Научная статья на тему 'Численное моделирование дозвукового течения в пневматическом клапане'

Численное моделирование дозвукового течения в пневматическом клапане Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / NUMERICAL MODELING / ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ КЛАПАН / PNEUMATIC VALVE / ДОЗВУКОВОЕ ТЕЧЕНИЕ / SUBSONIC CURRENT / ПОГРЕШНОСТЬ / ERROR

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Романов К. А., Макарьянц Г. М.

При расчете течений газа в пневматическом клапане всегда существует вероятность получения искаженных результатов. В данной работе с целью оценки величины погрешности в зависимости от давления в клапане было использовано численное моделирование дозвукового течения в пакете программ Ansys Fluent. В результате было установлено, что наибольшая погрешность измерений наблюдается при наименьшем давлении в клапане, но при этом она не оказывает значительного влияния на весь расчет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Романов К. А., Макарьянц Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NUMERICAL MODELLING SUBSONIC CURRENT IN THE PNEUMATIC VALVE

There is always a probability of receiving the distorted results at calculation of gas currents in the pneumatic valve. In this work numerical modeling of a subsonic current in the Ansys Fluent software package is used for the purpose of an error size assessment which depends on pressure in the valve. As a result the greatest error measurements are observed with the smallest pressure in the valve, but therefore, it has no considerable impact on all calculation.

Текст научной работы на тему «Численное моделирование дозвукового течения в пневматическом клапане»

Решетнеескцие чтения. 2015

Flight dynamics]. Moskow, Mashinostroenie, 1985, 360 p. (In Russ.)

2. Petunin V. I. [Synthesis of automatic control systems for aircrafts on the base of automatic restrictions of limiting parameters]. Izv. vuzov. Priborostroenie [Trans. Instrumentation]. 2010, vol. 53, № 10, p. 18-24. (In Russ.)

3. Petunin V. I., Neugodnikova L. M. [Application of logical algorithms for restriction of movement parameters of aircraft]. Materialy XVII Mezhdunar. nauch. konf. "Reshetnevskie chteniya" [Materials XVII Intern. Scientific. Conf "Reshetnev reading"]. Krasnoyarsk, 2013, p. 158-159. (In Russ.)

4. Petunin V. I. Abdullina E. Yu., Efanov V. N. Sistema avtomaticheskogo upravlenija uglom krena i ogranichenija uglovoj skorosti krena letatel'nogo appa-

rata [Automatic control system of bank angle and bank angular speed restriction of the aircraft]. Patent RF, no. 2430858, 2011.

5. Petunin V. I., Abdullina E. Yu., Efanov V. N. Sistema avtomaticheskogo upravlenija uglom tangazha i ogranichenija ugla ataki letatel'nogo apparata [Automatic control system of a corner of pitch and an angle of attack restriction of the aircraft]. Patent RF, no. 2434785, 2011.

6. Petunin V. I., Neugodnikova L. M. Sistema avtomaticheskogo upravlenija uglom kursa i ogranichenija normal'noj peregruzki letatel'nogo apparata [Automatic control system of a course corner and a normal overload restriction of the aircraft]. Patent RF, no. 2503585, 2014.

© neTyHHH В. H., 2015

УДК 004.942

ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДОЗВУКОВОГО ТЕЧЕНИЯ В ПНЕВМАТИЧЕСКОМ КЛАПАНЕ

К. А. Романов*, Г. М. Макарьянц

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (Национальный исследовательский университет) Российская Федерация, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34

E-mail: [email protected]

При расчете течений газа в пневматическом клапане всегда существует вероятность получения искаженных результатов. В данной работе с целью оценки величины погрешности в зависимости от давления в клапане было использовано численное моделирование дозвукового течения в пакете программ Ansys Fluent. В результате было установлено, что наибольшая погрешность измерений наблюдается при наименьшем давлении в клапане, но при этом она не оказывает значительного влияния на весь расчет.

Ключевые слова: численное моделирование, пневматический клапан, дозвуковое течение, погрешность.

NUMERICAL MODELLING SUBSONIC CURRENT IN THE PNEUMATIC VALVE

K. A. Romanov*, G. M. Makaryants

Samara State Aerospace University 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: [email protected]

There is always a probability of receiving the distorted results at calculation of gas currents in the pneumatic valve. In this work numerical modeling of a subsonic current in the Ansys Fluent software package is used for the purpose of an error size assessment which depends on pressure in the valve. As a result the greatest error measurements are observed with the smallest pressure in the valve, but therefore, it has no considerable impact on all calculation.

Keywords: numerical modeling, pneumatic valve, subsonic current, error.

Численное моделирование течений газа в сверхзвуковых и дозвуковых режимах является актуальной задачей вычислительной гидродинамики. При этом важной, но редко рассматриваемой задачей, возникающей во время численного расчета, является оценка его погрешности.

В работах [1-5] не проводится проверка модели на устойчивость и оценка погрешности результатов, что может привести к искажению результатов расчета.

К существенным факторам, влияющим на погрешность, относятся заданные граничные и начальные условия расчета, качество сетки конечных элементов, правильная оценка размеров пристеночного слоя, а также устойчивость самой сеточной модели, от которой зависит точность результатов самого расчета.

В работе была рассмотрена двумерная модель течения идеального газа в пневматическом клапане в пакете программного обеспечения Ansys Fluent. Приведены

Системы управления, космическая навигация и связь

результаты численного расчета при различных граничных условиях и частоты сетки конечных элементов.

Для определения погрешности численного расчета смоделирована двумерная осесимметричная модель пневматического клапана, в котором регулируемым параметром является его высота подъема И (рис. 1).

F = P •

n-Dt

4

Рис. 1. Геометрическая осесимметричная модель пневматического клапана: 1 - корпус; 2 - крышка клапана

В процессе расчета были определены силы давления на тарель клапана и расход при различных давлениях на входе и различной высоте подъема клапана.

График изменения коэффициента подъемной силы ф с учетом полученных в результате расчетов погрешностей представлен на рис. 2.

где Р - давление, действующее на тарель клапана, задаваемое при численном расчете; Бу - диаметр

тарели клапана.

На рис. 3 представлен график изменения относительной погрешности расчета при различных давлениях на входе.

0,006

0.004

0,002

0.000

А

А /

V /

■ i 0 кПа

■ 12 кПа 15кПа

■ i 8 кПа

10

1 2

Рис. 2. График изменения коэффициента подъемной силы (при Р = 15 кПа), И - высота подъема клапана

Сам коэффициент подъемной силы рассчитывается по формуле

ф=/.

F Г0

где / - действительное значение силы, действующей на тарель клапана, полученное при численном расчете; - сила, действующая на клапан в закрытом состоянии

Рис. 3. График изменения относительной погрешности

По полученным из расчетов данным видно, что результаты измерений попадают в заданные пределы отклонений численного расчета, то есть они являются достаточно точными. Относительные погрешности вызваны неточностями численных методов.

References

1. Numerical simulation of 3D flow through a control valve / J. Badur, M. Banaszkiewicz, M. Karcz, M. Wi-nowiecki // Turbomachinery. 1999. № 115. 6 p.

t. Numerical simulation of gas flow in an electrostatic precipitator / Q. F. Hou, B. Y. Guo, L. F. Li, A. B. Yu // Seventh International Conference on CFD in the Minerals and Process Industries (CSIRO, Melbourne, Australia. 9-11 December 2009). 6 p.

3. CFD analysis of flow forces and energy loss characteristics in a flapper-nozzle pilot valve with different null clearances. / Nay Zar Aung, Qingjun Yang, Meng Chen, Songjing Li // Energy Conversion and Management. 2014. № 83. P. 284-295.

4. CFD simulation of flow-pressure characteristics of a pressure control valve for automotive fuel supply system / Dazhuan Wua, Shiyang Lia, Peng Wua // Energy Conversion and Management. 2015. № 101. P. 658-665.

5. CFD analysis on the dynamic flow characteristics of the pilot-control global valve / Jin-yuan Qian, Lin Wei, Zhi-jiang Jin, Jian-kai Wang, Han Zhang, An-le Lu // Energy Conversion and Management, 2014, № 84. P. 220-226.

© Романов К. А., Макарьянц Г. М., 2015

в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.