УДК 316.334.23
С-24
Я-55
Светуньков Максим Геннадьевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии и политологии Ульяновского государственного университета maxim@svetu п ^. ш
Ямбарцева Елена Валерьевна
ассистент кафедры социологии и политологии Ульяновского государственного университета тел.: (937) 273-45-87
Человеческий капитал как источник развития и успешности современного предпринимателя [1]
Аннотация:
В статье рассматриваются подходы к определению содержания категории «человеческий капитал», его состав и структура, приводится авторская позиция по данному вопросу. Определяется влияние человеческого капитала на предпринимательскую деятельность в современных рыночных условиях.
Ключевые слова: человеческий капитал, предприниматель, модель состава и структуры, инвестиции, успешность.
В современном мире человеческий капитал все в большей степени становится источником жизненной силы и развития любого предприятия и общества в целом. Именно человеческий капитал, а не оборудование и производственные запасы, является определяющим фактором повышения конкурентоспособности предприятий, экономического роста и эффективности экономики. Тем не менее до сих пор в экономической и социологической литературе уточняется само понятие человеческого капитала, обсуждаются вопросы приоритетности инвестиций в человеческий капитал, влияние человеческого капитала на устойчивое и конкурентное развитие. Актуальность этих вопросов в рыночной экономике обусловлена возросшим интересом к созидательным способностям человека, их активизации, интеллектуальной деятельности, что совпадает с всеобщей закономерностью развития современной науки.
Среди главных ресурсов нашей страны, позволяющих ускорить становление рыночной экономики и вступить на путь стабильного развития, следует выделить предпринимательство, которое являет-
217
ся важнейшим внутренним стратегическим фактором устойчивого саморазвития экономики. Однако предпринимательство может стать устойчивым источником саморазвития экономики только при условии научного понимания его экономической сущности и содержания, исследования путей его формирования и становления. Это позволяет государству создать благоприятные экономические, организационные, социальные и политические условия для его развития в современной России.
Несмотря на то, что предпринимательство прошло длительный исторический путь развития, общепризнанного единого понимания данного явления не достигнуто и в настоящее время. Это проявляется как в теории, так и на практике.
На сегодняшний день предприниматели - это очень гетерогенная группа людей. Различий между самими предпринимателями больше, чем между предпринимателями и другими профессиональными группами. Часто они имеют разную профессиональную подготовку, образование, являются выходцами из различных социальных групп, и для основания собственного предприятия у них были разные причины.
Труд предпринимателя имеет существенную специфику по сравнению с другими видами труда. Предприимчивость, новаторство, организаторские способности и высокая ответственность, чувство бережливости и экономии, умение разумно рисковать, энергия и сила воли требуются для ведения бизнеса или управления. Большое значение и уникальность данных предпринимательских способностей признают многие экономисты, от Й. Шумпетера до современных теоретиков неоинституционализма. Предпринимательские привилегии - владение огромными ресурсами, ноу-хау, коммерческими секретами - позволяют превратить их в особый вид человеческого капитала - организационно-предпринимательский капитал.
Но предпринимательством и управлением занимаются не только первые руководители, но и менеджеры среднего и линейного звена. Японский опыт свидетельствует о высокой творческой активности рабочих в кружках качества. В западных фирмах широко используются системы интрапренерства - внутрифирменного предпринимательства. Все это свидетельствует о том, что предпринимательскими способностями владеет не только узкий элитный слой хозяев фирмы, но и наемные менеджеры, специалисты, рабочие. Дело за выявлением и стимулированием предпринимательского потенциала работников.
Учитывая особую специфику современных рыночных условий, необходимо отметить, что развитие предпринимательской деятельности происходит по-разному. Существуют как успешные, так и менее успешные предприниматели, и это зависит не только от внеш-
218
них условий, но и от внутренних факторов самого предпринимателя. И для нас важно понять и определить, что же является источником развития и успешности современного предпринимателя, как человеческий капитал может на это повлиять. Цель настоящей статьи заключается в рассмотрение человеческого капитала как источника развития и успешности современного предпринимателя.
Уровень предпринимательских способностей воплощается в величине собственного и контролируемого капитала, что позволяет выделить малый, средний и крупный бизнес. Качество предпринимательских способностей оценивается по эффективности использования капитала и устойчивости прогрессивного развития бизнеса. Интервалы прибыльности вложений капитала и темпы экономического роста компаний свидетельствует о реальной капитализации организационно-предпринимательских способностей.
Теория «человеческого капитала» позволяет с общих позиций изучать различные явления рыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств, позволяет оценить эффективность экономической деятельности любого предприятия, и на сегодня является одним из важнейших показателей успешности фирмы.
Одно из важных положений теории человеческого капитала заключается в том, что его увеличение находится среди главных причин экономического развития, потому что человеческий капитал составляет большую часть благосостояния общества.
Ценность понятия «человеческий капитал», соответствующего современной оценке роли и места человека в социальноэкономической системе общества, объясняется следующим. Во-первых, человек рассматривается в единстве экономического, социального и индивидуального. Во-вторых, выделяются четыре группы качеств и способностей, комплексно характеризующих человека в трудовой деятельности: физические, интеллектуальные, психологические и социальные. В-третьих, использование понятия «капитал» для определения роли человека в социально-экономической системе общества указывает на необходимость инвестирования в развитие потенциальных возможностей человека и получение длительного эффекта от этих вложений. В-четвертых, «человеческий капитал» -понятие, характеризующее свободного индивида, являющегося самостоятельным субъектом на рынке труда. Также можно сказать о том, что человеческий капитал является важным составляющим элементом конкурентоспособности на рынке труда [2, с. 77-85].
Человеческий капитал можно определить в нескольких основных аспектах как:
1) предмет социальных отношений в социально-трудовой, информационно-образовательной, профессиональной, социальнополитической и семейно-родственной сферах;
219
2) результат социальных взаимодействий, рассмотренных как инвестиции в развитие человека;
3) накопленный в процессе социальных взаимодействий уровень духовной и физической культуры человека (запас знаний, умений, навыков, способностей, мотиваций, связей, престижа), имеющий количественную и качественную характеристики;
4) способности, знания, умения и навыки человека, которые в перспективе могут использоваться для достижения социально-одобряемых целей и статусов в сферах общественного воспроизводства или способны привести к росту дохода общества, фирмы или конкретного агента и поэтому определяются как потенциальный человеческий капитал;
5) способности, знания, умения и навыки человека, которые на данный момент уже используются субъектом труда в сфере общественного воспроизводства и поэтому определяются как реально функционирующий человеческий капитал;
6) способности, знания, умения и навыки человека, которые выступают целью деятельности государства, отдельных фирм, семей, организаций и факторами, мотивирующими работника к эффективному труду;
7) важнейший социетальный индикатор, на макроуровне выражающий уровень общественного благополучия и характеризующий статус государства на международной арене.
Механизмом формирования человеческого капитала является инвестирование в человека, то есть целесообразные вложения в индивида в виде денежной или другой формы, способствующие, с одной стороны, приносить доходы человеку, а с другой - приводить к росту производительности труда. Затраты, способствующие повышению производительности труда, можно рассматривать как инвестиции; текущие затраты осуществляют с тем расчетом, что они будут многократно компенсированы более высокими прибылями в будущем.
Следовательно, из всех видов инвестиций инвестиции в человеческий капитал наиболее важны, и различаются они следующим образом:
- инвестиции в образование (обучение в школе, институте, повышение квалификации на производстве);
- расходы на здравоохранение, обеспечивающие физическое и умственное здоровье индивида (профилактика заболеваний и медицинское обслуживание);
- улучшение жилищных условий, способствующее восстановлению сил работника и усилению его умственной деятельности;
- соответствующее питание.
220
Перечисленные виды инвестиций создают условия для качественной трудовой деятельности, способствующей использованию человеческого капитала.
Особенностью вложений в человеческий капитал является то, что приумножение знаний и опыта индивидов способствует росту производительности капитала, воплощенного в людях, не сразу. Этот процесс, как правило, пролонгирован во времени.
Общее и специальное образование улучшает качество, повышает уровень и запас знаний, но, как было сказано выше, без полученных на производстве навыков и опыта, знания не являются человеческим капиталом, однако на настоящий момент это важнейшая компонента вложений в человеческий капитал.
Инвестиции в образование - единовременные затраты ресурсов, предполагающие повышение производительности труда в будущем и, кроме того, они связаны с конкретным человеком. По сравнению с инвестициями в другие формы капитала, данный вид инвестиций является наиболее выгодным, с точки зрения человека и общества в целом, поскольку приносит достаточно значимый по объему и продолжительный по времени экономический и социальный эффект. Для предприятия инвестиции в человеческий капитал также могут считаться значительными, но в то же время рискованными, именно потому, что они персонифицированы. С уходом человека на другую работу, где созданы более благоприятные условия, человеческий капитал «уходит» вместе с ним.
Инвестирование - предпосылка к формированию капитала, но не само его производство. При производстве человеческого капитала инвестиции выступают как внешние вложения денежных средств в человека. Производство человеческого капитала - это процесс создания производительных способностей человека с помощью инвестиций в специфические процессы его деятельности: образование, повышение квалификации, переподготовку, укрепление физических сил и морального духа и т.д. Активами знания способности человека становятся в том случае, если они применены на производстве. Активы человеческого капитала являются рычагами, которые обеспечивают экономическое положение предприятия и самого человека в обществе; на национальном и индивидуальном уровнях они определяют функционирование и экономический рост предприятий.
Человеческий капитал включает следующие сочетания индивидуальной и производственной деятельности:
- во-первых, сочетание природных и приобретенных в результате обучения и жизнедеятельности способностей и физической энергии с востребованностью их на производстве с последующими оптимальными затратами;
221
- во-вторых, сочетание знаний и опыта, использующегося человеком в сфере общественного воспроизводства, с ростом производительности труда и повышением эффективности производства;
- в-третьих, запас знаний, способностей и навыков накапливается в процессе целесообразного сочетания производственной деятельности и соответствующего мотивирования работника;
- в-четвертых, увеличение индивидуальных доходов сочетается с воспроизводством человеческого капитала в широком понимании (дополнительное образование, профессиональная переподготовка реинвестируются в производственную деятельность) [3, с. 104-106].
Происходит процесс кругооборота: собственно человеческий капитал способствует эффективности производства, эффективное производство инвестирует в развитие человеческого капитала. Этот процесс бесконечен, поскольку стремление к увеличению индивидуального и национального богатства и есть стратегия вечного.
Мотивация является исходным основанием и условием для инвестирования в человеческий капитал. Процесс развития человеческого капитала носит развивающий характер; обновление человеческого капитала сопровождается развитием возможностей и способностей индивида с последующей их реализацией. Поэтому мотивами, движущими этот процесс, могут быть как материальные, так и духовные, на которые указывал А. Маслоу: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самоуважения.
За счет увеличения индивидуальных доходов собственников человеческого капитала растет национальный доход страны - так можно обосновать физиологические потребности индивида и страны.
Индивидуальные умения и опыт, которыми наделен отдельный человек, могут заставить его принимать обоснованные правозащитные решения - таково влияние потребностей безопасности на развитие человеческого капитала. Обоснованные рациональные решения большинства людей создают атмосферу безопасности в обществе.
Повышая индивидуальную производительность труда, человек способен выполнять ту работу, которая имеет большую социальную ценность - так социальные мотивы оказывают влияние на развитие человеческого капитала.
Новые идеи, научные разработки, внедряемые в практику, повышают уважение к людям, их предложившим и воплотившим, - таково влияние мотива уважения на развитие человеческого капитала.
Развитие интеллекта и генерация новых технических и технологических идей приводят человека к самоуважению.
Таким образом, прослеживается система взаимосвязанных элементов: развитие рыночной экономики и социальных факторов в обществе позволяет «задействовать» факторы развития человече-
222
ского потенциала, приводящие к росту производительности труда на предприятиях, росту эффективности предприятия за счет внедрений новых технологий и инвестирования в персонал. В качестве интегративной основы указанной системы может выступать человеческий капитал.
Несмотря на то, что знания всегда были одним из важнейших условий развития производства, уникальность современного этапа заключается именно в накоплении человечеством знаний в таком количестве, в котором они перешли в новое качество, превратившись в главный фактор производства.
Рассмотрим на примере значимость категории «человеческий капитал». До недавнего времени считалось, что земля - главный фактор развития Центрального Черноземного региона (для других регионов этот фактор являлся дефицитным); рабочая сила почти во всех регионах Российской Федерации - достаточный фактор производства. Однако экономика регионов и ее развитие свидетельствуют о том, что земля потеряла свое исключительное значение, экономически богаты регионы, не обладающие этим исключительным фактором, но развивающие промышленное производство с учетом человеческого капитала [4, с. 5-20].
Уже в ХХ в. была выявлена относительность факторов производства. По мнению Э. Карневейла, людские ресурсы, взятые в исторической ретроспективе, замещают собой другие. А.Н. Исаенко пишет: «В 1890 г. на долю ресурсов, получаемых от земли, включая минеральные, энергетические и пищевые, приходилось 50% валового внутреннего продукта, в 1957 г. - только 13%. К началу 80-х годов ХХ века - уже менее 10%, и на то время отдача от людских ресурсов достигла 4/5 всего внутреннего продукта» [5, с. 110-127].
Значение капитала, вложенного в материальные ресурсы, снижается. Эффективность сельского хозяйства, пищевой промышленности все меньше определяется материальными активами: размерами землевладения, производственными зданиями, машинами, техникой; в большей степени ценность предприятий формируют «нематериальные ресурсы» - идеи, предприимчивость и творчество персонала, стратегически-интеллектуальное объединение партнеров и т.д. Главное, на что расходуются ресурсы, - это генерация идей, поиск информации, ее обработка, быстрое практическое их применение для производства продукции и получения прибыли.
Успешные предприниматели, как правило, имеют специальное образование и опыт, приобретенный до начала своей независимой профессиональной деятельности, в той сфере, в которой будет работать их предприятие. Уже в ходе работы это помогает принимать верные решения. Опыт в управлении позволяет будущим предпринимателям оптимально организовывать процессы производства и
223
рабочие процессы, лучше выстраивать структуру предприятия, более эффективно управлять сотрудниками и распоряжаться финансами предприятия.
Для того чтобы лучше понять, какое влияние оказывает человеческий капитал на развитие и успешность современного предпринимателя, необходимо его рассмотреть с позиции системного подхода, в соответствии с которым построены три модели рассматриваемой экономической категории.
Первая модель, модель «черного ящика», показывает сущность человеческого капитала, а именно значимость его для предприятия. В качестве входных параметров выступают образование, воспитание, здоровье, то есть та база, которая делает человека объектом воплощения капитала, а на выходе мы получаем определенную общественную полезность, то есть ту выгоду, которую приносит человеческий капитал предприятию. Она может быть выражена как в материальном показателе (определенный процент прибыли, рост различных финансовых показателей), так и в нематериальном (престиж предприятия, корпоративный дух, интеллектуальная собственность).
Вторая модель, модель состава, позволяет представить состав человеческого капитала, выделить главные его составные части, чтобы затем исследовать эту категорию с определенной степенью подробности.
Теоретики, изучающие человеческий капитал, по-разному определяют его состав: И.В. Ильинский выделяет следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры; Добрынин А.И. понимает под человеческим капиталом имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков) [6, с. 297-307].
«Человеческий капитал», как определяют его большинство западных экономистов, состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг [7, с. 3-14].
Рассмотрев различные точки зрения о составе человеческого капитала, можно выделить следующие элементы изучаемой категории, а именно: образование, профессиональную подготовку, здоровье, мотивацию, доход, общую культуру.
Третья модель, модель структуры человеческого капитала, которая представляет собой описание каждого из элементов рассматриваемой категории и взаимосвязь между ними.
Образование включает в себя все те знания, которые человек получает на протяжении своей жизни, то есть общеобразователь-
224
ные (школьное образование и общеобразовательные дисциплины в высших учебных заведениях) и специальные знания (спецпредметы, нацеленные на получение знаний в конкретной области).
Работоспособность человека в любой сфере экономики, на любой должности в значительной степени зависит от его здоровья. Элемент «здоровье» можно разделить на такие две составляющие, как моральное здоровье и физическое здоровье. Физическое - это все то, что человек получает при рождении и приобретает потом, влияющее на его физиологию, а именно: наследственность, возраст, условия окружающей среды и условия труда. Моральное здоровье обеспечивается морально-психологическим климатом в семье и в коллективе.
Профессиональная подготовка включает в себя квалификацию, навыки и опыт работы. Мотивация может быть как к обучению, так и к экономической и трудовой деятельности.
Под доходом подразумевается определенный процент прибыли на одного человека или с одного человека, то есть результат использования человеческого капитала. В данном случае будет рассматриваться доход одного человека, то есть его заработная плата на предприятии.
Общая культура включает в себя все те индивидуальности, которыми отличается один человек от другого, а в частности это интеллект, творческие способности, воспитание, которое формирует определенные моральные принципы, а также все те человеческие качества, которые могут повлиять на деятельность предприятия: ответственность, коммуникативность, креативность и т.д.
Все элементы человеческого капитала связаны между собой, например, повышая свое образование, человек увеличивает и капитал здоровья, и процент своего дохода, и повышает общую культуру. Знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональной подготовке, включая сноровку, получаемую с опытом работы, составляют определенный запас капитала. Денежная ценность этого запаса капитала определяется ставками заработной платы, по которым человеческий капитал могут «арендовать» работодатели на рынке труда. Поиск работы и миграция увеличивают ценность человеческого капитала конкретных людей благодаря увеличению цены (ставок заработной платы, получаемой в единицу времени за использование знаний и навыков работника) [8, с. 58].
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что для того чтобы современный предприниматель был успешен и конкурентоспособен, ему необходимо постоянно наращивать свой человеческий капитал. Это может происходить в таких аспектах, как получение дополнительного образования, дополнительного
225
опыта в той деятельности, которой он занимается и т.д. Все это, так или иначе, способствует тому, что предприниматель получает новую информацию, увеличивает количество новых связей и отношений с другими людьми, которые могут способствовать развитию его предпринимательской деятельности.
В современной экономике человеческий капитал приобретает определяющую роль, являясь важнейшим фактором экономического роста и благосостояния общества. В связи с этим в большинстве компаний уделяется особое внимание его накоплению как самому ценному из всех видов капитала. И чтобы увеличить человеческий капитал, необходимо обращать внимание на каждую его составляющую.
Ссылки:
1. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 08-02-00212а «Инновации, предпринимательство и конкуренция: системное исследование взаимосвязи».
2. Крутий И. Транснациональное взаимодействие и качество человеческого капитала // Вестник общественного мнения. 2008. № 1 (январь-февраль). С. 77-85.
3. Богданова Е.Л. О конкурентоспособности работников на предприятии // Социологические исследования. 1992. № 11. С. 104-106.
4. Нуреев Р.М. Человеческий капитал и его развитие в современной России // Общественные науки и современность. 2009. № 4. С. 5-20.
5. Исаенко А.Н. Человеческий капитал в современной экономике // США-Канада: ЭПК. 2000. № 2. С. 110-127.
6. Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования. СПб., 1999.
7. Капелюшников Р.И. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации // Общество и экономика. 1993. № 9-10. С. 3-14.
8. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала: учебное пособие. Новосибирск, 2000.
226