УДК 8(07)(09)
ББК 83р
Бондаренко Галина Игоревна
директор средней общеобразовательной школы № 258,
г. Москва Bondarenko Galina Igorevna Head Master of the Comprehensive School № 258
Moscow
Чтение как вид универсальных учебных действий младших школьников Reading as a Type of Junior Schoolchildren’s Universal Educational Activities
В статье рассматриваются современные подходы к пониманию чтения в начальной школе.
Мodern approaches to the understanding reading at a primary school are considered in the article.
Ключевые слова: Литературное образование, осмысление содержания, виды чтения.
Key words: literary education, content understanding, types of reading.
В материалах федерального государственного образовательного стандарта начального образования к общеучебным универсальным действиям отнесено «смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [1, С. 29]
Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и частичное), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Скорее, это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения,
использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. При этом под словом грамотность подразумевается успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
Любой текст - вне зависимости от того, художественное ли это произведение, публицистическая статья или сочинение, - конечный,
зафиксированный на письме результат речевой деятельности говорящего, отражающий особенности его сознания, т.е. способы освоения окружающего и формы их представления в ментальных и языковых структурах.
Так рассматривается текст современной лингвистикой, причем всегда в центре находится «человек деятельный». Её центральным объектом стали автор и читатель, а центральной проблематикой - порождение и понимание текста с точки зрения преобразований смыслов в значения (порождение) и значений в смыслы (понимание) в рамках триады «сознание - язык - мир». Предполагается, что язык не только выполняет функцию передачи мысли, но и является средством ее формирования. Язык в действии реализуется в творческой текстовой деятельности, вплетенной в другие виды деятельности. Овладение языком с таких позиций носит познавательный характер. Создавая или воспринимая текст, человек постоянно мобилизует свою индивидуальную смысловую систему, включающую различные виды знаний и верований, структурно организованные в схемы, сценарии ситуаций, стереотипы и т.п. Эта система предметно ориентирована в силу специализированное™ человеческого сознания, что обязательно выражается в содержании создаваемого текста, так же как в нём реализуются общезначимые стратегии и правила.
Значение любого слова всегда является результатом процесса обобщения, будучи феноменом мышления. Кроме того, оно - единство обобщения и общения, мышления и коммуникации, при этом саму речь мы не рассматриваем как простое зеркальное отражение мысли.
В рассматриваемом нами контексте понятие «текст» объединяет самые разные знаковые системы - не только словесные, но визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. В связи с включением визуальных изображений тексты сегодня принято делить на сплошные (без таких изображений) и несплошные (с такими изображениями).
К сплошным текстам можно отнести: 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, отчет, репортаж); 3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); 4) аргументация (научный
комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы) и др.
К несплошным текстам можно отнести: 1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); 3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); 4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.); 5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.); 6) таблицы и графики; 7) диаграммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки; 10) карты и др.
Основными типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.
Основными видами чтения являются:
- ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
- изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;
- выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста;
- рефлексивное чтение как наиболее развитый вид чтения заключается в овладении большим комплексом умений: умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; понимать назначения разных видов текстов; сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы специального текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Понимание текста есть компонент мышления, который состоит в выявлении и разрешении скрытых вопросов в проблемных ситуациях с опорой на имеющиеся знания и применения специальных приёмов для усвоения новых знаний.
Текстовый субъект обозначает то, о чём говорится в тексте, и представляет собой мысль о предмете. Текстовый предикат есть мысль о признаке предмета (свойстве, действии). И субъект, и предикат могут быть выражены целыми предложениями или частями текста. Целостность восприятия текста может быть скорректирована в процессе выявления их содержания: предикат может быть раскрыт через ответы на вопросы о том, что это значит, как это объясняется, в чём это заключается; а субъект - через вопросы о том, о чём это говорит, какая мысль этим обосновывается и т. д.
Своеобразие текстов требует от учителя начальных классов изобретательности и продуманности в организации детского чтения, прежде всего, на уроке. Например, часть текстов, наиболее сложных для восприятия, можно давать лишь в пересказе учителя с фрагментарным, выборочным чтением на уроке и перечитыванием детьми дома лишь по желанию.
Основной подход к формированию качественного чтения у младших школьников направлен на овладение ими навыками и приемами понимания
информации, содержащейся в тексте. Сущность его состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора, взаимосвязи и взаимозависимости явлений и событий, причинно-следственные связи героев или объектов, почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка, если рассматривается художественное произведение. Научить пониманию очень сложно, но можно и нужно создать благоприятные условия для овладения школьниками приемами понимания и совершенствования чтения в целом.
Читая, ребёнок производит анализ информации, на котором основаны её понимание и интерпретация. Читая, он устанавливает взаимосвязи между единицами текста, а затем перекодирует полученную информацию в иной форме: плана, тезиса, таблицы, конспекта и т.п. Это позволяет осмыслить и систематизировать полученные сведения, эффективнее использовать их в дальнейшей работе. Именно поэтому целенаправленное обучение перекодированию информации и представлению её в различных формах (плана, тезисов, кодированию информации в различных графических схемах и т.д.) должно стать одной из главных задач в работе с ней.
В качестве путей улучшения состояния дел с осознанностью чтения младших школьников можно предложить и другие шаги:
1 Должна быть активизирована работа, направленная на обучение учащихся вчитываться в задание, на развитие понимания смысла задания, особое внимание необходимо уделить обучению выполнению двухчастных инструкций.
2. Необходимо активнее использовать на уроках «Литературного чтения» и «Окружающего мира» рабочих тетрадей, в которых есть задания письменно ответить на поставленные вопросы, письменно высказать свою точку зрения, написать небольшое сочинение, привести доводы как в поддержку высказанного утверждения, так и в опровержение его.
3. На сегодняшний день в учебниках представлены преимущественно «сплошные» тексты, в то время как жизнь требует, чтобы учащиеся умели синтезировать информацию из «мозаики» текстов. В связи с этим необходимо ввести в учебники такой материал, в котором тема раскрывалась бы в нескольких коротких (сплошных и несплошных) текстах; предлагать младшим
школьникам большее разнообразие видов текстов, учить учащихся читать графики, диаграммы, таблицы, проспекты, рекламные материалы, переписку, «официальные» документы, а не только художественные и энциклопедические тексты.
4. Учащихся начальных классов необходимо учить различным видам
(стратегиям) чтения - просмотровому, выборочному, поисковому чтению.
Механизм чтения различен в зависимости от цели чтения. Однако младшие школьники, не владея различными стратегиями чтения, используют один и тот же механизм как при чтении художественного текста, так и при работе с текстами в учебниках «Окружающего мира».
5. Активнее использовать в учебниках и рабочих тетрадях такие типы заданий, как объяснение различных ситуаций с помощью текста, доказательство высказанной кем-то или собственной точки зрения с помощью текста и т. д.
Библиографический список
1 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова / [Текст] - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Граник, Г.Г. Когда книга учит [Текст] / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М. : Педагогика, 1991. - 256 с.
3. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем [Текст] / В. А. Левин. - М. : Лайда, 1994. - 192 с.
4. Чиндилова, О.В. Обучение вдумчивому чтению [Текст] / О.В. Чиндилова. // Начальная школа : плюс- минус. - 2001. - № 5. - С. 61-64.
Bibliography
1. Chindilova, O.V. Thoughtful Reading Teaching ^ext] / O.V. Chindilova // Primary School: Plus-Minus - 2001. - № 5. - P. 61-64.
2. Granic, G.G. When a Book Teaches ^ext] / G.G. Granic, S.M. Bondarenko, L.A. Kontstevaya. - M. : Pedagogics, 1991. - 256 p.
3. How To Design the Universal Educational Activities at a Primary School: From the Activity to the Idea: Teacher’s Book ^ext] / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya, at al. / Edit. by A.G. Asmolov. - M.: Prosveshchenie, - 2008. - 151 p.
4. Levin, V.A. When a Small Pupil Becomes a Great Reader ^ext] / V.A. Levin. - M.: Layda, 1994. - 192 p.