разделить с ним лицезрение «Мира горнего», преобразующего «Мир дольний».
1 Никольский A.A. Русский Ориген XIX века Вл.С.Соловьев. СПб., 2000. С.332.
2 Зёрнов Н. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М.,1995. С. 133.
3 Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Влади-
мира Соловьева? //Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 390.
4 Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. М., 2000. С.161-163.
5 Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соч. В 2 т. Т.2. М., 1989. С.113.
6 Там же. С.155.
7 Там же. С.118.
8 Там же. С.118-119.
9 Трубецкой E.H. Миросозерцание Вл.С. Соловьева. В 2 т. М., 1994. Т.1. С.316.
10 Соловьев B.C. Оправдание добра //Соч. М., 1988. Т. 1. С. 282.
11 Там же. С. 65.
12 Там же. С.67-68.
13 Там же. С.295.
14 Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал //Полн.собр.соч. В 15 т. М.,2001. T.3. С.125-126.
15 Там же. С.171-172.
16 Соловьев B.C. Идея человечества у Августа Конта // Соч. М., 1988. Т. 2. С. 577.
17 Соловьев B.C. Смысл любви // Соч. М., 1988. Т. 2. С. 545.
А.В.ПАВЛЕНКО
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
ЧЕЛОВЕК НА СТЫКЕ ИДЕАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО В МЕТАФИЗИКЕ ВСЕЕДИНСТВА
B.C. СОЛОВЬЕВА
Непреходящее значение философской системы B.C. Соловьева, бесспорно, заключается в постановке глобальных фи-
лософских проблем, актуальность которых значительна и для современных исследований. Соловьев ориентирует отечественную мысль конца Х1Х - начала XX в. на выявление всеобъемлющих закономерностей бытия и особенностей их осознания. Вопрос определения бытия в единстве материального и духовного аспектов видится кардинальным в теоретическом обосновании идеи всеединения.
Доктрина философии Соловьева изначально различает «телесное» и «идеальное», предполагая их синтез в будущем, доказывает, что процесс единения в конце концов, должен прийти к слиянию физических и Богочеловеческих (может быть прочитано как «духовных») законов. Соловьев теоретически обосновывает доминанту рациональности в исполнении этого процесса: «безусловное единство есть все во всех и само человечество, долженствовавшее стать объединяющим разумом вещественной вселенной»; «Истина есть безусловное бытие в единстве»1.
Значительное место в теории всеединения отводится роли человека, поскольку тот в силу своей природы уже объединяет в себе бытие телесное и духовное. Понятие жизни здесь призвано обеспечить объединение философии природы, философии человека и общества2. Бытие человека есть необходимый естественный материально обусловленный процесс, подлежащий законам физической необходимости3. Однако в то же время признается, что человеческая природа значительно сложнее обычных органических образований и в этот процесс необходимо включаются три составных элемента: божественный, материальный и связующий оба собственно человеческий; совместимость этих трех элементов и составляет действительного человека, причем собственно человеческое начало есть разум, т. е. отношение двух других4. Соловьев замечает, что разум может существовать на уровне не только каждого индивида, но и совокупности людей, признавая, таким образом, феномен общественного сознания, который он относит отчасти к явлениям мира идеального5.
В чем же тогда, по Соловьеву, заключается различие материального и идеального? Важной причиной субстанционального разделения Соловьев полагает иной порядок матери-
альных предметов. Он пишет: «тот мир..., который во зле лежит, не есть какой-нибудь новый, безусловно отдельный от мира божественного, состоящий из своих особых существенных элементов, а это есть только другое, недолжное взаимоотношение тех же самых элементов, которые образуют и бытие мира божественного»6.
Определенный вид соединения элементов мира есть основная причина разделения мира божественного и реального. Философ прямо указывает на необходимость иного порядка настоящего мира и строит на этом всю систему обоснования всеединения как принципа. Идеальный космос, порядок, составляет основное содержание и основную истину в системе платонизма и видится Соловьеву как рационально осмысленное и трансцендентно познанное всеединое идеальное, или Абсолютное. Этот постулат метафизики всеединства приходит в закономерное противоречие с позицией ортодоксального пра-вославия7. Соловьев здесь, очевидно, придерживается теоретической позиции, идущей от главы неоплатоновской школы Прокла, - полагать идеальность в буквальном смысле как реальность «иного порядка».
Проблема порядка и закона во Вселенной занимает не только Соловьева, но и значительную плеяду исследователей, от античности до наших дней. Так, например, осмысленная в духе всеединства известная периодическая система Д.И. Менделеева может быть представлена как выявление определенной закономерности в усложнении вещественного бытия, где каждый элемент представляет иной порядок атомарной организации и иной уровень химических связей. А. Бергсон, обосновывая эту проблему, заключит: «реальность упорядочена именно в той мере, в какой она соответствует нашему мышлению» . У Соловьева она рассматривается через категории «Логос» и «София». Понятие Логоса, очевидно, взятое из греческой философии, применено в метафизике всеединства практически без изменения изначального смысла. «Софии» приписывается многоуровневая функциональность. Помимо женственности в сущности предельного бытия, она олицетворяет еще и базисные принципы развития бытия материального9.
Отчасти понимание порядка у Соловьева перекликается со смыслом, который вкладывал Аристотель в дефиницию формы10. Однако и в том и в другом случае суть его может вос-приняться человеком посредством рационального постижения принципов реальности. В трактовке философа идеальное может быть воспринято только в результате всестороннего цельного восприятия и мышления.
Соловьев нарекает ум началом формы, порядка и закона отношений, но отношений преимущественно внешних. Роль внутренней закономерности у Соловьева играет всеобщий закон становления Бытия. Роль разума состоит только в адекватном отражении, рефлексии данных закономерностей. Это заставляет его относить результаты общественного познания к некоторым формам мысли, понятиям, вбирающим выявленный или выявляемый порядок построения мира, в том числе и мира социального.
Для Соловьева понятие («имя») равносильно выделению во множественном единичного. Так теоретически осуществляется необходимое приближение к сфере идеального11. Мышление органически рассматривает предмет в его всесторонней целости, т.е. в его внутренней связи со всеми другими. Это позволяет изнутри каждого понятия выводить все другие или развивать одно понятие в полноту всецелой истины12. Философ убежден, что при помощи разума человек способен выйти к сущности мира, к законам мироздания, непосредственно относящимся к сфере идеального.
Таким образом, отечественным мыслителем предвосхищается процесс, развернувшийся в философии XX века, стремящийся к определению общих законов развития физической и духовной сторон реальности. В частности, А. Бергсон говорит о сверхсознании, которое связано с сознанием и мозгом, но не замыкается ни на том, ни на другом13. М. Шелер полагает, что в данном механизме участвует определенный процесс «идеа-ции». Он, по Шелеру, базируется на феномене повторения, как особой сущности бытия. Осознание этого феномена Шелер относит к специфической функции сознания человека14. Идеация отвечает за постижение сущностных форм построения мира на одном примере соответствующей сущностной сферы, незави-
симо от числа совершаемых нами наблюдений и от индуктивных заключений15. Все это говорит о значительной соотнесен -ности изысканий В. С. Соловьева с направлением исследования некоторых представителей западной философии.
Итак, резюмируем изложенное.
Философия всеединства, различая материальное и идеальное, предполагает с течением времени процесс их единения. Для «идеализации» материи необходим иной порядок вещественного бытия. Его изменение является первостепенной задачей теории всеединства. Человек потенциально имеет возможность сыграть здесь ведущую роль, так как его природе присуще взаимообусловленное существование материального и идеального (тело и сознание). Сознание как неотъемлемая функция человека может стать в этом процессе инструментом для изменения действительности. Все это дает возможность говорить о некоей системе понятий, присущих процессуально-сти всеединения: материя — человек — сознание — идеальность, или в упрощенной виде: материя - человек - Абсолют. Иными словами, человек в философии всеединства выступает как промежуточное звено и метод единения, а также необходимая движущая сила этого глобального процесса. Именно поэтому полагаем справедливым понимание философии всеединства как «постклассической трансцендентной антропологии»16.
1 Соловьев В. С. Россия и Вселенская Церковь. Минск: Харвест, 1999.
С.238, 239.
2 См.: Мотрошилова Н. В. Специфика и актуальность философии жизни В.С.Соловьева // Соловьевские исследования. 2002. Вып. 5. С. 6-17.
3 Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. Духовные основы жиз-ни. Оправдание добра. Минск: Харвест, 1999. С. 30-31.
4 Указ. соч. С.190.
5 «Между относительным умом отдельных человеческих лиц и абсолютным данным божественного откровения стоит не выдуманный признак всеобщего единомыслия, а реальные и живые органы единства в реальном и живом существе церкви...» Соловьев B.C. Догматическое учение церкви // Россия и Вселенская Церковь. Минск, 1999. С. 117.
6 «...природа в своем противопоставлении с божеством может быть только другим положением, или перестановкой, известных существенных элементов, пребывающих субстанционально в мире божественном» Соловьев В. С. История и будущность теократии. С. 151.
7 Соловьев В. С. Россия и Вселенская Церковь. Минск: Харвест, 1999.
С.151.
8 «...природа в своем противопоставлении с божеством может быть только другим положением, или перестановкой, известных существенных элементов, пребывающих субстанционально в мире божественном.» Соловьев В. С.// История и будущность теократии., С. 151.
«Мир физический так же имеет свою истинную первооснову в абсолютном благе, как и мир идеальный». Соловьев B.C. //Философский словарь Владимира Соловьева. Сост. Г.В.Беляев Ростов н/Д., 1997. С. 282.
«Ибо изменениям человеческой приемлемости неизбежно соответствуют относительные изменения и в действенности божественных сил, именно настолько эта действенность обусловлена человеческой приемлемостью.» Соловьев B.C. Догматическое учение церкви// Россия и Вселенская церковь, С. 61.
9 Бергсон А. Творческая эволюция. М.: КАНОН-Пресс, 1998. С.224.
10 Соловьевский сборник /Ред. И. В. Борисова, А. П. Козырев. М.: Феноменология-Герменевтика. ИФРАН, 2001. С.187-195; 21;112-117.
11 В физическом космосе такое равновесие сохраняется непрестанным устроением одних форм другими: те из них, которые не удовлетворяют (?) вселенской законности, заменяются иными, превращаются в новые. Смерть в космическом смысле не есть уничтожение, а только перемена формы бытия.», «... Формы бытия меняются, но целое сохраняется во всей своей гармонии». Соловьев В. С. Россия и Вселенская Церковь. С.1011, 1012.
12 «Имя есть то, что отличает одного человека от всех других, подобных ему, что выражает его особое единичное значение.», «Имя Бо-жие есть истина; и царство Его - правда...» Соловьев В. С Россия и Вселенская Церковь. С. 151-152.
13 Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Минск: Харвест, 1999. С. 111.
14 Бергсон А. Творческая эволюция. М.: КАНОН-Пресс, 1998. С. 345347.
15 Проблема человека в западной философии / Сост. П. С Гуревич. М.: Прогресс, 1988. С.45.
16 Указ. соч. С. 62.
17 Булычев И.И. Вл. Соловьев как представитель постклассической трансцендентной антропологии // Соловьевские исследования / Иван. гос. энерг. ун-т. Иваново, 2002. Вып. 4. С.108-123.
М.О. ОРЛОВ
Саратовский государственный университет
ДИНАМИЗМ В УЧЕНИИ В.С.СОЛОВЬЕВА О БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ
Главным персонажем и смыслом Нового Завета и всего христианского учения является Иисус Христос—Богочеловек, единосущный сын Божий, воплотившийся в мире творения, показавший динамику человека, несущего грех в своем существе к человеку, искупившему всех людей от болезни, смерти, страдания и власти дьявола, открывшего перспективу совершенного богообщения. Однако ни в Библии, ни в других религиозных и богословских источниках не употребляется термин «Богочеловечество». Это действительно так, ибо понятие Бого-человечества родилось в лоне русской религиозной философии, аккумулировав в себе комплекс антропологических, этических, историософских и социальных проблем. Родоначальником учения о Богочеловечестве стал Вл. Соловьев, впервые обнародовавший его в своих «Чтениях о Богочеловечестве».
Это учение придает идее соборности социальный динамизм, модернизирует христианское, православное учение, устраняя, в частности, свойственный Хомякову религиозный консерватизм. «Хомяков отрицал догматическое развитие Церкви, не видел в Церкви богочеловеческого процесса. Православие для него закончено, «совершение прияло», откровение Божие достигло полноты. Нового откровения в христианстве Хомяков не ждал и не допускал такой возможности. Православная Церковь была для него прежде всего охранением святыни»1,— писал H.A. Бердяев.
Учение о Богочеловечестве фактически утверждается на отрицании идеологии гуманизма, рожденной Ренессансом, что связано с амбивалентностью этой идеологии. В гуманизме, как