УДК 338(09) ББК 65.03
DOI 10.17150/2308-2588.2017.18(3)547-570
Ю. В. Латов
Институт социологии РАН, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Российская Федерация
Н. О. Воскресенская
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Российская Федерация
«ЧЁРТОВА ДЮЖИНА» ПОМОЩНИКОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ: основные типы творческих учебных заданий при преподавании -экономической истории -
133
Аннотация. Авторы данной методической пу- К
бликации на основе опыта преподавания в Финан- к
совом университете выделяют 13 различных типов |
заданий, которые рекомендуется применять для ^
проверки знаний студентов на семинарах и на эк- О
заменах. На каждый тип заданий приведены кон- ^
кретные примеры (некоторые из них — с ответа- "Ц
ми). Обращается внимание на необходимость при Ц,
помощи тестов тренировать у студентов как ме- ^
ханическую память (запоминание терминов, дат, |
имен), так и креативные способности. Данная ме- |
тодическая разработка является частью работы над §
«Практикумом по экономической истории», кото- §
рый готовится под руководством д.э.н. профессора |
Р. М. Нуреева. §
Ключевые слова. Преподавание экономической истории в вузе, учебно-методическое обеспе- § чение. а'
Г
© Латов Ю. В., Воскресенская Н. О., 2017
547
! If Yu. V. Latov
ae °
g 3 Institute of Sociology RAS,
^ $ Financial University under the Government
3 of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
K N. O. Voskresenskaya
% Financial University under the Government
H of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
¡2 о
BAKER'S DOZEN OF TEACHER'S HELPERS: i Basic Types of Creative Learning Activities
; of Economic History Teaching
» Abstract. The authors of the article highlight 13 dif-
ferent types of tasks that are recommended to be used for the check of students' seminar and exam tasks based on teaching practice in Financial University. Each type of the tasks has corresponding examples (some — with w answers). The authors underline necessity to train both
S^ mechanical memory (memorizing of terms, dates, names)
¡5 and creative abilities. This guidance paper is a part of
«Case study of economic history» that is developed under the guidance of Doctor of Economic Sciences, Profes-^ sor R. M. Nureev.
V Keywords. Teaching of economic history in the uni-
| versity, methodological support.
N
В предыдущих публикациях в журнале «Истори-« ко-экономические исследования» об использовании заданий (тестов) в вузовских курсах по экономической £ истории* приводились многочисленные примеры та-^ ких заданий. Авторы данной публикации намерены "I дать типологию этих заданий и дать общие рекомен-I дации по их составлению.
* Латов Ю. В. Занимательные задачи по экономической истории / Ю. В. Латов // Историко-экономические исследования. 2003. № 2-3. С. 184-196; Латов Ю. В. Творческие задания по экономической истории / Ю. В. Латов // Историко-экономические исследования. 2017. Т. 18, № 1. С. 155-189.
Обычно при тестировании знаний студентов по 2 I
экономической истории им задают короткие вопро- -!
сы, на которые в принципе (если студент знает соот- 88'
ветствующую тему) можно на основе учебника дать ••
короткий же ответ в 2-3 фразы. Речь идет о типовых ¡
заданиях следующего вида: |
Вопрос. В начале XIX в. крепостное право на терри- \ тории Германии было отменено на тех же условиях, что и
позже (в 1861 г.) в России. Какой специфический источник \
накопления капитала в сельском хозяйстве сформировался !
в этих странах в связи с отменой крепостного права? Оди- ] наково ли успешно его использовали землевладельцы этих стран?
Ожидаемый ответ. В Германии и в России при
отмене крепостного права крестьяне получили личную ^
свободу, но землю должны были выкупать (В. И. Ленин 1
называл это «прусским типом аграрного капитализ- 5
ма» [2, с. 150]). Соответственно, специфический источ- 1
ник накопления капитала, характерный для Германии и =
России XIX в. - это выкупные платежи крестьян. Од- С
нако если в Германии помещики (юнкеры) использовали |
эти доходы для развития агробизнеса, то русские поме- 1
щики чаще использовали их в чисто потребительских ^
целях. ^
Предлагаемые ниже учебные задания носят более Щ
творческий характер — они либо рассчитаны на более 1
широкие (выходящие за рамки стандартного учебни- 1
ка) знания, либо требуют более развернутого ответа. |
Эти задания-тесты предназначены в первую очередь 1
для студентов, проходящих в вузах России курс «Эко- |
номическая история» (или «История») обычно на пер- Л
вом курсе. I
Авторами выделено 13 типов различных твор- а
ческих заданий. Используемая типология, конеч- |
но, имеет несколько условный характер, некото- 1
рые из приведенных задач можно отнести сразу к |
2-3 типам. 1
HI
1 2; 1-й тип: выберите правильный ответ
Ж т
§ £ Это — наиболее традиционный тип теста. При его
«5 й применении можно составлять задания как более простые, так и более сложные. Чаще всего этот тип задания применяют для выявления формального (во многом механического) запоминания студентом наиболее важных событий, имен ученых и т. д. Вот пример подобного задания:
в (1) История экономики как наука сформировалась:
2 а) в античной Греции в V в. до н. э.;
б) в средневековом Китае во I тыс. н. э.;
в) в России в XVIII в. при правлении Петра I; ' г) в Западной Европе в ХХ в.;
д) в США в XX в.
В этом вопросе есть некоторая двусмысленность, которую могут заметить только специалисты по экономической истории: в зависимости от того, что счи-§ тать наукой — сбор фактов или в первую очередь их концептуальное осмысление, — можно выбрать Ц и обосновать разные варианты ответа. При разбо-^ ре со студентами данного вопроса целесообразно ° обратить внимание на то, что экономическая исто-I рия как аналитическая наука сформировалась, без-^ условно, в трудах представителей немецкой исто-Л рической школы. Однако экономическая история « как систематический сбор информации о событиях о именно хозяйственной жизни появилась еще в сред-^ невековом Китае (разделы «Ши хо чжи» — «Записи о продовольствии и ценностях» — в династийных ле-| тописях [4]).
jj Вопросы на выбор правильного ответа в принципе
J можно использовать и менее формально — для выявле->Т ния умения студента не просто запоминать ключевые ¡g факты, но и осмыслять их. В качестве примера более Л творческого по содержанию задания можно привести такой пример:
(2) Кем бъл Господин Великий Новгород по отношению к Ганзе?
а) конкурентом в торговле;
б) военным противником в борьбе за земли Прибалтики;
в) торговым партнером;
г) членом самой Ганзы;
д) союзником в борьбе за свободу торговли в Балтийском море.
2-й тип: установите соответствие
Тесты такого типа в Финансовом университете в 2017 г. уже стали внедряться в экзаменационные билеты. Они удобны тем, что позволяют проверить знания студентов сразу по многим событиям, или эпохам, или концепциям.
Вот более простой и формальный пример подобного теста, уместный для использования в экзаменационном билете:
(3) Установите соответствие между учеными и их концепциями:
А. Тойнби В развитии человечества выделяются три последовательных стадии: аграрная, индустриальная, постиндустриальная
У. Ростоу Всемирная история есть просто сумма цивилизаций, каждая из которых прошла через присущие именно ей стадии в развитии
К. Маркс Самая длительная стадия в истории человечества — стадия аграрного общества
О. Тоффлер В истории человечества за стадией феодализма следует капитализм
а
га
1 И
1 О
о
В тесты данного типа можно «закладывать» и более сложное содержание, рассчитанное на студентов-эрудитов. Вот пример более творческого вопроса:
& а
2 551
О
¿г
£
в а
(4) Установите соответствие между странами и теми нарицательными «кличками» (штампами), которыми их называли в XIX веке
Великобритания «Больной человек Европы»
Турция «Мастерская мира»
Франция «Жандарм Европы»
Россия Государство-рантье
М
5 во
Ж гт
О ^
О 7
¡^ Ей «5 й
Ц При аудиторном разборе данного теста необходи-
£3 мо попросить студентов не просто найти соответствия,
2 но и объяснить происхождение этих публицистиче-
Ц ских штампов.
3-й тип: установите правильную последовательность событий
Такие тесты в Финансовом университете тоже стали уже применяться в экзаменационных билетах, по-& скольку они позволяют выявить способность студеная тов запоминать «сетку» основных событий в разных странах и свободно в ней ориентироваться. Важно "I отметить, что для правильного ответа на вопросы дан-^ ного типа даже не обязательно, чтобы студент точно * помнил даты, достаточно его знаний общей последо-й вательности событий.
Примером задания подобного типа может быть
следующий вопрос:
вд
(5) Установите последовательность событий в России % ХУ1-ХУ11 вв., связанных с введением крепостного права:
а) введение заповедных лет;
б) введение Юрьева дня;
в) политика опричнины;
г) введение урочных лет;
д) отмена Юрьева дня.
Наиболее интересные примеры заданий подобного типа — установление последовательности и взаи-
мосвязи событий, происходящих в разных странах. Вот 2 !
пример такого задания: 22;
48
(6) Расположите события в хронологической последова- 8 ( тельности (максимально — 5 баллов). Есть ли между какими-либо из этих событий причинно-следственные связи? \ Аргументируйте свой ответ. (Полный ответ оценивается на 15 баллов.)
а) начало книгопечатания в России;
б) Раскол в русской православной церкви;
в) изобретение книгопечатания в Западной Европе; >
г) Реформация;
д) впервые в мире изобретено книгопечатание.
4-й тип: найдите ошибки в тексте а
Задание такого типа является достаточно слож- 1
ным и для составителя-преподавателя, и для решаю- О щего студента. Формулировка задания должна быть
большой, включающей малоизвестные факты, чтобы |
ошибочные утверждения не слишком выделялись на 1
общем фоне. |
Вот один из более простых примеров задания та- 1
кого типа: о
(7) Найдите допущенную в тексте ошибку: С середины IX в. во Франции был установлен порядок, в соответствии с которым каждый человек был обязан подчиняться власти сеньора. Те, кто не имел сеньора, были обязаны его найти, — в противном случае они не пользовались защитой закона, любому их можно было продать в рабство и даже убить. Сеньором для крестьянина мог быть феодал, стоящий на любой ступени феодальной лестницы, и даже сам король. Крестьяне же всегда занимали самую низшую ступень в системе вассалитета. Король требовал от своих крестьян-вассалов несения военной службы.
В данном примере найти единственную ошибку относительно легко: крестьяне не входили в систему
М
«о
Ж гт О ^ О 7
©Е
С»
«в С9
о
дворянского вассалитета и, соответственно, не несли военную службу.
А вот более трудный пример подобного задания, где допущено сразу несколько ошибок.
(8) Найдите не менее 5-ти ошибок в данном тексте. Центром внешней торговли в Западной Европе в период классического средневековья в силу социальных и природных условий было только Средиземное море. В северных морях торговля почти не велась: зимой моря замерзали, а в теплое время их контролировали викинги, которые не только грабили торговые корабли, но и нападали на прибрежные города. Из Западной Европы на Восток везли металлические изделия, кружево, меха, рыбу, вина, рабов; в Западную Европу из стран Востока ввозили шелк, меха, слоновую кость, пряности, красители и хлеб. Средиземноморскую торговлю контролировали в этот период купцы итальянских городов-государств (Пиза, Генуя, Венеция), которые часто воевали друг с другом ради передела зон влияния. Вывоз по стоимости был в обычные годы примерно равен ввозу, хотя в годы частых неурожаев в Западной Европе для закупок продуктов итальянские купцы активно вывозили в плодородные восточные страны золото и серебро.
5-й тип: установите страну
« Задание данного типа требует от преподавате-
^ ля высокой эрудиции. Чтобы задание не было слитку ком легким, надо стараться избегать упоминаний в §> таком задании общеизвестных имен исторических ^ деятелей и фактов. Изображаемая в задании страна | должна характеризоваться «остранённо», напоминая ^ условную страну из какого-нибудь историко-фан-^ тастического романа. Студенту придется проявить ^ высокую эрудицию, чтобы быстро решить такое за* дание.
Вот относительно простой пример:
(9) Определите страну и период: 2 I
На территории этой современной страны никогда 221 (вплоть до XIX в.) не было государства, которое бы объеди- 88' няло всю ее территорию. В описываемый период в стране \ было множество соперничавших и враждующих между собой княжеств. Наиболее влиятельным было государство, которое возглавлял правитель Харша. За время войны, \ которую он вел, — настолько тяжелую и насыщенную военными действиями, что «со слонов не снимали сбрую, а с воинов — шлем», — он сумел овладеть северными тер- ! риториями страны, южные территории оставались раз- ] дробленными. Однако после его смерти государство вновь \ распалось на множество политических объединений, и ни одно из них не оказалось достаточно сильным, чтобы вновь объединить страну. Раздробленность этой страны стала | причиной того, что разные ее части то и дело завоевыва-
га
лись внешними захватчиками.
О
Если у студента есть под рукой ПК (а у современных студентов компьютер-планшетка с выходом в Сеть Ц постепенно вытесняет тетрадь для конспектов), то он | по имени упомянутого в тексте правителя быстро най- | дет ответ: это — Индия, VII век. Поэтому лучше, с тем ^ чтобы ответ было не так легко найти, подобные «под- о сказки» из текста убирать. ^ Вот примеры более сложных тестов данного типа: I
а
(10) Назовите страну, о которой здесь идет речь. 1
Промышленный переворот в этой стране начался в |
1830-1840-е гг. Он тормозился низким уровнем урбаниза- 1
ции и образования: в городах в это время проживало лишь |
около 6% населения, примерно таким же был уровень гра- Л
мотности. Только в 1860-е гг. система откупа налогов |
была заменена акцизами, а подоходное налогообложение а
сформировалось лишь в начале ХХ в. Тем не менее, прове- "§
денная в 1890-е годы успешная денежная реформа, суть 1
которой заключалась в установлении в стране золотого |
стандарта, обеспечила этой стране место в небольшой 1
228 М
«о
Ж гт О ^ О 7
©е
с»
«в С9
о
группе стран, обладающих самой стабильной валютой в мире.
(И) Назовите страну, о которой здесь идет речь. Почти 80 % территории этой страны в силу специфики природных условий практически полностью выброшены из народнохозяйственного оборота, однако жители всегда активно занимались и ремеслом, и сельским хозяйством. В период раннего средневековья рабов, занятых в сельском | хозяйстве, и тех, кто выполнял функции прислуги в доме, » хозяин мог по своему усмотрению продать и даже убить. \ Но такие нормы не распространялись на рабов-ремесленников: убивать их было запрещено. Причина была в том, что ! эти рабы — захваченные в плен ремесленники из соседних стран — были носителями более высокой материальной культуры, чем местные жители.
6-й тип: объясните картину
& Задания данного типа можно применять, только
^ если в семинарских аудиториях есть проектор. Пре-| подаватель должен заранее подготовить слайд с мак-| симально крупной и четкой репродукцией картины, посвященной каким-либо историческим событиям | или явлениям, и попросить студентов, глядя на карти-| ну, либо определить, какое именно событие/явление £ здесь изображено, либо найти допущенные художни-| ком ошибки, либо прокомментировать какие-либо детали изображения. ^ Хорошим «учебным» примером может быть следу-
ющее задание:
(12) Определите, жизнь людей на каком этапе развития первобытного общества изобразил художник. Обоснуйте свой ответ.
Ответ должен даваться в примерно следующем виде: на картине изображено общество эпохи мезолита — об этом свидетельствуют, с одной стороны, наличие у людей на переднем плане лука и микролитических орудий труда (все это появляется только в мезолите), а с другой стороны, отсутствие тканой одежды — все изображенные люди носят одежду из шкур животных (тканая одежда появится только в неолите).
Другой пример задания по картине:
(13) Какая неточность и почему допущена на картине В. М. Васнецова «Бой скифов со славянами» (1881 г.)?
а
га
5
133
5 о
о
& а
М
«о
Ж гт О ^ О 7
©Е
С»
«в С9
о
в в
7-й тип: вопросы по карте
Интересной разновидностью работы со студентами «по картинкам» являются задания, связанные с объяснением карт. Задания такого рода позволяют связывать исторические и географические знания. Лучше всего, чтобы к изображению карты был не один вопрос, а серия тематически взаимосвязанных вопросов.
Вот хороший пример подобного задания:
(14) Какой период истории Рима отражен на карте? Как будут в дальнейшем изменяться его границы - расширяться или сужаться? Какими объективными факторами определялись завоевания Рима? Почему, например, он не стал завоевывать всю Африку и Ближний Восток, ограничиваясь подчинением лишь территорий у побережья Средиземного моря?
Для комплексного ответа на данный вопрос надо не просто помнить изображения из исторических атласов, но и хорошо представлять социально-экономические причины завоевательных войн в доиндустри-альных обществах, а также знать социально-политическую ситуацию времен Римской империи на пограничных с нею территориях.
8-й тип: проанализируйте исторический 2 ;
первоисточник -;
24
Этот тип задания требует от преподавателя хоро- 88 шего знакомства с академическими или хотя бы с научно-популярными публикациями, в которых приводятся интересные (для учебного разбора) цитаты из исторических первоисточников.
В качестве примера можно привести такой вопрос:
(15) В алгебраическом трактате персидского ученого \ ал-Хорезми (предположительно 783-850 гг.) «Краткая книга об исчислении алгебры» («Китаб аль-джебр ва-ль-мукаба-ла») есть раздел, посвященный практическому применению математических знаний. Вот некоторые задачи, которые \ разбираются в этой книге: «Работник, месячный заработок ^ которого 10 дирхемов, работал 6 дней. Какова его доля?»; I «Человек умер, оставив двух сыновей, и завещал треть сво- ^ его имущества другому человеку. Он оставил 10 дирхемов о наличными и отданное в долг, равное доле одного из сыновей. I Сколько должен получить каждый из наследников?» (цит. р по: [6]). Л
Какие выводы о социально-экономических отношениях |а
в Арабском халифате начала IX в., где в основном жил и О
работал ал-Хорезми, можно сделать на основании этих за- Р
дач? Какой научный термин, активно используемый совре- Р
менными математиками и экономистами, связан с именем |
ал-Хорезми и почему? а
1
А вот другой удачный пример подобного задания: |
(16) В XVI в. испанский монах Игнатий Лойола осно- а
1
вал новый монашеский орден, о котором писал императо- |
ру Священной Римской империи Карлу V следующее: «Для |
борьбы со злом, распространившемся и свирепствующем 1
в Германии, следует прежде всего отдать предпочтение -1
такому средству, как университеты, которые, служа при- I
мером религиозной жизни и целостности католического а
учения, приводят учащихся к добру. Использование этого |
М
«о
Ж гт О ^ О 7
©Е
С»
«в С9
о
средства представляется не только благоразумным, но и необходимым, и внушенным Богом».
О каком ордене идет речь? С чем связано появление этого ордена? Удалось ли этому ордену стимулировать развитие университетов? Какие известные ученые и просветители принадлежали к этому ордену или обучались в его школах?
9-й тип: объясните, что имел ввиду писатель
1 Этот тип заданий является по существу разновидностью предыдущего, только здесь в качестве исходного исторического источника выступает не историче-
5 ский документ, а литературные произведения давних времен (включая, например, Библию). Он рассчитан в первую очередь на всесторонне развитых студентов с широким гуманитарным кругозором, поскольку что-
2 бы качественно ответить на такие вопросы, необхо-^ димо хорошо знать не только историю, но и классиче-^ скую литературу.
Л Вот пример подобного задания.
«
й (17) В знаменитой комедии А. С. Грибоедова «Горе от
° ума» приводится диалог Фамусова и Хлестовой, обсуждаю-§ щих, сколько крепостных имеет Чацкий: ^ «Хлестова
А Чацкого мне жаль. | По-христиански так; он жалости достоин;
о Был острый человек, имел душ сотни три.
^ Фамусов
^ Четыре.
| Хлестова
^ Нет! Триста! - уж чужих имений мне не знать!».
| Какую информацию о Чацком хотел в этом эпизоде со-
^ общить писатель?
^ а) Чацкий - мелкий помещик, его недовольство окру-
§ жающим связано и с плохим личным материальным положением;
б) критикуя крепостничество, Чацкий сам имеет мно- 2 ! го крепостных, поэтому он проявляет непоследователь- 22; ность своих взглядов; 488
в) Чацкий — дворянин обычного для тех лет достатка;
г) главным мерилом богатства дворян в эпоху крепостного права были не деньги, а крепостные;
д) Чацкий — богатый помещик, поэтому он может не
служить и «фрондировать», не боясь лишиться средств к
жизни. ;
(
В данном примере наиболее правильным ответом будет д). В то же время в принципе допустим и ответ г), но для современников, слушателей комедии А. С. Грибоедова, это было общеизвестным фактом, не требую- : щим напоминания. Вариант б) тоже в определенной степени справедлив, однако это будет интерпретацией Щ ситуации с современной точки зрения: в эпоху крепост- 1 ного права дворяне либеральных взглядов (например, Щ декабристы) практически никогда не давали вольную Щ своим крепостным, поскольку не хотели остаться без р одного из главных источников своих доходов. 1
При составлении задач такого типа можно исполь- Ц
зовать эпизоды из Библии — например, про денарий ^
кесаря (Матф., 22:15-22) или про работников в вино- о
граднике (Матф., 20:9-14). Из русской классической ^
литературы для таких заданий хорошо подходят, на- |
пример, произведения Н. В. Гоголя («Мертвые души» 1
и «Ревизор» как источники по теневой экономике ни- 5
колаевской России). |
10-й тип: прокомментируйте загадку истории Л
Это — наиболее креативный тип учебных зада- |
ний. История отличается от других научных дисци- а
плин тем, что ее нерешенные проблемы (кем были Рю- I
рик и варяги? был ли Дмитрий самозванцем? получал 1
ли Ленин от Германии деньги на революцию? какова Щ
роль ленд-лиза в Великой Отечественной войне? и др.) |
228 М
«о
Ж гт О ^ О 7
©Е
С»
«в С9
о
в И
в в
¿г
5
в а
активно освещаются в популярной литературе очень разного уровня научности и добросовестности. Преподаватель просто обязан в ходе учебного процесса подчеркивать, что многие вопросы пока не имеют однозначных и общепринятых ответов. Студенты должны в таких случаях получить представление об основных подходах к ответам на «загадки истории» и знать аргументы «за» и «против» этих подходов. В то же время от настоящих «загадок истории» надо отличать мнимые «загадки» (например, концепции «новой хронологии» Фоменко и его последователей), которые хотя и имеют хождение в популярной литературе, но находятся за рамками науки, поскольку формулировка этих «загадок» связана с «передергиванием» хорошо установленных исторических фактов, с логическими ошибками и т. д. Во многих случаях «загадочность» возникает не из-за целенаправленного стремления автора сообщения доказать какую-либо сомнительную идею, не брезгуя искажением фактов, а случайно — например, из-за неточной передачи фактов.
Приведем пример учебного задания по одной из реальных исторических загадок:
(18) В Павлиньем зале Эрмитажа на полу выложена копия оригинальной римской мозаики, обнаруженной около Рима в 1780 г. при раскопках терм древнеримского города Окрикулума. Фрагмент мозаики, который изображает различные продукты, вызывает дискуссию.
Вот это - более общий вид мозаики.
А это — тот самый фрагмент мозаики, по поводу которого идут дискуссии.
Некоторые рассматривают его как доказательство очень ранних контактов между Старым и Новым Светом. Другие утверждают, что эта мозаика опровергает древний характер античного мира.
Объясните, в чем причина дискуссий, что вызывает недоумение. Какие есть объяснения этой загадки?
11-й тип: расчетные задания
Это — наиболее важный тип задач в системе современного экономического образования. Разбор таких заданий должен приучать студентов-первокурсников к использованию методов экономико-математического моделирования.
К сожалению, их составлять и применять довольно сложно. С одной стороны, по истории доиндустри-альных эпох просто не так уж много количественных баз данных (имеющиеся — в основном по исторической демографии и исторической статистике доходов [3; 5]). С другой стороны, преподаванием экономической истории в современных отечественных вузах занимаются в основном преподаватели-историки, для которых академическая наука ассоциируется скорее с работой над архивными документами, чем с клиоме-трическими разработками.
М
«о
Ж гт О ^ О 7
©Е
С»
«в С9
о
в в
Тем не менее, такие задания тоже реально используются в преподавании. Для их составления надо использовать в первую очередь существующие клиоме-трические работы [1].
Приводим оригинальный пример этого редкого типа учебных заданий
(19) К числу исторических загадок относится история о «кладе гетмана Полуботка». Согласно преданию, в начале XVIII в. этот украинский политик будто бы передал на хранение в крупный английский банк (Банк Ост-Индской компании или Банк Ллойда) крупную сумму денег - две бочки золотых монет (называют сумму в 500 тыс. червонцев) под 2,5 % (или даже 7,5 %) годовых. Поскольку гетман был в 1723 г. репрессирован Петром I и умер в заключении, то вклад остался не востребованным. Многократно предпринимались попытки вернуть этот вклад (последний раз -уже в 1990-е гг. властями Украины), однако банки Великобритания отказываются признавать вклад Полуботка. Ответьте на следующие вопросы.
1) Предположим, что гипотетический вклад на самом деле был сделан в 1723 г. под 2,5 % годовых и составлял 500 тыс. золотых червонцев времен Петра I. Рассчитайте в весовом золоте и в современной валюте, какой величины должен достигнуть этот вклад через 300 лет (к 2023 г.). Сопоставьте это с величиной современного золотого запаса Великобритании или России.
2) Предположим теперь, что у наследников, которые требуют возвращения вклада, сделанного 300 лет назад, будет документальное подтверждение. Представляют ли такие супердолгосрочные вклады опасность для банков? Предпринимали ли банки против них какие-либо специальные меры предосторожности?
3) Какие характеристики истории финансовой системы препятствуют обогащению предков за счет вкладов, сделанных их далекими предками?
Хотя собственно математическая часть данного задания может быть выполнена за несколько минут, однако развернутый ответ на задачу требует от студентов поиска дополнительной информации (например, о весе российских червонцев начала XVIII в.), поэтому данная задача должна задаваться только на дом, для самостоятельной исследовательской работы студентов. Можно дополнительно усложнить эту задачу — предложить студентам прочитать рассказ американского фантаста М. Рейнольдса «Наросло по процентам», где история о супердолгосрочном вкладе изложена в гиперболизированной форме, и оценить ее правдоподобность.
12-й тип: комплексные задания Щ
о
Речь идет о задании, которое состоит из «цепочки» ^
взаимосвязанных вопросов по какой-либо проблеме. щ
В предыдущем изложении по существу уже приводи- I
лись примеры таких заданий — это задачи (14), (15), р
(16) и (19). С точки зрения преподавателя, достоинство |
данного задания в том, что, отвечая на подобный во- §
прос, студент должен по существу написать (или устно О
изложить) своего рода мини-эссе. На семинаре ана- Р
лиз таких вопросов целесообразно проводить в форме Р
группового обсуждения. |
Примером такого вопроса может быть следующее |
задание: |
(20) Расскажите о социально-экономических аспектах 1
Крестовых походов. |
1) Почему походы европейцев за освобождение «святых Л
мест» начались только в конце XI в., хотя мусульмане за- |
воевали Палестину еще в начале VII в.? Подсказка: свяжите а
ответ на этот вопрос с социально-экономическим разви- I
тием Западной Европы в раннее средневековье - в частно- 1
сти, с «папской революцией» и с развитием средиземномор- 1
ской торговли. |
2 8
«о
Ж гт О ^ О 7
©Е ©
«в С9
О
2) У Ф. Энгельса есть следующее высказывание: «Разве феодализм когда-либо соответствовал своему понятию? ... Он более всего приблизился к своему понятию в эфемерном Иерусалимском королевстве, которое оставило после себя в "Иерусалимских ассизах" наиболее классическое выражение феодального порядка» [7, с. 356]. Что он имел ввиду? Почему в Иерусалимском королевстве «феодальный порядок» оказался более классическим, чем в самой Западной Европе?
3) В силу каких экономических причин участники Четвертого крестового похода вместо освобождения Палестины стали завоевателями Константинополя? Почему участники похода были вынуждены под давлением венецианцев штурмовать византийские города, хотя некоторые из крестоносцев считали это отступлением от долга?
4) Каковы позитивные и негативные последствия Крестовых походов для Западной Европы и для народов Ближнего Востока?
= 13-й тип: прокомментируйте казус
Л Речь идет о разборе какого-то исторического
^ «анекдота» — интересного и малоизвестного факта, в котором в концентрированном виде проявляются важ-| ные закономерности развития общества. ® Вот пример такого задания:
(21) Классическим и общеизвестным примером при-| ключенческой литературы является роман Жюля Верна о «Вокруг света за 80 дней» (1872 г.). Менее известно, что ^ вскоре после выхода этого романа были сделаны успешные ^ попытки реально осуществить быстрое кругосветное пу-| тешествие: американская журналистка Нелли Блай в ^ 1889 г. описала свои приключения в книге «В 72 дня вокруг | света», а в 1891 г. улучшила рекорд, совершив «кругосвет-^ ку» уже только за 66 дней. В 1928 г. датчанин Палле Хулд в ^ честь столетия со дня рождения Жюля Верна объехал Зем-§ лю всего за 44 дня. Однако после 1940-х гг. попытки повторить путешествие Филеаса Фогга - быстро объехать мир
при помощи железных дорог, машин и морских кораблей - 2 I прекратились. Хотя с 1990-х гг. появился переходящий 2 j «Приз Жюля Верна» («Jules Verne Trophy»), он вручается за 88 « самое быстрое кругосветное путешествие, совершенное не j по суше, а по морю (на яхте).
Что изменилось в 1940-е гг. и резко замедлило воз- ; можность переезжать из страны в страну? Подсказка: с какими трудностями сталкиваются обычные совре- \ менные туристы, желающие просто провести отпуск в i другой стране? Как развиваются возможности снизить эти издержки? ]
А вот еще более креативный пример «казусного» задания:
(22) XVII век называют «золотым» веком голландской ^ школы живописи. Художники писали десятки и сотни кар- | тин: например, Якоб ван Рейсдал написал 1075 картин, g Адриан ван Остаде - 920, Ян Стен и Альберт Кёйп - око- 3 ло 900. При этом художники за редким исключением (на- о пример, таких гениев как Рембрандт или Хальс) специали- 1 зировалось на определенном жанре живописи: натюрморте, О пейзаже, бытовых сценах, портрете. Более того, внутри 3 жанров довольно часто тоже существовала специализация, 3 например, в жанре пейзажа одни художники писали марины (морские пейзажи), другие - ведуты (виды городов), третьи - зимние пейзажи и т. д. Какие выводы о состоянии голландской экономики в XVII в. можно сделать на основании приведенных ниже фактов?
Ответ на данный непростой вопрос, требующий умения соединять анализ тенденций развития экономики и культуры, может быть дан в приблизительно J следующей форме: «Приведенные факты свидетель- | ствуют об огромном спросе на картины. Это, во-первых, является показателем высокого уровня жизни на- | селения, а следовательно, богатства страны и высокого | уровня развития ее экономики. Во-вторых, это показа- 1 тель окончательного утверждения рыночных отноше-
О
2 s
SS «о
s ®
Ж гт О еч U z
©E
О
«в
C9 J2 О
ний в экономике Голландии XVII в. — сформировался не только рынок обычных потребительских товаров, но уже и художественный рынок, на котором спрос рождает предложение, и художники пишут картины не для конкретного заказчика, как это было раньше, а для продажи любым потребителям стандартной продукции».
Сотрудниками департамента экономической теории Финансового университета в настоящее время под руководством научного руководителя департамента д.э.н. профессора Р. М. Нуреева готовится «Практикум по экономической истории», где будут задачи всех перечисленных видов. Разработчики будут рады, если преподаватели экономической истории других вузов России подскажут, задания каких еще типов желательно включать в готовящийся «Практикум».
Список использованной литературы
1. Латов Ю. В. Клио берет калькулятор (клиоме-трические case-study по институциональной экономической истории российской цивилизации) / Ю. В. Латов // Journal of Institutional Studies. — 2012. — № 2. — С.50-73.
2. Ленин В. И. Аграрная программа социал-демократии в русской революции. Автореферат / В. И. Ле-
| нин // Полн. собр. соч. 5-е изд. — М. : Политиздат, £ 1968. — Т. 17. — С. 148-173.
£ 3. Ливи Баччи М. Демографическая история Евро-
!> пы / М. Ливи Баччи. — СПб. : Alexandria, 2010. — 298,
1 [2] с.;
8 4. Материалы по экономической истории Китая
"I в ранее средневековье: (Разд. «Ши Хо Чжи» из дина-
^ стийн. историй) / пер. с кит. — М. : Наука, 1980. —
а 256 с.
¡а 5. Мэддисон Э. Контуры мировой экономики в 1-2030 гг. : очерки по макроэкономической истории /
Э. Мэддисон; пер. с англ. — М. : Изд-во Института Гай- 2 !
дара, 2012. — 581, [1] с. | j
6. Сираджинов С. Х. Ал-Хорезми — выдающийся 88 < математик и астроном средневековья: пособ. для уча- : щихся. — М. : Просвещение, 1983. — 79 с. j
7. Энгельс Ф. Письмо Конраду Шмидту, 12 марта 1895 г. / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е j изд. — М.: Политиздат, 1966. — Т. 39. — С. 353-358. j
I
Информация об авторах j
Латов Юрий Валерьевич — доктор социологических 3 наук, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Институт социологии РАН; профессор, департамент экономической теории, Финансовый
университет при Правительстве РФ, Российская Фе- I
дерация, 125993, г. Москва, Ленинградский проспект, 3
д.49, e-mail: [email protected] 3
Воскресенская Нина Олеговна — кандидат исторических наук, доцент, департамент экономической g теории, Финансовый университет при Правитель- 1 стве РФ, Российская Федерация, 125993, г. Москва, | Ленинградский проспект, д.49, e-mail: ninaolvoskr@ * gmail.com -
¡1
Authors I
Yury У. Latov — D.Sc. in Sociology, Ph.D. in Economics, 3
Leading Researcher, Institute of Sociology RAS; Professor, s
Department of Economic Theory, Financial University |
under the Government of the Russian Federation, 49, |
Leningradsky Prospekt, Moscow, 125993, Russian |
Federation, e-mail: [email protected] J
Nina O. Voskresenskaya — Ph.D. in History, Associate § Professor, Department of Economic Theory, Financial 1
University under the Government of the Russian I
Federation, 49, Leningradsky Prospekt, Moscow, 125993, §|
Russian Federation, e-mail: [email protected] |
ц | Для цитирования
Ж го
§ £ Латов Ю. В. «Чёртова дюжина» помощников пре-
® ¡2 подавателю: основные типы творческих учебных зада-
«в ний при преподавании экономической истории / Ю.
□Е В. Латов, Н. О. Воскресенская // Историко-экономиче-
5 ские исследования. — 2017. — Т. 18, № 3. — С. 547-570. —
Б DOI: 10.17150/2308-2588.2017.18(3).547-570.
« «
For Citation
Latov Yu. V., Voskresenskaya N. O. «Baker's Dozen» of Teacher's Helpers: Basic Types of Creative Learning Activities of Economic History Teaching. Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya = Journal of Economic History & History of Economics, 2017, vol. 18, no. 3, pp. 547-570. DOI: 10.17150/2308-2588.2017.18(3)547-570. (In Russian).