ЧЕРЧЕНИЕ В ШКОЛЕ: ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «ПОНЯТИЕ О ГОСТ ЕСКД. ФОРМАТЫ, РАМКА И ОСНОВНАЯ НАДПИСЬ ЧЕРТЕЖА. ЛИНИИ ЧЕРТЕЖА»
© Михайлов Н.Г.*
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,
г. Архангельск
В статье представлен пример разработки плана-конспекта второго урока черчения в школе по теме «Понятие о государственных стандартах. Форматы, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками, разомкнутая» для учащихся, изучающих черчение первый год по двухгодичной программе обучения с использованием пособий учебно-методического комплекта авторской группы под руководством А.Д. Ботвинникова.
Ключевые слова: черчение, план-конспект урока № 2, ГОСТ ЕСКД, форматы, рамка, основная надпись чертежа, линии чертежа.
Представленный ниже возможный вариант плана-конспекта урока № 2 для первого года графической подготовки школьников разработан в соответствии с опубликованным нами ранее тематическим планированием уроков черчения [6-8]. При этом были использованы классические пособия учебно-методического комплекта (УМК) по черчению: программа, учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, методическое пособие для учителя А.Д. Ботвинникова и его соавторов [1-5], а также другая учебно-методическая [9-15], психолого-педагогическая литература.
Теоретическая основа планирования учебной работы по черчению и подготовки учителя к уроку в развёрнутой форме нами была представлена в отдельной публикации [13]. Кроме того, нами был дан образец плана-конспекта урока черчения № 1 «Планирование вводного урока черчения на первом году графической подготовки школьников» для первого года обучения [15] и пример плана-конспекта урока «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» для второго года обучения школьников черчению с примером анализа предполагаемого или проведённого урока в отдельном сборнике докладов [14].
* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент.
План-конспект урока черчения № 2 (Первый год обучения)
Тема урока. Понятие о государственных стандартах. Форматы, рамка и основная надпись чертежа.
Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками, разомкнутая.
Цели урока:
Образовательная. Сформировать у школьников понятие о государственных стандартах Единой системы конструкторской документации (ГОСТ ЕСКД). Ознакомить учащихся с форматами листов чертежной бумаги. Научить их чертить рамку, основную надпись и линии чертежа.
Воспитательная. Способствовать эстетическому воспитанию школьников через обучение их красивому и правильному расположению и выполнению рамки, основной надписи и линий чертежа на листе бумаги.
Развивающая. Способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы чертежными инструментами.
Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы.
Для учителя - учебник [2]; учебные таблицы, содержащие: 1) изображение чертежного листа с рамкой и основной надписью, 2) чертеж предмета, иллюстрирующий название и назначение линий чертежа; чертежные инструменты и мел для работы на доске.
Для учащихся - учебник, ученическая тетрадь в клетку, Рабочая тетрадь [3], линейка, угольник, чертежный лист формата А4, карандаши, ластик, канцелярский ножик с наждачной бумагой.
Тип урока. Урок общего или смешанного типа.
Ход урока
1. Организационная часть - 2 мин.
- Приветствие.
- Выявление или назначение дежурных. Напоминание дежурным об их обязанностях.
- Проверка явки учащихся.
- Заполнение учителем классного журнала.
- Проверка готовности учащихся к уроку. Выдача учащимся недостающих учебных пособий, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии.
2. Повторение и закрепление изученного материала на предыдущем уроке - 3 мин.
С целью экономии времени на уроке закрепление изученного материала с учащимися лучше проводить с помощью метода фронтального опроса.
Однако могут быть использованы и другие формы и методы актуализации знаний школьников.
В связи с этим учитель может подготовить и использовать различные вопросы и тестовые задания. Кроме этого он может повторно использовать вопросы, данные в 4-м структурном компоненте плана-конспекта урока № 1 [15]. Для закрепления изученного материала также могут быть использованы вопросы 1-4, представленные в учебнике [2] на стр. 15. Учителю желательно заранее составить предполагаемые ответы школьников на вопросы учителя для корректировки их ответов так, как показано ниже по тексту курсивом. Это ему поможет реализовать дидактический принцип научности в обучении школьников черчению на уроке.
Примеры дополнительных вопросов:
- Назовите отрасли народного хозяйства, в которых используются чертежи?
- Какие специальности и профессии можете назвать, где необходимо знание черчения? Предполагаемый ответ школьника: «Знание черчения необходимо в профессии токаря, фрезеровщика, строителя и др.».
- В чем разница и сходство между рисунком и чертежом, чертежом и фотографией?
Примеры тестовых заданий:
1. Что такое чертеж детали?
1.1. Графический документ, содержащий изображения детали, размеры, поясняющие тексты, необходимые для её изготовления и контроля.
1.2. Графический документ, содержащий изображения изделия и другие данные, необходимые для его сборки (изготовления) и контроля.
2. Найдите правильное определение сборочному чертежу.
2.1. Графический документ, содержащий изображения детали, размеры, поясняющие тексты, необходимые для её изготовления и контроля.
2.2. Графический документ, содержащий изображения изделия и другие данные, необходимые для его сборки (изготовления) и контроля.
2.3. Объемное изображение предмета, выполненное по правилам построения аксонометрических проекций с использованием координатных осей х, у, 7. На этом чертеже предмет изображается видимым с трех сторон одновременно.
3. Что такое развертка?
3.1. Чертеж, выполненный от руки с соблюдением пропорций между частями изображаемого предмета на глаз.
3.2. Графическое изображение, на котором с помощью упрощенных символов и графических знаков показаны составные части изделия и связи между ними.
3.3. Плоская фигура, полученная совмещением плоских поверхностей предмета с плоскостью.
4. Что такое эскиз?
4.1. Чертеж, выполненный от руки с соблюдением пропорций между частями изображаемого предмета на глаз.
4.2. Графическое изображение, на котором с помощью упрощенных символов и графических знаков показаны составные части изделия и связи между ними.
4.3. Плоская фигура, полученная совмещением плоских поверхностей предмета с плоскостью.
5. Наглядное изображение - что это такое?
5.1. Графическое изображение, на котором с помощью упрощенных символов и графических знаков показаны составные части изделия и связи между ними.
5.2. Объемное изображение предмета, выполненное по правилам построения аксонометрических проекций с использованием координатных осей х, у, ъ. На этом чертеже предмет изображается видимым с трех сторон одновременно.
3. Сообщение темы, цели и задач урока; мотивация учебной деятельности школьников - 5 мин.
В левой верхней части классной доски учитель мелом заранее пишет дату проведения урока и его порядковый № 2, в середине - тему урока. В правом верхнем углу доски указывает домашнее задание для школьников: прочитать §§ 2.1; 2.2; 2.3 в учебнике; устно ответить на вопросы, данные на стр. 17, 18 и 20 в учебнике; в ученической или Рабочей тетради [3] выполнить упражнение 2, представленное в учебнике на стр. 201.
Обращая внимание учащихся на доску, учитель вслух проговаривает написанное и просит их увиденную и услышанную информацию в той же последовательности записать у себя в ученических тетрадях.
Далее он ставит перед школьниками цели и задачи урока:
- Узнать, что такое ГОСТ ЕСКД.
- Ознакомиться с форматами чертежной бумаги.
- Научиться чертить рамку, основную надпись и линии чертежа на чертежном листе.
1 В учебнике «Черчение. 7-8 кл.» А.Д. Ботвинникова и др., начиная с 2003 года издания, задания представлены под специальными обозначениями и насквозь пронумерованы в соответствии с номерами тех же упражнений, приведенных в «Рабочей тетради» В.И. Вышне-польского 2004 года выпуска. В учебниках черчения предыдущих 1992-2002 годов изданий задания даются только под специальными обозначениями, но без порядковой сквозной нумерации. Порядковые номера даны, но они там повторяются заново для каждой группы заданий. Для удобства работы в образовательном процессе учителя и школьники могут сами пронумеровать эти задания в учебниках более ранних годов изданий в соответствии с заданиями учебников 2003 и последующих годов изданий.
Затем школьникам следует сказать о важности изучаемой темы урока. При этом можно сообщить, что в стране утверждены единые требования к оформлению и выполнению чертежно-графической документации. В проектных, учебных учреждениях, а также во всех отраслях промышленности специалисты и обучающиеся работают с необходимыми графическими изображениями, выполненными исключительно в соответствии с требованиями государственных стандартов единой системы конструкторской документации. Учащимся сообщается, что на уроках математики, физики, химии, географии графики, схемы, диаграммы, чертежи также необходимо выполнять в соответствии с этими требованиями, с помощью установленных типов линий графических изображений, букв, цифр и т.д.
В качестве дополнительной мотивации учебной деятельности школьников учитель также сообщает им о том, что классные работы, выполненные ими на чертежных листах на этом уроке, будут оценены, а оценки - выставлены в журнал.
4. Объяснение нового материала и графическая работа учащихся -
25 мин.
4.1. Объяснение нового материала следует начинать с того, что графические изображения выполняются и оформляются с соблюдением единых правил. Далее учитель формирует у школьников понятие «Государственные стандарты ЕСКД». Предлагает учащимся открыть стр. 15 учебника (§ 2.1, второй абзац сверху) и выписать в ученическую тетрадь определение: «Государственные стандарты (ГОСТ) ЕСКД - это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности».
Учитель также объясняет и предлагает школьникам записать в тетрадях расшифровку термина «ЕСКД»: «ЕСКД - единая система конструкторской документации».
Школьники на этом этапе урока узнают, что стандарты установлены не только на конструкторские документы, но и на отдельные виды продукции, особенно технической, выпускаемой различными предприятиями.
4.2. Учащимся сообщается, что они в процессе изучения курса черчения также будут выполнять и оформлять чертежи на стандартных чертежных листах определенных размеров - на форматах. Основным форматом для школьников является чертежный лист с размерами сторон 297 х 210 мм. Его обозначают А4. Сведения о форматах (обозначение, размеры сторон, образование форматов) представлены на форзаце учебника - на обороте его передней обложки.
4.3. На классную доску учитель вывешивает таблицу с изображением чертежного листа с рамкой и основной надписью, предлагает школьникам найти аналогичные изображения в учебнике на стр. 16-17 (рис. 18-19). По ним он рассказывает, что любой чертеж предмета выполняется не только на
листе определенного формата, но он ещё содержит рамку и основную надпись. Далее рассказывает о правилах их выполнения.
Затем учащимся выделяется определенное количество времени на выполнение рамки и основной надписи на вертикально расположенном листе формата А4. Иными словами, основную надпись им необходимо построить вдоль короткой стороны листа в правом нижнем углу рамки так, как показано в учебнике (стр. 16, рис. 18).
4.4. После выполнения школьниками на листе формата А4 рамки и основной надписи чертежа, учитель на классную доску вывешивает учебную таблицу, содержащую чертеж предмета, иллюстрирующий название и назначение линий чертежа. Кроме этого он предлагает ребятам найти аналогичное изображение на с. 18 (рис. 21) в учебнике [2]. Им также предлагается открыть форзац учебника, где даны наименование, начертание, основное назначение и толщина каждого типа линии. По ним учитель объясняет, что любой чертеж выполняется линиями определенного начертания и толщины, установленными ГОСТом ЕСКД. При этом он на доске мелом, а учащиеся на листе формата А4, на котором они уже строили рамку и основную надпись, карандашом чертят линии чертежа. До начала графической работы учителю следует обратить внимание учащихся на композиционное размещение линий на листе бумаги. Вариантов может быть несколько. Например, с этой целью каждый школьник от верхнего контура рамки своего листа при помощи линейки в вертикальном направлении сверху вниз наносит карандашом еле заметные 7 пометок на расстоянии 30 мм друг от друга. Затем через эти пометки ему необходимо будет проводить 7 типов линий чертежа в горизонтальном положении с помощью угольника и линейки. При этом сплошная волнистая линия выполняется от руки. Здесь важно напомнить школьнику, что разомкнутая линия сечений состоит всего из двух утолщенных штрихов длиной по 10-12 мм каждый штрих. Определяется также композиционная длина для всех линий, изображаемых на листе формата А4. В связи с этим на расстоянии 15 мм вдоль левого и правого контуров внутренних сторон рамки проводят вспомогательные «прозрачные» вертикальные линии по линейке путем надавливания иглой измерительного или кругового циркуля, между которыми и будут заключены вычерчиваемые линии чертежа в горизонтальном положении.
Школьникам на данном уроке в порядке исключения разрешается пользоваться авторучкой: перед каждой проведенной карандашом линией чертежа указывают её порядковый номер, а в конце - толщину через латинскую букву 8. Обычным почерком ручкой над линиями пишут их названия, а под линиями - назначения.
В ходе работы учитель следит за тем, как учащиеся работают с линейкой и угольником, не позволяя им чертить линии только каким-нибудь од-
ним инструментом. Тем более, если учесть, что линии между собой, в основном, на листе располагаются параллельно.
Важно подчеркнуть, что горизонтальные линии нужно проводить слева направо по линейке, а вертикальные - по угольнику снизу вверх.
Здесь полезно еще раз обратиться к учебнику (стр. 12, рис. 15) и рассмотреть рациональные приемы работы инструментами, подчеркнув при этом, что такие приемы делают чертеж более точным и ускоряют процесс его выполнения.
После завершения работы по построению линий чертежа на чертежном листе формата А4 каждый школьник ручкой обычным почерком указывает на нем свою фамилию, имя, класс, дату и сдает его учителю на проверку.
5. Закрепление изученного материала - 5 мин.
Учитель предлагает школьникам ответить на вопросы, относящиеся к правилам оформления чертежей. Вопросы даны на стр. 17, 18 и 20 в учебнике.
Могут быть предложены дополнительные вопросы:
- Что следует понимать под стандартами ЕСКД?
- Как расшифровать термин «ЕСКД»?
6. Задание на дом - 2 мин.
- Учитель, указывая на сделанные записи на классной доске, напоминает школьникам, что задание на дом они записали в правом верхнем углу развернутой страницы ученической тетради ещё в начале урока: прочитать §§ 2.1; 2.2; 2.3 в учебнике; устно ответить на вопросы, данные на стр. 17, 18 и 20 в учебнике; в ученической или Рабочей тетради выполнить упражнение 2, представленное в учебнике на стр. 20. Если в конце урока останется время, то школьники могут начать работу по выполнению упражнения 2 уже на уроке.
- Принести к следующему уроку: учебник [2]; ученическую и Рабочую тетради [3]; чертежный лист бумаги формата А4, оформленный в горизонтальном положении (основную надпись расположить в правом нижнем углу рамки вдоль длинной стороны листа); два угольника; линейку; транспортир; карандаши; точилку с наждачной бумагой; ластик.
7. Подведение итогов урока - 3 мин.
- Учитель дает общую характеристику учебной деятельности школьников на уроке; при этом сообщает им о достижении целей урока, выявленных недостатках и путях их устранения;
- объективно оценивает результаты коллективного и индивидуального труда; выставляет отметки в классный журнал и в дневники учащихся;
- напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе, оказать учителю другую необходимую помощь;
- благодарит учащихся за учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.
Список литературы:
Пособия учебно-методического комплекта
1. Черчение. 7-8 классы (авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов: отв. ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. -С. 51-60.
2. Ботвинников А.Д. и др. Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2013 - 221, [3] с.: ил.
3. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение»
A.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 7-8 кл. /
B.И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 79, [1] с.: ил.
4. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику
A.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7 -8 классы» / А.Д. Ботвинников,
B.Н. Виноградов, И.С.Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 159, [1] с.: ил.
5. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение»: для 7-8 кл.: метод пособие / В.Н. Виноградов. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 159, [1] с. - (Учебно-методический комплект).
6. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 73-78.
7. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическому планированию уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 6. - С. 74-78.
8. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с.
Методическая литература
9. Курина В.А., Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. - Брянск: БГПУ им. академика И.Г. Петровского, 1997. - 190 с.
10. Севастопольский Н.О. Уроки черчения в школе: пособия для учителей. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.
11. Атаулова О.В. О структуре урока технологии // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 15-17.
12. Михайлов Н. Черчение: первые уроки // Сельская школа. - 2006. -№ 4. - С. 117-125.
13. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее: сборник материалов III Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной Дню Учителя / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. -(Секция «Теория и методика обучения и воспитания»).
14. Михайлов Н.Г., Емелов К.П. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 14. - С. 29-43.
15. Михайлов Н.Г. Планирование вводного урока черчения на первом году графической подготовки школьников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 13.