УДК 392.1(=512.11) ББК Т521(=635.1)-534
О.В. ЕГОРОВА, Н.А. ПЕТРОВ, И.В. ДМИТРИЕВА
ЧУВАШСКАЯ ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ*
Ключевые слова: современная женщина, чуваши, горожане, традиции, городская обрядность, трансформации, родильная обрядность, продуцирующая обрядность, свадебная обрядность, коэффициент рождаемости, браки и разводы, вербальные запреты, имитативная магия.
В статье рассматриваются роль и место чувашской женщины в современной городской семье. Исследование проведено на основе материалов включенного наблюдения, интервьюирования по специально составленным вопросникам и данным Государственного комитета по статистике Чувашской Республики. Привлечение полевых этнографических материалов позволило выявить основные тенденции развития городской обрядности. Авторам удалось показать динамику и особенности семейной обрядности, связанной с беременностью, рождением, имянаречением, крещением и первыми днями жизни новорожденного. Произошедшие трансформации семейной обрядности объясняются изменениями, происходящими в городской культуре и в быту современных горожан. Наиболее консервативными в детском цикле остались обычаи и обряды пренатального периода, которые способствуют, по представлению чувашей, благополучному исходу родов. Сохранившиеся обряды и ритуалы жизненного цикла чувашского народа служили и служат индикатором уникальной сути повседневной культуры, отражают нравственный облик общества, что позволяет рассматривать их в качестве культурного ресурса современности.
Настоящее исследование проведено на основе материалов включенного наблюдения, интервью по специально составленным вопросникам и данным Государственного комитета по статистике Чувашской Республики. Данная статья не может претендовать на то, чтобы дать полную картину обрядности горожан, однако освещает наиболее характерные для городских жителей обряды и обычаи, связанные с беременностью, рождением, имянаречением, крещением и первыми днями жизни новорожденного. Объектом изучения стали женщины чувашской национальности, проживающие в г. Чебоксары.
Социально-экономические и политические катаклизмы последних десятилетий прошлого века привели к тому, что в Чувашии, как и по всей России, произошло резкое сокращение рождаемости. Лишь в последние годы начал наблюдаться общий рост рождаемости в Чебоксарах [2. С. 10], как и по некоторым регионам России. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной за свою жизнь) увеличился с 1,32 (2005 г.) до 1,91 (2015 г.) [6]. Факт роста рождаемости объясняется относительной стабилизацией экономики страны, возросшей уверенностью части молодежи в будущем и некоторыми, хотя не принесшими пока что большого эффекта мерами помощи государства молодым семьям (выдача известной суммы при рождении первого ребенка и облегчение условий кредита на приобретение молодой семьей собственной жилплощади).
Изучая современную родильную обрядность чувашей населяющих г. Чебоксары, можно заметить, что обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка, не сохранились в комплексе до сегодняшних дней. Это объясняется, прежде всего, большими изменениями в быту горожан. К настоящему времени традиционная родильная обрядность во многом трансформировалась.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 1711-21009 а(р).
Наиболее консервативными в детском цикле оказались обычаи и обряды предродового периода, которые способствовали, по представлениям чувашей, благополучному исходу родов. Следует отметить стабильность пищевых запретов до родов и после родов.
Ритуальные действия, связанные с рождением ребенка, начинаются во время свадебной продуцирующей обрядности. Пожелание многодетности оставляет одну из основных идей чувашской свадебной обрядности. Родители благословляют, родственники желают большого потомства, осыпают молодых зернами злаковых культур, монетами, лепестками роз. Рождение ребенка считается большим счастьем как для семьи, так и для всего рода, а бездетность, наоборот, воспринимается как большое несчастье. Сегодня в г. Чебоксары функционируют несколько государственных медицинских центров и частных клиник, оказывающих молодым семейным парам услуги по подготовке к беременности и родам, планированию беременности, диспансерному наблюдению по беременности, а также проводящих консультирование по различным вопросам. Основная масса современных городских женщин для излечения от бесплодия обращаются в медицинские центры (например «Центр планирования семьи и репродукции», «Президентский перинатальный центр»). К сожалению, пока эффективность ряда современных медицинских методов лечения от бесплодия невысока, хотя развитие акушерства идет высокими темпами. Отчасти поэтому некоторые женщины пользуются услугами народных врачевателей.
Народные целители часто используют в своих лечениях заговоренную воду или водку, которые рекомендуется принимать внутрь в течение трех дней, тампоны из настоя различных трав, различные виды массажа и т.п. (информатор -Егорова О.П., 1975 г.р., г. Чебоксары. ПМА 2004-2015). Часто женщинам, которые долгие годы считались бесплодными (в случаях, когда современные медицинские методы лечения от бесплодия не давали положительных результатов), удается помочь с помощью приемов народной медицины.
Если для одних женщин беременность - радость, то для других - бремя. В основном все опрошенные женщины отрицательно относятся к аборту, особенно к первому, поскольку он может вызвать бесплодие. Тем не менее многие из опрошенных женщин вынуждены были совершить этот шаг. Причиной тому обычно служат следующие обстоятельства: неподготовленность к материнству, медицинские показания, скудность семейного бюджета, случайная внебрачная связь и т.д. Наблюдением установлено, что многие женщины считают, что в прошлом абортов было гораздо меньше, чем в настоящее время, хотя сегодня существует множество контрацептивных средств. Данные наблюдения подтверждаются материалами Государственного комитета по статистике Чувашской Республики. Число абортов в ЧР среди женщин в возрасте от 15 до 49 лет за последнее десятилетие увеличилось и составило: 2011 г. - 10 897, 2012 г. - 9705, 2013 г. - 9394, 2014 г. - 9566, 2015 - 8978. Наибольшее количество прерванных беременностей приходится на возрастную группу 20-35 лет и составляет: 2011 г. - 7735, 2012 г. - 6769, 2013 г. -6615, 2014 г. - 6591, 2015 г. - 6096 [5. С. 76].
В последнее десятилетие под воздействием новых норм морали и права у определенной части населения, в основном молодежи, сформировалось резко отрицательное отношение к браку, выразившееся в росте добровольного безбрачия. Незамужние женщины, понимают, что с рождением ребенка резко уменьшаются шансы замужества. Удельный вес детей, родившихся у женщин, не состоявших в браке (в % от общего числа родившихся), в городах
Чувашии в 2006 г. - 27,4%, 2007 г. - 24,9%, 2008 г. - 24,3%, 2009 г. - 23,4%, 2010 г. - 22%, 2011 г. - 21%, 2012 г. - 20,9%, 2013 г. - 19,3%, 2014 г. - 19%, 2015 г. - 17,2% [5. С. 57]. Динамика снижения связана с общим числом сокращения городского населения ЧР, если в 2006 г. горожан насчитывалось 780,4 тыс. человек, то к 2016 г. городское население сократилось до 758,1 тыс. человек. Число женщин в городах ЧР в возрасте от 16 до 29 лет значительно выше числа мужчин. На 1 января 2016 г. в городах ЧР насчитывалось мужчин, указанного возраста - 340,8, а женщин - 417,3 тыс. человек [5. С. 50]. На селе же с начала 90-х гг. ХХ в. начала образовываться прослойка безбрачных, состоящих в основном из 30-40-летних представителей мужского пола. По мнению старосты одной из деревень Козловского района Чувашской Республики, парни в годах не женятся потому, что, во-первых, «упущен момент» и подходящих невест для них уже не осталось - все разъехались по городам. Во вторых, - «привыкли обходиться без женщин» [1. С. 1]. Девушки выезжают из деревень из-за предлагаемого тяжелого физического труда и минимума социальных условий. Парни зарабатывают деньги вахтовым методом, выезжая в различные регионы России, так как в Чебоксарах их труд не востребован. Кроме того, нет перспектив на жилье, а в то же время в деревне пустует дом. В чувашских деревнях до сих пор соблюдается традиция, обязывающая кого-то из сыновей (чаще младшего) оставаться в родительском доме без перспектив на продолжение рода [1. С. 1]. Соответственно городская девушка, боясь остаться в одиночестве, соглашается родить ребенка вне брака.
Подобная картина наблюдается в целом по всей России [4. С. 82]. На первый взгляд, снижение зарплат, растущая безработица, низкий уровень государственной поддержки и выплат должны были привести к усилению зависимости женщин от мужчин, но все большее число женщин идут на развод и внебрачное рождение детей. Статистика показывает, что каждый второй брак завершается разводом. По данным Чувашстата: в 2011 г. браков было заключено 10 765, из них разводов 4475; 2012 г. соответственно 9249 - 4431; 2013 г. 9286 - 4657; 2014 г. 9271 - 4843; 2015 г. 8803 - 4025; 2016 г. 6641 -4077 [6]. Анализ показывает, что в 2016 г. число разводов составило 61,39% от заключивших брак (таблица).
Браки и разводы
Годы Количество, абс. Разводы, %
браков разводов
2011 10 765 4 475 41,56
2012 9 249 4 431 47,9
2013 9 286 4 657 50,15
2014 9 271 4 643 50,08
2015 8 803 4 025 45,72
2016 6 641 4 077 61,39
Экономическая зависимость чаще привязывает женщин к своим родителям и родственникам, чем к супругу, и многие одинокие мамы вынуждены переселяться к своим родителям либо оставлять своих детей им на воспитание. Проживание одинокой матери с родственниками имеет ряд преимуществ, она материально более обеспечена, чем женщина, живущая отдельно. Несмотря на довольно длинный список выплат, полагающийся женщинам, имеющим детей (пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребен-
ком и т.д.), при расчете на месяц сумма окажется мизерной. Конечно, нельзя не согласиться с мнением, что внебрачные рождения детей часто происходят не у одиноких женщин, а в незарегистрированных браках [4. С. 82].
В Чувашии была принята специальная программа - «"Дети Чувашии" на 2010-2020 годы», состоявшая из трех подпрограмм («Здоровое поколение», «Дети и семья», «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей-подростков»), которая должна помочь разрешению ряда социальных проблем и способствовать повышению рождаемости.
По данным микропереписи 2015 г., среди женщин ЧР в возрасте 18 лет и старше 17,1% не родили ни одного ребенка, 24,9% родили одного ребенка, 39,6% родили двух детей, 12,4% - трех, 2,8% - четырех, 3,2% - пять и более детей. В Чебоксарском городском округе среди женщин в возрасте 18 лет и старше 24,2% не родили ни одного ребенка, 33,4% родили одного ребенка, 36,1% родили двух детей, 5,5% - трех, 0,5% - четырех, 0,3% - пять и более детей [6].
В целом городская женщина желает иметь не более 2 детей. Это объясняется, во-первых, плохими жилищно-бытовыми условиями: проживание в небольшой квартире вместе с родителями, малая жилая площадь собственной квартиры. Большинство городских молодых семей проживает с родителями или вынуждены «снимать» квартиры (комнаты). Во-вторых, дороговизной образования: малый материальный достаток многих семей не позволяет им оплачивать обучение большого количества детей.
В городах Чувашии наметилась тенденция расширения вариативности возраста первородящих матерей. С одной стороны, чаще всего «раннее» материнство является вынужденным и незапланированным. С другой стороны, «позднее» материнство связано изменением традиционной роли женщины в семье (затворницы и хранительницы очага), потребностью горожанок в профессиональном росте и экономической независимости, поэтому они решаются на рождение детей, достигнув определенных успехов в карьере. Нередко позднее материнство, а именно увеличение возраста первородящих матерей чревато пренатальными осложнениями.
В городской среде существует традиция воспринимать рождение мальчика как более значительное и радостное событие, чем рождение девочки, тем не менее любая чувашская семья желает иметь разнополых детей. Рождением мальчика обеспечиваются продолжение рода, выполнение тяжелых хозяйственных работ, требующих больших физических усилий. В последнее время родители стали радоваться рождению дочери больше, чем раньше, так как распространилось мнение о том, что за родителями в старости ухаживают больше дочери, чем сыновья.
В современном обществе, как и в традиционном, наиболее высокой ценностью является обретение здорового потомства. Ритуальные и культурные ценности стоят на втором плане. В современном городе соблюдать ритуальные запреты, оберегающие от сглаза, даже при желании, для беременной женщины почти невозможно. Поэтому, в основном опрошенные женщины знают о некоторых ритуальных запретах, но всерьез их не воспринимают. Практически все первороженицы еще до рождения ребенка запасаются литературой по уходу за ребенком. Многие врачи отмечают, что в последнее десятилетие будущие мамы начали резко отличаться друг от друга по двум характерным признакам и сегодня образуют две соответствующие группы. В первую группу входят женщины, которые еще до рождения (планируют пол) ребенка, прочитали журнальные статьи и специальную литературу, выполняют все предписания и рекомендации врачей и заинтересованы в рождении
здорового ребенка. Во вторую группу входят мамы, которые сразу после родов или через некоторое время оставляют своих детей на произвол судьбы. Причины разные: отсутствие работы, жилья, несовершеннолетний возраст или «стыд» (родила без мужа) и т.д. Такие мамы не идут на аборт по следующим причинам: отсутствие денег, желание получить пособие при рождении ребенка для удовлетворения собственных потребностей, родить в будущем второго ребенка, если улучшиться материальная сторона, и т.д.
Наступление беременности у чувашей скрывалось и скрывается в настоящее время, что связано с желанием избежать воздействия вредоносных сил и сглаза. Система запретов для беременных включает поведенческие, пищевые и вербальные. Большая их часть основывается на принципах контактной и имитативной магии. Так, по существующему поверью завязывание узлов, перешагивание через веревки, поднятие рук может спровоцировать выкидыш или тугое обвитое пуповины во время беременности и родов. Вербальные запреты для беременных у чувашей призваны оградить их от неверных действий, следствием которых могут быть выкидыш, врожденные дефекты у ребенка или его гибель во внутриутробном периоде. Женщины знают, что плохой приметой считается покупать до рождения ребенка детские вещи и принадлежности (коляски, кровать и т.д.). Тем не менее в последнем триместре или накануне родов беременные женщины занимаются детскими покупками, объясняя это тем, что после рождения ребенка будут слишком заняты, или желанием вместе с мужем приобрести для малыша вещи (информатор - Волкова З.И., 1945 г.р., г. Чебоксары. ПМА 2004-2015). Самым распространенным запретом, о котором не только знают, но и которому большинство женщин действительно следуют, является запрет стричь волосы во время беременности («это может привести к досрочным родам», «укорачивается жизнь ребенка» или «вызывает слабоумие ребенка») (информатор - Денисова А.В., 1976 г.р., г. Чебоксары. ПМА 2004-2015). Некоторые запреты имеют рациональное значение, направлены на исключение излишних волнений, например, запрет на посещение беременными кладбища во время поминок и похорон, так как, по представлениям чувашей, покойник может нанести вред ребенку.
Не рекомендуется ходить в гости к пожилым или «старым девам». Одна из информаторов отмечала, что на голый живот завязывала нитку, чтобы обезопасить ребенка и под подушку во время сна клала ножницы или нож, чтобы обезопасить себя от злых духов (информатор - Зайцева М.А., 1944 г.р., г. Чебоксары. ПМА 2004-2015). Многие информаторы носили на одежде булавку.
Следующим запретом является отказ от вязания, иначе пуповина обвяжется вокруг шеи ребенка, и он может задохнуться (информатор - Кириллова Н.И., 1932 г.р., г. Чебоксары. ПМА 2004-2015). Некоторые женщины отмечают, что использование шерстяных ниток может вызвать аллергию. Обвитие пуповины может произойти вследствие поднятия руки выше головы, поэтому на втором этапе беременности не рекомендуется высоко поднимать руки, особенно при развешивании белья (информатор - Леонтьева Л.Г., 1980 г.р., г. Чебоксары. ПМА 2004-2015). Запрещается обижать животных, ругаться, красть, иначе на теле ребенка может появиться пятно, похожее на украденную вещь (информатор - Егорова О.П., 1975 г.р., г. Чебоксары. ПМА 2004-2015).
Кроме ритуальных обычаев женщины следуют полезным советам, например, любуются всем красивым, что их окружает, слушают классическую музыку. Близкие родственники стараются оградить беременную от переживания, слез, нервозности, поскольку это негативно сказывается на психике ре-
бенка («Будешь плакать - ребенок будет плаксивым, пугаться - пугливым») (информатор - Михайлова А.В, 1979 г.р., г. Чебоксары. ПМА 2004-2015).
Старшие женщины (мать, свекровь, близкие родственники) рекомендуют соблюдать все существующие запреты, иначе женщина может потерять ребенка.
В настоящее время, несмотря на наблюдение за беременными в специализированных медицинских учреждениях, не утратили своего значения традиционные способы определения пола будущего ребенка по форме живота, времени первого шевеления плода, сновидениям, вкусовым предпочтениям, по изменениям лица роженицы. Если живот острый, то родится мальчик, округлый - девочка. Девочка забирает у матери красоту, а при вынашивании мальчика внешность не меняется. Если во сне покупаешь украшения, платок - родится девочка, видишь мальчика или нож - жди мальчика. Проблема рождения детей, особенно сыновей, не потеряла своей актуальности вплоть до наших дней, в силу чего многие действия (класть в первую брачную ночь топор или другую мужскую принадлежность) сохранились до сих пор. По представлению женщин, период беременности не всегда одинаков. С девочкой беременность протекает лучше, а с мальчиками часты угрозы выкидыша плода (информатор - Можаева О.В, 1961 г.р., г. Чебоксары. ПМА 2004-2015).
По самочувствию матери можно судить о внешности ребенка. Наличие изжоги во время беременности говорит о том, что ребенок родится с густыми волосами на голове. По поведению ребенка в утробе матери можно судить о его будущем характере. В животе ребенок спокоен - в дальнейшем будет таким же, часто вращается, пинает ножками, ударяет кулачком - будет беспокойным. Некоторые информаторы считают, если сильно пинает, то ему плохо (информатор - Прокопьева Ф.А., 1963 г.р., г. Чебоксары. ПМА 2004-2015).
Многие женщины вынашивают ребенка с высокой угрозой прерывания беременности, поэтому они читают разные молитвы, посещают церковь, ставят свечи иконе «Помощнице в родах», прикладываются к святым мощам. Одни из них вспоминают, что принимали заговоренную воду, которую готовила одна из родственниц. Такую воду готовят следующим образом. Наливают в бутыль обычной воды и совершают крестное знамение ножом у горлышка и рекомендуют выпить эту воду, так, чтобы роженица об этом не знала. Другие обращаются к гадалкам и народным врачевателям, проживающим не только в городе, но и в деревнях республики. Информацию о них часто узнают от пациенток женской консультации или в роддоме.
Многие городские женщины, находясь в период беременности в Республиканском перинатальном центре, перенимают многие обряды и обычаи от сельских женщин. Именно в сельской местности в большей степени сохранились знания о традиционной родильной обрядности.
Более столетия рождение ребенка в городе происходит в государственных медучреждениях. Если в прошлом бытовало поверье, что надо скрывать от посторонних известие о начавшихся родах, чтобы роженица меньше мучилась, в настоящее время такому обычаю не следуют. Некоторые горожанки пытаются до рождения скрывать пол ребенка, считая, что тем самым уберегают его от сглаза. Соседи, родственники и коллеги по работе узнают о сроках рождения ребенка задолго до родов. В течение предродового периода они активно посещают родильницу в больнице. Из уст в уста женщины передают сведения о «благополучных кроватях» в больничных палатах. Будто бы те, кто на них лежал, легко справились с родами, и стараются как можно быстрее занять «счастливое» место.
У родильниц нет определенного предпочтения в выборе врача: мужчины или женщины. Те, кто предпочитает женщину-врача, желают, чтобы возраст ее был старше среднего и имелся опыт работы. Бытует мнение, что такая женщина поймет боль и страдания роженицы, поскольку уже испытала все это сама. В мужчине-враче подчеркивают такую черту характера, как жалость. Многие рожавшие женщины отмечают грубость медперсонала, особенно если роды приходятся на ночное время. Во многих послеродовых болезнях обвиняют медперсонал. Любая женщина ожидает скорейшего и безболезненного разрешения от бремени. Преждевременным родам могут способствовать: горячий душ, выполнение тяжелой работы (стирки). Некоторые женщины наблюдают за фазами луны - на полнолуние приходится большое число родов. Казалось бы, врачи-акушеры должны поощрять рождение детей, но их невнимательное отношение к роженицам вызывает нежелание последних рожать второго ребенка. Часто после первых родов женщины приходят к выводу: «второго не надо...», «больше этого не выдержу» и т.д. (информатор -Самакова В.Б., 1978 г.р., г. Чебоксары. ПМА 2004-2015). Если даже женщина запланирует второго ребенка, она не будет торопиться вставать на учет, а накануне родов позаботиться найти знакомого врача либо согласиться на платные диспансерный уход и роды.
Существует представление, что обращение к Богу накануне родов облегчает роды, поэтому почти каждая чувашская женщина носит на шее крестик, читает молитвы, имеет при себе именные иконки или иконы с изображением Богоматери. Плохой приметой считается рожать в плохую погоду, во время листопада или в ночное время. Самым благоприятным для родов считается дообеденное время.
Сложилась традиция благодарить за помощь при родах подарком тех, кто принимал роды и ухаживал за роженицей: акушеркам и врачам дарят цветы, шампанское, конфеты. Выписка из роддома нередко сопровождается профессиональной фото- и видеосъемкой с воздушными шарами, празднично оформленным кортежем машин. Выписка проходит в праздничном антураже под аплодисменты и поздравления друзей и родственников.
Для выписки из роддома родители готовят ребенку новые вещи, которые до исполнения года никому не передаются. Для мальчика покупают голубую ленточку, для девочки - розовую (информатор - Семенова Л.М., 1961 г.р., г. Чебоксары. ПМА 2004-2015). Рекомендуется тугое пеленание, чтобы ножки были прямыми и дети спали спокойнее.
После рождения ребенка последовательно выполняются следующие обряды: обмывание ножек, имянаречение, крещение и крестины, дарение подарков. Отец новорожденного, как только узнает о рождении ребенка, угощает близких родственников, друзей, коллег по работе. После выписки родные посещают роженицу и новорожденного, устраивается общее застолье. Сохраняется обычай одаривания ребенка подарками. В современных реалиях чествование новорожденного устраивается после выписки матери и ребенка из роддома или и в течение нескольких недель после родов. Являться с пустыми руками неприемлемо, гости приходят с подарками, в частности с детскими вещами, игрушками, коляской или кроваткой, дарят деньги.
Ответственным шагом родителей является выбор имени ребенка. Мотивы, обстоятельства сохраняются в памяти и пересказываются. Имя является продолжением и сохранением традиций. Часто имя дается в честь старших родственников, устанавливается по именным календарям, в честь любимых актеров и т.д. В г. Чебоксары в последние годы распространены имена Ро-
ман, Артем, Илья, Кирилл, Ярослав, Анастасия, Алиса, Дарина, Кира, София, Вероника, Ульяна, Полина [3]. Стало модным обращаться к старорусским именам: Захар, Пелагея, Макар, Степан, Егор.
С конца 80-х гг. ХХ в. широко распространяется крещение. Хотя и в прошедшие атеистические десятилетия детей крестили, инициативу проявляли верующие родственники старшего поколения. В крестные выбирают чаще всего родственников - одного со стороны матери новорожденного, а второго - со стороны отца, чтобы разделить на родственников с обеих сторон материальные заботы о крестнике и сохранить родственные связи. Усилилась традиция приглашать молодых друзей или коллег по работе, живущих в достатке, занимающих высокую должность, чтобы в будущем они могли помогать материально. Строгих запретов на родственные связи между крестной и крестным не существует. Супруги не могут быть крестными. Крещение ребенка и присвоение ему христианского имени являются сегодня для православных чувашей жизненной необходимостью. Они верят, что крещение защищает ребенка от несчастий, болезней и «дурного глаза». Большой семейной торжественностью отмечаются крестины в городах республики. В церковном обряде крещения на первый план выступают крестные, роли которых придавали особое значение. В кумовья выбирали обычно людей с положительными чертами характера, так как считается, что они переходят на ребенка. Чуваши считают, что нельзя в крестные выбирать вдовцов, старых дев, беременных, больных. Хорошая примета, если у девушки первым крестником будет мальчик, а у парня -девочка. Иначе считается, что крестник «ворует счастье» у крестных. После крестин в церкви происходит семейное торжество - крестильное застолье. Кумовья и соседи собираются в доме новорожденного за праздничным столом.
По представлениям чувашей, дети с самого младенчества могут подвергаться воздействию вредоносной магии и сглазу, что обусловило появление ряда запретов охранного значения. Среди женщин сохраняется вера в сглаз на ребенка, поэтому стараются не показывать младенца незнакомым людям. Родственникам показывают его только после дарения какого-либо подарка, после того как те съедят кусочек ржаного хлеба, чтобы не было сглаза. Перед выходом на прогулку мажут лоб ребенка помадой, также ставят черную точку на лоб карандашом для глаз, на головной убор либо на рукав с помощью булавки, которую закрепляют вниз острием, прикрепляют бусинку. Татарки с этой же целью пришивают пуговицу, чтобы взгляд сначала упал на пуговицу, а затем на ребенка. Основным признаком сглаза являются беспокойство и сильный плач ребенка. Эффективным средством снятия сглаза является опрыскивание или умывание ребенка святой или соленой водой. Эта процедура сопровождается чтением молитв или заговоров. При опрыскивании соленой водой остатки воды выливают за порог квартиры, в подъезд. В других случаях берут горсть соли, произнося заговор, вращают вокруг головы и затем сжигают соль. В редких случаях применяется окуривание комнаты сигаретным дымом или ладаном. Если эти способы не помогали, то начинали искать другие причины беспокойства. Часто причиной плача является запор, и в этом случае ушной серой или хозяйственным мылом смазывают ребенку задний проход и совершают круговые поглаживания живота по часовой стрелке. При пупочной грыже монету закрепляют лейкопластырем в области пупка либо мажут живот заговоренным маслом. Причиной беспокойства во время сна может стать щетинка (шарт), которую выводят с помощью обтирания ее грудным молоком, дрожжами или соком калины. Раньше щетинку выводили в бане: на
ручки и спину распаренного ребенка накладывали специально замешенное тесто, затем резким движением снимали вместе со щетинкой.
Широкое распространение имеют различные обереги, например булавки, православные крестики, браслеты с ликами святых, маленькие иконы, или просто молитва, написанная на листочке, которые помещают на ребенке (например, на крестик) или его атрибутах (в кармашке одежды, в коляске, детской кроватке и т.д.).
Кроме здоровья каждая мать желает ребенку долголетия. Хорошей приметой считается, если рядом с новорожденным будет лежать длинная нить, символизирующая долгую жизнь. Если во сне упал платок с головы, то жизнь дочери будет короткой. Не рекомендуется качать пустую коляску и фотографировать спящего ребенка.
После родов предпринимались различные действия для укрепления физического здоровья роженицы, улучшения лактации, например, современные горожанки, употребляют специальные смеси и чаи, повышающие лактацию. Многие женщины кормят ребенка грудью и рекомендуют остальным это делать до достижения им возраста 1-1,5 года, не советуют отнимать от груди в жаркое время года, иначе у ребенка может возникнуть расстройство кишечника. Отнимают от груди различными способами: смазывают сосок груди зеленкой, оставляют малыша с бабушкой на несколько дней.
Городским женщинам известны приметы, связанные с родинками. Наличие большого родимого пятна на теле ребенка означает украденную вещь, а на лице - испуг матери во время беременности. Есть мнение, что она показывает место раны человека в прошлой жизни. К маленьким родинкам отношение у родителей спокойное. Не рекомендуется их трогать, особенно удалять, иначе будет несчастье. Родинки считаются «божьим знаком». Три маленькие родинки, образующие треугольник называются «чертовым» (информатор - Шумова Л.Н., 1953 г.р., г. Чебоксары. ПМА 2004-2015). Если у девочки родинка на левой стороне - будет счастливой, если на правой - неудачной. Родинка на голове символизирует счастливую жизнь, на лбу - власть и высокую должность.
К появлению первого зуба относятся радостно, ведь это символизирует очередной этап роста ребенка. Тот, кто первый увидел зуб, дарит ребенку серебряную ложку, чтобы зубы были крепкими, либо рубашечку. Выбор подарка зависит от знания обряда или материальных возможностей.
До произношения ребенком первых слов ему не рекомендуют показывать зеркало, это может привести к слабоумию ребенка или вызовет задержку речевого развития.
В основном матери придерживаются обычая стричь ребенку волосы после года, ногти - раньше, но обязательно в первой половине дня. Первые ногти раньше откусывались зубами матери. Многие женщины первые волосы ребенка кладут в книгу, чтобы ребенок вырос умным, и стараются сохранить их на всю жизнь, другие - сжигают, полагая, что развеянные волосы могут стать причиной головокружений, головных болей ребенка. Некоторые кладут их в красный угол, за икону, веря в защиту и покровительство святого. Правильное обрядовое оформление стрижки первородных волос ребенка, по представлениям чувашей, должно способствовать его дальнейшей благополучной жизни.
Значительно трансформировались способы ухода за младенцами, наряду с традиционными появились новые, направленные на раннее развитие и закаливание (плавание, массаж, звуковое чтение и т.д.). Многие современные
мамы не вели дневник развития ребенка, о чем с годами жалеют, поскольку со временем многое из жизни ребенка забывается, а дети с любопытством просят рассказать о ранних годах жизни. Другие наоборот, фиксируют каждый момент в жизни ребенка, записывают дневник, фотографируют, осваивая фо-тошоп, или устраивают, нанимая оператора, профессиональную фотосессию. Сейчас стало популярным снимать на видео первые шаги ребенка, делать гипсовые оттиски ручек или ножек.
Широко бытует и становится главным семейным торжеством ежегодное празднование дня рождения каждого члена семьи. В первые годы жизни день рождения отмечают в узком кругу родственников. Когда ребенок становится старше, приглашают и его друзей. Празднование дня рождения перешагнуло семейно-родственные рамки. Массовым явлением стало отмечать дни рождения в детском саду. В зависимости от материального состояния празднуют либо в кругу семьи, либо в кафе и ресторанах, в детских развлекательных центрах, нанимая аниматоров.
Таким образом, у любой женщины, несмотря на желание или нежелание иметь ребенка, новость о беременности вызывает чувство тревоги. Это чувство определяет их стремление соблюдать множество запретов, которые состоят из формулировки табу и его мотивировки. Женщина в новом для нее состоянии становится более мнительной, религиозной и восприимчивой, поэтому старается по мере возможности выполнять различные обряды и обычаи, направленные на благополучное рождение здорового ребенка, среди которых есть христианские (например, применение святой воды от сглаза) и народные обряды для предотвращения болезней ребенка. Возрождение в быту христианского таинства крещения восстанавливает обычай кумовства. Ежегодное празднование дня рождения ребенка показывает высокую ценность детей в современной семье. Сохранившиеся обряды и ритуалы жизненного цикла чувашского народа служили и служат индикатором уникальной сути повседневной культуры, отражают нравственный облик общества, что позволяет рассматривать их в качестве культурного ресурса современности.
Литература
1. Вадимов В. Деревня полнится бобылями и лишает себя перспектив // Советская Чувашия. 2000. 19 фев. С. 1.
2. Молодежь в Чувашской Республике: стат. сб. Чебоксары: Чувашстат, 2003. С. 10.
3. Популярные имена в 2017 году [Электронный ресурс]. URL: https://kakzovut.ru/imena-2017-goda.html.
4. Пушкарева Н.Л., Казьмина О.Е. Российская система законов о браке в ХХ в. и традиционные установки // Этнографическое обозрение. 2003. № 4. С. 82.
5. Статистический ежегодник Чувашской Республики. Чебоксары: Чувашстат, 2016. C. 50-76.
6. Чувашстат: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/micro-perepis.html.
ЕГОРОВА ОКСАНА ВЕНИАМИНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (eoks71@rambler.ru).
ПЕТРОВ НИКОЛАЙ АРКАДЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (homo-sapiens10@rambler.ru).
ДМИТРИЕВА ИНГА ВАЛЕРЬЕВНА - заведующая археолого-этнографическим музеем имени П.В. Денисова, межкафедральная лаборатория историко-географического факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ingadmit@mail.ru).
O. EGOROVA, N. PETROV, I. DMITRIEVA
A CHUVASH WOMAN IN A MODERN CITY: ETHNO-CULTURAL ASPECT
Key words: modern woman, the Chuvashs, townspeople, traditions, urban rituals, transformations, maternity rituals, producing rites, wedding rites, birth rate, marriage and divorce, verbal taboos, imitational magic.
The article examines the role and place of a Chuvash woman in a modern urban family. The study was conducted on the basis of participant observation, interviewing by purposefully designed questionnaires and data from the State Statistics Committee of the Chuvash Republic. Involvement of field ethnographic materials allowed to identify the main trends in the development of urban rituals. The authors were able to show the dynamics and features of family rituals related to pregnancy, birth, naming, baptizing and the newborn's first days of life. Transformations of family rituals are explained by changes in urban culture and everyday life of modern citizens. The most conservative in the children's cycle are customs and rituals of prenatal period, which contribute as perceived by the Chuvashs, to a favorable outcome of childbirth. Preserved rites and rituals of the life cycle of the Chuvash peoples were indicators and continue to indicate the unique essence of everyday culture, they reflect the moral character of the society which makes it possible to consider them as a cultural resource of our time.
References
1. Vadimov V. Derevnya polnitsya bobylyami i lishaet sebya perspektiv [Village is full of loners and deprives himself of the prospects]. Sovetskaya Chuvashiya, 2000, Feb. 19, p. 1.
2. Molodezh' v Chuvashskoi Respublike: stat. sb. [Young people in the Chuvash Republic. Statistical compendium]. Cheboksary, Chuvashstat Publ., 2003, p. 10.
3. Populyarnye imena v 2017 godu [Popular names in 2017]. Available at: https://kakzovut.ru/ imena-2017-goda.html.
4. Pushkareva N.L., Kaz'mina O.E. Rossiiskaya sistema zakonov o brake vXX v. i traditsionnye ustanovki [The Russian system of laws on marriage in the twentieth century and the traditional installation]. Etnograficheskoe obozrenie [The Ethnographic review], 2003, no. 4, p. 82.
5. Statisticheskii ezhegodnik Chuvashskoi Respubliki [Statistical Yearbook of the Chuvash Republic]. Cheboksary, Chuvashstat Publ., 2016, pp. 50-76.
6. Chuvashstat: ofits. sait [Chuvashstat: official site]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/demo/micro-perepis/finish/micro-perepis.html.
EGOROVA OKSANA - Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Archeology, Ethnography and Regional History, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (eoks71@rambler.ru).
PETROV NIKOLAY - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Archeology, Ethnography and Regional History, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (homo-sapiens10@rambler.ru).
DMITRIEVA INGA - Head of the Archaeological and Ethnographic Museum named after P.V. Denisov, Interdepartmental Laboratory, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (ingadmit@mail.ru).
Ссылка на статью: Егорова О.В., Петров Н.А., Дмитриева И.В. Чувашская женщина в современном городе: этнокультурный аспект // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 4. - С. 93-103.