АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
К 50-летию первого полета человека в Космос
удк 1 (091) Касаткина Светлана Николаевна
доктор педагогических наук, профессор Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского
psy@kspu. kaluga.ru
ЧЕЛОВЕК И КОСМОС В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
В статье раскрываются взгляды философа-космиста и педагога К. Э. Циолковского на проблемы взаимосвязи человека и космоса, воспитание и образование «человека космического», нашедшие отражение в созданной учёным антропокосмической концепции.
Ключевые слова: космизм, космическая философия, научная этика, «гражданин Вселенной», образование, воспитание и школа.
В последние десятилетия совершается все более смелый и последовательный прорыв в космос, начало которому было положено 50 лет назад полётом Юрия Алексеевича Гагарина.
Продолжая развивать Земную цивилизацию, человек приходит к планомерному освоению Космоса, внедряется во Вселенную. Создаются проекты долговременного пребывания людей в космическом пространстве на орбитальных станциях. В данной связи все более современное звучание приобретают взгляды К. Э. Циолковского на воспитание «человека космического».
Константин Эдуардович Циолковский (18571935 гг.) вошел в историю мировой культуры и науки не только как основоположник космонавтики, создатель ракеты, но и как выдающийся мыслитель и педагог, внесший огромный вклад в утверждение космической точки зрения на человека и его воспитание.
К. Э. Циолковский принадлежал к замечательной плеяде отечественных космистов, к философскому направлению, характерному в целом для России, ее культуры, духовности, занимая среди таких крупных представителей как Н. Ф. Фёдоров, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и другие, своё особое место как основатель оригинальной антропокосмической концепции, составляющей органическую часть созданной им косми-
ческой философии, включающей в себя «научную этику» и педагогику.
Взгляд на мир с позиции космизма присущ любой культуре, поэтому русский космизм можно рассматривать как явление мирового общекультурного целого. Однако его представители обладают и своим собственным, особым видением мира. Для Циолковского космизм не только научное мировоззрение, в основе которого лежит понимание естественного всеединства человека, человечества и Вселенной, но и главный принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами. Такой подход реализовался им в различных областях знания, в том числе и в педагогике.
Циолковский подчеркивал идею свободы личности, ее высокого нравственного и исторического предназначения, отмечал, что одним из условий развития мирового процесса является сам человек и его деятельность; обращал самое пристальное внимание на воспитание совершенного человека, как в физическом, так и в духовно-нравственном отношении.
На рубеже XIX и ХХ веков возникает новое представление о человеке, связанное с идеей активной эволюции, согласно которой он становится активным действующим лицом, неотделимым
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Касаткина С. Н., 2011
от космоса, его составной частью. Это направление характеризуется как космоцентризм или антропокосмизм. Смысловая структура (содержание) космоса выступает и как основание этического, смысло-жизненного (или культурно-исторического) самоопределения человека и человечества. Характерно для антропокосмизма и новое понимание идеи эволюционизма, как необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, какую диктует ему разум.
К. Э. Циолковский в своих работах стремился показать взаимозависимость Человека и Космоса, их неразрывность. Он подчеркивал, что человек не является центром мироздания, «богочеловеком», а как существо разумное и созидательное, выступает во Вселенной как сила, способная на основах разума и нравственности преобразовывать природу в возрастающих масштабах и тем самым активно воздействовать на динамику космической эволюции.
Согласно воззрениям Константина Эдуардовича, человек не только испытывает на себе влияние Космоса и всех природных процессов, поскольку он их порождение и составная часть, но, будучи носителем Разума, человек, несет нравственную ответственность за свою деятельность по отношению к окружающей природе, самому себе и космосу. «Судьба человека, - утверждал он, - зависит от судьбы Космоса» также как в свою очередь «судьба Вселенной зависит от судьбы человека», имея ввиду прежде всего нравственный аспект взаимосвязи человека и Космоса. При этом Циолковский подчёркивал, что «нравственность Земли такая же, как и Небес: устранение всяких страданий. Эту цель указывает разум» [1, с. 139]. Отсюда главным в его концепции является учение о нравственности. «Космическая и Земная Этика» Циолковского направлены на воспитание «гражданина Вселенной».
Заслугой Циолковского является то, что человеческая деятельность в его концепции приобретала новые измерения: общепланетарное и внеземное. Такая логика устремляла мысль учёного далеко за пределы Земли: «Вся суть -в переселении с Земли и в заселении Космоса», «Будущее человечества - в Космосе!» -утверждал он. Циолковский обогатил традиционное представление о гуманизме, включив в него Космос, как великую обитель человека.
Выход в Космос для ученого не означал только исключительно практическое освоение космического пространства (хотя это важно для человечества, - подчеркивал он, - в плане обретения «бездны могущества и богатства»). Главное то, что выход в Космос объединит людей во имя достижения высокой цели - поможет стать людям более разумными, совершенными в духовно-нравственном отношении, достичь бессмертия и вечности человеческого существования.
По мнению философа и педагога, различие космического и земного существования - это различные истины: совершенства, могущества и блаженства с одной стороны, и страдания, болезни, смерть, насилие и прочее - с другой стороны. Он был абсолютно убежден в том, что в бесконечном и вечном Космосе царствует любовь, разум и счастье всего сущего и стремился убедить в этом человечество, «открыть людям глаза на Вселенную» [2, с. 44].
Стремление познать Космос, его эволюцию для того, чтобы понять человека как органическую составную часть Вселенной, раскрыть перед ним грандиозное будущее - вечную счастливую жизнь - составляет одну из основных идей антропокосмической концепции Циолковского.
Утверждение космической точки зрения на человека и соответствующий этому новый взгляд на проблемы воспитания и образования, их приоритетные ценности, является одним из исходных методологических положений концепции выдающегося философа и педагога. Циолковский указывал на «необходимость космической, а не узкоземной точки зрения» на такие проблемы как воспитание и образование. Он призывал не ограничиваться только познанием Земли, а обратить свои мысли и взгляды на Вселенную. «Всякое разумное существо, - писал К.Э. Циолковский должно проникнуться историей Вселенной. Необходима такая высшая точка зрения. Узкая точка зрения может привести к заблуждению» [3; ф 555, оп1, ед. хр. 532, л. 1-2].
Ученый был глубоко уверен в том, что только знание законов развития Вселенной поможет решить многие земные проблемы, «вообразить будущие Земли и объять разумом бесконечность Вселенной. Основываться можно только на познании Вселенной, - утверждал он. - Иных источников знания нет [4, с. 64].
Скромно оценивая свой вклад в создание ракеты, ученый говорил: «Ну что, ракета? Может быть изобретено и другое средство для полета в Космос». Главным достижением К. Э. Циолковский считал созданную им космическую философию, раскрывающую смысл жизни человека на Земле и в Космосе. Константин Эдуардович отмечал, что больше всего его увлекали «социалистические работы и натурфилософские», объединенные им в «Очерки о Вселенной», составленные им проекты о переустройстве общества и школы. Он очень огорчался по поводу того, что «.. .большинство работ и сейчас лежит в рукописях» [5, с. 135]. До сих пор не переизданы и мало кому известны многие из философских брошюр ученого, напечатанных им самим на собственные скудные средства небольшими тиражами. Педагогические статьи и проекты тоже пока не востребованы. После смерти Циолковского остались 163 печатные работы и почти 600 рукописей [6, с. 258].
Космическая философия, как и все, что создано Циолковским, уникальна и очень специфична и несет на себе яркий отблеск его сложной, неординарной личности. «Мечтатель», «неуч-самоучка», «выскочка» - какими только эпитетами не награждали Константина Эдуардовича при жизни. Калужские обыватели считали его просто сумасшедшим, требовали прекратить фантастические проекты и заняться делом, чтобы не позорить город и семью. Не пользовался он и особым вниманием и поддержкой со стороны представителей академической науки, настороженно относившихся к космическим идеям провинциального полуглухого учителя. Циолковский испытал всё: голод и холод, насмешки и непонимание, презрение и зависть, сумев при этом сохранить независимость своей мысли, глубокую веру в свои идеи и труды, направленные на благо человечества. Он принадлежал к той редкой категории учёных, которые всю свою жизнь отдают любимой идее, не взирая ни на что, не изменяют ей, перенося большие лишения и трудности.
Чтобы бросить в мир столько необычных, новых и смелых идей, поистине надо обладать великой дерзостью мысли, сильной волей и твёрдым характером. В одной из своих неопубликованных автобиографий «Фатум, судьба, рок» Константин Эдуардович писал о себе: «Характер у меня вообще с самого детства скверный,
горячий, несдержанный. А тут глухота, бедность, унижения, сердечная неудовлетворённость и, вместе с тем, пылкое, страстное до безумия стремление к истине, к науке, к благу человечества, стремление быть полезным ., полное ради этого пренебрежение средними человеческими обязанностями. На последний план я ставил благо семьи и близких. Я был всегда почти впроголодь, плохо одет. Умерял себя во всём до последней степени. Терпела со мной и семья. Я часто раздражался и, может быть, делал жизнь окружающих тяжёлой, нервной. Идеи всё вытесняли. Увлечение идеями было полное» [7, л. 3 об; 5-6 об.]
Страстное увлечение космической философией, мысль о завоевании разумом Вселенной не давали ему покоя. Это была одна из самых смелых идей во всей истории человеческого рода, которая поставила К. Э. Циолковского на уровень выдающихся мыслителей мира. Оценить многие положения космической философии однозначно пока не представляется возможным. Многие положения сегодня подвергаются критике, называются «мистическими», «бредовыми». Но как мы с вами помним, такое уже было и по отношению к идеям ученого об освоении космического пространства, многие из которых оказались пророческими и воплотились в жизнь. Так что не будем торопиться с выводами.
В своей космической философии К. Э. Циолковский создал грандиозную концепцию Космоса, органической частью которой является человек, а сам Космос выступает как «мир человека»; стремился показать взаимозависимость человека и Космоса, их неразрывность. «Судьба человека, - утверждал он, - зависит от судьбы Вселенной» также как в свою очередь «судьба Вселенной зависит от судьбы существа». В отличие от представителей христи-анско-религиозного направления, считавших человека «богочеловеком» и конечной целью мироздания, Циолковский, будучи сторонником активной эволюции, утверждал, что человек как существо разумное и созидающее не является сторонним наблюдателем, а выступает во Вселенной как непосредственный участник происходящих там процессов, как сила, способная на основах разума и нравственности преобразовывать природу (в том числе и собственную) в возрастающих масштабах и тем самым активно
воздействовать на динамику космической эволюции. Созданная им «Теория космических эр», отражающая его подход к человеку и миру как объектам преобразования на принципах науки и научной этики, не имеет аналогов. Она глубоко оптимистична и поражает воображение. Ученый был уверен в том, что космическое бытие человечества будет охватывать в своем развитии несколько эр, длящихся сотни миллиардов лет: эра рождения, эра становления - которая будет ознаменована расселением человечества по всему Космосу; эра расцвета и терминальная эра, когда человечество ответит на вопрос «зачем?» - перейдет в лучистую форму высокого уровня, станет бессмертным во времени и бесконечным в пространстве [8, с. 425426]. Согласно его теории мы только вступаем в эру становления.
Наиболее ценным в педагогическом плане является высказанная Циолковским идея о необходимости и важности нравственного отношения человека к Космосу, изучения и освоения его ни в каких-то прикладных, меркантильных целях, а прежде все для блага и счастья всех людей. «Достижение всеобщего счастья, -говорил он, - возможно лишь при достижении счастья каждой личностью». Именно в этом он видел «высшую истину». Данное положение представляется особенно важным для понимания его антропокосмической концепции в плане педагогики и педагогической аксиологии. Идея ученого о неизбежности космического будущего человечества тесно связана с мыслью о ценности каждой личности, с ее главным назначением в преобразовании Космоса и самой себя на основах «высшей нравственности». В этом качественное своеобразие взглядов Циолковского. Он считал человека высшей ценностью во Вселенной. Созданная им концепция поражает глубокой верой в могущество человеческого разума и науки, взглядами на человека как подлинного хозяина Вселенной, способного на основах разума и нравственности перестроить свою колыбель - планету Земля и освоить Космос. Константин Эдуардович связывал будущее человечества непосредственно с самим человеком и его образованием, учитывая извечное стремление человека к совершенствованию. Согласно взглядам философа-кос-миста, человеку предназначено широкое поле деятельности в масштабах Вселенной, что сти-
мулирует и новые подходы к содержанию образования, в процессе которого у подрастающего поколения будет формироваться «космическое сознание», «космический взгляд» на свою роль в развитии Вселенной.
Циолковский рассматривает образование в качестве своеобразного «мировоззренческого синтезатора» и единого материально-духовного пространства Мира. Главная цель и ценность образования связана в его концепции с движением человеческой цивилизации, но всё большей цельности и всеединству во имя достижения всемирного счастья в масштабах всей Вселенной.
Не исключено, что в отдалённом будущем именно образование возьмёт на себя функции нового глобального вероучения, новой религии Мира, на принципиально иной мировоззренческой основе вернёт людям веру в высшие нравственные ценности бытия и смысла человеческой жизни, предотвратив тем самым реальную опасность необратимой духовной деградации человечества.
Космическая философия Циолковского имеет самое прямое отношение к педагогике, к духовно-нравственному воспитанию человека. Может быть, поэтому неслучайно он избрал профессию учителя и посвятил ей почти всю свою жизнь, считая «своей несомненной заслугой то, что тридцать восемь лет был непрерывно учителем. Двадцать лет в народной школе и 18 в средней» [9, л. 2 об.].
Он работал в учебных заведениях Калужской губернии разных типов: уездном, реальном и женском епархиальном училищах до революции, затем в советской единой трудовой школе, везде занимался педагогическим делом с большим увлечением и самоотдачей. Поис-тине Циолковский был «учителем от Бога». Он не получил систематического образования (по болезни, результатом которой стала почти полная глухота он не смог окончить даже третьего класса гимназии), так как «учителей совершенно не слышал или слышал одни только неясные звуки» - вспоминал он в одной из своих биографий.
Интерес к педагогике он объяснял так: «Я интересовался больше всего тем, что могло прекратить страдания человека, дать ему могущество, знания и здоровье». Задумываясь над тем, как воспитать человека совершенным, изменить
его в сторону ума и нравственности, педагог придавал большое значение воспитанию, подчеркивал, что «мы еще не знаем до конца истинной силы воспитания».
И хотя специальных педагогических трудов К. Э. Циолковский не оставил, все его работы и проекты, так или иначе, затрагивают проблемы воспитания: «Этика или основы нравственности», «Ум и страсти», «Свойства человека», «Какой тип школы желателен?» и др.
«Несмотря на глухоту, - говорил Константин Эдуардович, - мне нравилось учительство. Педагогика была для меня забавой» - шутил он.
На вопрос: «Каким должно быть образование, чтобы оно смогло выполнить свою главную функцию - воспитать человека «гражданином Вселенной», заложить в нем те высшие культурные, духовные и нравственные идеалы и ценности, которые он потом понесет в Космос?» Циолковский дает ответ в своем проекте, «Какой тип школы желателен?», написанный им в 1918 году и пока мало кому известный, так как находится в рукописи. Сфера образования, школа, подчеркивал Константин Эдуардович, только тогда сможет выполнить свою человекосозидающую функцию, когда ее усилия, ее аксиологические приоритеты будут направлены на формирование гуманистически ориентированной личности, имеющей «высшую точку зрения» и руководствующейся ею в своей деятельности. И хотя сам Циолковский считал, что такая школа - «далекий идеал», тем не менее, он достаточно подробно изложил свои взгляды на содержание образования и школу, представляющие несомненный интерес для современности.
В его проекте нашли отражение все основные идеи и принципы созданной им концепции. Его школа основана на гуманистических принципах, в ней все для ребенка: «отсутствие насилия, страха, угроз, наказаний, угрюмого настроения». Нет ни строгой системы в преподавании, ни строгого режима. Педагог гуманист отстаивал идею свободы и ненасилия, считал, что в обучении нужно «пользоваться настроением, обстоятельствами и желаниями учеников», дать «как можно больше свободы и самостоятельности как учащим, так и ученикам». Главное «не надорвать молодых сил, щадить ребенка».
Так, он рекомендовал «давать все науки постепенно» (от простого к сложному), «чтобы они
были по силам, способностям и желаниям каждого . Пусть занятия (лекции) сочетаются с личным опытом учеников, . главное расположить полученные знания в систематическом порядке» [10, л. 7 об.].
Константин Эдуардович включал в систему наук математику и логику, так как считал, что с их помощью человек сможет понять и познать Вселенную и самого себя. Он справедливо называл математику «нашим разумом», «пронизывающим все науки от начала до конца». В формировании у учащихся космического сознания и чувств большую роль, как подчеркивал Циолковский, играют «науки общие», к которым он относил геометрию, физику, химию, биологию, радиологию и другие. Важны также «науки описательные», дающие знания, касающиеся «земного шара» - например, астрономия, прошедшее или история человечества, возможное будущее и т. п. Не меньшее значение занимают в его проекте «науки о самом человеке и его свойствах». Этому посвящена почти 100 страничная рукопись Циолковского «Свойства человека», представляющая большой интерес с точки зрения педагогики и психологии. «Науки жизни», в том числе и «социология», которые выступают в предложенной Циолковским системе наук «главным основанием образования человека».
Особое место в трудах и проектах ученого и педагога занимает аксиология - наука о ценностях, о том, какие идеалы и ценности необходимо воспитывать у подрастающего поколения. Определяя цели и задачи школы будущего, Циолковский считал, что она должна «научить жить, понимать лучшее социальное устройство, быть гражданином» [10, л. 2 об.].
В качестве главного критерия оценки человека и школы, в его взглядах выступает принцип полезности. Циолковский неоднократно подчеркивал, что «оценивать лучше всего делами и плодами, которые дает человек, то есть наблюдением его жизни» [11, л. 33], что «цена человека» - есть «произведение его здоровья, ума и нравственных свойств, направленных на великую пользу людям». Педагог советовал с раннего детства развивать полезные и подавлять у воспитанника дурные наклонности, такие, как зависть, мстительность, злоба и т. п. с помощью «изучения души ребенка, понимания его страстей», устранения всех поводов для их
проявления. Учитель с 40-летним стажем был уверен в том, что «в детские годы человека можно многое создать в душе и подавить дурное врожденное» [11, л. 100].
Идеал Циолковского - «совершенный человек», «гражданин Вселенной», обладающий общечеловеческими ценностями и, прежде всего, разумом. Он писал, что «человек, руководителем которого является разум, . способен повести людей к добру и счастью». К высшим нравственным ценностям Константин Эдуардович относил и такие качества человека, как совесть, самоотречение, сострадание, великодушие. Он верил в то, что человек космический будет нести в себе лучшие ценностные черты и качества человека, он обязательно будем мудрым и гуманным, носителем высокой культуры и нравственности, сочетающий в себе биологическое совершенство с глубокой духовностью. Земные человеческие ценности Циолковский поднимал до уровня космических, трактуя их в плане аксиологических ориентиров и идеалов человека далекого космического будущего, что придает его педагогическим взглядам особую возвышенность и прогностическую направленность.
В целом, философско-педагогические основы созданной Циолковским антропокосмической концепции имеют актуальное значение для современного образования и воспитания.
В его педагогических воззрениях содержится глубокий прогноз на то, каким должны быть образование и школа, цели и задачи воспитания; какие духовно-нравственные идеалы и ценности следует заложить в человеке. В своей педагогической концепции К. Э. Циолковский затронул множество важных проблем, связанных с созданием условий для обучения одаренных детей, разработкой философских основ содержания образования «человека космического», подготовкой учителя и др.
Для К. Э. Циолковского - ученого и педагога характерна широта и многообразие интересов, охват им целого ряда различных дисциплин, помогающих понять мир человека. Его волновали философские проблемы, связанные с целью и смыслом человеческой жизни на Земле и в будущей жизни в Космосе; соци-
ально-политические, этические и особенно психолого-педагогические вопросы, непосредственно связанные с воспитанием человека, его духовно-нравственным совершенствованием. На все вопросы он находил ответы и объяснения - новые и оригинальные. В этом и заключается ценность его трудов, в том числе и для педагогики.
Основной мотив научного и педагогического творчества К. Э. Циолковского - приблизить человечество к счастью, помочь ему с помощью настоящего образования стать разумным, а значит и свободным, нравственно совершенным, способным решать земные проблемы «с высшей, космической точки зрения», ориентироваться в своей преобразовательной деятельности на такие идеалы и ценностные установки, которые отвечали бы принципам «космической и земной этики». Как завет учителя звучит его обращение к современной молодежи, которую он считал «наиболее восприимчивой ко всему новому и необычному»: «Мы пока мало знаем. Но нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, учиться, чтобы получить их и царствовать во Вселенной».
Библиографический список
1. Циолковский К. Э. Научная этика // Очерки о Вселенной. - М. : ПАИМС, 1992. - С. 139.
2. Циолковский К. Э. Воля Вселенной // Очерки о Вселенной. - М. : ПАИМС, 1992. - С. 44.
3. Циолковский К. Э. Космическая точка зрения. - Архив РАН, ф 555, оп1, ед. хр. 532, л. 1-2.
4. Циолковский К. Э. Любовь к самому себе или истинное себялюбие // Очерки о Вселенной. - М. : ПАИМС, 1992. - С. 64.
5. Циолковский К. Э. Черты из моей жизни. -Тула : Приокс. кн. изд-во, 1993. - С. 135.
6. Русский космизм: антология философской мысли - М. : Педагогика-Пресс, 1993. - С. 258.
7. Циолковский К. Э. Фатум, судьба, рок / Из автобиографии. - Архив РАН, ф. 555, оп. 2, д. 1.
8. Циолковский К. Э. Грезы и Земле и Небе. -Тула, 1986.
9. Циолковский К. Э. Автобиография. - Архив ГМИК (Калуга), ф. 1, оп. 1, ед.хр. 10.
10. Циолковский К. Э. Какой тип школы желателен? - Архив РАН, ф. 555, оп. 1, д. 386.
11. Циолковский К. Э. Свойства человека. - Архив РАН, ф. 555, оп. 1, д. 380.