Научная статья на тему 'Что дальше? о некоторых аспектах Парижской встречи в «Нормандском формате»'

Что дальше? о некоторых аспектах Парижской встречи в «Нормандском формате» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / УКРАИНА / РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / УКРАИНСКИЙ ТРАНЗИТ / ЧЕТВЕРТАЯ УКРАИНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / СОПРЯЖЁННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / RUSSIA / UKRAINE / RUSSIAN-UKRAINIAN RELATIONS / UKRAINIAN CRISIS / UKRAINIAN TRANSIT / «HYBRID WAR» / FOURTH UKRAINIAN REPUBLIC / ASSOCIATED MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мироненко Виктор Иванович

В аналитическом материале рассматриваются некоторые аспекты подготовки и результаты состоявшегося 9 декабря с.г. парижского саммита в «нормандском формате», их возможное влияние на продвижение Украины к новой общественно-политической модели (четвёртой республики), ясно обозначившееся после президентских и парламентских выборов, а также на украинско-российские отношения, изменение которых автор считает категорическим императивом модернизации и развития обеих стран, условием укрепления европейской безопасности и продолжения интеграционных процессов в Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What's next? On some aspects and the outcome of the Paris meeting in the «Norman format»

The analytical material examines some aspects of the preparation and results of the Paris summit held on December 9 this year in the «Norman format», their possible influence on the progress of Ukraine toward a new socio-political model (the fourth republic), clearly indicated after the presidential and parliamentary elections, as well as on Ukrainian-Russian relations, the change of which the author considers a categorical imperative of modernization and development of both countries, a condition for strengthening European security and the continuation of integration processes in Europe.

Текст научной работы на тему «Что дальше? о некоторых аспектах Парижской встречи в «Нормандском формате»»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №6

УДК 327.8

Виктор МИРОНЕНКО

ЧТО ДАЛЬШЕ? О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПАРИЖСКОЙ ВСТРЕЧИ В «НОРМАНДСКОМ ФОРМАТЕ»

Аннотация. В аналитическом материале рассматриваются некоторые аспекты подготовки и результаты состоявшегося 9 декабря с.г. парижского саммита в «нормандском формате», их возможное влияние на продвижение Украины к новой общественно-политической модели (четвёртой республики), ясно обозначившееся после президентских и парламентских выборов, а также на украинско-российские отношения, изменение которых автор считает категорическим императивом модернизации и развития обеих стран, условием укрепления европейской безопасности и продолжения интеграционных процессов в Европе.

Ключевые слова: Россия, Украина, российско-украинские отношения, украинский транзит, четвертая украинская республика, сопряжённая модернизация.

9 декабря 2019 г. в Париже состоялась встреча президентов Германии, России, Украины и Франции в «нормандском формате». Лидеры четырёх стран собрались после более чем трёхлетнего перерыва, а Владимир Путин и Владимир Зеленский увиделись впервые.

На переговоры было отведено 2 часа 45 минут. После этого главы четырёх европейских государств должны были выйти к журналистам, а затем предполагалась встреча тет-а-тет российского и украинского президентов. Такая конфигурация саммита многим показалась странной, а время, отведённое на неё, недостаточным. Мероприятие затянулось и продлилось более семи часов, а пресс-конференция состоялась после переговоров российского и украинского лидеров.

Сюрпризов не было. Их, впрочем, мало кто из посвящённых в российско-украинские отношения ожидал. За исключением, быть может, сторонников бывшего президента Украины Петра Порошенко, пугавших украинцев «зрадой» («изменой» - укр.), и некоторых российских экспертов, обещавших российскому президенту, судя по всему, «капитализацию» политического успеха.

Цена вопроса

На Украине уходящий год был насыщен событиями. На политической сцене произошла смена лиц. Президентские и парламентские выборы показали, что старая политическая парадигма себя полностью исчерпала, и нужно закладывать фундамент нового общественно-политического режима. Его, следуя простому хронологическому порядку и не вдаваясь в детали, можно назвать Четвёртой украинской республикой. Строить её предстоит на месте разрушившейся под грузом внутренних проблем и неблагоприятных внешних условий Третьей, которая начала своё существование как полностью суверенное - де-юре и де-факто - государство.

В России все три года, прошедшие после предыдущей встречи в таком формате, заметных политических изменений не принесли. На новые лица в украинской политике российские

© Мироненко Виктор Иванович - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра украинских исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: victor@mironenko.org. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran6201999105110

лидеры отреагировали сдержанно, на призывы что-то изменить в российско-украинских отношениях тоже. Всё свелось к нескольким важным, но в целом символическим политическим жестам: обмену удерживавшимися лицами, разведению войск в двух пунктах на линии соприкосновения, возвращению украинских судов и согласие после некоторых колебаний на проведении встречи в «нормандском формате». Тем не менее, на Украине конец лета и осень прошли в ожидании этого события, дискуссиях о его целях и даже о целесообразности самой этой встречи. Новый президент Украины настойчиво предлагал возобновить обсуждение всего комплекса проблем, накапливавшихся в российско-украинских отношениях, со своим российским коллегой в любом удобном для него формате и подвергся за это у себя дома жёсткой критике.

Молодого украинского лидера можно понять. Помимо того, что в ходе предвыборной кампании одним из центральных пунктов его риторики было «восстановление мира», выполнение и всех других его предвыборных обещаний также в той или иной степени находятся в зависимости от завершения вооружённого конфликта и нормализации отношений с большой соседней страной.

В Москве это сознают, но, возможно, именно поэтому не спешат ему помогать. Но и для российского президента, реализующего последний конституционный срок своих полномочий, вопрос отношений с Украиной имеет значение. Отставить этот вопрос в его нынешнем состоянии он вряд ли может себе позволить и с точки зрения общей оценки его легислатуры, которая ему, судя по всему, далеко не безразлична.

В целом значение события, о котором идёт речь, определяется тем, что и для Украины и для России, при всей широте и сложности внутренней и внешней политической повестки дня, данная проблема является важнейшей и неотложнейшей. Без её разрешения ни один другой вопрос внутренней и внешней политики в обеих странах, определяющих ситуацию в Восточной Европе, не может быть решён в соответствии с адекватно понимаемыми национальными интересами и в приемлемые сроки. Очевидным, на наш взгляд, является то, что сопряжённая, ускоренная модернизация и коллективная безопасность в Восточной Европе прямо зависят от того, как и когда будут устранены причины конфликта и начнут восстанавливаться нормальные межгосударственные отношения Украины и России.

Ожидания и прогнозы

Накануне саммита эксперты были осторожны в прогнозах, хотя не было недостатка в

предлагаемых моделях урегулирования конфликта. Достаточно упомянуть планы Мартина 1 2 Сайдика и Франка-Вальтера Шайнмайера . Собственный (и наиболее реальный, на наш

взгляд) план предложил бывший посол США на Украине Стивен Пайфер3. Были и другие, но прошедшее время и последний саммит подтвердили, что для реализации любого из них обязательными условиями представляются, во-первых, признание российской стороной своего участия в конфликте, как того требует украинская сторона. Во-вторых, установление в том или ином виде политической коммуникации Киева с населением на неконтролируемых территориях. И, в-третьих, готовность обеих сторон и мирового сообщества, в первую очередь Европейского союза, понимать контекст, в котором проблема находится в каждый конкретный мо-

1 Документ для обсуждения. Совместная миссия ООН/ОБСЕ в Восточной Украине. URL: https://inforesist. org/ wp-content/uploads/2019/02/1 -9.jpg.

Штайнмайер прокомментировал «формулу Штайнмайера». Гордон, 07.10.2019. URL: https://gordonua.com/news/politics/shtaynmayer-prokommentiroval-formulu-shtaynmayera-1329416.html?

How to End the War in Ukraine. What an American-Led Peace Plan Should Look Like By Steven Pifer. Foreign Affairs, 21.11.2019. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/ukraine/2019-11-21/how-end-war-ukraine?

мент, быть готовыми при необходимости пересматривать свои позиции, обозначенные при возникновении конфликта и первых попытках его урегулирования по горячим следам.

Украинская сторона демонстрировала некоторую готовность к этому. Такой вывод можно было сделать из высказываний Владимира Зеленского1. Новый президент прямо (и довольно смело, принимая во внимание ситуацию в воюющей стране) заявил о том, что исключает силовое разрешение спора. «Мы не можем пока что вернуть себе свою территорию, - сказал он, - но и губить своих людей и растрачивать свои финансовые ресурсы на это не хотим!» . Но он готов был удовлетвориться и малым, решить несколько частных вопросов: об удерживаемых лицах, о газовом транзите, о прекращении огня и др. В. Зеленский предложил начать диалог с гражданами Украины, в том числе с теми, кто вынужден был покинуть регион или остается в нём. У него, по-видимому, есть большие сомнения в том, что претендующие на соответствующий официальный статус лица в неконтролируемых районах двух украинских областей действительно выражают консолидированное общественное мнение живших и живущих там людей. С российской стороны новых предложений не поступало. Она настаивала на своём неучастии в конфликте и на необходимости имплементации всех положений минских договорённостей «буква за буквой» - так, как они были тогда сформулированы, и исключительно в том порядке, в котором они были расставлены.

В такой ситуации само проведение саммита представлялось весьма проблематичным. В начале осени появилась информация о том, что на встрече в Берлине помощники лидеров стран - участниц «нормандской четвёрки» обсудили условия, при которых он может состояться. Россию представлял помощник президента России Владислав Сурков, Украину - новый глава МИД Украины Вадим Пристайко . Разработанный к парижскому саммиту документ, как утверждается, не содержал никаких новаций в отношении минских договорённостей и «формулы Штайнмайера», принятой к рассмотрению украинской стороной несколько ранее. Но в канун саммита министр иностранных дел Украины В. Пристайко уточнил позицию его страны: «полное и постоянное прекращение огня, наш контроль над границей единого и неделимого государства, разоружение и вывод незаконных вооружённых формирований, местные выборы по нашим законам»4. Российской стороной такая постановка вопроса ожидаемо была воспринята как нарушение предварительных договорённостей5.

По словам кремлевского «инсайдера» Алексея Чеснакова, Москва настаивала на предварительной разработке итогового документа с тем, чтобы ограничить попытки Украины выйти в ходе переговоров за рамки Минских соглашений. В результате был, по словам эксперта, подготовлен документ, который Россию полностью устраивал, и она не собиралась его пересматривать. Скажем сразу, российской делегации это удалось сделать, но ценой фактического провала переговоров, которые пришлось срочно спасать их организатору и его немецкой

1 См. например: «Це не буде Мшськ-3»: Пристайко po3noBiB, про що йдеться в проекл ршення «нормандського самгту». УН1АН: 03.12.2019. URL: https://www.unian.ua/politics/10779074-ce-ne-bude-minsk-3-pristayko-rozpoviv-pro-shcho-ydetsya-v-proekti-rishennya-normandskogo-samitu.html; Вадим Новинский. От «формулы Штайнмайера» к Украинской Формуле Мира. Европейский диалог, 03.12.2019. URL: http: //www.eedialog.org/ru/2019/12/02/novinsky/ и др.

Украша не розмовлятиме з бойовиками, до ТКГ треба долучити переселенщв - Зеленський УН1АН, 07.12.2019. URL: https://www.unian.ua/pontics/10784423-ukrajina-ne-rozmovlyatime-z-boyovikami-do-tkg-treba-doluchiti-pereselenciv-zelenskiy.html.

«Нормандский формат» приближается к саммиту Коммерсант. 2 сентября 2019 г. С. 6.

4 УН1АН, 09.12.2019. URL: https://www.unian.ua/politics/10785467-golova-mzs-nazvav-osnovni-vimogi-zelenskogo-do-putina.html.

УН1АН, 10.12.2019. URL: https://www.unian.ua/politics/10787861 -kidavsya-paperami-ta-krichav-avakov-rozpoviv-yak-u-surkova-v-parizhi-zdali-nervi.html

коллеге. Вопрос о том, кто кого «загнал в угол»1, а также о том, кто от этого выиграл, а кто проиграл, остался открытым.

Итоги саммита

Судя по итоговому документу и по тому, что его участники сообщили на встрече с журналистами, из всего перечисленного украинским министром удалось договориться только о прекращении огня и разведении сторон. Но выполнение даже этих договорённостей совсем не гарантировано, так как зависит от ещё одной «стороны», которая участия в переговорах не принимала. Она не замедлила о себе напомнить, заявив о фактическом нежелании выполнять договорённости до выполнения своих условий2.

Сумма умолчаний, вопросов, которые исключались из обсуждения как изначально неприемлемые для одной из сторон, придало всему мероприятию скорее символический нежели практический характер. Подводя итоги переговоров, президент Франции на этом и сосредоточил основное внимание, назвав главным из них «перезапуск» переговоров в нормандском формате. Но, состоялся ли он?

Ответить на этот вопрос исходя из принятого итогового документа и высказываний участников не так просто, как это может показаться. Разноголосица в оценках результатов саммита выглядит едва ли не большей, чем в их прогнозах. Поэтому обратимся к официальному изложению итогов саммита3. Его участники, отметив общее стремление к «созданию устойчивой и всеобъемлющей архитектуры доверия и безопасности в Европе», согласились, что «Минские соглашения (Минский протокол от 5 сентября 2014г., Минский Меморандум от 19 сентября 2014 г. и Минский Комплекс мер от 12 февраля 2015 г.) продолжают быть основой работы «Нормандского формата» и заявили о своей приверженности их полному выполнению.

В ряду мер по стабилизации ситуации в зоне конфликта удалось согласовать: режим прекращения огня до конца 2019 г.; план разминирования; три дополнительных участка сейчас и полное разведение сил и средств ведения боевых действий к концу марта 2020 г.; обмен удерживаемых лиц до конца года; новые пункты перехода вдоль линии соприкосновения; подтверждение мандата Специальной мониторинговой миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на Украине (СММ) от 21марта 2014 г.

Стороны выразили заинтересованность и готовность согласовать в данном формате и в рамках Трёхсторонней контактной группы все правовые аспекты «особого порядка местного самоуправления - особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей - как указано в Комплексе мер по выполнению Минских соглашений от 2015 г. - для обеспечения его действия на постоянной основе», а также сочли необходимым «интегрировать «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство»4.

Было дано поручение дипломатам поработать на всех перечисленных направлениях и через четыре месяца встретиться снова для обсуждения общей ситуации и условий проведения местных выборов.

1 Игнатов Олег. Застольные игры. Как нормандский саммит изменил положение сторон. Московский центр Карнеги. 11.12.2019. URL: https://camegie.ru/commentary/80552.

2 Hi про яке перемир'я мова не йде: бойовики вщмовляються вщ обмшу полоненими. УН1АН, 11.12.2019. URL: https://www.unian.ua/war/10789619-ni-pro-yake-peremir-ya-mova-ne-yde-boyoviki-vidmovlyayutsya-vid-obminu-polonenimi.html.

Совместно согласованные итоги Парижского саммита «Нормандского формата» Президент России. Официальный сайт. 09.12.2019 г. URL: http ://kremlin.ru/supplement/5465.

4 Указ. документ.

Что дальше?

Подведём некоторые итоги. На наш взгляд, и скептики с обеих сторон (А. Илларионов, В. Пастухов, С. Уткин) и оптимисты (А. Чеснаков1, В. Игнатов, В. Фесенко2, ОБСЕ3) несколько драматизируют ситуацию, пытаясь обнаружить то, что хотелось бы там увидеть.

Главным итогом парижского (четвёртого) саммита в «нормандском формате» является сам факт его проведения, свидетельствующий о приходящем, несмотря на некоторую усталость от «украинской проблемы», понимании того, что она, на самом деле, совсем не украинская, а европейская, и что решить её будет не так-то просто. Если у кого-то ещё и оставались иллюзии относительно быстрого её разрешения, особенно такого, которое бы отвечало пониманию одной из сторон своих интересов, то рассматриваемое нами событие такие иллюзии развеяло. Становится ясно, что все предлагавшиеся форматы обсуждения и планы урегулирования, включая сами минские договорённости и «нормандский формат», хотя и несут в себе конструктивные идеи, обозначают некоторые необходимые для этого условия, их не исчерпывают и нуждаются в дальнейшей глубокой проработке.

Более того, приходит понимание, что внешний политический контекст проблемы и внутреннее положение двух стран сегодня вряд ли позволят разрешить проблему основательно и быстро. Поэтому помимо оперативных мер по прекращению огня и улучшения положения людей в зоне конфликта, главное внимание, наверное, было бы правильно сосредоточить на осмыслении и обсуждении таких внешних и внутренних условий, которые хотя бы частично снимали обоснованные озабоченности сторон и создавали достижимые в сложившейся ситуации формы коллективной безопасности, экономического и гуманитарного сотрудничества.

Иными словами, парижский саммит, на наш взгляд, показал, что проблема, которой он был посвящён, разрешима при выполнении, как минимум, двух условий. Она должна рассматриваться не изолированно, а в общем контексте вопросов европейской интеграции и безопасности. Она не может быть разрешена без критического анализа обеими сторонами допущенных ранее ошибок и совместного поиска путей их исправления в интересах ускоренной сопряжённой модернизации обеих стран.

Список литературы

Президент России (Официальный сайт). URL: http://kremlin.ru/events/president/

Президент Украши Володимир Зеленський (Офщшне штернет-представництво). URL: https://www.president.gov.ua/

Совместная пресс-конференция по итогам встречи в «нормандском формате». Президент России (Официальный сайт), 09.12.2019 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62277.

Совместно согласованные итоги Парижского саммита «Нормандского формата». Президент России (Официальный сайт), 09.12.2019 г. URL: http://kremlin.ru/supplement/5465.

Игнатов Олег. Застольные игры. Как нормандский саммит изменил положение сторон. Московский центр Карнеги. 11.12.2019. URL: http s : //carnegi e. ru/comm entary/80552.

Илларионов Андрей. Нормандский счёт - 0:26. Livejornal, 12.12.2019. URL:

1 См.: Интерфакс, 10.12.2019. URL: https://rn.interfax.ru/687341.

2 См.: Фесенко Володимир. Модершзащя Мшських угод. Чи зможе «мертвий документ» запрацювати УН1АН. 12.12.2019. URL: https://www.uman.ua/pohtics/10790873-modernizaciya-minskih-ugod-chi-zmozhe-mertviy-dokument-zapracyuvati.html.

В ОБС£ прокоментували результати зустрiчi лiдерiв «нормандсько! четвiрки» у Париж! УН1АН, 10 грудня 2019 р. URL: https://www.unian.ua/politics/10789283-v-obsye-prokomentuvali-rezultati-zustrichi-lideriv-normandskoji-chetvirki-u-parizhi.html.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №6

https://aillarionov.livejournal.com/1150805.html?

Нормандська шчия: плюси i мiнуси, якi побачили дипломати. URL: https://bykvu.com/ua/mysli/normandska-nichyia-pliusy-i-minusy-iaki-pobachyly-dyplomaty/

Пастухов Владимир Нормандский неформат: судьба Украины решается «по понятиям». Эхо Москвы. 12.12.2019. URL: https://echo.msk.ru/blog/pastuhov v/2553053-echo/

Уткин Сергей. Обещанного ждут. Почему нормандский саммит прошёл не зря. Московский центр Карнеги. 12.12.2019. URL: http s ://carne gie.ru/commentary/80544?.

References

What the West Gets Wrong About Russia's Intentions in Ukraine By Tatiana Stanovaya. FP, 06.12.2019. URL: https://foreignpolicy.com/2019/12/06/what-the-west-gets-wrong-about-russias-intentions-in-ukraine/

Sovmestnaya press-konferentsiya po itogam vstrechi v «normandskom formate». Prezident Rossii (Ofitsialnyy sayt), 09.12.2019 g. URL: http ://kremlin.ru/supplement/5465.

Sovmestno soglasovannyye itogi Parizhskogo sammita «Normandskogo formata». Prezident Rossii (Ofitsialnyy sayt), 09.12.2019 g. URL: http ://kremlin.ru/supplement/5465.

Ignatov Oleg. Zastolnyye igry. Kak normandskiy sammit izmenil polozheniye storon. Moskov-skiy tsentr Karnegi. 11.12.2019. URL: https://carnegie.ru/commentary/80552.

Illarionov Andrey. Normandskiy schet - 0:26. Livejornal, 12.12.2019. URL: https://aillarionov.livejournal.com/1150805.html?.

Normandska nichiya: plyusi i minusi. yaki pobachili diplomati. URL: https://bykvu.com/ua/mysli/normandska-nichyia-pliusy-i-minusy-iaki-pobachyly-dyplomaty/

Pastukhov Vladimir Normandskiy neformat: sudba Ukrainy reshayetsya «po ponyatiyam». Ekho Moskvy, 12.12.2019. URL: https://echo.msk.ru/blog/pastuhov v/2553053-echo/

Utkin Sergey. Obeshchannogo zhdut. Pochemu normandskiy sammit proshel ne zrya. Moskovskiy tsentr Karnegi, 12.12.2019. URL: http s ://carnegi e. ru/commentary/80544?.

What's next? On some aspects and the outcome of the Paris meeting in the «Norman format»

Author. Victor Mironenko, Candidate of Sciences (History), Chief of the Centre for Ukrainian Studies of the Department of Countries Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: victor@mironenko.org.

Abstract. The analytical material examines some aspects of the preparation and results of the Paris summit held on December 9 this year in the «Norman format», their possible influence on the progress of Ukraine toward a new socio-political model (the fourth republic), clearly indicated after the presidential and parliamentary elections, as well as on Ukrainian-Russian relations, the change of which the author considers a categorical imperative of modernization and development of both countries, a condition for strengthening European security and the continuation of integration processes in Europe.

Key words: Russia, Ukraine, Russian-Ukrainian relations, Ukrainian crisis, Ukrainian transit, «hybrid war», Fourth Ukrainian republic, associated modernization.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran6201999105110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.