Научная статья на тему 'Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития'

Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5454
718
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / INNOVATION / INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герман Мария Викторовна, Помулева Наталья Сергеевна

Развитие науки, формирование информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развития человеческого капитала выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих специалистов, определяющих креативность и инновационность национальных экономик. Авторами проведены теоретические исследования существующих знаний о человеческом капитале и даны обоснования его влияния на инновационное развитие общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human capital as the main factor innovative development

The development of science, the formation of information society to the forefront as a component of a complex of intensive development factor human capital advanced knowledge, education, health, quality of life and leading experts themselves, determine the creativity and innovativeness of national economies. The authors of the theoretical research of existing knowledge on human capital and provides justification of its impact on the innovative development of society. This article was prepared with the support of RFBR grant «Scientific work of young Russian scientists at leading research institutions of the Russian Federation» № 11-06-90 748mob_st.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития»

2012 Экономика №1(17)

УДК 331

М.В. Герман, Н.С. Помулева

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ*

Развитие науки, формирование информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развития - человеческого капитала - выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих специалистов, определяющих креативность и инновационность национальных экономик. Авторами проведены теоретические исследования существующих знаний о человеческом капитале и даны обоснования его влияния на инновационное развитие общества.

Ключевые слова: человеческий капитал, инновации, инвестиции в человеческий капитал.

Основатели теории человеческого капитала Г. Беккер и Т. Шульц доказали производительную природу инвестиций в человека, обеспечивающую значительный и длительный эффект [1]. Так, Т. Шульц отождествлял формирование человеческого капитала с инвестициями в систему образования, которые реализуются в производственно необходимый запас знаний и способностей работника, гарантируя рост удовлетворенности содержанием или оплатой труда. В микроэкономической перспективе формирование человеческого капитала связывалось с инвестициями в человека через затраты на образование и подготовку рабочей силы внутри организации, расходов на охрану здоровья, профессиональную и географическую мобильность.

В рамках модели, предложенной Г. Беккером и его последователями, факты социально-экономического расслоения представляются следствием оборота человеческого капитала [2]. Высокий уровень отдачи от образования предполагает высокий рост доходов, в то время как бедность выступает результатом дефицита человеческого капитала. Следовательно, исследования производства человеческого капитала в одном случае фокусируются на процессе реализации инвестиций в обучение человека, способствующих формированию знаний, навыков, качеств и черт. В другом случае производство человеческого капитала рассматривается через призму институтов и процессов обучения работника, получение им квалификации, а зависимость этого процесса от инвестиций не ставится в центр дискуссии [3]. Авторы данных подходов понимают под производством человеческого капитала различные аспекты единого целого, при этом ими характеризуется создание только качественных основ человеческого капитала.

Отечественные экономисты С.А. Дятлов и А.И. Добрынин считают, что «человеческий капитал - это не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас

* Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ «Научная работа молодых российских ученых в ведущих научных организациях РФ» № 11-06-90748-моб_ст.

навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту доходов работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут быть использованы на поддержание здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем вновь эффективно применять их» [4].

Под инвестициями в человеческий капитал понимаются вложения в формирование качественных характеристик человеческого капитала. К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю считают, что инвестиции в человеческий капитал - это «любое действие, которое повышает квалификацию и способности и тем самым производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы или издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем» [5].

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду, - образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. В настоящее время человеческий капитал определяется как накопленные богатства знаний, выражающихся в совокупности профессиональной компетентности, культуры, здоровья, семейных и общественных ценностей, мотивации.

По мнению О. П. Королева, к факторам, влияющим на развитие человеческого капитала, можно отнести следующие: культуру, здоровье, семейные, общественные и трудовые ценности, мотивацию, знания и профессиональные навыки [6].

Одним из способов мотивации к воспроизводству человеческого капитала и реализации скрытых возможностей работников является развитие базового образования, организация непрерывного обучения, широкой сети профессиональной переподготовки и т.д., что, в свою очередь, поддерживает заинтересованность и участие организации в развитии у сотрудников профессиональных качеств, создании тем самым соответственного интереса и имиджа организации.

Капитал образования представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в общественном производстве между его субъектами по поводу формирования, развития и потребления интеллектуальных способностей человека. Интеллектуальные способности - это знания, имеющие потенциальную ценность, т. е. идеи и люди, которые их создают. В странах с развитой рыночной экономикой капитал образования находится в прямой зависимости от вознаграждения. Следовательно, важнейшей формой проявления капитала образования являются инвестиции в человека, преобразующие его интеллектуальные способности.

Самовозрастание способностей человека, его знаний, умений и навыков позволяет его владельцу получать дополнительный доход, реализуя тем самым свой капитал образования. От того, насколько эффективно протекает процесс воспроизводства человеческого капитала, зависит реализация его социально-экономического эффекта, выражающаяся в росте производительности труда и доходов работников, что, в свою очередь, оказывает влияние на эффективность деятельности организации в целом.

В современных условиях для работодателя человеческий капитал приобретает противоречивую структуру. С одной стороны, представляет собой определенные затраты, с другой - для развития творческого и инновационного потенциала работников необходим высокий уровень знаний, умений, навыков, профессионализма и т.д. Формирующаяся на рынке цена труда представляет собой экономическую оценку человеческих ресурсов. От уровня этой оценки зависят доходы работников и издержки работодателей. Экономическая оценка, в свою очередь, зависит от экономического эффекта использования высококвалифицированных человеческих ресурсов, определяемого уровнем их использования. В рамках теории человеческого капитала инвестиции в развитие человеческих ресурсов определяются как стоимость (ценность) будущего потока доходов в результате производительного использования человеческих ресурсов.

Сопоставление затрат в настоящее время и ценности будущего потока доходов за вычетом затрат на образование, профессиональную подготовку и т. д. позволит определить в качестве критерия эффективности инвестиций в человеческий капитал норму отдачи (доходности) инвестиций. Норма отдачи дает возможность принять решение по поводу инвестирования в человеческий капитал работников.

Но самым главным инвестором выступает сам человек. Принимая решение о целесообразности инвестиций в образование, саморазвитие, приобретение новых знаний и т. д., человек сравнивает дисконтированные потоки всех вложений и ожидаемый уровень доходов от рационального использования своего человеческого капитала. При этом чем ниже ставка дисконта, тем больше средств будет затрачено с целью получения в будущем существенных доходов.

Важной составляющей человеческого капитала является капитал культуры, который представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования свойств высокоинтеллектуальной личности. Чем более сложной является деятельность, выше уровень интеллектуальности и творчества, тем более высокие требования предъявляются к уровню личности, культуре человека.

По мнению П.В. Наймушина и В.Н. Астальцева, инновационная культура является важнейшей отличительной чертой современного предпринимательства [7]. Как особый социальный феномен инновационная культура представляет собой интегральный результат рационального систематического использования новейших достижений науки, техники, наукоемких технологий, образования, культуры и управления. Корпоративная, предпринимательская и инновационная культуры между собой тесно связаны. Корпоративная культура, нацеленная на создание, продвижение и освоение инноваций, постепен-

но трансформируется в инновационную культуру. Последняя позволяет бизнес-единице быстро перестраиваться, своевременно и адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

При определении уровня инновационной культуры мы считаем необходимым выделить следующие индикаторы: креативность мышления; степень согласия с принимаемыми решениями руководства; наличие уникальных практических навыков работников; частоту проведения стажировок, курсов повышения квалификации; наличие элементов творческой работы; сплоченность коллектива; оценку имиджа предприятия (конкурентоспособности, деловой активности и т. д.).

В составе капитала культуры отдельно нами выделен мотивационный фактор, поскольку даже при наличии высококачественного человеческого капитала последний может оказаться нереализованным. Мотивационный фактор мы определяем, исходя из следующих показателей: связи затрат труда с его результатами; наличия и эффективности системы премирования за инновационные идеи и предложения; частоты проведения аттестации работников; меры реализации творческого потенциала; оценки полезности индивидуального труда. Вышеперечисленные показатели целесообразно оценивать по результатам обследований предприятий.

Как и остальные составные части, человеческий капитал культуры обладает способностью накапливаться в процессе жизнедеятельности человека, само-возрастать и являться источником дополнительного дохода своего носителя.

Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществленные с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу формирования и совершенствования физических способностей человека.

Капитал здоровья является основой для формирования человеческого капитала вообще. Так же как и любой другой вид человеческого капитала, он обладает способностью накапливаться, самовозрастать и являться источником дополнительного дохода для его владельца. Капитал здоровья служит важным показателем, по которому можно судить о благосостоянии нации, эффективности ее экономики, достижениях в области науки и техники.

Наиболее глубокий теоретический вклад в разработку модели человеческого капитала, учитывающей показатель здоровья, внес М. Гроссман, который считал, что здравоохранение и медицина являются отраслями, производящими «капитал здоровья». Согласно М. Гроссману, в каждом обществе существует определенный уровень спроса на здоровье, определяемый комбинацией различных факторов. Таким образом, потребители, обращающиеся за медицинской помощью, на самом деле хотят приобрести не ее, а здоровье или избавление от болезни. Здоровье в понимании М. Гроссмана имеет двойственную природу и может рассматриваться как потребительское благо и средство для получения прибыли. В своем втором качестве оно представляет собою составную часть человеческого капитала, являющуюся объектом инвестиций [8].

Возрастание значимости физического и психологического здоровья человека, его морально-этических качеств, ценностной ориентации - необходи-

мые условия конкурентоспособности отдельной организации и национальной экономики в целом.

Ядром человеческого капитала, конечно, был и остается человек, но теперь - человек образованный, созидательный и инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма. Поэтому разделение труда на неквалифицированный труд и труд, требующий образования, особых навыков и знаний, постепенно теряет свой изначальный смысл и экономическое содержание при определении человеческого капитала, который основоположники теории человеческого капитала отождествляли с образованными людьми и их накопленными знаниями и опытом. Эта экономическая категория постоянно расширяется вместе с развитием мирового информационного сообщества и экономики знаний.

Таким образом, обобщив существующие определения, по нашему мнению, человеческий капитал можно трактовать следующим образом: это основной фактор развития инновационной экономики, включающий совокупность природных способностей, знаний, профессиональных навыков, здоровья, инновационной культуры, мотивационного фактора и возможности их практического применения.

Понимание и выбор человеческого капитала в качестве главного фактора развития диктуют комплексный подход при разработке концепции или стратегии развития и увязки с ними всех других частных стратегий и программ. Это прежде всего следует из сущности человеческого капитала как главного фактора инновационного развития.

Литература

1. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 650 с.

2. Быченко Ю.Г. Проблемы формирования человеческого капитала в России. Саратов: Колледж, 2000. 211 с.

3. Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2009. 50 с.

4. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. 178 с.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997. Т. 1. 399 с.

6. Королев О.П. Характеристика составляющих человеческого капитала // Энергия XXI век: Ежеквартальный научно-практический вестник. Воронеж, 2007. № 1 (63). С. 135-139.

7. Наймушин П.В., Астальцев В.Н. Корпоративные отношения и формирование инновационной культуры // Экономический вестник Ростов. гос. ун-та. 2008. № 2. С. 107-114.

8. Grossman M. On the concept of health capital and the demand for health // Journal of Political Economy. 1972. Vol. 80. P. 223-255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.