УДК 796.42 ЧЕМУ УЧИТЬ - В ПРЕДСТАВЛЕНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ И КИТАЯ
Те Юй, доктор философии, преподаватель,
Сюй Инхуа, преподаватель,
Шаньдунский технологический университет, КНР
Аннотация
При реализации оздоровительного потенциала физической культуры важнейшим принципом является соблюдения постулата «Не навреди». Следовательно, уже в процессе обучения в вузе необходимо формировать у будущих специалистов адекватное представление о причинах травматизме и средствах его профилактики в процессе занятий физическими упражнениями. В статье представлен анализ понимания будущими специалистами - студентами выпускных курсов вузов физической культуры России и Китая причин травматизма, обусловленных техникой беговых ло-комоций, и мерах его профилактики.
Ключевые слова: профессионально-педагогические умения, профессиограмма, техника бега, травмоопасность, опорно-двигательный аппарат, постановка ноги на опору, реакция опоры.
WHAT IS TO BE LEARNED - IN CONCEPTION OF FUTURE PHYSICAL CULTURE SPECIALIST OF RUSSIA AND CHINA
Tie Yu, the doctor of philosophy, teacher,
Xu Yinghua, the teacher,
Shandong University of Technology, Peoples Republic of China
Annotation
Under realization of health, capacity of physical culture the most important principle is the premise "does no harm". Hence, already in the process of learning in higher school it is vital to form among the future specialists an adequate understanding of the causes of injuries and prevention during the training exercise. Article presents an analysis of understanding by future professionals - Russian and Chinese students of senior university courses specializing in physical culture - the causes of injury determined by cross-country technique, and measures of its prevention.
Keywords: professional-pedagogical skills, professional list, running technique, risk of injury, locomotive organs, setting foot on the base, reaction of the support.
Основными действующими лицами в реализации оздоровительного потенциала физической культуры являются выпускники вузов и факультетов соответствующего профиля. Следовательно, в процессе подготовки специалистов для отрасли необходимо формировать у них адекватное представление о социальном феномене физической культуры и органическую потребность соблюдения принципа «НЕ НАВРЕДИ!» в работе с различным контингентом. В настоящее время угроза здоровью в первую очередь исходит от снижения функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной системы. Это естественная приспособительная реакция организма, в основе которой лежит адаптация к пониженной двигательной активности. Для достижения оздоровительного эффекта в результате двигательной деятельности необходимо соблюсти следующие условия выполнения упражнения: участие в работе больших мышечных групп; ритмический характер мышечной деятельности; энергообеспечение работы мышц в основном за счет аэробных процессов. Самым распространенным физическим упражнением, отвечающим данным требованиям, является бег. Особая ценность его заключается в том, что он доступен людям разных возрастов, разных уровней физической подготовленности. В процессе бега стимулируется кровообращение не только за счет учащения работы и увеличения ударного объема сердца, но и за счет мышечного насоса, который при помощи венозных клапанов проталкивает кровь снизу вверх и обеспечивает 3/4 кровотока [1],
активизируются все системы жизнеобеспечения организма, легко дозируется нагрузка с учетом индивидуальных возможностей. В момент приземления возникает противоудар, совершается своеобразный гидродинамический массаж, который укрепляет стенки кровеносных сосудов. Это хорошая профилактика варикозного воспаления вен, отложения атеросклеротических бляшек. Установлено, что у людей, тренированных на выносливость, число капилляров в мышцах может быть в 2 раза больше, чем у нетренированных [2].
Вместе с этим, следует иметь в виду, что при пренебрежении техникой возможно повреждение опорно-двигательного аппарата (ОДА) [3]. Следовательно, важным аспектом в процессе профессионального становления будущих специалистов, является формирование понимания «безопасной» техники беговых локомоций. В дидактике наряду со знаниями и профессионально-педагогическими умениями по вопросу «как учить?» не менее значимым является ответ на вопрос «чему учить?». Переучивать всегда сложнее, так как в таком случае необходимо кроме формирования нового стереотипа разрушить уже приобретенный стереотип. В исследования была предпринята попытка выяснить представления о сущности и причинно следственных связях отдельных элементов в беговом цикле с позиций эффективности и травмоопасности беговых локомоций.
Таблица 1
Представление российских (п=43) и китайских (п=40) студентов о технике бега
Вопрос Варианты ответов, %
Да Нет Затрудняюсь ответить
Студ. РФ Студ. КНР Студ. РФ Студ. КНР Студ. РФ Студ. КНР
Следует ли обучать технике бега лиц не специализирующихся в легкой атлетике, если студенты уже имеют опыт тренировочной и соревновательной деятельности 89,3 87,5 7,1 5,0 3,5 7,5
Может ли неправильная техника бега быть причиной травматизма даже в беге с низкой интенсивностью (разминочный, заключительный бег в процессе тренировки, оздоровительный бег 96,5 35,0 0 20,0 3,5 45,0
В исследовании приняли участие студенты выпускных курсов (п=83). Следовательно, полученные данные могут служить критерием профессиональной компетентности выпускников вузов по изучаемому вопросу. Следует признать позитивной наблюдаемую ситуацию касательно отношения российских и китайских студентов к исследуемой тематике. Почти 90,0% студентов обеих стран осознают необходимость коррекции техники в процессе профессионального становления и почти 100% российских студентов курсов понимают трвмоопасность беговых локомоций. Вместе с этим лишь 35,0% в среде китайских студентов оказались их единомышленниками. 65,0% китайских студентов либо сомневаются, либо не видят проблемы, связанной с травмоопасностью беговых локо-моций. Данное положение может быть объяснено тем, что российские студенты выпускных курсов уже имеют опыт практической работы в области рекреационной и оздоровительной физической культуры. С другой стороны это может быть обусловлено и содержанием образовательных программ в вузах различных стран и различными подходами к анализу техники физических упражнений. Для молодых людей использующих бег в тренировочном процессе в качестве средства общефизической подготовки или релаксации, возможно, проблема травмоопасности беговых локомоций и не стоит так остро. Данные, приведенные в таблице 2, показывают, что российские студенты более адекватно оценивают значимость отдельных элементов техники бега в деле профилактики травматизма. Они правомерно выделяют в качестве показателя детерминирующего нагрузку на ОДА, момент постановки ноги на опору. Способом постановки ноги обусловлен угол приземления, длина фазы амортизации, степень реализации «рессорного» потенциала стопы и
рекуперации кинетической энергии в потенциальную энергию мышц, участвующих в отталкивании.
Таблица 2
Иерархия значимости элементов техники бега относительно травмоопасности в ______________представлении российских и китайских студентов_______________
Элементы техники Студенты РФ Студенты КНР
Постановка ноги на опору 1,5±0,2 2,9±0,2
Отталкивание 3,3±0,3 3,5±0,3
Положение тела в пространстве 3,5±0,3 5,1±0,3
Ритм дыхания 3,8±0,3 2,8±0,2
Синхронизация работы толчковых и маховых движений 4,0±0,3 3,9±0,3
Работа рук 5,0±0,2 4,8±0,2
Китайские же студенты считают не мене значимым для здоровья занимающихся бегом, чем постановка ноги на опору, обеспечение ритмичного дыхания. Однозначно оценить подобное видение значимости отдельных локомоций сложно. Возможно, это связано с различиями в ментальности жителей Востока и Запада. Однако и китайские студенты постановку ноги на опору выделяют в качестве ведущего элемента техники бега в деле профилактики травматизма.
Следующим по значимости элементом техники беговых локомоций студенты обеих стран выделяют процесс активного взаимодействия с опорой, то есть отталкивание. Безусловно, данный элемент техники бегового шага важен, но, следует понимать, что эффективность активного взаимодействия с опорой, в результате которого ОЦМТ приобретает ускорение, зависит от синхронности толчковых и маховых движений. При этом эффективность работы толчковой ноги во многом определяется характером ее постановки на опору (количеством рекуперированной энергии), а вклад маховых движений в скорость вылета достигает 17%. Однако студенты обеих стран, на наш взгляд, упрощенно представляют себе механизм взаимодействие с опорой, в результате которого ОЦМТ приобретает ускорение. А вот относительно положения тела в пространстве представления студентов России более адекватно, чем студентов КНР. Российские студенты правомерно относят данный элемент техники к категории ведущих, ибо положение тела в пространстве детерминирует угол отталкивания, а, следовательно, и угол вылета и величину вертикальных колебаний ОЦМТ. Китайские же студенты данному элементу техники бега незаслуженно отводят последнее место. Следовательно, они не в полной мере понимают то, что приведенные выше показатели техники бега, определяемые положением тела в пространстве, детерминируют и нагрузку на ОДА в бегом шаге. Обобщая результаты данного исследования, следует обратить внимание на то, что студенты выпускных курсов не в полной мере представляют себе технику бегового шага, а, следовательно, и механизмы взаимодействия с опорой, что является основной первопричиной травматизма в беге. Однако российские студенты этот механизм представляют себе более адекватно.
Таблица 3
Представление российских и китайских студентов о локомоциях в процессе бега,%
Двигательные действия Студенты РФ Студенты КНР
Нога ставится на опору впереди проекции ОЦМТ («натыкаемся» на опору) 46,4 35,0
Нога ставится на опору на уровне проекции ОЦМТ 46,4 50,0
Нога ставится на опору сзади проекции ОЦМТ 7,2 15,0
Нога ставится на опору пассивно за счет сил гравитации 10,3 10,0
Нога ставится на опору активно за счет мышц задней поверхности 89,3 87,5
Не следует обращать внимания на работу маховой ноги при постановке ее на опору 0 2,5
Как ни парадоксально, но понимание элементов техники бегового шага студента-
ми более адекватно, чем преподавателями. Ни один из российских студентов и только 2,5% китайских студентов ответили, что характер постановки ноги на опору не имеет существенного значения для рационализации техники и профилактики травматизма при беге (табл. 3).
Подавляющее большинство экспертов ответили, что нога должна ставиться на опору активно «загребающим» движением под себя. Такой характер движения опорной ноги позволяет, с одной стороны, уменьшить расстояние от проекции ОЦМТ до места ее постановки на опору, что снижает эффект стопорящего воздействия реакции опоры и нагрузку на ОДА, а, с другой стороны, позволяет в фазе амортизации рекуперировать кинетическую энергию в потенциальную. При жесткой постановке ноги на опору до момента вертикали происходит упругое сгибание опорной ноги (мышцы разгибатели работают в уступающем режиме) и осуществляется предварительное растяжение мышц, которые будут осуществлять отталкивание. В процессе отталкивания в таком случае будет использоваться не только метаболическая энергия мышц, но и рекуперированная потенциальная, что значительно повышает механическую эффективность работающих мышц.
Вместе с этим следует обратить внимание на тот факт, что более половины российских (53,6%) и китайских (65,0%) студентов не адекватно представляют себе механизм постановки ноги на опору. По их мнению, нога ставится либо сзади, либо на уровне проекции ОЦМТ. Это принципиальное заблуждение, которое влечет за собой недооценку травмоопасности неправильной постановки ноги на опору и, как следствие, возможный травматизм при проведении оздоровительных занятий. Если бы нога ставилась сзади проекции ОЦМТ, то есть впереди площади опоры, то бегун не смог бы удерживать равновесие и непременно должен был бы завалиться вперед. Большинство российских (75,0%) и китайских (72,5%) студентов правомерно считают, что толчковую ногу надо быстро переносить для постановки на опору и выполнения последующего отталкивания. Тем не мене 25,0% китайских экспертов полагают, что на толчковой ноге следует удерживаться до полного ее выпрямления.
Итак, более половины студентов выпускных курсов физкультурных вузов России и Китая имеют неадекватное представление о беговых локомоциях и не осознают степени травмоопамоости момента постановки ноги на опору.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике / под ред. В.Г. Алабина, М.П. Кривоносова. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 222 с.
2. Шенкман, Б.С. Стратегия и клеточные механизмы адаптации мышц при развитии выносливости // Теория и практика физ. культуры. - 1994. - № 1-2. - С. 13-19.
3. Те Юй. Техника бега - проблемы и их решение / Те Юй, Сюй Инхуа // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 147-150.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ МНОГОМЕРНОГО АНАЛИЗА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наталия Владимировна Третьякова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ),
Екатеринбург
Аннотация
В работе рассматривается опыт оценки качества деятельности преподавателя вуза; методика данной оценки, позволяющая принять решение по аттестации преподавателя на соответствие занимаемой должности.