ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
К.К. Колин, д.т.н., проф., главный научный сотрудник Тел. (495) 306-42-31, E-mail: [email protected] Институт проблем информатики РАН
New conditions of existence of the person in an information society and the problems of education, of a science and cultures, connected with it are considered. It is shown that the role of the person essentially increases in an information society. It will have new opportunities for information communications, education and creativity. However in an information society of the person I expect also essentially new problems to which decision it is substantially yet ready.
1. Цель и основное содержание работы
В период с 30 сентября по 3 октября 2007 года в Москве состоялась весьма представительная Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-Leaming «ONLAIN EDUCA MOSCOW 2007». В рамках этой конференции работала секция «Образование в информационном обществе: человек, образовательная среда, информационные технологии». Руководство этой секцией осуществлял директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании академик РАО В.Г. Кинелёв. На заседании секции был заслушан ряд докладов, посвященных рассмотрению всех трех указанных выше аспектов данной проблемы. В данной работе рассматривается, главным образом, первый из этих аспектов, т.е. новые условия существования человека в информационном обществе, новые возможности, которые он будет в этом обществе иметь, а также те новые проблемы, которые его ожидают.
При дальнейшем изложении основное внимание будет сосредоточено на следующих трех основных вопросах. Первый из них касается возрастания роли человека в информационном обществе. Второй вопрос связан с неоднозначностью этой роли. Дело в том, что человек сегодня становится важнейшим ресурсом и движущим фактором развития общества. Вместе с тем он является основным фактором риска в этом обществе. Мало того, именно человек и явля-
ется сегодня главным источником угроз для дальнейшего развития цивилизации.
Третий вопрос будет связан с анализом характерных признаков той новой гуманитарной революции, которая уже происходит сегодня и которая, безусловно, будет оказывать определяющее воздействие и на человека, и на дальнейшее развитие всего общества.
2. Роль образования в развитии цивилизации
Прежде чем перейти к анализу содержанию указанных выше вопросов, необходимо сказать несколько слов о роли образования на современном этапе развития цивилизации. Указанная выше конференция прошла накануне знаменательного события - 4-го октября исполнилось 50 лет космической эры развития человечества. Люди моего поколения хорошо помнят тот день, 4 октября 1957 года, когда в Советском Союзе был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли. Это событие буквально потрясло весь мир. Оно во многом изменило сознание общества, заставило миллионы людей по-новому взглянуть и на нашу планету, и на самих себя, и на свою роль в развитии цивилизации.
Напомню, что Соединенные Штаты Америки осуществили запуск своего спутника полгода спустя, в апреле 1957 года. После этого по поручению Президента США была создана специальная комиссия, которая должна была дать ответ на вопрос: «Почему самая могущественная страна мира проиграла соревнование за первенство в освоении космического пространства?» Ответ оказался весьма неожиданным. Главной причиной было названо преимущество советской системы образования и, прежде всего, ее высшей школы. Этот вывод сделали
сами американцы, и они начали радикальную перестройку всей системы университетского образования, которой сегодня заслуженно гордятся.
Анализ показывает, что сегодня образование вновь становится главным приоритетом развития общества. Однако теперь уже не космическое пространство, а информационная сфера общества становится основной ареной конкурентной борьбы в мировом сообществе. Развитие новых информационных технологий и средств информатики, а также самой информатики, как фундаментальной науки, позволяющей получать новые знания, - вот те основные направления, которые, по имеющимся прогнозам, и будут приоритетными в области научно-технического прогресса на ближайшие десятилетия. Именно эти направления будут определять конкурентную способность той или иной страны в мировом сообществе, а также ее национальную безопасность. Это вывод содержится в Аналитическом докладе по проблемам развития информатики, который был представлен Президенту США в 2005 году Консультативным комитетом по информационным технологиям [1].
Мы согласны с таким прогнозом. Исследования, которые проводятся в Российской академии наук и, в частности, в Институте проблем информатики РАН, показывают, что в ближайшие годы информатика выйдет на качественно новый уровень своего развития и будет рассматриваться как самостоятельная отрасль науки, такая же, как физика, химия, биология и др. [2]. И это, конечно же, должно найти свое отражение и в системе образования.
3. Образ будущего и глобальные процессы современности
Для того чтобы можно было говорить о том, какой должна быть система образования в информационном обществе, нужно, прежде всего, представить себе, каким будет это общество. Иначе говоря, необходимо сформировать некоторый образ будущего, ту новую среду обитания человека, в которой ему предстоит жить и работать, по крайней мере, в ближайшие 10-15 лет. Мне представляется, что для этого нужно рассмотреть те глобальные процессы современности, которые действуют уже сегодня и которые в своей совокупности и будут определять условия жизни и деятельности человека в ближайшие десятилетия.
Представляется целесообразным выделить пять таких процессов. Прежде всего,
это процесс глобализации общества, который в последние годы особенно сильно проявляет себя в экономической, политической, информационной сферах общества, а также в сфере образования и культуры [3].
Следующим по значимости следует поставить процесс комплексной информатизации общества. Этот процесс сегодня уже охватывает практически все развитые и развивающиеся страны мира. По имеющимся прогнозам, уже в ближайшие 10-15 лет в передовых экономически развитых странах будет сформировано информационное общество. Это качественно новый этап развития цивилизации.
Еще один весьма важный глобальный процесс связан с изменением численности населения в отдельных странах и на планете в целом. Дело в том, что, несмотря на продолжающийся рост численности населения Земли, темпы этого роста начали устойчиво замедляться - впервые за всю историю человечества. Российский ученый С.П. Капица назвал это явление «демографическим переходом». По его прогнозам, общая численность населения Земли к середине XXI века должна стабилизироваться на уровне 12-14 млрд человек [4].
Еще один весьма важный глобальный процесс социального характера представляет собой новая технологическая революция, в которой приоритетными направлениями становятся нанотехнологии и биоинженерия. Эта революция дает надежду на решение многих глобальных проблем современности, однако она выдвигает и качественно новые требования к уровню образованности человека и развитию его интеллекта.
Пятый глобальный процесс представляет собой новая гуманитарная революция [5]. Ее содержание заслуживает специального рассмотрения и будет раскрыто позднее.
Общий вывод, который можно сделать из рассмотрения перечисленных выше глобальных процессов, состоит в том, что все они имеют гуманитарный характер. Именно поэтому роль человека в развитии общества быстро возрастает. И нет никакого сомнения в том, что в информационном обществе эта роль будет определяющей. Однако необходимо особо отметить, что эта роль является неоднозначной. В чем же заключается ее специфика? С одной стороны, человек становится основным ресурсом и движущим фактором развития общества. Появилось даже понятие человеческого капитала, который составляет большую часть националь-
ного богатства многих стран мира. По оценкам ООН, человеческий капитал составляет сегодня около двух третей мирового богатства.
В то же время анализ показывает, что именно человек представляет собой основной фактор риска в современном обществе. Именно он служит главным источником угроз для дальнейшего безопасного и устойчивого развития цивилизации. Ведь именно благодаря разрушительной активности человека сегодня уничтожаются не только запасы природных ресурсов, но и сама природа как естественная среда обитания человека и других живых существ.
4. Вызовы XXI века и глобальные проблемы человека и общества
Рассмотрим теперь те основные глобальные проблемы в развитии современного общества, которые в научной литературе часто называют вызовами XXI века. Все эти проблемы обусловлены гуманитарными факторами, а вызовы обращены как к обществу в целом, так и к каждому конкретному человеку.
Первая глобальная проблема имеет психологический характер и связана с ускорением темпов развития цивилизации. На нее еще в XX веке обратил внимание Э. Тоффлер, который дал ей название «Фу-туршок», т.е. шок перед будущим [6]. Конечно же, общество изменялось всегда, но никогда ранее эти изменения ни были столь стремительными, глобальными и радикальными. Поэтому психика многих людей просто не готова к адекватному восприятию тех перемен, которые происходят в современном мире. Будущее наступает слишком быстро. Оно не оставляет человеку времени для адаптации к новым условиям, и это вызывает стресс, растерянность, страх перед будущим.
Хотелось бы подчеркнуть, что данная проблема характерна не только для обывателя. Она распространяется также и на общественно-политических деятелей, и на государственных чиновников, часто принимающих ответственные решения без адекватной оценки их последствий для будущего.
Следующая глобальная проблема связана с истощением запасов природных ресурсов и нарастанием экологического кризиса. Она проявляется в ухудшении условий жизни человека и в обострении региональных конфликтов, в основе которых лежит борьба за доступ к природным ресурсам.
Исключительно важной и актуальной проблемой является в настоящее время глобализация общества и связанное с этим противостояние культур Востока и Запада. Политика неоглобализма, которая в последние годы агрессивно проводится США во всем мире, представляет собой серьезную угрозу не только для традиционных национальных культур, но и для национальной безопасности многих суверенных государств.
Нарастают в последние годы и демографические проблемы, одна из которых -это нерегулируемая миграция населения из восточных стран в страны Запада. Увеличивается также и социальное расслоение общества, которое все чаще становится причиной социальной напряженности и социальных конфликтов.
И, наконец, еще одну глобальную проблему современности представляет собой духовная деградация общества, которая в настоящее время наблюдается практически повсеместно, но особенно сильно проявляет себя в экономически развитых странах с либеральной рыночной экономикой. На известный вопрос Э. Фромма: «Иметь или быть?» [7] современное общество решительно отвечает: <Иметь!», и этот выбор очень многое определяет и в нашей современной жизни, и в нашем будущем. Ведь именно он и лежит в основе тех глобальных проблем, перед лицом которых оказался сегодня человек.
Какой же вывод следует из анализа рассмотренных выше проблем? К сожалению, он является весьма неутешительным. Мы видим, что развитие цивилизации не снимает эти проблемы, а, наоборот, резко их обостряет. В последние годы заметно обостряются проблемы безопасности жизнедеятельности человека, а глобальные противоречия в обществе продолжают нарастать.
Рассмотрим теперь основные виды этих противоречий. Их четыре:
• Противоречие человека с природой, которое порождает экологические проблемы;
• Противоречие с другими людьми. Оно порождает конфликты на социальной, этнической или же религиозной почве;
• Нарастают также и противоречия человека с новой, все более высокотехнологичной средой обитания. Эти противоречия обостряют социальное неравенство и повышают уровень социальной напряженности в обществе;
• Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и противоречия человека с самим собой, кото-
рые порождают психологические проблемы.
Теперь самое время поставить такие вопросы: «А как будут трансформироваться эти противоречия в информационном обществе? И что нового несет человеку это общество? Какие у него появятся новые возможности и новые проблемы?».
5. Новые возможности человека в информационном обществе
Если говорить о новых возможностях человека в информационном обществе, то они, безусловно, будут весьма значительными. В первую очередь, можно указать на шесть таких принципиально новых возможностей. Прежде всего, это колоссальная экономия социального времени, которая достигается за счет использования новых видов информационных коммуникаций. Приоритет здесь принадлежит мобильной телефонии и новым телекоммуникационным системам. Это революционные достижения научно-технического прогресса, от которых человечество уже никогда не откажется.
Следующая возможность - это переход к информационному образу жизни, связанному с повышением уровня потребления информационных услуг. Уже сегодня качество жизни многие люди оценивают по своей возможности использовать современные информационные ресурсы и услуги. Это также важное достижение развития цивилизации, которое следует квалифицировать как новое социальное благо.
Следующая принципиально новая возможность - это открытое образование. В информационном обществе человек сможет получать образование в течение всей своей жизни, независимо от места своего проживания и своей мобильности.
Еще одна возможность, которой никогда ранее не было, это так называемые сетевые сообщества. Сегодня такие сообщества активно формируются в науке, бизнесе, культуре и образовании. Это качественно новый социальный феномен информационного общества, который позволяет эффективно использовать территориально распределенный человеческий потенциал в самых различных сферах социальной активности человека.
В информационном обществе создаются также и принципиально новые возможности для решения проблем занятости населения. В том числе, для людей с ограниченной мобильностью. Сюда относятся инвалиды, пенсионеры, женщины, воспитывающие маленьких детей, и др. Таких людей в общест-
ве многие миллионы. Потенциал этих людей может и должен быть использован более эффективно, чем сегодня.
И, наконец, еще одна принципиально новая возможность создается для развития интеллекта человека и его творческих способностей. Это исключительно важный аспект развития цивилизации. Ведь в информационном обществе именно эти качества человека и будут наиболее ценными и наиболее востребованными.
6. Новые проблемы человека в информационном обществе
Исследования показывают, что информационное общество несет с собой не только новые возможности для человека, но и принципиально новые проблемы. Первой из них является проблема информационного неравенства людей в новой информационной среде обитания. Об этой проблеме начали говорить еще 10 лет тому назад, но сегодня уже совершенно ясно, что она обостряет социальное неравенство и поэтому становится одной из новых глобальных проблем современности [8]. Хотелось бы подчеркнуть, что гуманитарный аспект этой проблемы связан с уровнем развития информационной культуры личности, в том числе, с желанием и готовностью самого человека использовать новые возможности информационной среды обитания.
Принципиально новыми и еще очень мало изученными являются и такие проблемы, как информационная преступность и информационные болезни.
Можно ожидать, что в информационном обществе существенно более широкое распространение получат такие явления, как манипуляция сознанием, виртуализация общества, а также информационные войны. По оценкам специалистов, такие войны по уровню своей эффективности сопоставимы с применением оружия массового поражения.
7. Новая гуманитарная революция
Исследования показывают, что процесс становления глобального информационного общества оказывает сильное воздействие, как на каждого отдельного человека, так и на мировое сообщество в целом. Совокупность этих воздействий приводит к таким трансформациям, которые можно квалифицировать как новую гуманитарную революцию [5]. Рассмотрим некоторые основные признаки этой революции. В первую очередь, это повышение информационной связанности мирового сообщества в связи с
широким распространением новых средств связи и телекоммуникаций, включая радио и спутниковые системы телевидения. Это, безусловно, один из важнейших позитивных результатов новой информационной революции.
Сегодня у многих миллионов людей изменяются традиционные представления о пространстве и времени - этих двух важнейших категориях человеческого бытия. Происходит глобализация сознания, которая является необходимым условием для мобилизации совместных усилий мирового сообщества в области решения глобальных проблем.
Еще один важный признак гуманитарной революции состоит в том, что сегодня происходит бурное развитие внешней памяти человечества за счет все более широкого использования электронных носителей информации [9]. По своей значимости этот процесс можно сравнить, пожалуй, лишь с изобретением книгопечатания. Его можно также рассматривать и в качестве одного из первых этапов формирования коллективного интеллекта новой цивилизации. О необходимости формирования такого интеллекта в конце XX века писал в своих работах российский ученый академик Н.Н. Моисеев [10].
8. Стратегические задачи образования, науки и культуры на этапе становления информационного общества
Рассмотрим теперь стратегические задачи образования, науки и культуры, которые представляются наиболее актуальными на этапе становления информационного общества. Главной из них представляется задача формирования новой парадигмы развития цивилизации. В этой парадигме приоритетными должны быть духовные, а не материальные ценности. Это сегодня ключевая проблема, наиболее сложная и трудноразрешимая. Но у человечества просто нет другого выбора.
Вторая задача - это новая научная парадигма, в которой должна быть достигнута гармония материального и идеального. Почему это важно? Современная научная парадигма основана, главным образом, на результатах средневекового развития науки в Западной Европе. В ней до сих пор доминирует материалистический детерминизм Декарта и Ньютона, а также идеи Дарвина о борьбе за существования в живой природе.
Эта научная парадигма в значительной степени содействует материалистической
ориентации и общественного сознания. А поскольку авторитет науки в современном обществе достаточно высок, то до тех пор, пока эта парадигма не будет изменена, ни о какой новой парадигме развития цивилизации не может быть и речи.
Следующая стратегическая задача - это опережающее образование. Это такая концепция образования, которая обеспечивает своевременную подготовку человека к будущему. Данная концепция была предложена мировому научно-образовательному сообществу российскими учеными и обсуждалась на 2-м Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика», который состоялся в 1996 году в Москве. Я был участником этого Конгресса, руководил работой одной из его Секций, сделал доклад под названием «Информатика в системе опережающего образования». С тех пор прошло уже 11 лет, однако, мы видим, что в системе образования по-прежнему господствует концепция так называемого поддерживающего образования, которая практически не учитывает специфики новых условий существования человека в информационном обществе. И эту ситуацию нужно самым решительным образом изменить.
Четвертая задача - это формирование новой информационной культуры личности. Здесь имеется в виду не только компьютерная грамотность и информационная компетентность человека, но и его высокая филологическая культура, способность говорить, читать, мыслить и рассуждать на нескольких достаточно богатых современных языках [11,12].
И, наконец, последняя задача - это формирование информационной этики, которая является необходимым условием обеспечения информационной безопасности в информационном обществе.
Заключение
В заключение мне хотелось бы привести два тезиса из работы академика Н.Н. Моисеева, которая была опубликована в 1995 году под названием: <Информационное общество как этап новейшей истории» [10]. В этой работе он утверждал, что в процессе становления информационного общества необходимо будет решить две принципиально трудные проблемы. Одна из них состоит в том, чтобы овладеть информацией и знаниями, а другая - в том, чтобы обеспечить свободный доступ к информации.
При этом вторую проблему академик Моисеев считал гораздо более сложной, так
как для ее решения необходимо изменение ментальности человека, шкалы его духовных ценностей. В условиях современной цивилизации, которую Никита Николаевич охарактеризовал как «присваивающую», решение данной проблемы он считал практически невозможным.
Таким образом, в проблеме становления информационного общества центральное место занимают не инструментально-технологические, а гуманитарные аспекты и, прежде всего, духовные качества человека.
Если же поставить вопрос о необходимых приоритетах в развитии цивилизации в XXI веке, то эти приоритеты можно было бы выстроить в следующем порядке:
1. Человек, его духовные ценности и личные качества.
2. Справедливость, ответственность и патриотизм в обществе.
3. Культура и этика, сохранение национальных традиций.
4. Образование и воспитание, их ориентация на будущее.
5. Фундаментальная наука.
6. Высокие технологии и ресурсосбережение.
7. Инновационная экономика.
Конечно же, с такой расстановкой приоритетов можно поспорить, но именно такая последовательность приоритетов представляется автору данной работы наиболее целесообразной на современном этапе развития цивилизации.
Что же касается наивысшего приоритета духовных ценностей, то в качестве аргументов можно привести две цитаты из работ известных ученых с мировым именем. Одна из них принадлежит известному психологу С. Грофу и взята из его монографии «Революция сознания» [13], изданной в России в 2001 году. В этой монографии на конкретных примерах достаточно убедительно показано, что коренная причина современного глобального кризиса цивилизации заключается в материалистической ориентации общественного сознания, которая в последние годы стала доминирующей и вызывает все большую озабоченность глубоких мыслителей. Эта ситуация характеризуется в данной
монографии следующими словами: «Наша деловая этика, наша политика, даже наш индивидуальный образ жизни - все это лишь симптомы более глубокой проблемы. Вся наша цивилизация нежизнеспособна, и причина этого в нежизнеспособности нашей ценностной системы, самого нашего сознания, которое определяет наше отношение к миру».
С таким определением трудно не согласиться. Однако, что же необходимо сделать? Ответ на этот вопрос еще 30 лет назад дал известный исследователь глобальных проблем развития цивилизации А. Печчеи, основатель и первый президент Римского Клуба. В своей достаточно широко известной монографии «Человеческие качества» [14] он писал: «Человеку сейчас, по сути дела, не остается ничего другого, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития - той, где он, сочетая свое могущество с достойной мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие. Но произойти это может за счет невиданной еще цепи событий, которую я называю «человеческой революцией».
Эти слова, написанные еще 30 лет тому назад, остаются исключительно актуальными сегодня, когда мир вплотную приблизился к той роковой черте, за которой у человечества уже нет будущего. Настало время ответственного выбора, который человек должен сделать. Ведь его технологическое могущество уже сегодня достаточно велико, а в информационном обществе оно будет еще большим. Это трагедия властелина, нищего духом. И свидетелями, а в каком-то смысле и участниками, этой трагедии мы все сегодня являемся.
Заключительный тезис данной работы состоит в том, что именно человек должен стать именно главным императивом информационного общества. Из этого тезиса, который был сформулирован В.Г. Кинеле-вым в его выступлении на указанной выше конференции [15], и необходимо исходить при определении философии и стратегии дальнейшего развития системы образования в информационном обществе.
Литература
1. Колин К.К. Будущее информатики в 21 веке: российский ответ на американский вызов //Открытое образование. - 2006. - № 2 (55). - С. 73-77.
2. Колин К.К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы //Системы и средства информатики: Спец. вып. Научно-методологические проблемы информатики /Под ред. К.К.Колина. - М.: ИПИ РАН, 2006. - С. 7-58.
3. Колин К.К. Глобализация и культура //Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. - 2004. - № 1 . - С. 12-15.
4. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Наука, 1977. - 285 с.
5. Колин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция //Сб. н. тр. Глобализация: синергетический подход. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - С. 323-334.
6. Тоффлер Э. Шок будущего/Пер. с англ. - М.: ООО Изд-во АСТ, 2001. - 560 с.
7. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.
8. Колин К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2000. - № 6. - С. 27-30.
9. Гринченко С.Н. Системная память живого (как основа его метаэволюции и периодической структуры). - М.: ИПИРАН, Мир, 2004. - 512 с.
10. Моисеев Н. Н. Информационное общество как этап новейшей истории //Научно-техническая информация. - Сер. 1. - 1995. - № 12. - С. 1-4.
11. Колин К.К. Информационная культура в информационном обществе //Открытое образование. -2006. - № 6 (59) - С. 50-57.
12. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности: от теории - к модели информационного образования //Открытое образование. - 2007. - № 1 (60). - С. 4-10.
13. Гроф С. Революция сознания: Трансатлантический диалог/ С. Гроф, Э. Ласло, П.Рассел; Пер. с англ. - М: Изд. АСТ, 2004. - 248 с.
14. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985. - 312 с.
15. Кинелев В.Г. Образование для Информационного Общества. Доклад на Международной конференции ЮНЕСКО (Москва, октябрь 2007г.).
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
В.Г. Кинелёв, д. т. н., проф., акад. Российской академии образования, директор Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Development new is information-communication technologies erases geographical borders. There is an intensification of processes of globalization which covers all spheres of human activity. Creation of the universal educational environment can be considered as the strategic purpose for introduction of modern and future information technologies in all spheres of human activity and, first of all, in education.
Поэтому, прежде чем пытаться определить контуры образования в стремительно меняющемся мире, следует, на мой взгляд, попытаться заглянуть в будущее и увидеть хотя бы основные черты человеческой цивилизации в ближайшей и отдаленной перспективе.
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что одной из основных черт наших лет и еще в большей степени лет грядущих есть и будет все возрастающая изменчивость окружающего мира. Мир стремительно меняется. Более того, его нарастающая изменчивость превратилась в конститутивную черту исторического процесса. Теперь даже в масштабах обыденной человеческой жизни изменения начинают преобладать над преемственностью и постоянством. Поэтому не только с точки зрения календарного отсчета времени, но и в действительности мы вступили в переходный период, находимся на
Глобализация и основные тенденции развития общества
Вопросы о том, каким должно быть образование в Информационном обществе,
каким оно может быть в ближайшей и отдаленной перспективе, все с большей настойчивостью ставят-сякак в России, так и за рубежом, не только учеными, педагогами, но и общественными деятелями, представителями мира культуры и искусства, промышленниками, предпринимателями -всеми, кто думает и действует, стремясь подготовить людей к достойным ответам на вызовы наступившего XXI века.