С.В. Дмитриев
ИВ РАН
Чжан Хэн: жизненный путь и вклад в человеческую цивилизацию
Чжан Хэн ШШ (78-139) - один из интереснейших людей Китая эпохи династии Восточная Хань, выдающийся астроном, литератор и философ, один из самых знаменитых учёных древнего Китая, имя которого без преувеличения известно каждому китайскому школьнику; нет недостатка в научно--популярных книгах, посвящённых его жизни и изобретениям (см., напр., [12]), и даже исторических романах о нём [14]. Однако, как часто случается, известия источников о Чжан Хэне чрезвычайно скупы, и серьёзных исследований о нём крайне мало [15; 16]. Публикации на русском языке, посвящённые этому учёному, исчерпываются небольшой статьёй директора Цзыцзиньшаньской обсерватории Чжан Юй-чжэ [11], а также несколькими энциклопедическими статьями [6; 5; 7; 4]. Переведены некоторые фрагменты его философских трудов [3, с. 325-334] и небольшая часть поэтического наследия [1, с. 204-206; 2, с. 183-193; 8; 9; 10].
Источников, рассказывающих о его жизни, также весьма немного -это эпитафия, составленная его другом, поэтом Цуй Юанем Щ.Ш (78-143) и биография вХоу-Хань шу [17, цз. 89. с. 969-973].
В его биографии довольно сухо очерчен его жизненный путь: «Чжан Хэн, по имени Пин-цзы уроженец Сиао MWP в уезде Наньян ЩЩ \ Из знатного рода2. Его отец Кань был тайшоу Ж^ в округе Шу Щ 3. Хэн [уже] в малом возрасте был весьма прилежен в науках, поэтому отправился в столицу. Приехав в столицу, он учился в Тайсюэ ЖФ, где проник [в смысл] пяти канонов и шести искусств4. Хотя он был чрезвычайно талантлив для своей эпохи, не гордым, чистым и благородным, с холодным обликом, скромный - плохо сходился с людьми. Вот таких обычаев человек. В середине [периода] Юн-юань 5 выдвигать почтительных к старшим (сяо Ф) и честных считалось невозможным. Правители и чиновничество не сообразуясь с [велениями] времени служили Поднебесной. Изо дня в день, в течение долгого времени, начиная с ванов и хоу (высшая аристократия. - С.Д.) и ниже никто не отказывался от роскоши... Поэтому
© Дмитриев С.В., 2012
161
[Чжан Хэн] не стал главнокомандующим, хотя ездил на лошади удивительно [хорошо]. Его таланты были всеобъемлющи, но его не ценили. Хэн был хорош в механизмах, достиг мудрости в астрономии... весьма хорош в математике. Ань-ди6, высочайше услышав что Хэн хорош в математике, отправил царскую колесницу специально чтобы пожаловать его рангом ланчжуна потом перевёл в тайшилины 7. В начале правления
Шунь-ди8 двор переехал, [Чжан Хэн] вновь был назначен тайшилином. Хэн не хотел получать должность, [сказал], что [тайшилин] это чиновник, который [обязан] жить при дворе, а он слаб и в годах, не поехал. С тех пор, как ушёл с должности тайшилина, прошло пять лет, и снова вернулся. В начале [периода] Юн-хэ9 был выслан в качестве канцлера [удела] Хэцзянь... после того, как он три года ведал делами [министра], написал императору, просясь на покой, [но в ответ] был вызван [в столицу] и пожалован рангом шаншу ¡а®. На шестьдесят втором году жизни, в четвёртый год [периода] Юн-хэ, умер» [17, цз. 89, с. 969-973].
Рассмотрим жизненный путь нашего героя подробнее. Чжан Хэн начал свою службу в родном Наньяне, при начальнике округа Бао Дэ и в течение восьми лет (100-108) составлял для него множество официальных документов, приказов, отчётов и прошений. В 108 г. Бао Дэ получил повышение и уехал в столицу, а Чжан Хэн вернулся домой и до 111 года занимался науками и литературой.
В 111 г. император Ань-ди, прослышав о его талантах в области математики, пригласил его в столицу. Он был придворным учёным, занимался многими проблемами, связанными с календарём, астрологией и т. п. Про чудеса, созданные изобретательским гением Чжан Хэна, ходили легенды. Фань Е, например, вкладывает в его уста следующую фразу, полную печальной иронии: «Три колеса можно заставить самостоятельно вертеться, деревянный орёл также может сам летать, складывает крылья, возвращаясь в гнездо, так почему бы мне не наладить этот аппарат и не воспользоваться им?!». Трудно не заметить, что умение создавать летающих деревянных птиц - непременный атрибут легендарного изобретателя-умельца у многих народов. Чжан Хэн имел именно такую репутацию.
Со временем Чжан Хэн стал одним из приближённых императора Шунь-ди (126-144), но стал при этом мишенью для нападок евнухов и гадателей, имевших на императора большое влияние, против которого Чжан Хэн последовательно, но безуспешно боролся.
Фань Е приводит в биографии Чжан Хэна написанное им письмо императору, где он, используя исторические примеры, убеждает правителя, что гадатели и заклинатели духов лишь шарлатаны, и их усиление - верный признак кризиса. Многие высказывания Чжан Хэна, посвящённые ситуации в империи, полны горечи и пессимизма: «[Сейчас думают] непременно [так]: „В ученье нет ничего нужного, а среди гадателей есть [те], кто приближён к императору". Поэтому [ситуация в стране такова]: река, текущая вниз, всё более полноводна, и вёсел нет!».
Следствием такой принципиальной позиции Чжан Хэна стала его опала и, фактически, ссылка. В 136 г. он был назначен канцлером (сяном) в
162
уделе Хэцзянь (средних размеров удел на границе совр. пров. Хэбэй и г. Тяньцзинь; см. [18, т. 2, карта 47-48]). В то время канцлер удела исполнял роль представителя центральной власти, обязанного контролировать действия удельного князя и следить за ним. Для Чжан Хэна, занимавшего высшие посты при императорского дворе, такой пост, тем более в не самом важном уделе, был фактически понижением. На новом посту он вошёл в конфликт с всесильными семьями местной знати, которая безнаказанно творила беззакония. Его стихи этого периода как никогда меланхоличны. В 138 г. Чжан Хэн окончательно оставил службу и вскоре умер.
В целом можно сказать, что Чжан Хэн, со своей энциклопедичностью и разнообразием талантов, стал для китайской культуры тем символом эрудита-интеллектуала, который в европейской культуре воплотил Леонардо да Винчи.
Одно из самых известных изобретений Чжан Хэна - сконструированный им древнейший в истории человечества протосейсмограф, представлявший собой сосуд, на стенках которого были прикреплены восемь фигур драконов, расположенных по странам света. В пастях драконы держали бронзовые шарики. В случае землетрясения противоположный его направлению дракон ронял шарик в рот одной из бронзовых жаб, которые сидели под каждым драконом. Несмотря на то, что современным учёным не удалось создать действующую модель такого сейсмографа, Фань Е сообщает, что он нормально функционировал и извещал о землетрясениях, произошедших за несколько сотен километров от него. Благодаря этому чудесному изобретению авторитет Чжан Хэна при дворе был очень высок (см. [16, с. 256]).
Чжан Хэн также был одним из самых выдающихся астрономов той эпохи. Его концепция мироустройства изложена в частично дошедших до нас трактатах Хунь тянь и чжу Щ^ЩЩ 10 («Иллюстрированное описание полной армиллярной сферы») и Лин сянь («Законы [действия] одухотворяющей силы») (см. [3, с. 325-334]). Чжан Хэн придерживался геоцентрической модели мира, он сравнивал Вселенную с бесконечно огромным яйцом, где небо подобно скорлупе и белку, а Земля - круглому желтку. Некогда, полагал он, небо (начало ян) и земля (начало инь) были единым целым, но потом разделились, и в ходе этого процесса сформировались «десять тысяч вещей».
В своих трудах он, почти одновременно с Клавдием Птолемеем, говорит об экваторе, эклиптике, полюсах мира. Он выделял 2500 "сильных" и 11520 "слабых" звёзд (под "сильными" звёздами следует понимать звёзды, видимые невооружённым глазом, полное количество звёзд во Вселенной (11520) вычислялось Чжан Хэном с использованием принципов нумерологии и «Книги перемен»), составил карту звёздного неба, впоследствии утерянную. Чжан Хэну принадлежит и идея использовать в картографии квадратную сетку координат (см. [21, р. 1050]).
На основании предложенных им принципов мироздания Чжан Хэн в 132 г. сконструировал движущуюся армиллярную сферу (неподвижная сфера была известна на Западе с III в. до н.э., а в Китае - с I в. до н.э.),
163
механическое устройство, функционировавшее с помощью системы водяных колёс и усовершенствованных им водяных часов-клепсидр, которое позволяло моделировать перемещения небесных тел по отношению к Земле и друг к другу (см. [22, р. 532]). Также он абсолютно верно объяснил причины лунных затмений и доказал, что Луна светится благодаря свету, отражённому от Солнца. В целом взгляды Чжан Хэна оказали очень сильное влияние на традиционную китайскую астрономию, и вплоть до Нового времени являлись одним из её краеугольных камней.
В области математики крупнейшим достижением Чжан Хэна является довольно точное вычисление им в трактате Суань ван лунь ШШШ («Рассуждение об исчислении беспорядочного») соотношения длины окружности и её диаметра (т.е. число п), которое он считал равным 92/29 (около 3,17) (см. [20, р. 27]).
Большой вклад внёс Чжан Хэн и в механику - помимо уже упоминавшегося нами усовершенствования водяных часов (благодаря добавленному промежуточному резервуару, они стали отмерять время со всегда одинаковой скоростью; также Чжан Хэном был предложен механизм, который позволял указывать время - так водяные часы из механизма, с помощью которого можно было отмерять время, в механизм, время указывающий; см. [22, р. 164]) он изобрёл повозку, которая была способна измерять и фиксировать пройденное ей расстояние (на западе одометр был изобретён Архимедом), что позволяло точно измерять расстояния между городами и играло важную роль в картографировании местности (см. [23, р. 128]). Также Чжан Хэном была изобретена т.н. «повозка указывающая на юг» (чжи-нань чэ ^нШЖ) - немагнитный компас в виде повозки, установленная на которой деревянная фигура всегда, вне зависимости от поворотов, осуществлённых повозкой, указывала на юг (см. [23, р. 128]).
Одним из самых больших талантов Чжан Хэна было стихосложение. «Ода о Западной столице» (Си-цзин фу ЩЖ®)11 и «Ода о Восточной столице» (Дун-цзин фу ЖЖ®) были написаны в течение десяти лет, в период его службы в Наньяне, до 108 г. На их написание его вдохновили одноимённые оды знаменитого историка и поэта Бань Гу (32-92, автора Хань шу («История [Западной] Хань»), однако цели написания од были совсем иными - Чанъань, столица Западной Хань, в его изображении представляется символом губительной роскоши и расточительности за-падноханьских императоров, прежде всего - У-ди, которые продолжили худшие традиции Цинь, и потому их гибель была неизбежна. По контрасту с этим разгулом, Лоян, столица Восточной Хань, представлен как город постоянных ритуалов и жертвоприношений, в которых пунктуальнейшим образом участвует император, скромный и бережливый, ориентирующийся прежде всего на установления Чжоу. Конечно, это тоже было своего рода поучение правящей династии, предостережение от ошибок, идеальная картина, призванная усовестить современных автору монархов, несколько уступавших Гуан У-ди, которому Чжан Хэн очень симпатизировал не в последнюю очередь потому, что он тоже происходил из Нань-яна. Именно Наньяну Чжан Хэн посвятил третью оду цикла, написанную
164
несколько позже, в 108-111 гг., когда Чжан Хэн не служил и жил дома. «Ода о Южной столице» (Нань-ду фу Ш^Р®) проникнута любовью к родному городу, который описан как зажиточное и спокойное место, жители которого бесконечно преданны своему императору.
Оды Чжан Хэна весьма ценны не только с литературной точки зрения, но и как исторический источник. Во-первых, это довольно объёмные произведения, в которых, согласно требованиям жанра, подробные описания занимают главную роль (из-за цепочек синонимов, которыми славились эти классические фу, они всегда считались одними из самых трудных для чтения текстов всей китайской литературной традиции), а во-вторых, они написаны не придворными поэтами, а человеком чрезвычайно образованным, эрудированным и осведомлённым, поэтому в них стоит видеть не только красоту слога, но и ценную информацию для исследователя.
Также хорошо известны короткие лирические стихотворения Чжан Хэна, особенно Сы чоу ши («Четыре печальных стиха»), которые
написаны в трудный для него период службы в Хэцзяне, их строки полны глубокой грусти и меланхолии.
Чжан Хэн является одной из наиболее узнаваемых фигур китайской культуры, он стал своего рода воплощением китайского интеллектуала, учёного и поэта, верно и искренне служащего своему императору, несмотря на происки интриганов и недоброжелателей. Что касается его вклада в китайскую науку, то Чжан Хэн, без преувеличения, может считаться одним из её создателей, одним из тех, чьи труды стали классическими, а взгляды - основополагающими.
В честь Чжан Хэна выпускались марки и памятные монеты, его именем назван кратер на луне, астероид и минерал, входивший в состав одного из метеоритов.
Примечания
1 Ныне местечко Шицяочжэнь близ Наньяна в провинции Хэнань.
2 В эпитафии Чжан Хэна, написанной его другом поэтом Цюй Юанем, сказано, что его семья принадлежала к обедневшим потомкам дафу (вельможи самого высокого ранга) царства Цзинь (см. [16, с. 34]).
3 Дед Чжан Хэна также занимал среднюю чиновничью должность - он был казначеем в том же самом округе Шу (современная провинция Сычуань).
4 В возрасте 16-17 лет Чжан Хэн переехал в окрестности Чанъани (неподалёку от современной Сиани - центра провинции Шэньси), а затем и в тогдашнюю столицу империи - Лоян (неподалёку от современного Лояна, Хэнань). Там он некоторое время с успехом изучал в императорской Академии Тайсюэ Пять канонов (Пятикнижие) и Шесть искусств - в то время обязательный объём знаний для чиновника и вообще образованного человека. В Пятикнижие (У цзин в то время входили конфуцианские каноны И-цзин (Книга перемен), Ши-цзин (Книга песен и гимнов), Шу-цзин (Книга документов), Чунь-цю (Летопись "Вёсны и осени") и Ли-цзин (Книга обрядов). К Шести искусствам (Лю и ай) Конфуций относил правила поведения или обряды, музыку, стрельбу из лука, управление экипажем, письмо и счёт. В 100 году, удачно завершив обучение, он был назначен на незначительную должность чжубо (архивариус) в свой родной Наньян (см. [16, с. 39-46]).
165
5 Юн-юань (Вечное изначальное) - наименование эры правления императора Хэ-ди ff^ (89-105).
6 Ань-ди (107-125) - шестой император династии Восточная Хань.
7 Чжан Хэн был назначен ланчжуном в 108 г. (см. [16, с. 47]), в 115 г. -тайшилином (см. [16, с. 50]). Тайшилин - Великий историограф, по чжоуским установлениям, занимался не только составлением истории правления императора, но и астрономическими наблюдениями, составлением календаря и астрологическими предсказаниями, - т.е. относился к самым важным придворным постам. Впрочем, к эпохе Хань значение этой должности сильно девальвировалось, о чём сетовал ещё Сыма Цянь, занимавший эту должность.
8 Шунь-ди Щф (126-144) - седьмой император династии Восточная Хань.
9 Юн-хэ (Вечная гармония) (136-141) - один из периодов правления императора Шунь-ди.
10 Впрочем, некоторые китайские учёные сейчас отвергают принадлежность этого трактата перу Чжан Хэна, считая его более поздним произведением, созданным не ранее III века н.э. (см. [19]. Они аргументируют свои доводы тем, что довольно неясная философская риторика, которая наполняет эти два трактата, позволяет усомниться в том, что их автор придерживался одной и той же теории относительно строения вселенной (так называемая «теория круглого неба» кажется ближе автору Хун-тянь и-чжу, в то время как автор Лин сянь скорее склоняется к теории «яйцевидного неба»). Впрочем, повторимся, риторика автора (или авторов) крайне затрудняет окончательные выводы. В целом большинство учёных не подвергает сомнению принадлежность обоих трактатов кисти Чжан Хэна.
11 В 1917 г. Ло Чжэнь-юй опубликовал четыре рукописи Вэньсюани, найденных в Дуньхуане, которые были созданы в 680 г. в Чанъани. Среди этих самых древних копий - значительная часть «Оды о Западной столице» Чжан Хэна (см. [13, с. 3075-3141]).
Литература
1. Городецкая О.М. От иероглифа к слову: китайская поэзия по-русски // XXXII НК ОГК. М., 2002.
2. Городецкая О.М. Четырежды «четыре печальных стиха» (к вопросу о принципах перевода китайской поэзии) // XXXIII НК ОГК. М., 2003.
3. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.
4. Еремеев В.Е. Чжан Хэн // Духовная культура Китая. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. М., 2009.
5. Кобзев А.И. Чжан Хэн // Духовная культура Китая. Философия. М., 2006.
6. Кобзев А.И., Юркевич А.Г. Чжан Хэн // Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
7. Кравцова М.Е. Чжан Хэн // Духовная культура Китая. Литература, язык и письменность. М., 2008.
8. Чжан Хэн. «Си-цзин фу» (Ода о западной столице). Пер. и коммент. С.В. Дмитриева // Древний Восток и античный мир. Вып. V. М., 2002.
9. Чжан Хэн. «Си-цзин фу» (Ода о западной столице). Пер. и коммент. С.В. Дмитриева (продолжение) // Древний Восток и античный мир. Вып. VI. М., 2003.
10. Чжан Хэн. «Си-цзин фу» (Ода о западной столице). Пер. и коммент. С.В. Дмитриева (продолжение) // Древний Восток и античный мир. Вып. VII. М., 2005.
166
11. Чжан Юй-чжэ. Чжан Хэн - великий астроном древнего Китая // Народный Китай. 1956, №1.
12. Ли Шао-юань, Чжао Бэй-чжи и др. Чжунго кэсюэцзя фаминцзя дэ гуши (Истории о китайских учёных и изобретателях). Пекин, 1997.
13. Ло Чжэнь-юй. Минша ши-ши гу-цзи цун-цань ("Собрание сохранившихся древних текстов в пещере Поющих песков") // Ло Сюэ-тан сяньшэн цюаньцзи ("Полное собрание сочинений Ло Сюэ-тана"). Тайбэй, 1968-1973. Т. 8.
14. Лю Бу-цюн. Чжан Хэн цюань чжуань (Полное жизнеописание Чжан Хэна). Чанчунь, 1998.
15. Сунь Вэнь-цин. Чжан Хэн нянь-пу (Хронология жизни Чжан Хэна). Шанхай, 1956.
16. Сюй Цзе. Чжан Хэн пин чжуань (Критическая биография Чжан Хэна). Нанкин, 1999.
17. Фань Е. Хоу-Хань шу (История династии Поздняя Хань) // Эр-ши у ши (Двадцать пять династийных историй). Шанхай, 1986. Т. 2.
18. Чжунго лиши диту цзи (Атлас истории Китая). Пекин, 1996, тт. 1-8.
19. Чэнь Цзю-цзинь. «Хун-тянь и-чжу» фэй Чжан Хэн со цзо дэ («Иллюстрированное описание полной армиллярной сферы» создано не Чжан Хэном) // Шэхуэй кэсюэ чжаньцянь, 1981, № 3.
20. Berggren L., Borwein J.M., Borwein P.B. Pi: A Source Book. New York, 2004.
21. Crespigny, R. de. A Biographical Dictionary of Later Han to the Three Kingdoms (23-220 CE). Leiden, 2007.
22. Needham J. Science and Civilization in China: Vol. 4, Physics and Physical Technology. Part 2: Mechanical Engineering. Taipei, 1986.
23. Yan Hong-sen. Reconstruction Designs of Lost Ancient Chinese Machinery. Dordrecht, 2007.
167