Научная статья на тему 'CЛОВО РЕДАКТОРА'

CЛОВО РЕДАКТОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «CЛОВО РЕДАКТОРА»

СЛОВО РЕДАКТОРА

Есть люди, которым не нужно писать титулы и звания перед фамилией. Достаточно только назвать в научном сообществе имя и фамилию - и все встают! Именно таким человеком был и остается Владимир Георгиевич Маранцман. Встают, услышав его имя, методисты-словесники, учителя русского языка и литературы, ученики разных лет, которые учились по его учебникам. Владимир Георгиевич -счастливый человек! Я пишу о нем в настоящем времени не только как жена (для меня он всегда жив), но и как соратник, подхвативший основное дело его жизни - школьные учебники. Он, конечно, был человеком эпохи Возрождения: не в том смысле, что замыкался в этой эпохе, а по разносторонности и высокому полету мысли, чувств и деятельности. Он автор легендарных школьных учебников по литературе, поэт, переводчик Данте и Петрарки, один из ярчайших представителей Ленинградской - Санкт-Петербургской методической школы преподавания литературы. С 1989 года и до последнего дня своей жизни, до 5 января 2007 года Владимир Георгиевич заведовал кафедрой методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им. А.И. Герцена. И за эти неполных 17 лет он воспитал плеяду ученых-методистов, которые под его руководством защищали докторские и кандидатские диссертации, уезжали к себе и несли идеи своего Учителя школьным учителям, а те - ученикам по всей России. Мы, его ученики, стараемся это делать и сегодня, тем более что Владимир Георгиевич в своих книгах и учебниках настолько опережал время, что нам потребуются годы, чтобы осмыслить его идеи и воплотить их в сегодняшнем времени. Но и тут

наш учитель позаботился о нас - его тексты не нужно адаптировать в русле современности. Они актуальны всегда. Вот, например, в самом известном, эталонном учебнике по литературе для 9-го класса, который получил первую премию Министерства образования РСФСР в 1991 году, читаем:

«Современного читателя, особенно человека растущего, подстерегает болезнь короткого дыхания... И оттого любовь - на три дня, увлечение идеей - на месяц, приверженность книге - на час. Но короткое дыхание человеку противопоказано, так как заставляет выпадать из цепи времени, отчуждает от собственной души»1.

Написано как будто сегодня, а ведь прошло уже более 30 лет!

Владимир Георгиевич создал новую методику преподавания литературы, которая идет от читателя-школьника, от психологии бытования детской жизни в мире искусства, к которому относится и литература. Такой подход к работе с учеником определил базовые инварианты методической системы В.Г. Маран-цмана:

Инвариантное построение вопросов при анализе текстов.

1. Проблемное (концептуальное) обучение как технология развития читателя.

2. Возрастные особенности учеников как мерило актуальности чтения художественных текстов.

3. Диалоговое обучение (диалог времен, диалог стилей, диалог ученика и учителя, диалог ученика с текстом и с самим собой).

4. Претворение литературных произведений в других видах искусства2.

Работа учителя литературы (и вообще всех гуманитарных дисциплин) состоит именно в гармоничном сочетании этих инвариантов. Именно такая деятельность позволяет расширять культурное пространство учеников, сочетать различные предметы, то есть создавать культурную картину мира. А выстраивание равноправного диалога с писателем, его временем, обретение стилистических уме-

6 | М^^ТЕ^ 2022, №3

/ В. Г. Маранцман. -

Литература: Учеб. пособие для 9-го кл. сред. М.: Просвещение, 1992. - 317 с.

2Методика обучения литературе. XXI век / Е. В. Гетманская, Е. К. Маранцман, Е. С. Романичева [и др.]. - Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», 2019. - 239 с.

ний становятся механизмом обучения главному диалогу человека - диалогу с самим собой!

И сам Владимир Георгиевич всегда следовал этим заповедям: переводя Данте и Петрарку, он поднимался до их вершины над собой, временем, суетой жизни. Эта работа позволяла Владимиру Георгиевичу выстроить свои ценностные ориентиры, жить в гармонии с искусством и временем.

Такую методику мог придумать и воплотить в жизнь человек, который дышал искусством, светил и светился сам - поэт!

С уважением,

редактор выпуска

Маранцман Елена Константиновна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. А.И. Герцена

И гибель, и спасенье, и счастие, и боль, прозренье, наважденье, душистый мед и соль.

Искусство не паромщик, не посох, не броня, не воин и не кормщик, но волшебство огня.

До раны обжигая, притягивает вновь. Начала нет и края... Искусство, как любовь.

В. Г. Маранцман 28 декабря 2005

М^^ТЕ^ 2022, №3 | 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.