Очерк из истории грузино-абхазских отношений. Сухуми, 1972. 122 с.
18. Авидзба В.Д. Проведение в жизнь крестьянской реформы в Абхазии. Сухуми, 1985. 186 с.
19. Дзидзария Г.А. Восстание 1866 года в Абхазии. Сухуми, 1955. 64 с.; Он же. Декабристы в Абхазии. Сухуми, 1970. 118 с.; Он же. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1975. 362 с.; Он же. Народное хозяйство и социальные отношения в Абхазии в XIX веке (до крестьянской реформы 1870 года). Сухуми, 1958. 234 с.; Он же. Присоединение Абхазии к России и его историческое значение. Сухуми, 1960. 246 с.; Он же. Формирование дореволюционной абхазской интеллигенции. Сухуми, 1979. 344 с.; Дзидзария Г.А., Качарава Ю.М. Из истории совместной борьбы грузинского и абхазского народов (XIX - начало XX века). Тбилиси, 1981. 144 с.
20. См. напр.: Адамия В.И. Социально-экономическое развитие грузинской деревни в пореформенный период (1870-1900 гг.). Тбилиси, 1976. 188 с.; Антадзе К.Д. Население Грузии в XIX в. (Истори-ко-демографическое исследование). Тбилиси, 1973. 154 с.; Гугушвили П.В. Развитие промышленности в Грузии и Закавказье в XIX-XX вв.: В 2 т. Т. 1. Тбилиси, 1957. 214 с.; Он же. Развитие сельского хозяйства в Грузии и Закавказье в XIX-XX вв. Тбилиси, 1968. 226 с.; Жордания О.К. История крестьянской реформы в Грузии. Тбилиси. 1982. 236 с.; Иоаннисян А.Р. Присоединение Закавказья к России и международные отношения в начале XIX столетия. Ереван, 1958. 252 с.; Мочалов В.Д. Крестьянское хозяйство в Закавказье в конце XIX века. М., 1958. 176 с.
21 января 2014 г.
УДК 39(470.6)
"ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС" И АДЫГИ В.А. Колосов
В последние годы чрезвычайно актуализировался в информационном пространстве так называемый "черкесский вопрос".
Термин "черкесский вопрос" употребляется очень широко в средствах массовой информации, в экспертных и научных кругах. Однако четкого и общепризнанного научного определения данного термина нет. В данной статье под "черкесским вопросом" понимается совокупность проблем, стоящих перед адыгами (черкесами), которые требуют своего решения и оценки. В поле зрения России и ее руководства "черкесский вопрос" появился еще о второй половине XVI в., когда ко двору Ивана IV Грозного стали прибывать делегации из Кабарды с просьбой защитить их от врагов и принять в подданство. В настоящее время Российская Федерация является основным действующим лицом в "черкесском вопросе".
Причины актуализации "черкесского вопроса" многообразны, но среди них основ-
Колосов Владимир Александрович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник СевероКавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета, 344006, г Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, e-mail: vakolosov@sfedu.ru.
ными являются: активность адыгских организаций Российской Федерации и мира, период подготовки и проведения зимней Олимпиа-ды-2014 в г. Сочи и война в Сирии.
Активизация черкесского национального движения в конце 1980-х гг. развивалась практически параллельно в России и за рубежом. Одним из мотивов его быстрого развития была вера в возможность восстановления черкесского единства первоначально в рамках международной организации, символизирующей перспективу реального воссоединения черкесов на родине. В мае 1991 г. в Нальчике прошел первый Всемирный адыгский конгресс. В принятой на конгрессе Декларации говорилось: "Конгресс принял решение и оповещает всех людей на Земле об учреждении Всемирной черкесской ассоциации (ВЧА), призванной изучать и решать общие проблемы братских народов, способствовать сохранению их родного языка и культуры, восстановлению их подлинной истории, обеспечению свободы вероисповедания, консолидации
Vladimir Kolosov - PhD in History, senior researcher at the North Caucasian Center of Science of the Higher School at the Southern Federal University, 140, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: vakolosov@sfedu.ru.
усилий для сбережения своей национальной самобытности". В Уставе организации, зарегистрированной в России как Международная черкесская ассоциация (МЧА), ее создание связывалось с целями "этнического самосохранения, самоопределения и развития". Таким образом, в конце XX века "черкесский вопрос" впервые был поставлен как вопрос о консолидации и перспективах "глобального" адыго-черкесского сообщества в рамках адыгского (черкесского) национального движения, получившего международный характер [1].
Долгое время "черкесский вопрос" вызревал внутри адыгского национального движения. Однако после получения городом Сочи права на проведение зимних Олимпийских игр 2014 г. интерес к сложному и тернистому историческому пути адыгов заметно усилился. Актуализация "черкесского вопроса" произошла главным образом в информационной плоскости и прямо взаимосвязана с Олимпи-адой-2014 в городе Сочи, что подтверждается итогами исследований Р.Ш. Курбанова [2, с. 68]. В средствах массовой информации зазвучали обвинения России в геноциде черкес в середине XIX в., не имеющие ничего общего с исторической объективностью. Но эта информационная компания, как представляется, имела своей целью не поиск исторической справедливости, а ведение антироссийской пропаганды в целях роста антироссийских настроений в среде адыгов как в Российской Федерации, так и в мире. Подавляющее большинство публикаций, как "за" так и "против", не отличаются научностью, носят очень политизированный характер и зачастую обращаются к одним и тем же фактам, вольно трактуя их каждый в свою пользу. Убедиться в справедливости данного вывода может каждый, набрав в одной из многих поисковых систем информационно-телекоммуникационной сети Интернет, к примеру словосочетание: "черкесский вопрос" или "геноцид черкес" и т.д.
Мощная информационная компания и исторические спекуляции по этому вопросу имели и положительный эффект, они обозначили чрезвычайную актуальность исторических, культурных, политических и прочих процессов, протекавших в адыгском мире в XIX - XXI веках, на анализ которых, как представляется, научное сообщество должно направить свои усилия.
Адыги, в силу трагических страниц завершающего этапа Кавказкой войны и эми-
грации (мухаджирства) части адыгов в Османскую империю - это разделенный народ, значительная часть которого, проживает в западной части Северного Кавказа и ряде стран Ближнего Востока (Турция, Сирия, Иордания, Израиль). Адыги, проживавшие на территории России и вышеуказанных стран Ближнего Востока, длительное время развивались изолировано друг от друга, испытывая влияние разных культурных и цивилизационных парадигм.
По нашему мнению, при анализе процессов, протекавших в среде адыгов, проживавших в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации, целесообразно применять термин метаморфоз, а при анализе тех процессов, которые протекали в среде адыгов Турции и других стран Ближнего Востока можно применить термин трансформация. Остановимся подробнее на предлагаемой терминологии.
Метаморфоз - это процесс превращения объекта, который хотя и может быть вызван извне, однако определяется ходом индивидуального развития, затрагивает лишь внешнюю форму объекта и не оказывает заметного влияния на внутреннее содержание и функции объекта.
Данный термин целесообразно применять при описании, рассмотрении и анализе процессов, характеризующихся внутренней взаимообусловленностью, естественно-исторической последовательностью, органицизмом, относительной независимостью от внешних воздействий и протекающих как сознательно, так и бессознательно.
Трансформация - это процесс превращения объекта, вызванный извне, который приводит к изменению всех основных качественных характеристик и внутренней структуры объекта, и происходит для достижения определенных целей.
Вышеуказанный термин целесообразно применять при описании, рассмотрении и анализе процессов, характеризующихся внешней подчиненностью, механистичностью, обратимостью и управляемостью, как на разных стадиях, так и в целом, протекающих сознательно, осознанно и зависимых от внешнего воздействия [3].
Адыгам, проживавшим последовательно в составе Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации были созданы все условия для развития языка, культуры
и самореализации во всех прочих сферах. В 1922 г. были созданы Адыгейская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская автономные области, которые затем получили статус республик. Республики успешно развивались, в короткий срок сформировались национальные управленческие, научные, культурные и политические элиты. Столь комфортные условия для развития адыгов не существовали и не существуют более нигде в мире, они позволили адыгам поступательно развиваться, реализуя индивидуальную программу развития.
Но, если в Османской империи адыгской диаспоре были созданы более или менее комфортные условия, то с установлением нового государства - Республика Турция - их положение изменилось. Против адыгов был предпринят ряд мер. Все организации и школы были закрыты, начались судебные преследования организаторов и учителей, 14 черкесских деревень были подвергнуты принудительному переселению, а черкесские ученики выгонялись из военных школ. По закону 1934 г. они должны были отказаться от родовых имен и принять турецкие фамилии [4, с. 55]. Конечно, с течением времени все изменилось, и сейчас усилия общественных деятелей направлены на возрождение культуры, языка, этнического самосознания. Однако последствия этих действий оказались весьма разрушительными. Вот как иллюстрирует положение с родным языком в среде адыгской диаспоры Г. Чемсо: "В адыгской диаспоре положение со знанием адыгского языка не может никого удовлетворить. Но хуже всего, на наш взгляд, дело обстоит в Турции, где адыги целое столетие подвергались сильному ассимиляционному давлению. Несмотря на то, что именно здесь сосредоточена крупнейшая диаспора в 2-3, а по некоторым данным -до 5-8 миллионов человек, не более 15 - 20 процентов из них говорят на родном языке. В Сирии и Иордании на нем говорит фактически только старшее поколение. В Европе и США, где нет компактных адыгских поселений, изучение языка стало чисто семейным делом" [5]. А между тем язык - это один из важнейших факторов существования и развития народа. Нет языка - нет народа.
В Российской Федерации складывалась прямо противоположная ситуация. Адыгейский, кабардинский и черкесский языки признаны наряду с русским государственными
в Республике Адыгея, Кабардино Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике, соответственно [6]. Адыгские языки используются как средство обучения в школе, преподаются как предмет в школах, средних специальных учебных заведениях и вузах. На этих языках выходит учебная, художественная и публицистическая литература, газеты и журналы, осуществляется теле- и радиовещание и т.д. Они являются предметом научного изучения.
Более того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718 «О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)"» была утверждена одноименная федеральная целевая программа. В связи с этим государственная политика, без сомнения, принимает более системный характер в сфере сохранения и развитие языкового многообразия и защиты языков национальных меньшинств, обеспечения их прав на сохранение этнической самобытности, традиций, а также в сфере укрепления межнационального согласия, гармонизации межэтнических отношений, профилактики ксенофобии, нетерпимости и дискриминации по признаку расовой, этнической или религиозной принадлежности и многое другое. Объем финансирования вышеуказанной программы составляет 6 766,35 млн руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 4 581,91 млн руб. [7].
Это и многое другое свидетельствует о внимании федерального центра к проблемам народов России и адыгов, в том числе. Даже поверхностное сравнение условий проживания адыгов в России и Турции, Сирии или Иордании будет не в пользу вышеперечисленных зарубежных стран. В силу этого, а также эскалации конфликта на Ближнем Востоке (в частности, в Сирии) можно прогнозировать рост числа адыгов, желающих вернуться на историческую родину их предков.
Глубокое изучение и необходимость сравнительного анализа истории адыгов, проживавших на Северном Кавказе и Ближнем Востоке в XIX-XXI веках, а также протекавших в их среде процессов - актуальные задачи современной науки. Их решение позволит научному сообществу, сосредоточив свои усилия на изучении, а также распространения в среде населения информации о достижениях адыгских народов, в период проживания
в составе Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации, несомненно, эффективно противодействовать массированной антироссийской пропаганде и будет способствовать разоблачению мифа о "геноциде". Общество должны знать, что именно в России адыги достигли высокого уровня развития национальной культуры, языка, искусства, сформировались элиты.
История адыгов свидетельствует, что адыги в России, конечно же, испытывая влияние извне, тем не менее смогли реализовать индивидуальную программу развития своего народа, поступательно развиваясь, сохранили и укрепили свою этническую идентичность, самобытность, развили национальную культуру, язык. Этот процесс поступательного саморазвития и есть метаморфоз, который продолжается и в настоящее время, и есть уверенность в том, что он будет продолжаться и далее.
Адыги диаспоры попали в гораздо менее благоприятные условия. Они испытали на себе сильное ассимиляционное давление окружающих народов, и ни в одной стране, кроме России, они даже и не могли всерьез рассчитывать на автономию в местах компактного проживания. Более того, ни в одной из стран, где проживают черкесы, за ними не признают их национальную идентичность. В Турции они турки, в Сирии - сирийцы, в Израиле - израильтяне [8]. Испытывая ассимиляторское давление и желая как можно быстрее интегрироваться, адыги, которые исповедовали ислам, подчас были вынуждены жертвовать своей этнической идентичностью в пользу наднациональной исламской идентичности, таким образом, трансформируясь. Исследование процессов трансформации адыгов в странах Ближнего Востока и процесса их метаморфоза на Северном Кавказе должно стать одним из приоритетных исследовательских направлений. Очевидно, что почти двухвековое раздельное проживание двух частей единого народа не могло пройти бесследно. Термины "метаморфоз" и "трансформация" могут стать концептуальной основой научного исследования и построения адаптационных моделей, сравнительного анализа и оценки процессов, протекавших в среде адыгов, проживавших на Северном Кавказе и Ближнем
Востоке в период с 60-х годов XIX в. по настоящее время.
ЛИТЕРАТУРА
1. См.: Боров А.Х. "Черкесский вопрос" как исто-рико-политический феномен. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2012. 60 с.
2. Курбанов Р.Ш. Черкесский вопрос: осмысление содержания дискурса // Черкесский вопрос в России в конце ХХ начале XXI веков: геополитические легенды и историческая память: сборник материалов круглого стола. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. С. 61-72.
3. См.: подробно: Колосов В.А. К вопросу о месте терминов "метаморфоз" и "трансформация" в гуманитарном знании // Наука. Культура. Образование. Комрат: Комратский государственный университет, 2011. С. 237-239.
4. Иванова В.В. Черкесская диаспора Турции и вопрос репатриации на историческую родину // Черкесский вопрос в России в конце ХХ начале XXI веков: геополитические легенды и историческая память: сборник материалов круглого стола. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. С. 53-60.
5. Чемсо Г. Непристойно не знать родной язык // ИА "Адыгэ Хэкум и макъ. Голос Черкесии" [Электронный ресурс]. URL: http:// http://hekupsa. com/cherkesiya/obzor/1935-g-chemso-nepristojno-ne-znat-rodnoj -yazyk.
6. Закон Республики Адыгея от 31.03.1994 № 74-1 "О языках народов Республики Адыгея" // Информационно-правовой портал "Гарант" [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/32302641/; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16.01.1995 № 1-РЗ "О языках народов Кабардино-Балкарской Республики" // Информационно-правовой портал "Гарант" [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/30500301/; Закон Карачаево-Черкесской Республики от 14.06.1996 № 104-XXII "О языках народов Карачаево-Черкесской Республики" // Информационно-правовой портал "Гарант". [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant. ru/30900008/.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)"" // Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/09/02/ edinstvo-site-dok.html.
8. Инанж Г. Черкесский вопрос - новая проблема для России и Турции // Босфор. Вести Турции. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestiturkey. com/cerkesski-vopros-nova-problema-dl-rossii-i-turcii-1534h.htm.
Статья подготовлена в рамках НИР № 213.01-24/2013-186 по теме "Проблемные вопросы формирования исторической памяти адыгских (черкесских) народов в Х1Х-ХХ1 веках"
21 февраля 2014 г.