Читательские интересы молодежи
Н. А. Селиверстова (Московский гуманитарный университет)
Читательские интересы молодежи — это проявление жизненных интересов (познавательных, профессиональных, эстетических и т. д.) и осознанных потребностей молодежи. Читательские интересы связаны с духовными интересами, они формируются на их основе и, в свою очередь, влияют на духовные интересы. Показателем читательских интересов является читательский спрос (запросы пользователей).
Основные положения теории читательских интересов, методологические подходы их исследования обоснованы в работах Х. Д. Ал-чевской, Н. А. Рубакина, затем — С. В. Валь-гарда, В. А. Невского, А. А. Покровского, Я. М. Шафира, С. Н. Плотникова и др. Отдельные аспекты изучения читательских интересов современной российской молодежи, результаты эмпирических исследований рассмотрены в публикациях И. А. Бутенко,
2012 - №2
Энциклопедия гуманитарных наук 325
Б. В. Бирюкова, Е. В. Никоноровой, А. И. Рейт-блата, М. М. Самохиной, В. П. Чудиновой и др.
В 90-е годы XX в. на фоне некоторого падения социальной ценности чтения, по данным ВЦИОМ, среди молодежи группа читателей остается стабильной — 70-80%. Среди девушек доля читающих традиционно больше (82%), чем среди юношей (68%).
Исследования читательских интересов российской молодежи отвечают на два главных вопроса: что читают и почему читают? Читательские интересы представляют собой динамичное явление, определяемое политической, социально-экономической и социокультурной обстановкой в обществе. В разные периоды развития общества исследователи получали результаты, свидетельствующие об изменениях содержания и структуры читательских интересов российской молодежи. Так, в первые годы перестройки фиксировали возросший интерес к публицистике, который угас к 90-м годам. Устойчивый характер на протяжении десятилетий имеет интерес молодежи к фантастике, в последние годы ее разновидности — фэнтези. Развлекательные жанры (детективы, приключения, фантастика) характеризовали в целом структуру читательских интересов российской молодежи (60%) в конце 80-х — начале 90-х годов. Классической литературой интересовался только каждый третий молодой человек.
С конца 90-х — начала 2000-х годов приобретает выраженный характер тенденция обращения молодежи к практикам чтения с утилитарной целью. Так называемое деловое чтение, обусловленное подготовкой к учебным занятиям, — в основе абсолютного большинства читательских запросов в библиотеках, в том числе электронных, на различных сайтах Интернета. Тематика запросов вполне традиционна: более 70% из них связаны с гуманитарными сферами знаний. В порядке убывания это — литература как учебная дисциплина, экономика и финансы, история, проблемы государства и права. Удовлетворение прагматических потребностей способствует развитию процесса десакрализации чтения в молодежной среде.
Вместе с тем в этот период проявляются и другие тенденции. Читательские предпочтения российской молодежи в области «неделового» чтения во многом связаны с переводной литературой. Существует своеобразная мода на чтение произведений бразильского автора П. Коэльо, японских — Б. Ёсимото, Х. Му-раками и др.
Читательские интересы молодежи, как и чтение в целом, коррелируют с образованием. Исследования чтения показывают, что характер практик культурного воспроизводства оно имеет среди студенческой молодежи из семей интеллектуалов (оба родителя с высшим образованием). Читательские интересы этой молодежи устойчиво связаны с русской и зарубежной литературой, а также литературой, которая маркируется как «серьезная».
Лит.: Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию. М., 1977; Бутенко И. А. Читатели и чтение на исходе XX в. : социологические аспекты. М., 1997; Бутенко И. А., Бирюков Б. В. Чтение 90-х: предмет раздумий, предмет исследований // Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). М., 1999. С. 183-204; Бутенко И. А. Чтение на рубеже веков: кто, что и сколько читает // Человек читающий. Homo legens-2. М., 2000. С. 9-24; Левина М. З. Читатели массовой литературы в 1994-2000 гг. — от патернализма к индивидуализму? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. №4 (54). С. 30-36; Селиверстова Н. А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в прочтении студентов // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 194-204; Селиверстова Н. А., Юмашева Н. Д. Чтение в студенческой среде: опыт социологического исследования. М., 2009; Селиверстова Н. А. Социальные практики чтения контента Интернета в студенческой среде // Знание. Понимание. Умение. 2011. №1. С. 213-217; Шендрик А. И. Духовная культура молодежи как объект социологического исследования : дис. ... д-ра социол. наук. М., 1991.
YOUTH’S INTERESTS IN READING N. A. Seliverstova
(Moscow University for the Humanities)
Bibliography (transliteration): Rubakin N. A. Psikhologiia chitatelia i knigi. Kratkoe vvedenie
v bibliologicheskuiu psikhologiiu. M., 1977; Butenko I. A. Chitateli i chtenie na iskhode XX v. : sotsio-logicheskie aspekty. M., 1997; Butenko I. A., Biriukov B. V. Chtenie 90-kh: predmet razdumii, predmet issledovanii // Homo legens: Pamiati Sergeia Nikolaevicha Plotnikova (1929-1995). M., 1999. S. 183-204; Butenko I. A. Chtenie na rubezhe vekov: kto, chto i skol’ko chitaet // Chelovek chitaiu-shchii. Homo legens-2. M., 2000. S. 9-24; Levina M. Z. Chitateli massovoi literatury v 1994-2000 gg. — ot paternalizma k individualizmu? // Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sot-
sial’nye peremeny. 2001. №4 (54). S. 30-36; Seli-verstova N. A. Roman M. Bulgakova «Master i Margarita» v prochtenii studentov // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009. № 2. S. 194-204; Seliverstova N. A., Iumasheva N. D. Chtenie v studencheskoi srede: opyt sotsiologicheskogo issledovaniia. M., 2009; Seliverstova N. A. Sotsial’nye praktiki chteniia kon-tenta Interneta v studencheskoi srede // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. №1. S. 213-217; Shend-rik A. I. Dukhovnaia kul’tura molodezhi kak ob’ekt sotsiologicheskogo issledovaniia : Dis. ... d-ra sotsiol. nauk. M., 1991.