РЕГУЛИРОВАНИЕ
п ч □□
ппя
□ □2 □ □
н
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
Чиновник или
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ:
образ исполнительной власти (на уровне региона)1
H.H. РОЗАНОВА,
доцент кафедры управления факультета экономики и управления ФГБОУВПО Смоленский государственный университет, к.п.н. (rozznina&yandex. ruj
лубокие политические преобразования, осуществляемые в России, обусловили качественные изменения важнейших конституционно-правовых институтов, к числу которых относится и государственная гражданская служба. Формирование новой российской государственности сопровождается возрастающей ролью госслужбы, особенно на региональном уровне, где существует прямая связь с гражданами, и от деятельности исполнительной власти зависит благосостояние, качество жизни населения того или иного субъекта Российской Федерации.
Эффективность региональной власти определяется рядом как объективных показателей ее деятельности (например, уровень доходов населения, развитость инфраструктуры и т.д.), так и субъективных, которые отражают мнение населения о деятельности власти и находят, на наш взгляд, свое интегрированное выражение в понятии «репутация власти». Социологическое исследование по изучению репутации региональной власти (на примере Смоленской области2) выявило, что ее приоритетными характеристиками, по мнению граждан, являются: результативность, доверие и создание условий для достойной жизни.
ЕЗ
ЕЗЕЗ
ЕЗЕЗЕЗ
ЕЗЕЗЕЗ
ЕЗЕЗ
ЕЗ
Ключевые слова:
образ власти, имидж, репутация, региональная власть, чиновник, государственный гражданский служащий.
ЕЗ
ЕЗЕЗ с: ЕЗЕЗ ЕЗЕЗЕЗ ЕЗЕЗ ЕЗ
Keywords:
image of the power; image; reputation; regional power; official; public civil servant.
В статье представлены результаты социологического исследования по выявлению идеального и реального образа региональной исполнительной власти на примере государственных гражданских служащих Смоленской области.
Определяется, насколько сложившийся образ соответствует или современному , нормативно закрепленному и транслируемому субъектами власти понятию «государственный гражданский служащий», или бытовому -«чиновник».
Official or public civil servant: image of executive power (at the regional level)
The article presents the results of sociological research to identify the ideal and the real image of the regional executive power on the example of the public civil servants of the Smolensk region. Determines how developed image corresponds or to the modern, standard fixed and broadcast by subjects of the power concept «public civil servant», or household - «official».
На основе сущностных черт категории «репутация» и с учетом мнения населения репутацию региональной власти можно определить как совокупность устойчивых, объективно сложившихся ценностных убеждений и рационально осознанных, оценочных мнений населения о власти, вызывающих чувство доверия и отражающих степень результативности деятельности власти по удовлетворению интересов и потребностей граждан в создании условий для достойной жизни. При этом процесс формирования репутации в значительной степени про-
'Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Технология формирования позитивной репутации региональной власти», № 14-03-00549 а.
2Приведены результаты анкетного опроса по изучению репутации региональной власти жителями г. Смоленска и Смоленской области (ноябрь 2011 г. - январь 2012 г., 305 респондентов).
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
•• п
СП □ СП
\=в
РЕГУЛИРОВАНИЕ
исходит на основе опыта прямого и косвенного взаимодействия власти и населения.
В то же время отметим, что репутация создается на основе имиджа и структурно включает в себя две составляющих: так называемую «имиджевую» (имидж власти) и «сущностную» (собственно репутационную).
Имидж власти - это символический образ власти, преимущественно эмоционально окрашенный набор субъективных ощущений и представлений населения о власти, которые не всегда отражают ее реальную деятельность и для формирования которых может быть достаточно средств массовой коммуникации.
Репутация (включающая имиджевую составляющую), таким образом, выступает в роли связующего звена между субъектом власти и гражданами. Она является своего рода отражением интересов как населения, так и власти, совмещая эти интересы.
С точки зрения целенаправленной работы над улучшением имиджа и репутации власти, важным является знание исходного образа, сформированного у населения. Образ региональной исполнительной власти был выявлен на примере государственных гражданских служащих Смоленской области, а далее будут рассмотрены их идеальный и реальный образы3. Также была поставлена задача выяснить, насколько сложившийся образ соответствует или современному, нормативно закрепленному и транслируемому субъектами власти понятию «государственный гражданский служащий», или бытовому - «чиновник». Для преодоления существующих стереотипов восприятия власти данный аспект представляется немаловажным.
От «чиновника»...
Слово «чиновник» существовало в русском языке с незапамятных времен, но долгое время означало не человека, а книгу, по которой отправлялись церковные службы. Светское использование старого и производного от него нового термина - «чиновничество», которое стало применяться для обозначения как отдельных администраторов, так и «вообще всей гражданскослужащей корпорации», как писал один из историков русского чиновничества Е. Карнович, сложилось в России в начале XIX в. [1].
Специалисты отмечают, что устойчивое отрицательное отношение большинства граждан к деятельности чиновничества, выработанное поколениями россиян и сформированное на протяжении столетий в сознании и эмоциональном восприятии населения, существует фактически на уровне генотипа. Согласно широ-
3Здесь и далее приведены результаты анкетного опроса по изучению репутации региональной власти жителями г. Смоленска и Смоленской области (январь 2014 г., 305 респондентов).
ко бытующему мнению, в нашей стране никогда не было публичной государственной гражданской службы, которая отвечала бы критериям эффективности, профессионализма и соответствия потребностям общества [см., например, 3]. На это же указывал известный отечественный государственный деятель Петр Аркадьевич Столыпин, выступая в январе 1911 г. в Государственной Думе: «Чиновник может быть и плох, может быть и хорош, а я думаю, что чиновник часто не меньше, а, может быть, и больше других трудится на пользу и на славу России. И, право, горько и больно слышать, когда рисуют по обычному шаблонному трафарету образ чиновника, стремящегося исключительно захватывать чины, ордена, оклады и лишенного всякого нравственного чувства» [2].
Именно пребыванием под воздействием мощных вековых негативных стереотипов объясняется парадоксально критическое отношение к власти, даже в том случае, когда личный опыт российского гражданина не подтверждает правоту данных стереотипов.
.к «государственному гражданскому служащему»
Современный этап развития государственной гражданской службы, с точки зрения информационного сопровождения процесса ее реформирования, характеризуется целенаправленным распространением в официальных источниках субъектов власти понятия «го-
отрицательная (15,8%)
положительная (28,6%)
нейтральная (54,7%)
Рис. 1. Эмоциональная окраска слова «государственный гражданский служащий» Смоленской области, по мнению населения (% от общего числа опрошенных)
нейтральная (33,8%)
Рис. 2. Эмоциональная окраска слова «чиновник» Смоленской области, по мнению населения (% от общего числа опрошенных)
№ 4 • 2014 ВеККАЧЕСТВА
19
РЕГУЛИРОВАНИЕ
п ч нн ппя □ □2 ПП
н
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
сударственный гражданский служащий» вместо бытового «чиновник». То, что смена понятий позволила снять яркий негативный оттенок самого слова, подтверждается мнением населения (рис. 1, 2).
Таким образом, исходя из результатов социологического исследования, само слово «государственный гражданский служащий» воспринимается гораздо более нейтрально или даже положительно по сравнению со словом «чиновник».
Другое дело, какой образ реально стоит за субъектом исполнительной власти и насколько он соответствует желаемому? Чей образ, в итоге, формируется у населения: государственного гражданского служащего или чиновника?
Респондентам были заданы следующие вопросы: ^ Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный государственный гражданский служащий Смоленской области?
^ Какой на самом деле, по вашему мнению, государственный гражданский служащий Смоленской области?
Ответственный, держит слово
Профессионал, компетентен, эиает свое дело
Думает о людях, решает их проблемы, близок к народу, работает на благо развития области, страны
Неподкупный, бескорыстный, не ворует, не берет вэптеи, не Злоупотребляет своим должностным положением
Отзывчивый, человечный, душевный, добрый
Культура поведения (воспитанный, вежливый, следует кормам деловой этики)
Добросовестный
Активный, инициативный Справедливый Целеустремленный
Умный, мудрый | | 2,2 %
Законопослушный 1,9 %
Внимательный | 1,9 %
Патриот 1,6 %
Опытный Д 1,3%
трудолюбивый, "трудяга" ^В 1,1%
19%
Рис. 3. Представление об идеальном государственном гражданском служащем Смоленской области, по мнению ее жителей: открытый вопрос (% от количества упомянутых характеристик)
Результаты мнения граждан представлены на рис. 3, 4.
В идеальном образе, своего рода портрете государственного гражданского служащего (рис. 3), мы видим преобладание таких важных качеств, как честность (и связанная с ней неподкупность, отсутствие злоупотреблений), ответственность; профессионализм; реализация миссии - служение народу.
Также были выделены следующие профессиональные и личностные качества: открытость, уверенность в себе, чувство долга, правдивость, принципиальность, независимость, авторитетность, коммуникабельность, наличие ораторских качеств, чувство юмора, стрессоустойчивость, отчетность народу, любовь к своему делу, властность, щедрость, амбициозность, харизма.
Несколько респондентов отметили требование к опрятному внешнему виду, возрастные ограничения, наличие национальной (русский) и территориальной (смолянин) принадлежности.
В реальном портрете государственного гражданского служащего (рис. 4) явно преобладают отрицательные характеристики (89,4% от всех указанных характеристик). Основная часть из них связана с преобладанием личных интересов представителей власти (как в общем виде, так и конкретизированных в виде взяточничества, коррупции) над интересами людей, для которых они работают.
Среди отрицательных характеристик также были названы следующие: «несправедливый, жадный, хитрый, злой, необразованный, закрытый, консерватор, трусливый, малоопытный, властолюбивый, лишенный обаяния, зависимый от настроения, неуравновешенный, «серая масса». Имелись и крайне негативные характеристики («мерзкий, ирод, «заевшийся»).
Немаловажен и тот факт, что часть смолян (особенно молодежь) отмечала, что не имеет опыта взаимодействия с государственными гражданскими служащими, но при этом, по отзывам окружающих и информации СМИ, может дать преимущественно отрицательное их описание.
Только 10,6% от всех названных характеристик реального образа государственного гражданского служащего смоляне отнесли к положительным, без явного преобладания какой-то из них: интеллектуальный, умный (2,2%), чест-
ный (1,1%), ответственный (1,5%), компетентный (1,5%), образованный (1,1%), порядочный (1,1%); добросовестный, вежливый, корректный, внимательный к людям, соблюдает закон, опрятный, коммуникабельный (менее 1%).
Таким образом, можно сделать следующий основной вывод: образ исполнительной власти, ее представителя, который формируется у населения, в большей степени - негативный, и скорее соответствует образу чиновника, а не государственного гражданского служащего Смоленской области. Что может улучшить сложившийся образ власти? Нам представляется, что только эффективная работа самой власти над устранением объективных причин негативного восприятия и время, подтверждающее ее результативность и позволяющее преодолеть существующие стереотипы. ■
Литература
1. Голосенко И.А. Феномен «русской взятки»: очерк истории отечественной социологии чиновничества // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. II. Вып. 3 // http://www.jourssa.rU/1999/3/6golosenko.html.
2. Столыпин Петр Аркадьевич. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете 1906-1911. Нам нужна великая Россия... / Ред.-составитель, автор примечаний Ю.Г. Фельштинский. М.: Молодая гвардия, 1991//http://lib.ru/HISTORY/FELSHTINSKY/stolypin.txt.
GH
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО РЕГУЛИРОВАНИЕ
СП
3. Туронок С.Т. Государственная гражданская служба в условиях реформ // Общественные науки и современность. 2006. №4. С. 32-38.
Новый ArcGIS 10.3-
стандарт мировых ГИС-технологий
10 декабря российская компания Esri CIS (официальный дистрибьютор в странах СНГ компании Esri, мирового поставщика геоинформационных технологий, http://www.esri-cis.ru) представила новую революционную программную ГИС-платформу ArcGIS 10.3, определяющую ключевые направления развития ГИС-технологий во всем мире на ближайшие годы.
По словам Сергея Наумова, главы отдела продаж Esri CIS в странах СНГ, ГИС из инструмента для профессионалов, работающих с картами и геоинформацией, превратились в инструмент для широкого круга людей - управленцев, аналитиков, маркетологов, инженеров и др. Основной целью компании Esri при создании ArcGIS 10.3 стало обеспечение инновационных моделей и способов применения геоинформационных систем (ГИС) в реальном бизнесе в различных отраслях экономики и государственного управления.
Новый пакет ArcGIS 10.3 был разработан в соответствии с технологической стратегией Esri и определяет ряд тенденций развития ГИС на глобальном уров-
не. Прежде всего, речь идет о возможности работать с системой как в закрытых корпоративных сетях, так и через Интернет - с настольных компьютеров и с помощью мобильных устройств.
Другая важная тенденция - это применение ГИС как инструмента для пространственного бизнес-анализа. Многие из инструментов реализуются в онлайн-режиме; множество прикладных задач выполняется в тонком клиенте (браузере), а исходные данные легко подключаются как из внутренних корпоративных систем, так и из внешних источников.
Новый уровень работы пользователей с 3D обеспечивается за счет того, что инструменты по визуализации и анализу трехмерных изображений становятся доступны и на настольных компьютерах, и в браузерах, и на мобильных устройствах.
В ArcGIS 10.3 реализуется новый подход к работе с изображениями (космическими и аэрофотоснимками, LiDAR и др.). В частности, теперь пользователям доступна автоматизированная единовременная обработка десятков и сотен тысяч снимков; обработка «на лету» и в режиме онлайн и другие возможности. ■
www.esri-cis.ru
№4 • 2014
¡ек КАЧЕСТВА
□
Взяточник, коррупционер, вор Ищущий выгсду только для себя Положительные характеристики
Безразличный к населению, далек от народа
Не выполняет обещанного, "обменщик", слова расходятся с делом
Безответственный
Низкая культура поведения {грубый, невежливый, хам. необщительный)
Некомпетентный Пассивный, безинициативный, аморфный Черствый, равнодушный, неотзывчивый Ленивый
Высокомерный, эгоистичный
Формально и халатно относящийся к обязанностям
Безнравственный Нечестный Бюрократ
Рис. 4. Представление о реальном государственном гражданском служащем Смоленской области, по мнению ее жителей: открытый вопрос (% от количества упомянутых характеристик)