Научная статья на тему 'Черноморское экономическое сотрудничество как фактор роста экономики Краснодарского края: транспортный и туристский аспекты'

Черноморское экономическое сотрудничество как фактор роста экономики Краснодарского края: транспортный и туристский аспекты Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
351
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ЧЕРНОМОРСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бабурина О. Н.

В статье рассмотрены процессы регионализации в причерноморском регионе и основные социально-экономические показатели стран участниц Организации черноморского экономического сотрудничества. Автором предложено внедрение совместных проектов в области транспорта и туризма, обоснована необходимость консолидации усилий по созданию «единого черноморского транспортного кольца» и формированию единого черноморского туристского пространства и бренда. Приведены аргументы в подтверждение того, что такое экономическое сотрудничество может стать внешним фактором роста экономики России и Краснодарского края, социально-экономические показатели которого при наличии ряда благоприятных условий ниже общероссийских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Черноморское экономическое сотрудничество как фактор роста экономики Краснодарского края: транспортный и туристский аспекты»

ТУРИСТСКИЕ КЛАСТЕРЫ

УДК 339.924

черноморское экономическое сотрудничество как фактор роста экономики краснодарского края: транспортный и туристский аспекты

о. н. бабурина,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга

E-mail: olgababurina@mail. ru новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве российской Федерации

В статье рассмотрены процессы регионализации в причерноморском регионе и основные социально-экономические показатели стран — участниц Организации черноморского экономического сотрудничества. Автором предложено внедрение совместных проектов в области транспорта и туризма, обоснована необходимость консолидации усилий по созданию «единого черноморского транспортного кольца» и формированию единого черноморского туристского пространства и бренда. Приведены аргументы в подтверждение того, что такое экономическое сотрудничество может стать внешним фактором роста экономики России и Краснодарского края, социально-экономические показатели которого при наличии ряда благоприятных условий ниже общероссийских.

Ключевые слова: глобализация, регионализация, черноморское экономическое сотрудничество, Краснодарский край, трансграничный регион, морской транспорт, туризм.

«новая регионализация» и причерноморское сотрудничество. Актуальность проблемы вызвана тем, что развитие современной мировой экономики характеризуется двумя противоречи-

выми тенденциями. С одной стороны, это расширяющиеся процессы глобализации, формирующие планетарный рынок товаров, услуг и капиталов, а с другой — углубляющиеся процессы регионализации, направленные на развитие и укрепление экономических, политических, культурных и иных связей между государствами, входящими в один регион.

Объединение государств по региональному признаку направлено в первую очередь на защиту их внутренних рынков и позволяет противостоять современной «несправедливой глобализации», выгоды от которой распространяются неравномерно и, как правило, преимущественно в пользу наиболее развитых государств. Можно предположить, что в будущем перспективы развития глобальной экономики во многом будут зависеть от внешнеэкономической политики (открытости или автаркии) уже не государств, а региональных объединений. Активно развивающиеся процессы регионализации формируют тенденцию к ужесточению конкуренции уже не столько между государствами, сколько между их объединениями. Именно такие объединения

позволяют коллективными усилиями отстаивать интересы входящих в них государств.

Необходимо отметить, что дефиниция «регионализация», как и термин «регион», имеет неоднозначное трактование. Слово «регион» (англ. region, лат. regio — область) имеет два значения:

— область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных или исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения;

— группа близлежащих стран, представляющая собой отдельный экономико-географический, или близкий по национальному составу и культуре, или однотипный по общественно-политическому строю район мира [2].

Регионализация может рассматриваться и как развитие, укрепление экономических, политических и иных связей между областями или государствами, входящими в один регион, и как возникновение региональных объединений государств. Ярким примером межгосударственного объединения выступает Европейский союз, последовательно прошедший за полстолетия своего существования все стадии интеграционного экономического развития, начиная с зоны свободной торговли и сформировавшись как экономический и валютный союз.

После краха биполярной системы мира интеграция стала характеризоваться принципиально новыми чертами, что позволяет применить к ней термин «новая регионализация». До распада СССР процессы регионализации развивались параллельно в четко ограниченных рамках двух радикально противоположных экономических систем, строго отвечали интересам двух остро конкурирующих супердержав, носили протекционистский характер и основывались на межгосударственных отношениях. В настоящее время эти процессы развиваются в рамках многополярного мира, отвечают идее «открытого регионализма». Его участниками и инициаторами являются как государства, так и негосударственные субъекты мировой экономики (транснациональные компании и международные организации).

Одной из форм «нового регионализма» является объединение государств по принципу территориальной принадлежности к какому-либо природному феномену, в частности к морю. В Западном полушарии одним из таких объединений является Организация

Восточно-карибских государств, объединившая в экономический и валютный союз страны Карибского бассейна (соглашение о ее создании было подписано еще в 1981 г.). В Восточном полушарии подобные процессы начались позднее, их инициатором выступили причерноморские государства. Более 2 десятилетий назад главы государств и правительств Черноморского региона в Босфорском заявлении (Стамбул, 25.06.1992) объявили о своем стремлении путем взаимного сотрудничества превратить Черное море в регион мира, свободы, стабильности и процветания [13]. На встрече в Стамбуле 11 странами Причерноморья (Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция, Украина) была подписана декларация о черноморском экономическом сотрудничестве (ЧЭС) [13]. В Стамбульской декларации подчеркивалось, что участники ЧЭС рассматривают экономическое сотрудничество как вклад в формирование общеевропейского экономического пространства и как путь к повышению степени своей интеграции в мировую экономику. В декларации также отмечалось, что совместная деятельность этих стран будет охватывать различные области экономического сотрудничества:

— транспорт и связь, включая соответствующую инфраструктуру;

— информатику;

— обмен экономической и коммерческой информацией, включая статистические данные;

— стандартизацию и сертификацию товаров;

— энергетику;

— добычу и переработку минерального сырья;

— туризм;

— сельское хозяйство и агропромышленный комплекс;

— ветеринарную и санитарную защиту;

— здравоохранение и фармацевтическую промышленность;

— науку и технику [13].

В подписанном в 1998 г. уставе Организации черноморского экономического сотрудничества отмечено, что государства-учредители создают Организацию в качестве региональной экономической организации, которая может именоваться «ЧЭС».

Интерес к деятельности ЧЭС стал предметом пристального внимания государств и международных организаций за пределами Черноморского региона. Сформировались две группы наблюдателей:

ригаАльнАя экономика: теория и практика

35

— государства: Австрия, Белоруссия, Германия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия, США, Тунис, Франция, Хорватия, Чехия;

— четыре международные организации: Конференция по Европейской энергетической хартии, Международный черноморский клуб, Союз объединений автотранспортных перевозчиков в регионе ЧЭС, Комиссия европейских сообществ.

Их появление объясняется интересами многостороннего сотрудничества со странами ЧЭС как перспективно развивающегося региона. Наблюдатели приглашаются на заседания высших должностных лиц, на встречи министров иностранных дел, принимают участие в мероприятиях, имеющих для них особую значимость. Статус наблюдателя при ЧЭС может предоставляться любому государству или международной организации, выразившей готовность внести практический и полезный вклад. ЧЭС также содействует развитию отношений с третьими сторонами (государствами, международными организациями и институтами), получившими название «партнеры» и заинтересованными в сотрудничестве по различным, представляющим взаимный интерес вопросам. К ним относятся: Великобритания, Венгрия, Иордания, Иран, Кипр, Словения, Черногория Южная Корея и Япония.

В настоящее время в состав ЧЭС входят 12 стран-участников. Сербия и Черногория вступили в ЧЭС в 2004 г. в качестве 12-го полноправного члена. В 2006 г., после провозглашения независимости Черногории, Республика Сербия стала правопреемником бывшего государства в ЧЭС.

Общее число жителей стран ЧЭС составляет 332,9 млн чел. (Азербайджан — 9,2; Албания — 2,8; Армения — 3,3; Болгария — 7,5; Греция — 11,3; Грузия — 4,5; Молдавия — 3,6; Россия — 143,0; Румыния — 21,4; Сербия — 7,1; Турция — 73,7; Украина — 45,5).

Как следует из этих данных, по числу жителей лидирует Россия, на 2-м месте находится Турция, население которой почти в 2 раза меньше общероссийского, на 3-м месте — Украина, число жителей которой почти в 3 раза меньше числа россиян (табл. 1).

В рейтинге стран ЧЭС по показателю ВВП по паритету покупательской способности (ППС) лидирует Россия (6-е место в мире), Турция занимает 16-е место, Украина — 37-е место. Аутсайдером в этом списке являются постсоветские государства: Армения (126-е место) и Молдавия (138-е место). Совокупный ВВП стран — участников ЧЭС в 2011 г. достиг 4 906,7 млрд долл., что составляет 5,9 % от мирового ВВП (30 % от ВВП Европейского союза) и превышает объемы производства товаров и услуг такой мощной индустриальной державы, как Япония (4 628 млрд долл.).

Если сравнивать с ведущими международными объединениями, то можно отметить, что показатели ЧЭС вполне весомы. Площадь ЧЭС — 19,3 млн м2, что более чем в 4 раза превышает территорию ЕС и АСЕАН (4,3 и 4,4 млн м2 соответственно). Несмотря на то, что общая численность населения ЧЭС уступает показателям ЕС и АСЕН (500 и 538 млн чел. соответственно), этот фактор вполне достаточен для формирования перспективного регионального

Таблица 1

основные показатели стран — участниц ЧэС в 2011 г.

название государства Территория, тыс. км2 Численность населения, млн чел. ВВП (по паритету покупательной способности), млрд долл. место в мире по ВВП (по паритету покупательной способности)

Азербайджан 87,0 9,2 98,0 71-е

Албания 29,0 2,8 24,9 111-е

Армения 30,0 3,3 19,0 126-е

Болгария 111,0 7,5 105,0 66-е

Греция 132,0 11,3 294,0 42-е

Грузия 69,7 4,5 26,6 110-е

Молдавия 34,0 3,6 12,6 138-е

Россия 17 098,2 143,0 2 513,0 6-е

Румыния 238,0 21,4 267,0 45-е

Сербия 88,3 7,1 78,6 76-е

Турция 784,0 73,7 1 123,0 16-е

Украина 604,0 45,5 345,0 37-е

Всего 19 305,2 332,9 4 906,7 —

Источник: составлено автором [8].

объединения. «Теоретически и эмпирически установлено, что для нормального функционирования и развития рынка необходимо, чтобы в рамках единого экономического пространства проживало 300—350 млн чел. Только в этом случае проявляются в полной мере все положительные эффекты такого пространства с точки зрения емкости рынка и его ресурсообеспеченности», — таково мнение члена-корреспондента РАН Р. С. Гринберга [3]. В настоящее время таким критериям соответствуют США, Китай и Индия (до распада СССР). Предполагается, что крупные страны за счет внутренних факторов роста могут обеспечить устойчивость и конкурентоспособность своих национальных экономик. Что касается малых и средних стран, то для достижения данных критериев им необходима интеграция с другими, преимущественно с более крупными странами.

Инициатором создания ЧЭС выступила Турция — вторая после России экономика Черноморского региона. В 1990 г. президент Турции Тургут Озал стал инициатором создания Черноморской зоны процветания и сотрудничества с участием СССР, Турции, Румынии и Болгарии. К моменту подписания первого документа об образовании этой организации (Стамбульской декларации 1992 г. «О Черноморском экономическом сотрудничестве») СССР распался, что радикально изменило геополитическую карту региона и привело к росту новых самостоятельных государств. После краха мира социализма в качестве основного локомотива создания этой организации наряду с Россией и Турцией выступила Украина. Штаб-квартира организации расположена в Стамбуле.

Сотрудничество в рамках ЧЭС стало развиваться, как уже было отмечено, после распада системы мирового социализма. Экономика постсоциалистических стран оказалась неконкурентоспособной в новых для них рыночных условиях. Страны ЧЭС пытались исправить ситуацию и создали в Греции в 1998 г. Международный центр черноморских исследований (далее — МЧЦИ). Акцент в деятельности нового международного органа ставился на интеграцию инновационных технологий. Для реализации этой цели в 2000 г. при МЧЦИ был создан инновационно-технологический центр. В тот период предполагалось, что «инновационная политика ЧЭС может стать мощным рычагом быстрого и эффективного производственного использования интеллектуального и научно-техноло-

гического потенциала стран-участниц» [1]. Время показало, что надежды МЦЧИ не оправдались и планы инновационно-технологического развития стран Причерноморья реализованы не были. По мнению автора, это связано в первую очередь с недостаточным выделением средств на модернизацию производства, с интенсивной интервенцией импорта и отсутствием четкой стратегии формирования прогрессивного технологического уклада в этих государствах. Наиболее реальным механизмом интеграции в настоящее время является реализация совместных проектов стран — участниц ЧЭС в области транспорта и туризма.

краснодарский край как трансграничный регион Причерноморья. Говоря о черноморском экономическом сотрудничестве, необходимо рассматривать социально-экономические характеристики и особенности Краснодарского края как единственного субъекта РФ, расположенного на побережье Черного моря (площадь территории края — 75,5 тыс. м2, или 0,44 % от территории России). Этот регион можно охарактеризовать как трансграничный — регион непосредственного осуществления внешнеэкономических сделок, особый торговый и морской коридор, связывающий Россию со странами Черноморского региона. В российской экономике Краснодарский край выступает в первую очередь как главный сельскохозяйственный и рекреационный район страны, как важный морской транспортный узел. На долю сельского хозяйства края приходится 7,4 % (239,2 млн руб.) от объемов общероссийского производства сельхозпродукции (3 261,7 млрд руб.), это 1-е место в РФ [6]. Край отличается высоким рекреационным потенциалом: в 2013 г. на его курортах отдохнуло около 10 млн чел.

Кроме этого, край имеет развитую портовую инфраструктуру. В 2012 г. грузооборот Азово-Чер-номорского бассейна составил 175,3 млн т грузов, или 31 % от грузооборота всех морских портов России (565,5 млн т). Новороссийск — крупнейший по объему обработки грузов порт России и 5-й в Европе. В 2012 г. грузооборот новороссийского порта составил 21 % (117,4 млн т) от общего объема грузов, экспортируемых и импортируемых через российские морские порты [12].

В структуре регионального ВВП на долю транспорта и связи приходится 15,8 % (в структуре общероссийского ВВП — 8,9 %). На долю сельского хозяйства в структуре регионального ВВП

РЕгионлльнляэкономика: теория и практика

37

приходится 12,2 % (в структуре общероссийского ВВП — 4,1 %). В 2011 г. численность населения Краснодарского края составляла 5,284 млн чел. (3,7 % от общего числа россиян), а доля его валового регионального продукта — 2,7 %. Среднедушевые денежные доходы жителей края ниже общероссийского показателя (18 796 руб. против 20 754 руб.), по этому показателю регион занимает 25-е место в РФ. В 2011 г. уровень безработицы в крае составил 6 %, уровень населения с доходами ниже прожиточного уровня — 13,5 % (по России в целом этот показатель равен 12,7 %) [5]. Представленные данные говорят о том, что избыточный трудовой и благоприятный природно-климатический потенциал края в достаточной мере не реализован.

Активизация многостороннего экономического сотрудничества стран — участниц ЧЭС может стать одним из факторов улучшения сложившейся социально-экономической обстановки в крае. Источники роста Краснодарского края как трансграничного региона рассмотрим с точки зрения реализации его абсолютных преимуществ в территориальном разделении труда, к которым в первую очередь относятся транспортная сфера и туризм.

Транспортный аспект сотрудничества стран ЧЭС. В настоящее время этими вопросами активно занимается Министерство транспорта Российской Федерации. Сотрудничество в области транспорта в ЧЭС планируется осуществлять в рамках следующих международных соглашений [11]. Первый меморандум касается развития скоростной автомагистрали вокруг Черного моря. В марте 2011 г. странами — учредителями ЧЭС (за исключением Украины, Молдавии и Румынии) были согласованы маршруты прохождения кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря по их территориям.

Второй меморандум рассматривает проблемы развития морских магистралей в регионе ЧЭС. Его целями являются осуществление и совершенствование взаимовыгодного сотрудничества по вопросам, затрагивающим развитие морских магистралей, а также распространение в регионе ЧЭС уже существующих в европейских сообществах морских магистралей.

В третьем меморандуме обсуждаются вопросы облегчения перевозки грузов автомобильным транспортом. Его целью является принятие мер для достижения постепенной либерализации международных грузовых автомобильных перевозок путем устранения барьеров, препятствующих взаимовы-

годному участию автомобильных перевозчиков в двустороннем и транзитном сообщении.

Бесспорно, эти направления сотрудничества, имеющие своей приоритетной целью устранение узких мест в существующей системе транспорт-но-экономических связей, имеют исключительно большое значение. Однако, по мнению автора, эти стратегические приоритеты стоит дополнить еще одним перспективным направлением межгосударственного сотрудничества — организацией муль-тимодальных грузовых и пассажирских паромных линий на Черном море. Внедрение паромного сообщения между портами государств ЧЭС позволит:

— сократить время хранения грузов в портах и количество погрузо-разгрузочных операций;

— увеличить объемы перевозимых грузов между портами Черного моря;

— разгрузить международные автомобильные маршруты и пункты пересечения границ.

Реализация предложенных мер будет способствовать решению инфраструктурных проблем в Черноморском регионе.

Кроме того, в меморандумах не затронуты проблемы морских пассажирских перевозок, которые особо актуальны для России в период проведения Олимпийских игр в Сочи. Эти проблемы могут быть решены как путем развития грузо-пассажирских паромов, так и путем организации круизных маршрутов.

Туристский аспект. Территория стран ЧЭС не только является важнейшим геополитическим центром современного мира, но и обладает огромным рекреационным и туристским потенциалом. В эпоху холодной войны социалистические страны этого региона были в основном закрыты для иностранных туристов. Многообразие традиций, форм искусства, исторических и социально-культурных достопримечательностей привлекают в страны ЧЭС туристов со всего мира. В настоящее время каждое государство этого региона самостоятельно продвигает свои услуги на мировом рынке. Однако этих усилий уже бывает недостаточно, чтобы конкурировать со странами, специально интегрированными для увеличения туристского потока. В связи с этим предлагается консолидировать усилия причерноморских стран для позиционирования Черного моря как единого туристского пространства и формирования единого черноморского туристского бренда.

Реализация этой идеи особенно актуальна для России как страны с хроническим дефицитом

Таблица 2

Поездки иностранных граждан в Россию и российских граждан за границу с туристскими целями

количество поездок 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Иностранных граждан в Россию, млн 2,215 2,251 2,000 2,025 2,228

Российских граждан за границу (страны дальнего зарубежья), млн 4,252 6,405 9,192 12,231 14,052

Источник: составлено автором [7].

платежного баланса по статье счета текущих операций «Поездки». В 2011 г. отрицательное сальдо по этой статье превысило 21 млрд долл. [9]. Число поездок иностранных граждан в Россию остается практически неизменным на протяжении всего десятилетия — около 2 млн, в то время как число поездок российских граждан в страны дальнего зарубежья за период 2000—2011 гг. выросло более чем в 3 раза — с 4,252 до 14,052 млн поездок (табл. 2). Наибольшее число туристических поездок россиян пришлось на Турцию — 2,682 млн, или 19 % от всего числа поездок (из Турции в Россию зафиксировано всего лишь 81 тыс. поездок).

Одним из факторов роста числа туристских прибытий в Россию может стать консолидация усилий стран ЧЭС в формировании «единого черноморского кольца» и создании единого черноморского туристского бренда. Такой бренд позволит укрепить позиции всего Черноморского региона на международном туристском рынке и увеличить число иностранных туристов на российском побережье Черного моря.

Говоря о проектах черноморского сотрудничества, следует обратить внимание на источники их финансирования. Важнейшим финансовым инструментом развития многостороннего сотрудничества в регионе является Черноморский банк торговли и развития (далее — ЧБТР). Межправительственное соглашение о его учреждении страны — участницы ЧЭС подписали в 1994 г. (вступило в силу в 1997 г.). К операционной деятельности банк приступил в 1999 г. С 2000 г. он имеет статус наблюдателя в ведущих международных организациях — Международном валютном фонде и Группе Всемирного Банка. По состоянию на май 2013 г. в активном кредитном портфеле ЧБТР одобрено 104 кредита на сумму 1,098 млрд евро, по которым подписано 98 кредитных соглашений на сумму 959,7 млн евро. На Россию приходится 20,98 % одобренных кредитов: 20 кредитов на сумму 230,3 млн евро, из которых по 17 подписаны соглашения на сумму 178,8 млн евро [10]. Таким образом, в регионе создан собственный

механизм финансирования проектов, представляющих взаимный интерес для стран — членов ЧЭС.

В настоящее время для России характерна регрессивная интеграция в мировое хозяйство на базе неоколониального разделения труда. «Товарная структура российской внешней торговли, 75 % экспорта которой составляет сырье, а 50 % импорта приходится на машины и оборудование, радикально противоречит тенденциям мировой торговли, в которой преобладает торговля готовыми изделиями и услугами» [4]. В отличие от внешней торговли развитых стран сырьевая структура направленности российского экспорта исчерпывает невозобновляе-мые природные ресурсы России.

Создание единой транспортной системы и развитие грузового и пассажирского паромного сообщения, международного туризма будут способствовать эффективной интеграции России в систему мирового хозяйства и позволят сохранить ее ресурсный потенциал для будущих поколений. Наибольший эффект от международного сотрудничества в виде создания развитой транспортной инфраструктуры, организации туристско-круизных маршрутов, появления новых рабочих мест получит Краснодарский край. ЧЭС может стать реальным фактором развития Краснодарского края как трансграничного региона, что позволит эффективно реализовать абсолютные и сформировать новые сравнительные преимущества края в международном разделении труда.

Подводя итоги, можно отметить, что регионализация в Черноморском регионе объективно предоставляет государствам возможность плодотворно использовать свою территориальную близость, географическое сходство, традиционные исторические и культурные связи и общность интересов. Последовательное объединение усилий стран ЧЭС и природа их экономик позволят противостоять вызовам глобализации, главным из которых является неравное распределение выгод для ее участников, и получать новые возможности как для России в целом, так и для Краснодарского края в частности.

Наряду с внутренними факторами роста трансграничный регион получает дополнительные внешние факторы развития, в качестве которых выступает система международных экономических взаимосвязей, приносящая выгоды всем участникам ЧЭС и в первую очередь Краснодарскому краю.

Список литературы

1. Арзумян Г. Г., Гончаренко С. Н. Экономическое сотрудничество в Черноморском регионе и интеграция инновационных технологий // Мировая экономика и международные отношения. 2001. N° 4. С. 96—100.

2. Большой экономический словарь. М.: Институт мировой экономики. 1999. С. 827.

3. Гринберг Р. С. В мире перемен. М.: Институт экономики РАН. 2006. 484 с.

4. Гуриева Л. К., Бабурина О. Н. Регрессивная интеграция России в глобальную экономическую систему как угроза ее национальной безопасности // «Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 18 (159). С. 19—29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2012. URL: http:// www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1138625359016.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1138623506156.

7. Российский статистический ежегодник. 2012. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1135087342078.

8. Россия и страны мира. 2012. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1139821848594.

9. URL: http://www. cbr. ru.

10. URL: http://www. mid. ru/.

11. URL: http://www. mintrans. ru.

12. URL: http://www. novpt. ru/info-port. php.

13. URL: http://www. bsec-organization. org/ documents/declaration/summit/Pages/summit. aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.