UDC 378.147:82
Serafimova Vera Dmitrievna Moscow State Pedagogical University
COLLECTED POEMS BY B.PASTERNAK "MY SISTER, LIFE," "WHEN IT CLEARS UP," MAN AND TIME, MAN AND NATURE, THE
CONCEPT OF AN ARTIST
ПОЭТИЧЕСКИЕ СБОРНИКИ Б.ПАСТЕРНАКА «СЕСТРА МОЯ -ЖИЗНЬ», «КОГДА РАЗГУЛЯЕТСЯ». ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ, ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА, КОНЦЕПТ ХУДОЖНИКА.
Abstract
Boris Pasternak is the largest Russian poet and prose writer of the XX century, a Nobel prize winner, and an artist of deep spiritual conflict. He filled his works with the world and all its everyday reality, its joys and sorrows; he admitted and recorded life itself. This work discusses poems from the collection "My Sister, Life," "When It Clears Up," analyzes the poetics, and identifies dominant thoughts. Natural images in Pasternak's poems relate to human life through associative connections, and to relations between people. His poems are filled with the spirit of modernity. Using associativity, the poet builds an inner logic of interaction between phenomena on the basis of their similarity, contiguity or contrast. Originality of most of the poems of Pasternak is determined by the solution of the global philosophical and ideological issues. The idea of unity of man with nature and the Universe is Pasternak's concept of life.
The poetry of Boris Pasternak is analytical, its typical characteristics being intellectual tension and complex metaphors. The book "When It Clears Up" is regarded as a serious step in the creative development of its author. Its main themes are Man and Time, Man and Nature, The Artist and The Purpose of Art. The issue of time relates the poet's own views of the world, with ideas about life, death and immortality. An artist, according to Pasternak, is closely connected with their span, but they are also the representative of eternity, because through creativity an artist reaches immortality. An artist's concept is as follows: eternity's own hostage, and prisoner of time.
Keywords: Boris Pasternak, Nobel Prize winner, Anna Akhmatova, Osip Mandelstam, collection of poems , "My Sister, Life," "When It Clears Up," "Yuri Zhivago's Poems," artist and time, artist and nature, concept of artist, cheerful attitude, lyrical hero, etc.
Поэтические сборники Б.Пастернака «Сестра моя - жизнь», «Когда разгуляется». Человек и время, человек и природа, концепт художника
Борис Леонидович Пастернак [29.01 (10.02).1890, Москва - 30.05.1960, Переделкино] - крупнейший русский поэт и прозаик XX столетия, художник глубокого духовного напряжения, живущий большими культурными интересами. Он впустил в свои книги мир со всеми его обыденными реалиями, с его радостями и печалями, впустил и запечатлел на веки саму жизнь. Вслушаемся в его разговор с нами:
Я под Москвою эту зиму, Но в стужу, снег и буревал Всегда, когда необходимо, По делу в городе бывал. <.. .> Сквозь прошлого перипетии И годы войн и нищеты Я молча узнавал России
Неповторимые черты («На ранних поездах», 1941). [1: C. 35 ]
Мысль о взыскательной требовательности художника к своей миссии на земле в концентрированной форме выражена в статье Пастернак «Несколько положений» (1918): « .Книга есть кусок горячей, дымящейся совести - и больше ничего. Без нее духовный род не имел бы продолжения. Он перевелся бы. (...) Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас. Книга - живое существо. Она в памяти и в полном рассудке: картины и сцены - это то, что она вынесла из прошлого, запомнила и не согласна забыть ...»
Еще на заре поэтической деятельности Б. Пастернака замечательную и верную оценку его поэзии дал О. Э. Мандельштам: «Стихи Пастернака почитать - горло прочистить, дыхание укрепить. У нас сейчас нет более здоровой поэзии. <.> У Пастернака синтаксис убежденного собеседника, который горячо и взволнованно что-то доказывает». [3: C. 208 ]
Поэтические сборники поэта: «Близнец в тучах» (1914); «Поверх барьеров» (1916); «Сестра моя - жизнь» (1922); «Темы и вариации» (1923); «Второе рождение» (1934); «На ранних поездах» (1944); «Стихи о войне» (1941-1944); «Стихотворения Юрия Живаго» (1946-1953); «Когда разгуляется» (1956) и др.
Книга «Сестра моя - жизнь» является лирическим отражением обновляющейся сути революции, связанных с нею надежд, жизнерадостного мироощущения поэта. В стихах книги мастерски зримо передаются чистые краски природы, состояние души лирического героя, вызванное теми или иными определенными событиями, социальными катаклизмами, природными явлениями и процессами. В переживаниях лирического героя, в состоянии его души история предстает живым и конкретным временем.
Книга «Сестра моя - жизнь» имеет подзаголовок, эпиграф, предваряется посвящением М. Ю. Лермонтову. Подзаголовок книги - «Лето 1917 года» передает особую напряженность состояния душилирического героя, вызванную временемпеременвтрадиционносложившемся укладе жизни. Это состояние передается через эпитеты «ужасный», «плачущий»; через образы «бурелома и хаоса», «огромного сада», «нахлыни», облившей сирень - «чтоб не пахла», ветра, «ломавшегося в жизнь», «гипнотической отчизны» (стихотворения «Плачущий сад», «Зеркало»). Эпиграфом к книге взяты строки из стихотворения «Dein Bild» австрийского поэта- романтика Ленау: «Бушует лес, по небу пробегают грозовые тучи, тогда
в движении бури я рисую, девочка, твои черты». Эпиграф глубже проясняет смысл целого ряда образов книги. Так, одно из центральных стихотворений книги называется «Девочка», к нему в качестве эпиграфа предпосланы лермонтовские строчки - «Ночевала тучка золотая /На груди утеса- великана»:
Из сада, с качелей, с бухты-барахты
Вбегает ветка в трюмо!
Огромная, близкая, с каплей смарагда
На кончике кисти прямой.
Сад застлан, пропал за ее беспорядком,
а бьющей в лицо кутерьмой.
Родная, громадная, с сад, а характером —
Сестра! Второе трюмо! [2: С. 116]
«Вещная символика» (термин В. Жирмунского) передает внутреннее состояние лирического героя, его любовь и нежность к возлюбленной - «девочке», к природе, к ветке, которую он называет сестрой. Природа, сама жизнь в стихотворениях циклов книги («Попытка душу разлучить», «Возвращение», «Елене», «В послесловье») помогают лирическому герою преодолеть тоску, апатию, все наносное, что гнетет душу и мешает жить в гармонии с естественным ритмом природы.
Мотив дождя, являющийся центральным в книге «Сестра моя - жизнь», встречающийся в ряде стихотворений, символизирует возрождение, любовь. Пастернаковский «весенний дождь» побуждает аналогии с библейским образом живой воды из «Откровения Святого Иоанна Богослова». «Живая вода», «живые источники вод» в Евангелии символизируют «все новое»: «.и отрет Бог всякую слезу с очей их». (Глава 3/17)
В цикле выражена вся боль поэта за несовершенство жизни («нашу родину буря сожгла»; «вселенная - место глухое»). Мотивы «бури», «хаоса», «болезни», разрабатываемые в книге, включают ее в контекст художественного мира Пастернака. В романе «Доктор Живаго» образ родины, сожженной бурей, перерастет в развернутую метафору: «С России сорвало крышу». Мотив «болезни земли», соотнесенный с мотивом «высокой болезни» в одноименной поэме, говорит о муках, страданиях земли в периоды социальных катаклизмов:
Вот и ливень. Блеск водобоязни,
Вихрь, обрывки бешеной слюны.
Но откуда? С тучи, с поля, с Клязьмы
Или с сардонической сосны? («Болезни земли») [2: С. 136]
Лирический герой в стихотворениях Б. Пастернака чувствует свое единство с миром, поэт и мир максимально приближены, составляют единое целое. Грозовые тучи, кусты
благоухающей сирени, птицы - все волнует сердце, радует глаз, питает душу, ласкает слух. Ощущение поглощенности миром, властной силой жизни в природе выражено в знаменитых пастернаковских стихотворениях «Стрижи», «Девочка», «Ландыши», «Сирень», «Гроза», «Дождь. Надпись на „Книге степи" и др.
Человек и природа, человек и мир птиц, растений - эта тема волнует Б.Пастернака в пространстве всего творчества. Гроза, ливни, дождь - часто повторяющиеся мотивы в лирике поэта, но это не только явления природы, это еще чувства, переживания лирического героя. Пастернаковская поэзия близка пейзажной и философской лирике Ф. И. Тютчева, М. Ю. Лермонтова. Не случайно книгу «Сестра моя - жизнь» поэт посвящает Лермонтову, а первое стихотворение называется «Памяти Демона».
Природные образы в поэзии Пастернака ассоциативными связями соотносятся с жизнью человека, взаимоотношениями людей. Его стихотворения пропитаны духом современности. Используя ассоциативность, поэт выстраивает внутреннюю логику взаимодействия между явлениями на основе их сходства, смежности или контраста. Большую смысловую нагрузку несет в поэзии Пастернака поэтическая деталь. Она заключает в себе «образ мира, в слове явленный», подчас недоступный пониманию, скрытый от поверхностного взгляда. И задача художника - уловить и передать скрытый смысл жизни, «расколдовать вселенную» («Трава и камни», «Все наденут сегодня пальто», «Вокзал» и др.)
Своеобразие большинства стихотворений Пастернака определяется решением глобальных философских, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии с Вселенной представляет пастернаковскую концепцию жизни. «Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой - она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его», - справедливо отметит Анна Ахматова о слитности поэта с миром в своих размышлениях о поэтах-современниках. [5: С. 204] Уже в ранних стихотворениях Пастернака процесс творчества символизируется в образе птицы - орла, поднявшего поэта на небо, подобно Ганимеду, похищенному Зевсом на Олимп.
Я рос. Меня, как Ганимеда,
Несли ненастья, сны несли.
Как крылья, отрастали беды
И отделяли от земли. (...) [2: С. 52]
Цикл «Занятье философией» книги «Сестра моя - жизнь» состоит из медитативных стихотворений с однотипными заголовками: «Определение поэзии», «Определение души», «Определение творчества». В контексте этих стихотворений, искусство - вечно, оно отражает жизнь с ее многоголосьем, с ее вековечными моральными ценностями:
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок. («Определение поэзии») [2: С. 134]
Боль поэта за несовершенство жизни, выраженные метафорически в мотивах, словосочетаниях(«боль», «хаос», «болезнь», «буря», «нашу родину буря сожгла»; «вселенная - место глухое»), разрабатываемые в цикле, включают ее в контекст художественного мира Пастернака и в контекст серебряного века русской поэзии.
Книга «Сестра моя - жизнь», напечатанная в 1922 году, восторженно встреченная критиками различных направлений, завоевала самую широкую популярность автору, упрочив его славу как ведущего поэта. Такое мнение упрочилось, когда через год вышла книга «Темы и вариации». Б. Пастернак занимает позицию бескомпромиссного художника, которую неизменно отстаивает в годы угроз, гнета и террора. В стихотворении 1931 года, посвященном Б. Пильняку (репрессированному и расстрелянному в 1937 году за «Повесть непогашенной луны»), Б. Пастернак даст точное определение места художника в тоталитарном обществе:
Напрасно в дни великого совета,
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста. («Борису Пильняку») [2: С. 236]
После выхода в свет книги «Сестра моя - жизнь» (1922) влияние Б. Пастернака на творческую молодежь стало огромным. Валерий Брюсов в статье «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии» (1922) отметит популярность Пастернака: «Стихи Пастернака удостоились чести, не выпадавшей стихотворным произведениям (исключая те, что запрещались царской цензурой) приблизительно с эпохи Пушкина: они распространялись в списках. Молодые поэты знали наизусть стихи Б. Пастернака, еще нигде не появившиеся в печати, и ему подражали полнее, чем Маяковскому, потому что пытались схватить самую сущность его поэзии».
Поэзия Б. Пастернака свойственна интеллектуальная напряженность, сложная метафоричность:
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою. («Когда разгуляется», 1956) [1: С. 86]
Книга «Когда разгуляется» стала серьезным шагом в творческом развитии Б. Пастернака, в создании им общественно активной поэзии. Ее главные темы - человек и время, человек и природа, художник и назначение искусства. Вопрос о времени соотносится поэтом с собственными взглядами на мир, с представлениями о жизни, смерти и бессмертии. Художник,
20
по Пастернаку, тесно связан со своим временем, но он - и представитель вечности, поскольку через творчество достигает бессмертия. В стихотворении «Ночь» (1956), отражающем идеи французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери об ответственности человека за все происходящее на «планете людей», Пастернак говорит о преодолении времени и смерти как задачи художника. Поэт уподобляется в стихотворении летчику, поднявшемуся над землей, как звезда, обозревающему небосвод и чувствующему ответственность за мировую жизнь.
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда. [1: C. 96]
Композиция книги, начиная с заглавия и эпиграфа, также подчинена раскрытию проблемы времени, о вечных непреложных ценностях в жизни человека. Так, первое стихотворение «Во всем мне хочется дойти...» (1956), открывающее поэтический сборник, раскрывает творческий замысел, задачу автора, фокусирует в себе творческое кредо художника, концепт художника:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте [1: C. 72]
В стихотворении заложены основные мотивы и образы всей книги: дороги, сенокоса, грозы, искусства как отражения жизни, осмысливается образ польского композитора Фридерика Шопена (Frédéric Chopin, 1810-1849) как художника, вложившего в свои этюды, пережившие время, «живое чудо парков, рощ, могил».
Важную роль в композиционном построении книги играет ее единственный цикл «Ветер (Четыре отрывка о Блоке)», раскрывающий роль художника в мире. Для Б. Пастернака Александр Александрович Блок - живое воплощение идеала художника, способного распознавать дисгармонию:
Прославленный не по программе
И вечный вне школ и систем,
Он не изготовлен руками
И нам не навязан никем. («Кому быть живым и хвалимым») ... [1: C. 98]
В пастернаковском цикле нашли отражение сквозные образы Блока - ветра, кровавой зари, ставшие определяющими и в знаменитой поэме «Двенадцать» (январь 1918), в статье 1919 года «Крушение гуманизма».
Блок на небе видел разводы.
Ему предвещал небосклон
Большую грозу, непогоду,
Великую бурю, циклон. («Зловещ горизонт и прекрасен», 1956). [1: С. 100]
В сборнике «Когда разгуляется» нет единого сюжета, как это наблюдается в поэтической книге «Сестра моя - жизнь», но все стихотворения связаны глубокими ассоциативными связями, идеей призвания художника улавливать музыку, исходящую из «мирового оркестра» (фраза Блока), распознавать дисгармонию, созидать «новую жизнь», преодолевать хаос времени и смерти.
О вере в будущее, в возрождение говорит и расположение стихотворений, посвященных природному циклу, который начинается с описания весны («Весна в лесу»), затем следуют стихотворения о лете, осени, зиме («По грибы», «Стога», «Осенний лес», «Золотая осень», «Снег идет», «Зимние праздники»); цикл завершается описанием «солнцеворота», олицетворяющего возрождение («Все сбылось», «Единственные дни», «За поворотом»). Здесь пейзажная лирика, как это свойственно пастернаковской манере, приобретает жизненно-философское содержание:
На протяженьи многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счета. <.>
И дольше века длится день,
И не кончается объятье («Единственные дни», 1959).[1: С. 130]
Лирический герой книги, переживший «вакханалии», «шкурное время» («Душа»), время, когда «пробиться друг к другу никому не дано» («Вакханалии») выражает и авторский опыт, и опыт «вселенского человека», верящего в то, что «Силу подлости и злобы / Одолеет дух добра». («Нобелевская премия», 1959). .[1: С. 128]
Значительными событиями в развитии Пастернака-художника стали его поэмы «Высокая болезнь» (1923, 1928), «Девятьсот пятый год» (1925-1926), «Лейтенант Шмидт» (1926, 1927), «Спекторский» (1925-1930). При всем различии этих произведений, их объединяет сквозной мотив - размышления поэта о времени и о себе, о смысле человеческой жизни, о роли художника в гармонизации мира и человека. Пастернак приходит к эпическому осмыслению революции, к художественному решению сложнейшей проблемы - «личность и судьбы народные». Свое эпическое обращение «от лирического мышления к эпике» Б. Пастернак объяснит тем, что «эпос внушен временем».
Размышляя в поэме «Высокая болезнь» (1923, 1928) об участии интеллигенции в эпоху социальных потрясений, Б. Пастернак ставит вопрос о возможности управлять судьбами
других, переделывать жизнь: Я думал о происхождении Века связующих тягот. Предвестьем льгот приходит гений И гнетом мстит за свой уход. .[1: С. 280]
В годы Великой Отечественной войны Б. Пастернак выезжал в качестве военного корреспондента на фронт, создал цикл стихотворений о бесстрашии и единстве советских людей. («Стихи о войне»). Война оказала большое влияние на его поэзию. Чувство духовной близости с судьбой народа, страны, обретенное в годы войны, сказалось на углублении философского содержания лирики, усилении ее гражданского звучания, расширении связей с современностью, освобождении от чрезмерной субъективности образов. В стихотворении «Весна» (1944) выражены раздумья поэта о судьбах людей Европы, освобожденных от фашизма, эти раздумья перерастают в воспевание мира, творчества, созидания:
Все нынешней весной особое.
Живее воробьев шумиха.
Я даже выразить не пробую,
Как на душе светло и тихо.
Иначе думается, пишется,
И громкою октавой в хоре
Земной могучий голос слышится
Освобожденных территорий. [1: С. 71]
Рубеж 1940-х годов разделяет два периода творческого пути Б. Пастернака. Его послевоенным стихам чужды туманность содержания, нарочитая, подчас, усложненность, отстраненность поэтических образов. Цикл «Когда разгуляется» был серьезным шагом в творческом развитии Пастернака. Поэт пришел к классически строгому по мысли и форме стиху. Пейзажная лирика в таких стихотворениях, как «Дорога», «Трава и камни», «Когда разгуляется» приобрела жизненно философское содержание.
Стихотворения, входящие в «Стихотворения Юрия Живаго» - «Гамлет», «Март», «На страстной», «Август», «Рождественская звезда», «Магдалина» и др. - выделяются особым мастерством, простотой средств и ясностью передачи мысли:
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыл. («Рождественская звезда», 1947) [6: С. 469]
Поэзия Б. Пастернака - это размышления о таинстве любви, о жизни и смерти, о чуде человеческого общения. Она переполнена светлой любовью к людям, светом. Особое место занимают стихи, посвященные чувству к женщине:
О, женщина, твой вид и взгляд
Ничуть меня в тупик не ставят.
Ты вся - как горла перехват,
Когда его волненье сдавит. («Ева», 1956).[1: С. 76]
В биографическом очерке «Люди и положения» (1956, 1957) Б.Пастернак пишет: «Моя постоянная забота обращена была на содержание, моей постоянной мечтою было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину». Мысль о слитности поэта с народом, о взыскательной требовательности выражена в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» (1956).
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача
Быть притчей на устах у всех. (...)
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только
Живым и только до конца. .[1: С. 74]
Творческий путь Б.Пастернака характеризуется предельной взыскательностью поэта к искусству. Каждый поэтический его сборник, каждый цикл стихотворений знаменуют этапы его творческого пути, духовной, творческой эволюции, «...новый, резко разграниченный раздел стихов». Н.Вильмонт в книге «О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли»(1989) верно определит эстетическое кредо писателя как «самоистребительную диалектику души».
Как завершающий подвиг в жизненной и творческой судьбе Б. Пастернака можно рассматривать созданный в 1946-1956 гг. роман «Доктор Живаго», который принес писателю всемирное признание. Осенью 1958 года Б. Пастернаку была присуждена Нобелевская
премия - «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение традиций великой русской прозы». В России роман «Доктор Живаго» был опубликован только в 1988 году, почти через тридцать лет после смерти его автора. 10 стихотворений под названием «Стихи из романа в прозе «Доктор Живаго» с авторским предисловием были опубликованы в апрельском номере журнала «Знамя» в 1954 г
О популярности и актуальности поэзии Б. Л. Пастернака, его прозы, романа «Доктор Живаго», об интересе к его творчеству в целом говорит интерес к экранизации его произведений. В 1965 г. по роману «Доктор Живаго» режиссером Дэвидом Лином был снят художественный фильм Doctor Zhivago) (Италия-США). Музыку написал французский композитор Морис Жарр. Образ Живаго исполнил американский актер Омар Шериф. В 2006 г. роман был экранизирован на Родине писателя режиссером Владимиром Владимировичем Бортко, роль Живаго сыграл талантливый актер Олег Меньшиков. Роман «Доктор Живаго» был написан Б. Пастернаком в послевоенное десятилетие и стал итогом творческих поисков писателя в области художественной прозы. «Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей...», - написал о своей книге автор.
Мажорный аккорд звучит в поэтической части романа, в стихотворениях «Земля», «Рождественская звезда», «Рассвет»:
Со мною люди без имен,
Деревья, дети, домоседы.
Я ими всеми побежден,
И только в том моя победа. («Рассвет», 1947) .. .[6: C. 472, 4]
References
1. Pasternak B.L. Sobraniye sochineniy [Collection of poems]. Book 2 out of 5, 1931-1959; Translations / Editorial board: A.Voznesenskiy, D.Likhachyov, D.Mamleyev, others; composed and commented by E.Pasternak and K.Polivanova, 19899 - 703 pages.
2. Pasternak B.L. Sobraniye sochineniy [Collection of poems]. Book 1 out of 5, 1931-1959; Poems / Editorial Board: A.Voznesenskiy, D.Likhachyov, D.Mamleyev, others; introductory article by D.Likhachyov; composed and commented by E.Pasternak and K.Polivanova, 1989 - 751 pages.
3. Mandelstam O.E. Zametki o poezii [Notes about poetry] // Mandelstam O.E. Portraits of poetic heritage. - M.: Centre -100, 1995.
4. Pasternak B.L. Okhrannaya gramota [Security certificate] // Pasternak B.L. Vozdushnie puti. Proza raznikh lyet [Air ways. Prose of various years]./ Composed, prepared by E.VPasternak and E.B.Pasternak. - M., 1982.
5. Akhmatova A.A. Razmishleniya o poyetakh-sovryemyennikhah [Reflections on contemporary poets] // Akhmatova A.A. Collection of works in 2 books - M., 1987, book 2.
6. Pasternak B.L. Izbranniye sochineniya [Selected works]. - Composed and commented by E.V Pasternak. - M.: "Rip-pol Classic," - 1998. - 864 pages, "Immortal Library" series.
7. Zhigalova O.V, Serafimova VD. Science textbook for foreign students of senior courses of higher educational institutions "Self-destroying dialectics of the soul" based on the novel by Boris Pasternak "Doctor Zhivago". - Alma-ATA: KAZPTI, 1991. 87 p. (On materials of the report at the international scientific conference in Prague, devoted to the 100th anniversary from the birthday of the writer (1990).
Information about the authors
Serafimova Vera Dmitrievna - candidate of Philological Science, docent of Russian Literature Department of Moscow State Pedagogical University, Member of the Union of Writers of Russia. Author of monographs "A. Platonov, and philosophical and aesthetic pursuits of Russian literature of the twentieth century" (V Shukshin, V. Rasputin, L.Borodin); "Poetics of the prose of L. I. Borodin: Dialogue with the cultural space"; one of the authors of the Collective monograph "The Work of V. G. Rasputin in socio-cultural and aesthetic context of the era." E-mail: serafimova@yandex.ru