ФИЛОЛОГИЯ
УДК 821.16
DOI: 10.21779/2542-0313-2024-39-2-46-50 Х.А. Артцул, Ш.А. Мазанаев
Черты праведничества героинь В.Г. Распутина в повестях «Прощание с Матёрой»
и «Последний срок»
Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; [email protected]
Аннотация. В статье выявляются и исследуются черты праведничества героинь Валентина Распутина в повестях «Прощание с Матёрой» и «Последний срок». Образы главных героинь и их характеры раскрываются через восприятие и отношение к жизни. Нелегкий жизненный путь, тяготы войны и потери не сломили героинь, а закалили - они стали стойкими и выносливыми. Героини обретают большую стойкость и выносливость на своем нелегком жизненном пути.
В.Г. Распутин раскрывает взаимоотношения человека, природы и общества, поднимает вопрос о совести. Показана важность поддержания традиционных устоев и передачи высоких моральных качеств будущему поколению. Отдаление, отчуждение героев от матери, природы, родных мест приводит к изменению их духовного облика. Так в произведении проявляется значимая тема матери - природы.
Героини Валентина Распутина олицетворяют милосердие, совестливость и преданность родной земле, передают представления автора о русском народном характере.
Ключевые слова: принятие, смерть, нравственность, преданность, совестливость, связь поколений.
Центральное место в своих произведениях о деревенской жизни Валентин Распутин отводит женщине. Каждый из образов наполнен сложным внутренним миром, духовно-нравственным потенциалом. Его героини представлены как истинно национальные русские женщины с сильным характером и добрым сердцем, которые не держат обид и злости. Им свойственны черты носительниц нравственных ценностей народа, сельских праведниц. В произведении «Прощание с Матёрой» такой является главная героиня Дарья. Также можно обратиться к повести «Последний срок», где ярко выделяется образ главной героини Анны, которая приближена по характеру с Дарьей.
Праведничество заключает в себе высокую нравственность, благочестие, смирение, покой, принятие смерти... В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой праведник - это «Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали» [8, с. 780]. В основе понятия «праведность» лежит множество составляющих: это и святость, и мудрость, и даже более широкое значение, выходящее за рамки божественного. С другой стороны, под праведностью подразумевается соблюдение всех религиозных предписаний и поддержание благочестивого образа жизни. В религиозно-философской литературе праведность часто рассматривается как высшая добродетель, к которой стремится каждый верующий. Она не является врожденным качеством, а достигается через духовное очищение, молитву, пост и другие религиозные практики [10, с. 210].
Для главной героини повести «Прощание с Матёрой» немыслимо потребительское отношение к родной земле, к миру. В ее представлении очень важно уметь отдавать, а не только брать и пользоваться. Способность к состраданию является неотъемлемой чертой характера Дарьи.
Дарья обладает сильным характером, в ней есть стержень, который не удалось сломить никаким испытанием и тяготам жизни. Она многое повидала в своей нелегкой жизни, но со стойкостью переносила все трудности, с которыми ей пришлось встретиться. Муж погиб, его тело не было найдено. Погибли трое детей: старший сын на войне, второй умер на лесоповале, а дочь скончалась во время вторых родов. Важное значение имеет то, что Дарья сумела пережить все невзгоды и не озлобиться на этот мир. Она нашла в себе силы, чтобы приносить пользу, помогая людям и острову. По доброте своей души старуха помогла и пустила к себе жить. Катерину, дом которой сжег собственный сын Петруха. У старухи мы встречаем и Симу, которая, несмотря на свой возраст, вынуждена одна воспитывать внука. Жители острова тянулись к старухе, видели в ней бескорыстного, искреннего и мудрого человека. Дарья всегда выслушивала, а когда нужно, помогала своим советом.
Ее способность принимать волевые решения выражалась в готовности помочь, не побоявшись никого и ничего. Дом Дарьи всегда наполнен людьми оказавшимися в тяжелой ситуации, здесь происходят все важные диалоги и монологи. Она поддерживает связь между поколениями, выступая в роли хранительницы родного острова. А. Большакова писала про Дарью, что в ней доминирует определенная энергия: «Обретает прозренческий дар мифологической, вещей старухи - ей дано откровение истины, проникновение в трансцендентные ментальные пласты, вплоть до мистического уровня» [2, с. 582].
В двадцатой главе повести «Прощание с Матёрой» изображается самое тяжелое для Дарьи испытание - прощание с домом, в котором она прожила столько лет. Здесь отражаются христианские традиции по соборованию, суть которых заключается в достижении мирного состояния и принятии неотвратимости последующего ухода из этого мира. Перед отъездом она вымыла свое жилье: «Дарья повесила на окошки и предпечье занавески, освободила от всего лишнего лавки и топчан, аккуратно расставила кухонную утварь по своим местам. Но все, казалось ей, чего-то не хватает, что-то она упустила. Немудрено и упустить» [9, с. 504]. Особенно подчеркивает погребальный характер то, как она обсыпает пол дома подсохшей травой и вешает веточки пихты на окна.
В своих молитвах Дарья просит прощения у Бога за всех людей: «Прости нас, Господи, что слабы мы; непамятливы и разорены душой» [9, с. 457]. Это подтверждает всю боль ее души и те страдания, которые она испытывает за людей и родную землю. Она видит смысл своей жизни в том, чтобы сохранять и передавать память обо всех людях, которые честно жили на этой земле, и продолжать приумножать их добрые дела.
Таким образом, черты праведничества у Дарьи обнаруживаются в ее бескорыстной помощи и самоотдаче по отношению к окружающим людям. И.С. Виноградов отмечал то, что образ Дарьи выделяется на фоне остальных: «Из всех героев повести именно Дарья является наиболее ярким носителем и выразителем традиционного русского мировосприятия» [4, с. 247]. Ей небезразлична жизнь и судьба людей, родной земли. Она не боится трудной работы, обладает стойкостью и целеустремленностью. До последнего остается верной и преданной устоям и традициям предков, чтит память о них.
Черты праведничества присущи и старухе Анне из повести Валентина Распутина «Последний срок». В данном произведении можно наблюдать некую параллель, так как образ Анны выглядит неподдельно реалистичным и достоверным, а также наблюдаются схожие черты характера с родной бабушкой автора - Марией Герасимовной Распутиной. Безусловно, мнение о том, что образ Анны во многом навеян воспоминаниями писателя о его родной бабушке, имеет место быть и позволяет нам взглянуть на этот литературный образ с новой стороны [11, с. 7]. Анна всю свою жизнь провела в родной деревне и была преданна своей земле до последнего. В повести «Прощание с Матёрой» у Дарьи точно так же, как и у Анны, было особое трепетное отношение к своему дому. Старуха всю жизнь трудилась и не боялась тяжелой работы. Анна бережно, с любовью обустроила свою избу: «Не верилось, что изба может пережить старуху и остаться на своем месте после нее» [9, с. 163].
Какой бы тяжелой ни была ее жизнь, она никогда не жаловалась на нее. Хотя страданий в ее жизни было очень много: война, смерть мужа, смерть детей, - она считала, что нельзя попусту обвинять жизнь и наговаривать на судьбу. Этому способствовали вера, религия и молитва, которая всегда поддерживала, а также придавала ей надежду.
С первой же страницы в повести «Последний срок» В. Распутин рассказывает о предсмертных часах Анны, это характеризует духовное начало. Смерть раскрывает характеры героев, и в особенности главной героини Анны. Она не боится смерти и воспринимает ее как естественный процесс - у каждого человека есть свой определенный срок на этой земле. Смерть не наводит на нее тревогу или ужас, она ассоциируется у Анны с тишиной, спокойствием. Главная героиня желает покоя, устав от всего пережитого, старуха «изжилась до самого донышка, выкипела до последней капельки» [9, с. 284].
Анна, находившаяся на грани смерти, после приезда детей оживает, возвращается к жизни. Таким образом, в произведении присутствует мотив воскрешения. У нее остается всего одна последняя цель - увидеть самую младшую дочь Таньчору, а потом уже можно умереть со спокойной душой. Анна до последнего верит, ждет, и эта надежда укрепляет ее. Она является смыслом ее последних дней.
Дети же будто не понимают, что сил их матери для «воскрешения» придал их долгожданный приезд. Даже Варвара и Михаил были ошеломлены решением Люси и Ильи уехать, когда матери стало чуть лучше. В тот момент, когда старуха осознает, что ждать уже не имеет смысла, тогда она переменяется в ней происходит необратимая перемена, и она готовится к встрече со смертью.
Прощание Анны с близкими, с окружающим миром композиционно обозначается в произведении. Ее смерть приближается по нарастающей; будто поднимаясь по лестнице, старуха следует к самому важному: расставание с детьми, с родным домом, природой и с единственной близкой подругой - Миронихой. В последние минуты жизни до старухи доносятся звуки, напоминающие колокольный звон. Героиня будто бы следует за этим звоном: «И тогда, никого не пугаясь, счастливо и преданно она пойдет вправо - туда, где звенят колокола... Ее уведет за собой затихающий звон...» [9, с. 177]. Этот звон служит неким знаком божественного. Не случайно именно он является завершением земной жизни главной героини.
У Анны было свое представление о том, какой будет ее смерть. На протяжении всей повести образ солнца и света, которые олицетворяли саму жизнь, тесно переплетаются с образом главной героини. Лишь Анна понимала их истинный смысл. «Солнечные лучи» представлялись «лесенкой», по которой проходит ее Восхождение.
Н.В. Ковтун описывает образы «радуги и лестницы златой», как «типичные в христианстве» [5, с. 308].
Анна воспринимала смерть как переход в иной мир, поэтому не боялась ее, а полностью принимала. И уходит она умиротворенно, во сне. «Ночью старуха умерла» [9, с. 314] - на этой фразе произведение завершается. Таким образом, вместе с Анной смерть уносит с собой определенный уклад жизни и традиций. Уходит былое время и постепенно приходит разрушение старого миропорядка. Это наблюдается в отношении детей Анны к своему прошлому, к родной земле, к матери.
Автор в данном произведении углубляется в поисках объяснений на вопрос: вследствие чего возникает отстранение от вековых традиций? Поведение героев произведения указывает на то, что у них размытое представление о жизни и смерти. Они уже перестали отличать траур от праздника, сон от действительности. Все настолько стало для них тусклым, что они утратили свои прежние чувства, обрели некий привкус искусственности и не способны на искренние эмоции. В душе Анны, в отличие от ее детей, намного больше светлого, способности видеть прекрасное и радоваться даже маленькому солнечному лучику. В этом человеке, приблизившемуся к смерти, намного больше «жизни», чем в ее детях.
В заключение отметим, что для обеих героинь - праведниц приоритетным является их умение жить в полном соответствии с собственными принципами и ценностями. Для Анны и Дарьи важнее всего жить, сохраняя честность и справедливость, а уже из этого исходит их желание достичь святости. Они наполнены чувством глубокой ответственности. Для них важны не только поиск внутренней гармонии, но и единство с окружающим миром.
Таким образом, образы Дарьи и Анны в повестях В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» и «Последний срок» - это сильные личности, носительницы высокой духовности, народных традиций, сострадания, готовые действовать не только для своей личной выгоды, но и в интересах окружающих. Наделенные нравственной красотой, они воплощают в себе образ праведниц.
Литература
1. Бабаева М.Б., Мазанаев Ш.А. Своеобразие изображения женских образов в повестях В.Г. Распутина // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2022. Т. 37, вып. 3. - С. 53-57.
2. Большакова А. Распутин В.Г. // Русские писатели 20 века: биографический словарь / под ред. П.А. Николаева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. -806 с.
3. Васильев В.К. Сюжетная типология русской литературы Х1-ХХ веков (Архетипы русской культуры): учебное пособие.- Красноярск, 2006. Ч. 1. - С. 65.
4. ВиноградовИ.С. Чужая беда // Новый мир, 1968. № 7. - С. 246-250.
5. Ковтун Н.В. «Деревенская проза» в зеркале утопии. - Новосибирск, 2009. -
С. 494.
6. Мазанаев Ш.А. Деконструкция постмодернизма и зарождение нового реализма в современной русской литературе // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2018. Т. 33, вып. 4. - С. 39-44.
7. Нажмутдинова Д.М., Мазанаев Ш.А. «Последний срок» В. Распутина: время и пространство и различные формы их воплощения в повести // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2022. Т. 37, вып. 3. -С. 65-72.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999.
9. Распутин В.Г. Прощание с Матёрой: повести. - СПб.: Азбука, 2021. - С. 768.
10. Смирнова С.А. Святость как феномен русской культуры: Семантическое и лингвокультурологичекое описание; дис. ... канд. филол. наук. - Архангельск, 2005. -218 с.
11. Тендитник Н.С. Ответственность таланта. О творчестве Валентина Распутина. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1978. - 111 с.
12. Динамика женских образов в творчестве В.Г. Распутина (на примере повестей «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Дочь Ивана, мать Ивана»). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-zhenskih-obrazov-v-tvorchestve-v-g-rasputina-na-primere-povestey-dengi-dlya-marii-zhivi-i-pomni-doch-ivana-mat-ivana/viewer.
13. Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». - Режим доступа: https://www.allsoch.ru/sochineniya/6138
Поступила в редакцию 17 января 2024 г.
Принята 12 февраля 2024 г.
UDC 821.16
DOI: 10.21779/2542-0313-2024-39-2-46-50
The Features of Female Characters' Righteousness in the Stories "Farewell to the Matyora", "The Last Term" by V.G. Rasputin
Kh.A. Arttsul, Sh.A. Mazanaev
Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; [email protected]
Abstract. The article identifies and explores the features of the righteousness of the heroines of Valentin Rasputin in the stories "Farewell to the Motyora", "The Last Term". The images of the main characters and their characters are revealed through the perception and attitude to life, through analysis, through observation of changes in female images. The heroines gain great stamina and endurance on their difficult life path.
V.G. Rasputin reveals the relationship between man, nature and society, raising the question of conscience. The importance of maintaining traditional foundations and transferring high moral qualities to the future generation is shown. The alienation of the characters from their mother, nature, and native places leads to a change in their spiritual appearance. This is how the significant theme of mother - nature manifests itself in the work.
The heroines of Valentin Rasputin embody mercy, conscientiousness and devotion to their native land, convey the author's ideas about the Russian national character.
Keywords: acceptance, death, morality, devotion, conscientiousness, generational connection.
Received 17 January, 2024 Accepted 12 February, 2024