Научная статья на тему '«Circa limina palatii nostri comitatumve»: к проблеме обозначения императорского двора в Кодексе Феодосия'

«Circa limina palatii nostri comitatumve»: к проблеме обозначения императорского двора в Кодексе Феодосия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
129
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ / LATE ANTIQUITY / ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОР / IMPERIAL COURT / КОДИФИКАЦИЯ / CODIFICATION / КОДЕКС ФЕОДОСИЯ / THEODOSIAN CODE / ИМПЕРАТОР / EMPEROR / ПРИДВОРНЫЙ / ИМПЕРАТОРСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ / IMPERIAL RESIDENCE / PALATIUM / COURTIER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Обрезкова Дарья Викторовна

Статья посвящена исследованию терминов, использованных для обозначения императорского двора в Кодексе Феодосия (438 г.) первой официальной кодификации римского права императорской эпохи, вобравшей в себя конституции (императорские законы) 312-437 гг. Подчеркивается, что эволюция позднеримского императорского двора как особого института, социальной и культурной среды не может быть адекватно понята без учета соответствующей терминологии. Всесторонне анализируются следующие понятия: «palatium», «aula», «sacra domus», «sacrarium», «comitatus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Circa limina palatii nostri comitatumv": to the problem of the signification of the imperial court in the Theodosian Code

The article deals with the research of the terms, used for the signification of the imperial court in the Theodosian Code (438) the first official codification of the Roman law of the imperial epoch, which contains constitutions (imperial laws) of the years from 312 till 437. It is emphasized, that the evolution of the late Roman imperial court as a special institute and a social and cultural environment cannot be correctly understood without taking into consideration the relevant terminology. The following terms are thoroughly interpreted: "palatium", "aula", "sacra domus", "sacrarium", "comitatus".

Текст научной работы на тему ««Circa limina palatii nostri comitatumve»: к проблеме обозначения императорского двора в Кодексе Феодосия»

Человек и общество в цивилизациях древности и Средних веков

Д.В. Обрезкова

«CIRCA LIMINA PALATIINOSTRICOMITATUMVE»1: К ПРОБЛЕМЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ДВОРА В КОДЕКСЕ ФЕОДОСИЯ

Статья посвящена исследованию терминов, использованных для обозначения императорского двора в Кодексе Феодосия (438 г.) - первой официальной кодификации римского права императорской эпохи, вобравшей в себя конституции (императорские законы) 312-437 гг. Подчеркивается, что эволюция позднеримского императорского двора как особого института, социальной и культурной среды не может быть адекватно понята без учета соответствующей терминологии. Всесторонне анализируются следующие понятия: «palatium», «aula», «sacra domus», «sacrarium», «comitatus».

Ключевъсе слова: поздняя античность, императорский двор, кодификация, Кодекс Феодосия, император, придворный, императорская резиденция, palatium.

История дворов европейских монархов неизменно входит в число приоритетных проблем, изучаемых современными историками. И это вполне логично, поскольку от древности до Нового времени двор неизменно оставался не только центром власти, но и значимым средством ее репрезентации, призванным оказывать самое непосредственное влияние на сознание подданных. Формировавшийся двором образ власти подчас оказывался не менее значимым средством ее реализации, чем вся система властных учреждений в собственном смысле слова.

Очевидно, однако, что на протяжении длительного периода истории существования дворов этот институт не оставался (да и не мог оставаться) неизменным. Все разнородные явления, возникавшие в процессе эволюции двора, неизменно отражались в терминах,

© Обрезкова Д.В., 2012

«С1гса Мшша ра1аШ пойй! сош^аШшуе»..

использовавшихся для его обозначения. В этом смысле историю двора как института власти, социальной среды и специфической формы культуры невозможно отделить от истории понятий, использовавшихся для его обозначения. Особое историческое место в этом широчайшем контексте занимает терминология, связанная с императорским двором эпохи Поздней империи, во многом сыгравшим роль образца для формирования как византийского, так и западных дворов от Средневековья до раннего Нового времени2.

Тем более странно, что специальные работы по истории поз-днеримского императорского двора (если, конечно, исключить исследования, посвященные императорам как таковым и высшим должностными лицам3) либо относительно немногочисленны4, либо посвящены по преимуществу более раннему времени - эпохе принципата. Что же касается собственно терминологии, то она практически не изучалась5.

Основным источником для реконструкции комплекса понятий, использовавшегося для обозначения позднеримского императорского двора IV - начала V вв., является, Кодекс императора Феодосия Младшего (408-450)6. Обнародованный в 438 г., он являлся первой официальной римской кодификацией после «Законов XII Таблиц» и включил императорские конституции, изданные между 312 и 437 годами7. Всего в Кодекс вошло около 3000 конституций, из них к настоящему времени сохранилось 2527. Наиболее часто императорский двор упоминается в книгах VI, VII, VIII, XI и XII (общее количество книг (частей) Кодекса, разделенных на главы (титулы) составляет 16). Для обозначения двора в них используется целый ряд понятий, которые будут подробно рассмотрены ниже.

А) «ра1а1шш»

Из всех исследуемых терминов «раЫшш» употребляется в Кодексе Феодосия чаще всего. Он фигурирует в 52 конституциях8, не считая многочисленных случаев употребления производных от него, прежде всего - прилагательного «раЬйпш».

Изучением спектра значений термина «раЫшш» для более раннего периода занимался английский исследователь Ф. Миллар. Свой разбор он начинает с сообщения Диона Кассия9, по словам которого императорская резиденция называется «раЬйиш», так как изначально она находилась на Палатинском холме, а ныне так называется любое место, где останавливается император10. По мнению английского исследователя, не существует четкого дока-

Д.В. Обрезкова

зательства того факта, что во II или III вв. н. э. существовала сеть зданий, отличных от обычных почтовых станций (mansiones) и созданная специально для нужд императора. Кроме того, по данным Ф. Миллара, в начале IV в. н. э. слово «palatium», наряду с временной императорской резиденцией, обозначало и помещения, когда-либо использовавшиеся императорами для остановок, вне зависимости от того, находился ли там в данный момент император или нет. Фактическое же местонахождение императора с этого времени стало обозначаться словом «comitatus»11. Период после 337 г. н. э. Ф. Миллар не исследовал, тогда как Кодекс Феодосия позволяет проследить интересующую нас терминологию вплоть до 437 г.

В конституциях «palatium» чаще всего фигурирует как дворец-резиденция императора. Так, в титуле CTh. XV1 «Об общественных постройках» этим словом обозначается обветшавшее здание, ремонт которого поручается наместнику провинции. В следующем титуле упоминается даже конкретное здание - «palatium» в Дафнах (пригороде Антиохии) (CTh. XV.2.2).

Что же касается значения, о котором говорил Дион Кассий, то оно также фиксируется в Кодексе: «Если кто-то, пытающийся подать ходатайство, будет задержан у стен нашего дворца (circa limina palatii nostri) или при дворе, пусть будет оценена сумма иска, о котором идет речь, и его заставят уплатить людям фиска половину этой суммы золотом и серебром...» (CTh. XI.30.34) (перевод Л.В. Черниной)12. Однако в целом приведенное значение термина «palatium» выступает скорее как частный случай другого, более общего смысла, когда под «palatium» начинает пониматься особое императорское ведомство. Именно это значение и встречается в Кодексе чаще всего (см., например, CTh. VIII.2.1), причем нередко «palatium» фигурирует наряду с другими ведомствами - оффициями13. В этом смысле весьма красноречивым представляется используемое в Кодексе выражение «militare in palatium», где глагол «militare» подразумевает именно государственную, а не военную службу14. Понятно, что генетически дворцовое ведомство-«palatium» восходило к резиденции как месту фактического пребывания императора. Поэтому провести четкую границу между двумя явлениями получается далеко не всегда.

Б) «aula»

Слово «aula» имеет греческое происхождение15 и фигурирует только в трех конституциях Кодекса Феодосия, датируемых периодом с 379 по 390 г. (CTh. VI.30.12; CTh. VI.35.11; CTh. XIII.3.12).

«Circa limina palatii nostri comitatumve»...

В первой из них это слово используется для обозначения помещения дворца, где находится император, как такового, однако, в конечном итоге, речь все равно идет не о постройке, а о ведомстве. В том же самом смысле в конституции CTh. VI.35.11 (381 г.) упоминаются «мужи, покидающие Наш дворец». Очевидно, что под «aula» здесь подразумевается как место, где находится император, так и дворцовое ведомство. Примечательно и то, что титул CTh. VI.35, к которому относится рассматриваемый закон, красноречиво именуется «О привилегиях тех, кто служат в священном дворце (sacrum palatium)». Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что в конституции CTh. VI.35.11 «aula» употреблено как синоним слова «palatium».

В заключение рассмотрим конституцию CTh. XIII.3.12. Там упоминаются «самые сокровенные палаты» императорского двоца («penetralia regalis aulae»), куда вхожи некоторые архиатры (главные придворные врачи). Скорее всего, здесь имеется в виду место, где находится император, однако значения ведомства, отмеченное ранее, тоже нельзя исключать полностью.

В) «sacra domus»

Словосочетание «sacra domus» (или «sacratissima domus») употребляется в Кодексе четыре раза в конституциях, датируемых периодом с 389 по 414 г. (CTh. I.11.1; CTh. IV.22.3; CTh. VII.10.1: CTh. XI.28.9). В трех конституциях (CTh. I.11.1, IV.22.3 и XI.28.9) это выражение используется для обозначения императорского домохозяйства или собственности императора. Этот вывод полностью согласуется с замечаниями А. Бергера применительно к словосочетаниям «domus augusta (divina, dominica, regia)»16.

Однако употребление понятия «sacra domus» в конституции 405 г. императоров Аркадия, Гонория и Феодосия II (CTh. VII.10.1) отличается от рассмотренного выше: здесь оно выступает как прямой синоним «palatium», т. е. императорской резиденции.

Г) «sacrarium»

Термин «sacrarium» (дословно - «святилище») встречается в семи конституциях Кодекса Феодосия, изданных в период с 366/7 по 429 г. (CTh. I.1.5; CTh. VI.9.1; CTh. IX.40.11; CTh. XII.12.8: CTh. XII, 12.16; CTh. XVI.5.16; CTh. XVI.5.49). Несмотря на незначительное количество употреблений, он имеет достаточно

Д.В. Обрезкова

много значений. Помимо собственно императорской резиденции (CTh. VI.9.1, CTh. IX.40.11 и CTh. XVI.5.16), слово могло обозначать и дворцовое ведомство. В связи с ним перечисляются «должности тех, кто занят усердной службой в Нашем святилище (дворце)17»; содержится запрет на участие в гладиаторских играх служащих дворца («пусть арена не получит никого из выходящих из дворца Нашей Божественности»18). Показательна также конституция, запрещающая арианам трактовать императорские постановления в свою пользу19.

В несколько ином значении слово «sacrarium» употребляется в титуле CTh. XII.12 «О послах и посольских постановлениях»20. В конституциях CTh. XII.12.8 и CTh. XII.12.16 (в них говорится про направление посольств к императору) под этим термином подразумевается императорский двор21 (то есть не стационарная императорская резиденция, а местонахождение императора вообще, без какой-либо привязки к зданию, а также сообщество придворных). Следует подчеркнуть, что гораздо чаще в таком значении в Кодексе употребляется слово «comitatus» (см., например, CTh. XII.12.6; CTh. XII.12.7; CTh. XII.12.10), поэтому можно сказать, что термины «comitatus» и «sacrarium» в данном значении являются синонимами.

В конституции CTh. XVI.5.49, изданной в 429 г., под «sacrarium» подразумевается императорская сокровищница22, а в CTh. I.1.5 фигурирует некий Иоанн, чья должность называется «ex comes nostri sacrarii»23. Скорее всего, речь идет о комите священного дворца, однако эта должность больше ни разу не упоминается в Кодексе, так что сделать окончательный вывод невозможно.

Д) «comitatus»

Термин «comitatus» достаточно часто фигурирует в Кодексе Феодосия - в 34 конституциях24 (и это без учета производных от него прилагательных). Впрочем, все эти многочисленные словоупотребления вновь обозначают императорский двор как место фактического пребывания императора25. Важно, однако, что у термина «comitatus» нет привязок к каким-либо конкретным зданиям или сооружениям26. Единственный пример иного рода - конституция CTh. VII.1.17, где упоминаются воины, которым позволено пребывать в городе (скорее всего речь идет не о Риме, а о Константинополе), пока там находится двор27.

Однако наиболее распространенные контексты употребления термина «comitatus» связаны все же с предоставлением права

«Circa limina palatii nostri comitatumve»..

должностному лицу являться ко двору («premissa/libera veniendi ad comitatum licentia») (CTh. VI.23.3; CTh. VI.26.14) или с ситуациями, когда кого-либо следовало доставить ко двору (CTh. VI.27.15: CTh. VI.29.19; CTh. VII.1.17 и др.).

Изначальное значение слова «comitatus» - сообщество людей, сопровождающее кого-либо28 (в данном случае императора) вытекает из самой этимологии слова. Данные Кодекса в целом подтверждают выводы Ф. Миллара29, сделанные применительно к более раннему времени, согласно которым под «comitatus» подразумевался прежде всего императорский лагерь. Тем не менее равным образом он мог обозначать и социальное сообщество - сообщество придворных (такое толкование допускают все конституции, кроме, пожалуй, CTh. VII.1.17)30.

* * *

Чем же, в конечном итоге, являлся позднеримский императорский двор? Он был и «palatium», и «aula», и «sacra domus», и «sacrarium», и «comitatus» одновременно. То есть и императорской резиденцией («palatium», «sacra domus»), и местом фактического пребывания императора в конкретный момент времени («palatium», «aula», «sacrarium»), и дворцовым ведомством («palatium», «aula», «sacrarium»), и домохозяйством императора («sacra (или «sacratis-sima») domus»), и императорской сокровищницей («sacrarium»), и (что и представляется самым важным!) особым социальным (т. е. придворным) сообществом, складывавшимся вокруг императора («sacrarium», но в первую очередь - «comitatus»).

Сложный и многранный феномен двора складывался на стыке всех этих явлений точно так же, как пересекались (или, наоборот, дистанцировались друг от друга) значения терминов, этот двор обозначавших.

Примечания

1 CTh. XI.30.34.

2 О некоторых аспектах этой преемственности см.: Шкаренков П.П. «Regnum nostrum imitatio vestra est»: Формирование политической концепции королевской власти на рубеже античности и Средневековья // Кентавр / Centaurus. Studia classica et mediaevalia. 2004. № 1. С. 81-109; Он же. Римская традиция в варварском мире. Флавий Кассиодор и его эпоха. М., 2004; Он же. Образ власти на

Д.В. Обрезкова

рубеже античности и средневековья: от Империи к варварским королевствам. Дис. ... д-ра ист. наук. М., 2009; и др.

3 О фигуре позднеримского императора см.: Ensslin W. Der Kaiser in Spätantike // Historische Zeitschrift. 1954. Bd. 177. S. 449-468; Gross-Albenhausen K. Imperator christianissimus. Der christliche Kaiser bei Ambrosius und Johannes Chrysostomus. Frankfurt am Main, 1999; Martin J. Zum Selbstverständnis, zur Repräsentation und Macht des Kaisers in der Spätantike // Saeculum. 1984. Bd. 35. S. 115-131; Price S. Rituals and Power. The Roman Imperial Cult in Asia Minor. Cambrige, 1984; Simon D.V. Konstantinisches Kaiserrecht. Frankfurt am Main, 1977; Treitinger O. Die oströmische Kaiser- und Reichsidee. Jena, 1938; et al. Об основных категориях высших должностных лиц периода Поздней империи см.: Consuls of the Later Roman Empire / R.S. Bagnall, A. Cameron, S.R. Schwartz et al. Atlanta, 1987; Blum W. Curiosi und Regendarii. Untersuchungen zur Geheimen Staatspolizei der Spatantike. München, 1969; Brown P. Power and Persuasion in Late Antiquity. Towards a Christian Empire. Madison, 1992; Chastagnol A. La préfecture urbaine à Rome sous le Bas-Empire. Paris, 1960; Clauss M. Der Magister Officiorum in der Spätantike (4.-6.Jahrhundert). München, 1980; Frank R.I. Scholae Palatinae. The Palace Guards of the Later Roman Empire. Rome, 1969; Weiss P.B. Consistorium und Comites Consistoriani. Würzburg, 1975.

4 Matthews J. Western Aristocracies and Imperial Court, A.D. 364-425. Oxford, 1975.

5 Прекрасные работы Ф. Миллара и Г. Хальфманна посвящены главным образом периоду Ранней империи. См.: Millar F. The Emperor in the Roman World. London, 1977; Halfmann H. Itinera prinipium: Geschichte und Typologie der Kaiserreisen im Römischen Reich. Stuttgart, 1986; и нек. др.

6 В настоящей работе использовано классическое издание Кодекса: Theodosiani libri XVI cum Constitutionibus Sirmondianis et Leges novellae ad Theodosianum pertinentes / Consilio et autoritate Academiae litterarum regiae Borussicae edider-unt Th. Mommsen et Paulus M. Meyer. Ed. 2. T. 1-2. Berolini, 1905 (далее - CTh.).

7 Общие сведения о Кодексе Феодосия см., например: Коптев А.В. Кодификация Феодосия II и ее предпосылки // JUS ANTIQUUM. Древнее право. 1996. № 1. С. 247-262.

8 Конституции Кодекса Феодосия, в которых упоминается palatium: CTh. I.1.5 VI.2.19; VI.13.1; VI.16.1; VI.18.1; VI.22.1; VI.22.3; VI.22.5; VI.23.1; VI.26.8; VI.27.2

VI.32.1; VI.32.2; VI.35.2; VI.35.3; VI.35.9; VI.35.10; VI.35.13; VI.36.1; VII.4.35

VII.10.1; VII.10.2; VII.20.10; VIII.1.10; VIII.2.1; VIII.3.1; VIII.8.7; IX.26.1; X.8.1 X.10.16; X.14.1; XI.12.3; XI.16.14; XI.16.15; XI.30.34; XII.1.5; XII.1.22; XII.1.31 XII.1.44; XII.6.6; XIII.3.14; XIII.3.15; XIII.3.16; XIII.3.18; XIII.3.19; XIII.14.4 XV.1.35; XV.1.47; XV.2.2; XV.12.2; XVI.5.42; XVI.10.1.

9 Dio LIII, 16, 5-6.

10 Millar F. Op. cit. P. 20.

11 Ibid. P. 42.

«Circa limina palatii nostri comitatumve»..

Здесь и далее, наряду с моими собственными, использованы переводы, сделанные участниками проекта по переводу Кодекса Феодосия (проект № 08-03-00158а «Научный комментированный перевод Кодекса Феодосия» (руководитель канд. истор. наук, доц. О.В. Ауров)), одним из исполнителей которого я являлась.

Для обозначения дворцового ведомства наряду со словом «palatium» (см., например: CTh. VIII.2.1; XII.1.31; VIII.8.7; VI.2.19; XV.12.2 и др.) употребляется также выражение «officium palatinum» (см., например: CTh. XII.1.38; VIII.5.23;

VI.30.2; VII.12.2 и др.), разницы в значениях не наблюдается. Подробнее см.: Calder W.M. Militia // The Classical Review. 1910. Vol. 24. № 1. P. 10-13.

См.: MUnscher. «Aula» // Thesaurus Linguae Latinae. Lipsiae, 1903 (далее - TLL). Vol. 2. P. 1455-1459.

V. «domus augusta» // Berger A. Encyclopedic Dictionary of Roman Law. N. Y., 1953. Перевод О.В. Аурова. См.: CTh. VI.9.1 (a.372, Valent./Valens/Grat.). Перевод А.В. Марея. См.: CTh. IX.40.11 (a.367 [366], Valent./Valens/Grat.). Перевод И.А. Копылова. См.: CTh. XVI.5.16 (a.388 [?], Grat./Valent./Theod.). Перевод Л.Л. Кофанова.

21 CTh. XII.12.8 (a.382, Grat./Valent./Theod.): «Quaecumque civitas legatos ad sacrarium nostrum voluerit ordinare»; CTh. XII.12.16 (a.426, Theod./Valent.): «ad-missosque sacrariis nostris semper sui imperatoris aspectu decoratos esse legatos».

22 CTh. XVI.5.49 (a.410, Honor./Theod.).

23 Впрочем, Дж. Мартиндэйл полагает, что сomes nosri sacrarii - та же самая должность, что и comes consistorianus. См.: Martindale J.R. The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. II. A.D. 395-527. Cambridge, 1980. Р. 595.

24 Конституции Кодекса Феодосия, в которых упоминается comitatus: CTh. I.15.3 1.16.2; I.22.2; VI.15.1; VI.23.3; VI.23.4; VI.25.1; VI.26.14; VI.27.15; VI.29.12

VII.1.17; VII.8.8; VIII.5.9; VIII.5.48; IX.16.6; IX.16.10; IX.40.20; X.10.7; X.10.27

XI.30.5; XI.30.8; XI.30.29; XI.30.31; XI.30.34; XI.30.47; XI.30.66; XII.1.9; XII.1.20

XII.6.12; XII.12.6; XII.12.7; XII,12,10; XV.11.2; XVI.2.15.

25 Один из наиболее ярких примеров см.: CTh. XI.30.34 (a. 364, Valent./Valens).

26 См., например: CTh. VII.8.8 (a. 400 [405], Arcad./Honor.).

27 CTh. VII.1.17 (a.398, Arcad./Honor.): «Si qui miles ex his, qui praesentes divino obsequio nostrae clementiae deputati sunt et qui in hac esse urbe praesente comitatu concessi sunt<...>».

28 Cм.: Bannier. «Comitatus» // TLL. Vol. 3. P. 1793.

29 Millar F. Op. cit. P. 43.

30 См., например: CTh. I.15.3 (a.353 [352?]; Constantius); см. также: CTh. IX.16.6 (a.358, Constantius).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.