ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Д.Ф. Ишмуратова, канд. соц. наук, научный сотрудник Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН (Россия, г. Уфа)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10468
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-01211-20-01 на 2020 г.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности современного человеческого капитала, складывающиеся под воздействием развития информационно-коммуникационных технологий, интернета, способствующих улучшению его качественных и количественных характеристик, повышающих возможности его эффективного формирования и использования. Анализ статистических данных о степени развития цифровых навыков населения, целях использования сети интернет, позволяет выявить отдельные тенденции и противоречия, характеризующих данный процесс.
Ключевые слова: человеческий капитал, цифровые навыки, непрерывное образование, информационно-коммуникационные технологии, цифровизация.
Человеческий капитал, его всестороннее развитие выступает важным фактором повышения конкурентоспособности отдельного человека, предприятия, экономической системы в целом. Современные условия предоставляют для этого не только широкие возможности, но одновременно создают новые риски. Глобализация способствует быстрому распространению новых идей, технологий, открывая доступ к ним разнообразным субъектам, предоставляя, в том числе возможности индивидам наращивать и эффективно использовать свой человеческий капитал, используя для этого разнообразные ресурсы. В то же время эта же тенденция способствует возникновению или усилению негативных эффектов, среди которых неравномерное аккумулирование ресурсов, усиление конкуренции на рынке труда [1] и т.д. В этих условиях любому действующему субъекту необходимо четкое понимание целей своего развития, активное использование имеющихся ресурсов и постоянное внимание к возникающим новшествам, возможным рискам и деятельность по их преодолению. Это в полной мере относится не только к хозяйствующим субъектам, но и к каждому работнику на рынке труда.
Одним из главных компонентов человеческого капитала остаются знания, образование, к которому современность выдвигает новые требования и одновременно предоставляет новые возможности. Научно-технический прогресс, погоня за инновациями обусловливают спрос на рынке труда на высококвалифицированных специалистов, постоянно совершенствующих свои навыки, повышающих квалификацию. Кроме того, естественный процесс замещения старых профессий новыми, более востребованными, соответствующих спросу и потребностям рынка труда, возрастание требований к компетенциям работников предопределяет усиление роли образования. Необходимость соответствия постоянно растущим требованиям времени, таким образом, трансформирует как сам институт образования, так и его взаимодействие с участниками данного процесса. В информационную эпоху образование становится процессом, сопровождающим человека не только в течение периода первичного приобретения профессии, но и на протяжении всей трудовой деятельности, степень успешности которой все больше зависит от способности индивида учиться непрерывно. Как показывают данные статистики, практически
четверть населения Российской Федерации (от численности респондентов в возрасте 25-64 лет) участвует в том или ином виде непрерывного образования, показывая при этом положительную динамику: в 2006 г. -22,4%, в 2017 г. - 26,0% [2, с. 76].
Наиболее доступным способом участия в непрерывном образовании остается самообразование, в котором самый значительный рост (по сравнению с другими способами) показывает обучение с помощью ресурсов интернета. В целом необходимо отметить, что развитие информационно-коммуникационных технологий значительно расширяет возможности населения в сфере развития своего человеческого капитала, повышая гибкость учебного процесса и разнообразие форм, содержания образовательного контента [3]. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети интернет, объединяющей не только множество ресурсов, но и устраняющей действие географических, временных и других факторов, оказывающих ограничивающее влияние на доступ населения к образовательным ресурсам. Степень востребованности интернета как источника знаний можно проиллюстрировать следующими показателями. По данным 2018 года население в возрасте 15-74 лет прибегает к глобальной сети, прежде всего, ради общения. Так, наиболее популярными среди всех целей являются участие в социальных сетях (77,8%, первое место), а также телефонные и видеоразговоры через интернет (52,6%, третье место). На втором месте стоит поиск информации о товарах и услугах (54,1%) [4, с. 132]. Что касается обучения, повышения собственной информированности, то здесь наблюдается несколько меньшая активность. В этом аспекте интернет, являюсь универсальным источником информации, предоставляет возможность быстрого получения знаний и справок на любую тему - с этой целью его использовали 39,7% населения (15-74 лет). Непосредственно для обучения интернетом в 2018 г. пользовались гораздо реже - поиск информации об образовании, курсах обучения заинтересовал 8,8%, собственно дистанционное обучение - 3,1%. Несмотря на явное преиму-
щество коммуникационных практик по сравнению с другими целями использования глобальной сети, необходимо отметить несколько важных моментов, свидетельствующих о роли информационно-коммуникационных технологий, интернета как факторов, способствующих развитию человеческого капитала. Прежде всего, это касается специальных навыков и знаний, которые необходимы для осуществления той или иной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также в сети интернет, включая коммуникацию. По статистике, самыми распространенными цифровыми навыками населения являются такие умения, как работа с текстовым редактором, отправка электронной почты с прикрепленными файлами, а также копирование и перемещение файлов и папок, которыми обладают 35-41% населения в возрасте от 15 лет и старше [4, с. 129]. Естественно, рассмотрение распределения данных навыков в соответствии с возрастом, показывает более высокую грамотность молодежных когорт, по сравнению со старшими возрастными группами. Кроме того, чем сложнее навык, тем меньшее количество населения им обладает - например, устанавливать или переустанавливать операционную систему умеют 2,7% населения в возрасте от 15 лет и старше, самостоятельное написание программного обеспечения распространено еще меньше -1,1% [4, с. 130]. Тем не менее, цифровые знания и навыки являются универсальными, необходимыми не только обслуживания бытовых и досуговых потребностей и интересов, но, прежде всего, для профессиональной деятельности. Последнее особенно важно не только по причине широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в работу хозяйствующих субъектов, но и в свете того обстоятельства, что часть населения, получившего профессиональное образование, работает не по специальности, и подобные знания и навыки помогают повысить свое соответствие рабочему месту и требованиям работодателя. Что касается непосредственно развития человеческого капитала, цифровые умения, навыки рабо-
ты в виртуальной среде необходимы и для взаимодействия с институтами, участвующими в этом процессе. В сфере образования, здравоохранения, культуры происходит цифровизация услуг, предоставляемых соответствующими учреждениями, востребованность которых будет увеличиваться. Согласно статистике, веб-сайт в 2018 г. имели 45,6% учреждений культуры (в общем числе обследованных учреждений культуры), 79,6% учреждений здравоохранения, а также 100% самостоятельных образовательных учреждений высшего профессионального образования [5].
Таким образом, развитие и широкое внедрение информационно-
коммуникационных технологий, виртуализация, цифровизация различных видов деятельности, услуг, содействуют развитию человеческого капитала прежде всего через расширение возможностей обучения, повышения квалификации, информированности в области профессиональных знаний и навыков, а также его реализации. Другим аспектом развития является распространение специальных знаний и навыков работы, необходимых собственно для взаимодействия с цифровой средой. Рассмотренные элементы представляют собой лишь часть изменений, характери-
зующих человеческий капитал, развивающегося в соответствии с требованиями современности. Данные изменения усиливают человеческий капитал, а, следовательно, содействуют укреплению положения его обладателя как на рынке труда, так и в социальной системе в целом. Однако наряду с возможностями для формирования человеческого капитала, возникающими в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий, одним из рисков, сопровождающих данный процесс, может стать несоответствие между скоростью возникновения нововведений, появлением новых требований к компетенциям и знаниям работников и процессом их освоения. В этой связи исследователи говорят о риске исключения части трудоспособного населения из активной хозяйственной деятельности [6, с. 176-177]. В этих условиях деятельность по достижению баланса между необходимым и достигнутым уровнем развития человеческого капитала должна иметь непрерывный характер и учитывать интересы и возможности участвующих субъектов. Ее эффективность связана не только с повышением качественных и количественных характеристик капитала, но и с прогрессивным социально-экономическим развитием в целом.
Библиографический список
1. Свинухова Ю.Н. Молодежная безработица как аспект анализа динамики трудовых ресурсов и социальной дифференциации населения России // Социодинамика. - 2019. -№ 10. - С. 35-43.
2. Индикаторы образования: 2020: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 496 с.
3. Гаврикова А.В. Факторы формирования качества человеческого капитала в условиях информационного общества // Экономика и управление: научно-практический журнал. -2017. - №4 (138). - С. 87-90.
4. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 248 с.
5. Показатели развития информационного общества в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/monitor.xls
6. Макушина Л.В. Цифро-сетевая экономика как приоритет государственной политики в России // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2018. - Т. 17. №3 - С. 175-181.
HUMAN CAPITAL IN THE CONTEXT OF INFORMATION AND COMMUNICATION
TECHNOLOGIES DEVELOPMENT
D.F. Ishmuratova, Candidate of Sociological Sciences, Researcher
Institute of Social and Economic Research, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Russia, Ufa)
Abstract. The article discusses the features of modern human capital, which are formed under the influence of the development of information and communication technologies, the Internet, which contribute to improving its qualitative and quantitative characteristics, increasing the possibility of its effective formation and use. Analysis of statistical data on the degree of development of digital skills of the population, the purpose of using the Internet, allows to identify certain trends and contradictions that characterize this process.
Keywords: human capital, digital skills, continuing education, information and communication technologies, digitalization.