Научная статья на тему 'Чему не учат в школе'

Чему не учат в школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2887
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТУПЛЕНИЕ В ШКОЛУ / УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Денисенкова Наталья Сергеевна

Поступление в школу ответственное событие в жизни ребенка. Кроме радостных моментов, первоклассник и его родители встречаются с множеством проблем, о которых они и не подозревали до начала обучения. Неоднократно проводившиеся обследования качества усвоения учебной программы, уровня умственного развития и личностных особенностей первоклассников показали, что по всем основным параметрам отстающих детей насчитывается до 1/5 всех учащихся. Такие дети отличаются не только заниженным уровнем умственного развития, отсутствием умения учиться, но и эмоционально-личностным неблагополучием, они проявляют повышенную тревожность по отношению к учебе, боятся получить плохую отметку, не могут объективно оценить свои достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чему не учат в школе»

Н. С. Денисенкова

Чему не учат в школе...

Поступление в школу - ответственное событие в жизни ребенка. Кроме радостных моментов, первоклассник и его родители встречаются с множеством проблем, о которых они и не подозревали до начала обучения.

Денисенкова Наталья Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития факультета социальной психологии МГППУ.

Неоднократно проводившиеся обследования качества усвоения учебной программы, уровня умственного развития и личностных особенностей первоклассников показали, что по всем основным параметрам отстающих детей насчитывается до 1/5 всех учащихся. Такие дети отличаются не только заниженным уровнем умственного развития, отсутствием умения учиться, но и эмоционально-личностным неблагополучием, они проявляют повышенную тревожность по отношению к учебе, боятся получить плохую отметку, не могут объективно оценить свои достижения.

В какой-то мере наличие такой группы детей может объясняться просчетами школы: недостатками учебной программы и образовательного процесса, просчетами учителей. Но нельзя не заметить, что некоторая часть первоклассников оказывается явно «недозревшей» до школы. Эти дети испытывают значительные трудности даже при благоприятных условиях обучения. Очевидно, что причиной возникающих проблем является их общая неготовность к школе.

Многие родители уверены, что ребенок, умеющий читать, считать, писать, решать задачи, хорошо подготовлен к первому классу. На самом деле психологическая готовность к школе достаточно сложный феномен. Она рождается на стыке двух возрастов, дошкольного и младшего школьного, и определяется достижениями первых шес-ти-семи лет жизни ребенка, обеспечивающими освоение школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Многие детские психологи полагают, что важно сформировать у дошкольника не сами «школьные» качества, а то, что поможет ему в дальнейшем овладевать учебной деятельностью.

Хотя ученые до сих пор не пришли к единому мнению, что же является ключевым моментом в подготовке ребенка к школьной жизни и учебе, большинство выделяют следующие основные составляющие психологической готовности к школе: личностную, социальную и интеллектуальную. Они характеризуются показателями умственного развития: памяти, внимания, мышления, речи и других психических процессов, необходимых для успешного восприятия, понимания и усвоения школьного материала (умственной готовностью), совокупностью личных качеств, определяющих отношение ребенка к обучению как важному и интересному делу (личностной готовностью), навыками общения и поведения (социальной готовностью).

Об интеллектуальной готовности к школе говорят много, и большинство детей, посещающих дошкольные учреждения или подготовительные курсы, по основным показателям умственного развития способны овладеть школьной программой. В то же время личностной и мотивационной готовности уделяется недостаточно внимания как дома, так и в детских садах. Однако именно эти качества во многом определяют успешность школьного обучения.

Начиная разговор о сложностях перехода из детского сада в школу, не хотелось бы говорить только о теоретических подходах к проблеме готовности к школе, адаптации к первому классу, роли первого учителя и родителей и т. д. Нам показалось интереснее описать случаи, с которыми пришлось столкнуться за время работы практическим психологом в школе и детском саду. Возможно, посмотрев на них, вы увидите много схожего с вашими детьми, и психологические объяснения станут понятнее и ближе.

В начале ноября ко мне пришла мама выпускника нашего детского сада, Сени. Ему исполнилось шесть лет. Она была очень встревожена. Сын быстро уставал, начал много болеть, стал капризным и агрессивным (чего раньше за ним не наблюдалось). Первые месяцы он хорошо учился, но постепенно успехи сменились неудачами. Учительница стала жаловаться на него. Мальчик был невнимателен, на уроке играл в принесенные из дома машинки. Делать замечания такому ребенку ей было трудно, ведь он был очень ласковый, прижимался к ней на перемене, с надеждой заглядывал в глаза, ждал поощрений. Но и ограничивать его тоже было необходимо, ведь он тянул руку раньше всех, но ответа на вопрос не знал и, встав у парты, радостно улыбался, гордясь тем, что первый привлек внимание учительницы. Примеры, задачки, работа в прописях не привлекали его. Он делал их неаккуратно, лишь бы первым сдать тетрадку.

Пока дошкольного багажа хватало, учеба шла хорошо. Но постепенно накопленные знания и умения закончились, начались трудности с усвоением нового. Дети в классе овладевали более взрослыми школьными формами поведения, и над Сеней начали смеяться. Вначале он относился к этому спокойно, но неудачи в учебе, недовольство учительницы и пренебрежение одноклассников все же сломили мальчика.

Он не хотел идти в школу, каждый день начинался чуть ли не слезами и просьбами оставить его дома. Сеня стал часто болеть. Пропуски школы только усугубляли ситуацию.

Поначалу мама и папа сами занимались с Сеней. Но результатов особых не было. Под присмотром родителей домашние задания выполнялись неплохо, но в школе проблемы в поведении, невнимательность, отсутствие заинтересованности, нежелание и неумение учиться не позволяли ребенку двигаться дальше. Дополнительные занятия с учительницей тоже давали не значительные результаты. Вне класса мальчик делал все правильно и тщательно. Но вместе с другими учениками оставался невнимательным, пассивным, не принимал учебную задачу, подменяя ее игровой.

Растерянные родители решили поговорить с психологом, знающим ребенка с детского сада. Неужели придется забрать мальчика из школы? Очень не хотелось этого делать. Ведь такая серьезная травма, ощущение, что он неудачник, неспособный ни на что, может остаться с мальчиком на всю жизнь. А такие случаи в практике бывали. Приходилось бросать первый класс и поступать в школу на следующий год.

Грамотные, профессиональные и любящие детей педагоги - удача не только для детей, но и для практического психолога дошкольного учреждения или школы. Мне очень повезло, со мной работали именно такие специалисты. На нашем «мини-педсовете» было решено, что одна из воспитательниц будет заниматься с Сеней после школы.

Основной стратегической задачей было подготовить мальчика к учебной деятельности.

Во-первых, нужно было сделать так, чтобы Сеня научился отличать учебную задачу от игровой или любой другой, чтобы он стремился именно к учению. Без этого невозможно начинать обучение.

Классическим примером ребенка, не умеющего видеть и решать учебную задачу, является Буратино. Когда Мальвина задает ему задачку о яблоках, которые нужно разделить на двоих, Буратино с уверенностью отвечает, что все яблоки останутся у него, так как он делиться

ни с кем не собирается. Деревянный мальчик перепутал учебную задачу с житейской, на этом его обучение закончилось.

Учебная деятельность требует абстрагирования от этих ситуаций. Развитие абстрактного мышления в старшем дошкольном возрасте дает детям такую возможность - смотреть на мир отвлеченно, оперировать со свойствами предметов - количеством, цветом, фонемами, структурой. Без этого невозможно понять математические или грамматические правила, которые касаются не определенных вещей, которые можно пощупать или проверить экспериментально, а идеальных признаков.

Многие современные дошкольные образовательные системы пытаются выдать познавательную или учебную задачу за игровую, обставляя занятия игровыми приемами и атрибутами или вообще упраздняя дошкольное обучение. Их авторы ссылаются на зарубежный опыт, забывая при этом, что в других странах дети с пяти лет посещают школу, где первые два года они постепенно приучаются к школьной урочной системе.

В то же время исследования показали, что, если ребенок не выделяет задачу чему-то научиться, узнать что-то новое, то он не только хуже понимает, усваивает и запоминает материал и не использует его в жизни при реше-

нии задач, т. е. не осуществляет перенос усвоенного правила или способа действия на новый материал. Хотя именно перенос является той мыслительной операцией, которая позволяет нам познавать мир. Мы узнаем алгоритм действия или правило и начинаем применять его к сходной группе задач. Если бы не это, то мы бы считали, что, если к двум грибам прибавить еще два, будет четыре гриба, а для пересчета морковок все действия выполняли бы заново.

Таким образом, необходимо, чтобы ребенок, идущий в школу, стремился узнать что-то новое, чему-то научиться, понимал задания и требования, которые предъявляет перед ним учитель.

Вторым нашим шагом было помочь Сене овладеть учебными действиями и операциями, научить выделять структуры задачи и примера (условие, известное и искомое), соблюдать последовательность действий, разбираться в прочитанном тексте.

Существенную роль в этом может сыграть наглядное моделирование ситуации. Основным видом мышления дошкольника является наглядно-образное, и ему гораздо легче решить трудную мыслительную задачу, опираясь на образные схемы, где в наглядном виде представлены обобщенные способы решения.

Например, понять условие задачи гораздо проще, если представить его в виде простой схемы, где целое и части представлены в виде прямоугольников разного размера.

Разберем простую задачку.

У Маши было три яблока, одно она дала Ване. Сколько яблок у нее осталось? Целое здесь - три машины яблока, обозначим их большим прямоугольником, это целое разделили на две меньшие части - два яблока для Вани и еще какое-то количество оставшихся яблок. Иными словами, задачку можно представить как то, что из целого (большого прямоугольника) отняли меньшую часть (маленький прямоугольник) и получили другую, тоже меньшую, чем целое, часть (еще маленький прямоугольник).

9

Это и есть простейшая схема условия задачи.

Несколько видоизмененная схема подходит для задач на сложение:

Овладение заключительной составляющей учебной деятельности - контролем и оценкой результата мы оставили напоследок. Этому очень важному звену любой деятельности редко уделяют достаточно внимания как педагоги, так и родители. В то время

как умение проверить каждую часть своей работы, найти и исправить ошибки обеспечивает успешное выполнение задания. Способность оценить достигнутый результат избавляет от многих разочарований и формирует не только адекватную, но и, что еще более важно, стабильную самооценку, позволяет наметить перспективы, преодолевать трудности и неудачи.

Все это педагоги делали через викторины, соревновательные и дидактические (обучающие) игры, рисование, беседы. Постепенно от таких дошкольных форм они переходили к учебной модели занятий.

Перед родителями была поставлена задача -изменить отношение мальчика к школе в целом и к учителю в частности. Постепенно Сеня стал понимать, что в школу он приходит учиться, а не играть; что учитель, это, прежде всего, носитель новых знаний и нового образа жизни, а не просто милая и добрая тетя; что первоклассник - это не только обладатель рюкзака или портфеля, но и достаточно взрослый, ответственный член школьного сообщества, с новыми правами, обязанностями и жизненными перспективами.

Нам помогала и учительница, которая понимала, что мальчик просто не «дорос» до школы.

Совместные усилия увенчались успехом. К концу второй четверти Сеня стал заметно лучше учиться, в тетрадях появились поощрительные значки (отметки в первом полугодии первоклассникам не ставили), школа перестала быть наказанием. После выходных мальчик начал сам собирать портфель и готовился к учебной неделе с удовольствием. Учительница отмечала его как успешного и дисциплинированного ученика, хвалила перед классом даже за незначительные достижения. Одноклассники, видя эти перемены, перестали сторониться мальчика. У него появились друзья, на переменах он начал бегать и играть вместе с детьми, перестал ходить за руку с учительницей. После зимних каникул разница между Сеней и его успешными одноклассниками стала незаметной.

Проблемы, с которыми столкнулся Сеня и его родители, к сожалению, встречаются нередко. Зачастую это происходит с ребятами, которых поторопились отдать в школу раньше времени.

В пять-шесть лет такие дети умны, любознательны, активны, но при этом не готовы перейти на новую возрастную ступень. Основной деятельностью для них все еще остается игра.

к

РОДИТЕЛИ ПРОСЯТ СОВЕТА

На занятиях они с удовольствием успешно справляются с задачками, в которых нужно было помочь сказочным персонажам или решить игровую задачу, раньше всех найти клад, накормить зайку, помочь Петрушке расселить птичек в скворечнике. Задания, которые даются в обычной для школы учебной манере, дети выполняют хуже, им скучно решать примеры и задачи, в которых нет соревнования, игрового или сказочного сюжета.

В индивидуальной беседе ребята говорят, что не против пойти в школу, некоторые даже хотят туда попасть. Однако школа им представляется местом, где играют и «все новое», в том числе игрушки. Желание узнать новое, начать учиться, стать взрослым не высказывается детьми или называется в последнюю очередь.

Иными словами, описанные нами дети были не готовы психологически к переходу в иную социальную ситуацию. Они еще остаются дошкольниками: с удовольствием играют, строят отношения, исходя из игровой роли, быстро устают от монотонной деятельности, но легко справляются с ней в игровой ситуации, обладают детской непосредственностью, эмоциональностью. Взрослый для них является опорой, защитником, няней, но не носителем знаний, новых норм, правил, форм поведения.

Если у вашего ребенка отмечаются такие формы поведения, подумайте, может быть, лучше отложить поступление в школу. Естественно, сложно перестроить свои планы, отказаться от серьезных изменений в жизни, переубедить себя и детей по такому существенному, можно сказать, судьбоносному вопросу. Однако, скорее всего, такое решение не просто продлит для вашего ребенка достаточно короткий, но ценный период детства, но и избавит его от многих переживаний.

Хорошо, если удается принять правильное решение вовремя. Однако бывает, что понимание проблемы приходит только в начале учебного года. В таком случае постарайтесь уделить основное внимание формированию учебной деятельности: выделению учебной задачи, освоению учебных действий и умению контролировать и оценивать свои результаты. Не менее важно, чтобы у ребенка сложилась позиция школьника. Все это поможет ему преодолеть трудности, возникающие из-за недостаточной личностной готовности к школе.

Другой вариант несформированной личностной готовности - неадекватная мотива-

ция. Вместо желания узнавать что-то новое, учиться многие дети отправляются в школу за высокими достижениями, отличными оценками.

В апреле ко мне обратилась мама Веры. Девочке исполнилось семь лет, и в сентябре она собиралась в первый класс. Однако родителей волновала не готовность к школе, а эмоциональное состояние ребенка. Девочка стала плохо спать, хуже есть, часто плакать. Это тревожило не только маму, но и воспитателей, которые тоже стали замечать в ребенке признаки надвигающегося эмоционального срыва. На занятиях и в игре Вера выглядела напряженной, усталой. Если она не справлялась с заданием или делала его медленно, слез было не избежать.

Основной причиной ее неудач воспитатели считали чрезмерную ответственность, с которой она относилась к занятиям. При этом Вера не всегда выслушивала до конца задание, начинала выполнять его, не поняв условие. Та же картина вырисовывалась и в ходе психологического обследования. Тесты, которые в начале года выполнялись успешно, Вера делала ниже среднего уровня. Даже на незначительную неудачу девочка реагировала очень эмоционально.

Такие перемены в ребенке мама объясняла появлением нового ребенка в группе, претендующего на место лидера, которое на протяжении двух лет полностью принадлежала Вере. Основной просьбой мамы было повлиять на новую девочку, ограничив ее притязания.

Однако такое объяснение не укладывалось ни в реальную картину жизни группы, ни в психологический портрет ребенка. В начале посещения дошкольного учреждения у нее возникали трудности в общении со сверстниками, но за последнее время Вера научилась конструктивно решать конфликты, договариваться с детьми, интересно строить игру. Добавим к этому, что ребенок не был агрессивен, имел хорошо развитое воображение и мышление, а также высокую самооценку. Такие качества особенно ценятся в детском коллективе и в большинстве случаев обеспечивают детям признание сверстников.

Наблюдение, психологическое обследование и беседы с педагогами помогли найти причину перемен, произошедших в ребенке. Оказалось, что девочка полностью поглощена мыслями о предстоящем школьном обучении. Она боялась школы и не хотела в нее идти.

Это было особенно странно, так как Вера была в основном психологически готова к школе. Ее интеллект был развит выше среднего уровня, волевые качества отлично сформированы, ей хотелось стать школьницей.

Причиной всех трудностей стала мотивация, с которой ребенок шел в школу. Вера шла в школу с желанием стать отличницей.

Что в этом плохого?, спросите вы. Большинство детей мечтают получать в школе пятерки.

Все верно, но это не должно становиться главной задачей маленького ученика. Как только ребенок понимает, что он должен быть в школе самым лучшим, груз ответственности давит на него с невероятной силой, появляется страх не оправдать ожиданий. Тем более что новая школьная реальность, учитель, отметка ему не знакомы. Чтобы понять это, представьте, как вы чувствовали себя, отправляясь после обучения на работу, которой никогда не занимались.

Наша будущая первоклассница Вера очень хотела быть отличницей, ведь этого от нее ждали мама и папа, самые значимые для ребенка люди. Они никогда не пугали ее школой. Наоборот, поддерживали, уверяли, что все будет хорошо, она будет учиться на одни пятерки. Вера верила им и стремилась не огорчать их.

Она сама читала по вечерам, занималась дома, писала в прописях, считала. Родители, обрадованные таким рвением дочки, пригласили учителя для дополнительных занятий по подготовке к школе. Так что каждый вечер после детского сада ребенок так или иначе занимался.

На занятиях в саду Вера пыталась быть первой. Ничего, что из-за этого она не дослушивала задание или делала его неправильно, зато раньше всех. Только получалось, что воспитатели хвалили не ее, а кого-то

другого. Разве не обидно это для будущей отличницы? Слезы сами подступали к глазам. Бывшие друзья раздражали, теперь они стали конкурентами.

Раньше занятия очень нравились девочке, она отличалась любознательностью, полетом фантазии. Сейчас узнавать что-то новое стало не так интересно. Ведь пятерок за это не ставят. У Веры снизился познавательный интерес, а без него не бывает успехов в обучении.

Высокие нагрузки, повышенные требования к себе, постоянный внутренний контроль, конкуренция со сверстниками неминуемо привели к усталости и эмоциональному напряжению. Затем появился страх перед неудачей. Вере стали сниться страшные сны: «Мне приснился страшный сон, что я получила в школе четверку. Мне такие сны часто сняться, и я плачу».

Затем пришло нежелание идти в школу и страх перед ней: «Не хочу в школу, я ее боюсь, не хочу учиться».

Когда я рассказала родителям о своих выводах, они были очень удивлены и недоверчиво отнеслись к ним: «Мы никогда не требовали от нее пятерок. Наоборот, говорили, что могут быть и двойки. Это не страшно, она их исправит... Читаем с ней и занимаемся, потому что она сама захотела. Говорим, что она будет лучше всех, чтобы ее подбодрить, чтобы она поняла, что мы в нее верим». Родители не смогли признать, что перемены в поведении и состоянии ребенка вызваны их собственными, скрытыми даже от них самих ожиданиями.

Первые три месяца школьной жизни стали тяжелым испытанием для Веры. Училась она на отлично. Но первая четверка стала настоящим шоком для ребенка. У нее поднялась температура, и на следующий день в школу она не пошла. Потом начались странные вещи. Часто по утрам у девочки поднималась высокая температура, болели живот или голова. Было видно, что ребенку по-настоящему плохо. Она очень переживала, если не могла идти в школу. Однако в выходные такого никогда не случалось.

Родители сбились с ног, обследуя Веру. Никаких отклонений в здоровье не наблюдалось. Только во втором классе эти случаи стали реже. Однако почти каждая предстоящая контрольная вызывала подъем температуры или боли в животе. Эти невротические реакции сопровождали ребенка на протяжении всего обучения в школе.

Через три месяца в первом классе Вере разонравилась школа, ей было там скучно и утомительно. Только в пятом классе пробудился познавательный интерес, девочке стало нравиться учиться.

Случай с Верой далеко не единственный, а, наоборот, достаточно частый в психологической практике. Дети, чьи родители много ожидают от них в школе, испытывают очень сильные эмоциональные нагрузки и часто с ними не справляются. Особенно тяжело адаптируются к школе дети, не посещавшие детский сад, но при этом обремененные родительскими ожиданиями и перегруженные занятиям. У них развиваются невротические реакции, страх, бессонница, плохой аппетит, тик, возникают психосоматические заболевания (т. е. болезни тела, обусловленные психикой, гастрит, колит, астма, различные дерматиты и др.).

Почему же подготовленные к школе дети, чьи родители любят их и нацеливают на хорошие перспективы, оказываются в такой сложной ситуации?

Психологи полагают, что причина кроется в неправильной мотивации, с которой ребенок идет в школу.

Каждому возрасту соответствует своя ведущая деятельность, внутри которой формируется психика человека, его интеллект, эмоции, личность. Мотивация - двигатель деятельности. Для того чтобы деятельность правильно формировалась, необходима адекватная ей мотивация. Ведущей деятельностью младшего школьника является учеба, а основной мотивацией - учебная, т. е. стремление познавать новое. Если же ребенком движет мотивация достижения, т. е. стремление быть первым, добиваться успеха, учебная деятельность деформируется, вызывая изменения в личности.

Именно поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не только хорошо учился в школе, но и получал удовольствие от учебы, ориентируйте его на то, что самое замечательное в школе - познание нового, интересного, а не отличные отметки. Дайте ему понять и почувствовать, что отметки - это только оценка выполненного задания, а не его личности.

Если ребенок честолюбив, болезненно переживает поражения, относитесь к неудачам маленького ученика с юмором. Пусть он вместе с вами посмеется над первой плохой отметкой. Это еще не крушение мира, а просто досадное недоразумение. Не менее важно разумное отношение к хорошим отметкам. Если вы придаете им слишком большое значение, рассказываете об успехах родственникам, «сияете» от счастья, ребенок также начнет считать их главным мерилом своей ценности. Отсутствие пятерок будет равносильно двойке, приведет к снижению самооценки, пониманию того, что он не оправдывает ваших надежд.

У каждого в жизни должны быть и двойки, и тройки и пятерки,если не прочувствована печаль поражения, не понять сладость успеха. Ребенку необходимо иметь разнообразный опыт переживаний. Иначе первая же настоящая неудача или отсутствие победы могут сломить его, надолго ввергнуть в подавленное настроение, он не сможет преодолевать трудности и просто будет отказываться от дел, в успехе которых не уверен. Такое поведение не дало возможности реализоваться многим способным детям и даже взрослым.

Рассмотренные нами случаи не исчерпывают многообразия трудностей, с которыми сталкиваются первоклассники. В обычной

жизни не встретишь ребенка, у которого не сформирован или сформирован только один компонент готовности к школе. Живой человек - это всегда «букет» проблем, единое целое, которое невозможно развивать «по частям». Именно поэтому мы начали наш разговор с описания разных случаев из практики. Однако осветить научный взгляд на проблему необходимо. С его помощью можно выделить основную причину трудностей, возникающих у ребенка в школе, и направить свои усилия на ее преодоление. Устранение основной причины поведет за собой коррекцию сопутствующих проблем.

Рассмотрим, что такое личностная и моти-вационная готовность.

Одним из основных составляющих личностной готовности является произвольность поведения. Можно сказать, что перед приходом в школу дети начинают более сознательно подчинять свои действия правилу, внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, воспроизводить задание по образцу.

Не менее важно сформированность воли и организации деятельности. Дети в шесть-семь лет в большинстве своем уже умеют ставить перед собой цель, строить план действия, выполнять его и оценивать результаты.

Новый характер эмоциональности, появляющийся к концу дошкольного возраста, также составная часть личностной готовности. Эмоции становятся более устойчивыми, уравновешенными, сдержанными. Ребенок учится управлять настроением, а иногда и маскировать его.

Принятие новой социальной позиции школьника не менее важно. Первоначально

ребенка привлекают внешние атрибуты учения - портфель, пенал. Постепенно он начинает стремиться стать более взрослым, приобрести новых друзей, оказаться в школьной обстановке. Лишь затем формируется внутренняя позиция школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, проявляющаяся в желании учиться.

Умение контролировать свои стремления, подчинять непосредственные желания сознательно поставленным целям, возникновение моральных мотивов (чувства долга), а также желание решать преимущественно познавательные задачи - основные показатели моти-вационной готовности, которая также формируется к концу дошкольного возраста.

В конце дошкольного возраста происходит значительный скачок в развитии самосознания и самооценки. Ребенок начинает ощущать самоценность, веру в возможность быть лучше. Обучение предлагает адекватную оценку его способностей, результатов работы, поведения.

Таким образом, под личностной и мотива-ционной готовностью к школе понимается:

• произвольность поведения;

• сформированность воли и организации деятельности;

• новый характер эмоциональности;

• принятие позиции школьника;

• возникновение чувства долга;

• доминирование познавательной мотивации;

• развитие самосознания и самооценки.

Многие психологи выделяют социально-

психологическую или коммуникативную готовность. Под ней понимается сформированность общения со взрослыми и с детьми.

Взрослый, учитель прежде всего становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания, носителем знаний. Общение со сверстниками также претерпевает изменения и становится более деловым, направленным на взаимодействие по поводу совместной учебной деятельности.

Завершая разговор о проблемах, с которыми дети сталкиваются в первом классе, хотелось бы подчеркнуть, что начинать формировать правильное отношение ребенка к школе нужно заранее, хотя бы за год до начала обучения. Тогда трудности, с которыми он неизбежно столкнется, будут преодолеваться легче и естественнее, они не сделают первые школьные годы мучительным испытанием на прочность. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.