УДК 903.22«638»(571.150)
О.С. Лихачева
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
ЧЕКАН РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ИЗ БИЙСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Одним из наиболее совершенных видов оружия ближнего боя являются чеканы. Они получают широкое распространение с начала I тыс. до н.э. у кочевых племен Центральной Азии, встречаясь на территории Лесостепного Алтая в материалах трех археологических культур: большереченской, каменской и быстрянской. В рамках данной работы переопубликовывается экземпляр, хранящийся в Бийском краеведческом музее. Приводится подробное описание изделия, в том числе его метрические показатели, не ясные по предыдущим публикациям. Уточнение данной информации позволяет более обоснованно определить его хронологические позиции и культурную принадлежность.
Ключевые слова: чекан, вооружение, ранний железный век, Лесостепной Алтай, быстрянская культура, древковое оружие.
Чеканы - одно из наиболее совершенных видов оружия ближнего боя, благодаря своей высокой проникающей способности. Они получают широкое распространение с I тыс. до н.э. у кочевых племен Центральной Азии [Горелик, 2003, с. 48]. На территории Лесостепного Алтая чеканы фиксируются в материалах таких культур ранне -го железного века, как большереченская, каменская и быстрянская [Лихачева, 2013, с. 52-54; 2015, с. 16]. Часть изделий происходит из закрытых комплексов, но многие не связаны с конкретными памятниками. Одна из таких случайных находок, относящаяся к рассматриваемому виду вооружения, хранится в Бийском краеведческом музее им. В.В. Бианки. В 2013 г. чекан экспонировался на витрине «Эпоха ранних кочевников». Благодаря помощи сотрудника музея Л.И. Чего-даевой автору статьи удалось произвести визуальное ознакомление, обмеры, фотосъемку и отрисовку этого предмета. Ранее он публиковался Г.Е. Ивановым [1987, с. 18, рис. 6.-1]. Но, поскольку данная работа была посвящена в целом комплексу вооружению племен Лесостепного Алтая в раннем железном веке, рассматриваемое изделие упоминалось вскользь, без подробного описания морфологических особенностей и размеров. Рисунок, в свою очередь, также не дает исчерпывающей информации из-за небольших размеров и отсутствия масштаба. Представленная нами работа призвана уточнить сведения по этому образцу, тем более, что чеканы не представлены большим числом находок на территории Лесостепного Алтая, следовательно, любая информация расширяет сведения о развитии данного вида оружия в рассматриваемом регионе.
Чекан изготовлен из цветного металла (вероятно, бронза) и имеет втульчатый способ насада. Общая форма втулки представляет усечен-
ный конус. В верхней части, на одной линии с бойком и обухом, находится широкое ва-ликообразное утолщение. Обух и боек изделия находятся под углом относительно втулки. Обух имеет овально-прямоугольный абрис, овальное сечение и скругленный торец. Боек изделия стержневидной формы, округлого сечения и незначительно приострен на окончании. Особенностью этого экземпляра является орнитоморфное изображение (голова хищной птицы или грифона) между бойком и втулкой. Хорошо читается глаз, обрамленный валиком в форме полумесяца с выпуклой точкой-зрачком по центру. Ярко выражен загнутый клюв, на котором каплевидным углублением обозначена ноздря. Ближе к углу между бойком и втулкой находится «щека». На изделии читаются незначительные следы коррозии и литейные браки, патины нет (рис.). Чекан обладает следующими параметрами: боек - 10,3*1,5x1,5 см; втулка -4,9x3,9x3,9 см; обух - 7*2*2 см.
Коротко остановимся на происхождении данного вида оружия и рассмотрим аналогии публикуемому изделию. Прототипами чеканов считаются боевые кирки Месопотамии, которые появились в III тыс. до н.э. и распространились по всему Ближнему Востоку, но не получили дальнейшего развития. Чеканы в своей «классической» форме стали производиться только в последние века II тыс. до н.э. в степях Центральной Азии и Китае. Первые изделия изготавливались из бронзы и на данных территориях применялись до ГУ-Ш вв. до н.э. [Горелик, 2003, с. 48-49, табл. ХХУШ.-70, 82-83, 106-107, 112].
Втульчатый способ насада встречается у чеканов с ХП-Х вв. до н.э., происходящих из северных областей Китая и из Забайкалья. Экземпляры с таким способом насада встречаются в материалах Тувы конца К-УШ в. до н.э., Южного Зауралья УП-УТ вв. до н.э., Уральско-Волжского региона УП-У вв. до н.э., Хакасско-Минусинской котловины УП-Ш вв. до н.э., Горного Алтая 2-й половины У в. до н.э. - 3-й четверти № в. до н.э. [Горелик, 2003, с. 48-49]. Большое распространение получают втульчатые
Чекан раннего железного века из Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки
чеканы в У1-У вв. до н.э. у носителей ананьинской культуры [Васильев, 2004, рис. 17.-2, 3; 19.-4].
Наклонные обух и боек характерны для изделий культур Южной Сибири, Южного Зауралья, а также Среднего Поволжья. Они встречаются у тагарских чеканов УП-Ш вв. до н.э., раннесакских УП-У1 вв. до н.э., ананьинских У1-У вв. до н.э. и пазырыкских У1-1У вв. до н.э. [Членова, 1967, табл. 8; Степанова, 1987, с. 183, рис. 5.-1; Могильников, 1992, табл. 72.-62, 78.-35; Мандельштам, 1992, табл. 63.-1; Горелик, 2003, табл. ХХУШ.-88-96; Васильев, 2004, рис. 17.-2, 3; 19.-4; Таиров, 2007, рис. 2.-19].
Скругленный торец обуха и стержневидный боек известны у ран-несакского чекана из могильника второй половины VII в. до н.э. Ир-тяш-14 [Таиров, 2007, рис. 2.-19]. Такое же оформление этих деталей имеют тагарские образцы У-У вв. до н.э. [Членова, 1967, табл. 8]. В это же время рассматриваемые признаки фиксируются у изделий, происходящих с городища Кара-Обыз и из Новоуфимского могильника, относящихся к ананьинской культуре [Васильев, 2004, рис. 17.-2, 3; 19.-4]. Встречаются они и у пазырыкского чекана из памятника У в. до н.э. -3-й четверти ГУ в. до н.э. Кастахта [Степанова, 1987, с. 183, рис. 5.-1].
Особым элементом у экземпляра из Бийского краеведческого музея является, как отмечалось выше, орнитоморфное изображение. Возникновение традиции помещать между бойком и втулкой головку хищной птицы исследователи относят к УШ в. до н.э. и связывают с территорией современных Хакасии и Тувы, считая, что именно из этих районов чеканы с таким признаком распространяются в другие регионы [Куроч-кин, Субботин, 1993, с. 60-61]. Встречается этот элемент у изделия из раннесакского могильника Иртяш-14 2-й половины УН в. до н.э. и среди тагарских изделий У-У вв. до н.э. [Членова, 1967, табл. 8; Таиров, 2007, рис. 2.-19]. Наиболее близкие стилистически орнитоморфные изображения фиксируются у чеканов ананьинской культуры У-У вв. до н.э. [Васильев, 2004, рис. 17.-2, 3; 19.-4]. В целом, наиболее близкими аналогиями рассматриваемому экземпляру являются изделия, происходящие из памятников У-У вв. до н.э. Кара-Обыз и Новоуфимский могильник [Васильев, 2004, рис. 17.-2, 3; 19.-4].
Исходя из приведенных аналогий рассматриваемое изделие типологически может быть датировано У-У вв. до н.э.
Более сложным является вопрос культурной принадлежности данного чекана. Его местонахождение связывают с территорией Бийска, более точных сведений о нем в музее не имеется. Данная область входит в ареал двух культур, в материалах которых есть этот вид древкового оружия: большереченская (УП-У вв. до н.э.) и быстрянская (У-Ш вв. до н.э.). Стоит отметить, что все изделия, соотносимые с большере-ченской культурой, являются случайными находками. Те же чеканы, которые происходят из ее ареала и типологически датируются време-
нем ее бытования, имеют иной набор признаков: прямые обух и боек, граненую боевую часть, уплощенный обух со спрямленным торцом. В свою очередь, по памятникам быстрянской культуры пока известны только вотивные образцы бронзовых чеканов. В то же время даже у этих уменьшенных копий можно отметить схожие с рассматриваемым изделием черты: округлое сечений бойка и овальное сечение обуха [Казаков, Семибратов, Редников, Матренин, Григоров, 2015, рис. 1.-8; Казаков, Семибратов, Ситников, Матренин, Григоров, 2016, рис. 1.-2]. Кроме того, время бытования большереченской культуры ограничивается У в. до н.э., а верхняя дата рассматриваемого изделия доходит до У в. до н.э. Таким образом, на наш взгляд, более вероятно связать его с материалами быстрянской культуры.
Таким образом, чекан из Бийского краеведческого музея им. Биан-ки может быть отнесен к раннему комплексу вооружения быстрянской культуры. Его типологическая датировка определяется У-У вв. до н.э. Это изделие расширяет представления о военном деле населения северных предгорий Алтая в раннем железном веке, в частности о видовом и типовом составе древкового оружия ближнего боя.
Библиографический список
Васильев Ст.А. Ананьинский звериный стиль. Истоки, основные компоненты и развитие // Археологические вести. СПб., 2004. Вып. 11. С. 275-297.
Горелик М.В. Оружие Древнего Востока (1У тысячелетие - ТУ в. до н.э.). СПб., 2003. 336 с.
Иванов Г.Е. Вооружение племен Лесостепного Алтая в раннем железном веке // Военное дело древнего населения Северной Азии. Новосибирск, 1987. С. 6-27.
Казаков А.А., Семибратов В.П., Редников А.А., Матренин С.С., Григоров Е.В. Исследование погребального комплекса быстрянской культуры Каменка в Советском районе Алтайского края // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2015. Вып. XXI. С. 103-109.
Казаков А.А., Семибратов В.П., Ситников С.М., Матренин С.С., Григоров Е.В. Новые исследования погребений быстрянской культуры на могильнике Каменка в Советском районе Алтайского края // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2016. Вып. XXII. С. 126-132.
Курочкин Г.Н., Субботин А.В. Боевые чеканы (клевцы) с головкой хищной птицы между бойком и втулкой в азиатской и европейской частях скифского мира (к проблеме происхождения и распространения) // Античная цивилизация и варварский мир. Новочеркасск, 1993. Ч. II. С. 59-64.
Лихачева О.С. Комплексы вооружения и развитие тактики боя у населения Лесостепного Алтая во второй половине I тыс. до н.э. // КСИА. М., 2013. Вып. 231. С. 49-59.
Лихачева О.С. Вооружение и военное дело населения Лесостепного Алтая в раннем железном веке (УШ-[ вв. до н.э.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Барнаул, 2015. 24 с.
Мандельштам А.М. Ранние кочевники скифского периода на территории Тувы // Археология СССР. Т. 11: Степная полоса Азиатской части СССР в ски-фо-сарматское время. М., 1992. С. 178-196.
Марсадолов Л.С. Восточные балбалы и западные поминальники.
Могильников В.А. Саргатская культура // Археология СССР. Т. 11: Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992. С. 292-311.
Степанова Н.Ф. Могильник скифского времени Кастахта // Археологические исследования на Алтае. Барнаул, 1987. С. 168-183.
Таиров А.Д. Кочевники Урало-Казахстанских степей в VII-VI вв. до н.э. Челябинск, 2007. 274 с.
Членова Н.Л. Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры. М., 1967. 268 с.
O.S. Likhacheva
Altai State University, Barnaul, Russia
AXE OF THE EARLY IRON AGE FROM THE BIYSK MUSEUM OF LOCAL LORE
One of the most advanced types of melee weapons are battle picks. They are widely distributed since the beginning of the 1st millennium BC among the nomadic tribes of Central Asia in the territory of the forest-steppe Altai in the materials of three archaeological cultures: Bolsherechenskaya, Kamenskaya and Bystryanskaya. The article republishes the product which is kept in the Biysk Local Lore Museum, gives a detailed description of the product, including its metric indicators which are not clear from previous publications. Refining this information allows us to more reasonably determine its chronological position and cultural affiliation.
Key words: battle pick, weapon, early iron age, forest-steppe Altai, Bystrianskaya culture, flagon weapons.
УДК 902«638»(571.1)
Л.С. Марсадолов
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
ВОСТОЧНЫЕ БАЛБАЛЫ И ЗАПАДНЫЕ ПОМИНАЛЬНИКИ КАК ВАЖНЫЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САКРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПАЗЫРЫКЕ НА АЛТАЕ
После исследований С.И. Руденко, М.П. Грязнова и С.С. Сорокина в 19201960-е гг. более десяти лет археологические памятники в урочище Пазырык в научной литературе не рассматривались, хотя обследовались многими археологами и любителями истории.
Во время небольших археологических разведок в 1979, 1980 и 1995 гг. особое внимание автор уделил уточнению топографии больших курганов в Па-зырыке, составлению планов различных выкладок вокруг них, измерению расстояния между ними, а также камням-балбалам, расположенным с восточной стороны от больших курганов.
Разнообразные по форме каменные объекты вместе с балбалами и большими курганами образуют сложную обрядовую погребальную систему органи-