Научная статья на тему 'Чтение как вид универсальных учебных действий младших школьников'

Чтение как вид универсальных учебных действий младших школьников Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1573
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / ВИДЫ ЧТЕНИЯ / LITERARY EDUCATION / CONTENT UNDERSTANDING / TYPES OF READING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бондаренко Галина Игоревна

В статье рассматриваются современные подходы к пониманию чтения в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reading as a Type of Junior Schoolchildrens Universal Educational Activities

Мodern approaches to the understanding reading at a primary school are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Чтение как вид универсальных учебных действий младших школьников»

УДК 8(07)(09)

ББК 83р

Бондаренко Галина Игоревна

директор средней общеобразовательной школы № 258,

г. Москва Bondarenko Galina Igorevna Head Master of the Comprehensive School № 258

Moscow

Чтение как вид универсальных учебных действий младших школьников Reading as a Type of Junior Schoolchildren’s Universal Educational Activities

В статье рассматриваются современные подходы к пониманию чтения в начальной школе.

Мodern approaches to the understanding reading at a primary school are considered in the article.

Ключевые слова: Литературное образование, осмысление содержания, виды чтения.

Key words: literary education, content understanding, types of reading.

В материалах федерального государственного образовательного стандарта начального образования к общеучебным универсальным действиям отнесено «смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [1, С. 29]

Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и частичное), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Скорее, это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения,

использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. При этом под словом грамотность подразумевается успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

Любой текст - вне зависимости от того, художественное ли это произведение, публицистическая статья или сочинение, - конечный,

зафиксированный на письме результат речевой деятельности говорящего, отражающий особенности его сознания, т.е. способы освоения окружающего и формы их представления в ментальных и языковых структурах.

Так рассматривается текст современной лингвистикой, причем всегда в центре находится «человек деятельный». Её центральным объектом стали автор и читатель, а центральной проблематикой - порождение и понимание текста с точки зрения преобразований смыслов в значения (порождение) и значений в смыслы (понимание) в рамках триады «сознание - язык - мир». Предполагается, что язык не только выполняет функцию передачи мысли, но и является средством ее формирования. Язык в действии реализуется в творческой текстовой деятельности, вплетенной в другие виды деятельности. Овладение языком с таких позиций носит познавательный характер. Создавая или воспринимая текст, человек постоянно мобилизует свою индивидуальную смысловую систему, включающую различные виды знаний и верований, структурно организованные в схемы, сценарии ситуаций, стереотипы и т.п. Эта система предметно ориентирована в силу специализированное™ человеческого сознания, что обязательно выражается в содержании создаваемого текста, так же как в нём реализуются общезначимые стратегии и правила.

Значение любого слова всегда является результатом процесса обобщения, будучи феноменом мышления. Кроме того, оно - единство обобщения и общения, мышления и коммуникации, при этом саму речь мы не рассматриваем как простое зеркальное отражение мысли.

В рассматриваемом нами контексте понятие «текст» объединяет самые разные знаковые системы - не только словесные, но визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. В связи с включением визуальных изображений тексты сегодня принято делить на сплошные (без таких изображений) и несплошные (с такими изображениями).

К сплошным текстам можно отнести: 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, отчет, репортаж); 3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); 4) аргументация (научный

комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы) и др.

К несплошным текстам можно отнести: 1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); 3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); 4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.); 5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.); 6) таблицы и графики; 7) диаграммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки; 10) карты и др.

Основными типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.

Основными видами чтения являются:

- ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;

- изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;

- выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста;

- рефлексивное чтение как наиболее развитый вид чтения заключается в овладении большим комплексом умений: умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; понимать назначения разных видов текстов; сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы специального текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Понимание текста есть компонент мышления, который состоит в выявлении и разрешении скрытых вопросов в проблемных ситуациях с опорой на имеющиеся знания и применения специальных приёмов для усвоения новых знаний.

Текстовый субъект обозначает то, о чём говорится в тексте, и представляет собой мысль о предмете. Текстовый предикат есть мысль о признаке предмета (свойстве, действии). И субъект, и предикат могут быть выражены целыми предложениями или частями текста. Целостность восприятия текста может быть скорректирована в процессе выявления их содержания: предикат может быть раскрыт через ответы на вопросы о том, что это значит, как это объясняется, в чём это заключается; а субъект - через вопросы о том, о чём это говорит, какая мысль этим обосновывается и т. д.

Своеобразие текстов требует от учителя начальных классов изобретательности и продуманности в организации детского чтения, прежде всего, на уроке. Например, часть текстов, наиболее сложных для восприятия, можно давать лишь в пересказе учителя с фрагментарным, выборочным чтением на уроке и перечитыванием детьми дома лишь по желанию.

Основной подход к формированию качественного чтения у младших школьников направлен на овладение ими навыками и приемами понимания

информации, содержащейся в тексте. Сущность его состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора, взаимосвязи и взаимозависимости явлений и событий, причинно-следственные связи героев или объектов, почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка, если рассматривается художественное произведение. Научить пониманию очень сложно, но можно и нужно создать благоприятные условия для овладения школьниками приемами понимания и совершенствования чтения в целом.

Читая, ребёнок производит анализ информации, на котором основаны её понимание и интерпретация. Читая, он устанавливает взаимосвязи между единицами текста, а затем перекодирует полученную информацию в иной форме: плана, тезиса, таблицы, конспекта и т.п. Это позволяет осмыслить и систематизировать полученные сведения, эффективнее использовать их в дальнейшей работе. Именно поэтому целенаправленное обучение перекодированию информации и представлению её в различных формах (плана, тезисов, кодированию информации в различных графических схемах и т.д.) должно стать одной из главных задач в работе с ней.

В качестве путей улучшения состояния дел с осознанностью чтения младших школьников можно предложить и другие шаги:

1 Должна быть активизирована работа, направленная на обучение учащихся вчитываться в задание, на развитие понимания смысла задания, особое внимание необходимо уделить обучению выполнению двухчастных инструкций.

2. Необходимо активнее использовать на уроках «Литературного чтения» и «Окружающего мира» рабочих тетрадей, в которых есть задания письменно ответить на поставленные вопросы, письменно высказать свою точку зрения, написать небольшое сочинение, привести доводы как в поддержку высказанного утверждения, так и в опровержение его.

3. На сегодняшний день в учебниках представлены преимущественно «сплошные» тексты, в то время как жизнь требует, чтобы учащиеся умели синтезировать информацию из «мозаики» текстов. В связи с этим необходимо ввести в учебники такой материал, в котором тема раскрывалась бы в нескольких коротких (сплошных и несплошных) текстах; предлагать младшим

школьникам большее разнообразие видов текстов, учить учащихся читать графики, диаграммы, таблицы, проспекты, рекламные материалы, переписку, «официальные» документы, а не только художественные и энциклопедические тексты.

4. Учащихся начальных классов необходимо учить различным видам

(стратегиям) чтения - просмотровому, выборочному, поисковому чтению.

Механизм чтения различен в зависимости от цели чтения. Однако младшие школьники, не владея различными стратегиями чтения, используют один и тот же механизм как при чтении художественного текста, так и при работе с текстами в учебниках «Окружающего мира».

5. Активнее использовать в учебниках и рабочих тетрадях такие типы заданий, как объяснение различных ситуаций с помощью текста, доказательство высказанной кем-то или собственной точки зрения с помощью текста и т. д.

Библиографический список

1 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова / [Текст] - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.

2. Граник, Г.Г. Когда книга учит [Текст] / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М. : Педагогика, 1991. - 256 с.

3. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем [Текст] / В. А. Левин. - М. : Лайда, 1994. - 192 с.

4. Чиндилова, О.В. Обучение вдумчивому чтению [Текст] / О.В. Чиндилова. // Начальная школа : плюс- минус. - 2001. - № 5. - С. 61-64.

Bibliography

1. Chindilova, O.V. Thoughtful Reading Teaching ^ext] / O.V. Chindilova // Primary School: Plus-Minus - 2001. - № 5. - P. 61-64.

2. Granic, G.G. When a Book Teaches ^ext] / G.G. Granic, S.M. Bondarenko, L.A. Kontstevaya. - M. : Pedagogics, 1991. - 256 p.

3. How To Design the Universal Educational Activities at a Primary School: From the Activity to the Idea: Teacher’s Book ^ext] / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya, at al. / Edit. by A.G. Asmolov. - M.: Prosveshchenie, - 2008. - 151 p.

4. Levin, V.A. When a Small Pupil Becomes a Great Reader ^ext] / V.A. Levin. - M.: Layda, 1994. - 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.