Изергина Н.И.,
Логинова Н.Н.1
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)
Ключевые слова: социальное государство, социальная сфера, образование, человеческое развитие, человеческий капитал, инновационное развитие, качество жизни, Россия, Мордовия.
Keywords: social state, social sphere, education, human development, human capital, innovative development, quality of life, Russia, Mordovia.
Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, составляет суть социальной политики современной России. Но в решении проблемы «обеспечения качества жизни и благосостояния людей мы, конечно же, еще не достигли необходимого нам уровня»2. Вместе с тем решить эту задачу необходимо, так как «роль, позиции государства в современном мире определяют... прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека»3. Поэтому В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 г. поставил в качестве важнейшей задачи «совершить решительный прорыв» в «сбережении народа России и благополучии наших граждан»4.
Основой для осуществления обозначенной задачи, отмечается в Послании от 1 марта 2018 года, является накопленный опыт реализации масштабных программ и социальных проектов, достигнутая стабильная макроэкономическая ситуация и колоссальные возможности технологической революции.
В современной социальной проблематике существенное место федеральные и региональные власти отводят обеспечению качества и доступности образования с тем, чтобы современное, качественное образование было доступно не только для каждого ребенка, но и любого взрослого человека. Решение проблемы равных образовательных возможностей является неотъемлемой составляющей для развития страны и обеспечения социальной справедливости.
Различные аспекты развития социальной сферы занимают постоянное место в научных исследованиях. В связи с темой статьи представляется целесообразным выделить исследования, отражающие взаимосвязи социальной сферы с политикой и экономикой. В контексте взаимосвязи социальной сферы с политикой ученые рассматривают тему взаимодействия политики и образования с точки зрения исторического подхода. При этом отмечается двойственная направленность образования и воспитания подрастающего поколения, имеющих целью либо воспроизводство социального порядка, либо его радикальное изменение. Общий вывод по анализу современных концепций гражданского и политического образования сводится к признанию несправедливости неравенства в сфере образования и к определению образования как служителя глобальной экономики, в особенности экономики знания.
Некоторые российские авторы анализируют зависимость эффективности образовательной политики во всех регионах мира от решения проблемы неравенства и диспропорций в образовании в тесной связи с проблемами глобализации, отмечая при этом как плюсы, так и минусы развития образования в условиях глобализирующегося мира. Следует согласиться с тем, что эффективность образовательной политики в современную эпоху измеряется способностью системы образования формировать демократическое политическое сознание граждан.
Многочисленные исследования, рассматривающие взаимосвязи образования и экономики, фокусируют внимание на вопросах сбалансированности образования и рынка труда; состояния системы образования и инновационного развития экономики регионов; развития личности обучающегося, создания благоприятных условий для его успешного самоопределения и социализации и др. В работах российских ученых содержатся идеи и выводы, имеющие существенную теоретическую и практическую значимость.
Вместе с тем в ряде последних исследований, в которых анализируются те или иные аспекты заявленной нами темы, ставятся вопросы, ответы на которые требуют дальнейшего изучения. В их числе вопрос о государственной образовательной политике как многоаспектном феномене со сложной системой субъектов, среди которых выделяют го-
1 Изергина Нина Ивановна - д.полит.н., доцент, профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Национального исследовательского Мордовского государственного университета, г. Саранск. E-mail: [email protected]
Логинова Нина Николаевна - к.геогр.н., доцент кафедры физической и социально-экономической географии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, г. Саранск. E-mail: [email protected]
2 Путин В.В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03. 2018. - consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_291976/
3 Там же.
4 Там же.
сударство, бизнес и общество1. Весьма злободневной является проблема культуры потребления, широкое распространение которой деполитизирует массовое сознание, что может быть выгодно политическим элитам2. В данном контексте актуализируется роль свободы как духовно-нравственной ценности в решении проблемы повышения качества образования в условиях системной модернизации России и формирование искусства свободы через постановку конкретных образовательно-воспитательных задач3. Данная ситуация обусловливает необходимость дальнейшего изучения проблемы на базе системной методологии.
В настоящее время социальная ориентированность является важной отличительной особенностью в развитии России и ее регионов, в том числе Республики Мордовия. Поступательное движение в этом направлении ведет к созданию социального государства, объединяющего черты социально-ориентированной и либеральной моделей.
Для реализации долгосрочных задач социально-экономического развития регионов России приоритетными целями являются: ускоренное развитие инновационного сектора экономики, повышение конкурентоспособности региона и качества жизни населения. Достижение поставленных целей, несомненно, связано с развитием инновационного сектора экономики, формированием инновационного поведения работников, функционированием технопарков, развитием рынка образовательных услуг и услуг здравоохранения с целью снижения рассогласования между рынком труда и системой образования, повышением качества жизни населения за счёт обеспечения равного доступа жителей регионов к социальным услугам, повышения их качества и доступности, улучшения среды обитания.
Российская Федерация и ее регионы проходят через непростой период своей истории. Ужесточение санкций, недостаток ресурсов и необходимость экономии средств негативно сказываются на реализации планов и решении многих вопросов социального развития.
Важнейшей «точкой роста» для многих российских регионов является развитие инновационных кластеров. Например, для кластеров Республики Мордовия, - это светотехника, электроника, фармацевтика, волокнистая оптика и пр. Мордовия лидирует по числу созданных передовых технологий среди регионов Приволжского ФО, имеет достаточно высокие затраты на технологические инновации и высокую долю инновационных товаров в объеме отгруженной продукции. Согласно последнему рейтингу инновационного развития субъектов Российской Федерации, ежегодно проводимому НИУ ВШЭ, Мордовия занимает 4-е место, по индексу качества инновационной политики - 3-е место и является абсолютным лидером в России по индексу инновационной активности. Доля инновационной продукции в общем объёме промышленного производства составляет 28%, а в объеме валового регионального продукта - 21,1%4. Инвестиционная программа республики включает в себя около 20 перспективных проектов. Наиболее значимые из них: производство фотоэлектрических преобразователей и модулей («ХЕЛИОС-Ресурс»), модернизация производственных мощностей «Плайтерра», расширение производства филаментных ламп («Лисма»), алюминиевой катанки («Сарансккабель»), новых видов силовых кабелей («ЭМ-КАБЕЛЬ»), расширение производства новой элементной базы силовой электроники («Орбита»), техническое перевооружение завода ПромМетИзделий. В рамках инновационного развития только в 2015 г. в республике открылось 17 новых производств. В Саранске был открыт первый в стране завод по производству оптического волокна. В 2017 г. рост валового регионального продукта достиг 5%, а промышленного и сельскохозяйственного производства - 6%5. Растущий инновационный сектор экономики Мордовии, создаёт высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые рабочие места, а, следовательно, диктует новые требования к социально-демографической сфере.
В последние десятилетия в Республике Мордовия произошли значительные изменения в численности и репродуктивном поведении населения, в структуре и миграционном движении. До 2012 г. главной причиной уменьшения населения была естественная убыль. С начала 2000 гг. наблюдается резкое увеличение миграционного оттока. Его величина практически сравнивается с величиной естественной убыли. Население ежегодно сокращалось на 5-6 тыс. чел. Переломным стал 2013 г., когда демографическая ситуация стала меняться. Рождаемость выросла, смертность и миграционная убыль уменьшились. В 2014 г. сальдо миграции становится положительным (+440 чел.), а в 2016 г. оно увеличилось до +4,5 тыс. чел. Положительное сальдо миграции перекрыло естественную убыль (-3,4 тыс. чел.) и прирост населения в 2016 г. составил 1 088 чел., общая численность населения республики достигла 808,5 тыс. чел., а прирост населения составил 0,13%6.
Прогнозы не были оптимистичными. По мнению учёных, Мордовию ждал демографический кризис, общее старение населения и стремительное сокращение его экономически активной части. Однако благодаря реализации ряда программ, в которых приоритетными целями было усиление материальной поддержки семей с детьми, создание инфраструктуры для воспитания детей, строительство детских садов и школ, расширение доступности качественных образовательных услуг, развитие системы подготовки кадров, заключение «эффективных контрактов» с работниками
1 См.: Луценко Н.О. Роль министра образования в процессе разработки государственной образовательной политики в России // Власть. - М., 2017. - № 9. - С. 74.
2 См.: Ильин А.Н. Способность консьюмеризма абсорбировать антиконсьюмеристский идеологический контент // Полис. -М., 2017. - № 3. - С. 92.
См.: Изергина Н.И., Изергина В.П. Свобода как духовно-нравственный ориентир модернизации образования в современной России // Проблемы качества образования в современном обществе: сб. ст. Х Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, сентябрь 2014 г. Пензенский госуд. технологический ун-т). - Пенза: ПДЗ, 2014. - С. 34-37.
4 См.: Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия 28 февраля 2017 года. -С. 6, 12.
5 См.: Там же, с. 5-6.
6 См.: Логинова Н.Н., Афанасьев В.С. Социально-экономическое положение Республики Мордовия: учеб. пособие. - Саранск, 2017. - С. 32-33.
предприятий и пр., в регионе был взят курс на развитие человеческого капитала, который и стал «топливом» для инноваций. На территории Республики Мордовия человек почувствовал себя комфортно, у него появился экономический интерес, что в итоге и привело к росту человеческого потенциала. В январе 2017 г. численность населения впервые за новейшую историю республики увеличилась и составила 809,5 тыс. чел. Компоненты ИРЧР в Мордовии в 2013 г. были достигнуты следующие: индекс долголетия - 0,759; индекс доходов - 0,809; индекс образования - 0,930, а в целом он составил 0,839, это выше среднемирового показателя.
Предположив, что инновации - это знания, превращённые в деньги, можно представить, какие высокие требования предъявляет инновационное развитие к региональной системе образования, к предоставлению и качеству образовательных услуг. Поэтому, достижение приоритетных целей связано, в первую очередь, с развитием рынка образовательных услуг и обеспечением равного доступа жителей муниципальных районов республики к качественным образовательным услугам.
В Мордовии совершенствуется материально-техническая база системы образования, внедряются электронные средства и формы обучения, создается эффективная система профориентационной работы, осуществляется переориентация выпускников на сдачу предметов естественнонаучного профиля, происходит превращение Лицея для одаренных детей в локомотив повышения качества обучения1. Вместе с тем в отмеченных направлениях имеются и серьезные недостатки. В частности, есть проблемы с трудоустройством выпускников Лицея для одаренных детей: из первого выпуска 2012 года в республике трудоустроились всего 4 из 28 человек. Как подчеркнул в этой связи Глава РМ
В.В. Волков, лицей в данных условиях «превратится в "пылесос" по выкачиванию талантливой молодежи из респуб-
2
лики» .
Имеющийся в настоящее время в Мордовии дефицит высокопрофессиональных рабочих кадров остро ставит задачу модернизации системы профессионального образования, предполагающую взаимодействие предприятий с учреждениями профессионального образования3.
Сегодня в республике ставится задача кластерного подхода в реализации профессионального образования, когда каждое образовательное учреждение определяет для себя приоритетное направление подготовки кадров во взаимосвязи с запросами конкретных работодателей и потребностями рынка труда. В Мордовии внедряется дуальное обучение в СПО, есть позитивный опыт создания образовательно-производственных комплексов. Так, в тесном взаимодействии подготовку высококвалифицированных кадров осуществляют Саранский техникум сферы услуг и промышленных технологий и завод «Биохимик», Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности и мясокомбинат «Атяшевский», Саранский промышленно-экономический колледж и завод «Станкостроитель». Примером сотрудничества Мордовского университета и компании «РМ Рейл» является открытие в 2017 г. магистерской программы, создание специализированного профиля «Технология вагоностроения», позволяющие совмещать обучение в институте и работу на предприятии4.
Участие работодателей важно и для создания действенной системы профориентационной работы, которая, в свою очередь, поможет ускорить оптимизацию сети учреждений СПО, привести структуру, объем и качество подготовки в техникумах в соответствие с нуждами региональной экономики.
В процессе выстраивания профориентационной работы в регионе власть делает ставку на потенциальные возможности дополнительного образования, в первую очередь на рост кружков технической направленности в каждом муниципальном районе. Приоритетным направлением в развитии научно-технического творчества в республике определено конструирование робототехники. Важный вклад в подготовку детей к научно-технической деятельности вносит детский технопарк «Кванториум», который стал важной частью системы инновационного образования школьников. За год его работы подготовлено 30 проектов, есть первые победители всероссийских конкурсов. В 2018 г. намечено открыть опорные центры технопарка в пяти районах республики с тем, чтобы «доступ к современным ресурсам допобразования был у каждого ребенка независимо от места проживания»5.
В настоящее время остро стоит проблема усиления практической направленности образования. Этой цели служит привлечение молодежи в сферу исследований и разработок. Первым региональным образовательным проектом в 1Т-сфере, ориентированным на практику, является 1Т-школа, созданная совместно с компанией «Mail.ru». Исследовательские коллективы МГУ им. Н. П. Огарева наращивают объемы НИОКР за счет проектов в области импортозамеще-ния, создания новых материалов для стройиндустрии, биотехнологий, оптоволоконной техники, электроники и светотехники.
С практической точки зрения решение выявленных проблем в сфере образования улучшит профессионально-квалификационную структуру региона. Речь идет о том, чтобы для молодежи ценность труда определялась не только уровнем его оплаты. Одновременно необходимо преодолеть ситуацию, когда из-за низкой оплаты труда молодежь работает не по полученной специальности. Не меньшее значение имеет противодействие намерениям молодежи уе-
1 См.: Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия 12 февраля 2016 года. -
www.priziv-lyambir.ru/2016/236-7/2313-2016-02-20-08-00-00.html
2
Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия 13 апреля 2018 года. -http://www.e-mordovia.ru/glava-rm/poslanie-glavy-rm/
О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года. Закон Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З. Принят Государственным Собранием 25 сентября 2008 года. - docs.cntd.ru/document/819073683
4 Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия 13 апреля 2018 года. -http://www.e-mordovia.ru/glava-rm/poslanie-glavy-rm/
5 Там же.
хать из республики в поисках достойной работы, чему будет способствовать понижение ориентированности учащейся молодежи на получение «офисных» профессий.
В этом же направлении работает создание многофункциональных центров прикладных квалификаций, которые позволят любому гражданину пройти профессиональное обучение, подтвердить уровень своей рабочей квалификации самостоятельно.
Таким образом, достижение актуальных целей социальной политики в российских регионах, в частности формирование отвечающей приоритетным трендам развития системы профессионального образования в контексте потребностей инновационной экономики, создание эффективной системы здравоохранения, оказывающей качественные услуги населению, формирует модель социального государства, дающего возможность развивать человеческий капитал - интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни людей.
В данной модели человек является, прежде всего, целью государства, никто не исключается из государственной системы защиты, все имеют возможность работать и творить по своей свободной инициативе и все заинтересованы в удовлетворении духовно-верных и справедливых интересов каждого гражданина.
Показатели доступности в образовательной сфере и в сфере здравоохранения сменяются на показатели качества и равенства доступа к качественному образованию и высокотехнологичному здравоохранению. Всё это делает образование и здравоохранение базовым элементом развития человеческого потенциала, снижения социального неравенства и продвижения к оптимальной модели социального государства.