Евгений Петрович Дятел
*#■
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Уральского
государственного
экономического
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ?
Совершенная конкуренция относится к числу фундаментальных экономических понятий. Ее исследование предполагает понимание внутренних закономерностей развития экономической науки, т.е. обращение к методологии и истории экономической мысли, а также к учебникам экономической теории, на основе которых формируется современное экономическое мышление. Отношение к этому понятию двойственное. Его считают как эвристически полезным [1. С. 328], так и не совместимым с реальным развитием экономической теории, в частности теории фирмы [2. С. 365]. Эти высказывания двух выдающихся экономистов, лауреатов Нобелевской премии, формируют проблемное поле возможного исследования.
Совершенная конкуренция определяется в литературе как «рыночная структура, характеризующаяся следующими признаками:
1) большое число продавцов и покупателей товара;
2) однородность продукции;
3) абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее;
4) ни один экономический агент не обладает властью над ценами;
5) полная информированность участников о ценах и условиях производства» [3. С. 549].
Данное определение нельзя назвать родовым. В нем выражена логическая взаимосвязь
структурных элементов совершенной конкуренции. Рассмотрим, насколько эта модель соответствует действительности.
Встречается мнение, что в определении совершенной конкуренции присутствуют явно нереалистические элементы, такие как полная информированность участников о ценах и условиях производства. Если это мнение оправдано, то структурная модель совершенной конкуренции не имеет прямого отношения к экономическому поведению участников рынка. Она не отражает борьбы прямых и косвенных участников конкуренции за цену, объемы покупок и продаж товаров, размеры валовой и чистой выручки (в денежном выражении и в полезности получаемых экономических благ).
В качестве примера совершенной конкуренции в учебной литературе рассматривается предложение зерна прайс-тайкерами (ценополучателями). Предполагается, что спрос на продукцию прайс-тайкеров абсолютно эластичен, тогда как предложение продукции ограничено в силу возрастающих предельных издержек производства.
К указанному примеру можно подойти двояко.
Если мы предполагаем существование фирмы как экономической молекулы хозяйственной жизни общества, то приведенный ниже график свидетельствует об «ограниченной совершенной конкуренции» (рис. 1).
P
MR
0
Q
Фирма является не только продавцом, но и покупателем ресурсов. Поэтому, если мы рассматриваем совершенную конкуренцию в качестве фундаментального понятия, она должна обнаруживаться в любой отрасли и по отношению к любым факторам производства. Следовательно, не только кривая спроса (совпадает с MR), но и кривая предложения (совпадает с MC) должны быть абсолютно эластичны. Но тогда обе кривые совпадают, что лишает нас почвы для экономического анализа.
Условием появления фирмы является то обстоятельство, что ограниченные ресурсы не только используются в трудовой деятельности человека, они продаются и покупаются. Возникает проблема соотношения трансформационных и трансакционных издержек. В такой рыночной структуре совершенная конкуренция невозможна, так как отличительной чертой фирмы является «вытеснение механизма цен» [4. С. 14], зато возможно использование в качестве ее субститута того, что мы назвали ограниченной совершенной конкуренцией.
Следовательно, мы должны смоделировать ситуацию, в которой, с одной стороны, совершенно свободно действует механизм цен, а с другой - нет перемещения ограниченных ресурсов из отрасли в отрасль, из фирмы в фирму, т.е. не действует лежащий в основе несовершенной конкуренции механизм замещения одних факторов производства другими (соответствующий анализ см.: [5]).
На наш взгляд, следует временно отвлечься от структурной модели и обратиться к поведенческому толкованию совершенной конкуренции. Тогда критерием эффективного действия рыночного механизма (совершенной конкуренции) будет оптимальное размещение ресурсов (resources allocation), или максимизация суммы излишков потребителя и продавца. В случае ограниченной совершенной конкуренции мы можем предположить, что производители зерна осуществляют все необходимые затраты до момента, когда они узнают о формирующихся на зерновой бирже ценах. Чтобы принять решение о продаже или непродаже своего зерна, фермер вынужден сопоставлять затраты по его доставке на рынок (MC) с получаемой предельной выгодой (MR), т.е. излишком производителя. Если кривая МС находится ниже кривой MR (см. рис. 1), фермер везет зерно на рынок. Если выше - поставки зерна не осуществляются.
Кривая предложения совпадает с MC, выражающей изменения лишь одного фактора производства - предельной тягости труда. Затраты всех остальных факторов производства являются необратимыми и не учитываются при принятии решения о поставках зерна на рынок. Теперь, поскольку мы отказались от предпосылки о замещении факторов производства, можно говорить о существовании подлинной (а не ограниченной) совершенной конкуренции.
Поведение покупателя зерна, по нашему мнению, отражает рис. 2. р
Рис. 2. Совершенная конкуренция покупателей товаров
Кривая MR (спроса) характеризует изменение предельной полезности покупаемого продукта. Но что представляет собой кривая MC?
Здесь следует внести ясность в терминологию.
На наш взгляд, не следует абсолютизировать противоположность предложения и спроса. Каждый из агентов рынка является одновременно и покупателем, и продавцом: предложение товаров выражает спрос на деньги, и наоборот, покупка товара суть предложение денег. Мы получаем (см. рис. 2) абсолютно эластичную кривую предложения денег, предельная норма замещения которых (MRS) всегда равна единице.
Подытожим полученные результаты.
1. Экономическое поведение прайс-тайкеров определяется получением предельной выгоды в денежном выражении.
2. В случае совершенной конкуренции между покупателями максимизируется общая полезность покупаемого продукта, или излишек потребителя (на рис. 2 он представлен областью между кривыми MR и МС).
3. Перед нами стоит задача - построить модель, отражающую экономическое поведение и покупателя, и продавца в условиях совершенной конкуренции. Для этого нужно наполнить экономическим смыслом перечисленные в начале статьи структурные элементы совершенной конкуренции и взаимосвязи между ними.
Вспомним о том, что модель совершенной конкуренции, основана на достижениях «математической школы», т.е. трудах Курно, Джевонса, Эджуорта и др. По мнению Ф. Эджуорта, который первым попытался дать систематическое и строгое определение совершенной конкуренции, должно наличествовать не просто большое, а «неопределенно большое число участников с обеих сторон рынка» [1. С.309-310] (курсив наш. - Е.Д.).
Данное положение предполагает отказ от рассмотрения фирмы в качестве участника конкурентной борьбы. Необходимо смоделировать ситуацию, в которой неопределенно большому числу потребителей противостоит неопределенно большое количество производителей. Это возможно в том случае, если мы отвлечемся от сферы распределения и ограничимся сферами производства и потребления, а также обмена. Иными словами, надо представить себе общество, где каждому потребителю противостоит индивидуальный производитель, продукт которого может быть обменен на другой сравнимый товар.
Однородность продукции не является физической величиной. Такую продукцию не могла бы производить даже автоматическая линия. Но внешне (физически, химически и т.п.) разнородная продукция сравнима в том случае, если она имеет одинаковую цену, т.е. замещается равным количеством денег. Таким образом, наша задача облегчается, если мы рассматриваем рыночную экономику, в которой любой продукт обменивается на деньги, имеющие предельную норму замещения, равную единице. Это означает однородность не только продуктов, но и приобретаемых на рынке ресурсов, а значит, полную информированность участников о ценах. Однако мы еще не ушли от угрозы полного совпадения кривых спроса и предложения, что допустимо только по отношению к благам, находящимся в изобилии, таким как воздух, солнечный свет и т.п.
Чтобы обойти эту угрозу, достаточно вернуться к критерию ограниченности экономических ресурсов и экономических благ. Ограниченность тех и других означает, что для их присвоения использован труд [6. С. 10-23]. Мы получаем еще один, сугубо общественный, показатель однородности продуктов и ресурсов - все они требуют затрат труда (рабочего времени).
Итак, деньги позволяют сравнивать любые продукты и ресурсы в процессе обмена, если, конечно, мы предполагаем отсутствие трансакционных издержек и издержек перемещения факторов производства. В процессе производства уравнивание ресурсов осуществляется при помощи труда. Эти предположения снимают проблемы вхождения в «отрасль» или выхода из нее и контроля над ценами. Однако их недостаточно для полной информированности участников в ситуации учета «трудовой» стоимости продуктов.
Равенство денег в руках покупателя и продавца (их предельная норма замещения всегда равна единице) и равенство труда различных производителей (его предельная норма замещения на другие ресурсы равна единице) еще не означает, что любой продукт производится в равных условиях и имеет равную цену для любого потребителя. Из экономической жизни общества не могут быть исключены: 1) предельная полезность продукта и 2) предельная тягость труда. Но могут ли указанные обстоятельства повлиять на совершенную конкуренцию?
Думается, что нет, если мы сохраняем условие общественной однородности продуктов и ресурсов. Предельная тягость труда и предельная полезность продукта влияют, во-первых, на количество производимого индивидом продукта (затрачиваемого труда), во-вторых, на количество потребляемого индивидом продукта. В первом случае индивид продает свой продукт за определенную сумму денег, во втором - те же деньги он тратит на приобретение продукта. Таким образом, цена производителя, формирующаяся в результате индивидуальных условий производства (предельной тягости труда), всегда совпадает с ценой потребителя (предельной полезностью продукта). В этом случае все условия совершенной конкуренции соблюдены, а на
рынке наблюдается конкурентное равновесие между спросом и предложением (рис. 3).
P
Предельная
полезность продукта
Предложение денег (MRS = 1)
Предельная тягость труда
0
Q
Рис. 3. Структурная модель совершенной конкуренции
Остаются два вопроса: 1) о соответствии данного понятия эмпирически наблюдаемым фактам: 2) о теоретическом месте и значении данного понятия.
По мнению Р. Коуза: «Может существовать система частного предпринимательства, в которой не будет фирм» [4. С. 28. Прим.]. Мы ввели допущение, связанное с однородностью ресурсов (кроме предельной тягости труда). Думается, этому соответствует случай, когда индивидуальный предприниматель получает банковский кредит, вкладывает лишь один ресурс -собственный труд - и после уплаты процентов получает в свое распоряжение альтернативную стоимость своего труда (включая нормальную прибыль). Примерами могут послужить постройка сауны, автомастерской, заправочной станции и др.
При всем значении эмпирической верификации понятия совершенной конкуренции гораздо более важным является методологический результат - возвращение к тезису о единстве научного знания и построении системы такого знания на основе метода восхождения от абстрактного к конкретному. Становится возможным переход от модели максимизирующего индивида, единственным ресурсом которого является собственный труд, к рациональному человеку (homo rationales) - собственнику факторов и продуктов производства, предлагаемых для обмена, и homo economicus, соединяющему производительную и меновую деятельность. Разумеется, важны не сами по себе модели человека, получившие достаточное освещение в экономической и социологической литературе, а рассмотрение процесса замещения факторов производства, лежащего в основе технологического и, в значительной степени, экономического прогресса, возникновения трансакционных издержек и становления фирмы - базового элемента современной экономической системы.
Литература
1. Стиглер Дж. Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс
// Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа. 1995.
2. Самуэльсон П.А. Монополистическая конкуренция - революция в теории // Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа. 1995.
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1998.
4. Коуз Р.Г. Природа фирмы // Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 1995.
5. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986.
6. Роббинс Л. Предмет экономической науки // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. Вып. 1.