Научная статья УДК 39(235.222)
htlps://doi.org/10.24158/fik.2025.1.15
Оистемообразующие принципы ценностно-смысловой системы этнорегиональной культуры Алтая
Вера Сергеевна Горшкова
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0095-8636
Аннотация. Цель статьи - выделить и детально проанализировать принципы построения элементов этнорегиональной культуры Алтая, создающих уникальную систему ценностей, норм, смыслов, верований, представлений о материальной, духовной и творческой сторонах культуры. Многообразие источников -религия (шаманизм, бурханизм), народное творчество (сказки, былины, былички, сказания, пословицы, поговорки, песни, исполняемые в технике горлового пения), художественные произведения (картины, переводы текстов с алтайского языка, повести), предметы быта, национальные костюмы, обустройство дома и приусадебной территории - предопределяет необходимость описания основы «Человек - Творец - Мир», в соответствии с которой выстраивается и функционирует структура бытия, общества. Связь человека с природой, Творцом (Хозяин Алтая, Хозяйка Алтая) помогает достичь гармонии с миром, вступив на более высокую ступень развития, перейти от ценностей выживания (сохранения рода) к ценностям самовыражения (сохранения собственного «Я» с широкой палитрой проявления возможностей, чувств, переживаний).
Ключевые слова: Алтай, культура, этнорегиональная культура, ценности, нормы, ценностно-смысловая система, человек, Творец, мир
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Горшкова В.С. Системообразующие принципы ценностно-смысловой системы этнорегиональной культуры Алтая // Общество: философия, история, культура. 2025. № 1. С. 122-126. htlps://doi.org/10.24158/fik.2025.1.15.
Original article
The System-Forming Principles of the Value-Semantic System of Ethnoregional Culture of Altai
Vera S. Gorshkova
Altai State University, Barnaul, Russia,
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-0095-8636
Abstract. The aim of the article is to identify and analyze in detail the principles of construction of elements of ethno-regional culture of Altai, creating a unique system of values, norms, meanings, beliefs, expectations about material, spiritual and creative aspects of culture. The variety of sources - religion (shamanism, burkhanism), folk art (fairy tales, bylinas, folkloric account, tales, proverbs, sayings, songs sung in the throat singing technique), artistic works (paintings, translations of texts from the Altai language, stories), household items, national costumes, home and homestead arrangement - predetermines the need to describe the basis of "man - creator - world", in accordance with which the structure of existence and society is built and functions. A person's connection with Nature, the Creator (the Master of Altai, the Mistress of Altai) helps to achieve harmony with the World, entering a higher stage of development from the values of survival (preservation of the Species) to the values of self-expression (preservation of the Self with a wide range of possibilities and feelings).
Keywords: Altai, culture, ethnoregional culture, values, norms, value-semantic system, man, creator, world Funding: Independent work.
For citation: Gorshkova, V.S. (2025) The System-Forming Principles of the Value-Semantic System of Ethnoregional Culture of Altai. Society: Philosophy, History, Culture. (1), 122-126. Available from: doi:10.24158/fik.2025.1.15 (In Russian).
Этнорегиональная культура Алтая приковывает внимание исследователей в области истории, этнографии, географии, философии, культурологии и других отраслей научного знания в связи с многогранностью, полиаспектностью и уникальностью сочетания ценностей, норм, религиозных верований и предпочтений, писанных и неписанных правил поведения, в соответствии с которыми выстраивается бытие человека, социальной группы, этносов, проживающих в регионах
© Горшкова В.С., 2025
Большого Алтая (прежде всего это Республика Алтай, Алтайский край). Понимание глубинных оснований и принципов построения материальной, духовной (нематериальной) и творческой сторон культуры позволяет вступить в культурный диалог, сопряженный с признанием ценности, важности и уважения «иной» культуры, для достижения социальной интеграции, общественной безопасности, стабильности, миропорядка не только на территории отдельного региона, страны в целом, но и других государств. Ведь культура призвана выполнять в обществе функции охраны (создание специфической ценностно-смысловой системы, которая служит барьером для отрицательных тенденций, является демаркацией с антиценностями); интеграции (объединение элементов с выделением роли, зон ответственности каждой структурной единицы); образования, развития и мотивации (совершенствование, повышение качества жизни человека, общества, рост творческого потенциала, создание образов, смыслов); регуляции (упорядочивание и согласование поведения посредством норм, правил, стандартов, традиций, обычаев).
Этнорегиональная культура Алтая рассматривается исследователями как сложная самостоятельная система и часть метасистемы бытия (Панченко, 2024; Тарасова, 2011), элементы которой (язык, социальные ценности, нормы, обычаи, традиции, обряды, этикет и т. д.) объединены, взаимно связаны, обусловлены и выстроены преимущественно по спирали от «человека -Творца культуры» к «человеку - Творцу культуры и соучастнику ее творчества» (Каган, 2024). Таким образом, субъект является Творцом культуры, преобразователем природы в соответствии с требованиями законов социума. Именно он «опредмечивает» и «распредмечивает» бытие культуры в процессе собственной деятельности и общения.
С этой точки зрения заслуживает внимания мнение Ф. Капра, который для изучения сложных систем использует совокупность четырех элементов - формы, содержания, процесса и смысла. Именно культура создает и демонстрирует их наличие, функционирование посредством коммуникации (общения), «автопоэтического производства», выстраивания властных отношений и культурных границ (ожидания, лояльность) в социуме (Капра, 2004). Важно выделить основополагающую роль смыслов - внутреннего содержания (наполнения) ценностей и норм добра, красоты, истины, справедливости, долга, служения роду и родине, уважения старших и оказания помощи старикам, маленьким детям, чести, совести, которые позволяют характеризовать системообразующие принципы построения как культуры в целом, так и этнорегиональной культуры Алтая в частности.
Исследователями заложен научный базис изучения этнорегиональной культуры Алтая, которая рассматривалась как эвристический потенциал философии места - Алтай, Большой Алтай, Сибирь (Сибирь как стратегический регион цивилизационной трансформации ..., 2021), выявлены ее специфические черты и система ценностей (Балакина, Нехвядович, 2023; Жерно-сенко, Балакина, 2011 и др.), отрефлексированы ценностные структуры бытия в культурном пространстве1 (Ойноткинова, 2021; Попов, 2023; Тадина, Ябыштаев, 2023 и др.). Несмотря фундаментальность, детальную проработку с учетом различных подходов духовной, материальной и творческой сторон культуры, без должного внимания со стороны исследователей остались системообразующие принципы ценностно-смысловой этнорегиональной культуры Алтая.
Проанализировав источники художественного и народного творчества этносов Алтая, мы можем выделить следующие основополагающие положения, в соответствии с которыми формируется культура региона:
1. Принцип иерархичности и целостности: рождение, жизнь и смерть человека, его функционирование в обществе связаны с богами и духами Верхнего (Ульгень, Кудай, Тенгри, Тоси -покровители рода и светлые божества), Среднего (духи природы) и Нижнего (бог Эрлик, темные божества) миров. Однако только в Среднем мире протекает жизнь человека и его рода на Земле (матери-Земле) во взаимодействии с природой (реки, озера, горы, тайга, огонь, растения, животные), под запретом проникать в верхний и нижний слои мира (исключительной возможностью перемещения сквозь границы миров и общения с духами пользовался шаман), иначе нарушится равновесие и наступит беспорядок. При взаимодействии братьев Кудая (идеальное мироустройство, равнины) и Эрлика (хаос, горы, болота) осуществляется неразрывное двуединство, достигается истинная гармония мира.
2. Принцип экологичности: сохранение и приумножение природы Алтая во всем многообразии флоры и фауны, природных ландшафтов. В мифах, легендах, быличках, религиозных источниках Алтай, его горы, реки, озера, источники представлялись живыми существами, обладающими силой, мощью, возможностью вылечить болезнь, сберечь или уничтожить человека, его род, преумножить или разорить богатство (прежде всего, домашний скот) при соблюдении или нарушении определенных правил и табу (запрещалось кричать и громко разговаривать в горах, вблизи водных
1 Тадышева Н.О. Духовная культура // Этнографический атлас Республики Алтай. Горно-Алтайск, 2022. С. 186-190.
источников, набирать беременным женщинам воду из горных рек, охотиться на священных животных рода - архара, медведя, волка, марала, при забое животного на охоте его часть преподносилась духам гор; считалось, что с особым почитанием следует обращаться с можжевельником, березой, кедром, елью, пихтой), так как имели своего хозяина (духа). Кроме того, род (Сеок) человека имел собственного покровителя (защитного тотема) в мире животных, птиц, растений, который при возникновении опасности и трудных жизненных ситуаций оказывал поддержку члену рода и приходил на помощь. Начало бедствий, несчастий, болезней, смертей в семье всегда связывалось с нанесением вреда и обид объектам природы, так как птицы, животные, растения, водоемы, горы наделены «душой» и являются объектом охраны духа. Например, уважительное и бережное отношение к водоемам закреплено в ряде предписаний и запретов. Одним из них являлась необходимость молиться при переходе или переплавлении через реку, запрет загрязнять мусором, уничтожать растения, произрастающие на берегу рек, а также плевать в воду: «Агын сууга тукурбе Албатынык суугады Тонмок сууга тукурбе Турган малдык сугады.
В текущую воду не плюй. Водопой массы народа В чистый родник не плюй
Водопой домашнего скота» (Екеева и др., 2020: 51).
3. Принцип сакрализации пространства и бытия: правила поведения в быту, при осуществлении охоты, выпасе животных, при взаимодействии с другими людьми и природой, традиции, обряды связаны с особым значением, священным смыслом территории Алтая (сам Алтай, река Ка-тунь, гора Белуха и другие) и наиболее значимых для человека и социума окружающих предметов быта (например, огонь нужно поддерживать, водные источники - содержать в чистоте, при общении с духами важно кормить их молоком, кровью и т. д.), отношения (например, запрещалось женщине заниматься горловым пением, так как это негативно сказывается на здоровье ее организма; обряды совершаются шаманами или старейшинами), позволяющие сохранить семью и ее членов, дом, домашних животных (козы, бараны, лошади). Например, перед началом охоты предписывалось обратиться к Хозяину Алтая со следующими словами (благопожеланиями - алкыш состор):
«Сындап баскан Алтайыс, Сузуп ичкен талайыс, Койнына кондырткан, Эдегине jуртаткан, Э|инелу бай Алтай, Эзиликту кун Алтай! Ак малыска одор бер, Кирелтени коп эдеер, Чыгымдары jок эдеер!
Наш Алтай, по хребтам которого мы ходим,
Наше море, из которого мы пьём,
Священный Алтай,
В пазухе которого ночуем,
На подоле которого живем,
Солнцеликий живой Алтай!
Дай пастбища нашему многочисленному скоту
Увеличь приплод, устрани убыток!» (Екеева и др., 2020: 14)
4. Принцип преемственности поколений и сохранение рода: воспитание ребенка, приобщение к культурным традициям происходит в семье, где функции мужчины как ее главы, добытчика, охотника и женщины как хранительницы домашнего очага строго определены. Однако сопереживание, помощь, поддержка, готовность и реализация различного рода задач (например, выпас и кормление домашнего скота, выхаживание родившихся ягнят и т. д.) нередко осуществляются всеми членами семьи (рода). Особое значение приобретает: знание своего Сеока (рода) по мужской линии до седьмого колена, ведь до сих пор существует запрет на заключение брака и рождение детей членами одного рода; готовность в любой момент встать на защиту своей семьи, отчего дома и Родины при нападении врага. Например, стихотворение Ч. Енчинова «Алтай баатырлар» («Алтайские баатыры») иллюстрирует патриотический настрой этноса:
«Бис ]уучыл алтайлар, алтайлар, Ады чыккан баатырлар, баатырлар, Кайран т0р0л ]ер учун, ]ер учун, Каныбысты кысканбас, кысканбас».
«Мы воины алтайцы, алтайцы, Прославленные баатыры, баатыры, За милую родину, родину Крови своей не пожалеем, не пожалеем1».
В качестве покровителя рода (Сеока), помимо животного, птицы, растения, могла выступать гора (т0с), которая сочетала в себе духов Верхнего, Среднего и Нижнего миров: <^ети ö6ökö бажырып келген, Ару т0зибис Абу-кан! Jер будерде jайалып калган т0зибис.
Семь поколений поклонялись тебе, Наш чистый т0с Абукан! Когда была сотворена земля,
Тогда появился ты - наш т0с» (Екеева и др., 2020: 16).
5. Принцип коллективности: суровый климат, географические особенности региона (горы, озера, реки) предопределили важность проживания и функционирования в коллективе - семья, социальная группа. Сообща выполняются ежедневные процедуры ухода за домашними животными, добыча пушного зверя и птицы, собирание лекарственных трав, кедровых шишек, проводятся обряды и ритуалы общения и почитания божеств, духов. Семья - ячейка общества, маленький коллектив, в котором взаимная любовь, уважение родителей, почитание старших, терпение, помощь, поддержка по отношению к каждому члену, принятие ценностей целого «мы» и отдельного «я», предоставление возможности развития творческого потенциала, самовыражения позволяют сохранить культурную идентичность, предоставляя способность адаптации к новым культурным реалиям, коммуникации и взаимообмена ценностями, нормами, представлениями, смыслами. Краткие выводы наших размышлений сводятся к следующему:
1. Прошедшие преломление в специфике этнорегиональной культуры Алтая системообразующие принципы иерархичности и целостности, экологичности, сакрализации пространства и бытия, преемственности поколений и сохранения рода, коллективности как руководящие начала позволяют выстроить ценностно-смысловую систему по схеме триединства «Творец - Человек -Мир», в которой отражаются субстанциональные смыслы индивидуального и коллективного бытия.
2. Посредством понимания и принятия системы ценностей и норм культуры региона происходит формирования внешнего и внутреннего «Я» человека (мироощущение, миропорядок, мироустройство) как полноценного члена общества и гражданина страны.
3. Системообразующие принципы ценностно-смысловой системы этнорегиональной культуры Алтая формируются на двух онтологических уровнях - субстанциональном (постижение мира соотносится с ценностями выживания - путь к священному миру) и цивилизационном (ключевыми являются ценности самовыражения - поиск гармонии с природой).
4. Концептуализация человека в ценностно-смысловой системе на онтологическом уровне происходит через приоритеты выживания (забота о роде, сохранение священного очага и др.), на субстанциональном уровне - через ценности самовыражения (победа над врагом и др.).
5. Происходит развертывание ценностно-смысловой системы на онтологическом и субстанциональном уровне относительно третьего элемента сущностного триединства - Творца.
Список источников:
Балакина Е.И., Нехвядович Л.И. Образ матери в тюркской мифологии и его значение для развития креативных индустрии регионального туризма (на примере изобразительного искусства Алтая) // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 16, № 8. С. 1271-1284.
Екеева Э.В., Муйтуева И.Н., Ойношев В.П. Символика и обрядность в традиционной культуре алтайцев. Горно-Алтайск, 2020. 272 с.
Жерносенко И.А., Балакина Е.И. Культура Сибири и Алтая. Барнаул, 2011. 208 с.
Каган М.С. Философия культуры. М., 2024. 353 с.
Капра Ф. Скрытые связи. М., 2004. 336 с.
Ойноткинова Н.Р. Текстология алтайских и телеутских шаманских произведений, посвященных божествам Верхнего мира // Сибирский филологический журнал. 2021. № 2. С. 18-30. https://doi.Org/10.17223/18137083/75/2.
1 История алтайской литературы (вторая половина ХХ - начало XXI вв.). Литературные портреты. Горно-Алтайск, 2022. Кн. 4. С. 128.
Панченко А.Л. Методологические подходы изучения философии культуры // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 104, № 3. С. 56-60. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2024-104-3-56-60.
Попов Е.А. Сакрализация ценностных структур человеческого бытия в духовной культуре Большого Алтая // Философия и культура. 2023. № 5. С. 182-190. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2023.5.40874.
Сибирь как стратегический регион цивилизационной трансформации / А.В. Иванов [и др.] // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2021. № 2. С. 102-126.
Тадина Н.А., Ябыштаев С.С. Природные и этнокультурные ценности Республики Алтая и проблемы сохранения их в условиях активного развития туризма // Туризм и геоэкология горных регионов. Горно-Алтайск, 2023. С. 101-104.
Тарасова М.В. Культура как система: основные тенденции развития // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 7 (126). С. 136-149.
References:
Balakina, E. I. & Nekhviyadovich, L. I. (2023) The Image of the Mother in Turkic Mythology and Its Significance for the Development of Creative Industries of Regional Tourism (on the Example of the Fine Arts of Altai). Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 16 (8), 1271-1284. (In Russian)
Ekeeva, E. V., Muitueva, I. N. & Oinoshev, V. P. (2020) Simvolika i obryadnost' v traditsionnoi kul'ture altaitsev [Symbolism and ritual in the traditional culture of the Altaians]. Gorno-Altaisk. 272 p. (In Russian)
Ivanov, A. V., Fotieva, I. V., Artamonova, T. A. & Zhuravleva, S. M. (2023) Siberia as a Strategic Region of Civilizational Transformation. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskie nauki. (2), 102-126. (In Russian) Kagan, M. S. (2024) Filosofiya kul'tury [Philosophy of culture]. Moscow. 353 p. (In Russian) Kapra, F. (2004) Skrytye svyazi [Hidden connections]. Moscow. 336 p. (In Russian)
Oynotkinova, N. R. (2021) Textology of Altai and Teleut Shamanic Texts Dedicated to the Deities of the Upper World. Siberian Journal of Philology. (2), 18-30. Available from: doi:10.17223/18137083/75/2/. (In Russian)
Panchenko, O. L. (2024) Methodolodical Issues in Studying the Philosophy of Culture. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 104 (3), 56-60. Available from: doi:10.18522/2070-1403-2024-104-3-56-60. (In Russian)
Popov, E. A. (2023) Sacralization of the Value Structures of Human Existence in the Spiritual Culture of the Greater Altai. Philosophy and Culture. (5), 182-190. Available from: doi:10.7256/2454-0757.2023.5.40874. (In Russian)
Tadina, N. A. & Yabyshtaev, S. S. (2023) Natural and Ethno-Cultural Values Republic of Altai and Problems of Conservation Them in Conditions of Active Development of Tourism. In: Turizm i geoekologiya gornykh regionov. Gorno-Altaisk, рр. 101-104. (In Russian)
Tarasova, M. V. (2011) Kul'tura kak sistema: osnovnye tendentsii razvitiya [Culture as a system: main development trends]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. (7 (126)), 136-149. (In Russian)
Zhernosenko, I. A. & Balakina, E. I. (2011) Kul'tura Sibiri i Altaya [Culture of Siberia and Altai]. Barnaul. 208 p. (In Russian)
Информация об авторе В.С. Горшкова - аспирант 2 курса Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета, Барнаул, Россия.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author V.S. Gorshkova - 2nd year PhD student at the Institute of Humanities, Altai State University, Barnaul, Russia.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.11.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.12.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 21.01.2025.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.