ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
УДК 340.111.52
В. Н. Барсукова
Честь и достоинство: вопросы субъектного состава
В статье анализируется субъектный состав чести и достоинства как социального блага и субъективного права. Делается вывод о том, что к разрешению данных вопросов нужно подходить дифференцированно, в зависимости от того аспекта, в котором понимается честь и достоинство.
The paper analyzes the subject structure of honor and dignity, as a social benefit and a subjective right. A result of research author concludes that to the resolution of these issues should be treated differently according to the aspect, which refers to the honor and dignity.
Ключевые слова: честь, достоинство, личность, человек, приобретение, утрата.
Key words: honor, dignity, identity, people, acquisition, loss.
Честь и достоинство человека представляют собой важнейшую социально-правовую ценность, утверждение и всесторонняя защита которой является фундаментом, на котором зиждется современное общество. Развитие демократических институтов, становление гражданского общества и правового государства в глобальном понимании этого слова свидетельствуют о возрастании значимости указанных благ, повышении уровня гарантированности их уважения и защиты. Вместе с тем ни современное законодательство, ни научная доктрина не содержат прямых и четких ответов относительно сущности и характеристик данных категорий. Они неоднозначно интерпретируются в различных областях, в том числе в сфере нравственного сознания, этики и права* 1 11. Так, в юридической науке высказываются мнения, что честь и достоинство могут рассматриваться: 1) как элементы правоспособности, 2) социальные блата, подлежащие охране со
© Барсукова В. Н., 2014
1 См.: Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона. Норма, 2004 // URL: http://www.library.ru/help/docs/n56821/hest1.doc (дата обр.: 11.04.2013).
11
стороны права, 3) субъективное право личного характера2. Иногда в науке социальные блага и субъективные права отождествляются, с чем вряд ли возможно согласиться. Н.И. Матузов справедливо отмечает, что социальные блага - это отнюдь не сами субъективные права, они являются их объектами. Социальное благо представляет собой то, на что направлено данное право3. Поэтому честь и достоинство есть фактические социальные блага, а возможность пользоваться ими, гарантированная государством, -это субъективное право, которое включает в себя такие правомочия, как возможность гражданина требовать, чтобы оценка его личности, с точки зрения политико-правовой, нравственной, профессиональной и иных составляющих, формировалась исходя из правильного восприятия его поступков и уважения его как человека вообще4. Н.С. Малеин отмечает, что право на честь и достоинство относится к числу абсолютных прав, так как оно неотделимо от личности, непередаваемо (неотчуждаемо), ему корреспондирует обязанность каждого не умалять честь и достоинство другого. Данное право подлежит защите от всяких нарушений, независимо от их давности5.
Учитывая неоднозначность в понимании обозначенных категорий, вопросы об их характеристиках также носят дискуссионный характер. Одним из наиболее спорных моментов является субъектный состав чести и достоинства как социального блага и как субъективного права. На наш взгляд, субъектный состав чести и достоинства носит сложный характер. С одной стороны, субъектом выступает лицо, которому принадлежат честь и достоинство, а с другой - общество. Что касается круга субъектов, которые оценивают личность, то он достаточно широк. В науке чаще всего в данном контексте употребляют понятие «общество», однако следует учесть, что применительно к категории чести и достоинства оно носит весьма неоднородный характер. Честь личности складывается, не исходя из мнения всего общества в целом. Оценка осуществляется теми социальными группами и кругами, к которым конкретная личность принадлежит.
2 См.: Рафиева Л.К. Гражданско-правовая защита чести и достоинства личности в СССР: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1966. С. 16; СуржикА.Ф. Проблемы правового регулирования институтов чести, достоинства и деловой репутации в гражданском праве Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 12; БеспаловА.В. Честь, достоинство и деловая репутация как объекты гражданских прав: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 13.
3 См.: Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 95-96.
4 См.: Гулиев В. Е., Рудинский Ф. М. Демократия и достоинство личности. М., 1983. С. 150; Малеин Н. С. Охрана достоинства, здоровья и тайны личной жизни граждан // Социализм и личность. М., 1979. С. 97-98; Придворов Н. А. Достоинство личности и социалистическое право. М., 1977. С. 56.
5 Малеин Н.С. Указ. соч. С. 98.
12
Что касается субъекта, которому принадлежат честь и достоинство, то в науке по данному вопросу высказывается позиция, что обладателем рассматриваемых благ может быть как физическое лицо, так и организация или коллектив, социальная, профессиональная, этническая группа, нация, государство и даже мировое сообщество, поскольку оно наделено собственными, присущими только ей формами бытия, сознания и самосознания6. Так, например, А.Ф. Шишкин обращал внимание на возрастание значения в нашем обществе коллективной чести и достоинства7, подразумевая в данном случае как честь и достоинство коллективов, так и чувства человека как члена данного коллектива. Аналогичной позиции придерживаются А.В. Белявский, Д.В. Придворов, уточняя, что честь коллектива -это не сумма индивидуальных достоинств. Данное свойство присуще коллективу как таковому. Имеющееся здесь соотношение общего и особенного и определяет ответ на вопрос, насколько честь индивида (ее оценка) отражается на чести коллектива и наоборот и, главное, какова мера взаимной моральной ответственности8. Высказывается в литературе и прямо противоположное мнение. Так, например, А.А. Власов отмечает, что основой чести являются нравственные и иные социально значимые качества, а значит, социальным субъектом чести может быть только человек, физическое лицо9. Последняя точка зрения представляется более верной. Говоря об организации или коллективе, правильнее употреблять термин «деловая репутация». В отношении нации, государства, мирового сообщества термины «честь» и «достоинство» действительно иногда употребляются, однако применительно к ним использование категорий «честь» и «достоинство» в том понимании, которое в них вкладывает современная наука также вряд ли возможно, поскольку критерии оценки человека не применимы к обозначенным образованиям. Вряд ли применительно к государству правильно использовать термин «нравственность». Государству свойственны различные режимы, формы управления. Его оценивают, в первую очередь, не с точки зрения морали, а с точки зрения соблюдения мировых стандартов в области права и экономики. Не свойственны также
6 См.: Хованская А.В. Достоинство человека: международный опыт правового понимания // Гос-во и право, 2002. № 3.
7 См.: Уткин С.С. Очерки по марксистско-ленинской этике. М., 1962, С. 242; Шишкин А.Ф. Основы марксистской этики, М., 1961. С. 321; Блюмкин В. А. Категории достоинства и чести в марксистской этике: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1964. С. 10-11; Архангельский Л. М. Категории марксистской этики. М., 1963. С. 209.
8 См.: Белявский А.В., Придворов Н.А. Охрана чести и достоинства личности в СССР. М., 1971.
9 См.: Власов А.А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации. М., 2000. С. 109.
13
указанным образованиям и те духовные качества, которые оцениваются с позиции чести и достоинства. Иными словами, честь и достоинство - это качества, неразрывно взаимосвязанные с человеком и принадлежащие только ему.
Поддерживая позицию об отнесении категорий чести и достоинства исключительно к благам, принадлежащим физическому лицу, хотелось бы остановиться на вопросе о том, что же, собственно, собой представляет человек как индивидуальный феномен. Важнейшими терминами, используемыми в философии для характеристики человека, являются «индивид» и «личность». Согласно Большому энциклопедическому словарю человек -это общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры10 11. Индивид - это наиболее общая категория, призванная обозначить единичного представителя какого-то социального целого. Он становится личностью лишь в случае ясного осознания им мотивов своего поведения и осуществления строгого контроля над ним и подчинения его единой жизненной стратегии11. Под личностью следует понимать человека, обладающего собственными взглядами и убеждениями, проявляющего свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующего в той или иной деятельности, понимающего свои действия и способного руководить ими12. В. М. Сырых пишет, что личность есть совокупность свойств, характеризующих человека как социальное существо, участника общественных отношений. Личностью не рождаются, ею становятся13, поэтому не каждый человек является личностью. Так, у человека, признаваемого невменяемым с точки зрения психиатрии, отрицается понятие личности, что означает как невозможность вменить ему в вину преступное деяние, так и невозможность присвоения заслуг. Таким образом, «личность» - понятие более узкое, чем «человек»14. В литературе нет единого мнения относительно того, кто же является субъектом чести и достоинства: человек или личность. Высказывается мнение, что их в данном контексте следует рассматривать как синонимичные понятия15. Согласиться с данным мнением не представляется возможным. Если человек представляет собой разумное психофизиологи-
10 Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 446, 653, 1343.
11 См.: Введение в философию: учеб. для вузов: в 2 ч. Ч. 2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.О., Рефьева Г.С. и др. М., 1990. (639 с.) С. 551, 556-557.
12 URL: http://u4isna5.ru/annotacija/634-2012-03-26-06-56-13 (дата обр.: 12.05.2014).
13См.: Сырых В. М. Теория государства и права: учеб. М., 1998. С. 344.
14 См.: Власова О.В. Роль общественных объединений в утверждении достоинства человека / под ред. О.И. Цыбулевской. Саратов, 2009. С. 85.
15 Там же.
14
ческое или биосоциальное существо, живущее в обществе, то категория «личность» как научная абстракция акцентируется на полном отделении человека от природы, определяется конкретно-историческими условиями и отличается определенным уровнем отношения с обществом16. В связи с этим полагаем необходимым использовать дифференцированный подход к определению субъектного состава чести и достоинства.
Честь как оценочная категория в большей степени ориентирована на общество, а значит, она может принадлежать только личности в силу следующих причин: во-первых, оценка субъекта обществом должна сопровождаться адекватным ее восприятием данным лицом, и, во-вторых, объективно оценивать (хвалить или осуждать) можно лишь человека, способного осознавать свои действия и руководить ими. Не зря уголовное законодательство освобождает от ответственности лицо, признанное невменяемым в силу психического расстройства. В интеллектуальной и волевой сфере в данном случае происходят модификации, при которых изменение деятельности головного мозга приводит к глубокому расстройству отражения реального мира, сопровождающемуся неспособностью человека применять знания и опыт в своей практической деятельности, отсутствием самокритичности, самоконтроля. Все это не позволяют лицу принимать адекватное конкретной ситуации решение, сопоставить свои действия с социальными и правовыми нормами, с требованиями морали.
Что касается достоинства, то в данном случае необходимо учитывать многогранность данного явления. В понятии достоинства традиционно выделяют объективный и субъективный компоненты. Объективный компонент включает следующие аспекты:1) достоинство как ценность человека независимо от его характеристик и особенностей; 2) личное достоинство как ценность конкретного человека, характеризующаяся совокупностью его положительных нравственных и физических качеств и поступков; 3) достоинство человека как субъекта (члена) определенной социальной общности, группы и т. п. Субъективный компонент достоинства есть осознание индивидом своей ценности как человека вообще, как конкретной личности, представителя определенной социальной группы (класса, нации и т. д.)17. Соответственно, в общечеловеческом понимании достоинство принадлежит каждому человеку независимо от его психофизиологических характеристик. Любой человек, даже если он находится в состоянии глубокой психической болезни (шизофрения, олигофрения в стадии имбециль-
16 Конституционное право: учеб. / отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1996. С. 56.
17 См.: Белявский А.В., ПридворовН.А. Указ. соч. С. 24; ПридворовН.А. Институт достоинства личности в советском праве: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Харьков, 1986. С. 10.
15
ности, маниакально-депрессивный психоз и др.), является высшей ценностью. В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»18 лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации. Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства. Личное достоинство, а также достоинство лица как члена определенной группы, организации, сообщества и т. д., на наш взгляд, принадлежит исключительно личности, поскольку в данном случае базисным является осознание данным субъектом своей ценности, своего положения в обществе.
Учитывая данный вывод, вопрос о моменте возникновения чести и достоинства у человека и его утраты также должен решаться дифференцированно. Так, если речь идет о первом компоненте достоинства, а именно о человеческом достоинстве, ценности человека вообще, независимо от его конкретных качеств и особенностей, то в данном случае оно принадлежит человеку от рождения и вне зависимости от того, является он умственно и психически здоровым или нет. Стоит заметить, что англоязычные авторы используют термин «humandignity» - достоинство человека, а не «digni-tyofhumanperson» - достоинство личности, поскольку последнее подвергается внутреннему и внешнему оцениванию. Если затрагивается вопрос о чести и достоинстве в смысле личного достоинства, то в данном случае оно может принадлежать лишь человеку, обладающему качествами личности, что вовсе не означает момента наступления совершеннолетия или полного психического здоровья. Человек в данном случае должен лишь обладать способностью осознавать свою личную ценность и оценку ее окружающи-ми19. У всех людей момент появления этой способности различается. В литературе высказываются различные мнения относительно данного вопроса. Так, например, К. Ф. Егоров полагает, что реальная значимость чести и достоинства для человека наступает после полного становления его личности, осознания им своей социальной ценности, включения в реальный
18 О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 33. Ст. 1913.
19 См.: Ной И.С. Охрана чести и достоинства личности в советском уголовном праве. Саратов, 1959. С. 34.
16
процесс общественной жизни, т. е. в зрелом возрасте20. Вряд ли можно согласиться с данным мнением. Верно отмечают А.В. Белявский и Н.А. Придворов, что нельзя подменять вопрос о возникновении права на честь и достоинство вопросом о возникновении самого блага. С того момента, когда для ребенка приобретают значение одобрение, похвала, порицание и т. п., для него становится «значимым» и чувство чести21. В научной литературе не раз высказывалось мнение о том, что чувство чести, самолюбие, гордость, удовлетворение от положительной оценки взрослых и товарищей и страдания от их осуждения, чувствительность к оскорблению и т. д. играют большую роль в жизни ребенка школьного возраста22 23. В этом смысле вся система оценки успеваемости и поведения служит воздействию на чувство чести и достоинства детей. Воспитание чувства чести и достоинства является важнейшей задачей школы и родителей . С данным мнением вполне можно согласиться с той лишь оговоркой, что честь и достоинство возникают у человека отнюдь не со школьного возраста. Ребенок, при условии его нормального развития, приобретает черты личности уже в дошкольном возрасте, поэтому полагаем, что честь и личное достоинство принадлежат человеку с того момента, как он начинает осознавать свое поведение и оценку окружающих его людей.
Еще одним сложным моментом является вопрос о наличии чести и личного достоинства как нематериального блага у лица, признанного недееспособным в силу психического заболевания. С одной стороны, данное лицо неспособно адекватно воспринимать и осознавать характер своих действий и ту оценку, которую ему дает общество. С другой стороны, в момент просветления ему отнюдь небезразлично мнение общества о нем. Поэтому недееспособность или ограниченная дееспособность лица не дает окружающим право распространять о нем заведомо ложную, порочащую информацию, что говорит о наличии у данного лица права на защиту своей чести и достоинства через законного представителя.
Если речь идет о достоинстве лица с позиции принадлежности его к определенной группе, то, соответственно, оно возникает с момента приобретения им определенного статуса, например судьи, прокурора и т. д. При этом, на наш взгляд, данное достоинство не утрачивает свое существование
20 См.: Егоров К.Ф. Личные неимущественные права граждан СССР // Учен. зап. ЛГУ. 1953. Вып. 4. № 151. С. 145, 157.
21 См.: Белявский А.В., ПридворовН.А. Указ. соч. С. 43.
22 См.: АлякринскаяА.С. Понимание чести школьниками и честь как мотив их поведения: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1953. С. 13.
23 См.: СвадковскийИ. Ф. Воспитание чувства чести у детей // Семья и школа. 1949. № 2.
17
с момента прекращения данного статуса. Так, для судьи в отставке отнюдь небезразлично, что говорят люди о нем, вспоминая его судейский опыт.
Наконец, выше уже указывалось, что нельзя путать честь и достоинство, как нематериальные блага, и право на них. Момент возникновения данного субъективного права также имеет спорный характер. Говоря о моменте его возникновения, А.В. Беспалов прямо указывает, что «такое право не может рассматриваться как элемент правоспособности, являющейся равной для всех с момента рождения. Юридический факт, лежащий в основе возникновения анализируемого права, характеризуется, прежде всего, тем, что невозможно указать точный момент во времени, когда он возника-ет»24. Высказывается и другая позиция, в соответствии с которой право на честь и достоинство возникает с 14-летнего возраста. Ведь в этом возрасте, как указывает А. Сахаров, уже начинается переход от «детского состояния к взрослому», включая «физическое, в частности половое, созревание подростка», с этого времени «особенно энергично, бурно развиваются его моральные и интеллектуальные силы, формируются нравственные взгляды и представления»25.
Что касается момента утраты чести и достоинства, то данные блага не прекращаются с момента смерти лица. Умерший человек также имеет право на их защиту, поскольку оценка поступков человека надолго переживает его самого, и ему далеко небезразлично при жизни, что скажут о нем после смерти. Это лишний раз стимулирует высокую требовательность у каждого к своему поведению, ибо добрая память, оставляемая умершим о себе, может быть создана при жизни лишь им самим, его делами. Кроме того, светлая память об умершем имеет значение для его потомков как с нравственной, так подчас и с правовой точки зрения. Данная точка зрения подтверждается позицией законодателя, который предусматривает возможность обращения родственников умершего лица в суд с иском о защите его чести и достоинства (ч. 2 п. 1 ст. 152 ГК РФ). Вместе с тем человек теряет честь в связи с совершением аморального поступка, в том числе правонарушения или преступления, наказание за которое предусмотрено законодательством. Чем серьезнее проступок с точки зрения морали и нравственности, тем выше степень утраты субъектом своей чести. То же самое можно сказать о личном достоинстве человека, а также о достоинстве человека как члена определенного сообщества, группы. Достоинство
24 См.: Беспалов А.В. Честь, достоинство и деловая репутация как объекты гражданских прав: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 10.
25 См.: Сахаров А. Возрастные особенности психики несовершеннолетних нарушителей // Социалистическая законность. 1965. № 6.
18
же в общечеловеческом понимании не может быть утрачено ни при каких обстоятельствах, даже в случае совершения человеком аморального или противоправного поступка, поскольку, несмотря ни на что, человек, даже если он преступник, является высшей ценностью.
В заключение представляется возможным сформулировать некоторые выводы:
во-первых, при определении субъектного состава таких социальных благ, как честь и достоинство, а также субъективных прав, следует применять дифференцированный подход. В частности, субъектом-обладателем чести, а также личного достоинства и достоинства, связанного с принадлежностью к определенной социальной общности, группе является личность. Субъектом-обладателем достоинства в общечеловеческом понимании является человек, независимо от его психофизиологических качеств и возможностей признать его личностью;
во-вторых, различные подходы следует применять при определении момента возникновения и прекращения принадлежности человеку чести и достоинства как социального блага и как субъективного права;
в-третьих, феномен субъектного состава, участвующего в реализации такого нематериального блага, как честь, заключается в том, что личность, которой принадлежит честь, одновременно является и субъектом, обладающим нематериальным благом, именуемым честь, реализующим оценку своего положения в обществе, и одновременно объектом, который общество оценивает. Таким образом, личность одновременно выступает и субъектом и объектом оценки в зависимости от того, какой подход используется.
Список литературы
1. Алякринская А.С., Понимание чести школьниками и честь как мотив их поведения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1953.
2. Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона. - М.: Норма, 2004.
3. Архангельский Л. М. Категории марксистской этики. - М., 1963.
4. Белявский А.В., Придворов Н.А. Охрана чести и достоинства личности в СССР. - М., 1971.
5. Беспалов А.В. Честь, достоинство и деловая репутация как объекты гражданских прав: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2004.
6. Блюмкин В. А. Категории достоинства и чести в марксистской этике: ав-тореф. дис. ... канд. юрид наук. - М., 1964.
7. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. -2-е изд., перераб. и доп. - М., 2001. - С. 446, 653, 1343.
8. Введение в философию: учеб. для вузов: в 2 ч. Ч. 2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.О., Рефьева Г.С. и др. - М., 1990. - С. 551, 556-557.
19
9. Власов А.А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации. - М., 2000. - С. 109.
10. Власова О.В. Роль общественных объединений в утверждении достоинства человека / под ред. О.И. Цыбулевской. - Саратов, 2009.
11. Гулиев В. Е., Рудинский Ф. М. Демократия и достоинство личности. -М., 1983. С. 150.
12. Егоров К.Ф. Личные неимущественные права граждан СССР // Учен. зап. ЛГУ, 1953. - Вып. 4. - № 151.
13. Конституционное право: учеб. / отв. ред. А.Е. Козлов. - М., 1996. - С. 56.
14. Малеин Н. С. Охрана достоинства, здоровья и тайны личной жизни граждан // Социализм и личность. - М., 1979.
15. Матузов Н.И. Правовая система и личность. - Саратов, 1987.
16. Ной И.С. Охрана чести и достоинства личности в советском уголовном праве. - Саратов, 1959.
17. Придворов Н. А. Достоинство личности и социалистическое право. - М.,
1977.
18. Придворов Н.А. Институт достоинства личности в советском праве: ав-тореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Харьков, 1986.
19. Рафиева Л.К. Гражданско-правовая защита чести и достоинства личности в СССР: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Л., 1966.
20. Сахаров А. Возрастные особенности психики несовершеннолетних нарушителей // Соц. законность. - 1965. - № 6.
21. Свадковский И. Ф. Воспитание чувства чести у детей // Семья и школа. -1949. - № 2.
22. Суржик А.Ф. Проблемы правового регулирования институтов чести, достоинства и деловой репутации в гражданском праве Российской Федерации: ав-тореф. дис. . канд. юрид. наук. - М., 2006.
23. Сырых В. М. Теория государства и права: учеб. - М., 1998. - С. 344.
24. Уткин С.С. Очерки по марксистско-ленинской этике. - М., 1962.
25. Хованская А.В. Достоинство человека: международный опыт правового понимания // Гос-во и право. - 2002. - № 3.
26. Шишкин А.Ф. Основы марксистской этики. - М., 1961.
27. URL: http://u4isna5.ru/annotacija/634-2012-03-26-06-56-13 (дата обр.:
12.05.2014).
20