И. У. А УБАКИРОВА,
ведущий научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в сфере трудового права и социального обеспечения Института законодательства РК,
кандидат исторических наук
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
Государство как продукт жизнедеятельности общества всегда находилось в поисках оптимальных социальных механизмов взаимоотношения власти и человека. В современном государстве права и свободы человека относятся к разряду главенствующих общечеловеческих ценностей. Практическая реализация прав человека в системе государственного управления и государственной службы основываются на принципе взаимной ответственности государства и личности.
Государственная служба является публичным, социальным, правовым институтом, призванным реализовывать функции государства. Как социальный институт, государственная служба обусловливается динамикой социальных процессов и базируется на интересах всего общества. В этом коренится социальная сущность государственной службы в отличие от деятельности в учреждениях негосударственного сектора, который основывается на частных интересах.
В государственном механизме государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения своей социальной предназначенности.
Вместе с тем связи государства и государственной службы носят взаимообусловленный характер. Государственная служба в свою очередь оказывает огромное влияние на динамику государства через комплекс определенных форм и методов, формируя темпы и направления его функционирования. Служащие государственного аппарата - проводники государственной политики. Во многом именно от государственных служащих зависит степень реализуемости задач и функций, актуальных для данного государства с учетом его приоритетов на том или ином историческом отрезке.
Как справедливо отмечает Г.В. Атаманчук: «Если государственная служба представляет собой связующее звено между государством и обществом, гражданами, то надо четко знать обе
составные такой связки. Конечно, государственная служба должна обеспечивать практическое осуществление целей и функций государства, проведение в жизнь государственной политики, но она столь же должна проводить все это в интересах общества и таким образом, чтобы общество развивалось в определенном направлении и в соответствующих параметрах» [1].
Долгие годы государственная служба воспринималась строго в контексте превалирования интересов социалистического государства, ее подчиненности господствовавшей идеологии и игнорирования человеческого измерения как главного показателя ее эффективности. Еще с середины прошлого века в развитых странах постепенно происходила трансформация государственной службы в направлении сервисной модели и заимствования методов частных корпораций, и деятельность государственных служащих приобретала во многих своих аспектах характер обслуживания потребностей и интересов граждан, однако советский государственный аппарат развивался на прежних рельсах административно-командной системы, в том числе и во взаимоотношениях с гражданами. В дальнейшем, с либерализацией с 1985 года политических реалий в СССР, стали происходить изменения в подходах к взаимоотношениям государственных служащих и граждан, постепенный отказ от практики, когда человек вынужден находиться в статусе зависимого и незащищенного от произвола просителя, включая обстоятельства, когда он обращается за реализацией своих законных интересов.
В период, прошедший со дня провозглашения независимости Республики Казахстан, произошло концептуальное переосмысление социального предназначения государственной службы, в системе которой обеспечение прав и свобод человека были обозначены в качестве приоритетных. Утверждение Казахстана социальным государством по Конституции РК, принятой в 1995 году,
сыграло существенную роль в орнентацнях государственной службы на обеспеченне условнй для качественных параметров жнзнн н реалнзацню соцнальных прав граждан.
Правовое регулнрованне правоотношеннй в сфере государственных услуг носнт развнваю-щнйся, еще не установнвшнйся в отечественной юрнднческой науке характер н, сообразуясь с этнм, цель данной статьн определяется не как решенне рассматрнваемых проблем, а как прн-глашенне к дналогу.
На современном этапе развнтня Казахстана важнейшнм нацнональным прнорнтетом является развнтне человеческого потенцнала. В Стратегн-ческом плане развнтня Республнкн Казахстан до 2020 года, утвержденном Указом Презндента Республнкн Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922, отмечается: «Колнчество н качество человечес-кнх ресурсов являются основополагающнмн фак-торамн, определяющнмн будущее любой страны. Человеческнй капнтал - это основной двнгатель ннновацнй н повышення эффектнвностн экономн-кн». В «Стратегнческом плане развнтня Республнкн Казахстан до 2020 года» средн пятн ключевых задач, на которых будут сосредоточены основные уснлня государства в блнжайшне десять лет, указаны услуги для граждан [2].
Тем самым совершенствованне правового регулнровання государственных услуг отнесено в разряд прнорнтетных государственных нужд.
Решенне проблем законодательного регулнро-вання предоставлення государственных услуг тесно связано с общнмн направленнямн обеспе-чення прав н законных ннтересов граждан. Аспектам человеческого нзмерення эффектнвнос-тн государственной службы в Республнке Казахстан прндается большая значнмость, поскольку обеспеченне фундаментальных демократнческнх прав н свобод человека является ключевым ус-ловнем продвнження страны к прогрессу.
Сегодня перед юрнднческой общественностью Казахстана актуалнзнровалась задача дальнейшего совершенствовання правовых форм вза-нмоотношеннй лнчностн н государства, внедре-ння новых механнзмов человеческого нзмерення проводнмых в стране реформ, качества реалнза-цнн государственных функцнй.
Как отмечается в Запнске Секретарната Ко-мнтета экспертов по государственному управле-нню ООН «Человеческнй фактор в контексте укреплення потенцнала в целях развнтня», подготовленной на восьмую сессню 2009 года: «...В деле развнтня основную роль нграют людн, по-
скольку онн, с одной стороны, создают результаты развнтня, а с другой - пользуются нмн. В этом состонт суть человеческого фактора в созданнн потенцнала в целях развнтня. Необходнмо серьезно воспрнннмать цель создання ннстнтуцно-нального н человеческого потенцнала с тем, чтобы позволнть государственным служащнм обес-печнвать устойчнвость развнтня путем эффектнв-ного предоставлення услуг» [3].
В этом же документе далее эксперты обосновывают, что «в качестве стратегнческого усло-вня повышення эффектнвностн предоставлення услуг государственнымн служащнмн» нэобходн-мо, во-первых, «прнвлеченне н удержанне спра-ведлнвой долн талантлнвых спецналнстов в государственной службе». Во-вторых, «в том, что касается укреплення потенцнала в ннтересах раз-внтня, человеческнй фактор, помнмо государственных служащнх, включает еще н способнос-тн гражданнна нлн потребнтелей услуг прнннмать участне в процессе управлення н в государствен-но-адмнннстратнвной деятельностн» [4].
В этом плане не будет преувелнченнем утверждать, что реалнзуемость программной установ-кн вхождення страны в клуб 50-тн высокорейтнн-говых стран мнра во многом будет завнсеть от конкурентоспособностн человеческнх ресурсов как важнейшего компонента создання ннновацнонной среды н поннмання этого фактора государствен-нымн служащнмн, прнзваннымн в этнх целях обес-печнвать качество государственных услуг.
Познтнвная дннамнка соцнальной прнроды современного государства является следствнем то, что адмнннстратнвное право становнтся важным ннструментом реалнзацнн государством своей соцнальной сущностн, посредством которого объектнвнруются гарантнрованные государством права граждан н органнзацнй.
В современных условнях соцнальное государство поннмается прежде всего как клиен-тоориентированное государство. Это подразумевает, что государство прнзвано орнентн-роваться пренмущественно не на обслужнва-нне собственных ннтересов, а ннтересов свонх граждан, потребнтелей государственных услуг.
Адмнннстратнвная реформа предполагает жесткую регламентацню деятельностн государственных служащнх, стандартнзацню всех процедур, предполагающнх реалнзацню заявленнй н обращеннй граждан. Государственные услугн являются важнейшнм средством реалнзацнн фун-кцнй государственного аппарата н создання сер-внсной моделн государственной службы.
Важность правового регулирования сферы оказания государственных услуг гражданам и организациям на современном этапе развития Казахстана позволяет заключить о становлении нового института административного права. Об этом указывается в Указе Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года №858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года». В Концепции отмечается: «В современных условиях административное право охватывает не только сферу государственно-властных отношений. В орбите административного права находятся и отношения государственных учреждений с гражданами и организациями при предоставлении публичных, то есть государственных услуг. При этом правовая природа государственных услуг отлична от обычных государственных функций, как это было отмечено в соответствующем решении Конституционного Совета. Для обеспечения функционирования этого института нужна соответствующая правовая база».
Развитие системы государственных услуг становится одним из приоритетных направлений процесса проведения административной реформы. Сегодня посредством введения системы государственных услуг «центр тяжести» в административном праве смещается с вертикали «власть-подчинение» на горизонталь «государственные услуги-потребители государственных услуг». Защита и реализация прав и законных интересов граждан и организаций, возведенные в ранг публичного интереса, и есть современное содержание правозащитной функции административного права. По сути, в сфере государственных услуг основным принципом становится не разрешительный принцип, а заявительный. Сам разрешительный принцип приобретает сегодня новое содержание. Так, в постановлении Правительства Республики Казахстан от 27 ноября 2008 года №1100 «О концепции совершенствования разрешительной системы в Республике Казахстан на 20092011 годы» определены следующие основные приоритеты при дальнейшем реформировании разрешительной системы: повышение качества оказания государственных услуг; сокращение административной нагрузки на предпринимательскую деятельность и наведение порядка в сферах, где присутствует избыточное государственное вмешательство; продолжение развития элементов «электронного правительства», прежде всего обеспечение широкого предоставления государственных услуг с применением информационно-коммуникационных технологий.
Большую роль в вопросах повышения качества предоставления государственных услуг, следовательно, качества жизни населения, призвана сыграть реализация «Программы развития «электронного правительства» Республики Казахстан на 2008-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства РК от 30 ноября 2007 года № 1155-1, по результатам которой в числе прочих предполагается:
- сокращение до 50% времени ожидания результата оказания услуги;
- оказание социально-значимых электронных услуг по 14 категориям, наиболее востребованных для бизнеса - по 8 категориям, для достижения эффективности государственного управления ресурсами - по 4 категориям;
- обеспечение современной правовой базой для защиты конституционных прав и свобод физических и юридических лиц при оказании электронных государственных услуг.
В основу Программы заложена концепция развития сервис-ориентированной модели электронного правительства, направленная на автоматизацию наиболее востребованных (базовых) категорий государственных услуг.
Как разъясняется в Нормативном постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 октября 2008 года №8 «Об официальном толковании статьи 54, подпунктов 1) и 3) пункта 3 статьи 61, а также ряда других норм Конституции Республики Казахстан по вопросам организации государственного управления», понятие «государственная услуга» в Конституции Республики Казахстан отсутствует. По мнению Конституционного Совета, при определении содержания этого понятия законодатель мог бы исходить из следующего. Государственная услуга является одной из форм реализации отдельных функций государственных органов, носит преимущественно гражданско-правовой характер (то есть преимущественно имущественный характер), оказывается, как правило, индивидуально, без применения государственного принуждения. Отметим, что в данной резолютивной части Постановления Конституционного Совета наличествует дискреционная норма «законодатель мог бы», а также в ней содержатся оговорки «преимущественно» и «как правило». Это свидетельствует об актуальности дальнейшего правового анализа понятия «государственные услуги», анализа соотношения понятий «государственные функции», «государственные услуги», «социальные услуги», «публичные услуги».
Пункт 2-2 статьн 1 Закона Республнкн Казахстан от 27.11.2000 №107-2 «Об адмнннстратнв-ных процедурах» устанавлнвает: «Государственная услуга - деятельность, основанная на функ-цнях, полномочнях, предусмотренных законода-тельнымн актамн Республнкн Казахстан н акта-мн Презндента Республнкн Казахстан, фннансн-руемая за счет бюджетных средств н нз бюджета (сметы расходов) Нацнонального Банка Рес-публнкн Казахстан, направленная на обеспече-нне прав, свобод, защнту законных ннтересов н удовлетворенне потребностей фнзнческнх н юрн-днческнх лнц, осуществляемая в соответствнн со стандартамн государственных услуг». Пункт 2-3 указанного Закона определяет, что «стандарт государственной услугн - норматнвный правовой акт, устанавлнвающнй требовання к оказанню государственной услугн, включающнй характерн-стнкн процесса, формы, содержання н результата оказання государственной услугн [5].
Такнм образом, государственная услуга определяется как деятельность, которая:
1. Основывается на законодательно закрепленных функцнях н полномочнях.
2. Фннанснрузтся за счет бюджетных средств н нз бюджета (сметы расходов) Нацнонального Банка РК.
3. Направлена на обеспеченне прав, свобод, защнту законных ннтересов н удовлетворенне потребностей фнзнческнх н юрнднческнх лнц.
4. Регламентнруется в норматнвных правовых актах - стандартах государственных услуг, содер-жащнх требовання к ней н ее характернстнкам.
Как показывает аналнз, Казахстан предпрн-ннмает серьезные шагн для формнровання законодательства, регулнрующего государственные услугн. Вместе с тем актуалнзнровался вопрос дальнейшего совершенствовання норматнвной правовой базы, регулнрующей взанмосвязн субъектов государственных услуг н нх потребн-телей н четко определяющей категорнально-по-нятнйный аппарат данного нового ннстнтута ад-мнннстратнвного права.
Так, на наш взгляд, закрепленное в Законе Рес-публнкн Казахстан «Об адмнннстратнвных процедурах» понятне «государственная услуга» нуждается в уточненнн. Средн прнзнаков отсутствует указанне субъектов государственных услуг. Исходя нз смысла положеннй пункта 2-5 н подпункта 1) пункта 1 статьн 15 Закона, субъектамн государственных услуг являются государственные органы н органнзацнн, а также должностные лнца. На наш взгляд, весьма важно указать субъектов
деятельностн, субъектов оказання государственных услуг, а также то, что нмн являются государственные органы н должностные лнца нсполнн-тельных органов властн. В протнвном случае, нс-ходя нз прнзнаков, которые даны в определеннн понятня государственной услугн, возможно расшн-рнтельное толкованне субъектов государственных услуг, что позволяет отнестн к ннм, к прнмеру, н судебные органы, н Констнтуцнонный Совет РК, н органы местного самоуправлення.
Однако законодатель мог намеренно не вклю-чнть в определенне понятня «государственная услуга» указанне на субъекта оказання государственных услуг в связн с тем, что к таковым он относнт не только государственные органнзацнн, но н юрнднческнх лнц, на которых возлагается выполненне соответствующего государственного заказа. В этом случае, на наш взгляд, было бы правомерным взять за основу определенне государственной услугн, данное в таком подзаконном акте как «Модельные методнческне рекоменда-цнн по определенню показателей стандартов государственных услуг», утвержденном прнказом Председателя Агентства РК от 8 декабря 2006 года №02-01-01/172. Идентнчное определенне государственной услугн дается н в Государственном стандарте «Стандартнзацня государственных услуг», утвержденном прнказом Комнтета по тех-ннческому регулнрованню н метрологнн Мнннстер-ства нндустрнн н торговлн Республнкн Казахстан от 29 декабря 2005 года №501. В обонх подзаконных документах под понятнем «государственная услуга» поннмается «результат взанмодействня государственного органа, учреждення, а также иной организации, выполняющей государственный заказ, с заннтересованнымн фнзнчес-кнмн н юрнднческнмн лнцамн, а также внутренней деятельностн поставщнка, направленный на удовлетворенне законных прав н ннтересов потре-бнтелей». В этом определеннн прнвлекает также то, что в нем нспользуется слово «взанмодей-ствне». Т.е. это нг просто деятельность субъекта государственной услугн, осуществляемая в одностороннем порядке на основе стандартов государственных услуг, а это такая деятельность, которая подразумевает две стороны - субъекта государственной услугн н клнента - потребнтеля государственной услугн. В таком определеннн более ясно показывается сущность понятня.
Вместе с тем, на наш взгляд, еслн законодатель в чнсло субъектов государственных услуг (нных органнзацнй, выполняющнх государственный заказ) включает не только государственные
организации, но и органы местного самоуправления, организации со смешанной формой собственности или частными организациям, то использование понятия «государственные услуги» в этом случае является некорректным. Здесь более правомерным является использование понятия «публичные услуги».
Кроме того, в определении понятия «государственная услуга», данном в указанных подзаконных актах, в отличие от понятия, содержащегося в Законе РК «Об административных процедурах», отсутствует указание на финансирование такой деятельности за счет бюджетных средств и из бюджета (сметы расходов) Национального Банка РК. И это имеет обоснованный характер, поскольку многие государственные услуги предполагают также и оплату из средств самого потребителя этой услуги. Достаточно в этом убедиться на примере услуг, предоставляемых в ЦОНах, БТИ.
На наш взгляд, в отличие от положений Закона РК «Об административных процедурах», более корректным является также определение понятия «стандарт государственной услуги», который дается в «Модельных методических рекомендациях по определению показателей стандартов государственных услуг». Под последним понимается «нормативный правовой акт, устанавливающий принципы, требования, нормативные значения показателей качества и доступности государственной услуги, порядок взаимодействия с физическими и юридическими лицами и иные нормы, обязательные для выполнения, обеспечивающие право потребителей на получение государственных услуг установленного качества». Положительным здесь является указание на качество государственной услуги, порядок взаимодействия и иные нормы, «обязательные для выполнения». Т.е. закрепляется обязательность требований и норм, обеспечивающих качество государственной услуги. Определение понятия «стандарт государственной услуги», данный в Законе «Об административных процедурах» носит некорректный характер ввиду наличия повторов (определение дается через дважды повторяемое словосочетание «оказания государственной услуги»).
Является положительным тот факт, что отечественный законодатель рассматривает применение норм, регламентирующих административные процедуры, сквозь призму обеспечения прав и законных интересов граждан. Так, статья 15 Закона «Об административных процедурах» четко регламентирует требования, предъявляемые к процедурам реализации прав граждан. В целях
обеспечения прав и законных интересов граждан пункт 1 указанной статьи устанавливает обязательность соблюдения следующих требований к процедурам:
- порядок реализации прав, при котором граждане обязаны предоставлять государственным органам и должностным лицам минимальное число документов, подтверждающих юридически значимые факты;
- минимальный срок реализации прав и обеспечения законных интересов граждан;
- минимальное число инстанций, с которыми согласовывается проект решения по реализации прав граждан;
- заблаговременное извещение граждан о месте и времени рассмотрения дела соответствующим лицом или органом;
- возможность ознакомления с материалами дела, связанными с рассмотрением его обращения, возможность личного участия гражданина в разбирательстве по его обращению;
- ведение дела по обращению гражданина одним и тем же должностным лицом, не допуская необоснованной передачи материалов дела, связанных с обращением гражданина, другому должностному лицу;
- недопущение случаев, когда рассмотрение обращения гражданина возлагается на лицо, в отношении которого есть основания полагать, что оно не заинтересовано в объективном решении вопроса.
Пункт 2 статьи 15 Закона «Об административных процедурах» устанавливает запреты в отношении рассматриваемых процедур. Процедуры не должны допускать:
- обращения жалобы во вред лицу, подавшему жалобу, или в интересах которого она была подана;
- направления обращений должностным лицам, действия которых обжалуются в обращении;
- возможности разглашения без согласия граждан сведений об их частной жизни, личной и семейной тайне;
- установления данных о личности гражданина, не относящихся к обращению [6].
Вместе с тем Закон РК «Об административных процедурах» не предусматривает регламентацию системы обратной связи с пользователями государственных услуг. Не закрепляется и правовая ответственность государственных служащих за некачественное предоставление (неправомерный отказ в предоставлении) государственной услуги. В случае если законодатель все-таки допускает в качестве субъекта государственных
услуг негосударственные органнзацнн, то необ-ходнмо закрепнть в Законе РК «Об адмнннстра-тнвных процедурах» требованне прнменення состязательных процедур прн выборе субъекта государственной услугн лнбо условня, прн которых этн услугн могут предоставляться негосудар-ственнымн органнзацнямн.
В Законе Республнкн Казахстан от 23 января 2001 года №148 «О местном государственном управленнн н самоуправленнн в Республнке Казахстан» нспользуются термнны «государственная услуга» н «электронная услуга» в следующнх случаях.
Согласно пункту 1 статьн 27, компетенцня акн-мата областн (города республнканского значення, столнцы) предусматрнвает:
- в подпункте 11-1) органнзацню деятельнос-тн центров обслужнвання населення по предос-тавленню государственных услуг фнзнческнм н юрнднческнм лнцам по прннцнпу «одного окна»;
- в подпункте 21-1) оказанне электронных услуг с прнмененнем ннформацнонных снстем.
Согласно подпункта 17-1) пункта 1 статьн 31 в компетенцнн районного (города областного зна-чення) акнмата предусматрнвается оказанне электронных услуг с прнмененнем ннформацнон-ных снстем. Определенне понятня «государственная услуга» Закон не дает [7]. На наш взгляд, нменно в этом Законе было бы правомерным зак-репнть понятне «публнчные услугн», о которых мы скажем ннже.
Закон Республнкн Казахстан «О государственной службе» от 23.07.1999 №453-1 вообще не ре-гулнрует такое важнейшее в современных усло-внях средство реалнзацнн компетенцнн государственных органов н должностных лнц, как государственная услуга. Отсутствне в данном Законе как основном регуляторе деятельностн государственных служащнх норм, регулнрующнх государственные услугн, на наш взгляд, является существенным недостатком отечественного законодательства. Поскольку, безусловно, предос-тавленне государственных услуг тесно связывается нменно с государственной службой.
Здесь также важным представляется затронуть н такой вопрос. Правовые отношення в снс-теме государственной службы можно рассмат-рнвать в двух аспектах - как государственно-служебные (между государством н государственным служащнм) н публнчно-правовые (между государственным служащнм н гражданнном). Характерно, что во многнх зарубежных странах вместо понятня «государственная служба» более рас-
пространено понятие «public service» - публичная служба. К примеру, в законодательстве Франции публичная служба определяется как «деятельность в общественных интересах, осуществляемая под руководством политической власти от имени и в интересах граждан... Государственный служащий, т.е. гражданин, состоящий на государственной службе, оказывает услуги другим гражданам, но одновременно он является представителем государства и в силу этого принимает свое скромное участие в осуществлении государственной власти» [8].
Понятие «публичная служба» шире понятия «государственная служба», поскольку охватывает наряду с деятельностью государственных служащих деятельность работников местных органов самоуправления, а также деятельность организаций, предоставляющих услуги на основе государственно-частного партнерства (договорной основе). Соответственно, понятие «публичные услуги» включает в себя такие ее виды, как «государственные услуги», «социальные услуги».
Понятия «публичная служба», «публичные услуги» подразумевают публичный характер государственной службы, их реализацию в общественных интересах, от имени и в интересах граждан, в интересах всего общества, а также вовлеченность граждан, общества в управленческие процессы, контроль их за качеством государственных услуг.
Как указывалось выше, человеческий фактор в системе государственной службы, помимо государственных служащих, включает еще и способности гражданина или потребителей услуг принимать участие в процессе управления и в государственно-административной деятельности. В этом плане, на наш взгляд, необходимо закрепить в законодательстве обязанность привлекать к внешнему контролю за исполнением государственных услуг независимых экспертов и консультантов из числа неправительственных организаций, научного сообщества, других институтов гражданского общества. Тем самым внедрять контроль граждан как потребителей государственных услуг на институциональной основе, чтобы эффект от такого контроля носил не временный, а систематический и регулярный характер.
В целом, рассмотрение вопросов, связанных с человеческим фактором в системе государственной службы в контексте оказания и потребления государственных услуг, показало, что здесь имеются два аспекта. Первый связан с челове-
ческим капиталом самой государственной службы, от эффективности которого зависит качество государственных услуг; второй - с возможностями граждан как потребителей государственных услуг участвовать в процессе и контролировать соответствие государственных услуг установленным стандартам. Правовое регулирование сферы государственных услуг в современном разви-
тии Казахстана вступает в новую стадию ввиду ее институционализации. Среди первооочередных задач, стоящих перед научной общественностью республики - дальнейшая разработка категориально-понятийного аппарата, принципов и других методологических аспектов развития института государственных услуг с учетом накопленного международного опыта.
Использованная литература
1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: Изд-во «РАГС», 2002. - С. 141.
2. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года / Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 // Казахстанская правда. 2 февраля 2010 года.
3. Человеческий фактор в контексте укрепления потенциала в целях развития. Записка Секретариата Комитета экспертов по государственному управлению ООН. Нью-Йорк. 30 марта - 3 апреля 2009 года. С. 2.
4. Там же. С. 23.
5. Об административных процедурах. Закон Республики Казахстан // Государственная служба. Сборник нормативных правовых актов: Практическое пособие. - Алматы: Изд-во «Норма-К», 2009. - С. 39-40.
6. Там же. С. 47-48.
7. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года №148 «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» // Казахстанская правда. 30 января 2001 года.
8. Салон С. Государственные служащие во Франции: вопросы правового статуса // Чиновник. 2001. - № 4(14). - С. 24.
К,аз1рг1 замангы К,азацстанда мемлекеттт цызмет кврсету взШц элеуметтт магынасын-дагы мемлекеттгк цызметт1 жузеге асырудыц мацызды цуралы болып отыр. Мемлекеттгк цызмет кврсету саласы институционализациялану сатысында тур. К,азацстандыц зац гылы-мы ушт мемлекеттт цызмет кврсетудщ тустд1ру аппараты жэне этмшшк цуцыцтыц ата-лган жаца институтын дамытудыц басца да цуцыцтыц аспект1лерт эз1рлеу взектг мэселеге айналды.
В современном Казахстане государственные услуги становятся важным инструментом реализации государственным аппаратом своей социальной сущности. Сфера государственных услуг находится в стадии институционализации. Для казахстанской юридической науки актуализировалась задача разработки понятийного аппарата государственных услуг и других правовых аспектов развития данного нового института административного права.
In contemprary Kazakhstan the government services become the important instrument of exerting social nature of the state machine. Now the sphere of the government services is in the stage of institutionalization. The task of development notional apparatus of the government services and other legal aspects of this new institute of Administrative Law are actualized for the domestic juridical science.