УДК 398.224(=512.111)
Софронова Ирина Владимировна
кандидат филологических наук Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары
muxtar2@yandex.ru
ЧУВАШСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС «УЛЫП»: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПОЭТИКА
Представители чувашской интеллигенции в разное время обращались к созданию авторского варианта богатырского эпоса. Первые эпические произведения представляют собой лиро-эпические поэмы, описывают историю происхождения рода, родного села, далекое прошлое чувашского народа. Одни авторы используют знания об эпических традициях восточных, тюркских народов, полученные через письменную, научную литературу, другие хорошо знают устное народное творчество соседних тюркских народов. Интерес к созданию национального эпоса возрастает в периоды роста национального самосознания этноса. В 20-30-х гг. ХХ в. поэты и писатели собирают легенды и предания об Улыпе, пишут лиро-эпические поэмы, используя сюжеты сказаний. В 90-х гг. ХХ в. печатается полный вариант авторского эпоса Ф. Сюина «Улып». Он представляет собой повествование о богатырской судьбе великана Улыпа, борца за счастье и свободу чувашского народа. Нами выявлено, что автор хорошо владел материалом чувашского фольклора, сумел сочетать его с традициями тюркского героического эпоса. В статье делается вывод о том, что проявление влияния традиций восточной, тюркской словесности связано с возникновением к нему специального интереса, который возрастает в периоды роста национального самосознания.
Ключевые слова: эпические традиции, мотивы, образ богатыря, Ф. Сюин, фольклор, лиро-эпика, сходство, интенсивность, легенда, предание.
Проявление влияния восточных традиций в чувашской письменной литературе является следствием специального к нему интереса. Одним из доказательств этому является создание авторского варианта богатырского эпоса. В современном литературоведении эпосом называют жанр устного народного творчества, повествующий о героическом прошлом, содержащий целостную картину народной жизни и представляющий в гармоничном единстве некий эпический мир и героев-богатырей. В силу определенных исторических условий, особенностей словесного творчества в фольклоре некоторых народов героический эпос не сложился, однако существуют предания и легенды о национальных героях. Есть образ некого богатыря - защитника родовых границ и простого народа. Собирание и изучение подобных фольклорных жанров способствует созданию письменного варианта народного эпоса.
По мнению исследователей, чувашский героический эпос не сформировался в силу ряда причин. Профессор В.Г. Родионов отмечает: «Разделение устного поэтического творчества на повествующую и изображающую формы существует и у тюр-коязычных народов. В чувашском фольклоре более развита изображающая форма, т. е. обрядовая поэзия, а не эпическая» [2, с. 23]. Фольклористы И.И. Одюков [4], Г.Ф. Юмарт [7] полагают, что причинами стали кочевой быт, татаро-монгольское нашествие, отсутствие единого государственного строя. К перечисленным доводам можно добавить и то, что не нашелся тот человек, подобный Э. Леннроту, который бы собрал воедино богатство и мудрость фольклора.
Стремление создать народный эпос среди чувашской интеллигенции в разные исторические периоды возникало с разной интенсивностью. В начале ХХ в. к данному вопросу в первую оче-
редь обращаются поэты и писатели, знакомые с традициями тюркских героических эпосов. В лиро-эпических произведениях они изображают историю рода, родной деревни, события далекого прошлого. В них проявляются традиции эпических сказаний. Поэмы Г. Тал-Мырзы «Силпи -Палхар пики» («Сильби - красавица Булгарии»), «Атилла», «Архай-хан», «Марсапай» («Мрзабай»), «Вайлисен айапё» («Вина сильных») посвящены описанию исторических событий, судьбы Волжской Булгарии. Г. Комиссаров в поэме «Паттарпа Талпай» («Богатырь и Толпай») через рассказ о своих прадедах изображает далекое прошлое чувашского народа: выкорчевывание лесов после переселения в Среднее Поволжье, борьба против татарских нугеров, вхождение в состав Руси. При этом автор выдает свою версию происходивших событий, отличающуюся от официального мнения. Если для Г. Тал-Мырзы и Г. Комиссарова характерно использование архивных материалов, исторически достоверных данных, то Н.И. Шелеби строит свои произведения по мотивам легенд и преданий. Он воссоздает легендарное прошлое чувашского народа в поэмах «Эссебе», «Пулере илни динчен» («О взятии Биляра»). Нужно заметить, что Г. Тал-Мырза и Г. Комиссаров получили специальные знания в области восточной, тюркской словесности. Г. Тал-Мырза обучался в Казанском институте этнологи и археографии, Г. Комиссаров - в Казанской духовной академии. Н. Шелеби хорошо знал татарский фольклор и особенности эпических преданий. Таким образом, к созданию письменного варианта богатырского эпоса в первую очередь обращаются писатели и поэты, в какой-то мере знавшие об особенностях эпических традиций восточной, тюркской словесности.
Немаловажна роль исторических условий и событий при создании авторского варианта бо-
86
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
© Софронова И.В., 2018
гатырского эпоса. Интерес к собиранию и изучению сюжетов исторических преданий, сказаний об Улыпе возрастает в 20-30-х гг. ХХ в. Этому способствовали несколько факторов: в этот период начали образовываться автономные области и республики, повышается уровень национальной интеллигенции, распространяется идея народного объединения. «Вопросами исследования и собирания сказаний об Улыпе в этот период занимались С. Эльгер, М. Юман, С. Лашман, Г. Тимофеев, Ф. Сюин. Писатели и поэты переводят героические эпосы родственных и соседних народов, мечтают создать свою «Улыпиаду». Известны произведения М. Сеспеля, С. Эльгера, М. Юмана и других авторов, близких по своему значению народному эпосу» [5, с. 139]. Для них создание национального эпоса - это не только следование моде, а, скорее всего, стремление объединить народ, напомнить ему о былой славе, воссоздать единое государство.
К сожалению, работа по созданию национального эпоса была прервана, так и не успев начаться. Литературная критика, решившая отбросить фольклорные традиции как устаревшие в идеологическом плане, свела на нет работу по созданию национального эпоса. Она оценивала деятельность фольклористов как проявление национализма и призыв к прошлому, а не в светлое будущее. Под ее влиянием чувашским исследователям пришлось прервать свою литературную деятельность, некоторые из них стали жертвами репрессий. Но, не смотря на трудности, по истечению большого промежутка времени авторский вариант народного эпоса все же смог дойти до своего читателя. Полный вариант чувашского «Улыпа» был напечатан в 1996 г.
В чувашской народной словесности существуют легенды и сказания о великане Улыпе, защитнике народа от злой силы, татаро-монголов. Богатырь предстает и в образе демиурга, в преданиях есть также исторические мотивы. Вопросами исследования поэтических особенностей эпических сказаний, их классификации, сравнительного анализа с образцами соседних и родственных народов в разное время занимались И.И. Одюков [4], Г.Ф. Юмарт [7], В.Г. Родионов [2], Г.Г. Ильина [1], Е.П. Чекушкина [6].
Авторский вариант народного эпоса «Улып» создал Симон Федорович Федоров (Ф. Сюин), который в течение 60 лет собирал сказания об Улыпе, написал более девяти вариантов эпоса: «...Идею собирать легенды об улыпах и вернуть эпос народу ему посоветовал Г.Т. Тимофеев, автор этнографического труда "Тахаръял". С тех пор он собирал легенды об Улыпе. Не считая вариантов, им было собрано около ста легенд, из них 67 легенд об Улы -пе, 15 - о его отце и матери, 15 - о батырах Сер-бю и Сыкпырзя» [3, с. 261]. Писатель был знаком с текстом «Калевалы». Во время Великой Отечественной войны он воевал на Карельском фронте.
Кроме того, интересовался традициями тюркских богатырских эпосов. В своей работе он использует не только отдельные сюжеты о богатыре, но и весь богатый фольклорный материал, представления народа об обустройстве вселенной, этнопедагоги-ческие традиции, особенности мировосприятия и мировоззрения народа. В начале 90-х гг. ХХ в. возрастает национальное самосознание населения. Становится актуальным вопрос сохранения и развития родного языка и культуры. Публикация полного варианта «Улыпа» явилась необходимостью времени. Она способствовала объединению нации, поднятию народного духа.
Произведение Ф. Сюина «Улып» состоит из 40 песен, есть вводная и заключительная части. Повествование в песнях построено от лица сказителя. В начале эпоса он говорит о том, что сам являлся свидетелем многих героических поступков богатыря, участвовал в описываемых им событиях. Каждая песня произведения посвящена описанию отдельного героического поступка героя. Они начинаются с вводного слова, состоящего из преобразованных строк народной песни или загадки. Особенности повествования, описываемые действия позволяют охарактеризовать произведение Ф. Сюина как героический эпос. В нем изображены три поколения богатырей, которые посвятили свою жизнь борьбе со злыми силами. Основная функция пребывания Улыпа на земле -это освобождение чувашского народа от врагов, забота о его благополучии. Свои героические поступки Улып, как и богатыри других тюркских эпосов, совершает в среднем мире, поднимается на небо, спускается в нижний мир. Победа героя над Эсреметем, хозяином мертвых, освобождение из его плена представителей разных народов напоминает поступок Нюргуна Боотура Стремительного из якутского эпоса «Олонхо». Улып помогает не только чувашам, но и другим народам, попавшим в беду: мадьярам, жителям города Эшкел, верховым чувашам. Через повествование о судьбе Улыпа прослеживается историческое прошлое чувашского народа: память об Алтайских горах, переселение на Среднее Поволжье с Кавказа, борьба с татаро-монголами; его мифологические представления, богатство и своеобразие обычаев.
Для Ф. Сюина в произведении важно показать Улыпа борцом за счастье чувашского народа. Возможно, это стремление объясняется тем, что произведение начало создаваться в 20-30-х гг. ХХ в., в период формирования Чувашской автономии. В силу этого изображение повседневной, семейной жизни героя уходит на второй план. Сказитель упоминает, что Улып был удостоен руки Сарбиге, победив двенадцатиглавого змея, об их детях Ур -тем и Сарине, но не уделяет этим фактам большого внимания. В данном случае прослеживается идея, что богатырь будет достоин личного счастья толь-
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
87
ко после того, когда он сделает счастливым свой народ, что характерно для богатырских эпосов.
Начало произведения «Улып» традиционно для тюркских эпосов: отец богатыря погибает в сражении, мать зачинает сына в необычных условиях. Во сне она видит себя гуляющей среди цветущего луга рядом со своим мужем. Герой рождается крупным, он много спит, много ест, быстро растет. От своих сверстников он отличается силой, храбростью, умом. Его первый богатырский поступок - это поединок с детенышем змея. Он отправляется к своему дедушке, который учит его валить лес, строить дома, земледелию, охоте, скотоводству, военному делу, грамоте. Он благословляет богатыря на героические поступки, помогает полезными советами. В качестве доброго советчика в эпосе представлена и бабушка Улыпа. Она помогает богатырю найти крылатого коня и огненный меч отца, одаривает талисманом. Врагами Улыпа являются мифологические злые духи, населяющие землю, и татаро-монгольские ханы. Богатырь смог одолеть всех духов, которые существуют с момента образования белого света, но погибает от зла и зависти, которыми повержены сердца людей.
В эпосе изображены и образы женщин-богатырей: это Юрекке, основательница войска ама-сан (амазонок), и Сарбиге, ее последовательница. Сарбиге во время осады Булгара татаро-монголами со своим войском встает на защиту родной земли, своих детей.
Принадлежность произведения «Улып» к героическому эпосу подтверждается и описанием в произведении преданных друзей богатыря. В первую очередь товарищами героя становятся друзья его отца, которых он освобождает из заточения, помогает им устроить личную жизнь. Богатыри Сикпйрда, Улып, £ёрпу вместе побеждают злого духа Кирешмет, вместе погибают, защищая город Булгар. Кроме того, друзьями и помощниками Улыпа являются дикие звери и птицы, которым он помог когда-то. Верный конь £илдунат (крылатый конь), доставшийся от отца, предан ему, предупреждает об опасностях, помогает советами. Он участвует в сражениях, вместе с героем уходит в подземный мир.
В авторском варианте героического эпоса изображение исторической судьбы народа является основой повествования. Описываются исторические события, перечисляются исторические личности, названия народов, местностей. В эпосе упоминаются Кавказские горы, рассказывается о том, что народ когда-то жил около высоких гор. По велению богов он переселился к берегам Волги и Камы. После татаро-монгольского нашествия чуваши нашли спасение на берегах Цивиля. К историческим фактам можно отнести следующие детали: правителем Булгарского государства был царь Нухрат; его государство погибает от рук татаро-
монгольских князей Субетея, Патти хана (Батый); пленных из Булгарского государства увозят в рабство в Стамбул; киевский князь упоминается как один из противников булгарского царя.
В эпическом произведении представлено мифологическое представление народа, описывается взаимоотношение людей и богов. Согласно воззрениям чувашей, боги живут на семислойном верхнем мире, могут иногда спускаться к людям. Взаимоотношения между богами и чувашами носят не всегда добрый характер. Бог Аслади на земле борется со злыми духами, во время сражения он уничтожает и племена чувашей. Народ отправляет посла к матери Аслади за помощью. В свою очередь, боги предоставляют возможность чувашскому богатырю исполнить свои обязанности. Богатырь Услади берет в жены дочь Земли Чекед, которая была предназначена Аслади. Он же закрывает дверь неба, через которую боги спускались на землю. Боги обсуждают судьбу чувашей на своих собраниях. Во многих случаях они склонны к уничтожению народа, так как у них много грехов. Поэтому они часто насылают на чувашей разные бедствия, злых духов.
В «Улыпе» изображается представление чувашского народа о земле обетованной. В стране «Сут кун» (светлый день, рай) люди не знают зависти, алчности, лени, лжи, здесь господствует трудолюбие, родственные и дружеские взаимоотношения, почитание старинных традиций. Простой народ также мог бы быть достойным счастливой доли, однако этому всегда противятся злые силы.
В эпическом произведении своеобразно представлено художественное пространство. В «Улы-пе» художественное время условно равно длине судьбы Улыпа. Однако существуют детали, свидетельствующие о том, что до его рождения и после его смерти прошло и пройдет еще большое количество времени: родители богатыря дожили до 700 лет; живет его дед, которому еще больше лет; в завершении повествования сказано, что сын Улыпа Уртем женился, увел свое племя в благоприятные места. Автор делает акцент на том, что чувашский народ жил в стародавние времена и будет долго жить в будущем.
Художественное пространство в произведении представлено как реальное, условное и мифологическое. К мифологическому пространству относятся: семислойное небо, страна Сут кун, страна, где живет бабушка, подземный мир. Богатырь не раз посещает сказочные страны, достигает их, переплывая волшебные реки, поднявшись на гору. Чуваши также знают о существовании земель, где вечно лежат снега, растут белые ели, помнят о своей прародине Кавказских горах, поддерживают контакты со Стамбулом, Киевом. Упоминание о реках Волга, Черемшан, Свияга, горах Ейу (Урал), Хурату свидетельствует о местах проживания и кочевания народа.
88
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
Произведение Ф. Сюина «Улып» по достоинству называют чувашской версией общетюркского мифа об Алпамыше. В повествование умело вплетены многие сюжеты сказаний об Улыпе, мифологических и исторических преданий, мотивы народных песен, поверья, описание быта и обычаев народа в сочетании с традициями тюркских героических эпосов. Знания об особенностях композиции, традициях эпических сказаний восточных, тюркских народов вдохновили автора на создание произведения. Автор сумел сохранить и передать в своем произведении богатство фольклорного и словесного материала чувашского народа, его мировидение. Общетюркские традиции сложения эпоса проявляются при изображении рождения и взросления богатыря, описании богатырских сражений.
Библиографический список
1. Ильина Г.Г. Улыпы в контексте фольклоно-об-разных параллелей Урало -Поволжья // Проблемы марийской и сравнительной филологии. - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2016. - С. 252-256.
2. Родионов В.Г. Вопросы жанровой классификации чувашского фольклора // Родионов В.Г. Этнос. Культура. Слово: сб. статей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. - С. 3-53.
3. Родионов В.Г. Исследователь чувашского эпоса // Родионов В.Г. Стих. Слово. Образ: сб. статей разных лет. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. - С. 260-264.
4. Одюков И.И. Чувашские сказания об улы-пах // Одюков И.И. Избранные труды: Исследования по фольклору и литературе, методические материалы. Воспоминания и документы. Письма, рецензии, отзывы. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. унта, 2008. - С. 146-178.
5. Софронова И. В. История создания чувашского эпоса // Проблемы филологии народов Поволжья: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (19-21 марта 2009 г.). - М.; Ярославль: Ремдер, 2009. - С. 137-141.
6. Чекушкине Е.П. Образ Улыпа - отголосок древнетюркского мира // Чувашский язык и литература: теория и методика: сб. статей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. пед. ун-та, 2016. - С. 198-202.
7. Юмарт Г. Ф. Первая ласточка народного эпоса // Юмарт Г.Ф. Вопросы чувашского литературоведения, перевода и фольклористики: тезисы, статьи, рецензии, обзоры. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2013. - С. 86-87.
References
1. Il'ina G.G. Ulypy v kontekste fol'klono-obraznyh parallelej Uralo-Povolzh'ya // Problemy marijskoj i sravnitel'noj filologii. - Joshkar-Ola: Marijskij gosudarstvennyj universitet, 2016. - S. 252-256.
2. Rodionov V.G. Voprosy zhanrovoj klassifikacii chuvashskogo fol'klora // Rodionov V.G. EHtnos. Kul'tura. Slovo: sb. statej. - CHeboksary: Izd-vo CHuvash. un-ta, 2006. - S. 3-53.
3. Rodionov V.G. Issledovatel' chuvashskogo ehposa // Rodionov VG. Stih. Slovo. Obraz: sb. statej raznyh let. - CHeboksary: Izd-vo CHuvash. un-ta, 2007. - S. 260-264.
4. Odyukov I.I. CHuvashskie skazaniya ob ulypah // Odyukov I.I. Izbrannye trudy: Issledovaniya po fol'kloru i literature, metodicheskie materialy. Vospominaniya i dokumenty. Pis'ma, recenzii, otzyvy. - CHeboksary: Izd-vo CHuvash. un-ta, 2008. -S. 146-178.
5. Sofronova I.V. Istoriya sozdaniya chuvashskogo ehposa // Problemy filologii narodov Povolzh'ya: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (19-21 marta 2009 g.). - M.; YAroslavl': Remder, 2009. - S. 137-141.
6. CHekushkine E.P. Obraz Ulypa - otgolosok drevnetyurkskogo mira // CHuvashskij yazyk i literatura: teoriya i metodika: sb. statej. - CHeboksary: Izd-vo CHuvash. ped. un-ta, 2016. - S. 198-202.
7. YUmart G.F. Pervaya lastochka narodnogo ehposa // YUmart G.F. Voprosy chuvashskogo literaturovedeniya, perevoda i fol'kloristiki: tezisy, stat'i, recenzii, obzory. - CHeboksary: Izd-vo CHuvash. un-ta, 2013. - S. 86-87.
Вестник КГУ _J № 2. 2018
89