Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 36-46. УДК 930
Б01 10.25513/2312-1300.2018.2.36-46
М. А. Жигунова, С. Н. Корусенко, Н. А. Томилов
ЧЕЛОВЕК ДВИЖЕНИЯ: К 60-ЛЕТИЮ АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ГОЛОВНЁВА
Рассказывается о выпускнике Омского государственного университета, крупнейшем специалисте по народам Северной Евразии, докторе исторических наук, профессоре, члене-корреспонденте РАН А. В. Головнёве. Основное внимание уделяется омскому периоду его жизни и связям с Омским государственным университетом.
Ключевые слова: А. В. Головнёв; биография; Омский государственный университет; этнология; визуальная антропология.
M. A. Zhigunova, S. N. Korusenko, N. A. Tomilov
PERSON OF THE MOVEMENT: TO THE 60th ANNIVERSARY OF ANDREY VLADIMIROVICH GOLOVNEV
It is told about the graduate of the Omsk state University, the largest specialist on the peoples of Northern Eurasia, doctor of historical Sciences, Professor, corresponding member of RAS A. V. Golovnev. The main attention is paid to the Omsk period of his life and relations with Omsk state University.
Keywords: A. V. Golovnev; biography; Omsk State University; ethnology; visual anthropology.
В Санкт-Петербурге 14 марта 2018 г. отметил своё 60-летие Андрей Владимирович Головнёв - выпускник исторического факультета Омского государственного университета 1980 г., а ныне директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, один из основоположников российской визуальной антропологии, крупнейший специалист по народам Северной Евразии, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Родился он в Челябинске, но вскоре семья переехала в Омск. Его родители принадлежали к научно-технической интеллигенции: отец, Головнёв Владимир Яковлевич, - кандидат технических наук, главный конструктор НИИ автоматики; мать, Головнёва Людмила Александровна, - инженер-конструктор. В их семье было двое детей - сын Андрей и дочь Марина.
В 1975 г. выпускник средней школы № 72 г. Омска Андрей Головнёв поступает
на гуманитарный («интеллигентский») факультет открывшегося в 1974 г. Омского государственного университета. В качестве основного направления своей научной деятельности он выбирает культуры и народы Северной Евразии. Его интересует мифология, сценарии этногенеза и политогенеза, феноменология кочевых культур. После успешного окончания второго курса студент Андрей Головнёв по ходатайству тогдашнего его научного руководителя доцента ОмГУ Н. А. Томилова направляется на стажировку на кафедру этнографии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ). Тогда между ОмГУ и ведущими университетами Советского Союза был заключён официальный договор, согласно которому лучшие студенты, специализировавшиеся по этнографии, могли быть посланы на обучение в Москву или Ленинград. Именно Андрей Головнёв стал первым, кто по специальному приказу в 1978-1980 гг.
© Жигунова М. А., Корусенко С. Н., Томилов Н. А., 2018
обучался в МГУ. Это произошло благодаря доброжелательному отношению к этнографам ОмГУ со стороны заведующего кафедрой этнографии МГУ профессора Г. Е. Маркова, который сам приезжал в Омск для чтения лекций по этнографии, вместе с омичами проводил Всероссийскую студенческую этнографическую конференцию.
Ещё в период обучения Андрей Владимирович активно занялся научной деятельностью, выступал с докладами на студенческих конференциях. А летом ежегодно отправлялся в этнографические экспедиции, где пытливо всматривался в окружающий мир Севера, собирал разнообразные материалы, в том числе и предметы хозяйства, культуры и быта северных народов. Именно благодаря сборам А. Головнёва Музей археологии и этнографии ОмГУ пополнился коллекцией ненцев. В 1978 г. из п. Кутон-Югана Надымского района Тюменской области им были привезены детская малица -мальт и изображение семейного духа - хахэ [1, с. 165-166].
На историческом факультете наиболее значимыми и запоминающимися событиями после экспедиций являлись маёвки. Они были «импортированы» в ОмГУ молодыми преподавателями - бывшими историками Томского университета, которые с конца 1970-х гг. начали организовывать и проводить неформальные общефакультетские праздничные программы [2]. Первая маёвка в ОмГУ состоялась 9 мая 1978 г. Студенты вместе с преподавателями и приглашёнными отправились за 40 км на берег Иртыша в с. Новотроицкое Омского района. Каждый курс подготовил тематическое театрализованное представление. Так, например, самые старшие нарядились в «крестьян-переселенцев», самые младшие выбрали античную тематику, а курс Головнёва был представлен «анархистами». Вот как вспоминает об этом Ю. П. Дусь: «Мы, команда третьего курса, были анархистами, квартирьеры были нашими студентами, они в деревне взяли повозки типа тачанок, их было две. И вот мы из оврага, лихо, на двух тачанках выскочили на "арену" с гармонью, с заготовленной песней... Мы что-то пели насчёт того, что анархия - мать порядка, у нас были соответствующие чёрные знамёна с черепами и костями, одно знамя динозавров - бе-
лый контур на чёрном фоне и надпись "Вымрем, как мамонты". Авторами песни были Андрей Головнёв, Игорь Глушков и Олег Чертов - это наша творческая тройка, она готовила эти номера, песня была замечательная. В общем, мы показывали полное пренебрежение всей существующей системой, как могли, шутили. Наслаждались творчеством и самими собой» [3, с. 316]. Позднее Андрей Головнёв опубликует свои песни, или, как он сам называл их, «исполняемые в сопровождении гитары стихи», отдельной книгой [4], выпустит несколько дисков.
По стечению обстоятельств, получив красный диплом с отличием, после окончания университета А. В. Головнёв в 1980 г. направляется на работу учителем истории в с. Усть-Ишим Омской области. В средней школе № 1 в это время обучалась Марина Жигунова. Вот как вспоминается ей первое знакомство с новым учителем: «Когда прозвенел звонок, в наш класс очень быстрой походкой вошёл стройный молодой человек в сером пуловере и синих джинсах. Мы не сразу поняли, кто это, поскольку в то время все учителя ходили строго в костюмах. Андрей Владимирович поприветствовал нас и предложил свободно пообщаться. Кроме необычной одежды новый учитель поразил своей манерой: он находился в постоянном движении, передвигаясь из угла в угол, по рядам между школьными партами, и задавал нам различные вопросы. В конце занимательного урока Андрей Владимирович открыл журнал и попросил назвать свои фамилии 5 человек из 28 присутствующих, обведя их кружочками. Позднее выяснилось, что своё основное внимание и время он уделял именно нам, тем, кого выделил на первом уроке... А ранним утром 1 января мы отправились с ним в этнографическую экспедицию» [5, с. 356-358]. В 1980-1982 гг. А. В. Головнёв не только преподавал, но вместе со школьниками пополнял и обрабатывал коллекции, создавал экспозицию в Усть-Ишимском краеведческом музее. А в выходные и праздничные дни играл на гитаре и пел со сцены районного Дома культуры вместе со своим университетским дру-гом-одногруппником Игорем Беличем.
В 1982-1990 гг. Андрей Владимирович работал преподавателем, а затем заведую-
щим кафедрой истории СССР Тобольского государственного педагогического института, обучался в аспирантуре МГУ (19841986 гг.) и в 1986 г. блестяще защитил кандидатскую диссертацию «Исторические формы хозяйства у народов Северо-Западной Сибири». С 1990 г. начался уральский период его жизни. Он работает сначала старшим научным сотрудником, с 1999 г. - ведущим, а с 2003 г. - главным научным сотрудником Института истории и археологии УрО РАН (Екатеринбург). С 1991 г. - учредитель и директор Этнографического бюро. В 1995 г. защищает докторскую диссертацию «Само-дийцы и угры Западной Сибири: комплексы традиционных культур». Учёная степень доктора исторических наук присуждается в 1996 г., в 2000 г. - учёное звание профессора, а в 2003 г. - члена-корреспондента РАН.
А. В. Головнёв интересен тем, что в своей научной деятельности успешно сочетает теоретико-методологические разработки и эмпирические исследования. За плечами у него 40-летний полевой стаж экспедиций на Ямале, Таймыре, Гыдане, Северном Урале, Европейском Севере России, Чукотке, в Югре, Якутии, Скандинавии, на Аляске и в других областях Арктики и Субарктики. Он проводил исследования среди ненцев, селькупов, энцев, хантов, манси, коми-зырян, чукчей, эвенков, якутов, сибирских татар, русских поморов, староверов, сибирских старожилов. Он является автором метода феноменологии культур Севера на основе изучения динамики внешних воздействий и внутренней самоорганизации культуры, концептуального подхода к исследованию культуры как четырёхмерной системы, развивающейся в изменчивом экосоциальном пространстве. Также Головнёв - автор концепции антропологии движения, которая названа в числе выдающихся достижений РАН 2009 г. Его научные разработки представлены почти в 300 публикациях, включая 6 авторских монографий. Им подготовлено 2 доктора и 6 кандидатов исторических наук.
Также он является автором 10 антропологических фильмов, отмеченных призами различных отечественных и международных кинофестивалей. По мнению Андрея Владимировича, «ремесло историка - монтаж фактов (текстов), подобный монтажу кадров
в кинематографе» [6, с. 28]. А. В. Головнёв -один из основоположников российской визуальной антропологии, президент Российского фестиваля антропологических фильмов и Кочующего северного кинофестиваля, главный редактор академического журнала «Уральский исторический вестник», член учёного совета и специализированного совета по защите докторских диссертаций Института истории и археологии УрО РАН, член Координационного комитета международного Северного исследовательского форума (Northern Research Forum).
Кроме того, А. В. Головнёв выступал с чтением курсов лекций и публичных лекций по общей этнологии, этнологии Севера и визуальной антропологии в различных университетах России, Германии (HumboldtUniversität), Норвегии (Tromso), США (Arkansas, Brown, Columbia, Dartmouth College, Miami, Smithsonian Institution), Финляндии (Helsinki, Lapland-Arctic Centre). Не забывал и про родной университет. Так, с 28 февраля по 5 марта 2001 г. он прочитал спецкурс «Визуальная антропология: искусство и наука этнографического кино» в ОмГУ. Интересно, что прочитанный тогда спецкурс слышали только студенты США и ряда скандинавских стран, на русском языке он впервые прозвучал в стенах нашего университета. Это сейчас визуальная антропология в России заняла прочное место в системе междисциплинарных исследований, а в начале XXI в. она только институциализировалась. На первую лекцию собралось около 80 слушателей, среди которых были студенты и аспиранты отделений истории, регионове-дения, социологии исторического факультета, а также факультетов теологии и мировых культур и психологии. На лекции присутствовали и многие преподаватели ОмГУ.
В течение двух недель слушатели собирались на увлекательные лекции А. В. Голов-нёва, в ходе которых узнали много нового, интересного, познакомились с этнографическими фильмами. Среди них - классические картины Р. Флаэрти «Нанук с Севера», «Моана южных морей» и «Человек из Ара-на», авторские фильмы-призёры кинофестивалей «Путь к святилищу» и «Пегтымель», отрывки из фильмов известных режиссёров этнографического кино С. Лэнсинга, Р. Гард-
нера и К. Хайдера. С каждым днём студентов становилось всё больше, и вскоре численность собравшихся превысила 100 человек. Эмоции были столь сильны, что появились даже письменные отклики. Вот, например, что написала студентка факультета теологии и мировых культур Елена Рахаминова: «Он сделал почти невозможное. Трудолюбие и пытливость учёного, наблюдательность и проницательность путешественника, страсть и дерзость художника - и вот уже наука превращается в искусство, образы наполняются кровью и плотью, их реальность, осязаемость притягивают настолько, что ты, зритель, невольно становишься соучастником. Эффект погружения потрясающий!» Не осталось без внимания слушателей и обаяние Андрея Владимировича, про которое студенты написали: «Личное обаяние, равное таланту, покоряет сразу».
В апреле 2010 г. А. В. Головнёв прочитал свой новый спецкурс «Киноантропология» для студентов исторического факультета ОмГУ. В тот приезд Андрей Владимирович подарил кафедре этнографии и музееведения коллекцию своих фильмов на электронных носителях, которые постоянно используются в ходе обучения студентов по направлению «Антропология и этнология». В это время он работал над созданием концепции «антропология движения» и одну из лекций посвятил этой теме, вызвавшей огромное количество вопросов и откликов как среди студентов, так и преподавателей. В марте 2018 г. А. В. Головнёву было присвоено звание «Почётный профессор Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского». Надеемся, что в ближайшие годы студенты нашего университета ещё не раз смогут послушать увлекательнейшие лекции этого высочайшего профессионала мирового уровня.
В 2014 г., работая над книгой «Университет в истории и история университета», М. А. Жигунова опросила А. В. Головнёва наряду с другими известными выпускниками ОмГУ. Собранные анкеты не вошли в опубликованные очерки. Приведём ниже некоторые ответы Андрея Владимировича на заданные вопросы.
1. Если бы вам пришлось выбирать специальность и образовательное учреждение заново, как бы вы поступили?
- Так же, как и поступил.
2. Хотели бы вы, чтобы ваши дети учились в ОмГУ им. Ф. М. Достоевского?
- Они учились в ОмГУ. (И это действительно так. Старший сын Иван окончил исторический факультет в 2000 г. Специализировался также на кафедре этнографии. В настоящее время - кандидат исторических наук, кинорежиссёр. Младший сын Владимир окончил исторический факультет в 2004 г. Сегодня он известный кинорежиссёр, сценарист, автор и продюсер фильма «Омск. День города», посвящённого 300-летию Омска (2016 г.). Интересно, что Андрей Владимирович сам просил коллег относиться к его сыновьям со всей строгостью, не делая никаких поблажек. А. Г. Селезнёв вспоминает: «Особенно досталось старшему - Ивану. Непросто быть сыном известного всем Голов-нёва. В период прохождения практики над ним даже глумились, особенно тогда, когда он в свободные минуты с глубокомысленным видом читал книгу своего отца "Говорящие культуры"» [7]).
3. Во время обучения в вузе существовали ли студенческие или факультетские традиции? Назовите их.
- Маёвка.
4. Какие интересные эпизоды из университетской жизни вы можете рассказать?
- Этнографические экспедиции.
5. Существует ли феномен «университетское братство»?
- Существует, как и университетское сестринство.
6. Какой смысл вы вкладываете в понятие «университетский человек»?
- Homo sapiens sapiens.
7. Ощущаете ли вы себя «университетским человеком» в вашей сфере деятельности?
- Вполне.
8. Каким бы вы хотели видеть университет и университетского студента?
- Умными и красивыми.
9. Какие формы поддержки университетской профессуры и студенчества вы можете предложить?
- Интеллектуальные инвестиции.
10. Ваши пожелания и советы студентам ОмГУ.
- Любить риск и чуять меру.
Обычно мужчина, достигший такого юбилейного возраста, мечтает о заслуженном отдыхе и тихой спокойной жизни. Но только не Андрей Владимирович Головнёв! Он -человек движения, постоянно нацеленный вперёд, на покорение новых вершин. Пожелаем ему удачи на дальнейшем жизненном пути!
Ниже в качестве приложения публикуются фотографии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметова Ш. К., Захарова И. В., Патрушева Г. М. Культура народов и национальных групп Сибири и Казахстана в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета / отв. ред. Н. А. Томилов, Г. М. Патрушева. - Новосибирск : Наука, 2006. - 192 с. - (Культура на-
родов мира в этнографических собраниях российских музеев).
2. Матющенко В. Маёвка... А что дальше? // Омский университет. - 1990. - 27 апр. - С. 1. -(№ 3).
3. Университет в истории и история университета: к 40-летию Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского : очерки / отв. ред. В. П. Корзун. - Омск : Из-дат. дом «Наука», 2014. - 380 с.
4. Головнёв А. В. Дом на холме. - Екатеринбург : СВ-96, 1997. - 251 с.
5. Жигунова М. А. Праздничные будни омской этнографии // Антропология академической жизни / отв. ред. Г. А. Комарова. - М. : ИЭА РАН, 2013. - С. 352-373.
6. Головнёв А. В. Антропология движения (древности Северной Евразии). - Екатеринбург : УрО РАН ; Волот, 2009. - 496 с.
7. Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. - Екатеринбург : УрО РАН, 1995. - 607 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис. 1. А. В. Головнёв
Рис. 3. А. Головнёв со школьными друзьями, 9-й класс, школа № 72. 1974 г., Омск
Рис. 4. Андрей Головнёв в экспедиции. 1984 г., р. Кеть
Рис. 5. А. Головнёв (в центре) на маёвке ОмГУ. 1978 г., Ново-Троицкое
Рис. 6. Четыре колена Головнёвых. Андрей с отцом Владимиром Яковлевичем, дедом Яковом Николаевичем и сыном Иваном. 1981 г., оз. Увильды
Рис. 7. Участники школьной этнографической экспедиции
Рис. 8. А. Головнёв со своим первым научным руководителем Н. А. Томиловым. 1993 г., Омск
Рис. 9. Два взгляда на мир антрополога А. Головнёва. Экспедиция. 1997 г.
Рис. 10. А. В. Головнёв с коллегами по ОмГУ Г. М. Патрушевой и М. А. Жигуновой на симпозиуме «Русские старожилы Сибири». 2000 г., Тобольск
Рис. 11. А.В. Головнёв в Англии. 2011 г., Портсмут
Рис. 12. А. В. Головнёв с мамой Людмилой Александровной и внучкой Дашей. 2016 г., Екатеринбург
Информация о статье
Дата поступления 17 марта 2018 г.
Дата принятия в печать 14 мая 2018 г.
Сведения об авторах
Жигунова Марина Александровна - канд. ист. наук, доцент, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: Россия, 644024, Омск, пр. Карла Маркса, 15/1 E-mail: [email protected]
Корусенко Светлана Николаевна - канд. ист. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН (Омск, Россия), доцент кафедры этнологии, антропологии, археологии и му-зеологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]
Томилов Николай Аркадьевич - д-р ист. наук, профессор, директор Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН (Омск, Россия), заведующий кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
Article info
Received March 17, 2018
Accepted May 14, 2018
About the authors
Zhigunova Marina Aleksandrovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher of the Institute of Archeology and Ethnography of the SB RAS (Omsk, Russia)
Postal address: 15/1, Karla Marksa pr., Omsk,
644024, Russia
E-mail: [email protected]
Korusenko Svetlana Nikolaevna - Candidate of Historical Sciences, Leading Researcher of the Omsk Branch of the Institute of Archeology and Ethnography of the SB RAS (Omsk, Russia), Associate Professor of the Department of Ethnology, Anthropology, Archeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
Tomilov Nikolaj Arkad'evich - Doctor of Historical Sciences, Professor, Director of the Omsk Branch of the Institute of Archeology and Ethnography of the SB RAS (Omsk, Russia), Head of the Department of Ethnology, Anthropology, Archeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia) Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
Для цитирования
Жигунова М. А., Корусенко С. Н., Томилов Н. А. Человек движения: к 60-летию Андрея Владимировича Головнёва // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 36-46. й01: 10.25513/23121300.2018.2.36-46.
For citations
Zhigunova M. A., Korusenko S. N., Tomilov N. A. Person of the Movement: To the 60th Anniversary of Andrey Vladimirovich Golovnеv. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 2 (18), pp. 36-46. DOI: 10.25513/ 2312-1300.2018.2.36-46 (in Russian).