стоимости акций из-за сотрудничества с BioNTech, высокой стоимости разработки вакцины и растущим числом равноценных конкурентов [Jones, Palumbo, Brown, 2021].
В сложных условиях коронакризиса правительства большинства стран прилагают огромные усилия для оказания поддержки экономике, пытаясь не допустить глобального коллапса, и, конечно же, людям. В этой поддержке участвуют и корпорации, проявляя социальную ответственность, которая давно уже стала осознанной необходимостью и важнейшим нематериальным активом бизнеса. Давно уже известно, что политика КСО, проводимая крупными корпорациями, оказывает положительное влияние на репутацию и помогает легче справляться с различного рода кризисами. Однако и здесь не все так однозначно. Согласно французскому изданию «Финансы и инвестиции» (Finance et Investissement), предприятиям, которые славились своей политикой КСО, не удалось избежать потрясений рынка, вызванных пандемией. Издание отмечает, что «исследование, проведенное среди 1750 американских предприятий, не показало, что компании, наиболее активно проводящие политику КСО, лучше справились с показателями фондового рынка во время его краха в марте 2020 года. Кроме того, исследования показали, что члены Делового круглого стола, влиятельной организации деловых кругов, объединяющей руководителей крупнейших корпораций США, также не смогли добиться лучших результатов во время кризиса. А наряду с предприятиями, которые помогали своим сотрудникам (например, повышая почасовую оплату), клиентам и поставщикам, были и такие, обладающие солидной репутаций в силу проведения активной политики КСО, кто увольнял значительную часть сотрудников, ставя под угрозу их здоровье» [Langton, 2021] .
Однако стоит отметить, что большинство мировых корпораций, понимая важность помощи людям в столь сложный и опасный период, вели активную политику социальной ответственности.
Можно привести реальные примеры реализации КСО крупными компаниями, которые демонстрируют эффективное использование своих возможностей. Так, лидер в области производства товаров класса «люкс» корпорация LVMH переориентировала часть своих производственных мощностей на выпуск антисептических гелей. «На трех фабриках компании во Франции вместо элитных духов стали выпускать средства для борьбы со смертельной болезнью. По словам президента LVMH Бернара Арно, произведенные антисептики будут бесплатно переданы государству» [Гош, 2020] .
Помимо антисептиков, все страны нуждаются в аппаратах искусственной вентиляции легких. Заводы General Electric, SpaceX, Tesla и Ford Motor Co начали производить эти аппараты.
Социальная сеть Facebook выделила миллионы долларов на поддержку предприятий малого бизнеса в разных странах, P&G бесплатно предоставляет свою продукцию людям, находящимся в группе риска. Компания Toyota предоставляет свои автомобили медикам и волонтером, в том числе и в России, а также занялась производством медицинских масок и средств индивидуальной защиты.
Многие компании всячески поддерживают своих сотрудников. «Интернет-гигант Amazon решил уделить особое внимание условиям труда своих сотрудников. Рост спроса на онлайн-доставки заставил компанию пригласить на работу 100 тысяч дополнительных складских работников и курьеров. Параллельно было принято решение о повышении почасовой ставки. Так, в США вознаграждение увеличилось на $2. На реализацию этой цели Amazon запланировал $350 млн. Особое внимание компания уделяет тесному взаимодействию с медиками для обеспечения безопасности персонала. Максимально обеспечить безопасность своих работников решили
и крупнейшие автопроизводители — GM, Ford Motor Co. и Fiat Chrysler Automobiles NV. Тесное взаимодействие с профсоюзами позволило оптимизировать рабочий график предприятий, ввести особый режим профилактических мероприятий, а также ограничить необязательные контакты между работниками» [Гош, 2020].
Российские корпорации также включились в борьбу с пандемией, проявляя свою социальную ответственность. Так, Альфа-групп направила 1 млрд руб. российскому оперативному штабу по борьбе с распространением коронавируса, Банк России закупил оборудования и расходных материалов на сумму 700 млн руб. для медучреждений Санкт-Петербурга, Сбербанк выделил 3 млрд руб. на создание вакцины. Норильский никель выделил 10,5 млрд. руб. на строительство и оборудование больниц и лабораторий, закупку СИЗ, поддержку населения посредством широкого спектра инициатив [Библиотека практик российского бизнеса по поддержке общества в борьбе с COVID-19, 2020]. И это только несколько примеров, список этот можно продолжать еще долго. А так как пандемия еще не закончилась, будут появляться еще примеры реализации политики КСО.
Выводы
Обобщая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что пандемия коронавируса явилась настоящим многофакторным кризисом, который охватил все сферы человеческой жизни и который требует постоянного внимания со стороны всех структур общества.
Политика корпоративной социальной ответственности может во многом способствовать как минимизации рисков и помощи населению, так и сохранению репутационного капитала компаний.
Библиография
Библиотека практик российского бизнеса по поддержке общества в борьбе с COVID-19 // Российский союз промышленников и предпринимателей. Дата обращения: 03.03.2021. URL: https://rspp.ru/simplepage/biblioteka-praktik-rossiyskogo-biznesa-po-podderzhke-obshchestva-v-borbe-s-covid-19/
Гош А. КСО против коронавируса // Reputation Capital Group. Блог. Дата размещения: 26.03.2020. Дата обращения: 03.03.2021. URL:
https://reputationcapital.blog/2020/03/kso-protiv-koronavirusa/
Догузова З. Ростуризм раскрыл потери отрасли из-за пандемии и отсутствия туристов// РБК Дата размещения: 19.10.2020. Дата обращения: 03.03.2021. URL: https://www.rbc.ru/society/19/10/2020/5f8de4329a7947c66bdf1521
Основы PR в бизнесе / под ред. В.Д.Соловья; Москва: ЭКСМО, 2016. Связи с общественностью: теория, практика, коммуникативные стратегии / под ред. В. М. Горохов, Т. Э. Гринберг. М.: Аспект Пресс, 2017.
Федотова Л.Н. Связи с общественностью: теория и практика Москва : Вест-Консалтинг, 2016.
Чумиков А.Н. Имидж - репутация - бренд: традиционные подходы и новые технологии: сборник научных трудов. Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015
Jones L., Palumbo D., Brown D. Coronavirus: How the pandemic has changed the world economy // BBC News. Дата размещения 24.01.2021. Дата обращения: 03.03.2021. URL: https://www.bbc.com/news/business-51706225
Langton J. COVID-19 : la responsabilité sociale des entreprises n'est pas la panacée // Finance et Investissement. Дата размещения: 28.01.2021. Дата обращения: 03.03.2021. URL: https://www.finance-investissement.com/nouvelles/economie-et-recherche/covid-19-la-responsabilite-sociale-des-entreprises-nest-pas-la-panacee/
Rupp S. The COVID Impact on Business Globalization: What Does the Future Hold? // The European Business Review Дата размещения: 14.10.2020. Дата обращения: 03.03.2021. URL: https://www.europeanbusinessreview.com/the-covid-impact-on-business-globalization-what-does-the-future-hold/
References
Chumikov A. N. (2015) Imidzh - reputatsiya - brend: traditsionnye podkhody i novye tekhnologii [Image - reputation - brand: traditional approaches and new technologies: collection of scientific papers]. Moscow ; Berlin: Direct-Media Publ.
Fedotova L. N. (2016) Svyazi s obshchestvennost'yu: teoriya i praktika [Public Relations: Theory and Practice]. Moscow: Vest-Konsalting Publ.
Gorokhov V., Grinberg T. (eds) (2017) Svyazi s obshchestvennost'yu: teoriya, praktika, kommunikativnye strategii [Public relations: theory, practice, communication strategies]. 2nd edn. Moscow: Aspekt press Publ.
Jones L., Palumbo D. and Brown D. (2021) Coronavirus: How the pandemic has
changed the world economy - BBC News, BBC News Services. Available at: https://www.bbc.com/news/business-51706225 (Accessed: 3 March 2021).
Langton J. (2021) COVID-19 : la responsabilité sociale des entreprises n'est pas la panacée, Finance et Investissement. Available at: https://www.finance-investissement.com/nouvelles/economie-et-recherche/covid-19-la-responsabilite-sociale-des-entreprises-nest-pas-la-panacee/ (Accessed: 3 March 2021).
Rupp S. (2020) The COVID Impact on Business Globalization: What Does the Future Hold?, The European Business Review. Available at:
https://www.europeanbusinessreview.com/the-covid-impact-on-business-globalization-what-does-the-future-hold/ (Accessed: 3 March 2021).
Solovey V. D. (ed.) (2016) Osnovy PR v biznese [Basics of PR in business]. Moscow:
Exmo.
Biblioteka praktik rossiyskogo biznesa po podderzhke obshchestva v bor'be s COVID-19 [Library of Russian business practices to support society in the fight against COVID-19 ] (2020), Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs. Available at: https://rspp.ru/simplepage/biblioteka-praktik-rossiyskogo-biznesa-po-podderzhke-obshchestva-v-borbe-s-covid-19/ (Accessed: 3 March 2021).
Gosh, А. (2020) KSO protiv koronavirusa [CSR against coronavirus], Reputation Capital Group. Blog. Available at: https://reputationcapital.blog/2020/03/kso-protiv-koronavirusa/ (Accessed: 3 March 2021).
Doguzova Z. (2020) Rosturizm raskryl poteri otrasli iz-za pandemii i otsutstviya turistov [Rostourism revealed the losses of the industry due to the pandemic and the lack of tourists], RBK Available at: https://www.rbc.ru/society/19/10/2020/5f8de4329a7947c66bdf1521 (Accessed: 3 March 2021).
Сведения об авторе
Смольская Елена Павловна - кандидат историечских наук, доцент, доцент кафедры медийной политики и связей с общественностью МГИМО МИД России. [email protected]
Smolskaya Elena P. - candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Media Policy and Public Relations, MGIMO University, Ministry of Foreign Affairs of Russia. elenasmol skaya@yandex. ru