СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ SOCIOLOGY AND SOCIAL TECHNOLOGIES
УДК 376.1
DOI: 10.18413/2075-4566-2018-43-2-221-225
ЧЕЛОВЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ПЕРЕДВИЖЕНИЯ: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА В КИНОПРОДУКТАХ
A MAN WITH DISABILITIES OF HEALTH AND MOVEMENT: REPRESENTATION OF IMAGE IN MOVIE
Д.В. Босов, Т.Н. Конева D.V. Bosov, T.N. Koneva
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod National Restarch University, 85 Pobeda St., Belgorod, 308015, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация
Целью статьи является представление результатов социологического анализа образа человека, который имеет ограничения возможностей здоровья и передвижения, в кинофильмах и сериалах. Исследование показало, что образ инвалида-колясочника в наибольшей степени представлен в кинопродуктах следующих жанров: военный кинофильм, драма, комедия, хоррор, фантастика, фэнтези, триллер. Субъект, способный передвигаться лишь при помощи инвалидного кресла, показан зрителям в следующих образах: герой, жертва обстоятельств, влиятельный богач, манипулятор, псевдоколясочник.
Abstract
The aim of the article is to present the results of an analysis of the image of a person who has limitations on health and movement opportunities in movies. The study showed that the image of the user of a wheelchair is most represented in the films of the following genres: war movie, drama, comedy, horror, fantasy, fantasy, thriller. The subject who can move only with the help of a wheelchair is shown to the audience in the following images: a hero, a victim of circumstances, an influential rich man, a manipulator, a pseudo-wheeler. The study revealed the prospects of considering films about wheelchair users through the prism of genres, countries, producers, ratings, number of Pro-views, budgets, return on investment.
Ключевые слова: человек с ограниченными возможностями здоровья, инвалид-колясочник, кинофильмы
Key words:disabled person, wheelchair user, movies
Введение
Последнее время научное сообщество пытается выработать термин, адекватный общепринятому прежде термину «инвалид-колясочник», пытаясь всячески избежать определения «инвалид», несущего, по утверждению ряда исследователей, социально-
негативную нагрузку, граничащую со стигматизацией. Впрочем, пока выработать его не удается, несмотря на, казалось бы, такие приемлемые гуманные формулировки, как «человек с ограниченными возможностями» и «человек с ограниченными возможностями здоровья», поскольку они неизменно расширяют поле охвата и определения, в котором единица исследования тонет и выступает лишь как одна из многих. Ограниченные возможности здоровья присутствуют и у других категорий граждан, страдающих от проблем медицинского и иного характера. Данную задачу не решает даже предлагаемый и используемый нами термин «человек с ограниченными возможностями здоровья и передвижения» (ЧОВЗП), хотя они наиболее близки к отражению сути прежнего термина.
Вместе с тем данные дискуссии ставят в тупик социального исследователя, поскольку в российском государстве функционируют Федеральные законы, которые безапелляционно лигитимизируют термин «инвалид»: «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [6]; «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [5]; «О ветеранах» [3], «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» [4] и др.
Поэтому мы не станем вдаваться в дискуссии по поводу использованной терминологии в научных кругах и будем равноправно применять и легитимизированный российским законодательством термин «инвалид-колясочник», и предложенное нами понятие «человек с ограниченными возможностями здоровья и передвижения», а также сконструированную нами аббревиатуру (ЧОВЗП), которые в данной работе воспринимаются со знаком тождества.
Ученые крайне редко обращаются к анализу образа инвалида-колясочника в кинофильмах. Такой работой является монография П. Вольфсона, в которой описан исторический и дизайнерский аспекты представленности данного образа в кинофильмах разных лет [7]. Д.В. Босов и Т.В. Петрунова изучали предпочтения студенческой молодежи в области западного мейнстрим-кинематографа, на основе чего сделали вывод о наличии в кинофильмах и сериалах нетипичных персонажей, в том числе, с инвалидностью [1, с. 34-36]. Если брать во внимание учет специфики нормативно-правового и социокультурного пространств современных государств [2, с. 27-35], то можно говорить о зависимости кинообразов от социально-политических векторов в отношении к людям с инвалидностью.
Методы исследования
Исследование проводилось в январе-марте 2018 г. В работе использовался качественно-количественный контент-анализ зарубежных и отечественных кинофильмов и сериалов (XX-XXI вв.), размещенных на нескольких сайтах: КиноПоиск, KinoExpert, ГМОЬ, Film.ru и RottenTomatoes. Для анализа видеопродуктов использовалась целевая выборка. Критерием выбора явилось наличие в кинокартинах инвалида-колясочника в качестве героя. Обработка и анализ полученных первичных данных производились при помощи составления сравнительных таблиц.
Результаты социологического анализа
Общим в репрезентации образа человека с ограниченными возможностями здоровья и передвижения в отечественных и западных кинофильмах и сериалах является основное акцентирование на героях, для которых по ряду причин данное состояние является статусом достигаемым, а не аскриптивным (т. е. предписанным, который определяется обществом независимо от каких-либо усилий или заслуг человека). Киноработ, отражающих образ инвалида-колясочника, родившегося с совокупностью данных проблем (врожденных патологий), значительно меньше, чем кинофильмов, в которых представлена история (предыстория) получения инвалидности и возникновения необходимости в инва-
лидном кресле. Причины приобретения статуса инвалида-колясочника порой определяются замыслами режиссеров и сценаристов и их изначальным намерением продемонстрировать вначале отрицательную, а позже - положительную динамику в развитии сюжета в интересах фокусирования внимания зрительской аудитории. Фильмы и сериалы, в которых есть герой с предписанным статусом инвалида-колясочника, начинают появляться в большей мере в 2000-е годы и, по-видимому, в результате переосмысления общественностью, представителями органов власти и научным сообществом насущных проблем людей, способных передвигаться лишь при помощи специальных технических устройств.
Следует отметить, что в кино, кроме героя со статусом инвалида, который на протяжении всей последующей жизни останется прикованным к коляске, имеет место герой со статусом, согласно которому такое состояние является временным. Это следующие кинофильмы: «Окно во двор» (США, 1954, триллер, режиссер Альфред Хичкок, в главной роли Джеймс Стюарт); «Приключения итальянцев в России», СССР,1973, комедия, режиссер Э. Рязанов, в роли итальянца со сломанной ногой Евгений Евстигнеев). Иногда образ инвалида-колясочника даже служит инструментом для манипуляций другими людьми: «Отпетые мошенники» (США, 1988, комедия, режиссер Фрэнк Оз, в роли псевдоколясочника-мошенника Стив Мартин); «Тупой и еще тупее-2» (США, 2014, комедия, драма, режиссер Бобби Фаррел-ли и Питер Фаррелли, в главной роли псевдоколясочника Джим Кэрри).
В западном кино, как, впрочем, и в российских кинолентах, с образом инвалида-колясочника напрямую связан военный жанр в тесном переплетении с драмой («Рожденный четвертого июля», США, 1989, военный жанр, драма, режиссер Оливер Стоун, в главной роли колясочника-ветерана вьетнамской войны Том Круз; «Форест Гамп», США, 1994, военный жанр, драма, комедия, режиссер Роберт Земекис, в роли колясочника-ветерана вьетнамской войны лейтенанта Тэйлора Гэри Синиз).
Но в отличие от отечественного мейнстрим-кинематографа, особенно от кинолент советского периода, западные киностудии создают видеопродукты, активно представляя образ инвалида-колясочника не только в условно традиционных для таких героев киножанрах (драмы, военного жанра и мелодрамы), но и в нетипичных. Это, например, комедия «Очень страшное кино - 2», США, 2001, режиссер К.А. Уайанс, в роли «колясочника» Дуэйта - Дэвид Кросс; «Супергеройское кино», США, 2008, режиссер Крейг Мазин, в роли Стивена Хокинга - Роберт Джой, комедия, фантастика; «Лузеры», США, 2009, комедия, мюзикл, режиссер Брэд Фалчук и др., в роли колясочника, бывшего джазового гитариста Арти Абрамса - Кевин Макхейл.
Кроме вышеупомянутых жанров, образ инвалида-колясочника стал встречаться в жанре хоррор («Обезьяна-убийца», США, 1988, режиссер Джордж А. Ромеро, в главной роли - Джейсон Бех). Причем, некоторые приведенные выше комедийные киноленты можно легко отнести к поджанру «черной комедии».
Помимо этого, образ человека с ограниченными возможностями здоровья и передвижения в голливудском кино получил отображение и в фантастике («Гаттака», США, 1997, режиссер Эндрю Никкол, в роли бывшего спортсмена Морроу, представленного в обществе торжествующей евгеники - Джуд Лоу; «Чужой - 4: Воскрешение», США, 1997, режиссер Жан-Пьер Жене, в роли наемника и космического пирата-колясочника Врисса - Доминин Пинон; «Люди Х», США, 2000, режиссер Брайан Сингер, в роли телепата-колясочника Чарльза Ксавьера или Профессора Х - Джеймс Макэвой; «Аватар», США, 2009, режиссер Джеймс Кэмерон, в роли бывшего морпеха-колясочника Джейка Салли - Сэм Уорингтон).
Кроме упомянутых выше киножанров, образ инвалида-колясочника появляется даже в фэнтези («Игра престолов», США, 2011, 8 сезонов, режиссеры Дэвид Наттер, Алан Тейлор, Алекс Грейвз и др., роль инвалида-колясочника - мага Брандона Старка играет Айзек Хэмпстед-Райт). Киножанры фантастики и фэнтези нередко предоставляют человеку с ограниченными возможностями здоровья и передвижения альтернативные варианты
решения проблем инвалидности, предлагая либо преодоление за счет научного прогресса и его достижений, включая торжество и мощь инопланетной науки («Чужой», «Люди Х»), либо с помощью средств магии и сверхестественного вмешательства («Игра престолов»).
Триллер также востребовал образ инвалида-колясочника, превращая такового либо в жертву обстоятельств, либо в преследователя и источник зла и проблем («Ганнибал», США, 2001, триллер, драма, режиссер Ридли Скотт, в роли колясочника - серийного убийцы и садиста-миллионера Мейсона Верджера - Гэри Олдманн; «Во все тяжкие», США, 2008-2013, триллер, драма, режиссер Винс Гиллиган, Адамс Бернстайн и др., в роли колясочника Уолтера Уайтта-младшего - Ар Джей Митт).
В советском кино образ человека с ограниченными возможностями здоровья и передвижения зачастую был связан с актами героизма на войне («Повесть о настоящем человеке», СССР, 1948, режиссер Александр Столпер, в главной роли Павел Кадочников; «Баллада о солдате», СССР, 1959, режиссер Григорий Чухрай, в роли Василия (ЧОВЗП) -Евгений Урбанский; «Вечный зов», СССР, 1973-1983, сериал, режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков, в роли инвалида-колясочника Кирьяна Инютина - Андрей Мартынов). Кроме получения инвалидности на фронте, имеют место случаи ее приобретения на ниве труда («Не могу сказать прощай», 1982, СССР, драма, мелодрама, режиссер Борис Дуров, в главной роли Сергей Вакарчук). Несмотря на нечастое появление инвалидной коляски в таком кино или ее фактическое отсутствие, данные кинокартины без сомнения касаются образа инвалида-колясочника.
Такие образы, характерные для жанров драмы и мелодрамы в советском кино, сегодня все более востребованы и в западном кино («1+1», Франция, 2011, комедия, драма, биографический жанр, режиссеры Оливер Накош и Эрик Толедано, в главной роли богатого аристократа-колясочника Филиппа - Франсуа Клюзе; «До встречи с тобой», США, 2016, мелодрама, драма, режиссер Теа Шэррок, в главной роли инвалида-колясочника, богатого молодого банкира, Уилла Трейнора - Сэм Клафлин). Большинство жизнеутверждающих фильмов западного мейнстрим-кинематографа репрезентует образ инвалида-колясочника. И нельзя не отметить тот факт, что многие герои данной категории являются обеспеченными людьми, в то время как проблема касается и представителей иных, менее привилегированных статусов.
В постсоветском российском кино образ инвалида-колясочника представлен больше эпизодически («Все будет хорошо», 1995, Россия, мелодрама, комедия, режиссер Дмитрий Астрахан, в роли деда-инвалида, потерявшего жену двадцать лет назад, Михаил Ульянов) и необязательно в положительном ключе («Ка-ка-ду», 1992, Россия, драма, криминал, режиссер Сергей Гурзо младший, в главной роли ветерана афганской войны-колясочника Александра - Денис Кмит). Но в последнее время изучаемый образ становится также востребован в отечественном мейнстрим-кинематографе, особенно в жанре драмы («Класс коррекции», Россия, 2014, режиссер Иван Твардовский, в роли колясочни-цы-школьницы Лены - Мария Поезжаева).
Выводы
Результаты анализа образа человека, имеющего ограничения возможностей здоровья и передвижения, в кинофильмах и сериалах показали следующее. Образ инвалида-колясочника в наибольшей степени представлен в кинопродуктах таких жанров, как военный кинофильм, драма, комедия, хоррор, фантастика, фэнтези, триллер (жанры упомянуты по мере убывания представленности изучаемого образа в них).
Субъект, способный передвигаться лишь при помощи инвалидного кресла, показан зрителям в следующих образах: герой, жертва обстоятельств, влиятельный богач, манипулятор, псевдоколясочник.
Исследование выявило перспективность рассмотрения кинолент об инвалидах-колясочниках через призму жанров, стран, производителей, рейтингов, количества просмотров, бюджетов, окупаемости вложений.
Список литературы References
1. Босов, Д.В. Предпочтения студенческой молодежи в области западного мейнстрим-кинематографа / Д.В Босов, Т.В. Петрунова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия Социология Право. - 2017. - N° 39. - Вып 3 - С. 34-36.
Bosov, D.V. Preferences of students in the field of Western mainstream cinema / D.V. Bosov, Т.В. Petrunova // Scientific bulletins of the Belgorod State University. Philosophy Sociology Law. -2017. - No. 39. - Issue 3 - Pp: 34-36.
2. Жаркынбаева, Р.С. Русский язык в нормативно-правовом и социокультурном пространстве современных государств Центральной Азии / Р.С. Жаркынбаева, О.А. Волкова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия Социология Право. - 2017. - No. 24 (273). - Issue 42 - С. 27-35.
Zharkynbayeva, R.S. Russian language in the normative-legal and sociocultural space of the modern states of Central Asia / RS. Zharkynbayeva, OA Volkova // Scientific bulletins of the Belgorod State University. Philosophy Sociology Law. - 2017. - No 24 (273). - Pp: 27-35.
3. О ветеранах: Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
On veterans: Federal Law of January 12, 1995 N 5-FZ (edited on March 07, 2018) // Consultant-Plus.- URL: http://www.consultant.ru.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по в опросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов: Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
On the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Social Protection of Persons with Disabilities in Connection with the Ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities: Federal Law No. 419-FZ of December 01, 2014 (edited on December 29, 2015) // ConsultantPlus.- URL: http://www.consultant.ru.
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // КонсультантПлюс. Режим доступа: http: //www .consultant.ru.
On the social protection of persons with disabilities in the Russian Federation: Federal Law No. 181 -FZ of November 24, 1995 (edited on March 07, 2018) // ConsultantPlus. - URL: http: //www .consultant.ru.
6. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // КонсультантПлюс. Режим доступа: http: //www .consultant.ru.
On the social service of elderly people and people with disabilities: Federal Law of August 02, 1995 N 122-FZ (edited on November 25, 2013) // ConsultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru.
7. Wolfson, P.L. Enwheeled: Two Centuries of Wheelchair Design, from Furniture to Film. -NY: The New School for Design, 2014. - 188 р.