Научная статья на тему 'Человеческий потенциал и новое качество экономического роста'

Человеческий потенциал и новое качество экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий потенциал и новое качество экономического роста»

В. МУЗЫЧУК, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики РАН

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И НОВОЕ КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Обзор мировых тенденций

Рубеж XX-XXI столетий ознаменован сменой парадигмы экономического развития. Это выражается в становлении так называемой новой или инновационной экономики, т.е. экономики, базирующейся на знаниях и информационно-коммуникационных технологиях. В настоящее время достижение долговременного устойчивого экономического роста непосредственно связано с переходом на инновационный путь развития. Речь идет о становлении иного, качественно нового технологического уклада, основанного на повышении роли и значения инноваций, новых научных знаний и информации, поэтому перспективы роста непосредственно связаны с накоплением человеческого потенциала и развитием сферы НИОКР. Экономический рост все в большей мере обеспечивается за счет использования знаний, информационных ресурсов, интеллекта, главным носителем и генератором которых является человек со своим багажом опыта и профессионализма.

Переход мировой экономики на инновационный путь развития характеризуется следующими основными тенденциями:

Первое. Знание и информация становятся самостоятельным ресурсом и главным фактором производства, вследствие чего повышается уровень наукоёмкости экономических систем развитых стран. Это выражается в общем увеличении затрат на НИОКР, совершенствовании их структуры и кадрового обеспечения, становлении группы новых отраслей экономики, эффективность которых в значительной степени определяется затратами на НИОКР, а также в функционировании традиционных отраслей на качественно новой основе.

Так, в США расходы на научные исследования и разработки в официальных правительственных документах именуются как «инвестиции в будущее». Они дают почти десятикратный экономический эффект, так как каждый доллар, вложенный в научные исследования и разработки, обеспечивает прирост ВВП США на 9 долларовНа сегодняшний день США являются абсолютным лидером по величине валовых внутренних расходов на НИОКР.

В декабре 2006 г. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был опубликован статистический отчет о развитии сферы НИОКР («Science, Technology and Industry Outlook 2006»), по данным которого Китай к концу 2006 г. занял второе место в мире по совокупным вложениям в научные исследования и разработки, опередив Японию (табл.1).

Таблица 1

Динамика валовых внутренних расходов на научные исследования и разработки

(ППС* в млрд. долл.)2

1981 1985 1990 1995 2000 2005 2006

1 Патрон А.П. Государственное хозяйствование в США в начале XXI века. // США и Канада: экономика, политика, культура. 2004. № 4. С. 30.

2 OECD, Science, Technology and Industry Outlook 2006 (см. интернет-сайт ОЭСР - www.oecd.org).

Япония 25,0 40,2 64,9 76,2 98,8 123,4 129,0

США 72,7 115,2 152,4 184,1 267,8 325,0 337,9

ЕС-15 56,9 80,1 115,1 133,5 175,9 222,6 233,3

Китай - - - 17,4 44,8 113,2 136,3

* Паритет покупательной способности - отношение между двумя или несколькими валютами, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определенному набору товаров и услуг.

Совокупные расходы Китая на научные исследования и разработки за последнее десятилетие росли опережающими темпами по сравнению с ростом самого ВВП. Валовые внутренние расходы на НИОКР (в % от ВВП) за период 1994-2004 гг. увеличились в 2 раза: с 0,6 до 1,2%. В абсолютном выражении эти расходы выросли с 17 млрд. долл. в 1994 г. до 94 млрд. долл. в 2004 г. По предварительным оценкам, в 2006 г. они составили 136 млрд. долл.

В рамках Европейского Союза уже несколько лет лидирующее положение в развитии сферы НИОКР занимают Швеция и Финляндия. По объему совокупных расходов на научные исследования и разработки в расчете на душу населения эти страны опережают США (табл. 2).

По данным ОЭСР в России максимальное значение валовых внутренних расходов на научные исследования и разработки за период 1991-2004 гг. наблюдалось в 1991 г, достигнув отметки в 1,43% от ВВП. В 1992 г. этот показатель снизился почти вдвое, составив 0,74% от ВВП. В последующие годы эти расходы постепенно увеличивались, достигнув 1,17% в 2004 г.3.

Таблица 2

Валовые внутренние расходы на научные исследования и разработки в 2003 г. в отдельных странах ОЭСР (в %)4

Страны % от ВВП Расходы (в %) долл./на чел. (в текущих ценах)

государст венные внутрифирме нные

Дания 2,53 28,21 61,41 780

Финляндия 3,49 25,72 70,0 995

Франция 2,10 38,36 52,11 610

Германия 2,55 31,14 66,12 692

Япония 3,15 17,69 74,52 893

Швеция 3,98 23,45 64,97 1150

Великобритания 1,89 31,29 43,90 564

США 2,60 31,20 63,11 978

В среднем по ОЭСР 2,24 30,48 61,61 589

Интересна статистика патентования, отражающая способность экономики получать реальную отдачу от использования инноваций. По данным ОЭСР самая высокая активность патентования нововведений отмечается в США, Германии и Японии (по количеству заявок в Европейское патентное бюро). В 2001 г. из этих стран в Европейское патентное бюро поступили, соответственно, 28515, 21310 и 18844 заявки на получение патента. Среди членов ОЭСР можно также отметить Францию и Великобританию, правда активность патентования в них существенно ниже уровня стран лидеров (соответственно, 7175 и 5342 заявки). В других странах ОЭСР патентная активность не

3 OECD Factbook 2006. Р. 129.

4 OECD in Figures - 2005. РР. 70-71. (www.oecd.org).

превышает 5% уровня США5. Если же говорить о количестве запатентованных нововведений в расчете на 1 млн. человек, то, по данным Доклада о развитии человека 2006, особенно следует выделить Японию (874 патента) и Южную Корею (738). Далее следуют США (281), Швеция (275), Финляндия (222), Франция (156). В России приходится 133 патента на 1 млн. человек6.

Современная экономика развитых стран функционирует в режиме интенсивного развития, повышения продуктивности интеллектуального производства, его организации и предельно рационального управления. Поэтому особую актуальность приобретает проблема поиска реальных механизмов превращения нового знания в продуктовые и/или технологические нововведения, т.е. механизмов внедрения инноваций в репродуктивную сферу.

Второе. Интенсификация современных экономических систем происходит в рамках широкомасштабного развития информационной инфраструктуры, представляющей собой комплексную индустрию передачи и обработки информации на базе новейшей электронной техники и средств связи. Принципиальное значение информационной инфраструктуры заключается в том, что она является составным элементом всей производственной инфраструктуры, без которой невозможен нормальный воспроизводственный процесс.

О скорости распространения информационных технологий за последнее десятилетие свидетельствует, в частности, динамика числа абонентов сотовых мобильных сетей, количество пользователей системы Интернет, масштабы магистральной телефонизации населения (табл. 3).

Таблица 3

Развитие информационной инфраструктуры в 1990 - 2004 гг.7

Число

Магистральные абонентов Пользователи

Страны телефонные линии сотовых мобильных системы Интернет

(на 1000 человек) сетей (на 1000 человек)

(на 1000 человек)

1990 2004 1990 2004 1990 2004

Швеция 683 708 54 1034 6 756

США 545 606 21 617 8 630

Япония 441 460 7 716 - 587

Великобритания 441 563 19 1021 1 628

Финляндия 535 453 52 954 4 629

Франция 495 561 5 738 1 414

Германия 401 661 3 864 1 500

Россия 140 243* 0 517 0 111

* 2001 г.

Безусловным лидером по всем вышеперечисленным параметрам информатизации общественной жизни является Швеция, за ней следуют Великобритания и Финляндия. По развитию информационной инфраструктуры Россия пока еще отстает от ведущих стран мира, но приближается к ним ускоренными темпами. Всего за три года (2001 - 2004 гг.)

OECD in Figures 2005. РР. 74-75. (www.oecd.org).

6 Доклад о Развитии Человека 2006 год. C. 327-328. (Human Development Report 2006; см.: www.undp.org)

Доклад о Развитии Человека 2006 год. C. 327-328. (Human Development Report 2006; см.: www.undp.org).

число абонентов сотовых операторов увеличилось с 53 до 517 на 1000 человек, т.е. почти в 10 раз, а количество пользователей Интернета возросло более чем в 3 раза.

Третье. На смену массовому производству, в основе которого лежал принцип - чем больше производится, тем дешевле становится продукт труда, приходит гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, способное мгновенно реагировать на быстроменяющиеся потребности экономики и общества. Индивидуальные заказы на базе высоких технологий, основанных на использовании микропроцессоров и микроэлектроники в целом, позволяют не производить большого количества однообразной продукции, а, не меняя хода производства, вносить в нее изменения и тем самым способствовать ее удешевлению.

Относительно общественного производства в целом следует отметить тенденцию к его социализации, переориентации на удовлетворение потребностей человека. Промышленность вынуждена реагировать на многообразие потребительских предпочтений, в том числе и эстетических запросов потребителей, так как зачастую в оценке товара большее значение играет не его технические характеристики (мощность двигателя), а культурно-символические качества (дизайн автомобиля). Поэтому в продвижении товаров на рынок акцент с ценовой конкуренции перемещается в сторону его потребительской ценности.

При этом социализация производства выражается не только в максимальном удовлетворении потребностей общества, но и в усилении внимания к социальным нуждам собственного персонала, необходимости «гармонизации» внутренней жизни предприятия, выходящей за рамки чисто производственной функции. Отсюда - увеличение социальных расходов корпораций, социальная ответственность бизнеса в целом.

Четвертое. Происходит резкое возрастание экономической, хозяйственно-функциональной и общественно значимой роли сферы услуг, в особенности тех ее отраслей, которые ответственны за воспроизводство человеческого потенциала (табл. 4).

Как следует из данных таблицы, доля сферы услуг в экономике развитых стран за последнее десятилетие продолжала увеличиваться, хотя и не такими быстрыми темпами, как это было в 70-80-х годах прошлого столетия. Относительно структуры самой сферы услуг отмечается рост удельного веса социально значимых услуг, от удовлетворения которых напрямую зависит развитие человеческого потенциала. Подтверждением этому служит рост численности занятых в социально значимых отраслях, который в 2003 г. составил (в %): в Финляндии - 26,4, Франции - 25,3, Германии - 22,4, Японии - 27,8, Швеции - 32,3, Великобритании - 23,8, США - 27,5 от общей численности занятых в экономике8.

Таблица 4

Удельный вес сферы услуг и социально значимых услуг в экономике отдельных

стран ОЭСР в 1993-2003 гг. (в % от ВВП)9

Страны Доля сферы услуг в экономике (в % от ВВП) Доля социально значимых услуг (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение и пр.) в экономике (в % от ВВП)

1993 2003 1993 2003

Финляндия 63,7 65,5 18,6 17,1

Франция 72,8 75,9 14,3 15,5

8 Там же. РР. 32-33.

9 OECD in Figures - 2005. РР. 22-23, 30-31. (см. интернет-сайт ОЭСР - www.oecd.com).

Германия 65,6 70,1 14,6 15,7

Япония 61,6 68,0 15,0 17,4

Швеция 68,3 70,1 18,5 20,3

Великобритания 66,9 72,0 15,5 17,4

США 72,2 76,5 15,6 15,8

В результате подобных изменений ускоренное развитие социально значимых отраслей и особенно социально-культурной сферы попадает в разряд стратегических направлений государственной политики, а совершенствование человеческого потенциала общества становится важнейшей предпосылкой развития хозяйственного потенциала страны.

Пятое. Происходит трансформация форм собственности в направлении отказа от доминирования какой-либо одной из них и перехода к их активному взаимодействию (совокупность частной, коллективной, корпоративной, государственной, муниципальной, общественной форм собственности). Вследствие этого, все большая часть населения вовлекается в отношения управления собственностью через индивидуальное или коллективное владение акциями, средний и мелкий бизнес.

Шестое. Существенно трансформируются характер и условия жизнедеятельности человека. Изменяется система потребительских предпочтений: наблюдается усиление роли социокультурных потребностей; возрастает потребность в товарах для облегчения бытовых сторон жизни человека с целью высвобождения свободного времени для досуга, творчества, занятием спортом; меняются представления о жилище - становится популярна концепция «умного дома». Возрастают требования к качеству рабочей силы, что предполагает высокое общее и профессиональное образование, творческое отношение к труду. Отсюда - высокий материальный и моральный статус высшего образования и интеллектуального труда. В результате подобных изменений меняется как профессиональный состав населения, так и социальная структура общества в целом.

Наконец, важнейшее значение приобретает экологическая составляющая производства и всего общественного жизнеустройства, что создает принципиально новые взаимоотношения между обществом и окружающей средой. Еще в 1987 г. Всемирная комиссия ООН опубликовала доклад «Наше общее будущее», в котором впервые констатировалось, что рост национальных экономик и мировой экономики в целом должен соответствовать экологическому потенциалу планеты.

В 2004 г. Мировой Банк представил программу «Знание для развития» (Knowledge for Development (K4D) program), в рамках которой был предложен подход к измерению экономики знаний на основе методологии оценки знаний (knowledge assessment methodology (KAM)). В оценке используются 76 структурных и количественных показателя, на основе которых выводятся 4 основных индекса - Индекс институциональной инфраструктуры, Индекс образования, Индекс информационных и коммуникационных технологий и Индекс инноваций, среднее значение от которых представляет собой Индекс экономики знаний (Knowledge Economy Index (KEI)).

Сравнение отдельных стран по Индексу экономики знаний (табл. 5) показало, что главным уязвимым звеном для становления в России экономики знаний является состояние ее институциональной инфраструктуры, индекс которой в 3 раза ниже этого показателя в развитых странах.

Таблица 5

Индекс экономики знаний и его составляющие

для отдельных стран, 200410

Страна Индекс Институц Иннова Образова Информа-

эконом иональна ции ние ционные и

ики знаний я инфрастр уктура коммуникационные технологии

Швеция 9,25 8,36 9,67 9,20 9,78

США 8,69 7,81 9,47 8,43 9,03

Германия 8,38 7,95 8,88 7,87 8,82

Ирландия 8,04 8,01 7,86 8,23 8,07

Южная Корея 7,70 6,10 7,88 7,80 9,03

Россия 5,69 2,43 7,57 7,52 5,25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аргентина 5,23 1,74 6,06 7,13 5,99

Бразилия 5,03 3,92 4,84 5,55 5,82

Украина 4,92 2,49 6,03 7,82 3,33

Казахстан 3,62 1,55 4,08 6,30 2,56

Китай 3,50 2,42 4,18 3,04 4,35

Несоответствие институциональной инфраструктуры основным тенденциям развития экономики знаний сказывается и на отставании России по Индексу информационных и коммуникационных технологий. В то же время высокий уровень образования и относительно хорошо развитая материально-техническая база национальной инновационной системы свидетельствуют о колоссальных возможностях становления в России экономики знаний.

От теории человеческого капитала к концепции человеческого потенциала

Традиционный подход к оценке экономического успеха страны в теории человеческого капитала отличается от анализа в рамках концепции человеческого потенциала. В теории человеческого капитала вложения в человека анализируются по аналогии с инвестициями в материальные ресурсы как капитализация благ. Процесс накопления человеческого капитала в виде определенного запаса знаний, навыков, способностей, мотиваций и пр., во-первых, направлен на его целесообразное использование в общественном воспроизводстве, во-вторых, способствует росту производительности труда и эффективности производства, в-третьих, реализуется через увеличение заработков (дохода), что, в свою очередь, стимулирует человека к приумножению этого запаса с целью последующего эффективного применения. Таким образом, в теории человеческого капитала человек является фактором или средством экономического роста и представляет интерес только с точки зрения спроса на ресурсы для собственного развития.

Человеческий потенциал - понятие более емкое, содержательное, нежели понятие человеческого капитала. В концепции человеческого потенциала достижение высокой социально-экономической результативности развития общества связано с полнотой использования человеческих возможностей, причем речь идет о раскрытии творческих созидательных способностей человека и самореализации личности. Для оценки экономического успеха используется система социальных, экономических, психологических, этических характеристик состояния общества, которые включают

10 National Human Development Report 2005. Russia in 2015: Development Goals and Policy Priorities. (www.undp.ru). P. 21.

свыше 250 составляющих. Основополагающими среди них являются: уровень образования и потенциал здоровья, уровень гармонизации взаимоотношений человека с окружающим миром, трудовая мотивация, демократизация управления, социально-политическая стабильность, система выборов, гарантии личной безопасности человека и т.д. В концепции человеческого потенциала человек выступает и как цель развития общества, итог социально-экономических преобразований, и как важнейшая преобразующая сила, вследствие чего каждый индивид через раскрытие своих творческих созидательных способностей участвует не только в качественном улучшении общественного жизнеустройства, но и вносит свой вклад в формирование духовно-нравственной атмосферы в обществе.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) является на сегодняшний день наиболее приемлемым показателем, характеризующим качество жизни и степень раскрытия творческих созидательных способностей человека в той или иной стране.

ИРЧП является производным показателем от трех важнейших индикаторов условий жизнедеятельности человека: средняя продолжительность жизни, уровень образования и среднедушевой ВВП. Совокупность этих показателей позволяет отразить состояние здоровья населения. Показатель долголетия, с одной стороны, свидетельствует о реальных возможностях трудовых ресурсов страны, позволяет оценить существующий в стране уровень доходов, характер и структуру потребления.

Переход России на инновационный путь развития заставляет по-иному взглянуть на конкурентные преимущества нашей страны, подлинным достоянием которой являются высокий уровень образования и культуры, квалификация и производственный опыт населяющих ее людей. Главным богатством России является ее человеческий потенциал, поэтому основными критериями экономического и социального прогресса нашей страны должны стать всестороннее развитие человека, реализация его созидательных и творческих способностей.

В настоящее время развитие человеческого потенциала в России характеризуется следующими основными тенденциями:

Во-первых, ИРЧП России существенно уступает значению этого показателя в развитых странах, причем основное отставание связано с низкой продолжительностью жизни россиян и невысоким уровнем среднедушевого ВВП (табл. 6).

Таблица 6

Сравнительные характеристики России и отдельных развитых стран по продолжительности жизни и объему ВВП на душу населения в 2004 г.11

Продолжительность жизни при рождении (в годах) ВВП на душу населения (ППС в долл. США)

Россия 65,2 9902

Великобритания 78,5 30821

Германия 78,9 28303

Финляндия 78,7 29951

Франция 79,6 29300

Швеция 80,3 29541

Япония 82,2 29251

США 77,5 39676

11 Доклад о Развитии Человека за 2006 год. С. 283-284. (см.: www.undp.org).

В середине 60-х годов по показателю продолжительности жизни Россия лишь немного отставала от развитых стран, однако в дальнейшем он стал снижаться. Сегодня же разрыв в средней продолжительности жизни россиян по сравнению с развитыми странами составляет более 10 лет. Причем только повышение уровня жизни, качества и доступности медицинских услуг, без принятия особых мер вряд ли позволит снизить высокую смертность в нашей стране.

Уровень среднедушевого ВВП в России в 4 раза ниже значения этого показателя в США, который является одним из самых высоких. По уровню доходов на душу населения наша страна занимает такие же позиции как Мексика, Уругвай, Коста-Рика. В Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2005 г. отмечается, что «в 2003 г. 1% российского населения относился к экстремально бедным по стандартам Декларации тысячелетия (линия бедности 1 доллар в день) и 5% считались таковыми в соответствии с критериями Всемирного банка (2.15 доллара в день)12. Поэтому сокращение бедности, по мнению разработчиков доклада, является важнейшим национальным приоритетом развития России13.

По уровню образования Россия не уступает развитым странам, причем качество подготовки российских школьников и студентов по многим направлениям выше. В 2004 г. уровень грамотности взрослого населения РФ (в возрасте 15 лет и выше) составил 99,4%, а совокупный валовой показатель числа поступивших в учебные заведения первой, второй и третьей ступени - 88%.

Во-вторъгх, человеческий потенциал не востребован обществом и государством. Несмотря на декларативные выступления чиновников о необходимости совершенствования человеческого потенциала, налицо - отсутствие потребностей в его применении для реализации инновационных и социально-экономических преобразований. В результате, высокий уровень образования и квалификации рабочей силы, большие наработки отечественных ученых в технико-технологической, инновационной сфере и пр., т.е. весь имеющийся потенциал развития для инновационного и экономического прорыва лежит без движения, имеет низкую экономическую оценку из-за отсутствия конкретных механизмов его активизации.

В частности, И.А. Майбуров на основе усовершенствования подходов Т. Шульца и Э. Денисона к определению вклада образования в экономический рост констатирует, что в России «проведенные расчеты показывают недостаточно используемые в современных условиях резервы повышения экономического роста, в первую очередь - это научно-технологического и образовательного факторов. Если увеличить финансирование системы образования на один процентный пункт от ВВП, т.е. с 3 до 4%, а внутренние затраты на НИОКР - на 2 процентных пункта (с 1 до 3% от ВВП), можно тем самым (при средней норме отдачи от инвестиций в образование - 10%, а от инвестиций в науку - 15%) обеспечить ежегодный прирост ВВП на 0,4 к 5%, наблюдавшимся в 2001 г.»14.

Таблица 7

Вклад различных уровней системы образования в экономический рост в 2001 г. (в %)15

12 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2005. С. 34.

13 Следует отметить, что снижение уровня бедности в 2 раза заявлено в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.).

14 Майбуров И.А. Вклад человеческого капитала в экономическое развитие России. // Экономическая наука современной России. 2003. № 4. С. 68.

15 Там же. С. 67.

Показатель Общий вклад (100%) в т.ч. по уровням

начальн ое среднее профессиональное

началь ное среднее высшее

Потенциальный вклад 14,2 0,09 13,2 8,2 34,7 43,8

Реальный вклад 14,2 0,40 22,0 10,4 32,9 34,3

Причем наибольший вклад в экономический рост среди различных уровней образования принадлежит высшей школе, которая является высокопроизводительной отраслью, обеспечивающей мощный социальный и экономический эффект (табл. 7).

В-третьих, качество человеческого потенциала не соответствует целям и задачам перехода современной российской экономики на инновационный путь развития. В этой связи существуют две важнейшие проблемы: продолжающаяся интеллектуальная эмиграция из России или так называемая «утечка мозгов» и вторая -несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, вызванная несогласованностью подготовки специалистов и реальных потребностей экономики.

«Утечка мозгов» усиливает наше технологическое отставание, причем интеллектуальная эмиграция происходит в основном за счет лучших и наиболее перспективных научных и инженерных кадров страны. Кроме того, «утечка мозгов» сказывается на ухудшении состояния научной школы, которая занимала (и занимает) ведущие позиции в отдельных направлениях мировой науки (например, математика, биология).

Качество человеческого потенциала должно соответствовать целям и задачам предпринимаемых экономических преобразований, поэтому важнейшее значение приобретает развитие образования, в частности, высшей школы, профессиональной подготовки и переподготовки кадров. В первую очередь оно должно быть тесно увязано с рынком труда, что позволит решить такие проблемы, как перепроизводство одних специалистов и недопроизводство других, массовый отток специалистов, ухудшение профессионально-квалификационной структуры работников, моральное старение знаний и пр.

В-четвертых, высокий уровень развития человеческого потенциала, существующий за счет прошлых накоплений и сформированный усилиями старших поколений, в настоящее время сохраняется, правда, с усиливающимися тенденциями его обесценивания на фоне ухудшения качества жизни основной массы его носителей, в условиях низких доходов и резкого социального расслоения общества. Очевидно, что активизация позитивных накоплений человеческого потенциала возможна только при условии существенного улучшения качества жизни, скорейшего решения назревших социальных проблем.

В-пятых, отсутствует эффективное управление интеллектуальным капиталом на микроуровне, т.е. на уровне фирмы, предприятия, корпорации. В современном обществе меняется процесс производства знаний. Раньше было четкое распределение ролей: одни производили знания, другие им обучали, третьи их потребляли. Сейчас создаются компании, преимущественно выпускающие конкурентоспособный наукоемкий продукт, коллективы которых сами производят и потребляют знания. При оценке уровня капитализации таких компаний их рыночная стоимость оказывается в 20-30 раз выше балансовой, и разницу образуют невещественные элементы - интеллектуальный капитал, лицензии, брэнды, патенты, доверие партнеров и потребителей. Отсюда интерес к новой

области менеджмента - управлению знаниями, при котором обеспечивается комплексный подход к производству и потреблению знаний в стратегии фирмы.

В-шестых, в обществе достаточно велик антагонистический потенциал. Прежде всего, это связано с накоплением разочарований, когда ожидания людей, связанные с улучшением условий жизни, остаются нереализованными. По данным июньского опроса Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), в 2005 г. только 10% россиян выразили твердую уверенность в завтрашнем дне, 59% констатировали, что за последние годы в России стало больше страха, 65% признались, что в их жизни стало меньше радости. В 2006 г. результаты сентябрьского опроса показали, что 29% россиян совершенно не устраивает их жизнь, 40% - «отчасти устраивает, а отчасти нет». 53% респондентов ответили, что «жить трудно, но можно терпеть», а 19% констатировали, что «терпеть наше бедственное положение уже невозможно» (их доля с каждым годом становится меньше, по сравнению с 1993 г. она снизилась почти вдвое). 50% опрошенных заявили, что в ближайшее время никакого улучшения жизни не произойдет.

Причем социологические данные свидетельствуют о пассивности антагонистического потенциала, о низкой протестной активности россиян. Так, на вопрос, насколько возможны сейчас массовые выступления против падения уровня жизни, в защиту своих прав, 58% респондентов ответили, что это маловероятно, а 67% россиян сказали, что, скорее всего, не примут участия в такого рода митингах, демонстрациях протеста.

Наконец, не учитывается культурная составляющая в развитии человеческого потенциала. Однако доступность культурных ценностей широким слоям населения становится одним из важнейших индикаторов качества жизни в современном обществе. Побуждая общественность к участию в культурной жизни, государство не только повышает уровень культуры своих граждан, но и заботится о совершенствовании человеческого потенциала общества в целом. При этом, воздействие культуры не ограничивается лишь рамками гуманитарной сферы: повышение культурного потенциала общества оказывает существенное влияние на ход экономических преобразований, что выражается в высокой степени адаптации людей к новым экономическим условиям. В настоящее время развитые страны особенно заинтересованы в росте общего уровня культуры его членов, что является важнейшей предпосылкой повышения социально-экономической результативности государства.

Существующие в настоящее время в экономике России кризисные явления, противоречивость осуществляемых реформ напрямую затрагивают интересы большинства людей, отражаются на их материальном благополучии, уровне потребления, продолжительности жизни, здоровье и образовании, а также на качестве человеческих отношений, общей удовлетворенности жизнью. Поэтому государство как потенциальный носитель национальных интересов обязано обеспечить поступательное развитие экономики, гарантируя совмещение интересов всех слоев населения, реализацию текущих и долгосрочных целей развития общества. Достижение долговременного и результативного подъема экономики непосредственно связано с переходом на инновационный путь развития, что требует приоритетности развития социально значимых отраслей, поскольку производимые ими социальные услуги являются основой формирования человеческого потенциала.

Переход же на инновационный путь развития и построение единой государственной инновационной системы невозможны без повышения уровня благосостояния общества. Только в условиях качественного улучшения общественного жизнеустройства начнёт формироваться новая мотивационная система, ориентированная на престиж и

значимость интеллектуального труда, приоритетность развития человеческого потенциала. Эти процессы и будут свидетельствовать о становлении в нашей стране экономики знаний, а значит - и обеспечении нового качества экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.