Научная статья на тему 'Численные расчеты однофазных вентильных электродвигателей осевого вентилятора системы охлаждения автомобильного мотора'

Численные расчеты однофазных вентильных электродвигателей осевого вентилятора системы охлаждения автомобильного мотора Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
296
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГНИТОПЛАСТОВЫЕ ПОСТОЯННЫЕ МАГНИТЫ / ТРАНЗИСТОРНЫЕ КЛЮЧИ / ПОЛЕВЫЕ РАСЧЕТЫ / THE MAGNETLAYER CONSTANT MAGNETS / TRANSISTOR KEYS / FIELD CALCULATIONS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Афанасьев Александр Александрович, Белов Владимир Владимирович, Николаев Алексей Васильевич

Рассмотрены конструкции и результаты численных расчетов однофазных вентильных двигателей осевых вентиляторов системы охлаждения автомотора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Афанасьев Александр Александрович, Белов Владимир Владимирович, Николаев Алексей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATIONS OF THE SINGLE-PHASE MOTOR WITHOUT BRUSHES OF AXIAL FANS AUTOMOTOR COOLING SYSTEM

Considered designs and results of numerical calculations single-phase motor without brushes of axial fans automotor cooling system.

Текст научной работы на тему «Численные расчеты однофазных вентильных электродвигателей осевого вентилятора системы охлаждения автомобильного мотора»

УДК 621.313.315

А.А. АФАНАСЬЕВ, В.В. БЕЛОВ, А.В. НИКОЛАЕВ

ЧИСЛЕННЫЕ РАСЧЕТЫ ОДНОФАЗНЫХ ВЕНТИЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО МОТОРА

Ключевые слова: магнитопластовые постоянные магниты, транзисторные ключи, полевые расчеты.

Рассмотрены конструкции и результаты численных расчетов однофазных вентильных двигателей осевых вентиляторов системы охлаждения автомотора.

A.A. AFANASYEV, V.V. BELOV, A.V. NIKOLAEV CALCULATIONS OF THE SINGLE-PHASE MOTOR WITHOUT BRUSHES OF AXIAL FANS AUTOMOTOR COOLING SYSTEM Key words: the magnetlayer constant magnets, transistor keys, field calculations.

Considered designs and results of numerical calculations single-phase motor without brushes of axial fans automotor cooling system.

Постановка задачи. В отечественных автомобилях вентиляторы рассматриваемого назначения приводятся во вращение либо с помощью клиноременной передачи от вала двигателя, либо коллекторным электродвигателем.

Применение вентильного электродвигателя (ВД) взамен коллекторного позволяет упростить обслуживание, повысить надежность и экологичность функционирования системы охлаждения автомобильного мотора.

Указанная замена становится возможной, если, во-первых, стоимость ВД не превысит ценового ограничения (сейчас это 880 руб.), во-вторых, допускаемая температура электронных компонентов блока управления ВД соответствует тепловым ограничениям их места работы и, в-третьих, габаритные размеры ВД не превышают таковые коллекторных электродвигателей.

Первое ограничение, являющееся наиболее существенным, диктует минимизацию числа силовых ключей блока управления и отказ от использования явных датчиков положения ротора ВД. В этих условиях применение однофазных ВД становится практически безальтернативным.

Запуск в ход однофазных ВД возможен при условии известной (предпусковой) фиксации положения ротора в обесточенном состоянии.

Согласно техническому заданию ВД при напряжении питания 12 В в установившемся тепловом режиме при скорости 2500 об/мин должен иметь потребляемый ток не более 20 А.

Варианты конструкций ВД. Разработка ВД, который выполняется без датчика положения ротора, производилась на основе макетного (физического) и математического моделирования следующих пяти типов конструкций:

1. Однофазный магнитоэлектрический ВД с 12 несимметрично расположенными полюсами (магнитами) на внешнем роторе и 12 зубцами с катушками на статоре.

2. Однофазный магнитоэлектрический ВД с 6 несимметрично расположенными полюсами (магнитами) на внешнем роторе и 6 активными (с катушками) и с 6 неактивными (без катушек) зубцами на статоре.

3. Однофазный магнитоэлектрический ВД с 12 симметрично расположенными полюсами (магнитами) на внешнем роторе и 12 зубцами с катушками на статоре, имеющими несимметричный относительно оси зубцов профиль (размер) воздушного зазора.

4. Двухфазный вентильный индукторный двигатель (ВИД) с 6 клювообразными зубцами на внешнем роторе и 12 зубцами на статоре.

5. Трехфазный ВИД с 8 зубцами на внешнем роторе и 6 зубцами на статоре.

Однофазные вентильные двигатели с постоянными неодим-железо-боровыми магнитопластовыми магнитами (ВДПМ) (Вг = (0,5 - 0,6) Тл ) имеют однофазную обмотку, состоящую из двух полуобмоток. Первую полуоб-мотку образуют последовательно соединенные катушки нечетных, вторую -катушки четных зубцов. Каждая из полуобмоток расположена под полюсами (магнитами) разной полярности.

Полуобмотки подключаются с помощью двух ключей (рис. 1) к источнику питания (аккумуляторной батарее) поочередно и встречно своим ЭДС вращения, сдвинутым на 180 эл. градусов [1].

На рис. 1, б показан угловой интервал движения ротора 0 < & < п, на котором электромагнитный момент М1 = е1і1 / ю создается первой полуобмот-

кой. На последующем интервале п<&< 2п (рис. 1, г) работает вторая полу-обмотка, создавая момент М2 = е2і2 / ю .

+ С

УК

2

V-

О

а

б

\

\

N

/

е

в г

Рис. 1. Подключение обмоток с помощью ключей

Фрагменты поперечной геометрии магнитоэлектрических ВД (первых двух вариантов конструкций) показаны на рис. 2.

Рис. 2. Типы поперечной геометрии однофазных ВДПМ

Математическое моделирование ВД. Рассматриваемые вентильные двигатели с постоянными магнитами имеют следующие общие параметры: наружный диаметр ротора - 110 мм; внутренний диаметр ротора - 97 мм; воздушный зазор - 0,5 мм; длина пакета статора - 16 мм; материал магнитов - неодим-железо-боровый магнитопласт с остаточной индукцией -0,52 Тл; толщина магнитов - 4 мм; номинальный ток - 20 А; номинальная скорость вращения - 3000 об/мин; пониженная фиксированная скорость вращения - 1500 об/мин.

Параметры различных конструкций ВД приведены в нижеследующей таблице.

Тип конструкции ВД

Параметры 1 2 3

Число полюсов 12 6 12

Число зубцов статора 12 6 12

Число витков в одной катушке 9 18 9

У всех предложенных конструкций ВД был произведен расчет магнитного поля методом сопряжения конформных отображений [2], а на его основе рассчитывались электромагнитные моменты методом натяжений [3].

На рис. 3 показана конфигурация расчетной области конструкции № 1, и применительно к ней на рис. 4 фиксируется распределение нормальной составляющей магнитной индукции в отдельных участках расчетной области для режима холостого хода. Следует отметить, что магнитная индукция в воздушном зазоре напротив магнитов составила примерно 0,4 Тл.

На рис. 5 приведена конфигурация расчетной области конструкции № 2, разбитая на 114 ЭУ.

Распределение нормальной составляющей магнитной индукции вдоль окружности верхнего берега воздушного зазора для двух типов ВДПМ в режиме холостого хода показано на рис. 6.

Реактивные моменты при обесточенной обмотке статора показаны на рис. 7. Из него видно, что максимум момента у второй конструкции (0,08 Нм) примерно в три раза меньше; поэтому запуск ВД этого типа будет сопровождаться меньшим пусковым током, а в рабочем режиме он будет иметь меньший уровень вибрации и шума.

Формы ЭДС холостого хода (расчетные и опытные) макетных образцов номеров 1 и 2 для скорости 3000 об/мин показаны на рис. 8. Обращает на себя внимание различие во времени (почти в два раза) положительных и отрицательных участков ЭДС образца № 2.

Рис. 3. Конфигурация расчетной области конструкции № 1

Рис. 4. Распределение нормальной составляющей магнитной индукции по окружностям рис. 3: кривая 1 - окружность верхнего берега воздушного зазора (низ ЭУ 57,58,59,60); кривая 2 - окружность нижнего берега воздушного зазора (верх ЭУ 34,35,36,.. .,42); кривая 3 - окружность, проходящая через нижние поверхности зубцовых усиков (низ ЭУ 34,35,36,.. .,42)

Рис. 5. Конфигурация расчетной области конструкции № 2

Рис. 6. Распределение нормальной составляющей магнитной индукции вдоль окружности верхнего берега воздушного зазора для двух типов ВДПМ: кривая 1 - конструкция № 1, кривая 2 - конструкция № 2

10

5

0

-5

-10

Рис. 7. Реактивный момент обесточенного ВДПМ: кривые 1 - г^12; 2 - 21=6

8 Е, В

Е, В

I мс

Л

/ 7

2 6 1, м с

V.,-. /

расчетная,

эксперментальная.

расчетная, эксперм ентальная.

б

Рис. 8. Расчетные и опытные кривые ЭДС холостого хода ВД №1 (а) и ВД №2 (б)

На рис. 9 приведены расчетные кривые электромагнитного момента ВДПМ при нагрузке (ток I = 20 А; скорость вращения п = 3000 об/мин). Первая конструкция имеет среднее значение момента примерно 0,9, вторая -

0,8 Нм. Для второй конструкции характерен меньший уровень пульсаций.

Штатный коллекторный двигатель с оксидно-бариевыми постоянными магнитами типа МЭ272 (Рн = 100 Вт, пн = 2600 об/мин, и н = 12 В, I н = 19 А, масса 2,25 кг), устанавливаемый в российские автомобили, имеет номинальный момент на валу 0,37 Н-м [4]. Его КПД, очевидно, составит ^^9 = 0,44 .

1

3

С

Рис. 9. Электромагнитный момент ВДПМ при нагрузке (ток 1=20 А; скорость вращения 3000 об/мин): кривая 1 - г^12; 2 - 2у=6

Рассмотренные макетные образцы с массой 1350 и 1414 г при испытаниях на стенде со штатной нагрузкой потребляли ток не более 17 А.

Рис. 9 показывает, что при наличии тока в полуобмотках, протекающего в противофазе с их ЭДС, электромагнитный момент будет положительным (действующим в направлении вращения ротора) для первой конструкции при любом угловом положении ротора. Причем его минимальное значение составит примерно 0,2 Нм. Для второй конструкции имеются 6 интервалов за оборот шириной примерно 0,09 мех. рад. (5 мех. град.), на которых электромагнитный момент имеет отрицательный знак. Но эти угловые положения ротора, как видно из рис. 4 и 7, не совпадают с углами фиксации ротора при обесточенном статоре. Поэтому при подаче однополярного тока в соответствующую полуобмотку ротор начнет вращение в требуемом направлении.

Рис. 10 содержит расчетные мгновенные значения ЭДС полуобмоток в нагрузочном режиме (ток I = 20 А, скорость вращения п =3000 об/мин) на периоде их изменения. Следует отметить, что рабочие полуволны ЭДС второй конструкции имеют длительность более половины периода и на некотором временном интервале обе полуобмотки работают одновременно. Этим и объясняется меньший уровень пульсаций электромагнитного момента при нагрузке у этой конструкции.

Следует отметить, что приемлемый уровень реактивного электромагнитного момента, необходимый для фиксации ротора при обесточенном состоянии ВДПМ, обеспечивается в двух первых конструкциях за счет несимметричного расположения магнитов (полюсов) на роторе: разнополярные магни-

ты каждой пары полюсов придвинуты вплотную друг к другу. Как показывают расчеты, при раздвижении этих магнитов на одну треть их ширины, что эквивалентно углу (20/3) мех. градусов (при симметричном расположении всех магнитов угловое расстояние между ними составит 10 мех. градусов), максимум реактивного момента увеличивается с 0,25 до 0,4 Нм, а максимум нагрузочного момента - с 1,4 до 1,5.

Рис. 10. Кривые ЭДС полуобмоток статора ВДПМ при нагрузке (ток 1=20 А; скорость вращения 3000 об/мин): кривая 1 - г1=12; 2 - г1=6

Выводы:

1. Результаты численного моделирования макетных образцов однофазных ВД с постоянными магнитами методом сопряжения конформных отображений показали удовлетворительное приближение к опытным данным.

2. Разработанные однофазные ВД с постоянными магнитопластовыми неодим-железо-боровыми магнитами удовлетворяют техническому заданию по массо-габаритным показателям, потребляемому току и развиваемой скорости и не уступают по перечисленным параметрам штатному коллекторному двигателю постоянного тока.

Литература

1. Кенио Т. Двигатели постоянного тока с постоянными магнитами / Т. Кенио, С. Нагамо-ри; пер. с англ. М.: Энергоатомиздат, 1989. 184 с.

2. Афанасьев А.А. К расчету плоскопараллельных магнитных полей в нелинейных средах / А.А. Афанасьев, А.Н. Воробьев // Известия РАН. Сер. Энергетика. 1992. № 2. С. 77-91.

3. Иванов-Смоленский А.В. Электромагнитные силы и преобразование энергии в электрических машинах /А.В. Иванов-Смоленский М.: Высш. шк. 1989. 312 с.

4. Копылова И.П. Справочник по электрическим машинам: в 2 т. / И.П. Копылова, Б.К. Клокова; под общ. ред. И.П. Копылова, Б.К. Клокова М.: Энергоатомиздат, 1989. Т 2. 688 с.

АФАНАСЬЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и информатики в технических системах, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

AFANASYEV ALEXANDER ALEXANDROVICH - doctor of technical sciences, professor, management and computer science in technical systems department chairman, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

БЕЛОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ - старший преподаватель кафедры управления и информатики в технических системах, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

BELOV VLADIMlR VLADIMIROVICH - senior teacher of management and computer science in technical systems chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

НИКОЛАЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат технических наук, доцент кафедры управления и информатики в технических системах, Чувашский государственный университет; ведущий специалист АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО, Россия, Чебоксары ([email protected]).

NIKOLAEV ALEXEY VASILYEVICH - candidate of technical sciences, associate professor of management and computer science in technical systems chair, Chuvash State University; leading expert of Joint-stock commercial bank "Chuvashkreditprombank" of Open Society, Russia, Cheboksary.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.