УДК 377:378:373.3/5
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Л.Р. Храпаль * В.В. Балахонский**
Статья посвящена вопросам теоретического осмысления этнической и национальной культуры в контексте исторической и социокультурной динамики, российских модернизационных процессов, историческому переходу от традиционной к современной социокультурной системе. Рассматривается проблема модернизации высшего профессионального экологического образования в контексте необходимости глобального взаимообмена преподавателей экологических дисциплин инновационными идеями, экологическими технологиями и знаниями, идущие по пути создания единого эколого-культурного пространства, с новым экологическим мировоззрением, обладающие социокультурной компетенцией и экологической культурой.
Ключевые слова: социокультурная динамика; глобализационные и социокультурные процессы; модернизация высшего профессионального экологического образования; этноцентризм; глобализация.
SOCIOCULTURAL DINAMIC AND GLOBALIZATION AS THE STAGES OF MODERNIZATION OF THE HIGHER PROFESSIONAL ECOLOGICAL FORMATION L.R. Khrapal V.V. Balahonksy
This article is devoted to theoretical understanding of ethnic and national culture in the context of the historical and sociocultural dynamics, Russian modernization processes, the historical transition from traditional to modern sociocultural system. The problem of modernization of higher professional education in the environmental context the need for global interchange of teachers of environmental sciences innovative ideas, environmental technology and knowledge that go towards creating a unified ecological and cultural space, a new ecological world view, having sociocultural competence and environmental culture.
Keywords: sociocultural dynamic; global and sociocultural processes; modernization of the higher professional ecological formation; ethnocentrism; globalization.
Модернизационные процессы в России тормо- отменяет базовые парадигмы перемен. Каждое зились отечественной социокультурной традици- общество меняется, но флуктуации этих перемен ей, что во многом определялось как отторжени- не отменяют общей векторности развития. Воз-ем инноватики, характерным для традиционного никновение нового мирового порядка обусловле-общества, так и ускорением социокультурной ди- но потребностью, которую вызвала глобализация намики, характерным для западной цивилизации, мира. Создание его не должно ставить под вопрос что вызывало и потребность в адаптации, и про- сохранение национальной и культурной самобыт-тиводействие ей. Уникальность России, уникаль- ности народов, охваченных процессом глобализа-ность любого модернизирующегося общества не ции, и суверенитет их государств, а также сохра-
* Храпаль Лариса Робертовна, докторант Казанского государственного технологического университета, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]
**Балахонский Виталий Витальевич, доктор филосовских наук, профессор, начальник кафедры философии Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: [email protected]
нение и реализацию культурной самобытности и суверенитета личности. При всей необходимости создания нового мирового порядка, «речь идет не только о новом экономическом, но и о новом культурном, научном, экономическом и общественном порядке. Одним словом, речь идет о таком новом порядке, в котором зависимость будет заменена независимостью или взаимозависимостью, в которой власть одних (меньшинства) над другими (большинством) будет заменена солидарностью между людьми и народами» [2]. Для осуществления подобного мирового устройства следует развить систему этических ценностей, основанную на чувстве справедливости. Для того чтобы новый мировой порядок был порядком правды и достоинства, общая картина мира должна основываться на полном уважении культурной специфики каждого отдельного народа.
Большой интерес вызывают пути развития национальных культур в условиях модернизации экологического образования. Актуальным представляется соотнесение модернизационных процессов с национальной культурной традицией, ценностями, идентификациями.
Необходимость теоретического осмысления проблемы модернизации высшего профессионального экологического образования во многом обусловлена все более высокими темпами исторической и социокультурной динамики. Взрывное ускорение перемен, вызывающее шок столкновение с новыми реалиями, экологическими ценностями и экологическими моделями поведения изменяют смысловую непрерывность жизненного мира, требуя от специалиста-эколога нового экологического мышления и экологического творчества.
Мы видим не только новые экологические проблемы в нашем обществе, но и новые возможности, вошедшие в нашу жизнь вместе с модерниза-ционными вызовами начала нового тысячелетия. Позитивный рост свобод, открытости социокультурной сферы, возможности более свободной социализации и инкультурации личности, интерио-ризации новых ценностей, образа жизни, моделей поведения дополняется трудностями, связанными с уменьшением социальной и личной безопасности, социальной дифференциацией общества, с конфликтами между обществом и личностью. Годы реформ со всей определенностью показали,
что для позитивной адаптации к рыночной социокультурной системе требуется высокое качество человеческого капитала, экологическая личность, склонная к инноватике, творческой интерпретации в выработке экологических моделей поведения, акцентирующая индивидуальные способы достижения успеха.
Модернизация означает несколько больший или меньший разрыв с социокультурной национальной традицией. Изменение культурной идентичности рассматривается теоретиками модернизации как необходимое условие успешности, а смена культурной идентичности говорит о завершенности модернизационного процесса.
Д. Бергер представляет свое определение основных принципов, на которых базируется теория модернизации. Модернизация представляет собой, прежде всего, эндогенное достижение обществ, в которых разворачиваются модернизаци-онные процессы; модернизационные процессы, характерные для различных частей социокультурной сферы, отличаются комплементарным характером, то есть поддерживают друг друга; страны, лидирующие в модернизационном процессе, не мешают тем, кто находится на более ранних этапах; процессы модернизации имеют общую направленность [I].
С нашей точки зрения, здесь наиболее ценным представляется выделение институциональных социальных изменений, формирование новых, секулярных, автономных, рациональных институтов. Весьма важным представляется секуляризация социокультурной сферы, достижение большей автономии ее отдельных подсистем, формирование демократической политической системы, основанной на юридическом (римском по генезису) праве, декларация универсальных прав человека.
Теории модернизации, ставшие популярными в Западной Европе и Северной Америке в последние десятилетия XX века, сходятся, в основном, в следующем: «Модернизацию можно рассматривать как действие индивидуальных и коллективных факторов, которые хотят изменить и улучшить свою ситуацию. Общества ищут новые пути развития в соответствии с их целями. Но решающим для успеха развития является не соответствие целей и ценностей, а сочетание ценностей и ресурсов. Там, где нет базовых ресурсов, успеха модернизации не будет.
Модернизация - не однородный процесс трансформации системы, а борьба между сторонниками и противниками модернизации и реакция наблюдателей.
Просвещение и наука - базовые силы модернизации, но религия (церкви, секты, системы верования) не должна недооцениваться как источник легитимации или сопротивления.
Развитие социального обеспечения - главный критерий модернизации.
Исторически центры модерности менялись, появились новые центры. Сегодня это опять может быть Юго-Восточная Азия.
Модернизация - не однородный поступательный процесс. Она содержит и циклы колебаний, периоды кризиса и стагнации» [3].
В практическом плане модернизация российской социокультурной системы предполагает, прежде всего, полномасштабные изменения в институциональной сфере. Мы рассматриваем модернизационные процессы экологического образования в вузах как направленные изменения институциональной сферы экологической культуры личности, как изменение ее ценностей и идеологии.
Важнейшей задачей, которую необходимо решить в процессе модернизационного перехода к новой российской социокультурной системе, является массовый переход к внутреннему локусу контроля, т. е. самоконтролю экологической личности, ее способности принимать решения и нести за них всю полноту экологической ответственности, в отличие от внешнего контроля, характерного для традиционного общества. В постсоветский период Россия, ее социокультурная сфера имеет реальный шанс на позитивное завершение модернизации, предполагающая, прежде всего, определенную синхронизацию исторической и социокультурной динамики с единой Европой, западной цивилизацией в целом.
Категория «социокультурная динамика» выступает одним из важнейших понятий социальной философии и подразумевает те изменения внутри культуры и общества и во взаимодействии разных культур между собой, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. Проблемы социокультурной динамики затрагивают процессы изменчивости в культуре и обществе,
их обусловленность, направленность, факторы, определяющие изменения в культуре, механизмы их реализации и т.д. Процессы социокультурной динамики выступают проявлением способности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования [7]. Понятие «социокультурная динамика» восходит к трактовке культуры как процесса возрастания сущностных сил человека, как постоянно длящегося, бесконечного потока событий, процессов и отношений.
Глобализация общества, формирование «мирового сообщества», т.е. единого экономического, политического и культурного пространства на планете Земля, привели к глобализации образования. Проблемы образования обсуждались и обсуждаются на многих международных конференциях. При этом подчеркиваются слабости существующей системы образования и выявляются основные направления развития образования в будущем, которое обозначается как «цивилизация знания». Ради устранения недостатков в системе образования, которую следует приспособить к потребностям современного общества с учетом общественных перемен в XXI в., реализовано множество научных исследований на национальных и международном уровнях [6]. При этом принято множество документов, связанных с направлениями развития образования: от начальной школы - до университета.
Теоретические исследования современной системы высшего профессионального экологического образования подтвердили необходимость ее международной ориентированности. Концепция современного высшего профессионального экологического образования должна включать понимание проблематики, связанной с интернационализацией экологического образования, развитием эколого-ориентированного общества, развитием экологической науки и технологии, проблемами окружающей среды. Понимание экологических проблем как научно осмысленных и педагогически артикулированных глобальных проблем современного общества должно занять значительное место в международно-ориентированной системе образования, концепция которой формируется в результате глобализаций общества. Необходимость введения экологического содержания в учебные программы высших учебных заведе-
ний обусловлена существованием единого общественного (экономического, политического, культурного) пространства на планете Земля, которое одновременно является и пространством единой природы как системы с бесчисленными связями.
Высшее профессиональное экологическое образование как компонент системы образования международного направления должно давать представление о том, что современная экологическая технология, которая представляет технологическую основу глобализации, должна создать предпосылки для сохранения единой экологической системы на Земле и, прежде всего, сохранения невосстановимых природных ресурсов, без которых невозможно продолжение жизни. Такое образование будет способствовать созданию ситуации, при которой экономическое развитие не находится в противоречии с законами природы. Оно должно давать знания о взаимосвязи между глобальным характером экологических проблем, глобализацией общества, универсализацией науки и основанной на ней технологии, о необходимости и возможности решения экологических проблем в современном обществе, которое все более становится мировым сообществом. В контексте такого подхода высшее профессиональное экологическое образование следует рассматривать и с точки зрения потребности соединения научных представлений о человеке и гуманизации его положения в обществе как императиве цивилизации. Это воссоединение, или, точнее, взаимопроникновение науки и принципов гуманности призвано реализовать положение человека творческого.
Глобализация является современным этапом развертывания единого и универсального «проекта модерна». Глобализация представляет собой процесс формирования единого коммуникативного пространства, основанного, прежде всего, на базе новых информационных технологий, характеризующийся постоянным увеличением взаимозависимости между государствами и регионами в политической, экономической, социальной, культурной и экологической сферах. Под глобализацией мы понимаем, присоединяясь к мнению известного российского ученого В.М. Межуева, «усиливающуюся взаимозависимость национальных государств и регионов, образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в единую систему с общими для всех правилами и нор-
мами экономического, политического и культурного поведения» [5]. Причем, стоит отметить, что она включает в себя противоположные процессы, такие как интеграции и дезинтеграции, унифицированное обезличивание и обособленную самобытность и т. д.
Глобализация является продуктом ускорения социокультурной динамики в масштабе всего мира, что приводит к расположению географически, социально, культурно удаленных локальностей в единый пространственно временной континуум, в единое пространство причинноследственных связей. Модернизация предшествующей эпохи породила глобализацию. Глобализация, по всей видимости, при определенных условиях сможет стать источником и ресурсом модернизации, инициируя кардинальные изменения жизненного мира, в которых западные общества были первопроходцами. Это длительный исторический процесс, включающий в себя ряд определяющих элементов культурной и общечеловеческой эмансипации. Этап глобализации, свидетелями которого мы являемся, не столь велик, чтобы можно было говорить о линейном характере глобализационных процессов. Глобализационные процессы во многом представляют собой синтез поступательной и инверсионной динамики, вызываемой, например, обвалами на региональных фондовых рынках, когда происходит процесс резкого уменьшения мобильности финансового капитала. Процессы глобализации носят открытый, неравновесный, нелинейный характер, что во многом определяет особенности национальной социокультурной динамики.
В своем исследовании мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что глобализация может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Сегодня есть все основания говорить о том, что глобализация способна привести к общественной нестабильности и нанести ущерб национальным и этническим культурам. Высокая проницаемость национальных границ, повышение интенсивности, объема и скорости культурного взаимодействия сопровождаются кризисом базовых ценностей, трансформации культурного контекста формирования культурной идентичности. Последствия такого развития глобализации могут привести к унификации культур по принципу установления доминирующего поло-
жения культуры той страны, которая с экономической точки зрения превосходит все другие. Вместе с тем высказываются все больше мнений относительно позитивного характера развития процессов глобализации — такого процесса, при котором вхождение в глобальное пространство будет осуществляться с учетом многообразия равенства культур, путем увеличения числа интегральных связей, способствующих взаимопониманию входящих в диалог народов, культур, традиций.
На наш взгляд, рассматривая необходимость модернизации высшего профессионального экологического образования в вузах, важно учитывать, чтобы в современных курсах экологических дисциплин затрагивались проблемы не только этнокультурных и социокультурных особенностей регионов, но и делался акцент на то, что проявления этнокультурной идентичности следует рассматривать, как в глобальном, так и в региональном масштабе. Как известно, процесс глобализации приводит к актуализации этнической идентичности. В этих условиях для региональных этнических культур актуализируется задача - сохранить свою культурную идентичность и самобытность, определиться в условиях глобального мира, интегрироваться в мировое сообщество путем сочетания традиций и инноваций, т.е. через сохранение уважения этнической самобытности и этноразнообразия к экологическому и духовному развитию.
Мы считаем, что процесс взаимодействия культур охватывает все регионы мира, продолжительность и глубина культурных контактов увеличивается, в результате чего складываются новые «третьи культуры», синтезирующие в себе различные черты. Межкультурные коммуникации позволяют народам лучше узнать друг друга, а также понять самобытность собственной культуры. Таким образом, национальные культуры в процессе глобализации принимают очертания единой глобальной культуры, интегрирующей этнокультурное многообразие. И в то же время культуры заявляют о своей уникальности. Интеграция и дифференциация, конфликты и сотрудничество, универсализация и партикуляризация не исключают друг друга, а являются взаимно предполагающими тенденциями развития. В ходе глобализации некоторые идеи и структуры современной жизни действительно распространяются по всему
миру. В то же время культурные особенности отдельных народов на фоне глобальных процессов приобретают все более резкие очертания или вообще впервые осознаются как таковые.
Глобальные процессы радикально видоизменяют даже наиболее консервативные и устойчивые структуры этнического сознания и поведения, «порой замещая этнокультурную систему ценностей и стереотипов на импортную - глобальную унифицированную систему установок и моделей» поведения.
В процессе исследования мы пришли к такому заключению, что национальные республики сталкиваются с крайне сложными задачами трансформации прежнего культурного достояния, его приспособления к требованиям современности. Не только темпы, но и характер развития оказались в значительной степени обусловлены этой спецификой, качественным своеобразием исходных факторов общественной жизни. Поэтому столь актуальна задача осмысления современных социокультурных процессов, разработка концепции социокультурной политики модернизации высшего профессионального экологического образования, выработка принципов, целей и форм регулирования эколого-культурного развития на региональном уровне.
По нашему мнению, этнические культуры в условиях активизирующегося процесса глобализации претерпевают глубокую трансформацию. По результатам исследования, которое проводилось среди молодежи, по вопросу, как они представляют воздействие глобализации на национальную культуру своей республики Татарстан, были сделаны следующие выводы:
Во-первых, подавляющему большинству представляется несомненным включение республики Татарстан в глобализационный процесс и представляется далеко не блестящим вариантом с точки зрения ее будущего; студенчество однозначно уверены во влиянии глобальных процессов и американизированного варианта в область культуры. Это ярко проявляется в трансформации традиционных обычаев, культурных ценностей, созданных и передаваемых из поколения в поколения веками; около 70% опрошенных отметили, и смогли уловить особую роль информации, которая стала по сути одним из базовых полей, позволяющих продвигать глобализацию в различные сферы, в
частности и экологическую культуру; молодое поколение республики уверены о необходимости сохранения национальной идентичности.
Во-вторых, можно сказать, что термин «глобализация» студенчеством в целом принят и проходит стадию конкретизации, понятийно-идентификационного прояснения.
Уже сложились поколения молодых людей, которые преимущественно склонны выбирать и исходить из наднациональных ценностей, строго ориентироваться на современную западную технологическую культуру и социокультурные стандарты.
В условиях культурного обмена и взаимодействия стираются пространственные, временные, социальные и иные барьеры, формируется единое информационное пространство. Появляется новая область и деятельность - электронная культура, связанная с оцифровкой культурного наследия, с созданием электронных версий учреждений памяти, а также с рождением новых синкретичных форм художественного выражения и творчества.
В этой связи особую актуальность приобретает изучение механизмов развития культуры, изучение таких процессов реализации прошлых культурных ценностей, в результате которых получаются социально значимые продукты, фиксируемые в культуре, как новые содержание, ценности, нормы. Преемственность в развитии культуры выступает одним из ключевых моментов наращивания ее потенциала, усиления ее влияния на преодоление таких широко распространенных ныне явлений, как утрата идеалов и обесценивание ценностей, бездуховность и ориентация на посредственность. Все эти процессы главным образом связаны с культурной глобализацией. В ее рамках, наряду с формированием конструкции массового сознания и коллективного поведения, видоизменяются параметры этнической культуры. Одним из проявлений глобализации в этнической сфере является стремление различных стран, социокультурных общностей и народов к сохранению собственной идентичности. Причем это стремление в значительной мере проявляется в сфере культуры, этнического и регионального самосознания.
Совершенные исследования в области традиционной культуры и динамики устойчивого развития народов республики Татарстан и России показывают, что татарский народ сумеет сохранить
и обогатить свои духовные ценности в системе мировой цивилизации.
Опыт XX века показал, что принципы построения мировой культурной политики должны исходить из сохранения языковых различий, национальной культурной идентичности, самобытного локального культурного пространства, обеспечения свободного доступа к национальному культурному наследию. На наш взгляд, для решения многочисленных экологических проблем современности в условиях модернизации образования, необходима координация усилий в общемировом масштабе. Поэтому само время наступившего XXI в. и потребности народов требуют возрождения и обновления национальной культуры в ее исторических традициях, моральных ценностях человека, для передачи их будущим поколениям в системе устойчивого, общественного и государственного, в рамках демократического развития народов.
Важнейшим резервом социокультурного многообразия являются этнокультурные различия. Этот вопрос заслуживает сегодня самого пристального внимания, так как противоречивость модернизационных процессов необычайно обостряет групповое, в первую очередь этническое, сознание. Специалисты считают, что этнонацио-нальный фактор грозит в ближайшее время заслонить собой все другие проблемы общественного развития - социальные, экономические, духовные. Вернее, последние будут проявлять себя в национальной окраске, в «этнической упаковке» [2].
В научном плане культуру и этнос с определенных пор принято рассматривать в неразрывной связи друг с другом, видя в многообразии культурных форм многообразие этнических общностей. По сути, культура выступает детерминирующим фактором этнической интеграции и обеспечивает ее стабильность. С одной стороны, в интенсивном взаимодействии различных культур справедливо видится предпосылка культурного многообразия как необходимого фактора развития. С другой стороны, этнокультурная динамика при определенных условиях вызывает неуправляемые и непредсказуемые процессы, этноцентризм отражает иррациональные мотивы групповой психологии, которые могут обострить межнациональные и межэтнические противоречия вплоть до кровопролитных столкновений.
Механизмы возникновения и разрешения этнических конфликтов достаточно сложны и укоренены в самой социокультурной сути этнических отношений. В современных исследованиях этническая общность предстает как особая культура со специфической картиной мира, которая играет роль своеобразной призмы, преломляющей все события и явления в жизни человека. В этой картине мира изначально заложено противопоставление «мы - они», постоянно присущее этническим взаимоотношениям. Каждая культурная общность осознает себя таковой только в противопоставлении с другими. Именно в противостоянии другим этническая группа всегда укрепляла свое единство, часто нуждалась и нуждается сегодня в потенциальном противостоянии для поддержания процесса, обусловливающих формирование этнической идентичности. Это не отрицает возможности взаимодействия этнических культур, а лишь подчеркивает внутреннюю противоречивость этого явления.
Движущей силой развития экологического движения в России выступает научно-преподавательская общественность, которая является «творцом», носителем и хранителем экологических знаний, экологического мировоззрения, экологической идеологии, экологической культуры; выполняет функции трансляции и популяризации экологических знаний и экологической культуры, активизации и организации других слоев населения, лоббирования экологических приоритетов и императивов в государственных и международных структурах; содействует развитию экологической политики и экологического права. Разработка политики модернизации самой системы профессионального экологического образования в высшей школе должна быть направлена на разрешение главной задачи - глобального взаимообмена будущих специалистов и преподавателей экологических дисциплин инновационными идеями, экологическими технологиями и знаниями, стремящихся к сплочению межэтнического общества путем более эффективного учета реальностей и возможностей, предоставляемых культурным плюрализмом. Речь идет о дальнейшем формировании у студентов высших учебных заведений как никогда ранее высокого уровня терпимости к этнокультурным различиям и формировании соответствующих ценностных установок. На-
блюдается отрицательная обратная связь между процессами активизации общественного экологического движения и процессами укрепления государственного управления, что объясняется коренными противоречиями между приоритетами экономического роста и экологической безопасности. Преподаватели экологических дисциплин должны ориентировать будущих специалистов на универсальные ценности, которые могут сформироваться только при открытом кросскультур-ном диалоге. Речь идет не об изобретении новых ценностей, а о достижении консенсуса вокруг тех из них» которые кажутся наиболее приемлемыми для всех. Важным является то, что универсальные ценности студентов высших учебных заведений могут быть интерпретированы и применены в каждом конкретном обществе в соответствии с их моральными устоями и уровнем их экологической культуры.
Болезненным противоречием является то, что, с одной стороны, решение этих задач у будущих специалистов предполагает утверждение в структуре общественного сознания общечеловеческих ценностей, идей общегражданской идентичности, а с другой стороны — осознание отдельным человеком своей этнокультурной принадлежности. Это противоречие, возможно, разрешается не единственным путем. Не исключен и такой вариант, что в свете рассмотренных выше современных процессов формирования идентичности личности этническая сфера станет личной сферой человека, выходящей за рамки государственной политики [4].
В рамках модернизации высшего профессионального экологического образования в гуманитарном и обществоведческом дискурсе выделяется своеобразная группа «глобальных проблем современности». В контексте необходимости модернизации экологического образования в вузах, такое выявление целого ряда острых вопросов проблем глобализации и социокультурных противоречий представляется достаточно интересным, поскольку высвечивает область исследования, где невозможно какое бы то ни было «единичное рассмотрение» как в рамках одной методологии, так и в границах отдельной культурной или общественной формы.
Создание новой концепции высшего профессионального экологического образования предпо-
лагает критику существующей образовательной системы, не всегда учитывающей потребности будущего. Следует пересмотреть содержание и цели образования. Существует необходимость критического осмысления современной системы образования с точки зрения широко понимаемых перемен в развитии цивилизации, включая сюда и весь комплекс экологических проблем. Осмысление системы образования следует перенести с педагогического уровня на уровень моральной ответственности. И важное место здесь должно принадлежать профессиональному экологическому образованию в вузах, ибо перед человечеством стоит задача осуществления безопасного, с экологической точки зрения, развития. Такое развитие предполагает необходимость нового понимания окружающей среды, современных экологических технологий и выработки новых норм поведения. Пришло время, когда экологическая информация должна диктовать конкретные нормы поведения. Следование этим нормам стало индикатором наличия новой экологической культуры. Новая экологическая культура предполагает перемены и инновации в системе образования, то есть введение экологического компонента на всех уровнях и во всех формах.
Перспективы формирования и развития профессиональной и массовой экологической культуры мы видим в перестройке экологического информационно-образовательного пространства, формируемого экологическим образованием, просвещением и, в соответствии с закономерностями социодинамики культуры, социально-экологическим РЯ в качестве коммуникационного менеджмента.
В связи с этим для модернизации высшего профессионального экологического образования нам представляется необходимым переход от поли- и междисциплинарного обучения в общем образовании к холистическому, на основе которого уже могут строиться специализированные курсы профессиональной подготовки специалистов. Нами предлагается подобная модель на основе социально-функционального подхода к экологической теории и практике на принципах целостности, системности, комплексности, логичности и ценностной ориентации на природу, как субъект взаимоотношений, что психологически приблизит экологическую тематику к социальным пробле-
мам. Наиболее эффективным нам представляется поэтапный проблемно-проектный подход к решению модельных и реальных социально-экологических проблем территориального развития.
Таким образом, как в собственной культуре, так и в культуре других стран мы наблюдаем сегодня сложное сочетание глобализационных процессов с тенденциями, характеризующими стремление к специфическому развитию локальных сообществ. Такая неравномерность развития как самобытных явлений в жизни тех или иных сообществ, так и появление и возрастающее значение унифицированных форм, демонстрируют значимость их сосуществования в современном мире, а также выступают одной из важнейших характеристик социокультурной ситуации сегодня. Определяя степень влияния процессов глобализации на современное общество, социокультурные отношения и экологическую культуру будущих специалистов, мы стремимся привлечь внимание к проблеме необходимости модернизации высшего профессионального экологического образования в вузах и подчеркнуть ее исключительную важность и актуальность. Экологическая теория и практика сегодня не в состоянии предложить ни теоретическую, ни практическую альтернативу культуре общества массового потребления в условиях политической и экономической глобализации. Видимый сегодня путь модернизации экологического образования требует исследований и поисков практических путей решения таких проблем как формирование реально экологичной массовой культуры; внедрение в теорию и практику управления и консалтинга приоритетов и ценностей экологической безопасности; развитие рынка экологических товаров и услуг с использованием исторического опыта и современного инструментария в области менеджмента, консалтинга, маркетинга, РЯ, рекламы, политического, правового, финансового регулирования и многие другие. Высшее профессиональное экологическое образование должно не только давать знания, накопленные в прошлом, и осмысливать современность, но и включать необходимость осмысления экологических проблем, возникающих в условиях глобализации и социокультурной динамики, связанных с созданием нового «мирового порядка» на планете Земля.
Литература
1. Бергер П. Капиталистическая революция: 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе. - М.: Изд. гр. «Прогресс — Универс», 1994. — 320 с.
2. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика. -2002,-№ 10.-С.51 -56.
3. Лубский А.В. Неоклассическая модель исторического исследования в культурноэпистемологическом контексте начала XXI века // Общественные науки и современность. - 2009. - № 3.-С.158 - 168.
4. Мамедов О.Ю. Модернизация российской экономики может иметь только глобализационную направленность! // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2009. — Т. 7. - № 3. - С. 5-9.
5. Межуев В.М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации // Полития. — 2000. -№3(17). -С. 102- 115.
6. Саевец О.М. Глядя на Запад: культурная глобализация и российские молодежные
культуры / X. Пилкингтон, Е. Омельчнко, М. Флинн, У. Блюдина, Е. Старкова / Пер. с англ. О. Оберемко, У. Блюдиной. // Журнал исследований социальной политики. - 2006. - Т. 4,- № 2. — С. 269 - 274.
7. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль. - М., 1996. - С.372 - 392.