Научная статья на тему 'Cоциально-экономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи (на примере cамарского региона)'

Cоциально-экономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи (на примере cамарского региона) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
271
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ЗАНЯТОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИЯ / РЕГИОН / РЕСУРС / ТРУД / ACTIVITY / CAREER / EMPLOYMENT / REGION / RESOURCE / WORK / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

В работе автор рассматривает социально-экономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи, что позволяет осуществить комплексный подход к решению проблемы обеспечения трудовыми ресурсами в регионе. Представлены все отрасли экономики Самарского региона, где автор рассматривает вопрос своевременного реагирования на изменения в количественном и качественном составе трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic conditions for the effective development of labor youth employment (on the example of the Samara region)

The author examines the socio-economic conditions for the effective development of labor youth employ-ment that allows for a comprehensive approach to solving the problem of providing human resources in the region. Presents all sectors of the economy of the Samara region, where the author examines the issue of timely response to changes in the quality and quantity of labour resources.

Текст научной работы на тему «Cоциально-экономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи (на примере cамарского региона)»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75168 УДК 316.4

Иванова Т. Н. Социально-экономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи (на примере Самарского региона) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 10. - ART 75168. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75168.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Иванова Татьяна Николаевна,

доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти [email protected]

Социально-экономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи (на примере Самарского региона)

Аннотация. В работе автор рассматривает социально-экономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи, что позволяет осуществить комплексный подход к решению проблемы обеспечения трудовыми ресурсами в регионе. Представлены все отрасли экономики Самарского региона, где автор рассматривает вопрос своевременного реагирования на изменения в количественном и качественном составе трудовых ресурсов.

Ключевые слова: активность, молодежь, регион, ресурс, занятость, профессия, труд.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Основными критериями экономического и социального развития региона являются состояние социально-трудового потенциала молодежи, эффективность его формирования и использования, что в значительной степени определяется уровнем жизни молодых людей. Это обусловливает необходимость разработки основных социально-экономических условий конструирования развития трудовой занятости молодежи на различных уровнях экономики.

Одним из социально-экономических условий создания эффективной системы обеспечения региона необходимыми трудовыми ресурсами является использование мотивационных механизмов и методов социальной защиты молодежи с целью обеспечения перспективного развития трудовой занятости молодежи. Для этого необходимо: обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной

структуры спроса и предложения рабочей силы; повышение эффективности использования трудовых ресурсов молодежи; паритетное финансирование в рамках образовательной кластерной системы в регионе; сохранение и развитие существующих трудовых ресурсов на территории области. Реализация данной стратегии возможна при условии соблюдения следующих принципов: научность и реалистичность в определении потребности в кадрах и возможности их удовлетворения; системность, обусловливающая органическое единство целей, принципов, методов и технологий работы с кадрами; соответствие федеральных и региональных интересов и потребностей; опережающее прогнозирование потребности в кадрах, исходящее из перспектив социально-экономического прогресса, изменения характера труда и социально-экономических преобразований; разработка показателей развития социальнотрудового потенциала молодежи; демократичность и социальная справедливость при решении кадровых проблем; гармоничное сочетание интересов человека, общества и государства; правовая обоснованность, устанавливающая верховенство закона в решении кадровых вопросов, запрещающая любые формы ограничения конституционных прав человека на труд по признакам политической, расовой, национальной, языковой, половой, возрастной, религиозной или иной принадлежности; постоянное обновление кадров в сочетании с их преемственностью, направленное на достижение позитивной стабилизации кадров.

г\л Л г\л

КОНТ ткггт

научно-методический электронный журнал

ART 75168 УДК 316.4

Иванова Т. Н. Социально-экономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи (на примере Самарского региона) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 10. - ART 75168. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75168.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Социально-экономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи позволят осуществить комплексный подход к решению проблемы обеспечения трудовыми ресурсами соответствующей квалификации всех отраслей экономики Самарского региона; своевременно реагировать на изменения в количественном и качественном составе трудовых ресурсов; повысить социальнотрудовой потенциал молодежи; построить показатели развития социально-трудового потенциала молодежи; повысить экономическую активность трудоспособного населения; усилить взаимосвязь рынка образовательных услуг с рынком труда.

В результате конструирования региональной концептуальной модели развития трудовой занятости молодежи будет достигнуто эффективное использование трудовых ресурсов; рациональное территориальное размещение трудовых ресурсов региона; будет сформирована эффективная система профессиональной подготовки и переподготовки кадров, которая в долгосрочной перспективе обеспечит необходимыми кадрами большинство отраслей экономики региона; повысится образовательный уровень специалистов во всех ключевых отраслях экономики Самарского региона; произойдет существенное повышение профессионализма кадров, увеличится их конкурентоспособность на рынке труда.

Спроектированная система предусматривает возвращение посланного обществом выпускника образовательного учреждения заказчику в виде готового к выбору профессии индивида. Из этого логично вытекает и технология реализации системы преемственности социально-экономических действий учреждений социума по трудовой занятости молодежи. Существо этой технологии состоит в разработке основных направлений реализации взаимосвязей социально-экономических систем по их структурным и функциональным компонентам в соответствии со сформулированными концептуальными положениями.

Одной из стратегических задач модели является создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего ищущих работу соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень потребления, а работодателей - необходимой рабочей силой: снижение безработицы среди молодежи, оказание ей помощи в трудоустройстве; дальнейшее развитие системы временной занятости и квотирования рабочих мест для молодежи; совершенствование работы по профилактике безработицы среди молодежи города; улучшение информационного обеспечения политики занятости; развитие кадрового потенциала путем профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации; повышение эффективности предоставляемых безработной молодежи услуг.

Таким образом, региональная концептуальная модель включает систему программных мероприятий, способствующую решению ключевых проблем рынка труда, и представлена следующими направлениями: обеспечение функционирования рынка труда и содействие трудоустройству, организация занятости молодежи, содействие предпринимательской деятельности молодежи: обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи.

Исследователь А. В. Кинчарова отмечает необходимость соблюдения определенных требований к содержанию, формам и методам воздействия [3]. К числу таких требований относятся следующие принципы:

- объективности (непредвзятое рассмотрение социально- экономической среды, ее развивающих и ограничивающих факторов, позволяющее исключать ис-

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75168 УДК 316.4

Иванова Т. Н. Социально-экономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи (на примере Самарского региона) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 10. - ART 75168. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75168.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

кажения при конструировании региональной концептуальной модели социальнотрудовой мобильности молодежи);

- причинной обусловленности (поиск причин, выяснение закономерностей влияния социально-обусловленных и личностных на структурные элементы социальной и трудовой мобильности молодежи);

- принцип комплексного подхода при исследовании процессов конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи в системе общественных отношений.

Для оценки эффективности конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи необходимо учитывать процессуальные и результатные показатели. К процессуальным показателям могут быть отнесены оптимистическое видение индивидом своего профессионального будущего; его уверенное поведение на рынке труда; повышение социального и трудового статуса, профессиональной карьеры индивида.

На основе анализа направленности, содержания и применения техник нами выделены социально-экономические технологии конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи: образовательные, профориентационные, информационные, профессиональные, экономические, психологические, технологии социальной диагностики и моделирования.

Исследователь М. Г. Солнышкина предлагает образовательные технологии, которые связаны с наличием образовательной подготовки, которая может осуществляться, как без учета, имеющегося образовательного опыта [4], так и на его основе:

- образовательная подготовка без учета, имеющегося образовательного опыта;

- образовательная подготовка на основе, имеющегося образовательного опыта.

Эффективными образовательными показателями являются технологии теоретической подготовки выпускников на рынке труда: высокий уровень теоретической практической подготовки и навыков и умений использования знаний (в учебных заведениях появляются базовые предприятия).

В связи с высокими требованиями рынка труда к качеству подготовки молодежи в практику стали внедряться новые, эффективные образовательные технологии, среди которых выделились:

1) использование информационно-компьютерных продуктов (напр., аудио- и видеотренажеров), применяемых Самарским учебным центром открытого обучения;

2) практика дифференцированных сроков обучения (сроки варьируются в зависимости от времени появления у учащихся необходимых умений, а также требований к месту обучения, что практикуется в центрах обучения и повышения квалификации;

3) отработка программ и методик для очно-заочной формы обучения, которые применяются в вузах Самарского региона для обучения молодежи.

Отметим, что внедрение данных новшеств позволило повысить качество подготовки обучающихся из числа безработной незанятой молодежи. Эти меры способствуют развитию социально-трудовой мобильности молодежи.

Профориентационные технологии оптимизируют совместные планы непрерывной социально-профориентационной деятельности учреждений, организаций и молодежи. Данные технологии разрабатывались на основе диагностики социально-бытовой среды; проектирования профессионально значимых качеств будущего специалиста и разнообразных видов деятельности; договоров с учреждениями, организациями и предприятиями социума и с базовым предприятием об основных направле-

r>j

3 ~

КОНТ ткггт

научно-методический электронный журнал

ART 75168 УДК 316.4

Иванова Т. Н. Социально-экономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи (на примере Самарского региона) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 10. - ART 75168. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75168.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ниях и формах взаимовыгодного сотрудничества; методических рекомендаций в помощь молодежи, работникам учреждений, организаций и предприятий по осуществлению многосторонних связей в процессе подготовки молодежи к выбору профессии и профессионального становления [5].

Исследователь В. Стрельцов отмечает, что в процессе проведения работы по развитию социально-трудовой мобильности молодежи следует использовать передовые предприятия, организации и учреждения, оснащенные новой техникой и технологией, автоматическими системами управления, средствами механизации ручного труда. При этом одной из действенных форм по ознакомлению с профессиональной средой является организация экскурсий на объекты данных учреждений и предприятий.

Современные технологии профориентации подразумевают проведение социально-психологической работы (профессиональной ориентации (профориентации), ориентирующее в профессии (профориентационное) консультирование, индивидуальное психологическое консультирование и др.).

Профориентационное консультирование, связано с решением следующих основных вопросов:

- выбор человеком профессии (просветительская профориентационная социально-психологическая работа, проводимая профессиоведом);

- смена человеком профессии (или смена места работы, или изменение рабочих обязанностей);

- совершенствование и развитие профессиональных способностей, умений и навыков человека (психологическая профессиональная помощь и поддержка консуль-танта-профессиоведа);

- помощь человеку в самоорганизации его труда, повышение (укрепление) его работоспособности, работа, направленная на развитие возможностей социальной адаптации человека (помощь консультанта-профессиоведа в планировании времени, отводимого на профессиональные занятия, формирование и развитие оптимального для человека индивидуального стиля деятельности, раскрытие приспособительных и совладающих способностей человека).

Таким образом, профориентационное консультирование является специальной психологической деятельностью, представляющей собою помощь человеку в решении проблем индивидуальной занятости, производимую с учётом его личностных особенностей, анализируемых во взаимосвязи с выбором профессии, с определением профиля профессионального развития. Традиционно, смысл и значение профориентационной консультационной помощи видится, прежде всего, в специализированных рекомендациях профессионально самоопределяющемуся человеку (например, старшекласснику) по выбору личностно подходящей для него профессии и/или сферы деятельности, а так же в постепенном формировании у подростка/юноши внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив своего развития в выбранной профессии.

Индивидуальная профориентационная консультация имеет свою установившуюся специфику [2]:

- изучение профессиональных намерений;

- изучение интересов, склонностей, способностей, умений.

Базовым этапом профориентационных консультаций является этап первичной профориентационной консультации, в процессе осуществления которой специалист-профессиовед (профконсультант) обучает консультируемого основам умения выбо-

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75168 УДК 316.4

Иванова Т. Н. Социально-экономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи (на примере Самарского региона) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 10. - ART 75168. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75168.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ра профессии, даёт информацию о многообразии профессий, знакомит консультируемого с разнообразными профессиограммами и т. п. До консультируемого доводится информация о его профессионально-трудовых интересах и склонностях, ему сообщаются данные предварительного анализа его личностных профессионально значимых качеств. Профориентационные социально-психологические рекомендации, доводимые до сведения консультируемого, основываются на соответствующей психологической диагностике и предметном обсуждении специфики профессий и личностных склонностей консультируемого. Результатом первичной профориентационной консультации выступает повышение степени осознанности, ответственности выбора оптантом сферы деятельности и профессии. Так же, результатом такой первоначальной профориентационной консультации является общее профессиональное самоопределение консультируемого и составление примерного плана его профессионального развития, плана обучения профессии, плана усвоения профессионально значимых ориентиров [1].

Таким образом, социально-экономические технологии конструирования региональной концептуальной модели социальной и трудовой мобильности молодежи (образовательные, профориентационные, информационные, профессиональные, экономические, психологические, технологии социальной диагностики и моделирования) обеспечивают результативное и рациональное целенаправленное воздействие социальных и экономических технологий конструирования.

Ссылки на источники

1. Акимова Е. В. Формирование профессиональных предпочтений молодежи в условиях становления рыночных отношений современной России: дис. ... канд. социол. наук. - Саратов, 2003. - 135 с.

1. Карпец В. А. Трудоустройство выпускников вузов как социальный процесс: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Самара, 2005. - 21 с.

2. Кинчарова А. В. Социальная мобильность населения Самарской области: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Самара, 2005. - 24 с.

3. Солнышкина М. Г. Профессиональные стратегии личности в условиях трансформации российского общества): автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - М., 2007. - 42 с.

4. Стрельцов В. Конкурентоспособность и профессиональная мобильность работника // Человек и труд. - 2009. - № 1 - С. 45-47.

Tatiana Ivanova,

Doctor of sociological Sciences, Professor, Togliatti state University, Togliatti [email protected]

Socio-economic conditions for the effective development of labor youth employment (on the example of the Samara region)

Abstract. The author examines the socio-economic conditions for the effective development of labor youth employment that allows for a comprehensive approach to solving the problem of providing human resources in the region. Presents all sectors omy of the Samara region, where the author examines the issue of timely response to changes and quantity of labour resources.

Key words: activity, young people, region, resource, employment, career, work.

of the econ-in the quality

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук

r>J

~ 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.