Научная статья на тему 'Чтение как инструмент воспитания и самовоспитания: от назидания — к «празднику непослушания»'

Чтение как инструмент воспитания и самовоспитания: от назидания — к «празднику непослушания» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чтение / подрастающее поколение / постфигуративность / кофигуративность / префигуративность / «зет» / «альфа» / институты инфраструктуры чтения / сетевое пространство / содержание и цели чтения / стимулирование читательской активности / reading / younger generation / postfiguration / co-figurativeness / pre-figuration / Zet / alpha / reading infrastructure institutions / network space / content of goals and reading / stimulating reader activity

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Виолетта Яковлевна Аскарова, Наталья Львовна Зыховская, Владимир Яковлевич Рушанин

В настоящей статье рассматриваются отношения взрослого и детского миров в сфере чтения в динамике социокультурного процесса: от цивилизаций Древнего Востока до современности. Эти отношения определяются доминирующим типом культуры, конкретно-­историческим моментом, системой сложившихся представлений о значении чтения для воспитания, познания, формирования нравственности и ценностей подрастающего поколения. Более детально рассмотрена нынешняя ситуация, для которой характерна эмансипация детско-юношеской категории читателей от мира взрослых и институтов инфраструктуры чтения; ее отличают интернет-ориентированность, активное участие в различных формах сетевой коммуникации по поводу книги и чтения. Также обоснована необходимость регулярного мониторинга сетевых читательских практик детей и юношества, что позволит гармонизировать взаимодействие поколений, привести стратегии и практики деятельности институтов инфраструктуры чтения в соответствие со сложившимися реалиями цифрового века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reading as a Tool of Educationand Self-Education: from Edification to “A Celebration of Disobedience”

The given article considers relationships between the worlds of adults and children in the sphere of reading in the dynamic of social-cultural process: from the Ancient East civilizations to the present days. These relationships are determined by the dominant type of culture, by the certain historical juncture, by the system of particular images and importance of reading for education, cognition, formation of morality and valuables of the younger generation. The authors have thoroughly studied the present situation characterized by the emancipation of children’s and youth readers category from the world of adults and from the reading infrastructure institutions; this situation is defined by the Internet orientation, by active participation in different forms of network communication regarding book and reading. The article has also justified the need of regular monitoring of online reading practice of children and youth which allows to harmonize interactions of generations to bring the strategies and practices of the reading infrastructure institutions activity into line with digital agу realities.

Текст научной работы на тему «Чтение как инструмент воспитания и самовоспитания: от назидания — к «празднику непослушания»»

УДК 02

Виолетта Яковлевна Аскарова

доктор филологических наук, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: [email protected] Наталья Львовна Зыховская

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы

Южно-Уральский государственный университет

(национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия

E-mail: [email protected] Владимир Яковлевич Рушанин

доктор исторических наук, профессор кафедры истории и музеологии

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: [email protected]

ЧТЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ: ОТ НАЗИДАНИЯ - К «ПРАЗДНИКУ НЕПОСЛУШАНИЯ»

В настоящей статье рассматриваются отношения взрослого и детского миров в сфере чтения в динамике социокультурного процесса: от цивилизаций Древнего Востока до современности. Эти отношения определяются доминирующим типом культуры, конкретно-историческим моментом, системой сложившихся представлений о значении чтения для воспитания, познания, формирования нравственности и ценностей подрастающего поколения. Более детально рассмотрена нынешняя ситуация, для которой характерна эмансипация детско-юношеской категории читателей от мира взрослых и институтов инфраструктуры чтения; ее отличают интернет-ориентированность, активное участие в различных формах сетевой коммуникации по поводу книги и чтения. Также обоснована необходимость регулярного мониторинга сетевых читательских практик детей и юношества, что позволит гармонизировать взаимодействие поколений, привести стратегии и практики деятельности институтов инфраструктуры чтения в соответствие со сложившимися реалиями цифрового века.

Ключевые слова: чтение, подрастающее поколение, постфигуративность, кофигура-тивность, префигуративность, «зет», «альфа», институты инфраструктуры чтения, сетевое пространство, содержание и цели чтения, стимулирование читательской активности

Для цитирования: Аскарова, В. Я. Чтение как инструмент воспитания и самовоспитания: от назидания — к «празднику непослушания» / В. Я. Аскарова, Н. Л. Зыховская, В. Я. Рушанин // Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 4 (80). — С. 7-25.

7

Введение

Перед нашей страной стоит задача построения системы общественного воспитания на началах ценностей отечественной культуры, национальной традиции и богатом опыте народного воспитания, в том числе средствами книги и чтения. Для осмысления сегодняшних задач необходимо понять, какие факторы общественной жизни на протяжении исторического процесса определяли взаимоотношения поколений, в какой мере старшие влияли на ценностное отношение к чтению, его содержание и смысл. Практически на всем протяжении развития письменной культуры представители мира взрослых использовали книгу и чтение как важнейшие инструменты воспитания и образования, но сейчас мы столкнулись с ситуацией, когда возможности его воздействия в условиях глобализации и распространения интернет-технологий в значительной степени снизились, что нарушает естественный процесс преемственности поколений и создает принципиально новую ситуацию в сфере чтения, требующую понимания практик читательской деятельности, сложившихся под влиянием сетевых коммуникаций. Представляется достаточно очевидным, что эта ситуация требует кардинального пересмотра подходов, форм и методов к организации детского и юношеского чтения со стороны институтов инфраструктуры чтения.

Цель статьи — на основе выявления динамики взаимоотношения взрослого и детского миров в сфере чтения показать уникальность сегодняшнего момента в читательской деятельности поколений «зет» и «альфа».

Теоретической основой исследования являются: концепция М. Мид о типах культуры, определяющих отношения взрослого и детского миров: постфигуративный (дети прежде всего учатся у старшего поколения), кофигура-тивный, (старшее и младшее поколение учится у сверстников) и префигуративный (взрослые многому учатся у своих детей) [14]; теория поколений Н. Хоува и У. Штрауса, где дается характеристика разных поколений — «буме-ры», «иксы», «игреки», «зеты» [19] и работы М. Маккриндла, содержащие характеристику поколения «альфа», открывающего, с точки

зрения исследователя, нечто новое в развитии человечества [30]. Для достижения поставленной цели с неизбежной схематичностью обозначим основные идеологические конструкты, определяющие роль взрослых в организации и содержании чтения, сложившиеся на разных этапах социокультурного процесса.

Предлагаемый дискурс включает в себя:

- эволюцию взглядов о значении чтения для воспитания, познания, формирования нравственности и системы ценностей подрастающего поколения;

- оформление представлений о характере взаимодействия взрослого и детского миров в условиях доминирования определенных типов культуры;

- выявление роли институтов инфраструктуры чтения в развитии читательской деятельности детей и юношества;

- факты, свидетельствующие о возрастании субъектности поколений «зет» и «альфа» в условиях развития электронных коммуникационных каналов и информационных технологий.

Обозначенный дискурс локализуется материалом о развитии чтения в цивилизациях Древнего Востока, античного мира, европейского и древнерусского средневековья, европейского Возрождения, Просвещения, сужаясь до материалов отечественной истории XIX, ХХ и ХХ! столетий. Для рассмотрения вопроса отбирались наиболее значимые, знаковые источники, характеризующие основные вехи развития взаимодействия поколений в локусе читательских практик. Всеобъемлющий теоретический анализ, включающий мировой историко-культурный контекст в многообразии различных национальных культур и эпох, — дело будущих макроисследований.

Заявленная тема содержательно определяет междисциплинарный характер исследования, включающий достижения философской, культурологической, педагогической и читателеведческой мысли, раскрывающий систему представлений о целях, организации, характере и содержании чтении молодого поколения в исторической динамике. Сравнительно-исторический анализ с использованием диа-хронного метода позволил установить, как с течением времени изменялись эти представ-

8

ления в контексте смены типов культуры: от постфигуративного, сложившегося в глубокой древности, до префигуративного, характерного для нашего времени. Метод актуализации способствовал лучшему пониманию современной ситуации в сфере чтения на основе анализа исторического опыта в данной сфере.

Книга и чтение как инструмент

передачи социального опыта

в постфигуративных культурах

древности и Средневековья

Издревле человечество искало средства передачи жизненного опыта старшего поколения — младшему; долгое время считалось, что именно такой путь обеспечит воспроизводство норм и ценностей, которые гарантировали стабильность существования. С развитием письменности одним из инструментов передачи накопленных смыслов стали книги и чтение. Для древности и средневековья был характерен постфигуративный тип культуры, предполагающий безоговорочное подчинение детей и молодых людей взрослым и беспрекословное послушание.

В цивилизациях Древнего Востока этой цели служили, в частности, произведения дидактического жанра, юным шумерам основы нравственных норм и человечности передавали предписания, наставления, поучения, назидательные истории, сказки, сказания о богах и подвигах героев, легенды, пословицы. В Древнем Египте получил развитие жанр поучений («Поучение Птахотепа», «Верноподданное поучение», «Поучение фараона Аменемхета», «Поучение Ани», «Поучение Аменемопе»), в которых молодые египтяне предостерегались от бедствий, которые их постигнут при несоблюдении норм, предписанных богами. В текстах поучений содержались призывы чтить и любить родителей, быть учтивыми со стариками, служить своей семье. В Древней Индии образовательно-воспитательный процесс, главным актором которого был гуру, достижение нравственного и духовного уровня брахма-чинами, усвоение ими правил религиозных правил и норм светской жизни достигалось

посредством чтения текстов сакрально-религиозного характера, основными из которых были «Веды» и «Упанишады». В Древнем Китае основное содержание воспитания было сформулировано Конфуцием; человеколюбие, справедливость, благоразумие, честность, благожелательность и почитание старших. Помимо личного примера и назидательных бесед формированию внутреннего мира и усвоению правил поведения должно было способствовать чтение канонических текстов — цзинов. Эта тенденция характерна и для педагогических практик античного мира, где в процессе воспитания физически развитого, достойного, трудолюбивого гражданина, любящего свою родину и семейный очаг, использовались стихотворения, наполненные нравственным содержанием или поучительные повествования о людях, совершивших подвиги и благородные поступки: сочинения Гомера, Гесиода и др.

В средневековой Европе понимание целей воспитания и обучения определялось как служение Богу, выстраивание жизненного пути в соответствии с его заповедями. Поскольку формирование духовного мира молодых людей было нацелено на усвоение религиозных ценностей, оно в обязательном порядке включало изучение священных текстов; соответственно в качестве учебной литературы использовались тексты Ветхого и Нового Завета, Псалтырь и Абецедарий. Древняя Русь, перенявшая от Византии представления о роли книги и чтения в формировании истинного христианина, использовала в качестве инструментов воспитательно-образовательного процесса азбуковники, изборники, притчи, наставления и произведения дидактической литературы в жанре «поучения» и «слова». В этих сочинениях содержались тексты о религиозных ценностях, почитании старших, послушании, доброте, сострадании к бедным и пр. Вместе с тем отметим, что в букваре с картинками Кариона Истомина отмечается следующее: умение читать требуется не только для понимания религиозных текстов, но и для «дел гражданских», что было достаточно необычным для того времени [10].

9

Новое время: сложный диалог постфигуративной и кофигуративной культур на темы книги и чтения

Отношение к детству кардинально изменилось в эпоху Нового времени. Гуманисты европейского Возрождения воспринимали детей как хранителей имен и памяти, членов семьи и христианского сообщества, граждан государств, надежду отцов. Поэтому они считали себя ответственными за воспитание молодого поколения: М. Монтень в своих «Опытах» писал о чтении как важнейшем средстве познания и самопознания, воспитания и самовоспитания, коммуникации с самим собой и всем миром [16]. Ф. Бэкон, автор бессмертного афоризма «Знание — сила», утверждал, что важнейшим средством передачи знания является чтение книг, которое направляется либо «советами учителей, либо собственным рвением и интересом». Он считал, что выбор книг для образовательного чтения должен определяться критическими оценками ученых, которые «должны руководить учащимися в выборе книг» [6]. Английский философ-просветитель Дж. Локк в своей работе «Мысли о воспитании. Что читать и изучать джентльмену» настаивал на том, что приучать детей к чтению нужно с детства, потому что книги служат совершенствованию разума и являются, в частности, необходимым условием формирования джентльмена. Он должен ознакомиться с объектами всех наук, разобраться в нравственных и политических вопросах, познать историю и право, постоянно стремиться к расширению своих знаний. В круг чтения джентльмена должны входить книги о добродетелях и пороках, гражданском обществе и видах правления, а также о праве и истории [12]. Выдающийся чешский педагог-гуманист XVII столетия Я. А. Коменский считал, что чтение должно служить воспитанию ума, обогащать память практически полезными сведениями, поэтому так важно читать именно те книги, которые толкуют о жизни. Он полагал необходимым делать в процессе чтения выписки, систематизировать конспекты, приводить полученные знания в систему; это было важным вкладом в развитие представлений о культуре чтения [5].

Традицию направления читательской деятельности детей и юношества старшим поколением продолжили деятели европейского Просвещения. Жизненный успех человека в это время связывался с наличием у него знаний, что предопределило возрастание роли библиотеки, книги, чтения. Книгоиздание откликнулось на эти запросы выпуском всевозможных изданий справочного характера и энциклопедий; так появились «Циклопедия» Е. Чемберса, «Большой универсальный лексикон» Й. Цедлера, «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств или ремесел» под редакцией Ж. д'Аламбера и Д. Дидро. Новая эпоха потребовала формирования принципиально новых представлений о детско-юношеском чтении, подчеркивающих его социальный и самостоятельный характер, что особенно ярко отражалось в высказываниях Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо и И. Канта. Вольтер видел в нем средство просвещения, поиска истины, преодоления заблуждений и формирования нравственных убеждений; Ж. Ж. Руссо связывал чтение с подготовкой к полноценной, самостоятельной жизни; И. Кант считал, что чтение должно побуждать к самостоятельному мышлению. Обратим внимание на то, что это уже были шаги в направлении кофигуративно-го типа культуры, когда дети и юноши начинают рассматриваться как люди, ответственные за формирование своей личности и активной гражданской позиции.

В России в это время усилиями императора Петра I и его сподвижника Феофана Проко-повича вырабатывались представления о детско-юношеском чтении, связанные с поиском ресурсов для осуществления реформ и европеизации государства. В европейских странах закупались учебники и учебные пособия и, кроме того, по приказу государя было создано педагогическое сочинение «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», где излагались правила хорошего поведения и нравственные уроки: как вести себя за столом, относиться к родителям («отца и матерь в великой чести содержать»). Не следовало слушать «блудные песни, скверные басни, глупые пословицы». Молодой человек должен «говорить иностранными языками», обучать-

10

ся чтением полезных книг, а также уметь «добрый разговор учинить», быть красноречивым и благочестивым гражданином [28].

В век российского Просвещения, который связывают с периодом правления Екатерины Великой, сама императрица сформулировала идеал воспитания подрастающего поколения. Стремясь к созданию «новой породы» людей, она взяла за основу зародившийся в Европе гуманитарный идеал, исходящий из уважения к правам и свободе личности, ее естественности и самобытности. Значительную роль в этом процессе правительница отводила чтению, что дало толчок развитию ориентированной на детей книжной культуры. При Императорской академии наук вышла «Российская азбука для обучения юношества чтению» для общественных школ, создание которой приписывается самой Екатерине [22]. Докатившиеся до России волны женской эмансипации способствовали развитию материнского чтения, что, в свою очередь, стимулировало читательскую деятельность детей из дворянских семей. Для них закупалась и переводилась зарубежная литература; преимущественно это были сочинения французских и немецких авторов (сочинения М. д'Онуа, И.-М. Лепренс де Бомон, С. Жан-лис, М. Сервантеса, Д. Дефо, Л. Плутарха) и учебная литература («Естественная история для малолетних детей» Г. Х. Раффа, «Собрание предметов для юношества» Ф. Ю. Бертуха и др.). Вскоре появились и книги, написанные российскими авторами: А. И. Богдановым, А. Т. Болотовым, Г. Тепловым [26].

Особая роль в формировании представлений о значимости чтения детей в это время принадлежала Н. И. Новикову. В своем знаменитом сочинении «О воспитании и наставлении детей» пионер демократического книгоиздания утверждал, что главная задача взрослых — сделать детей благополучными людьми и полезными гражданами, воспитывать в них «отечественный дух». Образование должно служить личному счастью и приносить пользу государству, причем большая роль в этом отводилась книге и чтению [17]. В соответствии с этими представлениями в детском репертуаре изданий Н. И. Новикова преобладали деловые и научно-популярные книги, а выпускаемый им дет-

ский журнал, названный в стиле лексики екатерининских времен «Детское чтение для сердца и разума», содержал изрядную долю отрывков книг делового, научного характера, принадлежавших в основном немецким авторам.

От «века ребенка» —

к веку социалистического

строительства: на пути

к самостоятельному чтению

Значимой вехой для развития представлений о роли чтения в социализации детско-юношеского поколения, праве юного человека на читательское самоформирование в России стала вторая половина ХК столетия, метафорически названная «веком ребенка». Это было заметным движением в направлении развития отношения взрослого и детского миров, характерного для кофигуративного и в определенной степени префигуративного типов культуры. В трудах Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Менделеева, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского отстаивалось право подрастающего поколения на реализацию собственной субъектности. В центр воспитательно-образовательного процесса ставились проблемы формирования нравственности, любви к свой семье, нации и человечеству в целом [18, 26]. Наиболее ярко идеи о праве ребенка на свободное чтение выразили Л. Н. Толстой и Н. А. Ру-бакин. Толстой считал, что насильственное воспитание в принципе несправедливо, ребенка нужно не загонять в определенные рамки, а обеспечить его книгами, необходимыми для развития и нравственного воспитания. Выдающийся российский специалист в области книжного дела и чтения Н. А. Рубакин признавал за ребенком право на самоопределение: он «... человек, а не объект для педагогических манипуляций» [23, с. 205]. Ребенок должен вырабатывать в своем сознании «нечто свое собственное», а при выборе книг руководствоваться собственными привычками и потребностями. Детская библиотека должна быть своего рода «отражением Вселенной».

Период после свершения Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране был достаточно противоречивым для развития взаимодействия взрослого и дет-

11

ского миров. Взрослые не сомневались в своем праве активно вмешиваться в детско-юношеское чтение, жестко руководить им, определять границы допустимого в его содержании. Из круга чтения выталкивалась литература, в которой действуют «феи, русалки и прочая дребедень», допускаются отклонения от реализма. Непозволительными для детского чтения объявлялись книги, которые не вписывались в большевистскую идеологию и могли быть истолкованы «нежелательным образом» [3].

Вместе с тем крупнейшие деятели культуры того времени: А. В. Луначарский, М. Горький, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак — выдвинули новую, гуманистически окрашенную систему требований к детской литературе: природосообразность, близость к жизни, научность, развивающий характер [13]. Для детей творили В. Бианки, Б. Житков, В. Брюсов, Е. Шварц, Ф. Сологуб и так называемые обэ-риуты, в группу которых входили Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий и др. Стало выходить много детских журналов: «Северное сияние», «Красные зори», «Юные товарищи», «Барабан», «Воробей», «Новый Робинзон», «Красный галстук», «Пионер», «Мурзилка», «Чиж», «Еж» и др. Здесь публиковалось много познавательного материала: небольшие заметки и очерки по естествознанию, технике и прикладному искусству, обзоры важнейших открытий и изобретений, статьи об общественных инициативах, различных видах труда, достоинствах социализма и значимости пролетарской культуры, о безрадостной жизни детей в дореволюционной России и западном мире. Детей привлекали к сотрудничеству в качестве корреспондентов, публиковались их письма, заметки и другие сочинения, что позволило юным авторам проявить свою субъектность. Специалисты по детскому чтению старались понять нового читателя; высказывались даже соображения о том, что дети и подростки лучше знают, какие книги им нужны, и даже сами могут написать их.

В целом следует отметить, что в 19201930-е годы для детей издавали много полезной литературы, которая формировала представления об общественном устройстве, социальной справедливости, естественнонаучной картине мира, воспитывала любовь к труду

и воспевала подвиги. В детских книжках, изданных на дешевой бумаге, описывались физические эксперименты, рассказывалось о мире животных, сельском труде — словом, советского ребенка знакомили с реальной жизнью. Феномен детской книги этого периода вызвал огромный интерес на Западе: ее изучают, организуют выставки, пытаются понять, в чем сила этой книги, как она смогла воспитать людей, выигравших Великую Отечественную войну.

На протяжении всего периода советской истории ребенок по-прежнему рассматривался как объект формирования, руководства, влияния; взрослые исходили из того, что им нужно передавать детям свой социальный опыт, моделировать их будущее по образцу собственной жизни. В то же время дети и молодые люди при выборе литературы для чтения уже во многом ориентировались не только на взрослых, но и на сверстников, что свидетельствовало об отношениях взрослого и детского миров, характерных для кофигуративного типа культуры. Набирали силу представления о необходимости бережного отношения к детству, индивидуальности ребенка, развития его самостоятельности и инициативы; эти идеи были воплощены в трудах крупнейших специалистов в области детского чтения 19601980-х гг.: Л. И. Беленькой, Д. А. Гольдштей-на, Н. Ф. Новичковой, И. И. Тихомировой, О. Ф. Хузе. Руководство детским чтением уже стало рассматриваться как воспитание навыков сознательного, вдумчивого, целенаправленного чтения при корректирующем воздействии со стороны взрослых. В профессиональных работах, посвященных детскому и юношескому чтению, все чаще стали использоваться слова самопознание», «самораскрытие», «самовыражение», «самооценка».

Цифровой век:

торжество префигуративности

Знаковым событием для пересмотра взаимоотношений взрослого и детского миров стала перестройка, которая сопровождалась разочарованием в пройденном пути социалистического развития, неверием в старшее поколение, допустившее множество ошибок, его слабая адаптированность к реалиям рыночной

12

экономики и бурно развивающимся информационным технологиям.

Утрата ориентиров во взаимодействии старшего и младшего поколений вызвала определенное чувство растерянности, непонимание того, как выстраивать взаимодействие детского и взрослого миров. Одним из следствий этого в российских вузах стала повсеместная ликвидация кафедр детской литературы, что привело к прекращению дифференцированной подготовки специалистов для детских библиотек. Круг специалистов, компетентных в вопросах развития детско-юношеского чтения, резко сузился, что не могло не сказаться на качестве профессиональной дискуссии о содержании чтения названной категории читателей. Идеология взаимоотношений взрослого и детского миров и система требований к детской литературе в сложившихся социокультурных условиях не были сформированы.

Этот сложный период совпал с электронной революцией, породившей бум развития информационных технологий. Выросло поколение цифровых аборигенов, уверенно чувствующих себя в Интернет-пространстве. Оно все больше дистанцируется от взрослых, переживая своего рода «праздник непослушания», позволяющий выстроить и реализовать свою, независимую от взрослых систему ценностей в мире литературы и чтения.

Для коммуникативного поведения поколения «зет» (цифровое поколение, поколение интернета, поколение юзеров, сетевое поколение, цифровые люди, N-Generation, центениалы, хоумлендеры), родившегося в 1966-2010 гг., обыденными стали интернет, смартфоны и иные гаджеты, создающие эффект одновременного присутствия в разных пространствах. Молодые люди максимально используют сети для общения, что формирует зависимость от цифровых технологий и сокращает время для межличностной коммуникации в реальной жизни. Вместе с тем они не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо, у них снижены возможности к воображению, рефлексии, долговременному запоминанию, углубленному пониманию, проектному и теоретическому мышлению. «Зеты» не склонны к скрупулезной работе, требующей усидчивости,

легко переключаются с одного вида деятельности на другой, сопротивляются избыточности информации [2; 20].

Исследователи когнитивной деятельности поколения «зет» в сетевом пространстве А. Е. Войскунский, Д. Ротман отмечают, что его отличают ориентация на визуальные образы, склонность переходить от чтения объемных, сложных по содержанию текстов к поиску нужной информации по ключевым словам. Мышление в процессе чтения в результате становится поверхностным, фрагментарным, со сниженной критичностью, приобретает черты клиповости. Установка на длительное запоминание и обработку информации отсутствует; превалирует установка на сохранение в памяти алгоритма нахождения необходимой информации и ее локализации на определенных ресурсах [7; 31].

Поколение «альфа» (Generation Alpha) — это те, кто родился после между 2010 и 2024 гг. Австралийский ученый Марк Маккриндл, который дал наименование этому поколению, считает, что именно оно «начинает что-то новое»: это глобальное, цифровое, мобильное, визуальное поколение, которое не только потребляет, но и создает контент, оказывая влияние на культуру и политику. Оно активно пользуется умными технологиями, голосовыми помощниками и нейросетью. Вместе с тем «альфы» не склонны к длительной концентрации внимания, чтению длинных текстов и не проявляют стремления к глубоким знаниям [30]. Словом, поколения «зет» и «альфа» — это интернет-ориентированные аудитории, для которых традиционные формы продвижения и восприятия книги связываются с режимом ретро-ориентированности и символического устаревания. Для этих поколений нет четких границ между реальным и виртуальным мирами. Социальные сети позволяют молодым людям осуществлять внеинституциональное дрейфующее интернет-чтение, в удобной для себя форме делиться впечатлениями о прочитанном, рекомендовать те или иные произведения, авторов, создавать разнообразные читательские сообщества. Для них наиболее значимы литературные рекомендации медийных лиц, «значимых других», ин-флюэнсеров, референтных и субкультурных групп. Определенную роль в обозначенных

13

процессах играет и саморегуляция на уровне определенного субъекта — отдельных групп и индивида. Взаимодействие и взаимовлияние молодых людей осуществляется посредством социально-психологических механизмов общения: заражения, подражания, внушения, убеждения, конформности, идентификации и обособления. Взрослое поколение во главе с родителями и специалистами инфраструктуры чтения после периода растерянности несколько запоздало пытается встроиться в это торжество префигуративности, не предполагающей послушания и внимательного отношения к рекомендациям старшего поколения.

Абсолютизация возможностей Интернета, уход в виртуальные миры ведут к снижению символической фигуры «умного взрослого», в том числе — родителей («геронтов», «рода-ков», «предков»), нарастанию конфликтов между «отцами» и «детьми», мировоззренческому разрыву поколений. Более того, молодые люди нередко подчеркивают свою идентификации со сверстниками по принципу предполагаемого сходства интересов и обособленность, эманси-пированность от мира взрослых, неприятие их читательского опыта. Одна юная читательница написала: «...родители уверены, что современные книги все поверхностные, одноразовые, и читать их чуть ли не стыдно. На самом деле, они ошибаются. За последние годы появилось очень много книг, гораздо более увлекательных, и при этом столь же ценных с литературной точки зрения, как и те, что помнят родители из своего детства. И издаются такие книги, которые известны и любимы в мире многие годы, а у нас они появились только сейчас. Я не буду умничать и рекомендовать современные книги, получившие премии критиков и библиотекарей. Я хочу посоветовать книги, за которые ручаюсь. Которые затягивают и не отпускают до последней страницы» (к посту — более двух тысяч «лайков»)1. Чаще всего подобные дискуссии разворачиваются в поле обсуждения пересмотра школьной программы и внеклассного чтения: «Есть такое понятие "на зубах навязло". Особенно после того, как в школе всю душу сочинениями вынут».

1 URL: https://vk.com/wall-73476_867848 (дата обращения: 24.11.2024).

Читательская деятельность молодого поколения переместилась в сетевое пространство. которое предоставляет широчайший контент ресурсов, связанных с книгой и чтением: это челленджи, блоги, тематические читательских сообщества, фандомы, форумы, тематические подборки, подкасты, литературные и писательские сайты, страницы отдельных читателей, буккросинги и пр. Здесь молодые люди используют возможность публикации, обмена мнениями, обсуждения литературных произведений, демонстрации эмоционального отношения к текстам, различному контенту в социальных сетях и пр. Разумеется, для грамотного выстраивания отношений с интернет-ориентированной аудиторией необходимо понимание того, по каким признакам возможна ее дифференциация, какую роль в интенсивности и содержании чтения играет принадлежность к определенным субкультурам и интерпретативным сообществам, какие читательские практики реализуются в сетевом пространстве, чем определяются вкусовые пристрастия и оценки детей и молодых читателей, кто оказывает на них наибольшее влияние.

Чтобы приблизиться к пониманию этих вопросов, в Челябинском государственном институте культуры с участием коллег из ЮУрГУ в последние несколько лет ведутся исследования, направленные на изучение читательских практик молодых людей. В 2021-2022 гг. было проведено изучение чтения студентов, в котором приняло участие более тысячи человек из 11 вузов Южного Урала2.

Цель исследования — содержательная конкретизация отношения студентов вузов Южного Урала к различным аспектам и практикам чтения в контексте цифровых трансформаций XXI в. В качестве методов сбора эмпирического материала применялись опросный лист

2 В работе принимали участие В. Я. Аскарова, Л. Б. Зубанова, Н. Л. Зыховская, Д. М. Хафизов, А. В. Солина, Л. С. Яцушкина. Основные результаты исследования отражены в коллективной монографии: Аскарова В. Я., Зыховская Н. Л., Хафизов Д. М. Чтение молодежи в век цифровых технологий: отражение универсальных смыслов в региональном исследовании : кол. моногр. Челябинск : Библиотека Миллера, 2022. 219 с. [1]

14

(в очном и заочном форматах), анализ сетевого контента, игротехнические приемы и фокус-групповые дискуссии.

Студенты отметили высокую ценность чтения, осознавая в то же время его нынешнюю размытость и проникновение практически во все сферы жизни. Предпочтение электронного или бумажного текста определялось соображениями удобства и доступности. При выборе литературы для чтения ориентируются больше на современную литературу, причем на стимулирование интереса к определенным книгам влияют визуальные коммуникационные технологии, прежде всего, экранизации (44 %) и суждения лидеров мнений и ин-флюэнсеров (43 %).

Среди мотивов чтения лидирует мотив общекультурной компетентности (62 %), на втором месте оказался мотив релаксации (44,3 %), а на третьем — мотив духовной рефлексии (37,9 %). Среди мотитвов-аутсайдеров (не более 15 % выборов) — оказались референтная мотивация и коммуникативный мотив. Мы это связываем с тем, культура большинства и консолидированных интересов явно уходит в прошлое, уступив место поиску индивидуальной читательской траектории.

В качестве «мягкой силы», стимулирующей их читательскую активность, молодые люди называют социальные сети; эту позицию выбрали 58,2 % опрошенных. В сетевом пространстве молодежью практикуются различные варианты «виртуального» общения и обмена информацией по поводу книги и чтения: основные из них — книжные челленджи, флешмобы, буккросинги, фандомы, блоги, подкасты, читательские клубы.

В Интернете за последние 20 лет получили распространение челленджи, в ходе которых молодые люди в игровой форме соревнуются друг с другом в количестве прочитанных книг, отобранных по разным основаниям: тематическим, жанровым, авторским, временным и пр. В качестве форм участия в челленджах предлагается также написание рецензий, аннотаций, отзывов и саммари, выделение цитат, прочтение книги в определенном месте, составление собственных подборок книг и пр.

Наиболее популярные из челленджей — «Книжный вызов», «Книжная башня», «Пер-

вое предложение», «Слепой книжный вызов», «Книжный шепот». Самым востребованным и массовым среди них оказался челлендж «Книжный вызов», который с 2014 г. ведется на платформе литературного сервиса livelib.ru3 и набрал около миллиона участников. Предлагают свои челленджи также платформы ReadRate4, Smart Reading, MyBook5, Читай-го-род6. Некоторые блогеры на своих страницах размещают челленджи, адресованные самим себе.

В последние годы к организации чел-ленджей подключились институты книжного дела: среди них — издательство «Манн, Иванов и Фарбер»7, красноярский книжный магазин «Бакен»8, а также несколько библиотек. В частности, ими занимается Национальная библиотека Беларуси9, а с 2020 г. организует книжные челленджи Центральная городская библиотека им. Светлова, г. Москва10. В чел-ленджах «Светловки» присутствуют задания, способствующие углублению понимания прочитанного: смастерить закладку, вдохновленную книгой по определенной теме, создать свою иллюстрацию к книге, вести читательский дневник и пр. Запустили свои челленджи также библиотеки Владимирского реги-она11, Кирсинская центральная библиотека им. Г. М. Вяземского Верхнекамской центра-

3 URL: https://www.livelib.ru/challenge/2024 (дата обращения: 24.11.2024).

4 URL: https://www. smartreading.ru (дата обращения: 24.11.2024).

5 URL: https://www. mybook.ru (дата обращения: 24.11.2024).

6 URL: https://www.chitai-gorod.ru/product/ knizhnyy-chellendzh-2738733? (дата обращения: 24.11.2024).

7 URL: https://blog.mann-ivanov-ferber. ru/2024/07/15/10-knizhnyx-chellendzhej-i-mnogo-idej-dlya-chteniya/ (дата обращения: 24.11.2024).

8 Книжный магазин «Бакен». URL: https://www. bakenbooks.com/?p=9 (дата обращения: 24.11.2024).

9 Книжные челленджи: как перестать бояться и начать читать 100 книг в год. URL: https://news. myseldon.com/ru/news/index/237132315 (дата обращения: 24.11.2024).

10 Юбилейный книжный челлендж. 2024. URL : https://www.svetlovka.ru/projects/yubileynyy-kmzhnyy-chellendzh-2024/ (дата обращения: 24.11.2024).

11 Книжный челлендж еще в моде! URL: biss.

lib33.rmknizhnyj-chellendzh-eshhe-v-mode.html (дата

обращения: 24.11.2024).

15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лизованной библиотечной системы12, Межпоселенческая библиотека Братского района Иркутской области13.

Челленджи используют и школьные педагоги в качестве инструмента популяризации чтения среди учеников14. Причем учителя вовлекают в эту работу родителей, что побуждает к развитию общения по поводу книги и создает условия для диалога поколений.

Среди молодежи набирает популярность такая аудиальная форма побуждения к чтению, как подкасты, в ходе которых ведущие и их собеседники в непринужденной форме беседуют на литературные темы. В топ подкастов по проблемам книги и чтения входят «Книжный базар» Г. Юзефович и А. Завозовой; «Читатель» П. Грозного; «Книги жарь» С. Лебедева и А. Правдюк; «Чтение» Е. Стаховского; «Полка» Ю. Сапрыкина, Л. Оборина и П. Рыжовой; «Поляринов говорит» А. Поляринова; «Heresy Hub» Ж. Поярковой; «Горячая ультрасовременность» Н. Зайцевой; «Армен и Федор» А. Захаряна; «Ковен дур», который ведут четыре молодые писательницы и др. Привлекательность этой формы презентации литературных произведений определяется тем, что каждый подкаст рассчитан на определенную аудиторию, учитывает ее запросы и уровень литературной подготовленности; ведущие под-

12 Книжный челлендж-2024. URL: http:// bibliotekakirs.ru/knizhnyj-chellendzh-2024/ (дата обращения: 24.11.2024).

13 Зачем принимать участие в челлендже? URL: https: //vihlib.ru/news/2024/05/1730/. URL: https: // vihlib.ru/news/2024/05/1730/ (дата обращения: 24.11.2024).

14 Могутова Р. Читать — не скучно! URL: https:// dzen.ru/neskuchno (дата обращения: 24.11.2024); Рукавишникова Е. Г. Читательский челлендж как новая форма популяризации чтения. URL : https:// www.1urok.ru/categories/4/articles/75543 (дата обращения: 24.11.2024); Глазунова Е. Литературный челлендж как эффективная форма пропаганды чтения среди участников образовательного процесса. URL : https://www.maam.ru/detskijsad/-literaturnyi-chelendzh-kak-yefektivnaja-forma-raboty-po-propagande-chtenija-sredi-uchastnikov-obrazovatelnogo-procesa.html (дата обращения: 24.11.2024); Нуриева И. Л. Методическая разработка «Литературный Челлендж как эффективная форма работы по пропаганде чтения среди участников образовательного процесса». URL: https://perricone-md.ru/articles/chto-takoe-chellendzh-v-biblioteke (дата обращения: 24.11.2024).

каста используют соответствующую лексику и тональность разговора. Темы самые разные: о женских романах, бестселлерах, отношении к книгам и чтению, книжных новинках, об истории создания определенных произведений, особенностях отдельного жанра, закулисье книжного процесса и пр. Феномен успешности и востребованности этой формы стимулирования читательской активности молодежи связан, на наш взгляд, с тем, что в роли «умных взрослых» среди ведущих и гостей выступают известные писатели, филологи, издатели, редакторы, переводчики. Причем это всегда беседы с элементами занимательности, живого диалога с аудиторией.

Осваивают эту форму и библиотеки. В авангарде здесь Российская государственная библиотека для молодежи, которая ведет под-касты на популярные у своих читателей темы: о комиксах, детективах, фанфиках, литературе non/fiction, о книжном блогинге и пр.15 Имеет свой подкаст и Якутская национальная библиотека; его ведут писатель-фантаст М. Эверстов и поэт Н. Харлампьева16. Мурманская областная детско-юношеская библиотека им. В. П. Махаевой создала подкаст «У-ук: твои библиотекари в безумном мире», в котором обсуждаются книги для детско-под-росткового чтения; здесь ведется разговор о формировании собственной читательской траектории, о грамотном выборе литературы для чтения, жанровых особенностях фанфикшна и проч17. Имеет подобный опыт и муниципальная библиотека Северодвинска, которая в своем подкасте «Я — библиотекарь» занимается популяризацией русского языка, книги и чтения, устраивает встречи с людьми мира лите-ратуры18. Центральная городская библиотека им. А. П. Чехова в Калининграде ведет циклы подкастов по темам «Истории и легенды Ю. Иванова», «Новое поколение — новые авто-

15 Аудитория РГБМ. Подкасты. URL: https:// podcast.rgub.ru (дата обращения: 20.11.2024).

16 Подкасты // Национальная библиотека Якутии. URL: https://new.nlrs.ru/collections/2621(дата обращения: 08.12.2024).

17 «У-ук: твои библиотекари в безумном мире» URL: https://lib-creative.ru/projects/show/138. (дата обращения: 20.11.2024).

18 «Я — библиотекарь». URL: https://nordlib.ru/ podkast-ya-bibliotekar/ (дата обращения: 20.11.2024).

16

ры», «Читаем с детьми», «Поэтический шлюз» и др.19

Включились в эту работу и наиболее креативные предприятия книжного бизнеса. Издательская группа «ЭКСМО» использует под-касты для продвижения своей продукции20; подключен к этой деятельности и сервис электронных книг ЛитРес21. Подкасты о детских книгах ведут издательские организации: «40 книг», «Арзамас» и др.

Блоги, связанные с книгами и чтением, содержат рецензии и отзывы на произведения, обзоры книг, истории об их создателях, которые сопровождаются откликами и комментариями. В числе наиболее популярных блогов последних лет — «Antony Uly», «bookspase», «Армен и Федор», «Книжный чел», «Читалочка», «Юлия Волкодав», «Литобзор», «Ulilie»; они лидируют по количеству просмотров, постов, комментариев и «лайков», нередко включаются в топ лучших блогов соответствующей тематики.

Вместе с тем блогосфера — явление неоднородное. Выделены три основные группы блогов: коммерчески ориентированные, лоббирующие интересы книжного (прежде всего, книгоиздательского) бизнеса, библиотечные и независимые блоги, которые ведут любящие литературу люди, представляющие лишь свою персону22.

В коммерчески ориентированных блогах основной упор идет на авторов и произведения, которые издаются в каждом конкретном издательстве. Часто сами авторы рассказывают о своих произведениях. Цель таких блогов —

19 Акустическая Чеховка. Подкасты калининградской библиотеки. URL: https://podcasts.apple.com/ru/ podcast/акустическая-чеховка-подкасты-калининград-ской-библиотеки/id1553873054?l=e (дата обращения: 20.11.2024).

20 Книги ЭКСМО. Издательская группа. URL: https://vk.com/podcasts-30437004 (дата обращения: 20.11.2024).

21 ЛитРес: что почитать, послушать? URL: https://podcasts.apple.com/us/podcast/литрес-что-почи-тать-послушать/id1509506802?l=new (дата обращения: 20.11.2024).

22 Кейс, связанный с изучением блогосферы, был разработан Л. С. Яцушкиной. См. : Яцушкина Л. С. Книжный блог как источник сведений о чтении и читателях // Социолог и психолог в библиотеке. Вып. XII. Москва : Рос. госуд. библиот. для молодежи, 2021. С. 74-82 [29].

побуждение к покупке. Библиотечные блоги часто используются в качестве инструментов коммуникации, создания потока целевых посетителей, привлечения внимания к библиотеке. В таких блогах чаще можно увидеть анонсы мероприятий библиотеки, информацию о писателях-юбилярах, стихотворения, подходящие по смыслу к знаменательным датам и пр. Независимые блогеры, как правило, высказывают свою личную точку зрения о прочитанном, и по результатам нашего исследования они более востребованы. Публикуемые ими посты и видео носят в основном обзорный и рекомендательный, реже — развлекательный характер. Отклик на деятельность популярных независимых книжных блогеров выражается в количестве комментариев, основная часть которых относится непосредственно к оценке произведения, которое презентовал блогер. Сопоставительный анализ десяти наиболее популярных блогов каждой из трех названных групп, проведенный в 2021 году, показал, что независимые книжные блоги — самые востребованные; 63 опубликованных ими поста набрали 37 354 комментариев и 451 387 положительных оценок («лайков»). Коммерчески ориентированные блоги, в которых было размещено 144 поста, получили 7 662 комментария и 1678 «лайков», а на 193 поста, размещенных в библиотечных блогах, читатели откликнулись 543 комментариями и всего 69 «лайками». Так что популярность коммерчески ориентированных и библиотечных блогов оказалась в разы ниже.

В чем причина успеха независимых бло-геров? Они предпочитают говорить о таких отечественных авторах, как Владимир Набоков, Евгений Водолазкин, Гузель Яхина, Алексей Сальников, Андрей Иванов и Макс Фрай, а из зарубежных выбирают С. Кинга, Дж. Страуда, Ч. Паланика, М. Парр, Дж. Роулинг, Э. Хемингуэя, Д. Тартт, Дж. Джойса, К. Кизи, Д. Ф. Уоллес и С. Симаде, делятся своими личными, непосредственными оценками: «люблю эту книгу, но она такая надуманная и эстетичная, что аж бесит», «к сожалению, данная книга из серии "Чтобы продать что-то ненужное, нужно купить что-то ненужное"», «тот момент, когда ты совсем не поклонник даже оригинала, но даже слухом и

17

взглядом дилетанта можно понять, насколько это дико», «нереально интересная книга!» и пр. Представляется очевидным вывод, что для молодых людей важнее личностные, эмоционально окрашенные советы, чем обезличенные списки, сформированные представителями институтов инфраструктуры чтения.

Изучение любых блогов несет важную информацию о молодых читателях и их чтении: какие сетевые ресурсы и как часто они посещают, какую информацию там ищут, к какому общению стремятся, чьему мнению о литературе доверяют, каковы их читательские предпочтения, какие рекомендующие признаки произведений для них значимы, какие лексические средства оказывают на них стимулирующее воздействие. Влияние на чтение молодежи, вступление с ней в диалог предполагает активное взаимодействие с книжной блогос-ферой: необходимо следить за тем, что в ней происходит, ориентироваться в настроениях и предпочтениях читателей, находить новые интересные формы и приемы представления материала, следить за новинками в мире литературы и использовать опыт наиболее авторитетных книжных блогеров в своей работе.

В этом направлении уже давно уже работают Российский книжный Союз, издательский холдинг «ЭКСМО-АСТ» и сеть книжных магазинов «Читай-город-Буквоед» при партнерстве сети «ВКонтакте» в рамках проекта ЮФ. Декларируемая цель проекта — помочь книге занять достойное место в медиапространстве. В рамках этого проекта молодежи предлагаются достаточно креативные приемы привлечения внимания к книгам: вирусные видеоролики по известным произведениям, кликбейтные обложки для классических литературных произведений, различные читательские челленджи и пр. Проводятся встречи с наиболее успешными книжными блогерами (Полина Парс, Софья Хромова, Григорий Мастридер, Ульяна Улилай, Антон Ульянов, Анна Смирнова). Эти наиболее успешные инфлюэнсеры мира книги и чтения делятся своими соображениями о читательской аудитории, различных приемах рекомендации книг, критериях собственного отбора литературы для рекомендации и пр. Некоторые предприятия книжного бизнеса,

например, «Эксмо», активно выявляют лучших блогеров и привлекают их к сотрудничеству. Для блогеров, имеющих хороший контакт с читателями, издательства проводят специальные мероприятия, например, ознакомление с выпущенной ими книжной продукцией с целью ее продвижения в сетевом пространстве23.

Принципы и приемы работы по стимулированию читательской активности молодежи в проекте ЮФ сформулированы, на наш взгляд, весьма грамотно и заслуживают широкого распространения, в том числе в библиотеках. Это разговор с молодым читателем на одном языке; преодоление барьеров низкой концентрации внимания; активное включение в работу значимых для молодых людей инфлюэнсеров и блогеров-иллюстраторов; использование популярных в молодежной среде приемов и технологий (стрим, сториз, челленджи и др.); активное вовлечение аудитории в коммуникацию по поводу книги и чтения; создание книжных клубов с участием известных стендап-комиков, онлайн-шоу книжных блогеров и пр. [20]

Трансформация чтения на сегодняшний день выражается в расширении границ самой книги, она становится частью более широкого социокультурного контекста; творчески изменяясь, она становится основой для фильма, видеоигры, радиоспектакля или побуждает к творчеству читателей, в частности, по созданию фанфикшн24.

Самые популярные фандомы у сочинителей и читателей фанфиков в России последних трех лет — «Гарри Поттер», «Bangtan Boys (BTS)», «Modao Zushi (Магистр дьявольского культа)», «Наруто», «Киновселенная Марвел», «Звездные войны», «Все ради игры». Участники сообществ реализуют следующие виды фандомной деятельности: сочинение, чтение и обсуждение и оценивание фанфиков, ведение журналов — фэнзинов, редактирование

23 Дербенцева А. Как взлетают «книги-ракеты». URL: https://texterra.ru/blog/knigi-rakety-labkovskiy-i-chem-prodazhi-na-wildberries-otlichayutsya-ot-prodazh-na-ozon.html (дата обращения: 10.11.2024).

24 Кейс исследования, связанный с фанфикшн, разрабатывала А. В. Солина. См. : Солина А. В. Фанфикшн как инструмент исследования читательских предпочтений молодёжи // Социолог и психолог в библиотеке : сб. статей и материалов. Вып. XII. Москва : РГБМ, 2021. С. 87-92 [25].

18

текстов, написание статей и пр. При выборе литературного материала они ориентируются на наиболее привлекательные для них черты персонажа: ум, привлекательная внешность, харизма, талант, решительность, верность. Важную роль играет трагичная предыстория героя и его проработанность, раскрытие в оригинальной версии.

По данным нашего исследования, проведенного летом 2023 г. (было опрошено 74 фикрайтера — создателя фанфиков — и 153 фикридера — их читателей), выяснилось, что основной возрастной состав сочинителей фанфикшн — от 17 до 32 лет. Около 40 % фи-крайтеров — студенты и учащиеся школ. Основной мотивацией для написания текстов является возможность творческого самовыражения, способ поделиться идеями, найти единомышленников в фандоме и посмотреть на литературно-художественный сюжет под другим углом.

Библиотеки среди фикрайтеров и фикри-деров большой популярностью не пользуются, более половины от числа опрошенных их не посещают, а 71,4 % не имеют представления о библиотечных событиях. Сами библиотеки делают пока что робкие шаги навстречу; эмпирическое исследование, проведенное в марте 2024 г., показало, что опыт работы с фанфикшн имеют лишь 30 библиотек России, причем на сегодняшний день преобладающей формой является организация конкурсов фанфиков для молодых читателей библиотеки.

Более активны в данном направлении педагоги, которые используют фанфикшн преимущественно для формирования интереса к программным произведениям классической литературы и активизации чтения школьников; об этом опыте сообщают Т. Г. Галактионова, Ю. Л. Мокшина, Н. В. Кургузова [9; 11; 15].

О стремлении к общению по поводу книги и чтения свидетельствуют и книжные клубы, действующие как в реальном, так и сетевом пространстве. В Интернете отражена деятельность книжных клубов «Книгочай», «Чай, кофе, почитаем», «Поле нечитаное», «А что, надо было что-то читать?», «Книжные бобры», «ТсЮи», «Книги и алкоголь», «BARK&READ», «Книжный клуб с Константином Мильчиным», «Читай», «Другими словами», «ЧиТули», «БАМЬоок» и др.

Издательства, заинтересованные в развитии читательской деятельности и, соответственно, в стимулировании покупательского спроса, всячески пропагандируют деятельность этих клубов, размещая сведения о них в сетевом пространстве; так, например, поступает издательство «Манн, Иванов и Фербер»25. Сформировались и детские читательские клубы, созданные издательскими фирмами: «Среди гномов и великанов» и «Крокодилы и бегемоты, обезьяны и кашалоты!», «Просто фантастика»26.

Фрагментарный перечень интернет-ресурсов, связанных с книгой и чтением, и их возможностей убеждает, что с развитием информационных технологий в интернете появились и непрерывно множатся ресурсы, практически заменяющие (и, возможно, исключающие) традиционную литературную критику; судя по молодежным отзывам, именно формат непринужденного, эмоционального, пристрастного и свободного разговора о литературе и чтении вызывает наибольший отклик. Интернет для детско-юношеской аудитории стал главным советчиком по выбору литературы для чтения, коммуникационной площадкой для читательского самовыражения и литературного творчества и в то же время безграничным пространством для выражения собственной субъектности. Он выступает в качестве средства коммуникации, информации, территории самопрезентации и инструмента поиска единомышленников.

Таким образом, молодые люди в современных условиях демонстрируют социальные практики, требующие осмысления и разработки культурной политики по стимулированию их читательской активности с учетом реалий цифрового века. Путь к пониманию процессов, происходящих в этой социально-демографической среде, лежит через исследовательскую деятельность, и в этой сфере уже определились интересанты, демонстрирующие свои подходы.

25 Где найти книголюбов? Большой список онлайн и оффлайн книжных клубов. URL: https://blog. mann-ivanov-ferber.ru/2021/09/13/gde-najti-knigolyubov-bolshoj-spisok-onlajn-i-oflajn-knizhnyx-klubov/ litclub (дата обращения: 18.11.2024).

26 Читательский онлайн-клуб для детей и подростков. URL: https://showandtell.ru/litclub (дата обращения: 18.11.2024).

19

Наиболее активно в этом направлении действуют представители книжного бизнеса. «ЭКСМО» и «ЛитРес» изучают читательские практики с использованием технологий Big data; это позволяет избежать ошибок при формировании издательского портфеля и выявить наиболее результативные маркетинговые приемы продвижения книжной продукции. Так, «ЭКСМО» регулярно заказывает в «РосИн-дексе» исследования, направленные на выявление цифр по объему аудитории, читательскому поведению и портретам. Изучается, как аудитория относится к определенному бренду, как при необходимости провести ребрендинг той или иной продукции. Разрабатываются приемы склонения клиента к покупке конкретной книги, методы привлечения внимания к этому специфическому товару целевой аудитории27.

Генеральный директор ЛитРес С. Анурьев сообщил, что сервисом на постоянной основе изучаются определенные действия читателя в интернет-пространстве с книгами: покупка, оценка, просмотр, дочитывание и пр. На основе полученных данных учитываются потребности множества аудиторий, присутствующих на различных интернет-ресурсах, анализируются их читательские предпочтения, интересующие темы, что позволяет сформировать наиболее результативный для каждой сети контент рекомендательного характера. В этом контенте активно используются элементы юмористического содержания: шутки, мемы и пр. [24]. Проводит изучение читательских практик в интернете и фонд Brand Analytics [4].

К сожалению, библиотеки, школы и иные некоммерческие организации и учреждения не располагают возможностями для использования подобных исследовательских технологий и маркетинговых приемов. Однако и традиционное наблюдение над процессами, происходящими в интернет-пространстве, «ручной» анализ значимого контента может дать немало полезного эмпирического материала. Точечные филологические изыскания в технике «скрупулос» также дают бесценные результаты. Для специалистов сферы чтения интернет-пространство должно

27 Дебренцева А. Как взлетают «книги-ракеты». URL: httpsy/texterra.ru/blog/knigi-rakety-labkovskiy-i-chem-prodazhi-na-wildberries-otlichayutsya-ot-prodazh-na-ozon.html (дата обращения: 05.04.2024).

стать важнейшим источником сведений о читательских практиках современной молодежи, результативных формах развития взаимодействия с ней в реальном и виртуальном мирах. Здесь содержится немало ценных подсказок о наиболее «работающих» стратегиях стимулирования читательской активности детско-юношеской аудитории на основе выявления глубинных мотивов присутствия на различных ресурсах, значимых для этой категории читателей рекомендующих признаках.

Заключение

Изложенное убеждает, что переживаемая человечеством электронная революция в сфере чтения создала ситуацию, не имеющую исторических аналогов. Никогда еще поколения не были так разобщены и, кроме того, институты инфраструктуры чтения столкнулись с принципиально новыми практиками читательской деятельности, что требует существенного пересмотра усилий, направленных на стимулирование читательской деятельности молодежи, на основе дифференцированного подхода к бесконечному разнообразию субкультур и интерпре-тативных сообществ.

Однако здесь встает вопрос о ресурсности и компетентности соответствующих, в частности библиотечных специалистов, их умении говорить с молодыми людьми на понятном для них языке и о том, что их действительно интересует. Речь идет о субъект-субьектном взаимодействии, которое требует осмысления идеологии культурного посредничества, предполагающей ненасильственное подталкивание человека на один из благоприятных для него путей развития, содействие самореализации и наиболее полному раскрытию позитивного, созидательного потенциала личности с полным уважением ее права на траекторию индивидуального читательского развития.

Здесь возникает множество вопросов: как реагировать на сетевые читательские практики поколений «зет» и «альфа», каковы границы возможного вмешательства? По каким признакам можно дифференцировать детско-юношескую аудиторию, чтобы выстроить адекватное взаимодействие с каждой из категорий читателей? Какая лексика наиболее адекватна

20

в общении с молодыми людьми, как найти с ними общий язык, не опускаясь до назидания, потакания, мелкотемья и сниженных норм речевого общения? Как возвысить потребности молодых людей, а не приспособиться к низовой культуре? Способствовать саморазвитию и самореализации молодых людей, не вызывая при этом у них протеста? По каким критериям оценивать успешность своего взаимодействия с этой категорией читателей? Что нужно сделать для того, чтобы вмешательство педагогов, библиотекарей и других коммерчески незаинтересованных специалистов в сетевые читательские практики было желанным и результативным?

Решение обозначенных вопросов позволит преодолеть барьеры непонимания меж-

ду поколениями; путь, пройденный человечеством, показал, что без преемственности культурного опыта, диалога представителей различных миров гармоническое развитие общества невозможно. Тем более, что вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, нравственности, трудолюбия, встали перед страной со всей остротой, и на всем протяжении человеческой истории в этом огромную роль играли книга и чтение. Возможно, популярные в молодежной среде сетевые ресурсы и их наиболее результативные акторы - как «умные взрослые», так и сверстники, как раз и помогут найти на ответы на обозначенный круг вопросов. И тогда, возможно, «праздник непослушания» превратится в «праздник сотворчества».

Список литературы

1. Аскарова, В. Я. Чтение молодежи в век цифровых технологий: отражение универсальных смыслов в региональном исследовании : коллективная монография / В. Я. Аскарова, Н. Л. Зыховская, Д. М. Хафизов. — Челябинск : Биб-ка Александра Миллера, 2022. — 219 с.

2. Белозерова, Л. А. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа / Л. А. Белозерова, С. Д. Поляков // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. — 2021. — Т. 10. Вып. 1 (37). — С.23-32.

3. Блюм, А. В. За кулисами «министерства правды»: тайная история советской цензуры, 1917-1929 / А. В. Блюм. — Санкт-Петербург : Акад. проект : Абрис, 1994. — 319 с.

4. Brand Analytics о подкастах в России: популярные платформы, тематики и аудиоблоги // Cossa.ru : сайт. — URL: https://www.cossa.ru/news/244341/ (дата обращения: 05.04.2024).

5. Бородина, В. А. Культура чтения в контексте матетики Я. А. Коменского / В. А. Бородина // Вестник СПбГИК. — 2023. — № 4 (57). — С. 136-144.

6. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон // DrevLit.ru : библиотека древних рукописей : сайт. — URL: https://drevlit.ru/texts/b/b_bekon_o_dost.php (дата обращения: 16.11.2024).

7. Войскунский, А. Е. Интернет как пространство познания: психологические аспекты применения гипертекстовых структур / А. Е. Войскунский // Современная зарубежная психология. — 2017. — Т. 6, № 4. — С. 7-20.

8. Восемь и больше способов привлечения «зумеров» к книгам // Университетская книга. — 2021. — № 5. — С. 81.

9. Галактионова, Т. Г. Технология приобщения к чтению с помощью инструмента фан-фикшн: замысел и теоретические основания использования / Т. Г. Галактионова, Ю. Л. Мокшина // Научное мнение. — 2017. — № 2. — С. 81-88.

10. Истомин, К. Букварь / К. Истомин. — Москва, 1684. — 42 л.

11. Кургузова, Н. В. «Я — типичный фикрайтер»: фанфикшн как форма игровой деятельности современных школьников / Н. В. Кургузова, М. А. Федочук // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 18: Детская культура и фольклор в социокультурном пространстве России. — Ульяновск, 2020. — С. 236-244.

21

12. Локк, Дж. Мысли о воспитании. Что читать и изучать // Дж Локк. Сочинения : в 3 т. Т. 3. — Москва : Мысль, 1988. — С. 407-614.

13. Маршак, С. Я. Мир в картинках // С. Я. Маршак. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 7. — Москва, 1971. — С. 274-512.

14. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. — Москва : Наука, 1988. — 431 с.

15. Мокшина, Ю. Л. Онлайн-пространство фандома как форма читательского общения современных школьников / Ю. Л. Мокшина // Филологические науки. Вопросы теории и практики — 2017. — № 3 (69). — С. 204-207.

16. Монтень, М. О книгах / М. Монтень // Опыты : в 3 кн. Кн. 2. — Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1960. — 652 с.

17. Новиков, Н. И. О воспитании и наставлении детей // Новиков Н. И. Избранные произведения. — Москва ; Ленинград : Гос. изд-во худож. лит., 1951. — С. 417-506.

18. Носкова, Н. В. Духовно-нравственные традиции в философско-педагогическом наследии второй половины XIX века / Н. В. Носкова // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — С. 299-302.

19. Ожиганова, Е. М. Теория поколений Хоума и Штрауса. Возможности ее применения / Е. М. Ожиганова // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2015. — № 1. — С. 94-97.

20. Поколение Z: медиапотребление, самореализация, креативность // Университетская книга. — 2021. — № 2. — С. 56-61.

21. Прокопович, Ф. Первое учение отрокам в немже буквы и слоги / Ф. Прокопович. — Санкт-Петербург : Тип. при Синоде, 1764. — 73 л.

22. Российская азбука для обучения юношества чтению : напечатанная для общественных школ по высочайшему повелению. — Санкт-Петербург : При Имп. Акад. наук, 1782. — 101 с.

23. Рубакин, Н. А. Этюды о русской читающей публике // Избранное: в 2 т. Т. I. / Н. А. Ру-бакин. — Москва, 1975. — С. 35-106.

24. Сергей Анурьев: «Мы постоянно исследуем пользовательские предпочтения, совершенствуем продукт и сервисы» // Университетская книга : сайт. — URL : http://www.unkniga. ru/face/12433-sergey-anuriev-my-postoyanno-issleduem-polzovatelskie-predpochteniya-sovershenstvuem-produkt-i-servisy.html (дата обращения: 05.04.2024).

25. Солина, А. В. Фанфикшн как инструмент исследования читательских предпочтений молодёжи / А. В. Солина // Социолог и психолог в библиотеке : сб. статей и материалов. — Вып. XII. — Москва : Рос. госуд. д. биб-ка для молодежи, 2021. — С. 87-92.

26. Тиманова, О. И. Отечественная детская и «сказочная» книга XVII века : аспекты взаимодействия / О. И. Тиманова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2011. — С. 72-77.

27. Черепнева, Л. М. Эволюция детской литературы на примере изданий для детей XVII — начала XVIII вв. / Л. М. Черепнева // Разнообразие ракурсов: детская и юношеская журналистика и литература. — Москва : Фак. журналистики МГУ, 2020. — 179 с.

28. Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению. — Санкт-Петербург, 1717. — 62 с. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/6/yunosti-chestnoe-zertsalo-ili-pokazanie-k-zhitejskomu-obhozhdeniyu/ (дата обращения: 10.11.2024).

29. Яцушкина, Л. С. Книжный блог как источник сведений о чтении и читателях / Л. С. Яцушкина // Социолог и психолог в библиотеке. Вып. XII. — Москва : Рос. госуд. библиот. для молодежи, 2021. — С. 74-82.

30. McCrindle, M. Four distinctives of Generation Alpha / M. McCrindle. — URL: https:// mccrindle.com.au/article/topic/generation-alpha/four-distinctives-of-generation-alpha/ (дата обращения: 10.11.2024).

22

31. Rothman, D. A. Tsunami of Learners Galled Generation Z / D. A. Rothman. — URL: https:// mdle.net/Journal/A_Tsunami_of_Learners_Called_Generation_Z.pdf (дата обращения: 10.11.2024).

Получено 02.12.2024

Violetta Ya. Askarova

Doctor of Philologycal Sciences

Professor of the Library-Information Activity Chair

Chelyabinsk State Institute

of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: [email protected] Natalya L. Zykhovskaya

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doctor of Philologycal Sciences, professor of the Russian language and literature Chair

South Ural State University (national research university), Chelyabinsk, Russia

E-mail: [email protected]

Vladimir Ya. Rushanin

Doctor of Historical Sciences

Professor of the History and Museology Chair

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: [email protected]

Reading as a Tool of Educationand Self-Education: from Edification to "A Celebration of Disobedience"

The given article considers relationships between the worlds of adults and children in the sphere of reading in the dynamic of social-cultural process: from the Ancient East civilizations to the present days. These relationships are determined by the dominant type of culture, by the certain historical juncture, by the system of particular images and importance of reading for education, cognition, formation of morality and valuables of the younger generation. The authors have thoroughly studied the present situation characterized by the emancipation of children's and youth readers category from the world of adults and from the reading infrastructure institutions; this situation is defined by the Internet orientation, by active participation in different forms of network communication regarding book and reading. The article has also justified the need of regular monitoring of online reading practice of children and youth which allows to harmonize interactions of generations to bring the strategies and practices of the reading infrastructure institutions activity into line with digital agу realities.

Keywords: reading, younger generation, postfiguration, co-figurativeness, pre-figuration, Zet, alpha, reading infrastructure institutions, network space, content of goals and reading, stimulating reader activity

23

For citing: Askarova V. Ya., Zykhovskaya N. L., Rushanin V. Ya. 2024. Reading as a Tool, of Educationand Self-Education: from Edification to "A Celebration of Disobedience". Vestnik kultury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 4 (80): 7-25. (In Russ.).

References

1. Askarova V. Ya., Zykhovskaya N. L., Khafizov D. M. 2022. Chtenie molodezhi v vek tsifrovykh tekhnologii: otrazhenie universal'nykh smyslov v regional'nom issledovanii [Reading of young people in the digital age: reflection of universal meanings in a regional study]. Chelyabinsk. 219 p. (In Russ.).

2. Belozerova L. A., Polyakov S. D. 2021. Transformation of the cognitive sphere of children of the "digital generation": an analysis experience. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Akme-ologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Bulletin of the Saratov University. Series: Acmeology of education. Developmental psychology]. Vol. 10, No 1 (37): 23-32. (In Russ.).

3. Blum A. V. 1994. Za kulisami «ministerstva pravdy»: tainaya istoriya sovetskoi tsenzury, 19171929 [Blum, A.V. Behind the Scenes of the "Ministry of Truth": the secret History of Soviet Censorship, 1917-1929]. St. Petersburg. 319 p. (In Russ.).

4. Brand Analytics o podkastakh v Rossii: populyarnye platformy, tematiki i audioblogi [Brand Analytics on podcasts in Russia: popular platforms, topics and audio blogs]. Available from: https:// www.cossa.ru/news/244341 (accessed: 05.04.2024). (In Russ.).

5. Borodina V. A. 2023. Reading culture in the context of Ya. A. Komensky's Mathetics. Vestnik SPbGIK [Bulletin of St. Petersburg State Institute of Culture]. No 4 (57): 136-144. (In Russ.).

6. Bacon F. O dostoinstve i priumnozhenii nauk [On the dignity and increase of sciences]. Available from: https://drevlit.ru/texts/b/b_bekon_o_dost.php (accessed: 16.11.2024). (In Russ.).

7. Voyskunsky A. E. 2017. The Internet as a space of knowledge: psychological aspects of the use of hypertext structures. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Modern foreign psychology]. Vol. 6, No 4: 7-20. (In Russ.).

8. Eight and more ways to attract "zoomers" to books. 2021. Universitetskaya kniga [University book]. No 5: 81. (In Russ.).

9. Galaktionova T. G., Mokshina Yu. L. 2017. Technology of introduction to reading with the help of the fanfiction tool: the idea and theoretical grounds for use. Nauchnoe mnenie [Scientific opinion]. No 2: 81-88. (In Russ.).

10. Istomin K. 1684. Bukvar [Primer]. Moscow. 42 p. (In Russ.).

11. Kurguzova N. V., Fedochuk M. A. 2020. "I am a typical fan writer": fan fiction as a form of play activity for modern schoolchildren [Slavic traditional culture and the modern world. Issue 18: Children's culture and folklore in the socio-cultural space of Russia]. Ulyanovsk. Pp. 236-244. (In Russ.).

12. Locke J. 1988. Thoughts on education. What to read and study. Sochineniya [Works]. Vol. 3. Moscow. Pp. 407-614. (In Russ.).

13. Marshak S. Ya. 1971. The World in Pictures. Sobraniye sochinenij [Collected Works]. Vol. 7. Moscow. Pp. 274-512. (In Russ.).

14. Mead M. 1988. Kul'tura i mir detstva [The Culture and World of Childhood]. Moscow. 431 p. (In Russ.).

15. Mokshina Yu. L. 2017. Online Space of Fandom as a Form of Reader Communication of Modern Schoolchildren. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Theory and Practice]. No 3 (69): 204-207. (In Russ.).

16. Montaigne M. 1960. About Books. Opyty. [Experiments]. Book 3. Moscow, Leningrad. 652 p. (In Russ.).

17. Novikov N. I. 1951. On the upbringing and guidance of children. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow, Leningrad. Pp. 417-506. (In Russ.).

18. Noskova N. V. 2018. Spiritual and moral traditions in the philosophical and pedagogical heritage of the second half of the 19th century. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. Pp. 299-302. (In Russ.).

24

19. Ozhiganova E. M. 2015. The theory of generations of Home and Strauss. Possibilities of its application. Biznes-obrazovanie v ekonomike znanii [Business education in the knowledge economy]. No 1: 94-97. (In Russ.).

20. Generation Z: Media Consumption, Self-Realization, Creativity. 2021. Universitetskaya kniga [University Book]. No 2: 56-61. (In Russ.).

21. Prokopovich F. 1764. Pervoe uchenie otrokam v nemzhe bukvy i slogi [The First Teaching to the Youths in Which Letters and Syllables]. St. Petersburg. 73 p. (In Russ.).

22. Rossiiskaya azbuka dlya obucheniya yunoshestva chteniyu [Russian ABC for Teaching Youth to Read]. 1782. St. Petersburg. 101 p. (In Russ.).

23. Rubakin N. A. 1975. Etudes on the Russian Reading Public. Izbrannoe [Selected]. Vol. 1. Moscow. Pp. 35-106. (In Russ.).

24. Sergei Anur'ev: «My postoyanno issleduem pol'zovatel'skie predpochteniya, sovershenstvuem produkt i servisy [Sergey Anuryev: "We are constantly researching user preferences, improving the product and services"]. Available from: http://www.unkniga.ru/face/12433-sergey-anuriev-my-pos-toyanno-issleduem-polzovatelskie-predpochteniya-sovershenstvuem-produkt-i-servisy.html (accessed: 05.04.2024). (In Russ.).

25. Solina A. V. 2021. Fanfiction as a tool for studying the reading preferences of young people. Sot-siolog i psikholog v biblioteke [Sociologist and psychologist in the library: collection of articles and materials]. Iss. XII. Moscow. Pp. 87-92. (In Russ.).

26. Timanova O. I. 2011. Domestic children's and "fairy-tale" books of the 17th century: aspects of interaction. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut State Pedagogical University]. Pp. 72-77. (In Russ.).

27. Cherepneva L. M. 2020. Evolution of children's literature on the example of publications for children of the 17th — early 18th centuries. Raznoobrazie rakursov: detskaya i yunosheskaya zhurnalistika i literatura [Diversity of angles: children's and youth journalism and literature]. Moscow. 179 p. (In Russ.).

28. Honest Mirror of Youth, or Indication for Everyday Life. 1717. St. Petersburg. 62 p. Available from: https://azbyka.ru/otechnik^6/yunosti-chestnoe-zertsalo-ili-pokazanie-k-zhitejskomu-obhozhdeniyu/ (accessed: 10.11.2024). (In Russ.).

29. Yatsushkina L. S. 2021. Book blog as a source of information about reading and readers. Sotsiolog i psikholog v biblioteke [Sociologist and psychologist in the library]. Iss. XII. Moscow. Pp. 74-82. (In Russ.).

30. McCrindle Mark Four distinctives of Generation Alpha. Available from: https://mccrindle.com.au/ article/topic/generation-alpha/four-distinctives-of-generation-alpha (accessed: 10.11.2024).}

31. Rothman D. A. Tsunami of Learners Called Generation Z. Available from: https://mdle.net/Jour-nalZA_Tsunami_of_Learners_Called_Generation_Z.pdf (accessed: 10.11.2024).

Received 02.12.2024

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.