УДК 379.823 ГРНТИ 13.11.25 ВАК 24.00.01
Е. Д. Жукова Т. Е. Полинарова
Уфа, Россия
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В УСЛОВИЯХ КНИЖНОЙ И ЭКРАННОЙ КУЛЬТУР: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентность, читательская компетентность, книжная культура, экранная культура.
АННОТАЦИЯ: В статье говорится о повышении роли читательской компетентности современного обучающегося в процессе его профессионального становления. В условиях информационной среды происходят качественные изменения в содержании читательской компетентности. Для информационной среды характерны мозаичность, гипертекстуальность, мультимедийность, влияние экранной культуры на процесс и результат освоения информации в ходе чтения. Проблема совершенствования читательской компетентности молодежи в целом и студентов вуза в условиях экранной и книжной культур является предметом исследования не только педагогов, но и философов, культурологов, специалистов в области телекоммуникационных технологий.
E. D. Zhukova
T. E. Polinarova
Ufa, Russia
READING COMPETENCE IN TERMS OF BOOK AND SCREEN CULTURES: THE CULTURAL STUDIES APPROACH
KEY WORDS: competence, reading competence, book culture, screen culture.
ABSTRACT: The article refers to increasing the role of the modern student reading competence in the process of professional formation. In a media environment for qualitative changes in the content of reading competence. For information environment characterized by mosaicism, hypertextuality, multimedia, screen influence of culture on the process and the result of the development of information during reading. The problem of improving the reading competence of young people in general and students of the university in terms of the screen and the book culture is the subject of research, not only teachers, but also the philosophy, culture, experts in the field of telecommunication technologies.
В период профессионального и социально-личностного развития студента в вузе формируются новые качества и способности личности, обусловленные содержанием и особенностями общекультурной и профессиональной подготовки. Так, А.К. Маркова связывает процесс профессионального развития студента с большими
индивидуальными различиями в начале профессиональной деятельности, коррекцией профессиональных ожиданий, профессиональным самоопределением [11]. По мысли Э.Ф. Зеера, основными психологическими новообразованиями в период профессионального становления личности в вузе являются: профессиональная подго-
86
© Жукова Е.Д., Полинарова Т.Е., 2014
Жукова Елена Дмитриевна - кандидат педагогических наук, доцент; Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин. Полинарова Таисия Евгеньевна - магистрант; Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
товленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду [6]. Социальное развитие студента сопровождается формированием целостного образа и самостоятельности, коррекцией социальных ожиданий, готовностью к личностному совершенствованию.
В исследованиях американского ученого М. Ш. Ноулза аргументировано подтверждается идея о том, что одним из условий развития личности студента является совершенствование навыков чтения, развитие речевой и интеллектуальной способностей, продолжение общекультурного образования [8. С. 18]. Таким образом, студенческий возраст является психологически благоприятным периодом для совершенствования читательской компетентности как инструмента пополнения знаний, расширения социокультурного кругозора, развития общей культуры, приобщения к ценностям, достижения профессионального и личностного роста.
В исследовании Е.В.Волковой понятие читательской компетентности студента трактуется как интегральное лично-стно-профессиональное качество [3]. Основу обозначенного качества, по мнению автора, составляют читательские умения, способности и ценности, которые проявляются в единстве читательского сознания, деятельности и коммуникации и формируются социокультурной средой вуза с целью решения общекультурных и профессиональных задач. Мы полагаем, что содержание понятия читательской компетентности студента данным автором необоснованно сужено до рамок социокультурной среды вуза. Вместе с тем исследователь отмечает не только профессиональные характеристики данного качества, но и его личностные особенности, которые, однако, в содержании и структуре читательской компетентности студента вуза Е.В. Волковой не отражены. На наш взгляд, характерная особенность читательской
компетентности студента вуза состоит в том, что данное личностное качество способствует решению не только общекультурных и профессиональных задач студента, но прежде всего, обоснованию и разрешению его личностных, жизненных проблем.
Во «Всемирной Декларации о высшем образовании для 21 века» подчеркивается важность таких глобальных задач высшего образования, как содействие пониманию, интерпретации и развитию мировых и региональных культур; сохранение и приумножение общечеловеческих ценностей в условиях поликультурности.
В настоящее время важным принципом развития современного образования считается преемственность всех уровней образования. Для нашего исследования этот принцип реализуется благодаря инструментальной, метапредметной природе читательской компетентности, которая в школьном обучении становится основой для развития общекультурной компетентности личности, а в условиях вузовского образования читательская компетентность способствует формированию и развитию как общекультурной, так и профессиональной компетентности студента.
Следует отметить, что инструментальная, метапредметная сущность читательской компетентности студента вуза способствует также реализации другого принципа развития современного образования, а именно - обеспечение непрерывного образования посредством развития познавательных компетенций.
Современный вуз активно внедряет сетевую форму реализации образовательных программ, а также образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий согласно статьям 15, 16 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». В этих условиях происходит становление студента как
87
© Жукова Е.Д., Полинарова Т.Е., 2014
Жукова Елена Дмитриевна - кандидат педагогических наук, доцент; Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин. Полинарова Таисия Евгеньевна - магистрант; Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
субъекта учебно-познавательной деятельности в процессе освоения большого количества информационных источников. В связи с этим возникает необходимость активизации навыков и умений самостоятельной работы. В ходе специального анализа навыков и умений самостоятельной работы студентов ФГБОУ ВПО «Башкирского государственного педагогического университета» экономических специальностей было выявлено, что успешность выполнения самостоятельной работы студентов во многом обусловлена достаточным уровнем читательской компетентности. Так, например, развитость навыков и умений ориентироваться в научной и учебной информации подразумевает поиск, извлечение, анализ и оценивание новой информации, вычленение логической структуры первоисточника и др.
Кроме того, в современный период важной составляющей образования в университете является международная научно-исследовательская деятельность, в которой студенты осваивают программы академического письма и чтения. Реализация творческого научно-исследовательского потенциала студентов сопряжена с необходимостью освоения содержания научных текстов, их анализа, выработки критического отношения к прочитанному.
В условиях информационной среды происходят качественные изменения в содержании читательской компетентности. Как известно, для информационной среды характерны мозаичность, гипертекстуальность, мультимедийность, влияние экранной культуры на процесс и результат освоения информации в ходе чтения. Анализ работ по данной проблематике позволяет прийти к выводу, что информационная среда способствует формированию новых познавательных структур в ходе чтения, имеющих как положительное, так и отрицательное влияние на читательскую ком-
петентность студента. Так, например, в исследовании Е.В. Волковой выявлены следующие особенности студента-читателя, обусловленные информационной трансформацией чтения в условиях экранной культуры,: информационная свобода личности студента как независимость от разного рода механизмов управления чтением, например, библиотек или книжных центров; прагматическая направленность чтения, которая рассматривается студентами с позиций полезности для учебной деятельности; самостоятельность читательского поведения в процессе оперирования текстовой информацией [3].
Кроме того необходимо подчеркнуть, что современный студент-читатель испытывает не всегда позитивное влияние гипертекстовых технологий, продуктов гиперреальности и интернета. Гипертекст характеризуется нелинейностью и фрагментарностью, открытостью и незавершенностью, мультимедийностью и виртуальностью [7, 8, 9, 16, 18]. В этой связи попытаемся охарактеризовать читательскую компетентность с позиций книжной и экранной культур.
Для чтения в условиях экранной культуры характерна спонтанность. Н.С. Автономова справедливо отмечает, что рефлексивный становится импульсивным [1]. Именно в этой связи, по мнению В.П. Рукомойниковой, опыт спонтанного, импульсивного чтения, который формируется в условиях экранной культуры, определяется как «опыт потока» [10], который характеризуется отсутствием цели и соответствующего результата.
С позиций книжной культуры время читателя обратимо и является результатом соизмерения прошлого, настоящего и будущего. Чтение сопровождается, так называемым, пролонгированным эффектом событийности. В связи с этим чтение - рефлексивно и требует соотнесения личностного и текстуального контекстов, в ходе
88
© Жукова Е.Д., Полинарова Т.Е., 2014
Жукова Елена Дмитриевна - кандидат педагогических наук, доцент; Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин. Полинарова Таисия Евгеньевна - магистрант; Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
которого формируется непрерывность познавательного опыта. Такой непрерывный познавательный опыт рефлексивного чтения можно назвать «опытом соизмеримости», идеи которого были заложены в философской герменевтической традиции П. Рикера и М.К. Мамардашвили. По мысли П. Рикера, соизмеримость представляет собой перевод между языками и культурами [1]. По мнению М.К. Мамардашвили, понимание основано на соизмеримости. Действительно, для понимания чего-либо необходима активность в соизмеримости себя с объектом или субъектом понимания [11]. Необходимо подчеркнуть, что формирование опыта соизмеримости в процессе спонтанного чтения как соотнесения временных, пространственных, культурно обусловленных текстуальных и личностных контекстов чрезвычайно необходимо в условиях экранной культуры. Вместе с тем В. Савчук, исследователь медиафилосо-фии, справедливо подтверждает отсутствие контекстов в медиасреде [16].
Кроме того, гипертекст характеризуется открытостью и незавершенностью. Известный ученый и писатель У.Эко предполагает, что преимущество текста заключается в его законченности, на основе которой читатель интерпретирует и переиначивает текст в течение всей своей жизни. С гипертекстом, по мнению исследователя, можно проводить лишь некоторые манипуляции [18]. Таким образом, можно предположить, что незавершенность гипертекста не гарантирует свободы интерпретации для читателя. Что касается книжной культуры, то открытая интерпретация текста -это механизмы, обеспечивающие как декодирование значений, так и перекодирование смысла, то есть его перевод с одного уровня сознания (рефлексивный, рациональный и т.д.) на другой и наоборот.
Однако, необходимо подчеркнуть, что гипертекст может быть представлен аудиовизуальными средствами. Благодаря
этому информация становится многомерной. В связи с этим, по мнению Н.В.Громыко, необходимо полифокусное видение [5]. Новые информационные технологии посредством параллельного действия аудиовизуальных средств дают возможность представить полифокусность и многомерность информации. Именно в этой связи современного виртуального читателя, по мнению Ю. П. Мелентьевой, невозможно оценивать только с позиций книжной культуры, поскольку он несет в себе черты не только читателя, но и зрителя, слушателя книги [13].
В условиях информационной среды чтение гипертекста децентрировано. Исследователи отмечают фрагментарный, клиповый, нелинейный характер мышления [9, 14, 15]. Ученые подчеркивают, что познавательные структуры, задаваемые информационной средой, имеют ряд недостатков: не глубокий, стереотипный характер чтения, наличие смысловых пробелов, фрагментарность картины мира [7, 8, 9, 10]. Однако необходимо отметить такие положительные педагогические возможности информационной среды, как развитие творческих способностей, интуиции, эмоциональности и др. В связи с этим возникает необходимость эффективно уравновешивать традиционные и электронные формы чтения в процессе образования.
Итак, проблема совершенствования читательской компетентности молодежи в целом и студентов вуза в условиях экранной и книжной культур является предметом исследования не только педагогов, но и философов, культурологов, специалистов в области телекоммуникационных технологий. Столь пристальное внимание к вызовам современности выдвигает, на наш взгляд, качественно новые требования к уровню читательской компетентности, формированию новых способов освоения информации и трансформации ее в личное знание.
89
© Жукова Е.Д., Полинарова Т.Е., 2014
Жукова Елена Дмитриевна - кандидат педагогических наук, доцент; Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин. Полинарова Таисия Евгеньевна - магистрант; Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
ЛИТЕРАТУРА
1. Автономова Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка. - М/: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 704 с.
2. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.
3. Волкова Е.В. Трансформация чтения студенческой молодежи: дисс. ... пед. наук: 05.25.03. - Краснодар, 2012. - 174с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: «Лабиринт», 1999. - 352 с.
5. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М.: ИТДГК «Гно-зис», 2003. - 288 с.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб.пособие для студ.высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.
7. Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи. - Саранск,2010. -179с.
8. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
9. Лурье Л.И. Моделирование региональных образовательных систем: учебник. - М.: Гардарики, 2006. - 287 с.
10. Марков Б.В. Знаки бытия. - СПб: «Наука», 2001. - 563 с.
11. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 309 с.
12. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб.: ПРАЙМ - Еврознак, 2002. - 416 с.
13. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации / О.А. Артемьева, М.Н. Макеева, Р.П. Мильруд. -Тамбов: Изд-во Тамб. гос.техн. ун-та, 2005. - 160 с.
14. Михайлова Л.И. Социология культуры: учебное пособие. - 2-е изд., доп. - М., 2004. -344 с.
15. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня развития читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. - М.: МЦБС, 2008. - 72 с.
16. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. - М., «Академия», 2008. - 254 с.
17. Халеева И.И. «Лингвауни»-вклад в культуру мира // Лингвауни: Третья международная конференция ЮНЕСКО. - М., 2000.
18. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. URL: http://irort.ru/node/737 (Дата обращения: 12.04.2014).
90
© Жукова Е.Д., Полинарова Т.Е., 2014
Жукова Елена Дмитриевна - кандидат педагогических наук, доцент; Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин. Полинарова Таисия Евгеньевна - магистрант; Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы