Научная статья на тему 'Человек в техногенном обществе: философско-исторический анализ'

Человек в техногенном обществе: философско-исторический анализ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2587
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / ЦИВИЛИЗЦАЦИЯ / ПРИРОДА / БИОСФЕРА / ТЕХНОСФЕРА / ТЕХНОГЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ЧЕЛОВЕК-ТЕХНОГЕННЫЙ / TECHNOLOGY / MANUFACTURING / CIVILIZATION / NATURE / THE BIOSPHERE / THE TECHNOSPHERE / MAN-MADE SOCIETY / A TECHNOLOGICAL MAN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Храпов Сергей Александрович, Кашкаров Алексей Михайлович

В данной статье проведен философско-исторический анализ становления техногенного общества, определены его специфические черты, условия формирования, последствия для природы и человека. Даны авторские определения понятий «техносфера», «техногенная цивилизация», «техногенная социальность», «техногенное общество». Особое внимание в статье уделено проблеме формирования человека-техногенного и определения предельности его технологизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAN IN TECHOGENIC SOCIETY: PHILOSOPHICAL-HISTORICAL ANALYSIS

The article deals with the philosophical and historical analysis of formation of technogenic society, determines its specific features, the conditions of formation, the consequences for nature and man. The authors give their own definitions of "technosphere ", "technological civilization", "technogenic sociality", "man-made society." The article highlights the problem offormation of a technological man and defines the limits of his ability to be technological.

Текст научной работы на тему «Человек в техногенном обществе: философско-исторический анализ»

УДК 740 ББК Ю6

С.А. Храпов, А.М. Кашкаров

Астраханский государственный университет

ЧЕЛОВЕК В ТЕХНОГЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В данной статье проведен философско-исторический анализ становления техногенного общества, определены его специфические черты, условия формирования, последствия для природы и человека. Даны авторские определения понятий «техносфера», «техногенная цивилизация», «техногенная социальность», «техногенное общество». Особое внимание в статье уделено проблеме формирования человека-техногенного и определения предельности его технологизации.

Ключевые слова: технология, производство, цивилизцация, природа, биосфера, техносфера, техногенное общество, человек-техногенный.

S.A. Khrapov, A.M. Kashkarov

Astrakhan State University

MAN IN TECHOGENIC SOCIETY:

PHILOSOPHICAL-HISTORICAL ANALYSIS

The article deals with the philosophical and historical analysis of formation of technogenic society, determines its specific features, the conditions of formation, the consequences for nature and man. The authors give their own definitions of "technosphere ", "technological civilization ", "technogenic sociality", "man-made society." The article highlights the problem offormation of a technological man and defines the limits of his ability to be technological.

Key words: technology, manufacturing, civilization, nature, the biosphere, the technosphere, man-made society, a technological man.

На протяжении всей эволюции человека изменялась и социальность, которая шла по пути смены доминант исторического развития: экономических, политических, культурных. Ставя вопрос о «человеке в техногенном обществе», мы в качестве методологического инструментария выбрали социокультурный подход, поскольку он, на наш взгляд, в большей мере позволяет дать комплексную философскую оценку поставленной проблеме и глубоко анализировать связи «Человек» - «Культура» -«Общество» [10].

Понятие техногенного общества.

Проблема динамики техногенного общества и цивилизации продолжает вызывать исследовательский интерес специалистов из различных областей социально-гуманитарного знания в силу своей концептуальной незавершенности и динамичного развития самого объекта исследования. Вопросы развития техники и становления техногенной цивилизации в рамках общества Запада в разное время рассматривали: 3. Бауман, У Бек, Дж. Бенингер, Г. Бехманн, Г. Йонас, Ж. П. Кантен, X. Д. Кортес, Н. Луман, Л. Мэмфорд и др. Проблему современной техногенной цивилизации и связанных с ней рисков разрабатывали отечественные мыслители: Р. К. Баландин, Д. Б. Зильберман, А. П. Назарчук, К. С. Пигров, В. С. Степин и др.

Ученые с пессимизмом констатируют, что человечество пойдет по пути дальнейшего формирования техносферы, а это означает конец биосферы, биосферной жизни и биосферного человека уже в третьем тысячелетии, искусственное поддержание жизни и создание ее новых «ноосферных» форм.

Техногенное общество - это общественная система на индустриальной и постиндустриальной ступени общественного развития, генезис которой осуществляется преимущественно на основе науки, техники, технологий и производства и создаваемой ими предельно урбанизированной среды - техносферы. Наукотехника и техносфера, взаимодействуя с социумом, культурой, биосферой и человеком, кардинально изменяют их традиционные онтологические атрибуты.

Техногенная цивилизация - особый тип социального развития, характеризуемый следующими признаками: высокая скорость социальных изменений; интенсивное развитие материальных оснований общества (взамен экстенсивных в традиционных обществах); перестройка оснований жизнедеятельности человека.

Зачастую в научной литературе возникает путаница с использованием понятий «техносфера», «техногенная цивилизация», «техногенная социальность», «техногенное общество».

Попробуем внести определенную ясность. Понятие «техносфера» означает сферу (часть) общества, представляющую собой совокупность материальных, производственных, коммуникативных элементов и определяющую уровень его технологического развития. В этом смысле техносфера существовала уже в древних обществах. Вспомним, что понятие «есЬпе» использовал еще Демокрит, как искусство технического преобразования природы. В современном смысле понятие «техносфера» выражает совокупность технических устройств и систем вместе с областью технической деятельности человека. Ее структура достаточно сложна, так как включает в себя техногенное вещество, технические системы, живое вещество, верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу. Более того, с началом эры космических полетов техносфера вышла далеко за пределы биосферы и охватывает уже околоземный космос.

Понятие «техногенная цивилизация» появилось достаточно недавно, когда техногенный характер стал критерием уровня развития цивилизации. В настоящее время это понятие, как правило, используется в обобщенном смысле по отношению ко всему глобализирующимуся миру.

«Техногенная социальность» как понятие и объект исследования используется значительно реже. Как известно, под «социальностью» понимают современное состояние конкретного общества, соответственно «техногенная социальность» - это современная социальная жизнь общества, построенная на материальных и идеальных (ценностных, культурных) атрибутах техногенного.

Понятие «техногенное общество» является наиболее распространенным. Оно используется по отношению к высокотехнологичным обществам, в которых техника получила не только материально-производственный, но и культурно-антропологический, цивилизационный статус.

Формирование техногенного общества.

Во все времена человечество стремилось рационализировать свое бытие, организовывать его на основе своего социально развивающегося разума и опыта, тем самым пытаясь создать более технологизированное общество. В начале антропо-социогенеза жизнедеятельность человека зависела в большей своей части от природных условий и определялась ими. Затем, по мере развития аграрного общества, с появлением простейших орудий, а также их усовершенствования, стала определяться уже природно-социальными условиями. Таким общество просуществовало

более тысячи лет, пока не вступило в эпоху промышленной революции. В период, начавшийся после промышленной революции XVIII века, ознаменовавший становление индустриального общества, стали доминировать уже социоприродные условия бытия человека, в которых научно-технологическая и техносферная составляющие играли ведущую и все увеличивающуюся роль. Человечество постепенно расширяло свою экологическую нишу, вытесняя вековые биосферные процессы и системы мощью социотехники, а затем - и соционаукотехники, усложняя как общественные, так и социоприродные взаимосвязи.

Достаточно большие изменения происходят в Европе на рубеже ХШП-ХХХ вв., когда прединдустриальное развитие сменяется индустриализацией общественных систем. В течение этого времени происходит промышленная революция, которая в свою очередь приводит к изменению социально значимого объекта труда; на смену человеку и животным приходит техника. Теперь именно она является приоритетом в работе любого предприятия. И хотя большая часть населения еще использовала ручной труд, человек не мог не заметить тот факт, что именно благодаря технике сокращается время на производство, увеличивается объем производимого продукта. А, как известно из законов экономики, продукт, произведенный за меньшее время в большем объеме, приносит и больший доход. Поэтому к концу XIX в. на долю промышленного производства приходилось уже около 90% объема всех работ в мире. Именно этот период послужил переходом от прединдустриального общества в индустриальное, породив тем самым техногенное общество. Глобализирующееся под воздействием научно-технического прогресса и других факторов современное техногенное общество головокружительными темпами меняет культурно-цивилизационные модели и весь социоприродный мир [8].

«Рост техносферы, переход от технологического общества к техногенному, -продуцирует новые модусы бытия культуры, социальности и, соответственно, человека, что укореняет техногенность как мировоззренческий принцип, механизм цивили-зационного развития» [11, с. 56]. Сейчас трудно представить жизнь без техники и технологий, трудно представить и развитие стран без постоянного технологического прогресса. Каждый день открываются новые технологии производства продуктов питания, химических веществ, медикаментов и т.д., создаются новые технические средства, способные улучшить нашу жизнь и упростить ее.

Научно-техническая революция, произошедшая благодаря бурному развитию техногенного общества, помимо огромных преимуществ, внесла и глобальные проблемы, которые пытаются решить и по сей день. Обратим внимание на две наиболее опасные проблемы. Во-первых, это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. Только сейчас все человечество стало «смертным», в век ядерного оружия, впервые за свое существование. Угрозу несет не только ядерное, но и куда более опасное химическое и биологическое оружие. Оружие массового поражения - это пик развития военных технологий, но при этом оно способно уничтожить не только города, но и человечество в целом. Любое испытание или применение данного оружия влечет за собою ряд новых проблем, в том числе экологических и гуманитарных.

Вторая проблема - нарастающий экологический кризис в глобальных масштабах. Человек - это часть природы, а с другой стороны, человек - это деятельное существо, которое своими действиями преобразует природу, в том числе природу самого себя. Сегодня мы делаем все, чтобы максимально использовать природу, и, соответственно, от интенсивности такого использования растут экологические проблемы. Природные ресурсы - незаменимый объект вожделения любого человека, ведь именно эти ресурсы позволяют нам согреваться, когда холодно, использовать двигатель автомобиля на

полную мощность и многое другое. Но стоит задуматься, сколько еще человечество сможет использовать эти природные ресурсы. Как далеко мы можем зайти в получении того или иного ресурса, недалеко и то время, когда люди могут начать войну из-за последнего растущего в мире дерева или водоема с пресной водой.

За последние сто лет общество стало более зависимо от технологий, чем когда-либо в другой момент своего существования. Новые технологии, способные улучшить и упростить жизнь, только вызывают зависимость нас от них. Жизнь, как и техногенное общество, не стоит на месте, а только движется вперед. Прогресс - сильнейший двигатель любой продуктивной деятельности, а люди со всей своей «ленью» готовы принимать «дары» новых технологий, способных упростить жизнь и сократить время на выполнение какой-либо работы. Сейчас большинство корпораций, а также ученых стремятся к созданию искусственного интеллекта, дабы роботизировать предприятия [5,13,14]. На данный момент многие предприятия оснащены автоматически работающими станками и машинами, тем самым уменьшается необходимость нанимать людей для данных работ. С одной стороны, роботизация имеет значительный плюс, а именно в случае какой-либо аварии на предприятии количество жертв сводится к нулю, также исключается человеческий фактор, не возможны ошибки в производстве какого-либо товара, время на данное производство значительно уменьшается. Но, несмотря на это, остается один минус, а именно то, что многие люди, благодаря быстрому росту технологий, могут оказаться безработными, многие профессии станут невостребованными, а многих специалистов заменят обученные роботы.

Пока что наука и техника нацелены, главным образом, на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой. Последствия непродуманного, некомплексного и, как следствие, антигуманного воздействия на природу удручают. Технические ландшафты из отходов производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах, загнанная в резервации природа -вот реальные плоды отрицательного влияния человека, вооруженного техникой, на окружающую среду. Все это является также следствием недостаточного взаимодействия естественных и общественных наук в осмыслении данной проблемы.

Соглашаясь со всеми аргументами критиков техногенного общества, мы часто забываем о том, что было бы, если человечество не стало развивать техногенное общество. Во-первых, это привело бы к неспособности противостоять природным катаклизмам, во-вторых, к невозможности преодолевать огромные расстояния, а значит, многие цивилизации никогда бы не узнали о существовании друг друга. В-третьих, люди находились бы на грани бесконечной борьбы за существование и борьбы с голодом, все это в конечном итоге привело бы к полному вымиранию человеческого рода.

Благодаря развитию технологий и образованию техногенного общества, люди перешли из существования в биосфере в существование в новой оболочке земли, называемой техносферой.

На данный момент техногенное общество находится на стыке двух противоположных полюсов: научного прогресса во благо человечества и уничтожения природы, необходимой для производства этих благ при помощи новых технологий. Возможно, в ближайшие годы человек сможет минимизировать негативное влияние созданных им технологических средств, тем самым восстановив баланс биосферы и техносферы.

Формирование человека-техногенного.

Сейчас большое внимание уделяется изучению влияния техники на биосферу и природу в целом, создаются концепции научно-технологического осмысления процесса технологизации человечества и возникновению человека-техногенного как комплексного социально-антропологического феномена (Алексеева И.Ю., Аршинов В.И., Чеклецов В.В., Баева Л.В., Отюцкий Г.П., Храпов С. А.) [1,2,3,9].

Техника все менее остается только вспомогательной силой для человека. Все больше проявляется ее автономность, особенно ярко это видно на примере онтологической зависимости идентичности современного человека от информационных технологий [7,15]. Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, прежде всего, на биосферу. Именно человек и его тяга к научному прогрессу способствуют все большему развитию техногенного общества, пришедшему на смену прежним историческим социальным моделям.

Особо актуальной проблемой техногенного общества является проблема сохранения человеческой личности как биосоциальной и психо-экзистеницальной структуры под влиянием техногенной социальности. Это вопросы ценностей, сознания, идентичности, искусственного интеллекта, виртуальной зависимости, когнитивной безопасности, отчужденности в отношениях, формирование человека-робота [4,6]. «С каждым новым витком технического развития усложняется система социоантропогенеза, и в то же время меняется жизнь человека. Изменения сферы жизнедеятельности человека привели к небывалому комфорту, наличию свободного времени, продлению жизни. Обратной стороной этих благ являются повышение требований к образовательному и интеллектуальному уровню человека, его функционализация, поглощенность системой тотального потребления. Сегодня возник процесс технологизации человека, который выражается в зависимости человеческого существования от технических средств и результатов их функционирования, проявлении взаимодействия с ними в качестве атрибутов его бытия. Эта проблематика является актуальной как в контексте «живой социальности», так и в рамках научных, эпистемологических поисков, особенно в рамках методологии НБИКС» [12, с. 66-67].

Подводя итоги, можно отметить, что даже беглый философско-исторический анализ развития техногенного общества показывает деструктивную динамику «поляризации» между духовным содержанием общества и человека и их материальными формами существования. Технологизация общества привела и к технологизации человека. Последний рубеж перед абсолютной технологизацией - это психоэкзистенциальная основа бытия человека, утрата которой неизбежно поставит вопросы о гибели человеческой цивилизации и рождении новой цивилизации, но уже без человека в его современном понимании... Сегодня еще у человечества есть шанс, если переход к новой эре будет осуществляться на основе коэволюции природы и разума, а не определяться только техноэкономической целесообразностью.

Список литературы

1. Алексеева И.Ю., Аршинов В.И., Чеклецов В.В. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее человека [Электронный ресурс] http://vphil.ru/index.php? option=com_content&task=view&id=717&Itemid=52, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. Рус. (Дата обращения: 11.02.2017).

2. Baeva L.V Anthropogenesis and Dynamics of Values under Conditions of Information Technology // International Journal of Technoethics. - 2012. -№ 3 (3) - S.33-50. (Scopus)

3. Баева Л.В. Виртуализация жизненного пространства человека и проблемы интернет-игровой зависимости (IGD) //Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2016. - № 1(11). - С. 7-19.

4. Baeva L.V. VIRTUAL COMMUNICATION: STRENGTHENING OF REAL RELATIONSHIPS OR SIMULATION? //International Journal of Technoethics. 2016. - Т. 7. №1. - С. 51-61. (Scopus)

5. Баева Л.В. Образ киберчеловека в современной науке и культуре //Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2015. - №1. - С. 56-69.

6. Баева Л.В. Феномены электронной культуры как гетеротопные пространства // Философия и культура. - 2015. № 1. - С. 1618-1625.

7. Вялова Е.Г. Идентичность молодежи в контексте современных философских исследований //Вестник Калмыцкого университета. - 2016. - №2 - С. 126-132.

8. Копылова С.В. Глобализация как социокультурный процесс //Вестник Калмыцкого университета. - 2016. - №2 - С. 143-148.

9. Отюцкий Г. П. Информационно-антропологическое измерение постиндустриального общества / СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2014. № 1 (63). -С. 64-81.

10. Храпов С. А. Социокультурная динамика общественного сознания постсоветской России: монография. - М.: Социально-политическая мысль, 2010. - 160 с.

11. Храпов С. А. Техногенные метаморфозы общественного сознания: содержательный уровень // Гуманитарные исследования. - 2011. № 4. - С. 52-59.

12. Храпов С.А. Техногенный человек: проблемы социокультурной онтологизации // Вопросы философии. - 2014. № 9. - С. 66-75.

13. Храпов С. А. Пределы технологизации человека: проблема искусственного интеллекта // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет». - 2012. - №2. - С. 195-200.

14. Храпов С.А. Проблемы когнитивной безопасности человека в условиях высокотехнологичного общества // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет». - 2012. - №3. - С. 184-190.

15. Храпов С. А., Кашкаров А. М. Культурное сознание в информационную эпоху// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015 -№11. -С. 196-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.