2 Ткач, A.B. Структурные сдвиги в сельском хозяйстве России за последнее десятилетие. /A.B. Ткач,- Аграрная нау-ка,- 2001,- №9,- С.2-4.
3 Ткач, A.B. Место и роль кооперации в продовольственном обеспечении России / A.B. Ткач, Ю.А. Угрюмова// Достижения науки и техники АПК. - 2002. - №6. -С.59-61.
4 Ушачев, И.Г. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности государств - участниц СНГ / И.Г. Ушачев //Международный сельскохозяйственный журнал. -2000. -№5.-С. 60-64.
5 Глазьев, С. Почему мы самые богатые, а живем так бедно? Вопросы и ответы / С. Глазьев - М., Терра - Книжный клуб, 2003.-303с.
6 Коробейников, М.М. Зарубежный опыт финансирования аграрного сектора и возможность его использования в России. / М.М. Коробейников //Аграрная наука. - 2002. - №3,-С. 19-23.
Информсщиях об авторах Привало Олег Евгеньевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры разведения сельскохозяйственных животных и зоогигиены ФГОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)53-13-30.
Привало Клавдия Ильинична, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры высшей и прикладной математики ФГОУ ВПО «Курская ГСХА».
Мамонова Людмила Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры высшей и прикладной математики ФГОУ ВПО «Курская ГСХА».
Москалев Александр Александрович, кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий кафедрой технологии производства и переработки продуктов животноводства ФГОУ ВПО «Курская ГСХА».
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
C.B. Семыкина
Аннотация. Проведено обобщение существующих теорий и методологий анализа сущности и роль человеческого фактора в рыночной экономике, выделены его социально-экономические формы, определены основные направления и механизмы преодоления кризиса этой сферы, в том числе и в аграрной экономике.
Ключевые слова: человеческий фактор, человеческие ресурсы, рабочая сила, человеческий капитал, трудовые ресурсы, кадровый потенциал, механизм воспроизводства человеческого фактора в рыночной экономике.
Решающая роль человеческого фактора в современном обществе и экономике общеизвестна и не оспаривается. Это обусловлено тем, что только человек наделен способностью осознанно, планомерно, несмотря на природные и исторические катаклизмы вести общество к прогрессу, он обладает такими ресурсами, как творческое начало, физические и духовные способности, предприимчивость, прогнозирование и планирование, обобщение опыта, накопление знаний, обладает научным мышлением, является объектом самых эффективных инвестиций, выступает в качестве неограниченного социально-экономического ресурса.
Экономическая наука последних десятилетий существенно продвинулась в части исследования социально-экономической сущности, форм и роли человека в экономике, и все же многие вопросы этой проблемы продолжают оставаться недостаточно исследованными и решенными. Это приводит к значительному недоиспользованию и потерям ресурсов, обеднению социально-экономической политики, неоптимальной реализации возможностей использования потенциала развития. Обычно его экономическая природа и роль характеризуются такими понятиями, как человеческие ресурсы, рабочая сила, трудовые ресурсы, трудовой потенциал, человеческий капитал, социальный и интеллектуальный капитал, при этом каждая категория связывается с определенным этапом развития общества [1-5]. Недостатки такой характеристики экономической природы и роли человеческого фактора в экономике видятся в том, что он характеризуется при помощи какой-то одной социально-экономической категории, вне их связи, зависимостей и системности.
Человеческий фактор во все времена, прежде всего, выступает в виде совокупности определенных физиче-
ских и духовных ресурсов, которые не только чрезвычайно важны, но и первичны в жизни людей. Их совершенствование за счет новых знаний, здоровья, образа жизни позволяет переходить к более высоким ступеням общественного развития, они являются не только основой трудовой деятельности, но и деторождения, формирования, как сейчас говорят, силовых структур. Конкуренция за присвоение и завоевание этих ресурсов продолжается многие тысячелетия, они выступают в качестве своеобразного национального богатства. Поэтому наращивание их чрезвычайно важно и актуально во все времена, однако считать, что этой категорией полностью раскрывается сущность человеческого фактора нельзя, так как по его поводу имеют место и другие не менее богатые отношения в обществе. Так, тесно связанной с человеческими ресурсами является категория рабочей силы. Традиционно под нею понимается совокупность физических и духовных способностей людей, которые используются в труде, это основа для предоставления трудовых услуг. Роль ее несомненно значительная, общество постоянно развивает рабочую силу, формирует её не только у индивидов, но и в совокупности, в том числе на основе укрепления физических и духовных сил, здоровья, профессионализма, умений, общественного разделения труда, делает её конкурентоспособной. Она предмет множества исследований, однако и она не учитывает многие другие отношения в обществе вокруг человека. К ним следует отнести то, что человеческий фактор выступает и в качестве человеческого капитала, то есть способности за счет инвестиций в человеческие ресурсы, его способности создавать дополнительный социально-экономический эффект, дополнительную прибыль. Под человеческим капиталом следует понимать способность человека создавать дополнительную прибыль за счет здоровья, интеллекта, квалификации, деторождения, предпринимательских способностей, возраста, таланта. Некоторые авторы наряду с понятием человеческий капитал вводят понятия социальный и интеллектуальный капитал, которые, на наш взгляд, являются всего лишь видами человеческого капитала. Они очень похожи на уже перечисленные его виды, так как способны приносить дополнительный доход. Определенное место среди социально-экономических форм человеческих ресурсов занимают и отношения, которые принято характеризовать такими понятиями, как трудовые ресурсы, трудовой потенциал, кадровый потенциал. В отли-
чие от предыдущих социально-экономических отношений (человеческие ресурсы, рабочая сила, человеческий капитал) возникают и отношения не менее богатые, тесно связанные с обычаями, институциональными отношениями, возникающими применительно к конкретным группам людей, оформляемые в виде институциональных норм - законов, обычаев, национальных традиций, так, например, в ряде стран мира широко распространен аналог российской соборности, коллективизм. Поэтому понятие трудовые ресурсы более конкретно и динамично, характеризуется целой системой не только социально-экономических, но и институциональных отношений с конкретными группами людей. Еще более развернутой системой отношений уже как отношений с конкретным человеком является категория кадрового потенциала. В экономической науке и практике сущность кадров часто сводится к понятию рабочая сила, в последнее время - к человеческому капиталу или трудоспособному, экономически активному населению. Это, на наш взгляд, означает, что авторы такого подхода роль всех этих категорий упрощают, рассматривают их как понятия тождественные, хотя, как мы видели, они все являются отношениями самостоятельными, особыми, а поэтому имеют и различное содержание воспроизводства, использования и исчисления, показатели эффективности. Использовать их предлагаемым образом недопустимо, так как за каждым из них находятся совершенно разные системы социально-экономических, институциональных и организационных отношений. В то же время они все тесно взаимосвязаны, а поэтому каждое должно рассматриваться не только самостоятельно, но и в совокупности. Совершенно очевидно, что базовой категорией всех этих отношений являются человеческие ресурсы, которые не только имеют естественные основы, но и развиваются, реализуются в конкретных формах.
Таким образом, если подвести итоги первому этапу анализа сущности человеческого фактора в обществе и экономике, то можно сделать вывод, что это целая система социально-экономических представлений об отношениях по поводу воспроизводства, распределения и использования человеческих ресурсов, которая на различных уровнях функционирования экономики принимает целый ряд особых форм. Существенным недостатком нынешней практики исследования экономической природы и роли человеческого фактора является то, что такие категории как рабочая сила, человеческий капитал, трудовые ресурсы, кадры рассматриваются как аналоги. Они являются частями системы экономических, социальных и институциональных отношений с самостоятельной сущностью, зависят от качества образования, воспитания, здоровья, опыта, профессионализма, образа жизни, национальных традиций, демографической обстановки, качества жизни, информации, объема свободного времени, правового регулирования. В обществе человек должен стоять на первом месте и его проблемы должны решаться в первоочередном порядке, отчужденность от его жизни бизнеса и государства абсолютно недопустима. В этих условиях показатели состояния человеческих ресурсов являются одними из самых глубоких характеристик развития общества, регионов и отраслей. Если представить основные социально-экономические формы человеческого фактора в современном обществе в виде схемы, то они имеют вид, представленный на рисунке 1.
Человеческие ресурсы зависят от многих факторов - образования, здравоохранения, качества жизни, они наращиваются в таких формах, как здоровье, здоровая продолжительность жизни, демографический ресурс, квалификация, интеллектуальные возможности людей, их активность.
Ситуация их деградации, которую можно наблюдать в аграрной экономике России, недопустима, это тормозит развитие всех сторон общества, ведет к его отставанию и регрессу, сокращению численности населения, ухудшению возрастной структуры. Задачи науки и практики видятся в том, чтобы изучать их, выделять факторы, от которых они зависят. Проведенные нами исследования показывают, что ресурсы людей зависят и от состояния культуры, социально-психологического климата в обществе и его ячейках - организациях, регионах, от цивилизационных ценностей, состояния занятости и рынка труда, миграционных процессов, инвестиций в человеческий фактор, интенсивности и условий труда, масштабов и качества отдыха, демографической политики государства, воспитания и стимулирования. В российском обществе и экономической практике нынешнего трансформационного периода нередко можно слышать требования о снятии забот о развитии человеческих ресурсов с бизнеса и общества.
Человеческие ресурсы ззсех видов
Рабочая сила (физические и духовные способности в труде)
Способности к деторождению, воспитанию детей
1 Трудовые ресурсы
Человеческий | Человеческий фак- (трудоспособное
капитал всех видов тор в экономике население но зако-
1 ну, традициям)
/ \
Негрудос пособ ное I
население по воз- Кадровый потенци- Незанятая часть на-
расту, состоянию ал всех категорий селения
здоровья
Рисунок 1 - Основные социально-экономические и институциональные формы человеческого фактора в современной экономике.
Такой подход к воспроизводству человеческих ресурсов абсолютно неприемлем, он означает не только ухудшение воспроизводства человеческого фактора, этой значительной части национального богатства, его деградацию, но и ухудшение базы для формирования человеческого капитала, рабочей силы, трудового и кадрового потенциалов. Это базовые исходные условия улучшения воспроизводства и формирования всех этих социально-экономических форм, в том числе рабочей силы, человеческого капитала, трудовых ресурсов и кадрового потенциала, формирования вооруженных и правоохранительных сил.
Важной, как мы уже отмечали, социально-экономической и институциональной формой человеческих ресурсов является человеческий капитал. В научной и учебной литературе существует некоторая недооценка его сущности и роли в современном обществе. На наш взгляд, его не следует отождествлять с такими понятиями как человеческие ресурсы, рабочая сила, трудовой и кадровой потенциал, это особая сфера социально-экономических и демографических отношений, это способности человека за счет его ресурсов достигать дополнительных форм дохода. Например, продление работоспособной жизни человека позволят ему дополнительно получать значительный доход в виде оплаты труда, пенсионного обеспечения, дивидендов. Аналогичный доход дает образование, деторожде-
ние. Исследования в этой сфере социально-экономических отношений только начинаются, хотя те, кто представляет интересы материнского капитала, являются получателем различного рода пособий, льгот, пенсий, давно уже эти доходы учитывают.
За человеческим капиталом следует рассматривать отношения трудоспособности, обязанностей по призыву в армию и т.д. Мы уже отмечали особый характер их сущности, зависимость не только от базовых качеств человека - его ресурсов, но и от институциональных требований, которые, в свою очередь, зависят от циви-лизационных условий, традиций, законодательства. Эти отношения не следует смешивать с понятиями человеческие ресурсы, человеческий капитал, они более персонифицированы, включают целый ряд институциональных требований - возраст, пол, гражданство, национальность. Это не только отношения вокруг человеческих ресурсов, характера их использования, это еще и более конкретные, индивидуальные и многообразные отношения. Они формируют и категорию кадрового потенциала, который основывается на таких понятиях, как человеческие ресурсы, рабочая сила, человеческий капитал, трудовые ресурсы, и многообразных институциональных отношениях, которые постоянно совершенствуются в рамках трудового законодательства. Они регулируются трудовыми отношениями, организацией труда и его стимулированием. Это своеобразная синтезирующая категория, её использование оказывает значительное влияние на все предшествующие формы человеческого фактора. Анализ одной из них должен предполагать исследование и всех остальных форм в их взаимосвязи.
Если подвести итоги 2-му этапу анализа сущности и роли человеческого фактора в обществе и экономике, его формам, то можно сделать вывод, что его не следует сводить к одной из его многочисленных социально-экономических форм - человеческим ресурсам, рабочей силе, человеческому капиталу, трудовым ресурсам, кадровому потенциалу, все его формы тесно взаимосвязаны, характеризуют его на определенных стадиях воспроизводства, распределения и использования, с позиций не только экономических, но и социальных, и институциональных отношений, а поэтому должны использоваться не только в отдельности, но и в совокупности, как система отношений. Предлагаемый комплексный подход при характеристике сущности и роли человеческого фактора в экономике требует соответствующего его анализа и в части определения его эффективности, выяснения состояния, разработки путей и механизмов повышения его роли и качества. Такой методологический подход к характеристике содержания и роли человеческого фактора важен и для исчисления его количественных и качественных величин, определения его роли и эффективности.
Эффективность человеческого фактора видится в том, что он не только позволяет наращивать производство, увеличивать прибыль, ускорять оборачиваемость капитала, повышать производительность труда, оптимизировать пропорции, но и улучшать демографическую ситуацию, накапливать трудовые ресурсы, повышать занятость, развивать научно-технический прогресс, наращивать численность населения, улучшать его половую и возрастную структуру. Развитие человеческого фактора - важное условие совершенствования общества и экономики, образа жизни, укрепления институциональных отношений - семьи, нации, общества. Обобщение всех направлений эффективности человеческого фактора представлено на рисунке 2.
Особую важность в работе с человеческим фактором представляют вопросы его состояния, динамики наиболее влияющих на него условий, наконец, путей
совершенствования его воспроизводства, распределения и использования. Если взять наиболее сложную сферу российской экономики - аграрный сектор, сельские территории, то здесь процессы воспроизводства человеческого фактора идут крайне противоречиво. Наблюдается картина резкого ухудшения воспроизводства населения, снижения продолжительности жизни, немалых потерь человеческих ресурсов за счет болезней, травм, роста как естественной, так и вынужденной безработицы, ведущей к дисквалификации. Особенно обострились проблемы воспроизводства рабочей силы и человеческого капитала, сельские школы испытывают острую нехватку учащихся, предприятия имеют дефицит квалифицированных рабочих, высококлассных менеджеров, у сельского населения велики тенденции к формированию значительной деградированной части людей, росту дифференциации качества жизни, плотности населения, обеспеченности села специалистами. Серьезные количественные и качественные потери человеческого фактора на всех стадиях его формирования особенно усилилась в период современного экономического кризиса (2008-2011 гг.).
Накопление физических и духовных человеческих ресурсов
Накопление
поенных человеческих ресурсов
Рисунок 2 - Основные характеристики эффективности человеческого фактора в современной экономике
Таблица 1 - Состояние воспроизводства человеческого фактора в аграрной экономике РФ*
Годы Сельское население на 1.1 соответствующего года, млн.чел. Доля населения в трудоспособном возрасте, в % Коэффициент естественной убыли сельского населения, на тыс. чел. Выбытие мэлод. (14-29 лет) на 1000 чел. этого возраста, чел. ё £ -а СП ч 1 о Доля безработных, в% Численность работников, занятых в с.-х. производстве, тыс. чел. в томчисле работников в с.-х. организациях, тыс. чел. Численность работников животноводства, тыс. чел. Уровень занятости селян в трудоспособном возрасте, в %
2000 39,5 54,1 -7,2 42,4 64,2 113 3997 3144 1028,0 703
2005 38,8 58,1 -7,4 33,6 63,4 10,5 2360 1500 450,0 65,5
2008 38Д 60Д -3,0 35,8 66,0 10,0 1682 1252 407,9 673
*) Данные ВНИИЭСХ
Велика роль этого фактора и на селе. Социально-экономическая эффективность человеческих ресурсов и всех их форм в аграрной экономике видится в том, что они позволяют формировать рабочую силу, человеческий капитал, трудовые ресурсы, кадровый потенциал, положительно влиять на демографические процессы, развитие рынка труда, повышать конкурентоспособность экономики на всех её уровнях.
Из данных таблицы 1 следует, что человеческий фактор на селе переживает серьезный кризис: сокращается численность работников сельского хозяйства, сохраняется высокий уровень незанятости, на низком уровне сложилась продолжительность жизни сельского населения, велики масштабны миграции молодежи в города, отрицательным остается коэффициент естественной убыли сельского населения.
Кризис процессов воспроизводства человеческих ресурсов наблюдается и по другим аспектам. Налицо их потери, слабо решаются вопросы формирования рабочей силы, человеческого капитала, трудовых ресурсов, кадрового потенциала, налицо дефицит работников по целому ряду категорий специалистов. Велики масштабы безработицы, текучести кадров, их отчужденности от производства.
Долгое время такое положение в части воспроизводства человеческого фактора считалось объективным, соответствующим требованиям рыночной экономики, однако в условиях постиндустриальной экономики оно все более, особенно в развитых странах, становится неприемлемым. На смену чисто либеральной модели экономики и рынка труда приходит смешанная, социально-рыночная, институциональная модель развития, где наряду с рынками рабочей силы формируются рынки человеческого капитала, кадров, а социальная сфера все более становится приоритетной областью жизни и инвестиций общества.
Причины этих негативных процессов в воспроизводстве человеческих ресурсов видятся в отсутствии современной теории человеческого фактора в рыночной экономике, комплексного подхода в части его воспроизводства и использования, игнорировании взаимосвязи всех его социально-экономических и институциональных форм, в практике рассматривать их в отдельности друг от друга или, наоборот, не видеть между ними серьезных различий. Не преодолена и историческая тенденция рассматривать воспроизводство этого фактора на основе остаточного принципа, медленной перестройки сферы социальных и институциональных отношений.
В этих условиях очень важны и комплексные исследования его состояния, динамики, современных тенденций развития. Несомненно, что они должны включать ныне широко распространенные темы - воспроизводство рабочей силы, человеческого капитала, трудовых ресурсов, кадрового потенциала, но не менее важен и анализ их в совокупности, взаимосвязи, то есть всего агрегата этих отношений вокруг человеческих ресурсов. Не сложился до сих пор в российской, в том числе аграрной экономике эффективный механизм его функционирования, который бы исходил из закона опережающего формирования инвестиций в развитие человеческих ресурсов, из дополнения чисто либерального подхода в части его воспроизводства развитой системой государственного и общественного регулирования его воспроизводства и использования. До сих пор нет и соответствующих методик его прогнозирования и регулирования его количественных и качественных параметров, в результате многие такие отрицательные явления, как снижение уровня образования, рост безработицы становятся устойчивыми тенденциями воспроизводства человеческих ресурсов, особенно на сельских территориях, рассматриваются рядом ученых как объективные и неизбежные явления состояния экономики.
В этих условиях важно проводить не какие-то мелкие мероприятия, а иметь оптимальный социально-экономический, институциональный механизм воспроизводства и использования человеческих ресурсов. В отличие от воспроизводства других не менее важных факторов современного общества, человеческий фактор
выступает не только условием воспроизводства, но и его наиболее общим результатом - национальным богатством, основной целью развития общества и его экономики. Прежде всего, в формировании такого механизма совершенно неприемлемы как чисто либеральные подходы, так и подходы, основанные на принципах этатизма, более приемлема в этой сфере социально-рыночная, институциональная модель его функционирования, предусматривающая использование не только чисто рыночных, но и социальных, и институциональных отношений. Об эффективности ее свидетельствует и опыт многих развитых стран, в том числе и переживающих «национальные чуда». На воспроизводство и использование человеческих ресурсов оказывает влияние целая система факторов, к которым можно отнести такие из них, как - цивилизационный, исторический, глобализацию экономики, национальный, разделение труда, характер экономики, состояние научно-технического прогресса, состояние рынка, воспитание человека, его нравственность. Поэтому эта сфера должна быть предметом глубоких, регулярных наблюдений, прогнозирования, масштабной и достоверной статистики. Заслуживает внимания и практика разработки и использования институциональной концепции кадрового обеспечения общества, стимулирования деторождения, социального развития и воспитания, духовного совершенствования населения. Нуждаются в обобщении, обсуждении и использовании и многие еще слабо в российской экономике задействованные институциональные подходы - семейный, коллективный труд, соборность, а также и такие новые для рыночной экономики подходы, как обязательность труда для всех граждан общества, всеобщность среднего и высшего профессионального образования, утверждение здорового образа жизни. Несмотря на повышение потребления населения, качества жизни, многие вопросы оптимизации воспроизводства и использования человеческих ресурсов в российском обществе решаются не только недостаточно, но и не всегда в правильном направлении. Очень важно стимулировать рост численности населения, продолжительность его здорового, трудоспособного возраста, накопление качественных физических и духовных ресурсов, их творческих, интеллектуальных и социальных сил, что позволит добиваться существенного социально-экономического и научно-технического прогресса, роста конкурентоспособности экономики страны, регионов и предприятий, кадров. Для этого очень важна и активная социально-экономическая политика государства. Одной из «черных дыр» расхищения человеческих ресурсов является незанятость, миграция безработных в другие страны. Некоторые экономисты эти явления считают объективной закономерностью рыночной экономики, но это не так. Государства призваны способствовать созданию рабочих мест, повышению занятости трудоспособного населения, созданию перманентной системы повышения знаний и квалификации населения, наличие безработицы следует считать недопустимым явлением, наиболее расточительной и неэффективной формой использования человеческого капитала, трудовых ресурсов, кадрового потенциала. Следует считать абсолютно недопустимыми потери населения, человеческих ресурсов в результате военных конфликтов, терроризма, болезней, стихийных бедствий, аварий, преступности, инвалидности, заболеваемости, некачественного обучения. Для подобных явлений нет никаких объективных оправданий, сегодня как никогда необходимы условия для сохранения и развития человеческих ресурсов на основе оптимальных, дополнительных инвестиций в человека, проведения масштабной, с учетом всех их форм политики количественного и качественного роста человеческих ресур-
сов, как базовой категории успешного развития общества. Не менее важна и политика государства в отношении механизмов воспроизводства и использования форм человеческих ресурсов - рабочей силы, человеческого капитала, трудовых ресурсов, кадрового потенциала. Очень актуально повысить в этих механизмах роль бизнеса, российский бизнес пока находится на стадии первоначального накопления капитала, часто считает, что инвестиции в человеческие ресурсы должно осуществлять государство или сам работник, сопротивляется социальной нагрузке. На самом деле такая нагрузка на бизнес вполне оправдана, так как её источником является не только инновационная прибыль бизнеса, но и мультипликативный доход, который является результатом общественного характера производства, его развития как системы.
Несомненно, что значительная роль в формировании человеческих ресурсов должна принадлежать и населению, которое призвано ориентироваться не только на сиюминутные, первичные потребности, но и осуществлять инвестиции в здоровый образ жизни, здоровье, образование, преодоление различных негативных явлений в потреблении и поведении людей, укрепление семьи, подготовку и воспитание детей. В последние годы в российском обществе идет формирование многочисленных социально-уродливых форм институциональных отношений - ничем не сдерживаемый человеческий эгоизм, преступность, гражданские браки, си-
ротство детей и т.д. Все это самым отрицательным образом сказывается на воспроизводстве человеческих ресурсов, традициях, образе жизни, способствует усилению кризиса этой сферы общества. Серьезная роль в его преодолении должна принадлежать нравственному и правовому воспитанию людей, пропаганде здорового образа жизни в широком смысле этого понятия.
Список использованных источников
1 Соболева, И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития / И.В. Соболева. -М.: Наука, 2007.-202с.
2 Щетинин, В.П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки / В.П. Щетинин // МЭ и МО. - 2001. -№12. - С. 42-49.
3 Сысоев, С.А. Социальный капитал: институциональный аспект исследований / С.А. Сысоев // Новая экономика. -2007. - С.68-81.
4 Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: учебное пособие / под общ. ред. В.П. Колесова. - М.: Права человека. - 2008. - 636 с.
5 Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по её регулированию. - М.: ФГОУ «Росинформагро-тех», 2010.-260с.
Информация об авторе
Семыкина Светлана Владимировна, аспирант ФГОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712) 53-13-30.
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОИЗВОДСТВА КОРМОВ
О.Н. Куц, НС. Прусов
Аннотация. Проанализирована динамика производства кормов в сельскохозяйственных организациях Курской области. Проведена оценка уровня интенсификации кормопроизводства.
Ключевые слова: производство кормов, интенсификация кормопроизводства, кормовые площади, механизация, выход кормовых единиц с 1 га.
В сельском хозяйстве среди отраслей производства особое место занимает молочное скотоводство. От темпов его развития зависит снабжение населения страны продуктами питания, а также обеспечение сырьем промышленности. При этом продуктивность и экономическая эффективность молочного скотоводства зависят не только от абсолютной обеспеченности поголовья кормами, но и от их структуры, биологической полноценности рациона.
Сбалансированный рацион влияет не только на величину надоев, но и определяет состав молока. Как это отражается на доходах сельскохозяйственных производителей, зависит от системы оплаты, установленной молокоперерабатывающим предприятием. Но даже если молокозавод платит только за килограммы поставляемого молока, влияние сбалансированного рациона на величину дохода уже будет значительным. Оно будет еще больше, если на заводе при оплате учитывают килограммы содержащегося в молоке жира и белка.
В связи с этим роль кормопроизводства в развитии молочного скотоводства очевидна.
В целом, как видно из таблицы 1, производство кормов за период исследования сокращается с 533,5 до 255,6 тыс. тонн к.ед., или в 2,1 раза. При этом производство грубых кормов снизилось в 2,1 раза, сочных кормов в 3,0 раза, концентратов в 1,6 раза. Данные изменения говорят о том, что в хозяйствах возрастает доля концентрированных кормов в структуре рациона
животных. Это приводит к перерасходу концентрированных кормов в расчете на единицу продукции. По зоотехническим нормам корма, используемые для производства молока, должны содержать в среднем 100-110 г переваримого протеина в расчете на 1 к.ед. Считается, что недостаток в рационе 1% протеина влечет за собой перерасход 2% корма.
При этом комбикорма отечественного производства не сбалансированы по белку и аминокислотам и до 40% фуражного зерна скармливается без подготовки и обогащения.
Таблица 1 - Динамика производства кормов в сельскохозяйственных организациях Курской области _В тысячах тонн к. ед.
Показатели Годы 2009 г. в % к 2000 г.
2000 2005 2006 2007 2008 2009
Концентраты 169,9 143,8 122,8 116,1 125,6 108,5 63,9
Грубые корма
- всего, 196,4 175,1 148,8 112,4 129,5 92,1 46,9
в т.ч.:
- сено 43,1 46,3 44,7 41,3 39,5 29,0 67,3
- солома 72,7 43,3 27,7 28,6 32,0 19,2 26,4
- сенаж 80,6 85,5 76,4 52,5 58,0 43,9 54,5
Сочные корма
- всего, 167,1 94,0 70,7 76,6 75,9 55,0 32,9
в т.ч.:
-силос 161,3 91,5 70,0 75,7 75,3 54,2 33,6
- корнеплоды 5,2 2,2 0,6 0,9 0,5 0,8 15,4
Травяная
мука 0,6 0,3 0,2 0,1 - - -
Всего заго-
товлено, тыс.
тонн к. ед. 533,5 412,9 342,4 305,1 330,9 255,6 47,9