Научная статья на тему 'Человек в мире Hi-Tech: новая иллюзия господства'

Человек в мире Hi-Tech: новая иллюзия господства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1263
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАНОТЕХНОЛОГИИ / БИОТЕХНОЛОГИИ / МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ / ТЕХНИКА / ТЕХНОЛОГИИ / ЧЕЛОВЕК / HI-TECH / HI-HUME / HIGH TECHNOLOGY / INFORMATION TECHNOLOGY / NANOTECHNOLOGY / BIOTECHNOLOGY / MANIPULATION OF CONSCIOUSNESS / TECHNOLOGY / MAN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Жукова Елена Анатольевна

Статья посвящена анализу воздействий высоких технологий (Hi-Tech и Hi-Hume) на человека. Оборотной стороной расширения технологических возможностей современного общества выступает появление новой иллюзии господства человека над техникой, природой и обстоятельствами. Технологическим объектом становится не только тело человека, но и его сознание. Высокие технологии (информационные технологии, нанотехнологии и биотехнологии) демонстрируют хрупкость и незащищенность человека перед лицом им же порожденной мощи, что проблематизирует вопросы биоэтики и гуманитарной экспертизы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAN IN THE WORLD OF HIGH TECHNOLOGY: A NEW ILLUSION OF DOMINATION

THE MAN IN THE WORLD OF HIGH TECHNOLOGY: A NEW ILLUSION OF DOMINATION

Текст научной работы на тему «Человек в мире Hi-Tech: новая иллюзия господства»

УДК 13+316.334.5+ 502.22:001.8 © Е.А. Жукова

Е.А. Жукова

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ HI-TECH: НОВАЯ ИЛЛЮЗИЯ ГОСПОДСТВА

Статья посвящена анализу воздействий высоких технологий (Hi-Tech и Hi-Hume) на человека. Оборотной стороной расширения технологических возможностей современного общества выступает появление новой иллюзии господства человека над техникой, природой и обстоятельствами. Технологическим объектом становится не только тело человека, но и его сознание. Высокие технологии (информационные технологии, на-нотехнологии и биотехнологии) демонстрируют хрупкость и незащищенность человека перед лицом им же порожденной мощи, что проблематизирует вопросы биоэтики и гуманитарной экспертизы.

Ключевые слова: Высокие технологии, Hi-Tech, Hi-Hume, информационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, манипуляция сознанием, техника, технологии, человек.

Человек всегда мечтал покорить окружающий мир, победить болезни и смерть. Новые знания, в первую очередь научные, и новые технологии позволяют приблизить осуществление данных мечтаний. Многое из того, о чем раньше только мечталось, сегодня уже воспринимается не как мечта, а как вполне обычное техническое задание. Люди полетели в космос, покоряют глубины океана, научились лечить многие болезни, восстанавливают утраченные или дефектные от рождения органы... Но им этого мало, и люди пытаются занять место Творца, создавая не только новые технологии, но и новые материалы, и формы жизни. Новые в том смысле, что таких в природе не существует.

В то же время сегодня уже как банальное воспринимается утверждение К. Ясперса: «...техника стала ни от кого не зависимой, все за собой увлекающей силой. Человек подпал под ее власть, не заметив, что это произошло и как это произошло» [13, с. 187].

Так кто же кем или чем повелевает? Кто «раб», а кто «господин»? Я думаю, что ответы на эти вопросы не так просты и однозначны. Необходимость поиска ответов на эти вопросы обуславливает актуальность данной статьи.

После появления известного фильма «Матрица», вызвавшего широкий общественный резонанс, возник закономерный и вполне философский вопрос: «А не живем ли мы в Матрице?», некоей реальности, созданной машинами. В фильме представлена весьма нерадостная перспектива жизни людей в мире машин, в котором люди используются как источники питания, но при этом сознание людей пребывает в иллюзорном мире. Подобное будущее, хотя и выглядит сегодня фантастическим, но вполне вероятно. Однако я думаю, что в таком варианте развития взаимоотношений людей и машин все довольно банально. Стоит помочь человеку «проснуться» в реальном мире и мир иллюзий исчезает. Но если бы все было так просто.

Наше существование намного сложнее. Люди издревле создавали технику и технологии, чтобы облегчить себе жизнь, удовлетворять все новые и новые потребности. Начиная с Нового времени, складывались и постепенно стали преобладающими идеалы силы, могущества, власти, господства человека над объектами, обстоятельствами, социальной и природной средой. В какой-то момент человек возомнил себя господином природы. Считалось, что только временная ограниченность научных и технологических знаний не позволяет раскрыть все тайны природы и справиться с

большинством появляющихся проблем.

В итоге, все наше существование в этом мире уже опосредовано технологиями начиная с перинатального периода и заканчивая процедурой умирания. И люди как-то так незаметно оказались живущими в мире, в котором им уже многое диктуют машины. Конечно, это произошло не вдруг. Об этом написано достаточно много. Так, еще К. Маркс доказал, что в капиталистическом обществе человек становится одним из факторов производственного процесса, «винтиком» в человекомашин-ной системе. Человек включается в технологический процесс как объект с некоторыми функциями. Позже Э. Тоффлер показал, что индустриальные технологии, конвейер и поточное производство диктуют ритмы жизни не только производству, но и всему обществу, ведя к увеличению единообразия сфер общественной жизни, сходству в основных институтах.

К. Ясперс также установил, что «техника делает существование всех людей зависимым от функций сконструированного ею аппарата. И если аппарат перестает действовать, то комфортабельная жизнь мгновенно сменяется величайшими, ранее неведомыми бедствиями. Тогда человек оказывается брошенным на волю судьбы в значительно большей степени, чем прежний крестьянин в его близкой к природе жизни» [13, с. 187].

Но если сегодня уже не вызывает сомнений, что зависимость от техники и технологий возрастает, то что нового тут можно сказать? С моей точки зрения, новизна в том, что, с одной стороны, сегодня воздействия на человека идут по различным направлениям и синхронно [5, с. 333-344], а с другой - в том, что воздействия техники и технологий на человека ныне часто опосредованы, завуалированы, неочевидны. Причем идет целенаправленное воздействие как на телесность современного человека, так и на его сознание.

Эти изменения во взаимоотношениях человека и техники обусловлены появлением, так называемых, вы-сокихтехнологий. Я утверждаю, что оборотной стороной расширения технологических возможностей современного общества выступает появление новой иллюзии господства человека над техникой, природой и обстоятельствами. И если еще в прошлом веке, высказывание «человек - раб техники» являлось скорее метафорой, то сегодня это уже можно понимать буквально.

Данный вывод я основываю на результатах проведенных мною исследований динамики взаимодействий высокихтехнологий, науки и общества [4]. Исследования велись на основе разработанного И.В. Мелик-Гайказян информационно-синергетического подхода в рамках

постнеклассической методологии и предложенных моделей информационной динамики социокультурных систем [11].

Под высокой технологией я понимаю условное обозначение наукоемкой, многофункциональной, многоцелевой технологии, имеющей широкую сферу применения, способной вызвать цепную реакцию нововведений и оказывающей весьма значительное и очень быстрое воздействие на социокультурную сферу и человека [6]. Сегодня можно вести речь о формировании Hi-Tech как социокультурного феномена [5].

Благодаря применению концептуальных информационных моделей динамики Hi-Tech было установлено, что феномен Hi-Tech представляет собой новую степень взаимопроникновения фундаментального знания, требований производства и общества, а функции высоких технологий перестраивают формы культуры и формируют определенные модели поведения человека [5].

Вскрыто было и принципиальное отличие современных высоких технологий от других технологий, которое основывается на вызываемых ими эффектах самоорганизации социокультурных систем без возможности предсказания результатов этих эффектов в реальном времени [4; 6]. В то же время базовые технологии феномена Hi-Tech (информационные технологии, нано-технологии, биотехнологии) не просто обладают саморегуляцией, но по большей части включают в себя технологии, различные стадии создания которых состоят из самоорганизующихся технологий, поэтому и нельзя точно спрогнозировать, что станет их результатом.

Инновационная агрессивность Hi-Tech, в первую очередь, необходимость обеспечения стадии репликации (тиражирования образов) продуктов Hi-Tech [6], вызвала к жизни высокие социогуманитарные технологии (Hi-Hume), носящие манипулятивный характер и предназначенные для целенаправленного изменения сознания [3; 7].

К числу Hi-Hume я отношу ряд современных социальных и гуманитарных технологий, сопровождающих Hi-Tech-производство. Это маркетинговые технологии, технологии управления персоналом и технологии управления знаниями в сфере Hi-Tech.

Особо отмечу, что речь идет не об очеловечивании техники и технологий, а о технологиях манипуляции сознанием. Hi-Hume позволяют рассматривать человека как социотехническую систему, где сознание человека предстает как технологический объект, которым можно управлять, задавая определенную программу действий. Мощь Hi-Hume насколько велика, что они способны разрушать механизмы саморегуляции человека и социума

[3].

Анализ показал, что технологии Hi-Hume по сути представляют собой итог конвергенции социальных и информационных технологий и при этом Hi-Hume представляют собой синтез науки, искусства и технологий.

Принципиальным, на мой взгляд, является тот факт, что если Hi-Tech меняют существующую действительность, то Hi-Hume целенаправленно мифологизируют и искажают представления о ней, о Hi-Tech и, подчеркну, о технологиях, имитирующих Hi-Tech [7; 8], благодаря чему достигается значительный и достаточно быстрый социокультурный эффект от воздействий высоких технологий.

Сегодня благодаря Hi-Hume мы имеем дело чаще всего не с настоящим хайтеком, а с имитацией высоких

технологий. Многие Hi-Tech-компании решают проблему новинок, выпуская совершенно непохожие внешне, т.е. по дизайну и размеру, но имеющие идентичную техническую базу продукты. Возьмите новые модели персональных компьютеров или новые модели сотовых телефонов. По словам генерального директора компании «Сокол» Д. Тимакова, «сегодня новинки - в основном технические "мульки" и усовершенствование технических параметров» [10, с. 48]. Эти продукты имеют практически одинаковую себестоимость. Значительному повышению их рыночной стоимости они обязаны исключительно Hi-Hume.

Это стало возможно относительно легко осуществлять в связи с тем, что зависимость человека от современных технологий возрастает, само их использование все чаще становится чем-то вроде допинга, а понимание природы и смысла используемых технологических объектов со стороны потребителей неуклонного снижается. Катастрофически падает естественнонаучная и техническая грамотность населения [5; 8]. Весьма показательны опросы, проведенные в странах Европы фондом Progress Educational Trust (Лондон), которые показали, что, по крайней мере, треть населения считает, что в генетически модифицированных помидорах гены есть, а в обычных помидорах генов нет [1, с. 26].

Парадоксально, что функционирование наукоемких высоких технологий все чаще начинает восприниматься в массовом сознании как чудо [8]. Известно, что чем выше уровень наукоемкости технологии, тем труднее ее анализ и тем тяжелее его осуществить. Научное знание и мир современных технологий в виду своей сложности теряют свою наглядность и понятность. Я сама столкнулась с трудностями наглядного представления современных естественнонаучных концепций в процессе преподавания курса «Концепции современного естествознания», в частности, когда заходила речь общей теории относительности или квантово-полевых представлениях.

Сегодня дети смеются над Карлсоном, который никак не может понять, как тетеньку затолкали в телевизор. Но, по правде говоря, меня нисколько не удивит ситуация, когда лет так через 20 многие люди окажутся в положении «аборигенов», для которых «нажатие кнопки» означает ритуал «вызова духа этой большой (или не небольшой) машины».

Вообще-то для многих сегодня функционирование персонального компьютера - это тайна за семью печатями. И на самом деле - это не их вина. Анализ показал [4], что на современном этапе развития Hi-Tech ведущими критериями отбора технологий являются два: требования технологичности и комфортности потребления. Комфортность потребления-комплексная потребность, которая включает в себя не только удовольствие от потребления, но и сокращение сил и времени, связанных с обеспечением первичных потребностей (по А. Маслоу), а также желание индивидуализировать потребление и потребность в безопасности потребления. Другими словами, чем современнее и сложнее технология, тем меньше физических и умственных усилий она требует от пользователя. В этом проявляется амбивалентность хайтека, который от своих создателей требует высокой квалификации и компетентности, а от массового потребителя -только наличия функциональной грамотности. По сути, достаточно прочитать инструкцию и знать, где находиться кнопка «вкп» и «выкп». А для всего

остального существует служба сервиса...

Хочу также подчеркнуть, что ускорение процессов коммерциализации науки, создающей Hi-Tech, приводит к деформации научного этоса уже на этапе получения фундаментального знания и формированию поп-науки, становящейся одним из главных «поставщиков» околонаучных мифов и искаженных образов Hi-Tech [8]. Как ни странно именно наука сегодня поставляет множество мифов о хайтеке. Мифологизации Hi-Tech в значительной степени способствуют и Hi-Hume, проводя популяризацию высоких технологий на примитивном уровне. Вокруг know-how прорывных технологий культивируется ореол секретности и таинственности, что тоже содействует сакрализации современного научно-технического знания в массовом сознании. Поэтому образы высоких технологий, которые «живут» в общественном сознании и которые часто воспроизводит система образования, далеки от реальности. На практике Hi-Tech часто оцениваются скорее не на основании достоверного знания, а на основании эмоций, очень часто отрицательных (виртуальные, генетически модифицированные или клонированные монстры вольготно гуляют по страницам современных книг и экранам телевизоров).

Соглашусь с Б. Г Юдиным, что один из главных векторов, которыми можно охарактеризовать направленность развития науки и техники в последние десятилетия XX в. - это «неуклонное приближение к человеку, к его потребностям, устремлениям, чаяниям. ...наука и техника приближаются к нему не только извне, но и как бы изнутри (курсив мой. - Е.Ж.), в известном смысле делая и его своим произведением, проектируя не только для него, но и самого же его. В самом буквальном смысле это делается в некоторых современных генетических, эмбриологических и т.п. биомедицинских исследованиях, например, связанных с клонированием» [12]. Те же процессы наблюдаются в области информационных технологий. Благодаря широкому распространению персональных компьютеров и сотовой связи радикально изменился характер человеческого труда, стиль жизни человека и способы его взаимодействия с другими и с миром.

Сегодня благодаря развитию био- и нанотехнологий воплощаются в жизнь утопические идеи конструирования и реконструирования человека. Высказываются предположения, что нанотехнологии будут менять человеческое тело так, как потребуется. Например, В.М. Кишинец полагает, что использование наноробо-тов в медицинских целях, прогнозируемое уже через 10-15 лет, станет началом перехода человека из эволюционно-биологической формы хомо сапиенс в совершенно новое, технологически саморазвивающееся существо - нано сапиенс [9]. Н. Вита-Море (Vita-More) также полагает, что изменения затронут не только отдельные органы, но и все тело в целом. Оно станет менее уязвимым для различных болезней, прекратит стареть, будет легко модернизируемым. Тело человека будущего, которого она предлагает называть Primo Posthuman, будет проектироваться как машина и будет сохранять внешний вид человека только в эстетических целях или в целях познавательной ассоциации [14]. И хотя я не согласна с точкой зрения данных авторов, но считаю весьма важным само появление подобных работ, которые привлекают внимание научного сообщества и общественности к проблеме влияния нано- и биотехнологий на человека и его жизнь, в первую очередь

на биоэтические аспекты данной проблемы.

Hi-Tech поставили по новому проблему соотношения понятий «человек» и «машина», «человек» и «технология». Раньше между данными понятиями существовала непроходимая грань, которая задавалась в том числе принадлежностью человека к сфере естественного (природного), а машины и технологии - к сфере искусственного (культурного). Но появление био- и нанотехнологий, основанных на информационных технологиях, заставляет переосмыслить отношения между человеком и машиной. С появлением Hi-Tech начала размываться граница между человеком и машиной, между телом и технологией. Например, Ю. Такер подчеркивает, что биотехнология, в отличие от других областей биологии и медицины, опирается не на внешние технологии (протезирование, инструментальная диагностика, хирургия), а на идею о том, что собственные процессы тела могут быть перепрограммированы на достижение нужных результатов [1, с. 82]. Нанороботы, внедренные в организм человека, предположительно способны стать не только машинами, служащими для лечения заболеваний или продления жизни. Медицинские устройства со временем могут позволить относительно легко изменять структуру мозга или осуществлять стимуляцию определенных его отделов для получения эффектов, имитирующих любые формы психической активности. Другими словами, через целенаправленное воздействие посредством наноробота на определенные участки коры головного мозга, отвечающие за определенное поведение или эмоции, можно сделать из человека «нанотехнологиче-ского наркомана» или принуждать его к определенному поведению. В этом случае нанотехнологии могут быть использованы в Hi-Hume (в частности для ведения информационной разведки). Выпустив однажды джинна и «впустив» его в себя, человек сам может превратиться в ту лампу, в которой и живет джинн, исполняющий прихоти того, кто этой лампой владеет.

Проблема конструирования и модификации человека сегодня касается не только воздействий на телесность человека. И дело не только в том, что высокие технологии обостряют проблему идентичности человека, которая приобретает тотальный характер. «Перепрограммировано» может быть и сознание человека с помощью Hi-Hume. Условия жизни в быстроменяющемся мире приводят к онтологическому нигилизму. Место трансцендентных ценностей, придающих смысл индивидуальной жизни и культуре, стремятся занять Hi-Hume, в первую очередь маркетинговые технологии. Появляются утверждения, что в сознании людей брэнды занимают место религии. Например, к таким выводам пришли лидер рекламного мирового рынка компания Young & Rubicam и лондонская консалтинговая фирма Fitch. В качестве примеров верообразующих брэндов Young & Rubicam называет Calvin Klein, Gatorade, IKEA, Microsoft, MTV, Nike, Virgin, Sony Playstation и Yahoo [2].

При этом Hi-Hume - современные технологии манипуляции сознанием - стали настолько совершенны, что позволяют разрушить в человеке полученное от реального исторического опыта знание и заменить его искусственно сконструированным. Строится некий иллюзорный мир, который человек воспринимает как настоящий. Реальная жизнь начинает восприниматься как сон, достаточно неприятный, но сон. А те образы мира, которые навязываются человеку рекламой, пропагандой и СМИ, воспринимаются им как реальность.

Итак, Ясперс говорил, что человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке [13, с. 186]. Вызывает опасение то, что технологическим объектом становится не только тело человека, но и его сознание. И уже есть технологии, которые позволяют оказывать управляющие воздействия на эти объекты. Причем сложность заключается в том, что направления этих воздействий далеко не всегда очевидны и трудно вычленяемы. Особенно это проблематично выявить в случае с Hi-Hume [7].

Таким образом, с появлением высоких технологий в новых человеко-машинных системах человек начинает уже выступать не тем, кто управляет, и не просто одним из факторов во взаимодействии с машиной (как в индустриальном обществе), а тем, кем управляют.

В заключение отмечу, что словосочетание «вся жизнь - игра» сегодня стало не только расхожим штампом, но и адекватной дефиницией жизни. Правила этой игры все чаще задают производители Hi-Tech-a, использующие мощные и скрытые рычаги Hi-Hume.

Играть по чужим правилам либо не играть, или же задавать свои правила игры - выбор каждого человека. В конце концов, даже в фильме «Матрица» кто-то жалел о том, что «принял красную таблетку» и хотел вернуться в мир иллюзий. Высокие технологии, с одной стороны, позволяют управлять микро- и макрообъектами, подкрепляя веру человека в собственное могущество, в способности преобразовывать не только природу, но и самого себя. А с другой стороны, данные технологии эти же идеалы и разрушают, так как демонстрируют хрупкость и незащищенность человека перед лицом им же порожденной мощи.

Думаю, что в мире хайтека возрастает ответственность каждого человека перед самим собой. В то же время наличие множества неоднозначных социальных, культурных, антропологических и экологических эффектов (как прямых, так и побочных) от применения высоких технологий проблематизирует необходимость гуманитарной экспертизы не только Hi-Tech, но и Hi-Hume.

Библиографический список

1. Biomediale: Современное общество и геномная культура [Текст] / сост. и общ. ред. Д. Булатова. -Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004. - 500 с.

2. Промптова, О. Брэнды как религия нового времени [Электронный ресурс] / О. Промптова, Д. Вишня // Ведомости. - 2001. -02 марта. - URL: http://article.unipack.ru/eng/6240/, свободный.

3. Жукова, Е. Профессионализм в сфере Hi-Hume [Текст] / Е. Жукова // Высшее образование в России. -2007.-№ 8.-С. 117-120.

4. Жукова, Е.А. Hi-Tech: динамика взаимодействий науки, общества и технологий: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.08 [Текст] / Е.А. Жукова. Томск, 2007. - 39 с. - URL: http://ipr-tomsk.narod.ru/Avtoref_Zhukova.pdf, свободный.

5. Жукова, Е.А. Hi-Tech: феномен, функции, формы [Электронный ресурс] / Е.А. Жукова; под ред. И.В. Мелик-Гайказян. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2007. - 376 с. (Серия: Системы и модели: границы интерпретаций). - URL: http://ipr-tomsk.narod.ru/Zhukova_Hi-Tech.pdf, свободный.

6. Жукова, Е.А. Проблема классификации высоких технологий [Текст] / Е.А. Жукова // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2008. - Вып. 1(75). - С. 34-46.

7. Жукова, Е.А. Человек в плену Hi-Hume [Текст] / Е.А. Жукова // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2007. - Вып. 11 (74). - Серия: Гуманитарные науки (Философия). - С. 29-35.

8. Жукова, Е.А. Высокие технологии: между наукой и чудом [Текст] / Е.А. Жукова // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2012. - Вып. 5 (120). - С. 221-228.

9. Кишинец, В.M. Нано Сапиенс (Сокращенный электронный вариант книги «Nano Sapiens или Молчание небес») [Электронный ресурс]/В.М. Кишинец. - URL: http://samlib.rU/k/kishinec_w_m/nanosapiens.shtml, свободный.

10. Москаленко, Л. Пир без насыщения / Л. Москаленко // Эксперт. - 2007. - № 132. - С. 42-50.

11. Миф, мечта, реальность: постнекпассические измерения пространства культуры / И.В. Мелик-Гайказян, Г.И. Петрова и др.; под ред. И.В. Мелик-Гайказян. - М.: Научный мир, 2005. -265 с.

12. Юдин, Б. Этическое измерение современной науки [Электронный ресурс] / Б. Юдин // Отечественные записки. - 2002. - № 7(8). - URL: http://www.strana-oz.ru/2002/7/, свободный.

13. Ясперс, К. Истоки истории и ее цель [Электронный ресурс] / К. Ясперс. - М., 1978. - URL: http://padabum. com/d.php?id=46462, свободный.

14. Vita-More, N. The New [human] Genre Primo [first] Posthuman [Электронный ресурс] / N. Vita-More. - URL: http://www.natasha.cc/paper.htm, свободный.

THE MAN IN THE WORLD OF HIGH TECHNOLOGY: A NEW ILLUSION OF DOMINATION

Elena A. Zhukova,

professor, Tomsk State Pedagogical University

Abstract. This article analyzes the impact of high technology (Hi-Tech and Hi-Hume) on person. The flip side of the expansion of technological capabilities of modern society supports the emergence of a new illusion of man's domination over the technology, the nature and circumstances. Not only is the human body, but his mind is technological object. High technologies (information technology, nanotechnology and biotechnology) show the fragility and vulnerability of the person before them is generated power. It problematizes the issues of bioethics and human expertise.

Keywords: High technology, Hi-Tech, Hi-Hume, information technology, nanotechnology, biotechnology, manipulation of consciousness, technology, man

Сведения об авторе:

Жукова Елена Анатольевна - доктор философских наук, профессор кафедры философии и социальных наук Томского государственного педагогического университета (г. Томск, Российская Федерация), e-mail: km2_12@ rambler.ru.

Статья поступила в редакцию 05.11.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.