_ИННОВАЦИОННЫЕИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИеПРОЕКТЫ,ПРОГРАММЫ^ПОДХОДЫ_
Автор показывает, что нужно знать родителям и можно справиться с непонятными ошибками в тетрадях и при чтении.
Пастухова Светлана Александровна
учитель-логопед высшей категории магистр образования МОСШ № 1 г. Белоярский Тюменская область E-mail: [email protected]
что нужно ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ДЕТИ КОТОРЫХ ИМЕЮТ ПРОБЛЕМЫ С ПИСЬМОМ И ЧТЕНИЕМ
Как помочь детям преодолеть трудности в обучении письму и чтению?
_______________________________________________________________________________________________
Ключевые слова: дисграфия, дислексия, анализаторы: зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный, психические процессы: мышление, речь, память, внимание, воображение, стадии процесса письма, умения, группа риска, индивидуальный коррекционный план.
В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т. п. В ряде случаев родители правы, но подчас за этим стоят более серьёзные вещи: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы.
Возможно, ваш ребёнок учится в начальной школе и уже не первый год пытается справиться с непонятными ошибками в тетрадях и при чтении. В середине первого класса все дети уже более-менее читают, пишут. Конечно, ещё с ошибками, но всё не так страшно и объяснимо. А в тетради у вашего ребёнка творится что-то невообразимое. Куда-то пропадают или меняются местами буквы, а иногда и целые слоги; вместо одних букв внезапно появляются другие, абсолютно искажающие смысл слова. Масса на ваш взгляд, глупых ошибок из-за элементарной, как вам кажется, невнимательности. Вы ругаете ребёнка, сидите с ним рядом за уроками, заставляете переписывать домашние задания по нескольку раз, но толку никакого.
Трудности в овладении навыками письма и чтения логопеды называют дисграфией и дислексией. И очень часто эти два диагноза стоят рядом. Если есть что-то одно, то имеется и другое.
Дисграфия (от греческого «дис» - затруднение, нарушение, отклонение от нормы; «графо» - писать, изображать) - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы при письме.
Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определённого графического кода. Письмо - сложнейший вид деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.
Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:
1. Акустический (услышать и выделить звук).
2. Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков).
3. Зрительный (представить графический образ звука, перевести звуковую структуру в графические знаки).
4. Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.
5. Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил.
При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести фонему (звук) с буквой, написать буквы в определённой последовательности.
Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чём будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.
Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребёнка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на со-
48
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
ставные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения (если таковые имеются) трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т. п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.
Начинать работу по профилактике дисграфии следует ещё в дошкольном возрасте. Уже тогда у некоторых детей могут иметься предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфии. Если трёхлетний ребёнок говорит «ем ложком» (по аналогии с «режу ножом»), то это укладывается в рамки нормального речевого развития, т. к. здесь употребляется типичная для русского языка форма творительного падежа, хотя и неправильная для данного существительного. Но если ребёнок говорит «ем ложкая», то это выходит за рамки. В дошкольном возрасте речь идёт об изжитии аграмматизмов в устной речи детей, а при успешном решении этой задачи они уже не появятся в письменной речи. Если же занятия с логопедом не принесли должного результата, или ребёнок не занимался с логопедом, и родители видят огромное количество ошибок при письме ребёнка, то следует возобновить занятия (или начать их). Дисграфия не исчезнет сама, её нужно корректировать и исправлять.
Дислексия (от греческого «дис» - нарушение, отклонение от нормы, затруднение и «лего» - читать) - это состояние, основное проявление которого - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов («церебро» -головной мозг (лат.)), в целом составляющих основной базис навыка чтения.
Чтение - вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение - это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.
Уметь читать - это значит уметь:
> соотнести имеющиеся представления о зрительном образе речевой единицы (слова, словасо-четания, предложения) с увиденным (написанным) - увидеть;
> соотнести зрительный образ речевой единицы с её слухоречедвигательным образом - произнести;
> соотнести зрительный образ речевой единицы с его значением - понять.
Определяют четыре этапа чтения в зависимости от механизма процесса чтения:
1. Овладение звукобуквенными обозначениями.
2. Этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква-слог и понимание отстаёт от произношения (слоговое чтение).
3. Этап становления синтетических приёмов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению.
4. Этап автоматизированного (синтетического) чтения, единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.
Умения, необходимые для успешного формирования процесса чтения:
> Сформированность фонематического восприятия (дифференциации и различения фонем).
> Сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи).
> Сформированность зрительного анализа и синтеза (определение сходства и различия букв).
> Сформированность пространственных представлений (лево - право, верх - низ, большой -маленький, на, под, за, около, рядом и т. п.)
> Сформированность зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв).
> Сформированность связной устной речи (классификация предметов, обобщение предметов, правильные и грамматически верные ответы на вопросы, объяснение назначения предметов)
> Эмоциональная развитость ребёнка (устойчивое внимание, умение работать самостоятельно, быстрая переключаемость с одного задания на другое, чёткое выполнение инструкций взрослого и т. п.)
> Хорошо развитая мелкая и крупная моторика.
> Сформированность умения общаться со сверстниками.
В группу риска детей с дислексией попадают те школьники, у которых имеется:
• нарушение фонематического слуха;
• нарушение пространственного восприятия;
• нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями (движение, положение в пространстве);
• нарушения поведения и работоспособности;
• плохое запоминание знаков;
• плохая дифференциация звуков и букв;
• плохое сливание звуков;
• трудности осуществления звукового анализа слова.
При дислексии одно и то же слово ребёнок может
прочитать и верно, и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путём угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие -на контекст Понимание прочитанного либо затруднено, либо полностью отсутствует (механическое чтение).
Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники чтения, большом количестве допущенных ошибок, ребёнок может довольно полно пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи противоположного характера: при довольно беглой технике чтения ребёнок почти ничего не понимает из прочитанного.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011
49
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Необходимо найти слабое звено в цепи, выяснить причину и, определив круг проблем, составить индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком. Следует обратиться за помощью к школьному логопеду, чётко выполнять все рекомендации специалиста и положительный результат обязательно придёт.
Литература
1. Бурменская Г В., Барабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., Изд-во МГУ, 1990.
2. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Лого-
педия: Учеб. Пособие для студентов пед.институтов по спец. «Дефектология»М: Просвещение, 1989
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. - М., Педагогика, 1985. - Т. 5.
4. Выропаева С. И. Урок: Литературное чтение «Живой родник» 4 класс.//Эксперимент и инновации в школе. -2009. - № 2.
5. Левченко И. Ю., Н. А. Киселева. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. - М.: Коррекционная педагогика, 2005
6. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. Дефектология. - 1971. - № 8.
7. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., Педагогика,1989.
8. Максимова Т. В. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории.//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 2.
9. Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинаров: Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в образовании. - М., 1998.
10. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. Под ред. Е. А. Стребелевой. - М., Полиграфсервис, 1998.
11. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. Заведений. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - М.: Издательский
центр «Академия», 2003.
12. Ульянкова У. В., Лебедева С. С. Выготский Л. С. и современная служба практической психологии. - Нижний Новгород, 2000.
В статье представлены проблемы и условия, провоцирующие социальное сиротство в России и, в частности, в Егорьевске и Егорьевском районе Московской области, а также возможные пути их решения. Мы считаем, что для решения этой проблемы необходимы эффективная государственная политика, воспитательная работа с молодым поколением, формирование ценности семьи в обществе, сохранение традиций и связи поколений.
Наумкин Борис Иванович
директор, кандидат медицинских наук, доцент Егорьевского медицинского училища имени Героя Советского Союза З. А. Самсоновой Бадалина Оксана Юрьевна преподаватель специальных дисциплин Егорьевского медицинского училища имени Героя Советского Союза З. А. Самсоновой Карпова Ольга Алексеевна методист
Егорьевского медицинского училища имени Героя Советского Союза З. А. Самсоновой
ДЕТИ сироты ПРИ живых РОДИТЕЛЯХ
Как быть детям оставшихся без попечения родителей?
Ключевые слова: сиротство, брошенные дети, социальные сироты, «отказники», «дети-призраки», усыновление, опека, патронат, приемная семья, школа принимающих родителей, родительский клуб.
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение
родителей, жестокое обращение с детьми. Падение условий жизни у определенной части населения привело к увеличению числа неблагополучных семей, а также к тому, что дети «оказываются на улице», и как следствие этого большой рост беспризорности.
50
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011