2007
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов
№ 116
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 341.95
ЧТЕНИЕ КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ И ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
НА. КУЗНЕЦОВА
Статья представлена доктором филологических наук, профессором Романовской Н.В.
Рассматривается чтение как цель обучения английскому языку в техническом вузе и фактор самореализации студентов. Признание в последнее десятилетие дисциплины “иностранный язык” профессионально значимой дисциплиной даёт нам основание рассматривать сегодня чтение в качестве целевой доминанты обучения английскому языку в инженерном вузе.
Современное мировое сообщество характеризуется возросшей интеграцией в различных сферах деятельности и, как следствие этого, возрастает роль иностранного языка, средства социального взаимодействия представителей различных культур.
Изменение в общественном сознании статуса дисциплины “иностранный язык” в последнее десятилетие привело к тому, что она в настоящее время уже не является только личностно-значимой, развивающейся и общеобразовательной, а приобретает черты профессионально значимой дисциплины (Г осу-дарственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Министерство образования РФ - М., 2000).
Обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной инженерной деятельности, но и сформированный как творческая личность, способная выявить и создать условия для творческой самореализации подрастающего поколения.
Вот почему на современном этапе иноязычное общение (письменное или устное) становится существенным фактором в профессиональной деятельности будущего специалиста.
Исходя из современных реалий и требований общества, особую актуальность в неязыковом вузе приобретает одна из основных задач - подготовка студентов к использованию знаний по иностранному языку в своей будущей профессиональной работе. При этом следует отметить тот факт, что при обучении студентов технического вуза особое место занимает обучение информационному поиску и чтению научно-технических текстов по определённой отрасли знаний.
В настоящее время вопросу о роли чтения как одного из видов речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку уделяется большое внимание.
В связи с наличием огромного количества информации, предназначенной для чтения современного человека, большое значение приобрела проблема выработки гибкого подхода к чтению, т.е. к развитию способности извлекать информацию с разной степенью глубины и полноты в зависимости от коммуникативной задачи.
Этой проблеме, проблеме обучения с разным видом чтения, посвящено значительное число публикаций. Вместе с тем ни один учёный не рассматривал обучение чтению на английском языке как фактор самореализации студентов технического вуза.
Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности студентов, в процессе которой у них происходит формирование способности постоянного совершенствования и обновления накопленных знаний путём изучения новой научной и технической информации, решения сложных мыслительных операций (анализ, синтез, умозаключение), развития мышления, памяти, настойчивости, целеустремлённости, которые мы рассматриваем в нашей работе, как важные показатели осознанного целесообразного раскрытия и использования студентами авиационного вуза своих возможностей, направленных на развитие мыслительного, когнитивного, творческого аспектов деятельности, способствующих самореализации личности.
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что чтение на иностранном языке не рассматривалось как самостоятельный вид речевой деятельности в качестве цели обучения в неязыковых вузах, включая вузы авиационной направленности.
Признание в последнее десятилетие дисциплины “иностранный язык” профессионально значимой дисциплиной даёт нам основание рассматривать сегодня чтение в качестве целевой доминанты обучения английскому языку в инженерном вузе, т.к. эта форма письменного общения передаёт накопленный человечеством опыт в различных областях жизни, развивает интеллект, позволяет осознать результаты предшествующей деятельности, способствует процессу развития и роста, помогает максимально раскрыть свой потенциал, приводящий к самореализации личности.
В этой работе мы рассматриваем чтение в техническом вузе как сложную речевую деятельность, обусловленную профессиональными информационными возможностями и потребностями, представляющую собой специфическую форму вербального письменного общения, основными целями которого являются ориентация и поиск, приём, присвоение и последующее целевое применение накопленного человеческого опыта в своей профессиональной области знаний, способствующую профессиональному росту студента, его профессиональному самосовершенствованию, осознанию и раскрытию своего человеческого потенциала.
Чтение как одно из средств получения информации создаёт не только предпосылки для расширения и пополнения общего кругозора, но и даёт возможность каждому специалисту своевременно получать новую информацию, что является очень важным для современной науки и техники.
Являясь одним из средств человеческого общения и человеческой культуры, чтение предоставляет студенту неограниченные возможности познания нового об окружающем мире и, прежде всего, о самом себе.
Воздействуя на сознание, волю и чувства студента, чтение формирует его как личность, помогая реализовать образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Вот почему мы рассматриваем чтение, как фактор стимулирования процесса самореализации студента технического вуза.
Анализ учебных программ, концепций и подходов обучения иностранному языку свидетельствует о том, что в настоящее время цели обучения иностранному языку предусматривают овладение иноязычной культурой с целью формирования необходимого обществу типа личности, готовой к творчеству и созиданию, самообразованию, самореализации, к жизнедеятельности в условиях современного общества.
По оценкам специалистов в области обучения иностранному языку важнейшей проблемой сегодня считается формирование у обучающихся способности эффективного участия в межкультурной коммуникации - одной из важных категорий новой научной парадигмы.
Развитие способности к межкультурному общению связано с развитием у обучающегося компетенции, позволяющей ему соотносить свою культуру с культурой страны изучаемого языка.
Навыки и умение формируются и развиваются на основе осознания определённого языкового материала и действий с ним, т.е. знаний. Поскольку мы рассматриваем чтение как цель обучения иностранному языку в техническом вузе, студентам необходимо дать основные теоретические знания о лексических, грамматических фактах языка, без усвоения которых нельзя осмыслить определённые языковые явления, а поэтому нельзя правильно использовать их для понимания смысла читаемого.
При этом необходимо подчеркнуть, что при изучении иностранного языка важны не сами по себе языковые знания, а те приобретённые на их основе умения и навыки, которые обеспечивают выполнение коммуникативной функции, т.е. овладение чтением, посредством которого происходит формирование мировоззрения как способа осознания действительности, принципов жизни, идеалов человека. Мировоззрение - “это тот магический кристалл, сквозь который человек воспринимает, ощущает и осмысляет мир, себя в мире и мир в себе”. (Пассов Е.И.).
В связи с изложенным есть основание перейти к рассмотрению ключевых языковых компетенций в качестве составляющих профессиональной компетенции студента технического вуза, необходимых при обучении чтению на английском языке. Представляется целесообразным выделение специальных для этой области знания ключевых языковых компетенций: лингвистической, социокультурной, компенсаторной и учебной.
Лингвистическая компетенция рассматривается как компонент профессиональной подготовки, обеспечивающий правильность речи студентов на английском языке, предполагающий владение осо-
бенностями речепроизводства, языковыми и речевыми средствами, правилами использования языка в различных ситуациях общения.
Социокультурная компетенция понимается как способность студента строить любое высказывание, учитывая условия, при которых осуществляется акт общения (устное или письменное), а также владение будущим авиационным специалистом определённой совокупностью знаний о культуре страны изучаемого языка, через которое опосредуется культурное взаимодействие.
Компенсаторная компетенция предусматривает способность обучаемого преодолевать трудности при обучении чтению и порождении иноязычных высказываний.
Учебная компетенция - это способность и готовность студентов к эффективному осуществлению учебной деятельности при овладении иностранным языком как учебным предметом.
Опыт практической работы показывает, что формирование ключевых коммуникативных компетенций осуществляется в процессе обучения чтению студентов в условиях вуза.
READING IS AN AIM OF TEACHING ENGLISH IN NONLINGUISTIC INSTITUITES AND A
SELF-REALIZATION STUDENTS’ FACTOR
Kuznetsova N.A.
Nowdays the reading is an aim of teaching English in non-linguistic institutes and a self-realization students’ factor. It means students’ broadening of mental out look, raising their cultural level and level of education as well as culture of thinking, communication and speech.
Сведения об авторе
Кузнецова Наталья Анатольевна, окончила Иркутский институт иностранных языков (1981), старший преподаватель Иркутского филиала МГТУ ГА, автор 17 научных работ, область научных интересов - методика преподавания иностранных языков.