Научная статья на тему 'Человеческий капитал: школы, подходы и формы развития'

Человеческий капитал: школы, подходы и формы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
754
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муртазина Р. Б.

С повышением роли научно-технического прогресса внимание ученых сфокусировалось на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными были проблемы ее использования. Такому явлению послужили структурные изменения в экономике. Исследование этих вопросов позволило нам выделить чикагскую школу теории человеческого капитала; консервативную; радикальную; неоклассическую; концепцию человеческого капитала и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал: школы, подходы и формы развития»

Муртазина Р.Б.

к.э.н., с.н.с. Института экономики АН РУз

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ШКОЛЫ, ПОДХОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ

С повышением роли научно-технического прогресса внимание ученых сфокусировалось на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными были проблемы ее использования. Такому явлению послужили структурные изменения в экономике. Исследование этих вопросов позволило нам выделить чикагскую школу теории человеческого капитала; консервативную; радикальную; неоклассическую; концепцию человеческого капитала и др.

Представители чикагской школы теории человеческого капитала (Гэри Бек-кер1, Теодор Шульц2 и их последователи) распространили сферу микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия. Человеческий капитал по определению большинства западных экономистов состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. Инвестициями в человеческий капитал являются инвестиции в образование, накопление производственного опыта, охрану здоровья, географическую мобильность, поиск информации.

По Беккеру, при принятии решений о вложении средств в образование учащиеся и их родители сопоставляют ожидаемую предельную отдачу от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.).

1 Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis N.Y.:Columbia University Press for NBER, 1964.

2 Schultz T. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy. 1960, Vol.68.

Сторонники чикагской школы теории человеческого капитала разработали количественные методы анализа эффективности вложений в образование, медицинское обслуживание, подготовку кадров на производстве, миграцию, рождение, уход за детьми и их денежной отдачи для общества и семьи.

Главное внимание в этом анализе уделяется воспроизводимым способностям человека и дифференциации доходов, вызываемой различными уровнями инвестиций в их производство. Их труды произвели переворот в экономике труда. Они позволили перейти от использования текущих одномоментных показателей к показателям, охватившим весь жизненный цикл человека. Теория человеческого капитала позволяет объяснить структуру распределения личных доходов, возрастную динамику заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда, причины миграции и многое другое. Благодаря этой теории образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные инвестиции.

Человеческий капитал является формой капитала, потому что является источником будущих заработков и удовлетворений.

Главным результатом экономической отдачи образования теоретики человеческого капитала считают прирост дохода (заработной платы) работника благодаря повышению его образовательного и профессионального уровня. Оппонентами этого направления выступают представители консервативной школы (П.Таубман1, Р.Херрнстейн2 и др.), приписывающие ведущую роль в дифференциации способностей наследственному, биологическому фактору.

Вышеуказанные объяснения причин дифференциации способностей к труду и, соответственно, доходов населения подверглись критике радикальных экономистов (С.Боулс, Д. Гордон и др.)3. По их мнению, образование выступает как посредник, преобразующий неравенство в социальном происхождении в неравенство доходов.

В целом неоклассическая теория (Х.Бовен4, Х. Кейн5 и др.) исходит из сущности рынка труда и содержит: «(1) теорию спроса на труд, которая включает в себя теорию предельной производительности и связанный с нею аппарат производственных функций; (2) теорию предложения труда, которая, в общем, состоит из моделей выбора между работой и досугом и моделей инвестирования в человеческий капитал". По этой теории под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его производительной силы.

По мысли экономистов-неоклассиков рентабельность человеческого капита-

1 Taubman P. The Relative Influence of Inheritable and Environmental Factors and the Importance of Intelligence in Earnings Functions. - In: Personal Income Distribution. Ed. W. Krelle, Amsterdam, 1978.

2 Herrnstein R. J. Q. - Atlantic Monthly, 1971, vol. 228, № Statistical Abstact of the U.S., 1973. Wash. 1973; Current Population Reports. 1974. Series P-60. N 92.

3 Bowls S. Towards an Educational Production Function // Education, Income and Human Capital. N.Y., London. 1970.

4 Bowen H.R. Investment in Human Capital and Economic Growth // Perspectives on Economic Growth. N.Y.,1968.

5 Cain G.C. The Challenge of Dual and Radical

Theories of the Labor Market to Ortodox Theory.

American Economic Review. 1975. Vol. 65. N 2.

ла исчисляется путем отнесения доходов от него к его стоимости. Этот показатель получил название "норма отдачи", которая также, как «норма прибыли», применяемая к физическому капиталу, измеряет степень эффективности человеческих инвестиций.

Сторонники концепции человеческого капитала (Л.Туроу, М. Бонимэн и др.)6 понимают под человеческим капиталом, с одной стороны, совокупность производственных способностей современного работника, а с другой - издержки государства, предприятия и самого человека на формирование и постоянное совершенствование этих способностей. Концепция развития человеческого потенциала исходит из того, что государство обеспечивает не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей, прежде всего в сфере образования, удовлетворяет необходимый минимум потребностей в здравоохранении, гарантирует безопасность личности, соблюдение политических и гражданских прав, а также несет ответственность за создание условий, которые содействуют росту и эффективному функционированию экономической системы.

Уровень развития человеческого капитала определяет возможность для той или иной страны занять соответствующее место в мировой экономике. В число существующих сегодня критериев конкурентоспособности национальных экономик включена и конкурентоспособность человеческого капитала7.

Экономический подход к человеку и его рациональному поведению, осуществляемый в рамках концепции человеческого капитала, широко используется в практике рыночного хозяйствования развитых стран. Многие зарубежные ученые рассматривают инвестиции в сферу образования как важный вид капиталовложе-

6 Л. Туроу .Будущее капитализма, (1997). / Statistical Abstact of the U.S., 1973. Wash. 1973; Current Population Reports. 1974. Series P-60. N 92.

7 Исмаилова М.А. Современные аспекты исследования человеческого капитала // Проблемы устойчивого экономического развития в условиях углубления рыночных реформ в Узбекистане. -Ташкент, 2004. - С.249.

ний и один из главных источников умножения национального богатства. И поэтому, с позиций концепции человеческого капитала, многие ученые и специалисты считают, что высокообразованная рабочая сила выступает более ценным производительным ресурсом, чем устаревший и сильно изношенный основной капитал. В результате в высокоразвитых странах переместились акценты с темпов экономического роста страны на устойчивое развитие человека и действует принцип «экономика существует для развития людей, а не люди - для развития экономики».

В настоящее время в экономической теории под «человеческим капиталом» понимается запас знаний, навыков и способностей, которые есть у каждого человека и которые могут использоваться им либо в производственных, либо в потребительских целях. Человеческий капитал воплощен в личности человека и не отделим от нее как своего носителя.

Из всех вышеуказанных школ, по нашему мнению, наиболее приемлема чикагская школа теории человеческого капитала, которую можно использовать в качестве аналитического инструмента при выявлении экономической эффективности образования, здравоохранения и других социальных сфер, повышающих запас знаний, навыков, мобильность кадров и улучшающих физическое здоровье личности1.

Основными видами вложений в человека в широком смысле считаются образование, производственная подготовка, охрана здоровья, миграция, поиск информации на рынке труда, рождение и воспитание детей. Образование и подготовка на производстве увеличивают объем человеческого капитала, охрана здоровья продлевает срок его «службы», миграция и поиск информации на рынке труда способствуют повышению цен за его услуги, рождение и воспитание детей воспроизводят его в следующем поколении. Од-

1 Гулямова Г.П., Муртазина Р.Б. Теоретические школы исследования человеческого капитала // Трансформация экономической системы и проблемы формирования конкурентной среды в Узбекистане. - Ташкент, 2005. - С. 173 -175.

нако в более узком практическом смыс -ле под инвестициями в человеческий ка -питал чаще всего понимаются затраты на образование и производственную подготовку, поскольку именно они представляют собой специализированный вид деятельности по формированию знаний, навыков и умений.

Различают общий и специфический человеческий капитал; человеческий капитал, производимый в системе формального образования и на рабочих местах, инновационные формы человеческого капитала2.

К числу «инновационных форм» человеческого капитала условно можно отнести формы человеческого капитала, отличающиеся тремя признаками. Во-первых, они представляют практически универсальную ценность вне зависимости от сферы занятости работников; во-вторых, могут быть приобретены не только в рамках системы формального образования, но и за ее пределами; в-третьих, повышают способность индивидов успешно адаптироваться к изменениям в технологической и экономической среде.

Формирование человеческого капитала, производимого на рабочих местах, осуществляется по двум основным каналам - либо в форме производственной подготовки (оп_^е_рЬ_1гаттд), либо в форме накопления производственного опыта (learning_by_doing).

Основными показателями измерения общего человеческого капитала являются среднее число накопленных лет образования и доля работников, имеющих образование различного уровня. При измерении человеческого капитала, подготовленного на рабочих местах, в зависимости от вида подготовки используют разные показатели. Общепринято производственную подготовку измерять показателем продолжительности общего трудового стажа, а накопление производственного опыта - показателем продолжительности специального стажа (т.е. времени, в

2 Епанешникова Е.К., Федоров В.К. Проблемы изучения и разработки человеческого фактора в инновационных процессах//Инновации. 2008.,№3.-с.56-59.

течение которого человек проработал на одном и том же месте). Чтобы вложения в человеческий капитал не были экономически убыточными, более образованные или более опытные работники должны зарабатывать больше, чем менее образованные или менее опытные, причем настолько, чтобы покрыть затраты, понесенные ими в инвестиционный период (за время обучения, за время приобретения производственного опыта и т.д.). В той мере, в какой различия в заработках отражают различия в производительности труда, они показывают также, выигрывает или нет от накопления человеческого капитала все общество в целом. В результате вопрос о том, в какой мере инвестиции в знания, опыт, квалификацию способствуют повышению заработков, оказывается ключевым.

Так, в России у лиц, имеющих высшее образование и накопленные знания, умения и опыт работы, как показали данные обследования заработной платы по профессиям (ОЗПП), проводимые Государственным Комитетом по статистике Российской Федерации один раз в два года, наблюдаются более стабильные заработки по сравнению с заработками обладателей аттестатов о среднем образовании и более высокая конкурентоспособность1.

Приоритетным направлением развития национальной экономики Узбекистана является ее модернизация, которая предусматривает переход к инновационной модели развития, в частности, поддержание важнейших инновационных проектов, дальнейшее направление бюджетных расходов на социальную сферу, в том числе на образование, здравоохранение, науку, транспорт и связь.

В условиях модернизации экономики республики немаловажную роль в эффективном использовании человеческого капитала играют «инновационные» формы человеческого капитала.

Век информационных технологий требует высокого уровня образования об-

1 Российский работник: образование, профессия, квалификация / Под ред. В.Е. Гимпельсона и Р.И. Капелюшникова. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - С. 67-68.

щества, а также необходимо иметь хорошие знания в сфере ИКТ для понимания и управления этими высокоинтеллектуальными процессами.

Проблемы рыночного преимущества и лидерства предприятий все в большей степени зависят от решения таких проблем, как: знания и умения сотрудников в области ИКТ, их образование и профессиональная квалификация, качественное владение компьютерной техникой, продуктами программного обеспечения и т.п. Повышение качества работы персонала, экономное использование имеющихся в наличии ресурсов является целью каждого предприятия. Внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем повышает эффективность производства и происходит это в основном за счет оснащенности производства новым оборудованием и его грамотным, правильным эксплуатированием сотрудниками предприятия. Повышение показателей производства за счет более осмысленного и более эффективного использования возможностей компьютерных технологий как никогда актуально в условиях перехода к инновационной экономике2.

Ускоренное развитие сферы ИКТ республики во многом обеспечивается на основе принятых государственных программ. Большое значение имеет Указ Президента РУз от 30 мая 2002 г. «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий», в котором определены конкретные цели и задачи по развитию отрасли, подготовке кадров и постоянному повышению квалификации специалистов.

Одновременно с этим, в Узбекистане принято Постановление Кабинета Министров №289 от 27 октября 2011г. "О дополнительных мерах по повышению квалификации и навыков работников органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах и порядке проведения их аттестации по использованию в работе ком-

2 http://infocom.uz/2 009/11/3 0/otsenka-kompyuternoy-gramotnosti-naseleniya-realnost-ili-neobhodimost/

пьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий"1. Согласно этому документу, с 1 января 2012 года в Республике внедряется система оценки компьютерной грамотности работников органов государственной власти и управления на местах. Постановлением утверждены меры по повышению квалификации и навыков госслужащих, а также порядок их аттестации по использованию в работе компьютерной техники и ИКТ. Это, в свою очередь, будет способствовать дальней-

шему накоплению человеческого капитала и усилению подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих современной информационной информационно-компьютерной технологией. А как показывает опыт большинства стран мира, обладание значительными объемами человеческого капитала резко усиливает конкурентные позиции работ-ников - стимулирует их участие в рабочей силе, повышает шансы на нахождение работы, снижает риск безработицы.

Список литературы:

1. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis N.Y.:Columbia University Press for NBER, 1964.

2. Schultz T. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy. 1960, Vol.68.

3. Taubman P. The Relative Influence of Inheritable and Environmental Factors and the Importance of Intelligence in Earnings Functions. - In: Personal Income Distribution. Ed. W. Krelle, Amsterdam, 1978.

4. Herrnstein R. J. Q. - Atlantic Monthly, 1971, vol. 228, № Statistical Abstact of the U.S., 1973. Wash. 1973; Current Population Reports. 1974. Series P-60. N 92.

5. Bowls S. Towards an Educational Production Function // Education, Income and Human Capital. N.Y., London. 1970.

6. Bowen H.R. Investment in Human Capital and Economic Growth // Perspectives on Economic Growth. N.Y.,1968.

7. Cain G.C. The Challenge of Dual and Radical Theories of the Labor Market to Ortodox Theory. American Economic Review. 1975. Vol. 65. N 2.

8. Л. Туроу .Будущее капитализма, (1997). /Statistical Abstact of the U.S., 1973. Wash. 1973; Current Population Reports. 1974. Series P-60. N 92.

9. Исмаилова М.А. Современные аспекты исследования человеческого капитала // Проблемы устойчивого экономического развития в условиях углубления рыночных реформ в Узбекистане. - Ташкент, 2004.

10.Гулямова Г.П., Муртазина Р.Б. Теоретические школы исследования человеческого капитала // Трансформация экономической системы и проблемы формирования конкурентной среды в Узбекистане. - Ташкент, 2005.

11.Епанешникова Е. К., Федоров В.К. Проблемы изучения и разработки че -ловеческого фактора в инновационных процессах // Инновации. 2008.,№3.

12.Российский работник: образование, профессия, квалификация / Под ред. В.Е. Гимпельсона и Р.И. Капелюшникова. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.

13.http://infocom.uz/2009/11/30/otsenka-kompyuternoy-gramotnosti-naseleniya-realnost-ili-neobhodimost/

14.http://www.uzinform.com/ru/pr/09792.html

1 http://www.uzinform.com/ru/pr/09792.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.